Скачать 171.96 Kb.
|
Основная образовательная программа по направлению подготовки 040100 Социология Квалификация (степень) – «магистр социологии» Программа – «Социология управления» Руководитель программы – доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и управления территориями О.М.Рой Контакты: Телефон кафедры социологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского: (3812) 67-05-06 Электронная почта: omsocio@gmail.com Форма обучения – очная Срок обучения – 2 года Область профессиональной деятельности магистров включает: экономику, науку, культуру, политику, образование. Магистр по направлению подготовки 040100 Социология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
^ Способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования. Способность и умение самостоятельно использовать знание новейших тенденций в области методов и теорий современной социологической теории, методологии и методов социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения. Способность профессионально составлять проекты аналитических разработок в соответствии с нормативными документами и представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории. Способность свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для постановки и решения организационно-управленческих задач. Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы политических и научно-технических решений. Способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей. Способность самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей. Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций. ^ Обязательные дисциплины: Иностранный язык: профессиональная терминология и основы перевода научных текстов Методология научных исследований История и методология социологии Правоведение Современные социологические теории Современные методы социологических исследований Научно-исследовательский семинар Социальная стратификация современного российского общества Современные проблемы государственного управления Современные методы исследования организаций Социальные коммуникации в управлении ^ На их основе студент формирует индивидуальную программу подготовки. Предоставляется возможность выбрать также дисциплины из других магистерских программ: Личное (исследовательское)интервью: теория и практика Фокус-группы: теория и практика Контент-анализ: теория и практика Экспертный опрос: теория и практика Логика социологического исследования Методы анализа социологических данных Территориальное общественное самоуправление Управление в социальной сфере Кадровая политика и кадровый аудит Маркетинг территорий Методика преподавания в высшей школе Научно-исследовательская работа студентов: 1,2,3 семестры. Организационная форма - научно-исследовательский семинар. Практики: научно-исследовательская, производственная (4 семестр) Итоговая аттестация – защита магистерской диссертации Основные базы практик: БУ ОО «Региональный центр по связям с общественностью» ОАО «Мобильные системы связи» ООО «Маркетинговое агентство «Делфи» Научно-производственное объединение «Ориентир» БУ ОО «МинСпортМедиа» Омская региональная маркетинговая ассоциация ^ История и методология социологии Курс направлен на углубление теоретических знаний студентов магистратуры, полученных ими по программе бакалавриата. Преследует цель формирования ряда общекультурных и профессиональных компетенции, требующих способности самостоятельно приобретать и использовать в профессиональной деятельности фундаментальные теоретические знания. Задачами освоения курса являются: - знание студентами фундаментальной структуры социологической теории, ее основных категорий, подходов и проблем; - знание студентами истории социологической мысли; - умение студентов использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования; - умение студентов произвести реконструкцию истории своей научной области. Особое внимание уделяется развитию умения углублять собственную научную компетентность. Студенты будут разрабатывать групповые проекты с целью развития способности применять знание теории и истории социологии в социологических исследованиях. Используются формы занятий: интерактивные лекции, тематические дискуссии, написание и обсуждение логических схем, защита групповых проектов Полученные знания и навыки будут развиты в курсе «Современные социологические теории». Преподается в 1 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – экзамен. ^ Курс направлен на углубление теоретических знаний студентов магистратуры, полученных ими при обучении по программе бакалавриата. Преследует цель формирования компетенции: способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности. В курсе изучаются персоналии, течения, школы и методы в западной и отечественной социологии второй половины ХХ – начала ХХI веков. Рассматриваются основные направления в современной социологии, актуальные теоретические дискуссии. По сравнению с программой подготовки бакалавров, углубленно изучаются теории Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, М. Фуко, Ю. Хабермаса. Большее внимание уделяется теоретическим дискуссиям в современной российской социологии. Задачами данного курса являются: - создать ситуацию участия в актуальной теоретической дискуссии; - добиться углубления знаний студентов по фундаментальным теоретическим направлениям социологии; - развить у студентов способность ориентации в многообразии теоретических подходов; - развить у студентов умение выдвигать теоретические модели для решения научных и практических проблем; Особое внимание уделяется развитию умения углублять собственную научную компетентность. Полученные знания и навыки необходимы студенту для написания магистерской диссертации. Преподается во 2 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – экзамен ^ Цель курса – на основе сформированных ранее навыков проектирования социологического исследования добиться понимания возможностей и ограничений современных методов социологического исследования. В первой части курса акцент делается на проблемных вопросах применения методов и выборе метода получения эмпирической информации, наиболее соответствующего целям исследования. Помимо давно применяемых («традиционных») методов, будут изучаться такие методы как лабораторный опрос (Hall-test), домашний тест (Home-test), OMNIBUS, on-line опрос. В данный раздел входят также практические аспекты планирования и организации выборки. Вторая часть посвящена методам анализа данных, обобщению, и презентации результатов исследования. Курс предназначен для формирования профессиональных компетенций, требующих способности самостоятельно осуществлять социологическое исследование в экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности. Задачей курса является достижение следующего уровня освоения дисциплины студентами: - знание особенностей современных методов сбора и анализа эмпирических данных: требования к применению, возможности, границы применения, технология использования; - умение выбирать и применять методы в соответствии с видом деятельности (научно-исследовательская, производственно прикладная), с целью исследования (диагностика, оценка, оптимизация) и задачами исследования. - умение разработать программу социологического исследования; - умение разработать нормативные документы на проведение социологического исследования; - умение анализировать и обобщать полученные данные; - умение представлять результаты исследования в виде Отчета и презентации. Достижение целей и задач поддерживается работой магистрантов в научно-исследовательском семинаре и возможностью углубить свои знания, выбрав дисциплины (из списка «по выбору»), направленные на изучение конкретного метода. Для магистрантов, которые не имеют базового социологического образования, в списке дисциплин по выбору предусмотрены курсы, позволяющие им ликвидировать недостаток знаний и навыков. Преподается в 1 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – экзамен/ ^ Целью освоения дисциплины является формирование способностей выявлять проблемы и формулировать тенденции в сфере государственного строительства. Предполагает знание магистрантами основ Конституции страны, сведений о структуре органов государственной власти как в России, так и в зарубежных странах. Знание актуальных проблем государственного управления позволит студентам диагностировать социальные процессы, проводит экспертизу социальных последствий, вызванных управленческими решениями. В результате освоения дисциплины магистрант должен владеть навыками:
Преподается во 2 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговая форма контроля – экзамен. ^ Курс направлен на углубление знаний, полученных в ходе освоения дисциплины «Социология организаций», преподаваемой на программе бакалавриата. Главная цель данной дисциплины – предоставить слушателям знания в области современных методов и подходов к исследованию организаций, а также развить навыки практического использования данных методов для самостоятельной идентификации и решения проблем, возникающих в функционировании организаций. В рамках данного курса планируется рассмотреть как современные теоретические подходы и стратегии к изучению организаций (неоинституциональный подход, теория ресурсной зависимости, экологическая теория, организационная антропология), так и современные прикладные методы изучения ключевых организационных феноменов (таких как организационная культура, формальная и неформальная структура, приятие решений в организации и т.д.). В реализации курса будут использоваться такие формы как: традиционные лекции, мастер-классы (со специалистами, занимающими руководящие должности), анализ конкретный случаев, групповые дискуссии и т.д. Одной их форм работы в рамках курса является выполнение индивидуального или группового проекта. Суть проекта: слушателям предлагается выбрать один из методологических подходов, рассматриваемых в курсе, и реализуют его в ходе самостоятельного исследования реальной организации. Данное мини-исследование может быть продолжено в ходе работы над итоговой магистерской диссертацией. Преподается в 3 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговая аттестация – экзамен. ^ Научно-исследовательский семинар состоит из двух частей. Часть 1 – Методика написание магистерской диссертации. Часть 2 – Научно-исследовательский семинар: спецсеминар. ^ . Целью дисциплины является методическая подготовка магистрантов к написанию выпускной квалификационной работы. Основная задача: подготовить магистранта к выбору направления, в рамках которого будет осуществляться самостоятельная исследовательская работа. Преподается в 1 семестре. Зачетные единицы - 2. Итоговый контроль – зачет. ^ Спецсеминар проходит в течение трех семестров. Цель – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации. Основные задачи: - проведение профориентационной работы, позволяющей студентам выбрать направление и тему исследования; - обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ; - обсуждение проектов и готовых исследовательских работ; - выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации результатов исследования. Научно-исследовательский семинар является организационной формой научно-исследовательской работы студента. В ходе обсуждений на семинаре студент вносит коррективы в проект своего исследования. Планируются занятия с приглашением практикующих социологов, которые помогут студентам определиться в различных аспектах и сложностях своего исследования. Большой объем времени отводится на самостоятельную работу студента. Магистрант осуществляет исследование минипроекта (индивидуально или с двумя другими студентами) для конкретного городского (или сельского) муниципалитета или для организации (фирмы). Реализация минипроектов является этапами в выполнении магистерской диссертации. По результатам исследования студент защищает курсовую работу. На защиту приглашаются представители заказчика исследования, потенциальные работодатели, специалисты профильных организаций. Преподается в 1, 2, 3 семестрах. Зачетные единицы - 6. К ним добавляется научно-исследовательская работа - 10 з.е. в семестр. Итоговый контроль – в 1 семестре – зачет, во 2,3 семестрах - дифференцированный зачет в каждом семестре по итогам защиты курсовой работы. ^ Цель дисциплины - рассмотреть социальную структуру современного российского общества в контексте его трансформации. Понимание современных стратификационных процессов способствует формированию профессиональных компетенций: идентифицировать потребности и интересы социальных групп и разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей. Задачи курса: - познакомить студентов с основными концепциями социальной стратификации постсоветской России; - раскрыть сущность трансформационных процессов в современном российском обществе; - характеризовать особенности социальных слоев современного российского общества; - проанализировать динамику социальных обязательств современного российского государства. В результате освоения курса студент должен сформировать навыки анализа изменений в социальной структуре общества и механизмов согласования интересов социальных групп и общностей. В ходе освоения дисциплины студенты готовят письменную работу «Аналитическая записка», в которой дают характеристику социальных слоев и групп, чьи интересы обнаруживаются в рамках проблему, разрабатываемой в магистерской диссертации. Преподается в 3 семестре. Зачетные единицы – 2. Итоговая аттестация – зачет. ^ посвященные применению методов социологического исследования Дисциплины направлены на углубленное освоение конкретного метода социологического исследования. Цель - выработка навыков применения метода. Соответствует задачам формирования компетенций, требующих способности осваивать и применять новые знания и методы. Задачи: - на конкретных примерах объяснить практику применения метода; - при решении конкретных задач сформировать у магистрата навыки применения метода. Студенты будут осваивать этапы исследования, проведенного с помощью конкретного метода. Практикумы способствуют успешной работе магистранта в научно-исследовательском семинаре. В курсе планируется применять такие формы занятий, как мастер-класс, кейс-стади, групповые проекты. К преподаванию привлекаются преподаватели и практики, имеющие опыт применения данного метода. ^ Экспертный опрос: теория и практика Экспертный опрос – опрос компетентных в изучаемой проблеме лиц. Это комплекс различных методов, приемов, процедур. Целесообразность применения метода определяется его основными функциями: оценка состояния и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Применяется в ситуации, когда трудно выделить объект-носитель проблемы и использовать его в качестве источника информации. Широко применяется в процедурах составления прогнозных моделей при выработке управленческих решений. Преподается во 2 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – зачет. Личное (исследовательское) интервью: теория и практика Дисциплина для тех, кто нуждается в развитии навыков описания общей картины событий, навыков интерпретации и концептуализации данных. Используется как на стадии подготовки к применению количественных методов исследования, так и в качестве самостоятельного метода. В маркетинге применяется при изучении потребительских предпочтений, подходит для оценки эффективности рекламы. Незаменим при опросе руководителей высокого ранга. Преподается во 2 семестре. Зачетные единицы – 2. Итоговый контроль – зачет. Фокус-группа: теория и практика. Метод выявляет различия в понимании проблемы, события, явления жизни определенными группами людей. Помогает идентифицировать целевую аудиторию, выявить ее характеристики и разработать программу взаимодействия. Широко используется в маркетинговых и политологических исследованиях, в сфере Public Relation. Преподается во 1 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – зачет. Контент-анализ: теория и практика Практикум предназначен для тех, кто стремится овладеть методикой и техникой количественного анализа массивов информации (текстовой, аудиовизуальной, цифровой). Позволяет обнаружить в документах то, что ускользает от поверхностного взгляда. Хорошо себя зарекомендовал при изучении динамики изменений. Имеет широкий диапазон применения: выяснение политической ориентации газеты, принятие решения о целесообразности использовании определенного слова в названии товара, выяснение, какое место в общественном сознании занимает проблема отмены маратория на смертную казнь и другие. Преподается во 3 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – экзамен. ^ Курс предназначен для тех магистрантов, которые не достаточно уверены в своей базовой подготовке и нуждаются в дополнительных занятиях. В рамках данного курса студенты проработают все части программы исследования: методологическую, методическую, организационную. Преподается в 1 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – зачет. ^ Курс предназначен для тех магистрантов, которые не достаточно уверены в своей базовой подготовке и нуждаются в дополнительных занятиях. В рамках данного курса особое внимание будет уделено обеспечению понимания основных приемов обработки эмпирических данных. На лабораторных занятиях студенты познакомятся с пакетом статистической обработки данных SPSS. Предполагается использование реальных данных конкретных социологических исследований в качестве информационной базы. Преподается в 1 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – зачет. ^ Курс ориентирован на подготовку студентов к педагогической деятельности, имеет преемственность с соответствующей подготовкой по программе бакалавриата. Цель – формирование компетенции: способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин. В магистерской программе углубленно изучаются особенности работы преподавателя высшей школы. Полученные знания и навыки студент проверит и откорректирует в ходе педагогической практики. Задачами освоения курса являются: - знание студентами этических, профессиональных и нормативных требования к преподавателю высшей школы; - знание студентами теоретических и методических особенностей изложения основных разделов курса социологии; - знание студентами методических требований, предъявляемых к основным видам и формам учебной деятельности, учебным материалам и документам; - знание современных форм, технологий, методов обучения; - владение студентами методическими приемами разработки и проведения различных видов и форм учебных занятий. В ходе изучения студенты делают методические разработки различных видов учебных занятий и апробируют их в аудитории, моделирующей конкретную ситуацию обучения. Преподается в 1 семестре. Зачетные единицы – 2. Итоговый контроль – зачет. |