Скачать 194.25 Kb.
|
Содержание Вид животногоОсобенность строения сердца Характеристика клетки крови Направления характеристика эволюции |
ВАРИАНТ 7 2011 Калинова Г.С. Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1—А36) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. А1. Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретения
А2. Какая формулировка соответствует положению клеточной теории?
![]() А4. В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает такой же набор хромосом, что и материнская, благодаря тому, что
А5. Все живые организмы в процессе жизнедеятельности используют энергию, которая запасается в органических веществах, созданных из неорганических
А6. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют
А7. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)? 1) один 2) два 3) три 4) четыре А8. У кареглазых темноволосых родителей (доминантные признаки) дочь голубоглазая, светловолосая. Определите генотипы ее родителей.
А9. К какому виду изменчивости относят появление осенью густого подшёрстка у млекопитающих?
А10. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов? 1) пластиды 2) ядро 3) вакуоль 4) митохондрии A11. Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчёлами, так как пчёлы
А12. По каким признакам моховидные отличаются от других растений?
А13. каких членистоногих переваривание пищи начинается вне организма?
А14. Большой и малый круги кровообращения имеют
А15. К системе органов выделения человека относят 1) кожу 2) почки 3) лёгкие 4) слюнные железы А16. Максимальное артериальное давление крови возникает в аорте в момент
А17. Чёрный хлеб является для человека источником витамина 1) А 2) В 3) С 4) D А18. Рефлекторная дуга заканчивается
А19. У близоруких людей изображение фокусируется
А20. Диплоидный набор хромосом используют как критерий вида
А21. Благодаря какой форме отбора сохранились в природе кистепёрые рыбы?
А22. Гомологичными считают органы,
А23. Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе его эволюции? 1) плечо 3) кисть 2) предплечье 4) лопатка А24. Интенсивность любого экологического фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности, называют
А25. Роль растений в биоценозе —
А26. Причина сокращения видового разнообразия растений в современную эпоху —
А27. К двухмембранным органоидам клетки относят
А28. В ходе пластического обмена происходит 1) окисление глюкозы 3) синтез неорганических веществ 2) окисление липидов 4) синтез органических веществ А29. В результате первого деления мейоза из одной материнской клетки образуются
А30. Полиплоидные организмы возникают в результате
А31. В селекции животных, в отличие от селекции растений и микроорганизмов, проводят отбор
А32. Какая форма высшей нервной деятельности характерна только для высокоорганизованных позвоночных животных?
А33. Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе человека выполняют
А34. Звуковые колебания от стремечка к улитке передаются посредством
А35. Ароморфоз, обеспечивший выход членистоногих на сушу, — появление у них
А36. При отсутствии лимитирующих факторов численность популяции
Часть 2 Ответом к заданиям этой части (B1—В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. В заданиях B1—ВЗ выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов. В1. Чем соматические клетки отличаются от половых?
Ответ: В2. Растения, как и грибы,
Ответ: В3. В пищевых цепях экосистем
Ответ: В заданиях В4—В6 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов М 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов. В4. Установите соответствие между его сердца. ^
Б) обыкновенный тритон
Г) синий кит Д) серая крыса Е) сокол сапсан видом животного и особенностью строения ^
В5. Установите соответствие между характеристикой клеток крови человека и их принадлежностью к определенной группе. ^ A) имеют форму двояковогнутого 1) эритроциты диска 2) тромбоциты Б) имеют красный цвет B) участвуют в свертывании крови Г) содержат гемоглобин Д) являются кровяными пластинками В6. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции. ^
Г) разнообразные экологические адаптации Д) широкий ареал Е) уменьшение числа популяций
В заданиях В7 и В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу соответствующие им цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов М 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов. В7. Установите, в какой последовательности происходят в митозе указанные процессы.
В8. Установите хронологическую последовательность появления крупных изменений у беспозвоночных животных в процессе эволюции.
Ответ: Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1. Часть 3 Для записи ответов на задания этой части (C1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (C1, С2 и т.д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2—С6 — полный развёрнутый ответ. Ответы записывайте чётко и разборчиво. С1. Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано? С2. Какой буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника? Каковы особенности формирования бластулы? ![]() А Б В Г С3. Почему грибы выделяют в особое царство органического мира? С4. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных. ![]() С5. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТТАЦАГГТГТАТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода. Правила пользования таблицей Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота. С6. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген(а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов. Ответы вариант 7.
С1. 1) причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода; 2) заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы. С2. 1) бластула обозначена буквой Г; 2) бластула формируется при дроблении зиготы; 3) размеры бластулы не превышают размеров зиготы. С3. 1) тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей – гифов, образующих мицелий, или грибницу; 2) клетки мицелия запасают гликоген; 3) грибы нельзя отнести к растениям, т.к. в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов, стенка содержит хитин; 4) грибы нельзя отнести к животным, т.к. они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков. С4. Элементы ответа:
С5. Схема решения задачи включает:
С6. Элементы ответа: 1) генотипы родителей: XAY (гаметы ХА, Y), ХАХа (гаметы ХА, Ха);
|
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (Al—А36) поставьте знак «х» в клеточку,... | При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (Al—А36) поставьте знак «х» в клеточку,... |
При выполнении заданий этой части в бланке ответов м 1 под номером выполняемого вами задания (Al—А36) поставьте знак «х» в клеточку,... | ... |
Ответ следует записать в бланк ответов №1 справа от номера выполняемого задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру, знак минус... | Нравится ли Вам делать то, о чём говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте «+». Если... |
Инструкция. Данные вопросы касаются твоего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли тебе делать то, о чем говориться... | Ответом к каждому заданию этой части будет некоторое число. Это число надо записать в бланк ответов №1 справа от номера задания |
При выполнении заданий с кратким ответом В1—В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания | При выполнении заданий с выбором ответа Al—А10 : обведите кружком номер правильного ответа |