Скачать 72.4 Kb.
|
ЦЕЛЕВАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "Развитие системы дистанционного обучения в СФ МГПУ" на период 2011-2014 годы 1. Дистанционное обучениеДистанционное обучение (ДО) – прогрессивные методы и технологии обучения, основанные на новой учебной методологии и компьютерной, телекоммуникационной базе, позволяющие повысить качество, доступность и непрерывность образования для любых форм обучения и тем самым способствовать созданию открытому образовательному пространству в форме – системы открытого образования. Система ДО должна быть обязательным компонентом учебного процесса, позволяющим интенсифицировать и индивидуализировать обучение, таким образом, повышая его качество, совершенствовать организацию и управление учебного процесса, унифицировать оценку качества знаний, расширить спектр образовательных услуг, а также осуществить экспорт образовательных программ вуза на внешний образовательный рынок. ^ Цель ЦКП ДО - развитие и совершенствование системы ДО университета на базе совершенствования информационно-содержательного, программного, технического обеспечения образовательного процесса в университете, направленного на:
Широкое внедрение в учебный процесс университета системы дистанционного обучения как специализированной информационно-образовательной среды на основе компьютерных технологий и инфраструктуры университета, использование которой в учебном процессе определяется нормативными, научно-методическими и технологическими принципами открытого образования. Внедрение в учебный процесс более совершенной программной среды системы ДО позволяющей использовать такие учебно-методические материалы, как электронные конспекты, аттестующие и обучающие тесты, практикумы, информационные ресурсы и поддерживающей новые формы взаимодействия участников учебного процесса (электронные доски объявлений, форумы, чаты). Увеличение количества и повышение качества электронных учебно-методических материалов. Совершенствование методического обеспечения функционирования системы ДО, направленное на регламентацию новых форм учебного процесса, повышение эффективности ДО и более активное внедрение новых технологий в учебный процесс университета. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава университета в области компьютерных и новых образовательных технологий. Создание и отладка схемы межвузовского сотрудничества по использованию технологий дистанционного обучения в учебном процессе. ^ Базовая технология построения системы ДО университета - сетевая, обеспечивающая открытый доступ в систему ДО обучающихся и преподавателей на любых уровнях информационных ресурсов. Сегодня университет обладает достаточной компьютерной и телекоммуникационной базой для использования ряда блоков системы ДО в учебном процессе, а по мере развития системы ДО и более широкого ее внедрения в учебный процесс будет совершенствоваться и расширяться техническая база вуза. В основу построения системы ДО СФ МГПУ положены следующие базовые принципы открытого образования: стандартизации, универсальности и открытости. Стандартизация подразумевает базирование на стандартных сетевых технологиях (Internet) и на использовании стандартных баз данных. Универсальность заключается в том, что во-первых, система рассматривается не только и не столько как средство дистанционного обучения, но в основном как компьютерная сетевая технология для любых форм обучения, включая очную. Во-вторых, система должна быть пригодна для создания курсов и изучения любых дисциплин: гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и технических без какой-либо переналадки. В-третьих, система должна предоставлять все известные технологии и методы дистанционного обучения: электронные учебники, обучающие и аттестующие тесты любой формы, электронные библиотеки, а также различные средства обмена информацией и средства формирования индивидуальных образовательных программ. Под открытостью системы понимается во-первых, обеспечение открытого доступа к обучающим ресурсам любому зарегистрированному пользователю в любое время, а во- вторых, и в главных, то, что система должна быть не просто совокупностью различных курсов ДО, разработанных специалистами по компьютерным технологиям, а представлять собой открытый, инвариантный к содержанию инструментарий-оболочку, позволяющий любому преподавателю, не владеющему программированием и компьютерными технологиями, создавать и использовать курсы дистанционного обучения в соответствии со своей научно педагогической квалификацией и опытом преподавания. Неоспоримыми преимуществами сетевой технологии являются:
Кроме того, сетевая технология позволяет без принципиальных изменений использовать уже разработанные и программно реализованные в университете отдельные элементы создаваемой системы ДО (компьютерные тесты, электронные учебники и др.). ^ В Программе выделены следующие разделы, определяющие содержание и направления работ по созданию системы ДО университета. ^ Цель раздела: разработка электронных педагогических средств, учебно-методического комплекса, обеспечивающего функционирования системы дистанционного обучения. Раздел включает:
Раздел 2. Нормативное и организационное обеспечение ДО Цель раздела совершенствование в университете нормативно-организационных форм для организации и управления учебным процессом, его технического, учебно-методического и технологического обеспечения в среде системы ДО. Раздел включает три подраздела:
^ Цель раздела: совершенствование механизмов контроля качества знаний в системе ДО, аттестационных материалов, обеспечивающих проведение оценки уровня знаний, рейтингов студентов, соответствие образовательных программ требованиям нормативных документов, определение факторов, снижающих качество усвоения материала. Раздел включает:
Раздел 4. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава университета Цель раздела: подготовка преподавательских кадров в области компьютерных и новых образовательных технологий, для обеспечения высокого качества и конкурентоспособности электронных учебно-методических материалов, разрабатываемых в университете для системы ДО, и более активное внедрение новых технологий в учебный процесс университета. Раздел включает:
Заключение Основным результатом выполнения Программы на период должно стать создание системы ДО университета как специализированной информационно-образовательной среды на основе сетевой компьютерной инфраструктуры вуза, функционирование которой определяется организационно-нормативными, научно-методическими и технологическими принципами открытого образования. |