Подготовка студента будущего педагога к социально-правовой защите детства 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования



Скачать 369.83 Kb.
НазваниеПодготовка студента будущего педагога к социально-правовой защите детства 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования
страница1/3
Пшиканокова Зулима Туркубиевна
Дата26.03.2013
Размер369.83 Kb.
ТипАвтореферат
источник
  1   2   3

На правах рукописи


Пшиканокова Зулима Туркубиевна


Подготовка студента – будущего педагога

к социально-правовой защите детства


13. 00.08 – Теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Майкоп – 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Кафедра педагогики и педагогических технологий


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

^ Цеева Лидия Хусеновна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Хакунова Фатима Пшимафовна


кандидат педагогических наук, доцент

^ Рудых Сергей Александрович


Ведущая организация: Московский гуманитарный

педагогический институт


Защита состоится «26» мая 2007 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 в ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета.


Автореферат разослан «26» апреля 2007.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор М.Р. Кудаев

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Процесс становления гражданского общества актуализирует проблему соотношения прав и свобод личности. Социальные гарантии полноценного человеческого существования рассматриваются сегодня как обязательное условие позитивного общественного развития. Отсюда понятно внимание психолого-педагогической науки к проблеме детства и вопросам, связанным с социально- правовой защитой детства.

Проблема прав ребенка и их защита, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной.

Однако, положение детей в России в начале XXI века вызывает тревогу. В Российской Федерации сорок два миллиона детей, что составляет 28,5% всего населения. Социальная депривация, т.е. недостаточность, ограниченность или отсутствие тех или иных условий, материальных ресурсов для выживания и развития ребенка, сложившаяся система образования, воспитательные возможности родителей, состояние здравоохранения характеризуют положение детей в России, в целом, и положение детей в Адыгее, в частности. Растет число детей – жертв насилия, подвергавшихся жестокому обращению со стороны родителей, воспитателей, ухудшается здоровье детей, их питание, отдых.

Это детерминируется многими факторами: экологическим, экономическим, социальным, демографическим кризисом, которые в совокупности увеличивают число детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии.

Проблема защиты прав детей, забота об их жизни, развитии, образовании и воспитании является одной из актуальных задач общества. Об этом свидетельствует ряд международных документов: «Декларация прав ребенка» (1959 г.), «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1960 г.), «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.) и др. Правительство Российской Федерации с 1991 года приняло 249 постановлений, направленных на улучшение положения детей в Российской Федерации.

Российское государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципа приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно-значимой активности, воспитания высоких нравственных качеств. Необходимым условием формирования этих качеств является надежная социально-правовая защита детства.

Общество ожидает от педагога все более высокого уровня правовой подготовленности, соответствующего действительному положению дел в нем, а самое главное, – более позитивного отношения к правовым ценностям, закрепленным в Конституции и других нормативных актах.

Данное обстоятельство требует осмысления концептуальных подходов содержания технологии социально-правовой защиты детства.

Следует отметить, что существует ряд работ, посвященных смежным с рассматриваемой проблемой аспектам. Общепедагогический, содержательный и операциональный аспекты подготовки будущих учителей раскрыты в трудах О.Н. Абдуллиной, С.И. Архангельского, Ю.П. Азарова, Ю.Н. Бабанского, В.Н. Гоноболина, В.С. Ильина, В.В. Кузьминой и др.

Теория и практика формирования профессиональных умений учителя рассмотрены в исследованиях С.С. Антоненко, К.Ш. Ахиярова, Л.Ф. Спирина, М.И. Воложина и др.

Теории и концепции, философия и методология образования раскрываются в трудах И.В. Бестужева-Лада, Е. Бондаревской, В.С. Гершунского, В.В. Давыдова и др.;

Теория и практика подготовки будущего педагога к развивающему обучению (З.К. Меретукова ).

В современных научных исследованиях рассмотрен широкий спектр вопросов в контексте исследуемой нами проблемы:

- сущность, структура, содержание этико-правовой культуры учителей (С.А. Рудых);

- формы правового освоения действительности (Е.В. Пономаренко);

- формирование правосознания, правовой культуры (В.Т. Цыганаш);

Вопросам активизации личности как субъекта социальной самозащиты, включения каждого индивида, детских коллективов и организаций в активную социально значимую деятельность воспитания в ребенке чувства гражданина района, города, общества посвящены исследования Н.П. Аникеевой, Ю.К. Васильевой, Г.В. Винниковой, А.О. Зосимовского и др.

Достаточно широкое освещение в научной литературе имеют вопросы социальной политики по проблемам защиты ребенка (П.С. Смирнова, В.Г. Арсенов, Ю.Е. Ларин); вопросы взаимодействия семьи и ДОУ по защите прав детства (П.Г. Доронова).

Отмечая бесспорную ценность проведенных в этой области исследований, следует отметить, что проблема подготовки студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства остается недостаточно исследованной. Существует противоречие:

- между возросшей потребностью общества в специалистах, способных решать проблемы социально-правовой защиты детства в сфере образования, и, с другой стороны, недостаточным уровнем подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности;

- между необходимостью подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства и отсутствием системы профессиональной подготовки будущего педагога в данной области.

Указанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические основы системы подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства и условия её реализации.

Данная проблема актуализирует ряд проблемных вопросов: 1. Какое место должна занимать подготовка студентов к социально-правовой защите в целостном процессе профессиональной подготовки будущего педагога? 2. Что представляет собой процесс подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства? Какие учебные дисциплины должны быть задействованы в данном процессе? На каких принципах и концепциях он должен строиться? Какой педагогический инструментарий позволит качественно подготовить будущих педагогов к социально-правовой защите детства? Как обеспечить в данном процессе общую психолого-педагогическую, технологическую и методическую подготовку? 3. Что представляет собой готовность будущего педагога к социально-правовой защите детства? Каковы ее критерии и показатели, методика диагностики?

Все это обусловило выбор темы «Подготовка студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства».

Объект исследования – процесс профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

^ Предмет исследования – педагогическая система профессиональной подготовки студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства.

Цель исследования – разработка и экспериментальное обоснование концептуальной педагогической модели системы подготовки студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства.

^ Гипотеза исследования. Подготовка студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства будет эффективна, если:

- определены основные концептуальные положения системы профессиональной подготовки студента- будущего педагога к социально-правовой защите детей;

-разработана и реализована экспериментальная модель системы профессиональной подготовки будущего педагога, предусматривающая целевой, критериальный, содержательный, операционально-технологический, оценочно-результативный аспекты;

- обеспечена совокупность педагогических условий, способствующих формированию мотивационно-ценностного, когнитивного, операционального компонентов профессиональной подготовки студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства;

- разработана и внедрена модульная программа реализации спецкурса «Современная система социально-правовой защиты детства», являющаяся системообразующим компонентом содержания процесса профессиональной подготовки.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1) выявить сущность, генезис и формы социально-правовой защиты детства;

2) обосновать совокупность педагогических условий, способствующих формированию профессиональных и личностных качеств будущего педагога, готового к социально-правовой защите детства;

3) разработать концептуальную педагогическую модель системы профессиональной подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства и экспериментально проверить ее эффективность.

^ Методологической основой исследования являются философские идеи о единстве теории и практики, психолого-педагогические концепции о системном, культурологическом и личностно-ориентированном подходе к профессиональной подготовке в организации социально-правовой защиты детства.

^ Теоретическую основу исследования составляют:

- теория деятельности (Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

- культурологическая концепция образования (Г.С. Батищев, Г.Н. Дмитриев, Н.Б. Крылова, Ю.С. Тюнников и др.);

- теория системного подхода (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, И.П. Подласый, Ф.П. Хакунова и др.);

- концептуальные идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.В. Кларин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

- теория и дидактика высшей школы (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Е.Л. Белкин, М.А. Данилов, М.Р. Кудаев, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, К.Д. Чермит, Д.В. Чернилевский и др.);

- теория педагогического образования (О.А. Абдуллина, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Сластенин, А.А. Греков, В.И. Матросов, З.К. Меретукова и др.);

- теория влияния социальной среды на формирование личности

( К.И. Бузаров, Л. С. Выготский, Л.П. Безева, И.С. Кон, Л.Г. Харчев, О.П. Целикова и др.);

- акмеологическая теория (С.Н. Бегидова, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач и др.);

- теория педагогической диагностики (Б.П. Битинас, Г.Ф. Карпова, Е.А. Михайлычев и др.).

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования использовался комплекс методов. Ведущими выступали: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование. В дополнение к ним применялись наблюдение, диагностическое обследование студентов и преподавателей, анкетирование, изучение документации, педагогический эксперимент.

^ Личный вклад автора в научную разработку проблемы состоит в определении общего замысла исследования, формулировании основных положений исследования, проектировании методики эксперимента по исследуемой проблеме, организации опытно-экспериментальной работы и непосредственном участии в ней; теоретическом обобщении полученных результатов.

^ Организация, база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе педагогического факультета Адыгейского государственного университета и дошкольного факультета Армавирского государственного педагогического университета. Исследование проводилось в несколько этапов.

^ Этапы исследования (2001-2006г.г.):

Первый этап (2001-2003 гг.) включал изучение педагогической, философской, психологической литературы и нормативно-правовой базы по исследуемым вопросам, анализировался опыт подготовки педагога к социально-правовой защите детства в системе вузовского профессионального образования, разрабатывалась методология исследования.

Второй этап (2003-2004г.) предполагал проведение констатирующего эксперимента, включающего анализ практики вузовской подготовки будущих педагогов в области социально-правовой защиты детства. На этом этапе были разработаны экспериментальная модель процесса подготовки студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства, его технологическое сопровождение, а также методика формирующего эксперимента.

Третий этап (2004-2006 гг.) включал экспериментальную проверку комплексной модели системы подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства. Проводилась обработка экспериментальных материалов, выполнено методическое оформление исследования, его внедрение.

^ Научная новизна исследования заключается в том, что:

- уточнено содержание понятий «детство», «социально-правовая защита детства», определены сущность, генезис и формы социально-правовой защиты детства, совокупность профессиональных и личностных качеств будущего педагога, готового к социально-правовой защите детства;

- разработаны концептуальные положения педагогической модели системы профессиональной подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства;

- разработана и обоснована модульная программа реализации спецкурса «Современная система социально-правовой защиты детства» как системообразующий компонент профессиональной подготовки студентов к социально-правовой защите детства;

- определены критерии и показатели, выявляющие уровень готовности студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства.

^ Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в расширении общепедагогического представления о возможностях подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства; теория обучения в вузе обогащается системным знанием о педагогических условиях подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства. Разработанные в диссертации теоретические и методические положения подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства позволяют расширить специальную предметную направленность обучения в педвузе и усовершенствовать образовательный процесс профессионально-педагогической подготовки специалистов.

^ Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный комплекс педагогических условий позволит повысить эффективность процесса подготовки будущих педагогов к социально-правовой защите детей. Разработанный и апробированный спецкурс «Современная система социально-правовой защиты детства» может быть использован преподавателями вузов в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего педагога в качестве методического материала, а также в системе повышения квалификации учителей.

На защиту выносятся положения:

1. Подготовка студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства предполагает обеспечение его профессиональной и личностной готовности к созданию системы социально-правовой защиты детства, интегрирующей совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм и методов социально-правовой защиты детства. Системообразующим компонентом такой подготовки является спецкурс «Современная система социально-правовой защиты детства».

2. Готовность будущего педагога к социально-правовой защите детства определяется критериями сформированности знаний и умений по социально-правовой защите детства; содержания принципов, форм и методов физического, психического, эмоционального здоровья, образования и личностного развития; самостоятельностью в осуществлении социально-правовой защиты детства, мотивационно-ценностным отношением к будущей профессиональной деятельности в целом, и к социально-правовой защите в частности.

3. Экспериментальная модель системы подготовки студента-будущего педагога к социально-правовой защите детства представляется структурными (целевой, содержательный, результативный) и функциональными (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организационный) компонентами. Эффективность экспериментальной модели определяется её связью с социокультурной сферой вуза, элементами которой выступают профессорско-преподавательская, академическая, досугово-культурная, гуманитарная микросреды.

4. Результатом процесса подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства, выступает готовность, включающая когнитивный, мотивационно-ценностный, операциональный компоненты.

^ Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается четкостью исходных методологических позиций; использованием комплекса методов исследования, соответствующих его объекту, цели и задачам; сочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментальной части исследования.

^ Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий АГУ, на педагогических чтениях и семинарах, научно-педагогических конференциях АГУ и АГПУ (Армавир). По теме исследования имеется 5 публикаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается его научный аппарат: цель, объект, предмет, задачи, методологические основы и методы исследования; определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся данные об апробации и внедрении полученных результатов; формируются положения.

В первой главе «Теоретические предпосылки подготовки студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства» раскрывается сущность понятий «детство», «социально-правовая защита детства», рассматривается степень разработанности проблемы, анализируются теоретические подходы к проблеме социально-правовой защиты детства.

Анализ философской, психологической, педагогической литературы показал, что проблема социально-правовой защиты детства: осуществление конституционных прав и законных интересов, недопущение их дискриминации, содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовному развитию детей, реализация творческой природы личности ребенка, в соответствии с традициями народов России, достижениями российской и мировой культуры, сейчас стоит особенно остро, и необходимость ее решения в общегосударственном масштабе, в целом, в системе образования, в частности, является на современном этапе важной задачей.

Детство – самоценный социально-биологический период развития индивидуальных, эволюционных программ жизненного цикла, на котором продолжается становление организма, этап интериоризации системы знаний, норм, ценностей, социальных ролей, период становления личностных качеств: самостоятельности, любознательности, коммуникативности, креативности, определяющих его будущее, являющиеся объектом забот и воздействия взрослых.

В нашем исследовании мы проанализировали философский (Н.А. Бердяев, Дж. Локк, Н.А. Лурия и др.), психологический (А. Маслоу, Л.С. Выготский, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже и др.), педагогический (П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, К.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель и др.) подходы в определении сущности социальной защиты детства.

Анализ исследований социально-правовой защиты детства с позиций педагогических подходов дает обоснование отметить, что в узком смысле слова – это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении.

В широком смысле социально-правовая защита детства – это целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практически осуществляемых социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических и духовных мер, направленных на детей, имеющих проблемы в процессе социализации, обеспечивающих нормальные условия, ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства; помогающих им стать уверенными в своих силах, пробуждающих активность, готовность к самозащите и формирующих социально-полноценную личность.

Л.С. Выготский и его последователи считают, что источник развития лежит не внутри ребенка, а вне его, в отношениях материальной и духовной культуры, и раскрывается каждому ребенку взрослым человеком (родителями, учителями, окружающими) в процессе общения и специально организованной совместной деятельности.

На современном этапе совместная деятельность педагога и ребенка носит личностно-ориентированный характер и строится на следующих известных в отечественной и зарубежной науке положениях:

- гуманистической теории И.Г. Песталоцци;

- теории свободного воспитания Л.Н. Толстого;

- идеи свободного воспитания С. Френе;

- системы А. Нейла;

- теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова;

- принципах «гуманной педагогики» Ш.А. Амонашвили;

- теории самоценности дошкольного детства А.В. Запорожца;

- концепции дошкольного воспитания В.В. Давыдова, В.А. Петровского.

В работе дан подробный анализ нормативно-правовых законотворческих решений и документов на федеральном и региональном уровнях, определяющих отношение к детству и его защиту.

Анализ нормативно-правовых и программно-методических материалов по социально-правовой защите детства и специальное изучение опыта работы в контексте обозначенной проблемы свидетельствуют, с одной стороны, о внимании мировой и российской общественности к проблеме социально-правовой защиты детства, и недостаточностью программно-методического обеспечения, с другой – о низком уровне правовой культуры воспитателей и учителей начальных классов и недостаточно эффективной профессиональной подготовке будущих педагогов в системе высшей школы.

Разработке концептуальной педагогической модели системы профессиональной подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства предшествовали предпосылки психолого-педагогического характера:

- подлинный вклад достижений раннего онтогенеза в развитии человека как индивидуальности, как личности;

- изменение статуса детства в системе человеческой культуры (Д.Б. Эльконин, Ф. Ариес, И.С. Кон и др.);

- понимание детства как самоценного, самобытного этапа, и не только в качестве порожденного продукта – «производной» общественного развития, но и в качестве формирующего, порождающего начала в культуре и истории (В.Т. Кудрявцев).

В соответствии с нормами международного и внутреннего законодательства, каждый ребенок обладает следующими правами: право ребенка на жизнь и выживание, право на благополучное развитие, воспитание, обучение, защиту всех его прав и свобод и, наконец, обеспечение возможности развития личности, активного участия в жизни общества. Все это должно осуществляться только в интересах ребенка.

Для более эффективной подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства необходимо, с нашей точки зрения, сделать предметом осмысления и осознания будущим педагогом психолого-педагогических аспектов понятий «правовая культура», «педагогическая культура», которые являются основными составляющими готовности педагога к социально-правовой защите детства.

Обобщая характеристики понятия правовой культуры и учитывая особенности развития культуры будущего педагога, детерминирующие социально-правовую защиту детства, правовую культуру, мы рассматриваем как важную часть общей культуры, которая позволяет ему присваивать: а) правовые знания; б) осознание основы правовых норм, обязанностей, правовых основ защиты детства; в) знания средств и методов правового воспитания; как психологическую готовность соблюдать и защищать установленные правила в обществе; как элемент профессионально-педагогической культуры учителя, определяющий его гражданскую позицию.

Педагогическая культура, являясь индикатором культурно-педагогических настроений общества, способна детерминировать развитие общественных процессов, оказывать влияние на изменение в культурно-образовательной ситуации.

Педагогическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, имеющая в своей основе теорию и практику педагогической науки и образования, как смена образовательных парадигм (Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин, Е.В. Бондаревская, В.И. Андреев, З.К. Меретукова и др.).

Е.Ю. Захарченко в своем исследовании педагогическую культуру рассматривает как сущностную характеристику среды, как процесс движения к новому качественному состоянию.

Освоению основ социально-правовой защиты детства, повышению уровня профессиональной готовности молодого специалиста к осуществлению педагогической деятельности в обозначенном контексте способствует формирование умений: гностических, проектировочно-прогностических, организаторских, методических, диагностических, защитных, коммуникативных, исследовательских, коррекционных, прикладных.

Сложившиеся социокультурные и педагогические предпосылки, анализ теоретических подходов к социально-правовой защите детства и состояния разработанности проблемы подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детства явились предварительным условием разработки педагогической системы профессиональной подготовки будущих педагогов в области социально-правовой защиты детства.

Во второй главе диссертации «Педагогическая система профессиональной подготовки будущего педагога в области социально-правовой защиты детства» рассмотрена концептуальная основа моделирования педагогической системы профессиональной подготовки будущего педагога в области социально-правовой защиты детства, описаны структурные и функциональные компоненты модели, определены педагогические условия ее реализации, изложены результаты апробации.

В рамках диссертационного исследования педагогическая модель системы подготовки представлена следующими аспектами: методологическим, определившим стратегию и теоретические основы моделируемого процесса, психолого-педагогическим аспектом, включавшим систему подготовки будущего педагога к социально-правовой защите детей; учебным процессом, описывающим целевой, критериальный, содержательный, операционально-методический компоненты модели; технологическим, обеспечившим организацию и реализацию моделируемой системы подготовки студента и эффективное функционирование педагогического инструментария.

На основе анализа научных подходов вводится понятие «готовность». Готовность мы рассматриваем как интегративное, социально-психологическое качество личности, как некую характеристику потенциального состояния будущего педагога, позволяющего ему «войти в профессиональное сообщество и развиваться в профессиональном отношении».

Педагогическая система профессиональной подготовки будущего педагога в области социально-правовой защиты детства строится на основе следующих концептуальных положений:

1) становление человека как профессионала диалектически связано с его развитием как личности;

2) принципы становления системы профессиональной подготовки: целостности, интегративности, организации социально-педагогического процесса, обеспечения и поддержки субъект-объектной деятельности и др.

3) стратегия организации и осуществления профессиональной подготовки в области социально-правовой защиты детства определили личностно-ориентированный, культурологический, деятельностный и системный подходы.

4) логика технологического процесса предусматривает:

- моделирование образовательного процесса на уровне учебного модуля;

- конструирование содержания спецкурса;

- разработку контрольно-измерительных материалов;

- рефлексию процесса и результата освоения спецкурса.

5) эффективность системы профессиональной подготовки будущих педагогов к социально-правовой защите детства может быть достигнута при наличии комплекса педагогических условий: взаимосвязь внешней среды с внутренней средой: внешние (адекватность образовательного процесса основным компонентам экспериментальной модели: мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный); внутренние: общекультурный уровень студента; сформированность профессиональной мотивации; сформированность эмоционально-поведенческой сферы, интеллектуальных способностей, рефлексии, эмпатичности; спецкурс, направленный на формирование готовности студента – будущего педагога к социально-правовой защите детства; использование в учебном процессе традиционных и нетрадиционных методов обучения (модульное обучение).

В нашем исследовании разработана модель профессионального профиля педагога, готового к социально-правовой защите детства (рис.1).


^ Характеристики готовности







^ Профессионально-значимые личностные качества (мотивационно-ценностный компонент)


Психолого-педагогическая грамотность (когнитивный компонент)

^ Психолого-педагогические умения (операциональный компонент)








^ Функции готовности:

- воспитательная,

- организационная,

- посредническая,

- охранно-защитная,

- диагностико-коррекционная

Личность педагога, готового к социально-правовой защите детства

^ Должностные обязанности:

- социально-информационная помощь,

- социально-правовая помощь,

- социально-педагогическая помощь










^ Блок знаний и умений

Знания:

- методологические,

- теоретико-прикладные,

- общекультурные

Умения:

- аналитические,

- проектировочные,

- прогностические,

- рефлексивные,

- коммуникативные



Рис. 1. Модель профессионального профиля педагога

Данная модель представляет собой идеальный образ педагога, готового к социально-правовой защите детства.

При разработке экспериментальной модели педагогической системы учитывались два основных аспекта подготовки будущего специалиста к социально-правовой защите детства – личностный и деятельностный. Данные аспекты мы рассматриваем как подсистемы педагогической системы профессиональной подготовки будущего специалиста в области социально-правовой защиты детства и представляем их структуру с позиций системного подхода (рис. 2).


^ Структурные компоненты педагогической системы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru