При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания ( Al —А36) поставьте знак



Скачать 170.91 Kb.
НазваниеПри выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания ( Al —А36) поставьте знак
Дата11.03.2013
Размер170.91 Kb.
ТипДокументы
источник


ВАРИАНТ 8

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (Al—А36) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Генеалогический метод использует наука

  1. морфология 3) генетика

  2. биохимия 4) эмбриология

А2. Клетки животных в отличие от клеток растений не имеют

  1. клеточной мембраны и цитоплазмы

  2. митохондрий и рибосом

  3. оформленного ядра и ядрышка

  4. пластид, вакуолей с клеточным соком

A3. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется

  1. плазматической мембраной

  2. эндоплазматической сетью

  3. ядерной оболочкой

  4. цитоплазмой

А4. Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в

1) анафазе 2) телофазе 3) профазе 4) метафазе

А5. К автотрофным организмам относят

  1. плесневые грибы 3) клубеньковые бактерии

  2. шляпочные грибы 4) серобактерии

А6. Пример полового размножения —

  1. партеногенез 3) спорообразование

  2. почкование 4) регенерация

А7. Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВb при независи­мом наследовании генов?

  1. АВ, ab

  2. Аа, Вb

  1. АВ, Ab, аВ, ab

  2. АА, Bb, Аа, ВВ

А8. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, чет­верть особей имеет рецессивный признак, три четверти — доминантный — это формулировка закона

  1. единообразия поколения 3) независимого распределения генов

  2. расщепления признаков 4) сцепленного наследования

А9. Фактор среды, вызывающий генотипическую изменчивость, — это

  1. коротковолновые ультрафиолетовые лучи

  2. длинноволновые ультрафиолетовые лучи

  3. уксусная кислота

  4. муравьиная кислота

А10. Какую группу бактерий считают «санитарами планеты»?

  1. железобактерии 3) паразиты

  2. гниения 4) клубеньковые

A11. В процессе фотосинтеза главную роль играют

  1. хромосомы 3) хромопласты

  2. хлоропласты 4) лейкопласты

А12. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как они

  1. не имеют корней

  2. имеют неветвящийся стебель с узкими листьями

  3. образуют органические вещества из неорганических

  4. имеют воздухоносные клетки

А13. Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?
1) собака 2) человек 3) корова 4) малый прудовик

А14. Летучие мыши ориентируются в полёте с помощью

  1. ультразвуков 3) органов вкуса

  2. органов зрения 4) ультрафиолетовых лучей

А15. Слюна человека содержит фермент, который расщепляет

  1. крахмал 3) нуклеиновые кислоты

  2. липиды 4) белки

А16. Какая ткань формирует кости скелета человека?

  1. нервная 3) гладкая мышечная

  2. соединительная 4) поперечнополосатая мышечная

А17. В процессе энергетического обмена

  1. из глицерина и жирных кислот образуются жиры

  2. синтезируются молекулы АТФ

  3. синтезируются неорганические вещества

  4. из аминокислот образуются белки

А18. Какую функцию в пищеварении человека выполняет печень?

  1. превращение глюкозы в гликоген

  2. гидролиз белков до аминокислот

  3. обезвреживание ядовитых веществ

  4. образование желчи

А19. Дышать следует через нос, так как в носовой полости

  1. происходит газообмен 3) имеются хрящевые полукольца

  2. образуется много слизи 4) воздух согревается и очищается

А20. Генетическое единство популяции животных поддерживается

  1. скрещиванием её особей

  2. широким расселением особей

  3. саморегуляцией

  4. пищевыми связями

А21. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к

  1. обострению борьбы за существование

  2. пищевой специализации

  3. биологическому прогрессу

  4. появлению комбинативной изменчивости

А22. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к

  1. улучшению минерального питания растений

  2. повышению интенсивности фотосинтеза

  3. экономному расходованию воды

  4. улавливанию солнечного света

А23. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов в процессе эволю­ции называют

  1. общей дегенерацией 3) идиоадаптацией

  2. ароморфозом 4) регенерацией

А24. Сигналом к осеннему перелёту птиц служит

  1. понижение температуры окружающей среды

  2. сокращение длины светового дня

  3. выпадение первого снега

  4. сокращение численности популяций

А25. В экосистеме елового леса, как и в экосистеме озера, биомасса растительно­ядных животных превышает биомассу хищников, так как

  1. они крупнее хищников

  2. в их организмах заключено меньше энергии, чем в организмах хищников

  3. их численность ниже, чем численность хищников

  4. потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому составляют 90%

А26. К глубоким изменениям экосистемы степи приводит

  1. отмирание надземных частей растений летом

  2. изменение активности животных в течение суток

  3. распашка степей

  4. бурное развитие растительности весной

А27. В молекуле ДНК нуклеотидов с тимином насчитывается 10% от общего чис­ла нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?

1) 10% 2) 40% 3) 80% 4) 90%

А28. Большую роль в биосинтезе белка играет тРНК, которая

  1. служит матрицей для синтеза белка

  2. служит местом для сборки полипептидной цепи

  3. переносит информацию из ядра к рибосомам

  4. доставляет аминокислоты к рибосомам

А29. В ядре оплодотворённой яйцеклетки животного содержится 16 хромосом, а в ядре клетки его желудка —

  1. 4 хромосомы

  2. 8 хромосом

  1. 16 хромосом

  2. 32 хромосомы

А30. Выпадение участка хромосомы, в отличие от перекреста хроматид в мейозе, — это

  1. конъюгация

  2. мутация

  1. репликация

  2. кроссинговер

А31. Популяция растений, характеризующаяся сходными генотипом и феноти­пом, полученная в результате искусственного отбора, — это

1) вид 2) подвид 3) порода 4) сорт

А32. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов?
1) пластиды 2) ядро 3) вакуоль 4) митохондрии

А33. Минеральные вещества в организме не участвуют в

  1. построении скелета

  2. освобождении энергии за счет биологического окисления

  3. регуляции сердечной деятельности

  4. поддержании кислотно-щелочного равновесия

А34. Какая структура глаза регулирует поступление света в орган зрения?

1) зрачок 2) хрусталик 3) сетчатка 4) стекловидное тело

А35. Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положе­ние на Земле?

  1. сожительство корней растений с грибами (микориза)

  2. защита семян плодовыми оболочками

  3. наличие в листьях устьиц, обеспечивающих газообмен

  4. наличие в клетках листьев хлоропластов

А36. Применение ядохимикатов для борьбы с насекомыми-вредителями резко сни­зило урожайность клевера, так как

  1. нарушился механизм двойного оплодотворения

  2. ухудшилось поглощение клевером воды и минеральных солей

  3. погибли насекомые-опылители

  4. сильно размножились грызуны


Часть 2

Ответом к заданиям этой части (B1В8) является последователь­ность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а за­тем перенесите их в бланк ответов JV? 1 справа от номера соответ­ствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.


В заданиях B1—ВЗ выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


В1. Какие процессы протекают во время мейоза?

  1. транскрипция 4) кроссинговер

  2. редукционное деление 5) конъюгация

  3. денатурация 6) трансляция

Ответ:


В2. Какие особенности организма человека играют важную роль в сохранении постоянной температуры тела?

  1. снабжение клеток тела артериальной кровью

  2. наличие потовых желёз

  3. развитие коры головного мозга

  4. усложнение строения органов чувств

  5. интенсивный обмен веществ

  6. усложнение строения органов пищеварения


Ответ:


В3. К сокращению численности травянистых растении в лесу могут привести сле­дующие антропогенные факторы

  1. увеличение численности лосей и зубров

  2. вытаптывание растений туристами

  3. увеличение нор грызунов

  4. сбор редких растений для букетов

  5. вырубка дуплистых деревьев

  6. загрязнение среды обитания растений


Ответ:


В заданиях В4—В6 к каждому элементу первого столбца подберите со­ответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся после­довательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


Установите соответствие между признаком организмов и группой, для кото­рой он характерен.

^ ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

  1. выделяют в особое царство 1) грибы

Б) тело представляет собой слоевище 2) лишайники

  1. имеют плодовое тело

Г) по способу питания — автогетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е























В5.


^ ВИД ЖЕЛЕЗЫ

  1. внутренней секреции

  2. внешней секреции
Установите соответствие между характеристикой железы и видом, к которо­му её относят.

^ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗЫ

A) выделяет секрет непосредственно в кровь
Б) синтезирует белки — ферменты

B) выделяет секрет через специальные
протоки

Г) образует биологически активные вещества — гормоны

Ответ:

А

Б

В

Г















В6. Установите соответствие между организмом и трофической группой, к кото­рой его относят.

^ ОРГАНИЗМ ТРОФИЧЕСКАЯ ГРУППА

  1. холерный вибрион 1) сапротрофы
    Б) бактерия брожения 2) паразиты

  2. туберкулезная палочка

Г) столбнячная палочка

Д) сенная палочка

Е) клубеньковая бактерия


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е























В заданиях В7 и В8 установите правильную последовательность био­логических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу соответствующие им цифры, а затем получившуюся после­довательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.


В7. Установите последовательность этапов преобразования молекул крахмала в ходе энергетического обмена.

  1. образование ПВК (пировиноградной кислоты)

  2. образование дисахаридов

  3. образование углекислого газа и воды

  4. образование глюкозы

Ответ:


В8. Установите последовательность этапов географического видообразования.

  1. появление мутаций в изолированных популяциях

  2. возникновение территориальной изоляции между популяциями одного вида

  3. сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в но­вых условиях

4) утрата особями разных популяций способности скрещиваться
Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.


Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (CIС6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (CI, С2 и т.д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2—С6 — полный развёрнутый ответ. Ответы записы­вайте чётко и разборчиво.


С1. В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко­торых они сделаны, исправьте их.

Согласно хромосомной теории наследственности:

1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый ген занимает определенное место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным на­бором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъ­югации хромосом в профазе мейоза.

С3. Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие - к животным? Укажите не менее трёх причин.




С4. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. От­вет обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

Число 4 особей


С5. Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?


С6. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: 1(0), П(А), Ш(В), IV(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i°, при­чем аллель i° является рецессивной по отношению к аллелям 1А и 1в. Роди­тели имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.


ВАРИАНТ 8

С1. Элементы ответа:

  1. лейкоциты способны к фагоцитозу — пожиранию и перевариванию бел­ков, микроорганизмов, отмерших клеток;

  2. лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрали­зуют определённые антигены.

С2. Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

  1. 2 — место расположения гена — локус;

  2. 4 — число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом;

  3. 5 — нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере.

С3. Элементы ответа:

  1. способна к гетеротрофному питанию, как все животные;

  2. способна к активному движению в поисках пищи, как все животные;

  3. содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения.

С4. Элементы ответа:

  1. стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака;

  2. изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдет, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака;

  3. стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных усло­виях жизни.

С5. Элементы ответа:

  1. на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляют­ся до менее сложных (биополимеры — до мономеров), энергия рассеива­ется в виде тепла;

  2. в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ;

  3. на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ.

С6. Схема решения задачи включает:

  1. родители имеют группы крови: II группа — IAi° (гаметы IA, i°), III группа — IBIB (гаметы 1в);

  2. возможные фенотипы и генотипы групп крови детей: IV группа (1А1В) и III группа (IBi°);

  3. вероятность наследования II группы крови — 0%.





Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru