Образовательная программа по направлению подготовки 040100 Социология Квалификация (степень) «магистр социологии» Программа «Социология управления»



Скачать 171.96 Kb.
НазваниеОбразовательная программа по направлению подготовки 040100 Социология Квалификация (степень) «магистр социологии» Программа «Социология управления»
Дата16.03.2013
Размер171.96 Kb.
ТипОбразовательная программа
источник

Основная образовательная программа

по направлению подготовки 040100 Социология

Квалификация (степень) – «магистр социологии»

Программа – «Социология управления»

Руководитель программы – доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и управления территориями О.М.Рой

Контакты:

Телефон кафедры социологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского: (3812) 67-05-06

Электронная почта: omsocio@gmail.com

Форма обучения – очная

Срок обучения – 2 года

Область профессиональной деятельности магистров включает: экономику, науку, культуру, политику, образование.

Магистр по направлению подготовки 040100 Социология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:







научно-исследовательская деятельность

  • самостоятельная разработка и проведение фундаментальных и прикладных социологических исследований;

  • критический анализ результатов исследований;

  • обработка и интерпретация социальной, демографической, экономической и другой информации с использованием современных информационных технологий, средств коммуникации и связи;

  • самостоятельная подготовка отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, презентация результатов исследовательских работ;

производственно-прикладная деятельность

  • социологическая экспертиза разработанных и принимаемых к реализации социальных программ, проектов, планов мероприятий, проектов нормативных правовых актов, методических материалов;

  • создание и поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;

  • идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);

  • участие в формировании кадрового состава предприятий и учреждений, составление прогнозов потребности в кадрах; участие в формировании индивидуальных карьерных планов, профессиональной ориентации и производственной адаптации занятых; разработка систем оценки профессиональных компетенций работников и результатов их труда;

проектная деятельность

  • самостоятельная разработка и проведение исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;

  • самостоятельная разработка методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности;

  • разработка, реализация и распространение результатов проектов по изучению общественного мнения;

  • научно-методическое и информационное обеспечение маркетинговых исследований, участие в разработке рекомендаций для маркетинговых служб;

организационно-управленческая


  • разработка мониторинга социальной сферы;

  • разработка программ, методик и организация социологических исследований, направленных на оценку результативности, эффективности и последствий программной и проектной деятельности органов управления;

  • формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих разработку управленческого воздействия на социальную сферу;

  • организация управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;

педагогическая деятельность


  • подготовка и проведение занятий по социологическим и социально-гуманитарным дисциплинам в средней школе и в высших учебных заведениях;

  • организация учебного процесса, самостоятельная подготовка учебных программ, учебно-методической документации по курсам.



^ Наиболее значимые компетенции, формируемые в ходе освоения ООП:

Способность осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования.

Способность и умение самостоятельно использовать знание новейших тенденций в области методов и теорий современной социологической теории, методологии и методов социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения.

Способность профессионально составлять проекты аналитических разработок в соответствии с нормативными документами и представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории.

Способность свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для постановки и решения организационно-управленческих задач.

Способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы политических и научно-технических решений.

Способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей.

Способность самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей.

Умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций.

^ Изучаемые дисциплины

Обязательные дисциплины:

Иностранный язык: профессиональная терминология и основы перевода научных текстов

Методология научных исследований

История и методология социологии

Правоведение

Современные социологические теории

Современные методы социологических исследований

Научно-исследовательский семинар

Социальная стратификация современного российского общества

Современные проблемы государственного управления

Современные методы исследования организаций

Социальные коммуникации в управлении

^ Дисциплины по выбору.

На их основе студент формирует индивидуальную программу подготовки. Предоставляется возможность выбрать также дисциплины из других магистерских программ:

Личное (исследовательское)интервью: теория и практика

Фокус-группы: теория и практика

Контент-анализ: теория и практика

Экспертный опрос: теория и практика

Логика социологического исследования

Методы анализа социологических данных

Территориальное общественное самоуправление

Управление в социальной сфере

Кадровая политика и кадровый аудит

Маркетинг территорий

Методика преподавания в высшей школе


Научно-исследовательская работа студентов: 1,2,3 семестры. Организационная форма - научно-исследовательский семинар.


Практики: научно-исследовательская, производственная (4 семестр)


Итоговая аттестация – защита магистерской диссертации


Основные базы практик:

БУ ОО «Региональный центр по связям с общественностью»

ОАО «Мобильные системы связи»

ООО «Маркетинговое агентство «Делфи»

Научно-производственное объединение «Ориентир»

БУ ОО «МинСпортМедиа»

Омская региональная маркетинговая ассоциация


^ Аннотации учебных дисциплин


История и методология социологии

Курс направлен на углубление теоретических знаний студентов магистратуры, полученных ими по программе бакалавриата. Преследует цель формирования ряда общекультурных и профессиональных компетенции, требующих способности самостоятельно приобретать и использовать в профессиональной деятельности фундаментальные теоретические знания.

Задачами освоения курса являются:

- знание студентами фундаментальной структуры социологической теории, ее основных категорий, подходов и проблем;

- знание студентами истории социологической мысли;

- умение студентов использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования;

- умение студентов произвести реконструкцию истории своей научной области.

Особое внимание уделяется развитию умения углублять собственную научную компетентность.

Студенты будут разрабатывать групповые проекты с целью развития способности применять знание теории и истории социологии в социологических исследованиях. Используются формы занятий: интерактивные лекции, тематические дискуссии, написание и обсуждение логических схем, защита групповых проектов

Полученные знания и навыки будут развиты в курсе «Современные социологические теории».

Преподается в 1 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – экзамен.

^ Современные социологические теории

Курс направлен на углубление теоретических знаний студентов магистратуры, полученных ими при обучении по программе бакалавриата. Преследует цель формирования компетенции: способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности.

В курсе изучаются персоналии, течения, школы и методы в западной и отечественной социологии второй половины ХХ – начала ХХI веков. Рассматриваются основные направления в современной социологии, актуальные теоретические дискуссии. По сравнению с программой подготовки бакалавров, углубленно изучаются теории Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, М. Фуко, Ю. Хабермаса. Большее внимание уделяется теоретическим дискуссиям в современной российской социологии.

Задачами данного курса являются:

- создать ситуацию участия в актуальной теоретической дискуссии;

- добиться углубления знаний студентов по фундаментальным теоретическим направлениям социологии;

- развить у студентов способность ориентации в многообразии теоретических подходов;

- развить у студентов умение выдвигать теоретические модели для решения научных и практических проблем;

Особое внимание уделяется развитию умения углублять собственную научную компетентность. Полученные знания и навыки необходимы студенту для написания магистерской диссертации.

Преподается во 2 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – экзамен


^ Современные методы социологического исследования

Цель курса – на основе сформированных ранее навыков проектирования социологического исследования добиться понимания возможностей и ограничений современных методов социологического исследования.

В первой части курса акцент делается на проблемных вопросах применения методов и выборе метода получения эмпирической информации, наиболее соответствующего целям исследования. Помимо давно применяемых («традиционных») методов, будут изучаться такие методы как лабораторный опрос (Hall-test), домашний тест (Home-test), OMNIBUS, on-line опрос. В данный раздел входят также практические аспекты планирования и организации выборки.

Вторая часть посвящена методам анализа данных, обобщению, и презентации результатов исследования.

Курс предназначен для формирования профессиональных компетенций, требующих способности самостоятельно осуществлять социологическое исследование в экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности.

Задачей курса является достижение следующего уровня освоения дисциплины студентами:

- знание особенностей современных методов сбора и анализа эмпирических данных: требования к применению, возможности, границы применения, технология использования;

- умение выбирать и применять методы в соответствии с видом деятельности (научно-исследовательская, производственно прикладная), с целью исследования (диагностика, оценка, оптимизация) и задачами исследования.

- умение разработать программу социологического исследования;

- умение разработать нормативные документы на проведение социологического исследования;

- умение анализировать и обобщать полученные данные;

- умение представлять результаты исследования в виде Отчета и презентации.

Достижение целей и задач поддерживается работой магистрантов в научно-исследовательском семинаре и возможностью углубить свои знания, выбрав дисциплины (из списка «по выбору»), направленные на изучение конкретного метода.

Для магистрантов, которые не имеют базового социологического образования, в списке дисциплин по выбору предусмотрены курсы, позволяющие им ликвидировать недостаток знаний и навыков.

Преподается в 1 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – экзамен/


^ Современные проблемы государственного управления

Целью освоения дисциплины является формирование способностей выявлять проблемы и формулировать тенденции в сфере государственного строительства.

Предполагает знание магистрантами основ Конституции страны, сведений о структуре органов государственной власти как в России, так и в зарубежных странах. Знание актуальных проблем государственного управления позволит студентам диагностировать социальные процессы, проводит экспертизу социальных последствий, вызванных управленческими решениями.

В результате освоения дисциплины магистрант должен владеть навыками:

  • поиска, обработки и анализа информации, необходимой для решения организационно-управленческих проблем;

  • объяснения и изучения актуальных проблем управления с использованием объяснительных возможностей социологии управления и социологии организации

Преподается во 2 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговая форма контроля – экзамен.

^ Современные методы исследования организаций

Курс направлен на углубление знаний, полученных в ходе освоения дисциплины «Социология организаций», преподаваемой на программе бакалавриата.

Главная цель данной дисциплины – предоставить слушателям знания в области современных методов и подходов к исследованию организаций, а также развить навыки практического использования данных методов для самостоятельной идентификации и решения проблем, возникающих в функционировании организаций. В рамках данного курса планируется рассмотреть как современные теоретические подходы и стратегии к изучению организаций (неоинституциональный подход, теория ресурсной зависимости, экологическая теория, организационная антропология), так и современные прикладные методы изучения ключевых организационных феноменов (таких как организационная культура, формальная и неформальная структура, приятие решений в организации и т.д.).

В реализации курса будут использоваться такие формы как: традиционные лекции, мастер-классы (со специалистами, занимающими руководящие должности), анализ конкретный случаев, групповые дискуссии и т.д.

Одной их форм работы в рамках курса является выполнение индивидуального или группового проекта. Суть проекта: слушателям предлагается выбрать один из методологических подходов, рассматриваемых в курсе, и реализуют его в ходе самостоятельного исследования реальной организации. Данное мини-исследование может быть продолжено в ходе работы над итоговой магистерской диссертацией.

Преподается в 3 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговая аттестация – экзамен.


^ Научно-исследовательский семинар

Научно-исследовательский семинар состоит из двух частей. Часть 1 – Методика написание магистерской диссертации. Часть 2 – Научно-исследовательский семинар: спецсеминар.

^ Методика написание магистерской диссертации.

Целью дисциплины является методическая подготовка магистрантов к написанию выпускной квалификационной работы. Основная задача: подготовить магистранта к выбору направления, в рамках которого будет осуществляться самостоятельная исследовательская работа.

Преподается в 1 семестре. Зачетные единицы - 2. Итоговый контроль – зачет.

^ Научно-исследовательский семинар: спецсеминар

Спецсеминар проходит в течение трех семестров. Цель – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.

Основные задачи:

- проведение профориентационной работы, позволяющей студентам выбрать направление и тему исследования;

- обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ;

- обсуждение проектов и готовых исследовательских работ;

- выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации результатов исследования.

Научно-исследовательский семинар является организационной формой научно-исследовательской работы студента. В ходе обсуждений на семинаре студент вносит коррективы в проект своего исследования. Планируются занятия с приглашением практикующих социологов, которые помогут студентам определиться в различных аспектах и сложностях своего исследования.

Большой объем времени отводится на самостоятельную работу студента. Магистрант осуществляет исследование минипроекта (индивидуально или с двумя другими студентами) для конкретного городского (или сельского) муниципалитета или для организации (фирмы). Реализация минипроектов является этапами в выполнении магистерской диссертации. По результатам исследования студент защищает курсовую работу. На защиту приглашаются представители заказчика исследования, потенциальные работодатели, специалисты профильных организаций.

Преподается в 1, 2, 3 семестрах. Зачетные единицы - 6. К ним добавляется научно-исследовательская работа - 10 з.е. в семестр. Итоговый контроль – в 1 семестре – зачет, во 2,3 семестрах - дифференцированный зачет в каждом семестре по итогам защиты курсовой работы.


^ Социальная стратификация современного российского общества

Цель дисциплины - рассмотреть социальную структуру современного российского общества в контексте его трансформации. Понимание современных стратификационных процессов способствует формированию профессиональных компетенций: идентифицировать потребности и интересы социальных групп и разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей.

Задачи курса:

- познакомить студентов с основными концепциями социальной стратификации постсоветской России;

- раскрыть сущность трансформационных процессов в современном российском обществе;

- характеризовать особенности социальных слоев современного российского общества;

- проанализировать динамику социальных обязательств современного российского государства.

В результате освоения курса студент должен сформировать навыки анализа изменений в социальной структуре общества и механизмов согласования интересов социальных групп и общностей.

В ходе освоения дисциплины студенты готовят письменную работу «Аналитическая записка», в которой дают характеристику социальных слоев и групп, чьи интересы обнаруживаются в рамках проблему, разрабатываемой в магистерской диссертации.

Преподается в 3 семестре. Зачетные единицы – 2. Итоговая аттестация – зачет.


^ Дисциплины по выбору,

посвященные применению методов социологического исследования

Дисциплины направлены на углубленное освоение конкретного метода социологического исследования. Цель - выработка навыков применения метода. Соответствует задачам формирования компетенций, требующих способности осваивать и применять новые знания и методы.

Задачи:

- на конкретных примерах объяснить практику применения метода;

- при решении конкретных задач сформировать у магистрата навыки применения метода.

Студенты будут осваивать этапы исследования, проведенного с помощью конкретного метода. Практикумы способствуют успешной работе магистранта в научно-исследовательском семинаре.

В курсе планируется применять такие формы занятий, как мастер-класс, кейс-стади, групповые проекты. К преподаванию привлекаются преподаватели и практики, имеющие опыт применения данного метода.

^ Конкретные методы:

Экспертный опрос: теория и практика

Экспертный опрос – опрос компетентных в изучаемой проблеме лиц. Это комплекс различных методов, приемов, процедур. Целесообразность применения метода определяется его основными функциями: оценка состояния и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Применяется в ситуации, когда трудно выделить объект-носитель проблемы и использовать его в качестве источника информации. Широко применяется в процедурах составления прогнозных моделей при выработке управленческих решений.

Преподается во 2 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – зачет.


Личное (исследовательское) интервью: теория и практика

Дисциплина для тех, кто нуждается в развитии навыков описания общей картины событий, навыков интерпретации и концептуализации данных. Используется как на стадии подготовки к применению количественных методов исследования, так и в качестве самостоятельного метода. В маркетинге применяется при изучении потребительских предпочтений, подходит для оценки эффективности рекламы. Незаменим при опросе руководителей высокого ранга.

Преподается во 2 семестре. Зачетные единицы – 2. Итоговый контроль – зачет.


Фокус-группа: теория и практика. Метод выявляет различия в понимании проблемы, события, явления жизни определенными группами людей. Помогает идентифицировать целевую аудиторию, выявить ее характеристики и разработать программу взаимодействия. Широко используется в маркетинговых и политологических исследованиях, в сфере Public Relation.

Преподается во 1 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – зачет.


Контент-анализ: теория и практика

Практикум предназначен для тех, кто стремится овладеть методикой и техникой количественного анализа массивов информации (текстовой, аудиовизуальной, цифровой). Позволяет обнаружить в документах то, что ускользает от поверхностного взгляда. Хорошо себя зарекомендовал при изучении динамики изменений. Имеет широкий диапазон применения: выяснение политической ориентации газеты, принятие решения о целесообразности использовании определенного слова в названии товара, выяснение, какое место в общественном сознании занимает проблема отмены маратория на смертную казнь и другие.

Преподается во 3 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – экзамен.


^ Логика социологического исследования (дисциплина по выбору)

Курс предназначен для тех магистрантов, которые не достаточно уверены в своей базовой подготовке и нуждаются в дополнительных занятиях. В рамках данного курса студенты проработают все части программы исследования: методологическую, методическую, организационную.

Преподается в 1 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – зачет.


^ Методы анализа социологических данных (дисциплина по выбору)

Курс предназначен для тех магистрантов, которые не достаточно уверены в своей базовой подготовке и нуждаются в дополнительных занятиях. В рамках данного курса особое внимание будет уделено обеспечению понимания основных приемов обработки эмпирических данных. На лабораторных занятиях студенты познакомятся с пакетом статистической обработки данных SPSS. Предполагается использование реальных данных конкретных социологических исследований в качестве информационной базы.

Преподается в 1 семестре. Зачетные единицы – 3. Итоговый контроль – зачет.


^ Методика преподавания в высшей школе (дисциплина по выбору)

Курс ориентирован на подготовку студентов к педагогической деятельности, имеет преемственность с соответствующей подготовкой по программе бакалавриата. Цель – формирование компетенции: способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин. В магистерской программе углубленно изучаются особенности работы преподавателя высшей школы. Полученные знания и навыки студент проверит и откорректирует в ходе педагогической практики.

Задачами освоения курса являются:

- знание студентами этических, профессиональных и нормативных требования к преподавателю высшей школы;

- знание студентами теоретических и методических особенностей изложения основных разделов курса социологии;

- знание студентами методических требований, предъявляемых к основным видам и формам учебной деятельности, учебным материалам и документам;

- знание современных форм, технологий, методов обучения;

- владение студентами методическими приемами разработки и проведения различных видов и форм учебных занятий.

В ходе изучения студенты делают методические разработки различных видов учебных занятий и апробируют их в аудитории, моделирующей конкретную ситуацию обучения.

Преподается в 1 семестре. Зачетные единицы – 2. Итоговый контроль – зачет.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru