Научная интеллигенция Чеченской республики в условиях социокультурного кризиса 22. 00. 06 Социология культуры, духовной жизни



Скачать 261.04 Kb.
НазваниеНаучная интеллигенция Чеченской республики в условиях социокультурного кризиса 22. 00. 06 Социология культуры, духовной жизни
Эльбиева Лариса Резвановна
Дата25.03.2013
Размер261.04 Kb.
ТипАвтореферат
источник


На правах рукописи


Эльбиева Лариса Резвановна


Научная интеллигенция Чеченской республики в условиях социокультурного кризиса


22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Майкоп – 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет»


Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Ляушева Светлана Аслановна


^ Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент

Раздольский Сергей Александрович


кандидат социологических наук, доцент

Севрюгина Надежда Ивановна


^ Ведущая организация: Ставропольское высшее военное

авиационное инженерное училище

(Военный институт) им. маршала авиации

В.А. Судца


Защита состоится «25» декабря 2009 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.05 при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.


Автореферат разослан « » ___________ 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета С.А. Ляушева


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. В связи с трансформационными процессами, затронувшими российское общество, с переходом к рыночной экономике, а также в ситуации кризиса обострились и проблемы, связанные с производством и воспроизводством научных кадров и, как следствие, с развитием и функционированием такой социальной группы, как научная интеллигенция. Интеллигенция представляет собой наиболее чувствительную к переменам часть общества, особенно если речь идет о крушении веками существовавших ценностей, норм, идеалов, традиций в целом. В кризисные, а порой и трагичные для этноса исторические периоды, интеллигенция, тем более - научная, берет на себя ответственность за осмысление и переосмысление социокультурных процессов, предлагает механизмы сохранения этнической культуры и этноса в целом.

В Чеченской республике на современном этапе научная интеллигенция призвана выполнить роль интегрирующего начала для консолидации этноса, объединения усилий всех общественных сил с целью полноценного возрождения социокультурного, экономического и политического облика некогда процветающего региона России. Известные события конца ХХ века в Чечне привели к тому, что этот облик катастрофическим образом изменился, что выразилось в разрушении этнокультурных, религиозных и иных ценностных ориентиров чеченского этноса.

Особое место в деятельности научная интеллигенции занимает направленность на гуманизацию и гуманитаризацию образования, формирование в обществе установок на диалог и толерантное сознание. Принимая во внимание недавние трагические события чеченской истории, в значительной степени деформировавшие этническое сознание в сторону этнического капсулирования и этнической замкнутости, социальная роль чеченской интеллигенции многократно возрастает. В этом процессе важнейшее значение приобретает гражданская позиция и гражданская активность ученых Чечни.

Активно интегрирующееся в российскую социальную структуру, чеченское общество требует практических механизмов этой интеграции, позитивного соотношения ценностей чеченского этноса с общероссийскими, а также всестороннее включение в процесс формирования российской культурной идентичности с возможностью сохранения собственной этнической идентичности.

Как известно, размышления об интеллигенции, ее месте и роли в российском обществе всегда волновали лучшие умы России, представлявшие различные области гуманитарной мысли – философию, историю, культурологию, социологию и др. Однако современные реалии требуют дальнейшего осмысления проблемы интеллигенции в условиях кризисного развития общества, ее места в трансформирующейся социальной структуре российских регионов. Для Чеченской республики решение этой проблемы приобретает особую актуальность.

^ Степень научной разработанности темы. Современная наука располагает большим количеством исследований, касающихся проблемы научной интеллигенции. Среди отечественных мыслителей можно выделить П.Н. Милюкова, Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, Д.Н. Овсянникова-Куликовского, Р.В. Иванова-Разумника, Н.И. Кареева, Н.К. Михайловского, П.Л. Лаврова и др. В отечественной науке научная интеллигенция определяется и как некий универсальный феномен, возникающий в процессе усложнения социальной жизни и роста культуры, и как самобытное российское явление, обусловленное спецификой русской культуры. В советский период доминировало обусловленное марксистко-ленинской идеологией представление об интеллигенции как о некой «прослойке» между классами рабочих и крестьян, о той социальной группе, которая занималась умственным трудом.

В современной отечественной науке проблема интеллигенции рассматривается в тесной связи со взглядами таких отечественных исследователей, как Г. Шпет, М. Мамардашвили, В.Ж. Келле, Н. Яхиел, Т.И. Заславская, П. Штомпка и др., рассматривающих интеллигенцию вообще и научную интеллигенцию в частности как один из наиболее активных социальных акторов.

Обращаясь к зарубежной социологической мысли, необходимо упомянуть О. Конта, Г. Спенсера, К. Манхейма и др. Так, внимания заслуживает мысль О. Конта о том, что будущее единство человечества напрямую связано с деятельностью ученых. Размышляя об ученых, Г. Спенсер делает акцент на том, что эта профессиональная группа явилась результатом деления труда на умственный и физический. Научную интеллигенцию в контексте науки как социального института рассматривали М. Вебер и Т. Парсонс.

На современном этапе научная интеллигенция рассматривается с позиций междисциплинарного подхода как в рамках социологии культуры, так и в социологии науки, социологии профессий, теории социальной стратификации и т.д. (П. Бурдье, Э. Гидденс, Т.И. Заславская и др.).

В последнее время проблемы интеллигенции рассматривались в ряде диссертационных исследований: Бильтрикова А.В. проанализировала специфику бурятской национальной интеллигенции на современном этапе, Жондоров П.Н. исследовал якутскую национальную интеллигенцию в социально-политической структуре общества, Зайналабдиева Ж.С. рассмотрела роль гуманитарной и интеллигенции в развитии наций и межнациональных отношений на материале Северного Кавказа, диссертация Саговой Д.Д. посвящена трансформациям интеллигенции в конце ХХ века, Клушина И.В. проанализировала научную интеллигенцию в условиях изменяющегося полиэтнического общества на материале Республики Адыгея. Однако, исследования интеллигенции вообще и научной интеллигенции в частности в Чеченской республике практически не проводились, что и обусловило данную диссертационную работу.

^ Объектом данного исследования является интеллигенция в современном российском обществе.

Предметом диссертационного исследования выступает научная интеллигенция в условиях социокультурного кризиса.

^ Целью диссертационной работы является определение роли научной интеллигенции в современном социокультурном пространстве Чеченской республики.

Данная цель работы определила следующие задачи:

- рассмотреть социологические теории и подходы к изучению научной интеллигенции;

- проанализировать роль чеченских просветителей в становлении научной интеллигенции;

- определить культурно-исторические, социально-экономические и политические факторы развития научной интеллигенции;

- рассмотреть влияние социокультурного кризиса на развитие научной интеллигенции;

- выявить особенности деятельности научной интеллигенции на современном этапе развития Чеченской республики.

^ Методологические основы исследования обусловлены спецификой поставленных задач. Принципы субъектного подхода позволили социологически выделить и проанализировать научную интеллигенцию как социальную группу; деятельностный подход был применен при анализе специфики функционирования научной интеллигенции в современном обществе; принципы системного и сравнительного анализа использовались при выявлении связи и различий социальных характеристик интеллигенции; эти принципы были дополнены аксиологическим подходом, применявшимся при характеристике ценностного потенциала интеллигенции.

В ходе исследования проблемы диссертации также были использованы такие эмпирические методы, как анкетирование и анализ статистических данных.

^ Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют следующие источники:

1. Социологическое исследование «Научная интеллигенция Чечни» с участием автора, проведенное в 2007-2008 гг. в Чеченской республике.

  1. Статистические сборники «Наука в России» (2005-2008 гг.).

Также был проведен вторичный анализ социологического исследования, проведенного Клушиной И.В. в Республике Адыгея в 2003-2004 г. Большое информативное значение для проведения исследования, обобщения и анализа научного материала имело обращение к публикациям в специализированных методических сборниках.

^ Научная новизна исследовани состоит в том, что в диссертации:

- уточнены методологические подходы к исследованию научной интеллигенции в условиях кризисного общества;

- показана роль чеченских просветителей в становлении научной интеллигенции;

- определены факторы развития научной интеллигенции Чечни как социальной группы во второй половине ХХ – начале ХХI вв.;

- определена специфика чеченской интеллигенции на современном этапе по материалам эмпирического исследования.

^ Положения, выносимые на защиту:

1. Научная интеллигенция как социальная группа определяется не просто как узкий слой специалистов-интеллектуалов, а прежде всего как особый слой людей, для которого характерно сочетание профессионализма с типичными нравственными качествами, определенным типом мышления и поведения, ориентированным не только на науку, но и на особую роль в обществе, призванный выполнять интегрирующую функцию в условиях кризиса, обусловленного как политическими и социально-экономическими причинами, так и общим упадком культуры.

2. Становление современной чеченской интеллигенции во многом обусловлено общественно-политической и гуманитарной деятельностью чеченских просветителей начала ХХ в., заложивших основы для формирования научной интеллигенции Чечни как интегрирующей и консолидирующей силы.

3. Деятельность чеченской интеллигенции обусловлена комплексом объективных и субъективных факторов: военными событиями в Чечне в 90-е годы ХХ в.; вынужденной миграцией научных кадров как в соседние республики Северного Кавказа, так и в страны Ближнего и Дальнего зарубежья; трансформацией этнического самосознания; восстановлением и дальнейшим развитием научной и образовательной инфраструктуры Чечни в начале ХХI в.

4. Данные социологических исследований, проведенных в Чеченской республике в 2007-2008 годах, демонстрируют следующий факт: специфика научной интеллигенции на современном этапе проявляется в ее интегрирующем потенциале, тесном взаимодействии с властью, возрастающей ролью в укреплении ценностей традиционной этнической культуры.

^ Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в углублении и конкретизации социологических знаний по проблеме интеллигенции вообще и научной интеллигенции в частности России и Северного Кавказа. Предложенный автором подход к анализу научной интеллигенции дает возможность рассматривать данный социокультурный феномен в разных исследовательских аспектах.

^ Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты и выводы могут быть использованы при разработке научной политики в Чеченской республике, а также применяться при разработке учебных курсов по социологии, социологии культуры, культурологии и т.п.

^ Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, на научно-практических конференциях «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, АГУ, 2007-2009 гг.). По теме диссертации автором опубликовано 5 работ общим объемом 3,9 п.л.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.


^ ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены цели и задачи, объект, предмет и методы исследования. Показаны научная новизна и практическая значимость диссертации. Представлена структура работы и дан обзор степени научной разработанности проблемы.

^ В первой главе «Теоретико-методологические подходы к исследованию научной интеллигенции» определяются основные подходы к пониманию сущности интеллигенции вообще и научной интеллигенции в частности, дается обзор методологических подходов к осмыслению интеллигенции.

В первом параграфе «Понятие, сущность и структура научной интеллигенции» рассматриваются содержание понятий «интеллигенция», «научная интеллигенция», «научная элита» и т.п., раскрывается сущность и структура научной интеллигенции как социальной группы.

Очевидно, что ее исследование как особой социальной группы, осуществляющей свою деятельность в тесной связи и взаимодействии с другими элементами социальной структуры и культурной сферы общества, следует начать с осмысления сложившихся подходов к анализу интеллигенции в целом.

Как показал проведенный анализ монографических и диссертационных исследований, материалов конференций и журнальных публикаций, большая часть отечественных и зарубежных современных авторов, ссылаясь на авторитетное мнение мыслителей ХIХ–ХХ вв. полагают, что возникновение и существование интеллигенции возможно только в русском типе культуры. Так, по мысли современного исследователя И. В. Никитиной, русская интеллигенция — это уникальное явление, возникшее как результат стремлений найти «мирской» эквивалент православной духовности. Если у западных народов интеллект и умение решать конкретные проблемы представляли независимую от морали ценность, то для русской культуры характерен духовный идеал, в котором знание и нравственность нерасторжимы, причем знание есть функция добродетели, а не наоборот1.

Русская интеллигенция как культурный слой возникает в итоге социокультурной ломки, связанной с петровскими реформами и процессами вестернизации страны. Но, светская по форме, европейская по происхождению, основанная изначально на рационализме и интеллектуализме, прагматическая и индивидуалистическая по системе ценностей культура Просвещения русской культурой не дублировалась, а модифицировалась. Результатом этого и стало возникновение русской интеллигенции как слоя, для которого служение культуре, науке, искусству, народу заменило служение Богу. Отказ от соображений карьеры и личной выгоды, стремление к общественной пользе, идеал бескорыстия, презрение к мещанству и поиск новых путей духовного восхождения к истине как смысл жизни сделал русскую интеллигенцию антиподом «вестернизированной элиты». Русская интеллигенция осознавала себя не в качестве агентов рынка, а искала дорогу в храм науки и искусства, видела свою роль в борьбе за социальный прогресс через оппозицию «денежной и властной элите»2.

После Октябрьской революции 1917 г. большевики, придя к власти, увидели в интеллигенции, которую прежде называли «генеральным штабом революции», лишь попутчика, который не заслуживает доверия, так как не имеет «классовых признаков» и по этой причине отражает интересы различных классов — крестьянства и пролетариата (революционная интеллигенция) или буржуазии (буржуазная интеллигенция). Советское и партийное руководство проводила политику воспитания новой интеллигенции, преданной идеалам социализма, которая стала бы проводником марксистских взглядов во всех сферах общественной жизни (ученых-марксистов готовили в специально созданных учебных заведениях — коммунистических университетах, Институте Красной Профессуры, Коммунистической академии и др.).

Процесс формирования советской интеллигенции шел двумя путями: на основе привлечения старых специалистов к сотрудничеству с новой властью и путем форсированной подготовки кадров из рабоче-крестьянской молодежи. Особое внимание уделялось выдвиженчеству. Интеллигенция, испытывая со стороны командной системы управления, по сути, тройной диктат (экономический, политический, идеологический) постепенно превращалась из субъекта творчества в объект управления.

Вместе с тем, советская интеллигенция, которую знали и к которой принадлежали доныне действующие поколения, отличалась определенными качествами, от сущности интеллигенции неотделимыми. Трагичность советской эпохи в сочетании с романтическим пафосом созидания нового строя и оптимистическими надеждами на лучшее будущее порождали поразительный эффект профессионального подвижничества и плодотворного напряжения творческих сил интеллигенции.

Советская историография с ее гипертрофированным интересом к проблеме партийности, классовости и социальной ответственности в творческой сфере формирует социологическое понимание интеллигенции как «прослойки» между двумя «основными классами» советского общества — рабочим и трудовым крестьянством, а этическое как особый слой людей, занятых в сфере духовного производства и обладающих особым духовным качеством — интеллигентностью.

Особенности функционирования российской интеллигенции в постсоветский период определяются ее местом в социальной структуре общества, ее социальной ролью в трансформационных процессах. Исследователь Т. И. Заславская вписывает интеллигенцию в средний слой, характеризуя ее как высокооплачиваемых специалистов, средних менеджеров, работников управленческих и силовых структур, военных представителей. В базовый нижний слой относит массовую интеллигенцию1. При этом, анализируя социальное самочувствие работников умственного труда, Л. А. Беляева отмечает падение морального престижа интеллигенции: ИТР, работников ВПК, культпросветработников, учителей, медиков, научных работников, чья заработная плата зависит от государственного финансирования, и занимает низкие позиции по отношению к заработной плате других категорий работников. Новый формирующийся средний класс образован людьми, имеющими собственное дело, людьми, являющимися профессионалами умственного труда, а также специалистами, занятыми научно-информационным обслуживанием2.

Массив изученной литературы позволяет утверждать, что современные научные работы, посвященные проблеме интеллигенции отличает:

─ отсутствие единства в восприятии интеллигенции, унаследованное от идейно-политических споров представителей различных идеологических лагерей пореформенной эпохи (60-е гг. XIX — начало XX вв.);

─ отсутствие четкого понимания грани, отделяющей интеллигенцию как социокультурный феномен от интеллигенции как исторического феномена, вследствие чего характеристики, даваемые интеллигенции в определенный исторический период, нередко воспринимались как ее сущностные характеристики;

─ несогласованность понятий «интеллигенция», «интеллектуалы», «образованный слой».

В параграфе содержится попытка рассмотреть научную интеллигенцию в контексте различных методологических парадигм, основными из которых являются культурологическая и социологическая. При этом отмечается, что культурологический подход к анализу интеллигенции предполагает ее оценку в контексте культуры и в системе категорий и понятий культурологии. Функционирование интеллигенции рассматривается в контексте нравственно-этических норм и культурных традиций.

Рассмотрение научной интеллигенции в контексте социальной структуры общества предполагает соотнесение этого понятия с понятиями научной элиты, научного сообщества, научной профессии и т.п. Как отмечает И.В. Клушина, исходя из социально-профессионального подхода, «научная интеллигенция определяется как социально-профессиональная группа интеллигенции, занятая в сфере науки и высшего образования»1.

Представления о научной интеллигенции тесно смыкаются с представлениями о научной элите. Идентификация научной элиты как социально-профессиональной общности основывается на системе социальных, культурологических и социально-психологических критериев. Особое значение в воспроизводстве элиты имеет то обстоятельство, что ее отдельные члены добиваются наивысших результатов в своей профессиональной деятельности. Поэтому научная элита по определению немногочисленна. Ее “особость” подтверждается возлагаемой на научную элиту ответственностью за определенные виды деятельности (например, лидерство в науке), особым статусом и высоким социальным престижем. Сознавая свою особую миссию, элита претендует на власть, влияние, право формировать научную (и образовательную) политику, и есть все основания уподобить ее катализатору социальной системы2. Таким образом, можно согласиться с мнением Б.М. Фирсова, который под научной элитой понимает «ученых и специалистов высшей квалификации, отличающихся творческими достижениями и обладающих знаниями, научным и жизненным опытом для того, чтобы выполнять роль наставников новых поколений»1.

Структура научной элиты может быть представлены следующим образом: 1) постэлита, т.е. специалисты, которые добились высокого статуса в науке, часть из них уже не создает новых идей; креативная элита - ученые в возрасте от 25 до 55 лет, демонстрирующая наибольшие показатели эмиграции и перехода в другие области профессиональной деятельности; отъезд ученых за границу и вынужденный отказ части из них от профессиональных занятий наукой являются наиболее существенным фактором, от которого зависит судьба этого слоя; 3) предэлита, к которой принадлежат наиболее талантливые студенты, аспиранты и молодые докторанты2.

Эта структура может быть соотнесена со структурой научной интеллигенции, предложенной И.В. Клушиной (научная элита, средний слой, младший уровень научной интеллигенции)3.

В параграфе также рассматривается понятие «научное сообщество», которое демонстрирует возможности научных коммуникаций научной интеллигенции в рамках отечественного и мирового научных сообществ.

^ Во втором параграфе «Динамика развития научной интеллигенции на современном этапе» отмечается, что научная интеллигенция в конце ХХ в. была поставлена в ситуацию расширения и изменения ее социальных функций. Современное общество уже не может удовлетворять только деятельность научной интеллигенции, связанная с производством и воспроизводством научных кадров. Она должна стать и объективно становится реальной социальной силой, способной как интегрировать и консолидировать общество, так и сформировать идеологию его дезинтеграции.

В современных социокультурных условиях Чеченская республика находится в тесной связи с процессами межэтнической интеракции. Представляя собой «проблемный регион», республика в течение десятка лет находится в поиске нового механизма межкультурной коммуникации. Сложность этого процесса обусловлена как спецификой географических, этнографических, этнокультурных, религиозных, социально-экономических и политических факторов, так и тяжелыми последствиями, связанными с известными событиями 90-х годов прошлого века.

Обращение к этническим корням и, как следствие, рост этнического самосознания привели к тому, что в Чечне актуализировалось значение научной интеллигенции, которая вынуждена была искать новые ориентиры своей деятельности. Среди них особое место заняли ценности воспитания и образования. В последние годы эта направленность стала давать свои плоды, что отразилось в росте научного потенциала региона. Так, на конец 2007 года число ученых в Чеченской республике достигло 527 человек – 87 докторов и 440 кандидатов наук1.

^ Вторая глава диссертации «Специфика формирования научной интеллигенции Чеченской республики» посвящена анализу деятельности чеченской научной интеллигенции в условиях постконфликтного развития.

^ В первом параграфе «Исторические предпосылки формирования современной научной интеллигенции Чечни» рассматривается просветительская и общественно-политическая деятельность чеченских мыслителей, исследуются становление и влияние провинциальной интеллигенции на политические процессы в северокавказском регионе, отмечается эволюция ценностно-нормативных ориентаций этого социального слоя, характер его взаимоотношений с органами местной власти. В этой связи прослеживается психология этнической идентичности. Как известно, значение и роль признаков восприятия членов этноса меняется в зависимости от особенностей этнического окружения. Этнодифференцирующие признаки отражают чаще всего элементы духовной культуры.

В параграфе указывается, что социально-политические взгляды чеченской интеллигенции в 20-е годы ХХ века формировались под влиянием марксистко-ленинского учения, активно распространявшегося с победой большевиков в Гражданской войне на Тереке. Многие представители чеченской интеллигенции были прямыми участниками Гражданской войны и имели тесные связи с большевиками. Из двух возможных вариантов идеологической и политической деятельности – революционной и контрреволюционной, многие из них избрали первый путь, и только небольшая часть – второй. Это было связано с тем, что основная масса чеченского крестьянства в описываемый период однозначно поддержала большевиков в их борьбе против Деникина на Тереке, активно работавших среди них и обещавших землю и политическое самоуправление.

Среди видных представителей чеченской интеллигенции, сформировавшейся в годы царизма, особое место занимали Эрисхан Алиев, Ибрагим Чуликов, Ахметхан Мутушев, Исмаил Мутушев, Халид Ошаев, Тапа Чермоев, Денилбек, Заурбек и Асламбек Шериповы, Таштемир Эльдарханов, братья Магомед и Осман Яндаровы и др. Еще в царский период они являлись активными участниками общественно-политической жизни в крае. Многие из них учились в царских, привилегированных учебных заведениях и имели высокие воинские звания. В период Гражданской войны на Тереке образованные в военном отношении чеченцы в большинстве своем находились на стороне белогвардейцев, поскольку придерживались присяги, данной русскому царю.

В параграфе большое место уделяется просветительским взглядам И. Мутушева, который на первый план выдвигал проблему просвещения народа. Фиксируя крайне невежественное состояние чеченского народа, он обратился к чеченской интеллигенции со словами: «Несмотря на полувековое пребывание в нашей школе европейской цивилизации и культуры, мы продолжаем прозябать в грубом невежестве, благодаря лишь собственной инертности…»1.

Также отмечается значительный вклад в развитие чеченской интеллигенции педагога, просветителя и государственного деятеля Т. Эльдарханова. В ходе своей просветительской деятельности Т. Эльдарханов учитывал сложные, противоречивые политические и духовные процессы, протекавшие в Чечне. Противоречивость ситуации определялась и тем, что в общественной и духовной жизни горцев доминирующую роль играло мусульманское духовенство, не без основания видевшее в советской власти духовную и политическую угрозу для верующих.

Т. Эльдарханов пытался консолидировать чеченское общество, различные его слои, делая упор на просветительских методах, пытаясь доказать тот факт, что без образования невозможно идти вперед и развивать науку и культуру чеченского народа.

Для чеченской интеллигенции также большое значение играет личность А. Авторханова, творческая деятельность которого затрагивает не только сферу политической истории Чечни, но и касается политической истории, социальной и философской мысли России в целом. Воззрения Авторханова имеют значение не только для чеченского народа, но для любого народа вообще, тем, что он был убежденным борцом против деспотизма власти в любом его проявлении: в духовном, политическом и экономическом.

В дальнейшем развитие чеченской интеллигенции было тесно связано с развитием советской системы образования, прежде всего с возникновением на территории Чечни высших учебных заведений.

В республике на сегодняшний день насчитывается три высших ученых заведения: Чеченский государственный университет, Грозненский государственный нефтяной институт им. М.Д.Миллионщикова и Чеченский государственный педагогический институт.

Грозненский государственный нефтяной институт имени М.Д.Миллионщикова - старейший специализированный нефтяной ВУЗ не только на территории СНГ, но и во всем мире. За годы своей работы институт выпустил множество талантливых ученых, которые работали во многих странах мира: Китае, Индии, Египте, Кубе и т.д. В составе института 8 факультетов, нефтяной колледж и 35 кафедр. Филиал института открыт в Дагестанском городе Дербент. Учеба в институте ведется по 32 специальностям.

Чеченский государственный университет был основан в 1938 году, тогда это был Чечено-Ингушский госпединститут, который в 1971 году был преобразован в университет. Университет процветал в 1970-1980-е годы, в это время были достигнуты большие успехи в области математики, химии, биологии, истории. Научные разработки ВУЗа не раз демонстрировались на международных выставках и завоевывали почетные награды.

Военные события 90-х годов нанесли непоправимый ущерб ЧГУ, были разрушены корпуса, уничтожена материально-техническая база. Сегодня, благодаря руководству республики, отремонтированы и введены в действие учебные корпуса, мастерские, лаборатории, библиотека. Сегодня в ВУЗе ведут преподавание более 800 педагогов, которые обучают студентов 36 специальностям. При университете создан центр довузовской подготовки. Структура ВУЗа включает 13 факультетов, 76 кафедр. Филиалы открыты в Гудермесе, Урус-Мартане, Шали. Кроме этого при университете действуют эколого-биологический центр; зоологический и историко-краеведческий музеи, научная библиотека.

28 ноября 1980 года в Грозном открылось третье высшее учебное заведение – Чечено-Ингушский государственный педагогический институт, теперь это Чеченский педагогический инситут. Сегодня этот вуз занимает лидирующие позиции по наращиванию темпов восстановительных работ в сфере образования. Особое внимание уделяется преподавательскому составу, более половины его преподавателей – это профессора, доценты, доктора и кандидаты наук. В институте работает 24 кафедры, обучение идет по 30 специальностям.

^ Второй параграф «Специфика деятельности чеченской интеллигенции в современных условиях» содержит анализ данных социологического исследования, проведенного в Чеченской республике в 2007-2008 гг., в том числе с участием автора диссертационной работы.

Социологическое исследование проводилось среди ученых Чеченской республики в 2007-2008 гг. методом анкетирования. Всего было опрошено 280 человек – 44 доктора и 236 кандидатов наук. Основной целью исследования было выявление основных характеристик чеченской научной интеллигенции как социальной группы, выделенной по отношению к научной деятельности. Также ставилась задача определить этнокультурные и аксиологические параметры деятельности ученых.

Первый блок вопросов касался профессиональной деятельности респондентов. В ходе опроса выяснилось, что подавляющее большинство респондентов прошло подготовку в аспирантуре и докторантуре северокавказских вузов (73%), остальные 27 % повысили свой научный статус в вузах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Большинство научных кадров относится к гуманитарной сфере (история, философия, социология, психология и т.п.) (64%), 23% являются представителями экономической науки и остальные 13% защитили диссертации по естественно-математическим отраслям науки.

Высокий процент респондентов, прошедших подготовку в вузах Северного Кавказа объясняется историческими и культурными связями Чечни с северокавказскими республиками, близостью этнических традиций и истории.

Отвечая на вопрос о динамике социального статуса научной интеллигенции, 46% респондентов отметили, что их социальное и профессиональное положение возросло за последние 5-7 лет; 33% не отметили существенных изменений, остальные 21% затруднились с ответом.

На вопрос «Как Вы оцениваете роль научной интеллигенции в социокультурном, политическом и экономическом развитии Чеченской республики?» 35% опрошенных обозначили ее определяющее значение, 41% заявили, что есть тенденция к тому, что роль интеллигенции будет возрастать, 24% посчитали, что научная интеллигенция ничего не решает.

Практически однозначным был ответ на вопрос о значимости высшего образования для развития чеченского этноса: 92% поддержали эту позицию, остальные 8% выразили сомнение в том, что будущее народа напрямую зависит от образования.

Большую роль в деятельности научной интеллигенции играет социально-экономическое положение в республике. 54% респондентов отметили, что уровень их доходов существенно возрос за последние несколько лет, 30% указали на то, что этот показатель их жизни практически не изменился, 13% отметили снижение своего экономического положения. Кроме того, 62% респондентов указали на то, что им приходится совмещать профессиональную деятельность в двух(трех) вузах или искать средства дополнительного заработка.

Второй блок вопросов касался ценностных ориентиров научной интеллигенции Чечни. Так, на вопрос о влиянии религиозного фактора в республике 83% респондентов ответили, что оно оказывает существенное влияние как на систему ценностей научной интеллигенции, так и на ее деятельность в целом. Также высок процент ответов на вопрос о влиянии этнического фактора – 97% отметили его решающее воздействие. В данном случае результаты были предсказуемы, поскольку Чеченская республика является регионом, где традиционно высок уровень как этнической, так и религиозной идентичности.

По результатам опроса также выявилась гражданская активность чеченской научной интеллигенции. Так, всего 24% респондентов принимают активное участие в общественно-политической жизни республики, остальные 76% предпочитают ограничиться лишь профессиональной деятельностью. Этот факт приводит к размышлениям о том, что, во-первых, научная интеллигенция не в полной мере ощущает свои возможности в социокультурном, экономическом и политическом развитии республики, а, во-вторых, в обществе еще отсутствуют действенные механизмы по использованию позитивного потенциала научной интеллигенции.

Также исследовался вопрос о влиянии традиционных религиозных установок на деятельность интеллигенции. Подавляющее число опрошенных (89 %), определив свою принадлежность к исламу, отметили, что научная интеллигенция имеет необходимые ресурсы для воспитания молодежи в духе традиционных этно-религиозных ценностей. Это является важным аспектом деятельности ученых в условиях противостояния радикалистским и экстремистским идеям, разрушающим традиционную культуру.

Отвечая на вопросы о ценности толерантных установок в сфере межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, 75% опрошенных указали на то, что только такая установка может в полной мере способствовать возрождению чеченского этноса и его полноценной включенности в общероссийское пространство. Однако при этом 22% выразили опасения по поводу того, что воспитание толерантного сознания в чеченской среде может частично повлиять на этническую культуру негативным образом.

Отмечая специфические черты чеченской научной интеллигенции, хотелось бы отметить и тот факт, что в республике прослеживается тенденция: люди, работающие в различных органах государственной власти и управления, стараются получить ученую степень, при этом оставаясь далекими от системы образования. Процент «остепененных» чиновников растет.

Таким образом, в целом данные социологического исследования демонстрируют тот факт, что специфика чеченской научной интеллигенции на современном этапе проявляется в ее интегрирующем потенциале, в необходимости формирования ценностей толерантного сознания, а также в возрастании образовательных приоритетов.


В заключении подводятся главные итоги диссертационного исследования, обобщаются основные теоретические и эмпирические результаты диссертации.


^ Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих работах:


  1. Эльбиева Л.Р. Образовательные ориентиры научной интеллигенции Чеченской республики / Л.Р. Эльбиева // Вестник Адыгейского государственного университета: Серия «Регионоведение». – Вып. 8. – Майкоп, 2008. – 0,4 п.л.

  2. Эльбиева Л.Р. Просветительская и общественно-политическая деятельность чеченской интеллигенции в 20-е годы ХХ в. / В.Х. Акаев, Л.Р. Эльбиева // Вайнах: Ежемесячный литературно-художественный, историко-культурный журнал. – Грозный, 2006. - № 12. – С. 52-56 (0,4 п.л.)

  3. Эльбиева Л.Р. Политическая мысль в трудах Абдурахмана Авторханова / Л.Р. Эльбиева // Наука-2007: Сборник статей аспирантов и молодых ученых АГУ. – Майкоп: изд-во АГУ, 2007. – С. 244-250 (0,4 п.л.)

  4. Эльбиева Л.Р. Научная интеллигенция: теоретические и эмпирические аспекты исследования / Л.Р. Эльбиева. – Майкоп: изд-во АГУ, 2008. - 2,3 п.л.

  5. Эльбиева Л.Р. Специфические черты чеченской интеллигенции / Л.Р. Эльбиева // Наука. Образование. Молодежь: Материалы VI Всероссийской научной конференции молодых ученых (5-6 февраля 2009 года). – Майкоп: изд-во АГУ, 2009. – Т.1. – С. 392-397 (0,4 п.л.).



Сдано в набор 18.11.2009. Подписано к печати 19.11.2009.

Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная № 1. Печать-ризография.

Усл. печ. л. 1,08. Тираж 100 экз. Заказ № 5.



1 Никитина И. В. Интеллигенция как социокультурный феномен и духовный потенциал российского общества. Интеллигенция и власть // Материалы III Всероссийского симпозиума «Человек культуры: интеллигенция и власть». Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002. С. 66–67.

2 Никитина И. В. Интеллигенция как социокультурный феномен и духовный потенциал российского общества. Интеллигенция и власть // Материалы III Всероссийского симпозиума «Человек культуры: интеллигенция и власть». Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002. С. 66–67.

1 Заславская Т. И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М., 2002.

2 Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX века. М., 1997. С. 141.

1 Клушина И.В. Научная интеллигенция в условиях изменяющегося полиэтнического общества (на примере Республики Адыгея): Автореферат дисс. … кандю социол. Наук. – Майкоп, 2004. – С. 16.

2 Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч. 2. Кн. 1. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1994. – С. 4-6.

1 Фирсов Б.М. Воспроизводства научной элиты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/1firsov.htm

2 Мирская Е.З. Роль международных взаимодействий в профессиональной деятельности российских ученых // Вестник Российской академии наук. 1997. Т. 67. № 4. С. 291-299.

3 См.: Клушина И.В. Указ. соч. – С. 12.

1 Научный потенциал вузов Южного федерального округа. 2007: Стат. сб. / ФГНУ «СЗНМЦ», СПб., 2008.

1 Туркаев ЗХ.В. Россия и Чечня: Аспекты историко-культурных взаимосвязей до 1917 г. //Культура Чечни. История и современные проблемы. – М., 2002. – С. 183.


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru