Скачать 402.48 Kb.
|
На правах рукописи МАТЕВОСЯН ИРИНА СТАНИСЛАВОВНА ОБУЧЕНИЕ ТЕКСТУ–РАССУЖДЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе) педагогические науки Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Майкоп 2008 Работа выполнена в ГОУВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт Министерства образования и науки РСО-Алания» ^ кандидат педагогических наук доцент Кучиева Людмила Асланбековна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук профессор Джандар Бетти Махмудовна кандидат педагогических наук доцент Моуравова Марина Лазаревна Ведущая организация: Кабардино-Балкарский государственный университет Защита диссертации состоится 27 июня 2008 года в 16 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 в Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, РА, г. Майкоп, ул. Университетская, 208. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета. Автореферат разослан 26 мая 2008 года. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Е.В.Демкина ^ Актуальность исследования. При обучении русскому языку в школе центральной задачей является развитие устной и письменной речи учащихся. Эта задача определяет необходимость изучения не только структуры языка, но и конкретного языкового материала, контекста, того, как языковые единицы реализуются в речи. Решение этой задачи связано с использованием функционального подхода в обучении русскому языку: с изучением способов реализации языковых единиц в речи, их способности к выполнению определенного назначения, парадигмы функционирования. Значительное место в школьном курсе русского языка занимает синтаксис, в силу того, что он позволяет оценить изученные ранее средства языка с функциональной точки зрения, что особенно важно для развития речи. Курс школьного синтаксиса предполагает ознакомление со всеми синтаксическими единицами, однако в программах и учебниках актуализируется в основном словосочетание и предложение. Изучение функционирования текста как синтаксической единицы высшего уровня, в которой реализуют свое назначение единицы всех остальных уровней, недостаточно, хотя именно в тексте все единицы языка и речи обладают максимальной степенью определенности свойств (В.В. Бабайцева). В настоящее время ряд актуальных проблем, связанных с построением методики обучения русскому языку, ориентированной на функциональный аспект, с ориентацией на ту роль, которую данная единица выполняет в составе целого (или в составе единицы высшего ранга), на ее синтаксическую позицию (Н.Д. Арутюнова), остается малоисследованным. Существует необходимость в разработке методической системы обучения синтаксису на основе функционального подхода в начальной школе, так как это базовый этап формирования языковой компетентности учащихся. Осознанность в организации текста напрямую связана со знанием назначения языковых единиц. Поэтому в условиях начального обучения для развития навыков целеполагания и мотивированного отбора языковых средств необходимо изучение типологии текста. Понятие типа текста, вводимое в школьную практику, существенно меняет методику обучения связной речи: в ней усиливается лингвистическое содержание, появляется конкретная учебная цель – предоставить необходимые лингвистические сведения и на этой основе научить строить определенный тип текста. Сами типы текста, будучи противопоставленными по одним функциональным и структурным свойствам и объединенными по другим, представляют собой компоненты системы. Поэтому рассуждение как составляющее типологию, не может рассматриваться и изучаться обособленно от других типов текста. Выбор направления исследования обусловлен тем, что, несмотря на то, что стремление к рассуждению, потребность в формировании собственных суждений заложены в природе развивающегося мышления и речи детей, а обучение рассуждению считается наиболее сложным, сведения именно о данном типе текста, его функциональной специфике в учебниках для начальной школы неполны, а нередко неточны и противоречивы. В результате формируется недостаточное представление о функционировании рассуждения в текстах различных стилей, что негативно сказывается на формировании языковой компетенции учащихся: умении достичь запланированного речевого результата при целенаправленном выборе нужных для этого языковых средств. С этим связано имеющееся противоречие между необходимым и существующим уровнем владения текстом-рассуждением учащихся начальных классов. Таким образом, актуальность обучения тексту-рассуждению в начальной школе на основе функционального подхода обусловлена тем, что: 1) потенциальные возможности текста-рассуждения для развития устной и письменной речи, лингвистического и логического мышления младших школьников высоки; 2) обучение тексту-рассуждению соответствует направленности мышления младших школьников; 3) текст-рассуждение используется младшими школьниками в речевой деятельности, чаще всего неосознанно, что связано с недостаточной разработанностью методической системы; 4) обучающие возможности текста-рассуждения на основе функционального подхода исследованы и опробованы в меньшей степени, чем возможности других типов текста. ^ – разработка и экспериментальное обоснование системы обучения тексту-рассуждению на основе функционального подхода в условиях начальной школы. ^ – учебный процесс в начальной школе, связанный с обучением связной русской речи. Предмет исследования – методическая организация обучения младших школьников тексту-рассуждению, построенная на основе функционального подхода и способная эффективно влиять на совершенствование коммуникативных речевых навыков учащихся. ^ : если обучение тексту-рассуждению построить на основе актуализации функциональной значимости языковых единиц, то это будет способствовать активному и осознанному употреблению данного типа текста в речи младших школьников. ^ - на основе изучения и анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования обосновать целесообразность применения функционального подхода в обучении тексту-рассуждению младших школьников; - провести анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения обучения тексту-рассуждению; проанализировать современные подходы к обучению синтаксису текста; - определить состояние знаний, умений, навыков младших школьников по теме исследования; - разработать научно обоснованную методическую систему обучения тексту-рассуждению в начальных классах и экспериментально обосновать ее эффективность. ^ исследования составили научно-теоретические работы по лингвистике, психологии, психолингвистике, лингводидактике, утверждающие социальную природу языка, взаимозависимость и взаимовлияние языка и мышления, коммуникативную и когнитивную функции языка; основополагающие документы по вопросам образования: программы, методические рекомендации и пособия по обучению русскому языку в начальной школе. Лингвистика текста представлена трудами В.В. Бабайцевой, А.В. Бондарко, В.А. Белошапковой, Н.С. Валгиной, И.Р.Гальперина, М.И. Гореликовой, В.А. Звегинцева, Г.А. Золотовой, В.И.Максимова, О.И. Москальской, В.Я. Проппа, М.П. Сенкевича, М.Д.Феллера, Л.В. Щербы, В.Н. Ярцевой и других. Психофизиологический и психолингвистический аспекты развития и обучения младших школьников представлены трудами Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.Я. Ляудис, Н.И. Жинкина, Е.И. Негневицкой, И.Т. Негуре, А.М. Шахнарович, С.Л. Рубинштейна и других. Методические концепции оптимизации процесса обучения русскому языку в начальной школе представлены трудами Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Т.А.Ладыженской, М.Р. Львова, В.Я. Ляудис, Е.И. Негневицкой, И.Т. Негуре, Р.Б. Сабаткоева, А.М. Шахнарович, М.Х. Шхапацевой, Д.Б. Эльконина и других. Для реализации выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - теоретический (изучение и анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования); - социально-педагогический (анализ программ, учебников, методических пособий для начальной школы с точки зрения обучения рассуждению, наблюдение за учебным процессом, изучение состояния обучения тексту-рассуждению в начальной школе); - эмпирический (проведение констатирующего эксперимента для выявления уровня коммуникативных умений младших школьников в аспекте темы исследования, проведение опытно-экспериментальной работы с целью проверки эффективности предлагаемой системы обучения тексту-рассуждению, проведение контролирующего эксперимента в целях проверки эффективности разработанной методики); - математический (анализ экспериментальных данных, количественная и качественная обработка и обобщение результатов эксперимента). ^ : педагогический факультет Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, средние общеобразовательные школы №3 и №27 г. Владикавказа, Республиканский Лицей Искусств. Организация и этапы исследования. С 1997 по 1999гг. на первом этапе исследования проводился анализ научной литературы, было выявлено состояние разработанности темы в теоретическом и практическом аспектах, разработана программа исследования, проведен анализ программ и учебников по теме исследования. На втором этапе (2000-2005гг.) разработана методическая модель процесса обучения, организован и проведен констатирующий эксперимент, а также формирующий этап педагогического эксперимента. На третьем этапе исследования (2006-2007гг.) сделаны анализ результатов экспериментальной работы и математическая обработка данных, сформулированы выводы и рекомендации, оформлен собранный фактический материал в виде текста диссертационного исследования. ^ диссертации заключается в том, что: - теория текста рассмотрена с точки зрения функций синтаксических единиц и адаптирована к условиям начальной школы; - определена специфика обучения тексту-рассуждению на основе функционального подхода; - исследована и подтверждена психологическая готовность младших школьников к освоению ими теории и практики связного текста; - исследована и подтверждена возможность оптимизации процесса обучения младших школьников связной речи путем реструктуризации материала по теме исследования; - предложена научно обоснованная система обучения тексту-рассуждению в начальных классах на основе функционального подхода. ^ исследования заключается в лингвистическом, дидактическом и психолого-педагогическом обосновании предложенной системы обучения тексту-рассуждению учащихся начальных классов на основе функционального подхода. ^ работы состоит в том, что в ней предлагается научно обоснованная и апробированная методика обучения тексту-рассуждению на основе функционального подхода, нацеленная на развитие коммуникативной компетенции младших школьников. Предлагаемая методика может быть использована при доработке учебников, создании методических пособий по русскому языку для начальной школы. Разработанная система упражнений может быть реализована в практике учителей начальных классов, в подготовке педагогических кадров в условиях учебных заведений разного уровня, в содержании учебного процесса по подготовке учителей начальных классов через курс синтаксиса русского языка, спецкурсы по теории текста, лингвистическому анализу текста. На защиту выносятся следующие положения: 1. Уровень развития связной речи учащихся связан с такими параметрами языковой компетенции, как осознанное целеполагание и планирование речевого результата, мотивированность отбора языковых средств. 2. Актуализация текста-рассуждения в процессе овладения русским языком способствует совершенствованию языковой компетенции, развитию речи, коммуникативных умений и навыков младших школьников. 3. Обучение тексту-рассуждению должно строиться на основе функционального подхода как актуализирующего в сознании учащихся назначение языковых единиц и сферу их функционирования. ^ исследования обеспечиваются использованием общепризнанных методов анализа экспериментальных данных и воспроизводимостью эксперимента. ^ : материалы, процесс и результаты работы, анализ этапов констатирующего и обучающего экспериментов выносились на обсуждение на заседания кафедры методики начального обучения Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л.Хетагурова, кафедры русского языка и методики его преподавания Северо-Осетинского государственного педагогического института, на международные и региональные научные конференции (Краснодар 2000г., Владикавказ 2000г., 2003г., 2004г., 2007г., 2008г.) и всероссийскую научно-практическую конференцию (Нальчик 2000г.). По теме диссертации опубликовано 10 работ, в том числе, учебно-методическое пособие и две статьи в издании из списка ВАК РФ. Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В конце каждой главы излагаются выводы. ^ Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель, объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, методы исследования, конкретизируются положения, выносимые на защиту, способы апробации, база исследования. ^ обобщаются данные лингвистической и научно-методической литературы по проблеме исследования, показана специфика функционального подхода к изучению текста-рассуждения в начальной школе, сопоставлены точки зрения психологов, психолингвистов и методистов в области преподавания русского языка в начальной школе. Анализ лингвистической литературы (В.В. Бабайцева, В.А. Белошапкова, Н.С. Валгина, В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, Г.А. Золотова, Н.Д. Зарубина, В.И. Максимов, В.В. Одинцов, Г.Я. Солганик, М.П. Сенкевич, М.Д. Феллер и др.) показал, что текст – высшая единица синтаксиса, многоаспектная, сложная по своей организации. Он должен быть исследован с разных позиций. Теория синтаксиса текста представляет актуальное направление в парадигме современной лингвистики (В.В. Бабайцева, Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин, Г.А. Золотова, В.И. Максимов, В.В. Одинцов и др.). Текст – важнейшее понятие данной теории, реальная единица общения, в которой сходятся сведения о языке и речи. В настоящее время наиболее адекватным представляется определение текста как целостной единицы языка, ориентированной на осуществление коммуникативного намерения автора, включающей коммуникативно-функциональные единицы низших уровней организации синтаксиса (Н.С. Валгина). В понятие целостности включается представление о смысловой цельности и структурной связности текста. Важно отметить связь структуры текста и функционирования в ней синтаксических единиц разных уровней. Путь изучения от наименьшей к наивысшей единице - это дидактический путь, наиболее целесообразный для обучения в условиях начальной школы в связи со спецификой познавательной деятельности младших школьников (В.В. Бабайцева). Цель содержательна, то есть всегда связана с определенной темой, для раскрытия которой необходимо последовательно раскрыть содержание подтем, составляющих ее. Логическое раскрытие темы в подтемах, структурированных должным образом, способствует достижению цели высказывания. Смысловая цельность предполагает наличие в тексте определенной, наполненной смыслом цели, причем, различия в целеполагании диктуются различными мотивационными установками. Существует обширная дифференциация мотивационных установок (Н.С. Валгина, Ю.В. Ванников, Н.Д. Зарубина, О.Д. Митрофанова, В.В. Одинцов, В.И. Свинцов, М.П.Сенкевич). Как следствие, в современной лингвистике выделяется разное количество типов текста: доказательство (коммуникативно-познавательная функция в установлении истинности тезиса), опровержение (установление ложности тезиса), подтверждение (установление достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами), обоснование (установление целесообразности действия), объяснение (раскрытие причины с привлечением дополнительных сведений), определение (выявление сущности понятия через указание на признаки), свободное рассуждение (представление фрагмента окружающей действительности с выявлением связей между отдельными компонентами фрагмента), отвлеченное рассуждение (выявление отношений между фрагментами информации) и др. Разнообразие в выделении способов классификаций связано с тем, что в их основу положены пересекающиеся признаки, единый классификационный критерий еще разработан. Актуальной задачей лингвистики текста, в связи с этим, является дифференциация типов текста, накопление знаний об их лингвистических свойствах и построение на этой основе типологии текста (Г.А.Золотова). Сопоставив выделяемые разными авторами подтипы текста-рассуждения, мы соотнесли их по следующим параметрам: значение, функциональная значимость, композиционные особенности, сфера применения Результаты сопоставления подтипов текста-рассуждения представлены в табл.1. Рассуждение – тип текста, синтезирующий в себе содержательные, структурные, формальные синтаксические средства выражения высшего уровня других типов, поэтому необходимо рассматривать его только как часть в системе типов текста (В.В. Одинцов, Г.Я. Солганик). В условиях начального обучения для развития навыка мотивированного отбора языковых средств в целях обеспечения конкретной речевой ситуации достаточно трех типов текста: повествования, описания, рассуждения. Таблица 1 Подтипы текста-рассуждения
|