Формирование предметной компетенции учащихся в процессе изучения родного языка (на материале падежа имен существительных) Капустина Т. П



Скачать 48.83 Kb.
НазваниеФормирование предметной компетенции учащихся в процессе изучения родного языка (на материале падежа имен существительных) Капустина Т. П
Дата18.04.2013
Размер48.83 Kb.
ТипДокументы
источник

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА

(НА МАТЕРИАЛЕ ПАДЕЖА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ)

Капустина Т.П.

Изучение русского языка в школе представляет собой определенный этап лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. Научно-познавательный аспект содержания курса «Русский язык» сосредоточен на знакомстве учащихся с системой русского языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения школьников , овладение речевыми жанрами.

В проекте Государственных стандартах начального языкового образования 2009 года выделяется предметная компетентность, которая проявляется в:

- умении писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами;

- способности анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение, различать произношение и написание слов;

- умении создавать несложные устные монологические высказывания и письменные тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

- определении темы и главной мысли текста и т.д. [1].

В системе грамматических категорий имен существительных падеж занимает весьма своеобразное место, а его изучение – как теоретическое, так и практическое – сопряжено со значительными сложностями. Практические трудности установления и толкования русского падежа общепризнанны. По всем программам для начальной школы предусмотрено знакомство учащихся с падежом имен существительных. Особое внимание уделяется рассмотрению данной темы по программе «Начальная школа 21 века» [2].

Как показывает анализ методической литературы, беседы с учителями, собственный опыт работы, у учащихся начальной школы возникают трудности в усвоении грамматической категории падежа имён существительных. Пожалуй, одной из наиболее трудных тем в школьном курсе русского языка является тема «Падеж имен существительных», поэтому при ее изучении необходимо применение различных методов и приемов.

Нами разработаны методические рекомендации по определению падежа имен существительных. Опишем фрагменты уроков, нацеленных на формирование предметной компетенции учащихся начальных классов при изучении темы «Падеж имен существительных».

После ознакомления с понятием «Падеж имен существительных» учитель задает вопросы и помогает учащимся подойти к выводам:

- Что значит определить падеж? Это значит найти нечто общее, связь между вопросами, окончаниями существительного и предлогами. Эти три величины: вопрос, предлог и окончание – будем всегда держать в памяти. Конечно, бывают хорошие вопросы – подсказки. (Белка прыгает. Кто? Белка – И.п.). Бывают прекрасные предлоги, сопровождающие существительные только в одном падеже. Из школы – Р.п., у школы – Р.п., над школой – Т.п. Окончания также могут быть весьма красноречивыми: полями – Т.п., полях – Т.п. Но есть трудные случаи с постановкой вопроса (мальчик – с – пальчик, занят по горло, спал всю зиму), с разбором предлога (цыплят по осени считают).

Можно порекомендовать детям, как же правильно определить падеж.

1. Всегда задавайте оба вопроса: «кого?», «что?», или «кого?», «чего?», спросили (кого? что?) соседа, испугался (кого? чего?) собаки.

2. Для правильного определения падежа старайтесь задавать падежные, а не смысловые вопросы (для синтаксического разбора точнее вопросы смысловые). Гулял (по кому? чему?) по парку (Д.п.).

3. Не забывайте посмотреть и на окончание. Нулевое окончание у существительного с предлогом – сигнал В.п. Например: ударился о стол, сказал про дождь, прошел сквозь строй.

4. Падеж – это связь слова – начальника со словом – подчиненным, ну а подчиненного легко заменить другим подчиненным. Так мы проверяем, правильно ли определен падеж. «Встретить брата». Меняем слово «брата» на существительное I склонения. «Встретить сестру». Окончание убедит нас, что падеж определен верно.

Это то, что касается теоретической части. В практической части все задания направлены на то, чтобы тренировать учащихся определять падеж. Основное задание – определить падеж существительного в словосочетаниях:

Купить мыло, купить мыла, работать с интересом, выбежать из засады, скучать по маме, бросить жребий, стоять за углом, писать фломастером, хозяин острова, нет озер, бледный от болезни.

Усвоить тему «Падеж имен существительных» поможет следующая таблица.

Имя существительное

I. Обозначает предмет (кто? что?)

Собственное (единичный предмет) Байкал;

Нарицательное (прочие предметы) озеро;

Одушевленное (кто? В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) Вижу птиц – нет птиц;

Неодушевленное (что? В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.) Вижу горы – высокие горы.

II. Морфологические признаки

Постоянные

Непостоянные

Род

м. (лес)

ж. (просека)

ср. (умница)

Склонение

I (просека)

II (лес)

III (тишь) Разносклоняемые (путь – м., пути, путем)

Несклоняемые (пальто)

Падеж

И. озеро

Р. Озера

Д. озеру

В. озеро

Т. озером

П. об озере

Число

Единственное

Множественное

Только ед.ч. (молоко)

Только мн.ч. (сливки)

III. Синтаксическая роль

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Обстоятельство

Определение

Слово – серебро,

Молчание – золото.

Волков бояться – в лес не ходить.

Как красивы улицы Москвы!

Учащиеся знакомятся поэтапно со схемой, отвечают на вопросы учителя.

В ходе работы учитель объясняет новый материал (разносклоняемые, несклоняемые существительные, существительные, имеющие только множественное число, единственное число).

После ребятам предлагается тренировочная работа. При повторении категории падежа учащиеся выполняют следующие упражнения:

1. Определи, в каком падеже стоят существительные: поехал к другу, смотреть в даль, гулять по парку, пройти около дома, угостить ребенка, весенний день.

2. Найди ошибки: доволен результату, посмотри в стороной, крутится листе, пушистого снегу, в радости и печаль.

3. Найди лишнее слово, объясни почему:

а) по дороге, к саду, возле аллеи;

б) о доме, перед окном, об игре;

в) на ком, ком, вижу ком.

Такие задания позволяют учащимся хорошо справиться с проверочной работой на последующих уроках.

Таким образом, систематическая и разнообразная работа по изучению темы «Падеж имен существительных» поможет решить важнейшую задачу - формирование предметной компетенции учащихся (на материале падежа имен существительных).

Литература

  1. Проект государственных стандартов начального образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. – М., 2009.

  2. Программы четырехлетней начальной школы [Текст]: программы / Проект «Начальная школа 21 века» / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М., 2009.- 94 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru