Формирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 472.83 Kb.
НазваниеФормирование гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе технологического университета 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
страница1/2
КРАСНООК ЗИНАИДА ПАВЛОВНА
Дата27.12.2013
Размер472.83 Kb.
ТипАвтореферат
источник
  1   2


На правах рукописи


КРАСНООК ЗИНАИДА ПАВЛОВНА


Формирование гражданственности у

студенческой молодежи в образовательном

процессе технологического университета


13. 00. 01 – общая педагогика, история педагогики и образования.


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Майкоп

2007


Работа выполнена в Кубанском государственном технологическом университете.


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор

^ Реутова Людмила Петровна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Хакунов Нурбий Хасанбиевич

Кандидат педагогических наук, доцент

Шумахова Зарема Нурбиевна


Ведущая организация: Кубанский государственный университет.


Защита состоится «21» мая 2007 года в 13-00 часов на заседании диссертационного

совета ДМ 212.001.04. в Адыгейском государственном университете по адресу:

385 000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного

университета.


Автореферат разослан «21» апреля 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор - М.Р.Кудаев

^ Общая характеристика работы

Актуальность исследования. История последних десятилетий убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном мире активизирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры. Критическая ситуация, в которой оказалось молодое поколение, требует обращения к определенной системе ценностей, связанных с лучшими национальными традициями, общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, определяющего отношение человека к окружающему миру и другим людям.

Решение многих актуальных проблем современного общества существенным образом зависит от уровня сформированности гражданственности подрастающего поколения, поэтому гражданское развитие личности представляет важнейшую составляющую образовательного процесса.

Данная проблема в педагогической науке и практике нашла отражение: при разработке теоретических основ гражданского воспитания (А.С.Гаязов, Н.В.Иванова, М.И.Рожков и др.); систем ценностных ориентаций личности (Е.В.Бондаревская, М.А.Дмитриева, Р.М.Рогова, В.Н.Сагатовский и др.); принципов формирования гражданственности; уровней гражданской воспитанности молодежи в целом ( И. М. Брызгалова, А. И. Кочетов, В.С.Мухина, Р. М. Нугаев, Т. А. Панкова, Н. Д. Савотина, М. И. Шилова), принципов формирования гражданской позиции ( О. И. Мартынюк, Т. А. Мерцалова, Ю. М. Рудин и др.), механизмов формирования личности ( В.Е.Гурин, А.А. Зиновьев, И.П. Иванов, И.М. Ильинский, И С. Кон, А.И. Кочетов, С.В. Кульневич, А.С. Макаренко, И.С.Марьенко, Э.Ш. Натанзон, В.П. Прохоров, Н.С.Пряжников, Л.И. Рувинский, Г. И. Филонов, В.С. Чудный, Е.А.Ямбург).

Определенное внимание в последние годы уделялось отдельным социальным и политическим аспектам гражданского воспитания молодежи и различным подходам к нему в современных условиях (Г.П.Акопов, И.С.Артюхова, Г.П. Артемов, З.И. Василевич, А.А.Иудин, А.П.Кочетков, И.Д.Лельчинский, Н.Д.Никандров, А.Ф.Никитин, Г.Н.Филонов, Г.А.Чередниченко и др.), а также проблемам эволюции идеи гражданского воспитания на разных этапах развития педагогических знаний (О.И. Волжина, В.В.Крамник, Е.Ю.Кривошеина, М.И.Шилова).

Выполнен ряд исследований, в которых рассматриваются условия формирования гражданственности школьников (И.С. Артюхова, Е.В Бондаревская, Т.М.Иванова, Л.И.Карцев, Н.И.Лапин, Н.А.Масюков, Г.Б.Пуйман, Г.Б.Скок, Н.Д.Сорокина, В.В.Чечет); формирование гражданственности молодежи в условиях общественного молодежного объединения и организации (А. А. Зиновьев, И. М. Ильинский, В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев А.Г. Кирпичник, К. Д. Радина, Ю. П. Селиванов, В. А.Сластенин, Ю. П.Строков, Е. В. Титова).

В последние десятилетия развертываются исследования теоретического и прикладного характера по гражданскому образованию. Различные аспекты этой

проблемы освещаются в работах современных философов, психологов, педагогов (А.Г.Асмолов, И.Д.Фрумин, А.Н.Тубельский, В.А.Караковский, Я.В.Соколов, З.К.Шнекендорф, Е.А Ямбург).

Опыте педагогов Самарской, Тульской, Воронежской, Калужской областей по организации гражданского образования и воспитания молодежи раскрыт в трудах В.Н.Пахомова, В.В.Башева, Т.В.Болотиной, И.В.Калиш, М.Е.Жихаревича, М.Е.Жуковой, Р. П. Макейкиной, П.П. Симоненко, В.Н.Шубкина и др.

Вместе с тем, в педагогической науке остается неисследованным ряд актуальных вопросов, связанных с формированием гражданственности студенческой молодежи технологического вуза в образовательном процессе непедагогических вузов: концептуальные основы системы формирования гражданственности; содержание и структура гражданского студентов к профессиональному и личностному взаимодействию в гражданском обществе и правовом государстве.

Изучение образовательной практики в вузе показывает, что процесс формирования гражданственности студентов целенаправленно не осуществляется.

В результате сложился ряд противоречий:

- между потребностью общества в социально активной студенческой молодежи, готовой к гражданскому самоопределению, на основе гражданской позиции и гражданской компетентности и не готовностью образовательного процесса в вузе обеспечивать данный социальный запрос;

- между востребованностью данного интегрального качества у студенческой молодежи и недостаточной разработанностью методических, теоретических и практических основ ее формирования в образовательном процессе не педагогического вуза;

Обозначенные противоречия определили суть проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования гражданственности студенческой молодежи в непедагогическом вузе согласно ее социально-содержательной и структурно - интегральной характеристике как личностного феномена?

^ Объект исследования – образовательный процесс в технологическом вузе.

Предмет исследования – педагогические условия формирование гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза.

^ Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить систему эффективных педагогических условий формирования гражданственности в образовательном процессе технологического вуза.

^ Гипотеза исследования - процесс формирования гражданственности студенческой молодежи в технологическом вузе будет эффективным, если:

-в содержание образования включить систему педагогических, правовых, психологических, социально-политических знаний, способствующих формированию человека - гражданина демократического общества и правового государства;

- целостный образовательный процесс технологического вуза основывается на педагогической модели формирования гражданственности студенческой молодежи;

- использовать продуктивные педагогические технологии гражданского самоопределения студенческой молодежи технологического вуза.

^ Задачи исследования:

1.Выявить сущность, структуру и критерии сформированности гражданст-

венности как интегрального качества личности.

2. Разработать модель процесса формирования гражданственности студенческой молодежи, отражающую его концептуальную основу.

3.Теоретически обосновать систему педагогических условий, способствующих эффективному формированию гражданственности студенческой молодежи технологического вуза.

4.Технологически обеспечить формирование гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза, представив процедурно деятельность субъектов как определенную систему действий, обеспечивающую гарантированный результат.

^ Методологической основой исследования является гуманистический (А.С. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Б.П. Битинас), деятельностный (П.Я. Гальперин, А.А. Леонтьев, А.А. Зиновьев, И.М. Ильинский, В.А. Сластенин) и личностно - ориентированный (В.Е. Гурин, И.С. Кон, И.П. Иванов, М.И. Шилова) подходы к формированию гражданственности в образовательном процессе, а также концепция непрерывного образования, концепция целостного подхода к организации образовательного процесса, формирования личности (Е.П. Белозерцев, А.П. Владиславлев, В.С. Ильин, Ю.П. Кулюткин); концепция оптимизации процесса обучения в высшей школе (О.А. Абдуллина, Ю.К. Бабанский, В.Н. Гуров, В.И. Каган, Н.В. Кузьмина, А.Д. Суханов, И.А. Сыченков); теория проблемного обучения (В.В. Давыдов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), активизации учебно-познавательной деятельности в высшей школе (М.М. Анцибор, А.В. Брушлинский, А.А. Вербицкий, П.И. Пидкасистый).

^ Теоретической основой исследования явились психологические теории личности, закономерности ее социализации (В.Н. Гуров, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов); концепция междисциплинарной интеграции (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Ю.С. Тюнников, И.П. Яковлев); концепция средового подхода к обеспечению целостности педагогического процесса (В.Н. Бочарова, В.Н. Гуров, Р.Г. Гурова, Л.Я. Рубина), организации гражданского воспитания подрастающего поколения (О.С. Газман, А.И. Кочетов, В.А. Караковский, Л.И. Маленкова, О.В. Крючкова, М.И. Шилова, О.А. Хаткевич ), теоретические разработки в области педагогических технологий ( В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, Н.А. Савотина, Л.Б. Соколова, Е.Н. Степанов, Н.Е.Щуркова); идеи по проблеме социализации молодежи (И.Д. Никандров, А.Ф. Никитин, С.А. Шмаков, Г.А. Чередниченко, Л.М. Фридман); теоретические основы педагогического проектирования (В.П. Беспалько, И.И. Ильясов, Ю.С. Тюнников).

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования. Среди них: теоретические - анализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы, теоретическое обобщение, синтез теоретических положений с учетом новых фактов и конкретных условий; эмпирические - наблюдение, опрос, интервьюирование; диагностические - анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности, обобщение независимых характеристик); экспериментальные - констатирующий, формирующий эксперименты, ранжирование.

^ Личный вклад соискателя состоит в следующем: в разработке концептуальных положений исследования, модели и программы эффективного формирования гражданственности у студентов, в организации и проведении экспериментальной работы, анализе полученных результатов.

^ Организация и база исследования. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе Кубанского государственного технологического университета, ГОУ «Профессиональное училище №1 , г.Краснодара », «НОУ образовательное учреждение Северо-Кавказский техникум «Знание» г.Краснодара. В опытно-исследовательском исследовании приняли участие 421 студент 1- 4 курсов различных факультетов университета, 64 преподавателя; 186 студентов 1- 5 курсов социально - гуманитарного факультета Кубанского государственного технологического университета, более 300 учащихся вышеназванных образовательных учреждений.

^ Основные этапы исследовани: Исследование, начатое в 2001 году, складывалось из трех этапов:

На первом этапе (2001-2002 гг.) - изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике, обобщался опыт формирования гражданственности студенческой молодежи, изучался опыт работы общественных объединений по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. Определялись теоретическая база и методологическая основа исследования, исходные позиции автора, установлен объект, предмет, цель и задачи, сформулирована рабочая гипотеза, определены основные методы исследования. Проводился констатирующий эксперимент, моделировался формирующий эксперимент.

На втором этапе ( 2002 – 2004 гг. ) - была проведена опытно- экспериментальная работа по выявлению условий и факторов изучаемого процесса, анализ и оценка ее результатов, разработка рекомендаций по эффективному осуществлению процесса формирования гражданственности. Основные методы: целенаправленное наблюдение, посещение и анализ занятий по различным дисциплинам технологического и гуманитарного цикла, анкетирование студенческой молодежи, преподавателей, беседы с кураторами, деканами и заведующими, со специалистами музея Куб ГТУ, обработка материалов, реализация программы.

На третьем этапе (2004-2007гг.) – был завершен формирующий эксперимент. Оформлены и внедрены в практику работы кураторов рекомендации по формированию гражданственности студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки. Уточнялись теоретико-экспериментальные выводы: обобщались, систематизировались и оформлялись полученные результаты. Использованы следующие методы исследования: педагогический эксперимент, апробация программы формирования гражданственности у студенческой молодежи в образовательном процессе училища, техникума, вуза, анализ результатов исследования и обобщение материала, его обработка.


^ Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыта с учетом современных ценностных трансформаций сущность гражданственности как интегрального качества личности, выражающего единство социально заданного и субъектного императива нравственности;

- выявлены факторные возможности формируемой у студентов гражданственности в развитии их профессионализма и способов его реализации в будущей деятельности на уровне общественного долга.

- разработаны сопряженные модели гражданственности и процесса ее формирования у студенческой молодежи, включающие соответственно их структурные компоненты, уровневые критерии и показатели, основообразующие принципы и организационно-содержательные этапы, в совокупности существенно изменяющие ценностно-смысловые аспекты образовательного процесса в технологическом вузе.

^ Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

-конкретизировано понятие «гражданственность» соответственно обозначаемому личностному феномену с позиций формирования его когнитивных, эмоциональных и нравственных характеристик как проявление сущего в отношении человека к обществу.

-обоснованы возможности проектирования педагогического процесса формирования гражданственности студентов технологического вуза.

-научно обоснована взаимосвязь профессионально значимых качеств и гражданственности будущего специалиста, в совокупности обеспечивающие высокий уровень его профессионализма и социальной эффективности в предстоящей деятельности.

-разработана модель формирования гражданственности, обогащающая содержательно, профессиографически и методически образовательный процесс в технологическом вузе.

^ Практическая значимость исследования выражается в разработке и апробации целевой программы формирования гражданственности студентов «РОСТ», сопровождающих ее дидактических материалов, диагностического инструментария для определения уровней ее сформированности, авторских тренинговых программ развития студентов как лидеров и организаторов молодежного общественного движения.

^ Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались на Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции 24 сентября 2004 года, на Х1 Всероссийской научно-практической конференции 23 сентября 2005 года (г.Краснодар), были опубликованы в сборнике (т. 23) «Труды Куб ГТУ». По теме исследования у автора имеется двенадцать публикаций, общим объемом 1,7 печатных листов. Ход исследования, его основные положения и результаты обсуждались на заседании кафедры философии, на заседании методической комиссии социально-гуманитарного факультета Куб ГТУ, на заседании кафедры педагогики.

^ Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов педагогического исследования, адекватных его предмету и задачам, опытно-экспериментальной проверкой гипо


тезы, всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных, личным участием автора на всех этапах исследования.

^ На защиту выносятся следующие положени:

1. Гражданственность-это интегральное качество личности, которое структурно-содержательно фокусирует когнитивные (общественно-политическая и правовая компетентности), эмоциональные (патриотические, интернациональные чувства) и нравственные характеристики как проявление сущего в отношении человека к обществу.

2. Модель формирования гражданственности представляет педагогическую систему, включающую объект-субъект-субъектное целеполагание, иерархию структурных компонентов, их уровневые критерии и показатели, взаимосвязь социально и профессионально-проективных принципов, гуманитарное содержание, эффективные формы и методы его реализации и прогнозируемый результат. Данная модель реализуется в контексте основных задач профессиональной подготовки будущих специалистов, а ее ведущими механизмами выступают: самоидентификация с идеалом человека - гражданина, социально - ролевые диспозиции студенческой молодежи к осуществлению гражданского долга, соуправление и самоуправление как метод самокоррекции в общественно значимой деятельности.

3. В образовательном процессе технологического вуза формирование гражданской позиции студенческой молодежи осуществляется при соблюдении следующих педагогических условий:

- обеспечение интеграции гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического знания в содержании образовательного процесса технологического вуза;

- ориентация преподавателей технологического вуза на педагогическую модель процесса формирования гражданственности студенческой молодежи;

- мотивация гражданского, правового, общественно-политического самовоспитания;

-включение в образовательный процесс технологического вуза педагогических технологий подготовки будущих специалистов как граждан демократического общества и правового государства;

- реализация субъектной гражданской позиции студенческой молодежи через групповую и индивидуальную общественно-политическую деятельность и волонтерское движение.

4. Последовательное осуществление этапов формирования гражданственности (диагностический, организационно-педагогический, аналитико-рефлексивный, самоидентификационный и самокоррекционный) обеспечивается системой эффективных методов (убеждение, подражание, упражнение, приучение, стимулирование и контроль) и инновационных форм (молодежное движение, социально-политические клубы, волонтерские акции), инициирующих гражданские действия студентов.

^ Структура и объем диссертаци. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Основной текст изложен на 232 страницах и включает 8 рисунков, 24 таблицы и 21 приложение. Список литературы насчитывает 229 наименований, в том числе 2 на иностранном языке.

^ Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и определен научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

^ В первой главе «Теоретические основы формирования гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе» анализируются актуальные проблемы формирования гражданственности студенческой молодежи. Определены сущность, содержание и структура гражданственности, выделены компоненты и критерии ее сформированности, определены требования к организации образовательного процесса, направленного на эффективное формирование гражданственности у студентов в образовательном процессе вуза. Теоретически обоснованы признаки, показатели и критерии, структурные компоненты, разработаны уровни определения степени сформированности данного качества личности, определены педагогические условия ее формирования. Рассмотрено взаимодействие общественных молодежных объединений и организаций с государственными структурами и социальными институтами в воспитании гражданственности молодежи.

^ Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза» определяются принципы моделирования процесса формирования гражданственности студенческой молодежи, анализируются результаты экспериментальной проверки программы «РОСТ», процесса формирования гражданственности студенческой молодежи в условиях технологического университета с позиции содержания, эффективных педагогических форм, средств и методов. Представлены методы диагностики и оценки результатов эффективности процесса формирования гражданственности студентов в количественных и качественных показателях.

^ В заключении обобщены результаты исследования и сделаны выводы.

В приложениях представлен материал, использованный для диагностики и оценки сформированности гражданственности у студентов как будущих специалистов и как граждан, а также диагностический инструментарий исследования нравственных качеств гражданина и методические рекомендации для кураторов и преподавателей по формированию гражданственности у студентов, целевая программа «РОСТ».


^ Основное содержание работы

Гражданственность является важным показателем социальной зрелости студенческой молодежи. Несмотря на широкое использование понятия «гражданственность» в общенаучной лексике, единого, общепринятого толкования данной дефиниции до сих пор не существует. В нашем исследовании понятие «гражданственность» проанализировано во взаимосвязи с такими понятиями, как «компетентность, «зрелость», «позиция», «образование», «политика», «право» Данное понятие рассмотрено с точки зрения разных наук: философии, социологии, педагогики,


психологии. Наиболее сущностными характерологическими признаками гражданственности являются следующие.

^ Гражданская компетентность личности – это совокупность способностей и готовности, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения в практике взаимодействия индивида с социумом. Становление гражданской компетентности молодежи неразрывно связано с формированием у нее основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

^ Гражданская зрелост. Показателем зрелости служит степень социальной направленности личности, мера ее социализации. Замечено, если повседневные ценности игнорируются в пользу идеалов, то это приводит к возникновению дисгармонии между официальными ценностями и «естественной и социальной практикой с органически присущим ей здравым смыслом. Это вызывает отчуждение от навязываемых человеку ориентиров и приводит к переориентации личности» (Г. Н. Филонов ).

^ Гражданское образование Традиционно в гражданском обществе образованию отводится роль транслятора исторического опыта: знаний, традиций, культурных и иных ценностей, мировоззренческих парадигм. Однако роль образовательных учреждений как институтов гражданского общества является незначительной. В связи с данным положением возникла стратегическая цель: повышать статус школ, вузов и общественных объединений граждан как институтов гражданского общества через реализацию их интерактивной роли в обществе.

Проблемно-ориентированное гражданское образование является сегодня во всем мире направлением острых дискуссий и активных разработок. Граждановедение в обучении и воспитании школьников и студентов без социально значимой практической деятельности по преобразованию окружающей среды не способно сформировать активную позицию гражданина. В гражданском образовании, как и в воспитании, нужен деятельностный подход, а не декларативность.

Формирование гражданственности у студентов в образовательном процессе технологического вуза обусловлено своеобразной спецификой. Она заключается в том, что будущий специалист вовлечен как субъект в педагогический процесс не только в роли обучающегося - ему свойственны нравственные взгляды, убеждения, у него сложилась определенная гражданская позиция, подверженная воздействию новых для него внешних и внутренних условий. Становление личности студента продолжается не только при изучении профессиональных дисциплин, но и в процессе производственной и педагогической практик, в ходе общения с преподавателями, сокурсниками – всего образовательного процесса университета, а также под воздействием социальных институтов. Слабая ориентация школьника, а затем абитуриента на дисциплины гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического циклов определяет неготовность студенческой молодежи к формированию гражданственности как интегрального качества личности будущего специалиста.

Мы рассматриваем образовательный процесс вуза не только как совокупную деятельность обучающих и обучающихся, но и как социальный процесс приобретения политического, правового, нравственного знания и опыта разными поколениями граждан страны. Их отношения характеризуют как субъектно-объектная, так и субъектно-субъектная деятельность, где различие между субъектами педагогического процесса носит, в основном, функционально-ролевой, квалификационный и возрастной характер.

В ходе теоретического анализа научных источников и исследования нами выделены признаки гражданской зрелости личности, гражданской и профессиональной компетентности. Они дают возможность обоснования понятия «гражданственность» как интегрального качества личности будущего специалиста. Данные обоснования заключаются в следующем.

Профессиональное самоопределение в технологическом вузе – это степень самооценки себя как специалиста определенной профессии; содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием; важнейшее условие формирования личности в процессе профессионального становления. Профессиональное самоопределение предполагает овладение новой социальной ролью в конкретной деятельности, определяемой специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственностью за свою работу.

Формирование обоснованного мотива выбора профессии предполагает осознание человеком всей совокупности присущих ему мотивационных особенностей. Выявление основных потребностей и мотивов деятельности, в связи с анализом будущей профессиональной деятельности, позволяет включить мотив выбора и становления в профессии в систему других мотивационных тенденций личности. Этим процесс соотнесения себя с миром профессионального труда становится более осознанным, граждански и личностно значимым для студенческой молодежи.

В общественно-политическом и правовом аспекте гражданственность рассматривается как отношение гражданина к власти, к государству, к обществу, наличие гражданской позиции, членство в общественных организациях, общественных движениях, чья деятельность направлена на защиту прав и свобод, на укрепление гражданского общества и правового государства, на совершенствование демократии.

В педагогическом аспекте - как наличие социально значимых качеств, компетенций, лежащих в основе готовности гражданина к защите прав и свобод, готовности к выполнению долга, к деятельности, направленной на развитие государства и общества.

В ходе исследования нами выявлены сущностные признаки гражданственности как личностного качества в процессе взаимодействия субъектов педагогического процесса вуза: преподавателей и студентов. К таким признакам мы относим: личностную направленность (объектом является личность студента или преподавателя), которая формируется при взаимном влиянии (косвенном или прямом) друг на друга; двусторонний характер процесса (педагогический процесс реализуется успешно при активном участии всех субъектов педагогического процесса); персонифициро-

ванность процесса (обе стороны педагогического процесса учитывают личностные,


возрастные, социальные и другие особенности друг друга); готовность к диалогу: реализация обмена нравственными ценностями, идеалами возможна при диалоге поколений, то есть, субъектов взаимодействия; итегративность (качественное преподавание, с одной стороны, интегрированного гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического знания, и качественное усвоение его, с другой стороны).

Для определения системы ценностей, формируемой в процессе гражданского воспитания, методологическим ориентиром может служить классификация мировоззрений, предложенная известным российским философом В. Н. Сагатовским. Он выделяет мировоззрения «ухода», «насилия» и «сотрудничества» и отмечает, что о человеке можно судить по тому, как он трудится (преобразует мир), потребляет результаты труда и общается. Общим для первого типа мировоззрения является полный или частичный отказ от свободной самореализации в мире во имя слияния с его абсолютной основой. Во всех формах второго типа свобода и любовь к себе достигается ценой насилия над миром. Мировоззрение третьего типа определяется как находящееся сегодня в стадии становления. Обретение им совершенной формы является необходимым условием выхода человечества из кризиса.

Важно разобраться, в чем заключается сущность личностного мировоззрения студенческой молодежи, каковы педагогические условия ее формирования.

Главными противоречиями формирования гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе вуза являются следующие общественные явления: хаотичное влияние на молодого человека огромного количества факторов в социуме; необходимость общественно-целесообразного гражданского поведения, с одной стороны, и личностно-индивидуалистическое становление студента в современных социальных условиях, с другой стороны.

Определяя педагогические условия формирования гражданственности студенческой молодежи, мы отмечаем как основное условие организацию целенаправленной деятельности педагогического коллектива вуза. Она включает моделирование системы взаимоотношений, организацию коллективной творческой деятельности, ориентацию всех субъектов образовательного процесса вуза на общечеловеческие ценности, нравственные качества гражданина, постоянную коррекцию и самокоррекцию процесса формирования гражданственности и взаимоотношений в коллективе.

Социальная среда в данном контексте выступает как двухаспектное пространство для студенческой молодежи: организованное и стихийное. Исследователи и классики отечественной педагогики утверждают, что социальные нормы поведения и культурные ценности эффективнее усваиваются во взаимодействии и под влиянием авторитетного взрослого. В процессе общения с авторитетным взрослым у молодежи появляются желания следовать обозначенным нормам и стандартам поведения, усваивать духовные ценности поколения.

Нравственная связь поколений определяется как одно из основных педагогических условий формирования гражданственности молодежи и предполагает создание обоснованной прагматической шкалы нравственных ориентиров подрастающего


поколения. Движущим фактором в процессе формирования гражданственности становится выработка идеалов, одинаково необходимых и значимых для всех субъектов образовательного процесса вуза. Искусство идеологического и педагогического влияния состоит в том, чтобы предложить гражданам ценностные ориентиры, которые не были бы противоречивы и отторгаемы людьми разных поколений.

В выработке идеалов и ценностей поколений важную роль играет качественное усвоение знаний дисциплин гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического циклов и интеграция названных дисциплин в образовательном процессе технологического вуза.

Эффективным условием формирования гражданственности является также интеграция вуза с социальной средой. Ряд исследователей отмечают молодежное общественное движение в стране как один из главных социальных институтов, прививающих студенческой молодежи качества социальных агентов в обществе.

Обобщенный анализ научных материалов по гражданскому воспитанию студентов позволяет сформулировать основные его принципы и направления таким образом.

1. Развитие у студентов познавательной активности и способности к самообразованию.

2. Развитие уважения к истории и традициям многонациональной страны, формирование качеств социально-ответственного гражданина Отечества.

3. Качественная и интенсивная подготовка будущих специалистов к включению в трудовую деятельность и формирование у них активной жизненной позиции.

4. Осознание и принятие нравственных общечеловеческих принципов.

5. Реализация субъектной позиции молодого человека посредством активного участия в социально значимых сферах жизни, путем консолидации молодежи во имя интересов общества и решения собственных проблем.

6. Преодоление разрыва в ценностной ориентации молодых и взрослых, которые И. И. Ильинский и В. А. Караковский считают следствием растерянности обоих поколений в создавшихся политических, экономических и социальных условиях. Сохранение преемственности в культуре, традициях, национальных особенностях населения страны.

Таким образом, с гражданской позицией молодежи в обществе, ее ценностями, идеалами, надеждами и ожиданиями, как отмечает В. В. Давыдов, связаны устойчивость эволюции, сохранение исторической преемственности, направление развития социально - культурных институтов.

Процесс эффективного формирования гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе предполагает разработки сопряженных моделей гражданственности и процесса ее формирования у студенческой молодежи, включающих структурные компоненты, уровневые критерии и показатели, основообразующие принципы и организационно-содержательные этапы. В работе показано, что такие интегрирующие функции выполняют следующие компоненты: когнитивный эмоционально-ценностный, поведенческий.

Когнитивный включает способность индивида к разностороннему и глубоко

му усвоению общественно-политических, правовых знаний, предметными знаниями сущности, признаков правового государства; формированием представлений о функциях гражданского общества, о правах и обязанностях гражданина; развитие понимания механизмов реализации частных и общественных интересов. Он предполагает владение системой понятий, закономерностей в области гуманитарных, обществоведческих и психолого-педагогических знаний.

Эмоционально-ценностный формирует отношение к мировоззрению другого человека, факторы побуждения человека к деятельности, способность к повышению профессиональной эрудиции как к личностной ценности. Ценности определяются в свою очередь как понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Эмоциональная окрашенность процесса формирует отношение к ценностям и процессу, обеспечивающему обладание ими.

В структуре деятельности личности эмоции и ценности тесно связаны с ее познавательными и волевыми сторонами. Система их образует содержательную сторону направленности личности. Ценностная ориентация формируется при усвоении человеком социального опыта и обнаруживаются в его целях, идеалах, убеждениях, интересах и потребностях. Ценностная ориентация – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, выраженное в сознании и поведении. В словаре практического психолога ценностная ориентация определяется как идеологические, политические, моральные, эстетические основания оценок субьектом действительности и ориентации в ней

Поведенческий компонент предполагает готовность к действию, к поступку; определяет культуру поведения, общественную активность, законопослушное поведение; активную позицию в защите своих интересов, интересов соотечественников (в рамках закона и профессиональной этики). Показателем гражданского поведения является соответствие личности социокультурным нормам и интенсивность социально значимой деятельности студенческой молодежи на пользу окружающим людям.

В соответствии с моделью процесса гражданского воспитания студенческой молодежи нами определены следующие уровни сформированности гражданственности.

^ Высокий уровень гражданской воспитанности проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения, стремление к познанию. Такой студент хорошо знает свои права и обязанности, нормы поведения в общественных местах. Проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он добросовестно и старательно учится, с желанием занимается общественной работой для блага окружающих. Проявляет активность и творчество, гуманность к людям и животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.

^ Средний уровень гражданственности как нравственного качества личности характеризуют устойчивое положительное поведение и способность к саморегуляции. Активная гражданская позиция по отношению к действиям и поступкам товарищей проявляется не всегда. Молодые люди в этой группе знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову (способны признаться в своих проступках), но не требуют честности и правдивости от других. Хорошо учатся, участвуют в добровольческой (волонтерской ) деятельности, организуемой другими, в молодежных акциях при побуждении со стороны старших или сокурсников, но самостоятельную инициативу не проявляют. Активная общественная позиция у них не вполне сформирована.

^ Низкий уровень гражданственности характеризуется слабым проявлением положительного опыта, гражданское поведение неустойчиво. У студентов с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется требованиями и другими внешними стимулами и побудителями. Саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Такие студенты слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную меру сил, к труду относятся равнодушно, не проявляют инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны. В делах группы и вуза участвуют неохотно, эпизодически.

Компоненты, уровни, показатели и критерии сформированы блоками, в которых развитость качеств по тому или иному показателю свидетельствует в баллированной таблице о степени его проявления. Разработанная нами таблица позволяет провести как количественный, так и качественный анализ исследуемого качества, она является диагностическим инструментарием, обеспечивающим как исследование группы студентов, так и самостоятельное.

Структурные компоненты и показатели гражданственности мы рассматриваем в органическом единстве - они обусловливают системно-структурный подход к определению понятия «гражданственность».

Разработанные нами показатели и критерии позволяют судить о развитии гражданственности как целостного интегрального качества личности. Целостность в данном случае является общим свойством системы, которое позволяет рассматривать гражданственность как самостоятельное качество личности.

Нами разработаны следующие показатели и критерии сформированности гражданственности.

^ Политическая компетентность. Знание и понимание законов развития природы, хода и перспектив общественного развития, осознание общественных идеалов Родины; потребность расширить политический кругозор; умение верно оценивать политические события, поступать в соответствии со складывающимися взглядами, убеждениями, принципами. Общественная и политическая активность: интерес к политическим, экономическим и культурным событиям в стране; обсуждение и оценивание их в кругу близких и знакомых; участие в общественно-политической жизни вуза, страны; инициативность; участие в молодежном общественном движении; активность в организации самоуправления группы.

^ Правовая компетентность Направленность на формирование в социуме бережного отношения к ценностям демократического общества, к человеку как главной ценности общества. Сформированность позитивного отношения к атрибутам государственной власти: праву, суду, армии, милиции, органам управления. Восприятие государства как регулятивного аппарата общественной жизни. Знание и соблюдение законов, уважение государства; умение пользоваться правами гражданина нашей страны; помощь другим в решении ситуаций, связанных с соблюдением прав и свобод личности; добросовестность в исполнении своих гражданских обязанностей; содействие окружающим в соблюдении правопорядка. Такт и терпимость во взаимоотношениях с людьми разного возраста и социального положения.

^ Патриотические чувства. Проявление положительных чувства к истории и культуре Родины, чувство гордости за нее. Участие в мероприятиях и акциях героико-патриотической направленности. Живой отклик на общеполитические и культурные события. Заинтересованность в светлом будущем Отечества и всяческое этому содействие. Гордость за выдающихся соотечественников. Охотное и добровольное участие в труде на общественную пользу. Бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры. Активность в подготовке к защите Родины. Понимание сущности нравственных категорий «долг», «честь», «совесть», «человеческое достоинство», «счастье» как характеристик реальной жизни человека.

^ Интернациональные чувства. Уважительное отношение к истории, культуре традициям других народов; доброжелательное отношение в общении с людьми разных национальностей. Активное и добровольное участие в акциях интернационального характера. Неодобрительное отношение (вплоть до пресечения) к неуважению традиций, культуры, людей другой национальности, вероисповедания.

Нравственные качества гражданина:

^ Познавательная активность. Заинтересованность в новой полезной информации, устойчивый интерес к делу, к учению, к деятельности, к себе, к людям; осознание личной и общественной значимости знаний; культура умственного труда; добросовестное отношение к освоению будущей профессии, к собственной гражданской и профессиональной компетенции; объективная самооценка знаний и своей духовной культуры. Организация познавательной деятельности в группе и в вузе: деятельность в СНО. Овладение простейшими навыками самодиагностики познавательных психических процессов и их самокоррекция. Умение планировать и прогнозировать успешную деятельность, готовность учиться у других (перенимать мастерство, образцы положительного поведения).

Трудолюбие Осознание личной и общественной ценности труда, в том числе будущей профессиональной деятельности; творчество в трудовой деятельности. Профессиональная и личная целеустремленность, стремление к мастерству и совершенству в работе по специальности. Умение использовать профессиональное совершенствование как фактор побуждения к деятельности. Сформированность личности и специалиста на мировоззренческом уровне предполагает: устойчивость взглядов, убеждений, открытость, принципиальность, бескорыстный труд на пользу общества.

Ответственность. Хорошее знание и соблюдение конституционных прав и обязанностей гражданина России и законов государства. Инициативность. Самостоятельность. Дисциплинированность. Добросовестное и ответственное выполнение обязанностей, возложенных коллективом, семьей, своевременное и в полном объеме выполнение их по собственной инициативе. Привычка доводить начатое дело до конца. Готовность отвечать за свои поступки и за поступки своих товарищей.

Коммуникабельность. Живое участие в делах группы, вуза, молодежной общественной организации; привычка оказывать товарищам бескорыстную помощь; умение подчиняться решениям коллектива, по собственной воле выполнять их. Открытость и инициативность во взаимодействии с окружающими. Умение устанавливать контакты с людьми разного возраста и социального положения на вербальном и невербальном уровнях. Гармоничное сочетание общественных и личных интересов. Гуманность и доброжелательность в общении с окружающими. Добровольное признание своих ошибок и исправление их по собственной инициативе. Умение поставить себя на место партнера по взаимодействию. Соответствие речи, облика и поступков социокультурным нормам. Навык коррекции своих поступков и отношений с окружающими людьми.

По каждому компоненту были разработаны опросники и анкеты взаимодополняющие и взаимопроверяющие друг друга.

Так, данные по критерию политическая компетентность указывают на слабую выраженность гражданственности как качества личности у студентов, что подтверждено опросом преподавателей, работающих в группе не менее двух семестров, кураторов и студенческого актива групп. 41,1 % опрошенных по результатам констатирующего эксперимента определили одинаковые права государственных структур и самодеятельных общественных организаций. Выявлено незнание символов страны и региона у 85, 9 %. Группа респондентов (31,2%) склонялась к мнению, что осуществление будущей профессиональной деятельности не зависит от уровня сформированности у них гражданственности.

В ранжировании нравственных качеств гражданина патриотизм, любовь к Родине, общественная активность, коллективизм (товарищество), инициативность определены студентами на последние места. Как предпочитаемые качества отмечены: целеустремленность, самостоятельность, ум (смекалка), честность, справедливость. Теоретический интерес к политическим событиям обозначен почти у половины респондентов ( 43,6 % ), но практически участвовать в политико-экономической жизни студенты не готовы. Вопросы политической и экономической жизни страны обсуждаются, в основном, в семье (49,2%). Это свидетельствует о невключенности в область межличностных интересов со сверстниками политической информации.

В целом, уровень политической компетентности отмечен как средний (70,6 %), так и низкий (26,7 %), а 2,7 % опрошенных считают для себя вообще невозможными занятия политикой.

Недостаточный уровень политической компетентности молодежи порождает проблему отчуждения ее от общественно-политической жизни страны, приводит к нежелательной расстановке сил в обществе: одна половина молодых граждан полностью уходит от политических событий, другая подвержена стихийным выступлениям, что отражено и в наших исследованиях.

Анкета «Уровень правовой компетентности студентов» показала при первичном опросе, что наиболее полные ответы даны по вопросам проведения выборов в органы управления страной (98,2%); знанию возраста вступления в молодежные общественные организации (46,5%). Отмечено незнание Гражданского кодекса (44, 3 % ), а также выявлена проблема не только незнания прав, но и поля их применения: лишь 48, 2 % знают точный возраст вступления в брак, 7,6 % - в каком возрасте можно заключить трудовой договор, 1,4 % - в каком возрасте можно совершать мелкие бытовые сделки.

Уровень сформирванности патриотических и интернациональных чувств был исследован через отношение к таким значимым гражданским ценностям, как: любовь к Родине, знание и уважительное отношение к истории России и малой Родины; готовность помочь беженцам и переселенцам, к участию в разрешении общественно-политических проблем соседних регионов. Результаты исследования показали следующее.

Проблема ценностной переориентации в обществе неразрешима только силами молодых: они не владеют не только знаниями о человеке и обществе в достаточном объеме, но и необходимыми гражданину качествами: критичностью, терпимостью, чувством собственного достоинства, патриотизмом, культурой межнационального общения.

В традициях поколений отношение к армии у населения воспринимается людьми разного возраста как гражданская ценность, как патриотизм, долг перед Отечеством, как защита национальных интересов Родины. По результатам опроса, согласны служить в рядах Российской армии 27,1 % респондентов, принять участие в реформировании Вооруженных сил – 47,4 %, «никак» или «отрицательно» относятся к армии 25,5 %. Часть опрошенных считают службу в рядах. Вооруженных сил «почетной обязанностью», «мужским делом» (68,7%). В целом, отношение к армии негативное.

Считают необходимым сегодня воспитывать детей патриотами (4,1%) и интернационалистами 57,8%, а здоровьесберегающие программы для населения патриотическим начинанием считают 29,8 % студентов.

Отношение к жителям соседних регионов и проблемам народов Кавказа распределились следующим образом: сочувствуют беженцам и готовы им помочь 27,4 %, опасаются террористических актов 37,8 %, войн – 30,4 %, другие проблемы волнуют 4,3 % респондентов. Приведенные данные свидетельствуют о невысоком уровне патриотических и интернациональных чувств у студентов и об остроте проблемы. В ходе исследования нами отмечена высокая личностная тревожность студенческой молодежи, мешающая объективному восприятию окружающих событий.

В ходе опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование преподавателей и кураторов по анкетам «Преподаватель глазами студента» и «Студент глазами преподавателя». Нами установлено, что студенческая молодежь нацелена на взаимодействие больше со старшими, чем преподаватели со студентами. Преподаватели признают необходимость формирования гражданской позиции будущих специалистов, отмечая при этом собственную неготовность и затруднения в разработке механизмов воздействия на студенческую молодежь с целью формирования гражданственности как интегрального качества личности.

Выработка общих идеалов всех субъектов образовательного процесса вуза способствует сближению ценностной ориентации поколений, разнообразию их

нравственных выборов.

Показатели критерия «Нравственные качества гражданина» определили, что формирование необходимых гражданских качеств у современного человека студенты считают обязательным условием создания гражданского и правового общества (39,3 %). Настоящими гражданами считают себя 42,5 % опрошенных. Воспитывать детей гражданами должны, по мнению студентов, родители, семья (38,8 %), преподаватели школы, вуза (23,4%). Воспитывающей студенты считают и социальную среду (37,8 %). Причем ей отдано на констатирующем эксперименте такое же предпочтение, как и семье. Но чаще всего студенты имеют в виду родительскую семью как образец для себя, но в создание своей крепкой семьи верит небольшая часть опрошенных (41,1 %).

Особое внимание привлекают ответы на вопросы о том, с чем связано у студентов чувство Родины. Более всего отмечено чувство Родины, любовь к месту, где родился и вырос (50,4 %), далее следуют нравственные качества народа (24,1 %). Дорожат историей малой Родины, местом, где родился и вырос, его природными богатствами 12, 4 %. Однако конкретное знание традиций, имен выдающихся земляков, трудовых достижений кубанцев не отмечено, что мы считаем подтверждением противоречивости формирования гражданских качеств у молодежи. Видят связь в формировании гражданственности и профессиональных качеств только 31,2 %., уверены в том, что будущее страны зависит от них -75,1 %. Эти два результата обнаруживают инфантилизм отвечавших.

В будущем студенты как специалисты видят себя в бизнесе (23,7 %), охотно уехали бы работать за границу (23,2 %), занялись бы зарабатыванием денег (29,1 %). Работать по специальности в своей стране намерены 9,8 % заниматься наукой 1,1 %, творческий труд предпочли 1,8 % респондентов. Не представляют своего будущего совсем 11,3 % респондентов.

На вопрос, «Какой путь развития России для вас предпочтительнее?» студенты дали такие ответы: путь экономических реформ (22,1%), русский путь (33,6 %), западный вариант ( 16,3 % ), социалистический (7,8 %), коммунистический (10,9%), остальные затруднились ответить ( 9,4 % ) .

Среди терминальных ценностей студенческая молодежь определила, во-первых, материальное благополучие; далее - мир и спокойствие на земле и в регионе, здоровье, образование, семью, творческую и интересную работу. Среди инструментальных ценностей ими названы: свобода, уверенность в будущем, соблюдение прав человека, справедливость, предприимчивость соотечественников и собственная, высокий уровень самоактуализации в обществе всех его членов, открытость в отношениях людей

Обобщение основных тенденций в опыте формирования гражданственности у студенческой молодежи, результатов констатирующего эксперимента позволило уточнить основные направления педагогического моделирования процесса формирования гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе технологического вуза:

-определение теоретико-методологических позиций моделирования и построения процесса формирования гражданственности как интегрального качества студенческой молодежи;

-создание педагогических условий эффективного формирования гражданственности студенческой молодежи, использование возможностей социальных институтов;

- реализация модели процесса формирования гражданственности студенческой молодежи.

В общем плане основные регулятивы по созданию модели процесса формирования гражданственности студенческой молодежи в образовательном процессе вуза определяют принципы. Принципы задают концептуальной модели теоретические основания организуемого процесса, служат идее демократизации отношений в диспозиции «обучающий - обучающийся», гуманизации педагогического процесса технологического вуза. Существенную роль в обеспечении данного условия играет направленность студенческой молодежи на качественное усвоение дисциплин гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического циклов, гуманизации социального взаимодействия. Принцип целостности предполагает актуализацию в образовательном процессе технологического вуза системы общечеловеческих ценностей (истина, добро, красота, справедливость). В основе его лежит методология В.Н.Сагатовского о мировоззрении индивида, которая позволяет молодому человеку не только определить свою позицию в социуме сегодня, но увидеть ценностные ориентиры завтрашнего дня – это сотворчество и сотрудничество с окружающими людьми.

Как интегральное качество личности гражданственность обладает полифункциональностью. Это означает, что гражданственность разнонаправлена и ее формирование у студенческой молодежи должно осуществляться не только при изучении дисциплин гуманитарного, общественного, правового и психолого-педагогического циклов, но и в процессе активной социализации личности в общественно-политической действительности, в профессиональном самоопределении.

При этом принцип профессиональной целесообразности определяет актуальные проблемы профессиональной социализации студенческой молодежи.

Многоплановость гражданственности как нравственного качества личности и недостаточный уровень мотивации в формировании данного качества у студентов потребовали большого объема методов и форм работы со студенческой молодежью.

Методы внушения, убеждения, подражания эффективны как в клубной работе, так и в индивидуальном воздействии на личность. Методы упражнения необходимы в выполнении трениговых программ. Стимулирование и контроль использовались на всех этапах опытно-экспериментальной работы. Особенно востребованы они на этапе аналитико-рефлексивной работы и при проведении студентами самоидентификации и самокоррекции гражданского поведения. В целом, методы обеспечивали эффективность процесса при их комплексном использовании.

В этой связи необходимо осмысление студенческой молодежью возможностей САМОидентификации гражданского и профессионального поведения в социуме с лучшими образцами гражданского поведения и САМОкоррекции в соответствии с личностными особенностями и собственной ценностной ориентацией, ибо будущим специалистам необходимо понимание и осознание взаимообусловленности проблем личностного, общественного развития.

Для описания логики моделирования и организации процесса формирования гражданственности студенческой молодежи предложена концептуальная модель (Таблица 1)

Таблица 1
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru