-
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете протокол № 1 от 28 августа 2012 года |
| УТВЕРЖДЕНО: Директор школы ___________ Величко З.П. Приказ по школе № 146 от 1 сентября 2012 года
| ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ярская средняя общеобразовательная школа ^ на 2012-2013 учебный год
2012
Пояснительная записка План внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Ярская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» (далее План) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения). При разработке плана, реализующего программы внеурочной деятельности, использовались следующие документы: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Закон РФ "Об образовании"; ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 233; Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ярская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» Лицензия Серия А № 132937 регистрационный № 2323 от 12 августа 2005 года; Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ярская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»
^ цели содержания образования План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.1251-03 и 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Основные принципы плана: соответствие обеспеченности учебно-методическими комплексами; учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей; учет кадрового потенциала образовательного учреждения; поэтапность развития нововведений; построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; соблюдение преемственности и перспективности обучения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя, воспитателя группы продленного дня и обучающегося происходит становление личности ребенка. План отражает основные цели и задачи, стоящие перед муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Ярская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Внеурочная деятельность в рамках муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ярская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» решает следующие специфические задачи: создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания; способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств; ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам. Программы внеурочной деятельности направлены: на расширение содержания программ общего образования; на реализацию основных направлений региональной образовательной политики; на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта. При конструировании плана учитывались предложения педагогического коллектива образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также специфика и направленность образовательного учреждения. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ярская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности: Спортивно-оздоровительное; Духовно-нравственное; Общеинтеллектуальное; Общекультурное Социальное Спортивно-оздоровительное направление способствует развитию и формированию здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни и представлена следующими видами деятельности: Работа спортивных секций Организация «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. Проведение бесед по охране здоровья. Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток. ^ способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважению к правам, свободам и обязанностям человека, воспитанию нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, ценностному отношению к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях. Данное направление реализуется через: «Уроки мужества»; Тематические классные часы; Конкурсы рисунков. Общеинтеллектуальное направление способствует развитию любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; формированию основам умения учиться, способностям к организации собственной деятельности. Направление реализуется по средствам следующих видов деятельности: Предметные недели; Конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры и др.; Разработка проектов к урокам; Учебные курсы.
Общекультурное направление способствует формированию культуры поведения в обществе, сознательного отношения к традициям своего народа, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических и эстетических идеалах и ценностях. Виды деятельности: Кружки художественного и прикладного творчества, праздники, КТД, Экскурсии, Акции, Проекты, Социальное направление способствует воспитанию бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности План предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности. ^ реализации внеурочной деятельности в 1-4 –х классах с учетом общей суммы часов за 4 года.
-
Классы Направления |
I |
II |
III |
IV |
Всего | Спортивно-оздоровительное | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Общекультурное | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Общеинтеллектуальное | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 | Духовно-нравственное | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 | Социальное | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | Итого | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 | Максимальное число часов на 1 ученика в год | 330 | 350 | 350 | 350 | 1380 |
План МБОУ «Ярская СОШ» реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Занятия групп проводятся на базе МБОУ «Ярская СОШ» МБОУ «Ярская СОШ» является целостной открытой социально-педагогической системой, создающей комплексно-образовательное пространство для развития каждого обучающего средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования. План состоит: титульный лист; пояснительная записка; режим организации внеурочной деятельности; сетка часов плана внеурочной деятельности; программно-методическое обеспечение плана. Таким образом, план внеурочной деятельности на 2012-2013 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива. На основании анализа потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) в соответствии с социальным заказом в плане внеурочной деятельности представлены направления и формы, реализуемые в МБОУ «Ярская СОШ » в 2012-2013 учебном году. Распределение времени по каждому направлению: Направление деятельности | Кол-во часов в неделю | Вид деятельности | 1 класс | 2 класс | Спортивно-оздоровительное
| 2 | 2 | «Игровая студия» | 1 | 1 | «Здоровейка» |
Духовно-нравственное | 1
1 | 1
1 | «Уроки нравственности»
«Я - гражданин России» | Общеинтеллектуальное | 1
1 |
1 | «Немецкий: первые шаги»
«Юный исследователь» | Социальное | 1 | 2 | «Забота | Общекультурное | 1 | 1 | «Красочно-танцевальный мир» | 1 | 1 | «Озорной карандаш» | Итого | 10 ч | 10 ч |
|
^ Направление | Программы (рабочие) | Формы работы | Решаемые задачи | Спортивно-оздоровительное | «Игровая студия» | Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры | развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. | Спортивно-оздоровительное
| «Здоровейка» | Игры, беседы, экскурсии, соревнования, конкурсы, праздники, просмотр видеофильмов, театрализованные постановки, проекты | формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развитие навыка самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
| Общекультурное
| « Озорной карандаш» | Занятия творчеством, экскурсии, посещение концертов и постановка концертных номеров, создание творческих проектов, посещение выставок. | приобщение школьников к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность; формирование и развитие у учащихся качеств духовно-нравственного распорядка, идеалов, жизненных ориентиров и ценностей; раскрытие творческого потенциала детей. | Духовно-нравственное | «Я-гражданин России»
| Беседы, экскурсии по родному краю, в музеи района, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом села, района области и России | Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества | Духовно-нравственное | «Уроки нравственности» | Знакомство с нормами и правилами этикета, беседы экскурсии, заочные путешествия, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, участие в выставках | формирование представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, в ближайшем социуме, о сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми на основе взаимопомощи и поддержки; правила поведения в школе, дома, на улице, на природе, в общественных местах. | Общеинтеллектуальное | «Немецкий: первые шаги» | Интеллектуальные игры, викторины и конкурсы, занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность | Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, лингвистической грамотности | Общеинтеллектуальное | «Юный исследователь» | Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки | направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
| Социальное | « Забота »
| Участие в школьных трудовых десантах, акциях, уходе за животными, проектирование, фотосъемки, | Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности |
Включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы позволяет реализовать учебный план 1,2 классов, участвующих во введении ФГОС, в части «Внеурочная деятельность». Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной системы ОУ, показателем сформированности социального опыта детей. ^ МБОУ «Ярская СОШ»
^ | На основании чего составлены рабочие программы | Составитель | Сроки реализац | «Игровая студия» | Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Игровая студия» | Надточеева Е.В. Мацкевич Е.А. | 4 года | «Здоровейка» | Пряникова М.Г. «Здоровейка» | Кучмасова Е.С. | 4 года | «Я гражданин России» | составлена в соответствии с программой духовно-нравственного воспитания в начальной школе | Надточеева Е.В., Мацкевич Е.А. | 2 года | «Уроки нравственности» | составлена в соответствии с программой «Азбука нравственности», составленной Э. Козловой, В. Петровой, И. Хомяковой | Колтун Н.Н. | 4 года | «Забота» | Азбука нравственного воспитания И.А.Каиров, О.С.Богданова. | Надточеева Е.В., Мацкевич Е.А. | 2 года | «Красочно-танцевальный мир» | Программа "Основы художественных представлений» (для для начальной школы) Программа «Хореография в общеобразовательной школе» | Надточеева Е.В., Мацкевич Е.А. | 4 года | «Озорной карандаш» | Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. С.Е.Биляева | Надточеева Е.В., Мацкевич Е.А. |
2 года | «Юный исследователь» | А.И.Савенкова « Юный исследователь» | Удеревская Н.М. | 4 года
| «Немецкий: первые шаги» | Примерная сквозная программа Епанчинцевой для раннего изучения в д/саду и 1 классе начальной школы, адаптированной под местные условия | Бобенко В.И. | 1 год
|
|