Заочный тур Всероссийской олимпиады школьников. Обществознание. 2011-2012 гг



Скачать 132.54 Kb.
НазваниеЗаочный тур Всероссийской олимпиады школьников. Обществознание. 2011-2012 гг
Дата23.07.2013
Размер132.54 Kb.
ТипДокументы
источник



Заочный тур Всероссийской олимпиады школьников. Обществознание. 2011-2012 гг.

10 класс.

1. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.

Понятия, категории, идеи

Имена мыслителей, ученых

1. Невидимая рука рынка

2. Общественно-экономическая формация

3. Золотой закон морали

4. «Мыслю, следовательно, существую»

А. К.Маркс

Б. И.Кант

В. Аристотель

Г. А.Смит

Д. Р.Декарт

1

2

3

4













^ 2. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).

2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).

3. В тексте, данном ниже, указаны девять положений (они пронумерованы), пять из которых являются ошибочными. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой слово «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное), исправить те утверждения, с которыми вы не согласны.

Парламент Российской Федерации — Федеральное Собрание состоит из двух палат — ^ Совета Федерации (1)___ и Государственной Думы. Верхняя палата формируется из представителей субъектов Федерации. В него входят по два представителя от законодательных органов власти каждого субъекта (2)____. Государственная Дума избирается населением страны на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при открытом голосовании (3)____. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин России, достигший 25 лет (4)___. Одно и то же лицо не может быть членом обеих палат парламента, а также быть членом законодательных собраний субъектов Федерации (5)____Федеральное собрание является постоянно действующим органом (6)___. Государственная Дума собирается на тридцатый день после избрания. Палаты заседают раздельно, совместные заседания исключаются (7____).Президент распускает Государственную Думу после двукратного отклонения Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ (8)_____.

^ 4. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите порядковые номера выбранных вами слов в той последовательности, в которой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте! Одно слово может повторяться в тексте.

«Поводя итог рассмотрению ___________ учений Древних Индии и Китая, подчеркнем, что в целом в древневосточной ___________ ещё не было представлений о человеке как ____________ Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный _____________ . Большинство религиозно-_____________ течений склоняло человека к ___________ , принятию несовершенств общества как неизбежной данности, поискам ___________ в своем внутреннем состоянии. Исключение составило _______________________ , направленное на гармонизацию отношений между __________ .

1.Люди 2. Гармония 3. Идеология 4. Индивид 5. Учение 6. Личность

7. Созерцательность 8. Чувственность 9. Абсолют 10. Философия

11. Конфуцианство 12. Буддизм.

5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

  1. Телевизионные сериалы являются проявлением народной культуры.

  2. Экономика является общественной наукой.

  3. Государственной религией РФ, согласно Конституции, является православие.

  4. Конституционной обязанностью гражданина РФ является забота о сохранении культурного наследия страны.

  5. Если процент по кредиту меньше, чем уровень инфляции, то заёмщики от инфляции проигрывают.

  6. Служба быта относится к социальной инфраструктуре.

  7. Нормы международного гуманитарного права имеют своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны.

  8. Философская наука, изучающая нравственность, мораль называется эстетикой.













































6. Перед вами отрывок текста. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного ниже списка. Слова даны в списке в единственном числе, именительном падеже. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте!!!

На базе ____________ формируются нации — высший исторический тип __________. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения ___________. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации внутренний __________, единый хозяйственный уклад, а также собственная литература, искусство. Нации многочисленны и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территорий, _________ и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой ___________.

1)семья, 2) рабовладение, 3) племя, 4) язык, 5) народность, 6) род, 7) капитализм, 8) этнос, 9) рынок, 10) социализм, 11) суверенитет, 12) парламент, 13) клан.

^ 7. Решите правовую задачу.

Гражданин Селезнев, работая по трудовому договору, с согласия родителей был признан судом полностью дееспособным в возрасте 17 лет. Через три месяца после этого было объявлено о проведении всероссийского референдума. Может ли Селезнев принимать в нем участие? Свой ответ обоснуйте.

8. Из части предложенных слов составьте одно из основных социологических понятий. Составьте схему, отражающую соотношение этого понятия и других понятий с данного перечня.


Государство, социальные, семья, основные, образование, институты, производство.


^ 9. Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию.


14-летние учащиеся школы, находящейся рядом со станцией Москва-Товарная, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время. Начальник станции дал распоряжение бригадиру оплачивать труд подростков ежедневно, сразу по выполнению работы. Какие нарушения трудового законодательства допущены в данной ситуации?


^ 10. Найдите в приведенных перечнях признаки названных понятий и выпишите их буквенное обозначение.

Понятие «культура»:

А) она немыслима без человека, он ее создал;

Б) она есть часть природы;

В) она направлена на создание и сохранение ценностей;

Г) ее освоение предполагает научение, позволяющее пользоваться вещами так, как это было задумано их создателями;

Д) она всегда материальна, вещественна;

Е) возникает вместе с появлением государства;

Ж) она – совокупный духовный опыт человечества.

^ 11. К вторичным потребностям человека, согласно теории американского психолога А. Маслоу относятся:

а) физиологические; б) экзистенциальные;

в) духовные; г) все перечисленные выше.

Ответ ____________

12. . Процесс включения человека в социум посредством усвоения им элементов культуры, образцов поведения и реализации собственной сущности, начинающийся в раннем детстве и заканчивающийся в глубокой старости, называется:

А) воспитанием; Б) образованием;

В) социализацией; Г) развитием


^ II часть. ЭССЕ.

Выберите любое из высказываний для написания эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными.


1) «Технически мы живем в атомном веке, в то время как большинство людей эмоционально живет в каменном веке.» (Э.Фромм)


2) «Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель». (В.Мич)


3) «Государства без среднего класса осуждены на вечное ничтожество». (В.Г.Белинский)


4) «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории» (Р. Дарендорф)


5) «Политика есть умение добиваться равновесия». (П. Моруа)


6) «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон)


Заочный тур Всероссийской олимпиады школьников.

Обществознание. 2011-2012 гг.

11 класс

^ 1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.

1 2 3 4







5 6


^ 2. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.

Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию. Ваши задачи:

1) перерисовав таблицу, озаглавить ее колонки;

2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;

3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;

4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы.

1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом. 2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.















^ 3. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы_______________________

2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.__________________________________________

^ 4. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.




^ 5. Проанализируйте изложение статей Конституций двух современных стран. Установите, в чем сходны и чем различаются формы государства в каждой из стран.

А) Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров. Федеральный канцлер избирается парламентом без прений по предложению Федерального президента. Если предложенное лицо не избрано, парламент может в течение четырнадцати дней избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов.

Б) Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия парламента. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства парламентом Президент назначает Председателя Правительства, распускает парламент и назначает новые выборы.

^ 6. Решите правовую задачу

Гражданин Игнатьев разработал проект закона о мерах по улучшению культурно-просветительской работы среди молодежи. Может ли он самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение государственной Думы? Каким образом ему добиться рассмотрения его законопроекта?

7. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1. Статус города Москвы как столицы установлен указом Президента.

2. Описание и порядок официального использования государственных символов РФ устанавливается федеральным конституционным законом.

3. Первоначальное значение слова «культура» - правила поведение в обществе.

4. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю.

5. Богатые люди всегда являются собственниками.

6. Явка с повинной относится к обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность.

7. Для философов эпохи Просвещения характерно представление об истории человечества как о непрерывном прогрессе всех сторон жизни общества.

8.Культура труда и производства составляет часть духовной культуры общества.

9. Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков.

10. Правоотношения могут быть как односторонними, так и двухсторонними и многосторонними.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

































^ 8. Найдите в приведенных перечнях признаки названных понятий и выпишите их буквенное обозначение.

Понятие «политические права человека и гражданина»:

А) право иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство);

Б) право на свободу и личную неприкосновенность;

В) право на частную собственность;

Г) право на объединение;

Д) право на тайну переписки, телефонных переговоров;

Е) право на свободу мысли и слова;

Ж) право на свободу информации;

З) право на социальное обеспечение по возрасту;

И) право на политическое убежище;

К) право наследование.

^ 9. Выберите верное утверждение:

А. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.

Б. Относительная истина – неполное, ограниченное, верное лишь на определенном этапе развития как объекта, так и субъекта познания.

а) верно только А; б) верно только Б;

в) верно и А, и Б; г) не верно ни А, ни Б.

^ 10. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия.

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. продукт которое состояние покупатели готовы время и в по купить цена в течение определенное количество некоторая

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Процесс включения человека в социум посредством усвоения им элементов культуры, образцов поведения и реализации собственной сущности, начинающийся в раннем детстве и заканчивающийся в глубокой старости, называется:

А) воспитанием; Б) образованием;

В) социализацией; Г) развитием


^ II часть. ЭССЕ.

Выберите любое из высказываний для написания эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными.


1) «Технически мы живем в атомном веке, в то время как большинство людей эмоционально живет в каменном веке.» (Э.Фромм)


2) «Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель». (В.Мич)


3) «Государства без среднего класса осуждены на вечное ничтожество». (В.Г.Белинский)


4) «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории» (Р. Дарендорф)


5) «Политика есть умение добиваться равновесия». (П. Моруа)


6) «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон)

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru