Ф. Х. Шебзухова Торгово промышленная и таможенная политика российского правительства в 40-90-е годы XIX в.: из истории закон



Скачать 138.93 Kb.
НазваниеФ. Х. Шебзухова Торгово промышленная и таможенная политика российского правительства в 40-90-е годы XIX в.: из истории закон
Ф.Х. Шебзухова Торгово - промышленная и таможенная политика рос
Дата25.05.2013
Размер138.93 Kb.
ТипЗакон
источник


Ф.Х. Шебзухова

Торгово - промышленная и таможенная политика российского правительства в 40-90-е годы XIX в.: из истории законодательств


а


Процесс обособления торгово- промышленного законодательства в России начался в 30-х гг. XIX в. Необходимо выделить две особенности в политике правительства по руководству экономическим развитием страны. Первая состояла в том, что согласно «Общим положениям Министерств», принятого 25 июня 1811 г., вопросы торговли и промышленности находились в ведомстве Министерства внутренних дел, но в 1819 г. в ходе последовавших реорганизаций они были переданы Министерству финансов, в то время как ряд вопросов был отне­сен к компетенции департамента государственной экономии. Вторая особенность заключалась в том, что деятельность ведомства по выработке и реализации торгово-промышленной политики не была согласована с деятельностью других ведомств1.

Как отмечал министр внутренних дел П.А.Валуев, «органически действующего правительства в точном смысле у нас не было, ни внешней солидарности, ни внутреннего согласия между разными правительственными частями не существовало»2. Естественно, это вносило неразбериху в работу министерств и ведомств, тормозило производственный процесс.

Правительство полагало, что промышленное предпринимательство могло бы выступать в качестве перспективного источника налогового поступления. Поэтому уже с 40-х гг. начались поиски возможностей для увеличения поступлений в бюджет от промышленности и торговли. В 1853 г. был принят торговый Устав, согласно которому полагался дополнительный сбор на госу­дарственные повинности в размере 25 % за свидетельства. В нем же оговаривались и условия налогообложения ремесленников: они определялись особыми правилами, т.е. при записи в цех они уплачивали до 3 руб. сбора, а также небольшую сумму за держание учеников и на благотворительные цели3. Основными налоговыми льготами для промышленности того времени стало освобождение владельцев домашних заведений от уплаты гильдейского сбора, который взимался с капитала в 2,4 тыс. руб., а также освобождение российских подданных, не состоящих в гильдиях или выбывших из них три года назад, от взятия торгового свидетельства на один год4.

В 1853-1855 гг. был предложен проект закона, предусматривавший увеличение числа членений этой деятельности по объему и виду заведений, однако, из-за межведомственных противоречий проект не стал законом. В 1861 г. была предложена иная система налогообложения, согласно которой постоянный оклад для купцов первой гильдии устанавливался всего в 264 руб., а для купцов второй гильдии в зависимости от местности,- в 33-66 руб. Пропорциональный же сбор намечалось установить в 5 % с наемной цены торговых помещений. Но и этот проект не был реализован5.

Правительственная комиссия по пересмотру фабричного и ремесленного уставов завершила свою работу только в 1862 г., разработав проект нового промышленного устава и пять томов соответствующих материалов. По этому проекту занятие промышленной деятель­ностью становилось всесословным, гильдейская и цеховая организации упразднялись. Однако в ходе его обсуждения Промышленный устав получил столько замечаний, что не был утвержден. Дорабатывался и Торговый устав, главным направлением которого стало устранение препятствий к развитию торговли вне городов и некоторое расширение прав купеческого сословия. 1 января 1863 г. проект устава был утвержден в виде «Положения о пошлинах за право торговли и других промыслов»6.

Законом от 9 января 1865 г. в Положение от 1 января 1863 г. вносились некоторые уточнения. Отныне приобретение прав купечества стало доступно для всех россий­ских подданных, число гильдий сокращалось до двух. Закон охватывал и права крестьян, и мещан, для них отменялись особые свидетельства за право занятия торгово- промышленной деятельностью7.

Расширению прав купече­ства способствовало и Городовое положение 1870 г., согласно которому купечество получало преобладающую роль в органах городского самоуправления, а по воинскому уста­ву 1874 г., вводившему всеобщую воинскую повинность, купцы лишались своих привилегий по службе в армии. Ремесленные цехи по усмотрению Министерства финансов, в ряде регионов упразднялись или же переводились на более упрощенную систему управления.

Этими же законами регу­лировалось налогообложение про­мышленности и торговли: торгово- промышленные сборы разделялись на патентные и билетные. Патентные, в свою очередь, подразделялись на три разряда. Размер сбора от них зависел от классов и местности. При этом на право содержания отдельных торгово- промышленных предприятий тре­бовалось приобретение особых билетов, цена которых зависела от класса местности и разряда торговли. На содержание же предприятий, обложенных акцизом, вместо билетов приобретались особые патенты. Большинство сельских про­мыслов освобождалось от налогов8. Безусловно эти меры обеспечили некоторый рост налогообложения промышленности и торговли, что в свою очередь содействовало разви­тию этих сфер. Однако ме­ры экономического воздействия, предпринимаемые Министром фи­нансов, не вывели страну из кризиса, не наладили денежного обращения, не устранили пассивного сальдо внешнеторгового баланса. В этих условиях правительство потребовало разработки Министерством финансов определенной программы по улучшению состояния экономики и финансов.

Ответом на требование пра­вительства стала известная «Записка» министра финансов М.Х. Рейтерна, представленная императору 11 сентября 1866 г. В первом разделе говорилось о причинах безденежья в стране, которые министр видел в «скудости народного капитала, с одной стороны, и в нарушении равновесия между ежегодным приростом и его потребностями в стране, с другой». Выход из этого положения министр связывал с необходимостью остановить утечку российского капитала за границу и облегчением денежного рынка путем уменьшения требований правительства9. Второй раздел был посвящен активизации российского экспорта, отмене экспортных пошлин и строительству железных дорог.

В третьем разделе говорилось о создании железнодорожной сети в России. Признавалась настоятельная потребность железнодорожного строительства, предполагалось, что через увеличение сети железных дорог можно расширить вывоз товаров за границу, что по мнению министра финансов могло стать единст­венно возможным выходом из создававшегося положения в дене­жном обращении.

В четвертом разделе внимание акцентировалось на проблеме государственных доходов и расходов. По мнению министра ежегодно возрастающее отвлечение капиталов от производительных предприятий было главной причиной экономического расстройства страны. Поэтому он рекомендовал отказаться от средств, уменьшавших производительную силу России10. Однако «Записка» не затрагивала вопроса о расширении промыслового обложения, не отмечала необходимость увеличения

таможенного дохода путем увеличения тарифных ставок. На заседании Комитета финансов, где обсуждалась «Записка», Александр II обратил внимание на первоочередность решения финансовых проблем. Все главные предложения Рейтерна на этот счет получили одобрение и стали обязательными для всех ведомств11.

Эта программа имела огромное значение для экономической политики страны и приобрела статус официального документа. Главным ее результатом стало понимание правительством тесной взаимосвязи между торгово-промышленным развитием и финансовым положением. Большое внимание стали уделять развитию железнодорожного хо­зяйства, поддерживать работу тех отраслей промышленности, которые обеспечивали нужды железно­дорожного хозяйства. С 1877 г. был отменен беспошлинный ввоз из-за границы паровозов и подвижного состава. Строительство железных дорог осуществлялось как за счет частного капитала, так и за счет казны: со второй половины 80-х гг. правительство стало на путь выкупа ранее построенных частных дорог.

В развитии торговли и промышленности большое значение имела и таможенная политика. До 1868 г. действовали таможенные тарифы 1850, 1857 и 1867 гг. В 1850 г. та­риф 1822 г. был отменен как не вы­полнивший задачу приостановления откачки российского капитала за границу и создания благо­приятных условий для отечественной промышленности.

По тарифу 1850 г. строго запретительная система заменялась усиленно- охранительной, но и эта мера не давала заметных таможенных доходов. В 1857 г. принимается новый тариф, преимуществом которого считалось сокращение статей с 472 до 362. Тариф был предназначен для ограждения отечественной промыш­ленности от иностранной конкуренции и обеспечения благоприятных условий для ввоза в Россию из-за границы материалов и изделий, необходи­мых для промышленности и удо­влетворения железнодорожного стро­ительства. Этот тариф обеспечил рост импорта, заметно содействовал развитию мануфактуры, но особенного увеличения таможенного дохода так и не дал13.

5 июля 1868 г. Государственным советом был утвержден новый устав, и с 1 января 1869 г. введен в действие. Предистория этого устава была такова. Согласно старому тарифу с 1 857 г. по 1 868 г.таможенные доходы выросли с 35,8 до 37 млн. руб., т.е. не было значимого увеличения показателя. В связи с этим появилась необходимость нового тарифа, который несколько снизил бы пошлины на ввозимые в страну товары. Для разработки нового устава в Государственном совете был создан временный департамент. К его работе был привлечен великий князь Александр Александрович, чьи протекционистские взгляды, но мнению правительства, должны были послужить противодействием к излишнему увеличению свободной торговли14.

Временный комитет считал необходимым увеличить протекцио­нистские пошлины по 65 статьям отчасти из-за соображений поддержки отечественной промышленности. При общем охранительном направлении новый тариф все же допускал как беспошлинный привоз некоторых товаров (хлопок, каменный уголь, некоторые виды машин), так и с уплатой небольшой пошлины (чугун, железо и др.). Это объяснялось необходимостью облегчения приоб­ретения отечественной промышлен­ностью необходимых ей материалов. Тариф рассматривался как авто­номный, не связанный никакими соглашениями с другими державами и дававший свободу во внутренней политике.

По рекомендации М.Х. Рейтерна в 1867 г. также была созвана особая комиссия для разработки условий пересмотра тарифа. При этом Рейтерн предлагал идти по пути дальнейшего понижения пошлин с «фабричных материалов» и исходить из необ­ходимости соблюдения соразмерности между ценами и пошлинами с целью ограничения контрабанды.

Представляет интерес состав комиссии. Ее председателем стал сенатор, затем член Госсовета Г.П. Неболсин, в состав комиссии вошло 11 представителей от правительства и, что особенно важно, 12 от торгово- промышленных кругов. Приглашение последних было новым явлением в правительственной политике и рассматривалась некоторыми изданиями как «ошибка».

Для более детального обсуждения поступающих из разных сфер материалов по торгово- промышленной и таможенной деятельности внутри комиссии было создано особое совещание, куда были приглашены эксперты из техников, фабрикантов, ремесленников и торговцев. Было образовано 12 экспертных комиссий, куда вошло 239 специалистов. Комиссия работала очень серьезно, тарифные предложения сначала обсуждались в экспертных комиссиях, их реко­мендации передавались министру финансов, который вносил их на рассмотрение Госсовета. Затем общее собрание Госсовета утверждало законопроект, дальнейшая судьба законопроекта зависело уже от воли императора. Разработанному проекту повезло, он был утвержден императором 3 июня 1868 г.

Таможенный тариф в целом отвечал принципам свободы торговли, он был небольшим по объему статей и имел некоторые особенности. Во- первых понижение пошлин в основном коснулось сырья и товаров первой необходимости, что отвечало задачам увеличения их ввоза по официаль­ным каналам для отечественной про­мышленности, противодействия контрабанде и увеличению тамо­женного дохода. Исходя из такой задачи, тариф отменил таможенную пошлину по 16 статьям, уменьшил тарифные ставки в 152 случаях, но увеличил их для 35 продуктов (которые могли создать конкуренцию для российских промышленников). Во- вторых, повышались пошлины на шерсть, льняную пряжу, полотно и другие товары (в интересах российских текстильщиков) и вводилась пошлина там, где ее не было. Так, в интересах российского машиностроения, которое только набирало размах, была введена пошлина на машины15.

Можно констатировать, что таможенный тариф 1868 г. по своему характеру был умеренно-про­текционистским и охранительным для главных отраслей промыш­ленности. Он оказался весьма эффективным и с точки зрения фискальных интересов страны. Только за 1868-1878 гг. таможенный доход государства увеличился на 50 % в сравнении с предыдущим пятилетием и в 1877 г. составлял 117 млн руб.16. Новый устав стал надежной защитой отечественной промышленности.

Однако в последующие годы проводился курс отхода от либеральной таможенной политики, что было связано с кризисом 1873 г., русско-турецкой войной 1877- 1878 гг. и интересами товарно-денежного хозяйства. В то же время охранительная политика проводилась не столь прямолинейно. Так, в 1878 г. вводился беспошлинный импорт железа для машиностроения, отмененный в 1880 г. из-за введения пошлины на ввоз угля через западную границу. Тем не менее, основная линия таможенной политики и частные отступления от нее стали важным фактором в развертывании фабрично-заводской промышленности, несмотря на кризисные явления17.

При этом в угоду отдель­ных приоритетных отраслей про­мышленности иногда допускалось «огульное» повышение таможенных пошлин в нарушение устоявшихся традиций к рассмотрению каждой статьи тарифа. Исключением был таможенный тариф 1891 г., подготовка которого заняла четыре года и осуществлялась с необычной для России тщательностью.

Тариф 11 июня 1891 г. стал венцом протекционистской политики преды­дущих 15 лет. Это был достаточно большой документ, статьи которого распространялись как на ранее не подверженные таможенному регу­лированию отрасли, так и на отрасли, которые имели таможенное по­кровительство. Некоторые ставки были подняты в два и более раза. По мне­нию отдельных исследователей, пра­вительству представлялось жизненно необходимым поддержать те производства, которые не зависели от поставок чугуна и угля из-за границы 18.

Инициатором нового тамо­женного тарифа выступило Мини­стерство финансов. Ставилась задача даровать надлежащее равномерное покровительство всем отраслям промышленности. Тариф официально провозглашал принципы таможенной политики на обозримую перспективу. Во-первых, тариф обозначил первостепенную важность защиты промышленных интересов перед фискальными потребностями, во- вторых, отмечал необходимость равномерного покровительства всем нуждающимся отраслям промышленности, в-третьих, в нем декларировалась всемерная поддержка отечественных производителей на внутреннем рынке.

Обращает на себя внимание история появления этого тарифа. Он вырабатывался с учетом и участием заинтересованных промышленников Москвы, Петербурга и других торгово-промышленных центров. В утвер­ждении и принятии его приняли непосредственное участие ученые (Д.И. Менделеев и др.), специалисты и техники. Удивительную солидарность проявила и буржуазия, что было очень важно для правительства. Не удивительно, что в сведущих кругах тариф получил признание своего рода «образцового творения го­сударственного попечительства» о национальном труде в протек­ционистском направлении19.

Так как тариф обострил ситуацию с контрабандным ввозом товаров, в 1892 г. был принят новый таможенный устав, регулировавший не только проявления этой преступной деятельности, но и определявший санкции за нее: упорядочивалась таможенная охрана как в прибрежных водах, так и на сухопутной границе.

В 1893 г. был принят закон о двойном таможенном тарифе. Он распространялся на те страны, которые отказали в предоставлении льготных условий для ввоза или транзита российских товаров. Товары из этих стран облагались пошлинами на 15-20 %, что было выше обычных ставок20. Закон имел антигерманскую направленность и был связан с так называемой русско-германской «таможенной войной». Поняв бессмысленность такой политики, Германия и Россия в начале 1894 г. подписали новый договор сроком на 10 лет, к которому был приложен конвенционный тариф, частично смягчавший протекционистскую политику правительства. По 125 статьям и пунктам таможенного тарифа 1891 г. понижение по­шлин составило от 10 до 33 %, а по некоторым продуктам — от 37 до 50 %21.

Проанализированные меры правительства дают возможность сделать вывод о том, что в 40-90-е гг. Россия значительно продвинулась вперед по пути «договорного построения таможенного протек­ционизма». Происходившие в стране модернизационные процессы тре­бовали учета пожеланий самих предпринимателей: встала проблема обеспечения как правовых интересов, так и их непосредственного участия в решении многих торгово- промышленных и таможенных проблем. Ведомствам было предо­ставлено право при подготовке законопроектов, требующих выяс­нения и учета местных условий, создавать комиссии с участием предводителей дворянства, председателей земских управ, городских глав и представителей купечества.

Хотя правительство неохотно шло на создание предпринимательских организаций, в последующие годы появились биржевые комитеты, стали созываться торгово-промышленные съезды, на которых предприниматели пытались решать свои проблемы.

Одним из основных рычагов воздействия правительства на экономическую ситуацию в стране стала торгово-промышленная и таможенная политика, что проявилось в ее законодательном регулировании и упорядочении протекционистских мероприятий. При этом следует отметить, что законодательство давалось с тру­дом, порой принятие законов тормозилось из-за межведомст­венных разногласий и личных амбиций официальных лиц. Но правительству все же удавалось преодолевать эти противоречия и определять основные ориентиры и направления в решении стоявших перед ним задач


.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Поткина И.В. Торгово- промышленное законодательство Российской империи //Экономическая история России. XIX-XXвв.: современный взгляд.М., 2003. С.303.

  1. Валуев П.А. Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел. Т.2. М., 1961.С.438.

  2. Устав торговый 1853 г. // Свод законов Российской империи. Т.Х. 4.1. СПб., 1898. Ст. 62, 64.

  3. Там же. Ст. 54.

  4. Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX в.: Проблемы торгово- промышленной политики. Л., 1981. С. 66.

  5. Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов от 1 января 1863 г. // Полное собрание законов Российской империи (Далее ПСЗРИ). Собрание второе. T.XXXVIII. №39118.

  6. ПСЗРИ. Собрание второе. Т. Л. №41779.

  7. Там же. T. XXXVIII. №39118; T. XL. №41779.

  8. Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма в середине 50-х - начале 80-х годов. Л., 1978. С. 62.

  9. Там же. С. 64-68.

11 . Шепелев Л.Е. Указ. соч. С.105.

12. В 1850 г. тариф 1822 г. был отменен как не выполнивший задачу приостановления откачки российского капитала за границу и создания благоприятных условий для отечественной промышленности.

1 З. Юровский В.Е. Кризис финансовой системы Российской империи в начале XX в. // Вопросы истории. 2001. №2. С. 37.

    1. Лаверычев В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (1861-1900 гг.). М., 1974. С.205-207.

    2. Таможенный тариф 1868 г., введенный в действие 1 января 1869 г. // ПСЗРИ. Собр. второе Т. XLI1I. №46079.

    3. Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX в. Томск, 1911. С.480, 512.

    4. Шацилло К. Ф. Казенная промышленность в России // Свободная мысль, 1992. №2. С. 46.

    5. Шапошников И.Н. Таможенная политика России до и после революции. М.; Л., 1924. С.125-126.

    6. Таможенный тариф 11 июня 1891 г., введенный в действие 1 июля 1891 г. // Свод законов Российской империи. ТЖ. СПб., 1898. №7811.

    7. Епифанов А.Ф., Некрасов Е.М. Российская таможня между прошлым и будущим. Ростов Н/Д, 1995. С.297,303.

    8. .Абашеева Е.А. Таможенная политика первой половины 90-х годов XIX в., как фактор российской внешнеэкономической деятельности.//История государства и права. 1999. №4. С. 7.


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru