Рабочая программа по курсу «Подросток и закон»



Скачать 199.28 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Подросток и закон»
Дата27.12.2013
Размер199.28 Kb.
ТипРабочая программа
источник












Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Подросток и закон» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Нормативной базой составления данной программы являлись:

● Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2012- 2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

● Программа общеобразовательных учреждений по курсу «Подросток и закон» под редакцией С.Н. Степанько.

Современная школа призвана способствовать подготовке молодого человека к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны.

Курс «»Подросток и закон» направлен на:

  1. осознание учащимися необходимости изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развитого рыночного общества;

  2. развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;

  3. формирование собственных норм и ценностей;

  4. установление конструктивных отношений с окружающими.


Курс рассчитан на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю, предназначен для учащихся 8 класса.

^ Общая характеристика курса

Курс «Подросток и закон» включает три раздела. Каждый раздел состоит из нескольких тем. Открывается курс с раздела «Человек и его мир», в котором рассматриваются происхождение, мировоззрение , потребности и возможности человека, взаимодействие человека и общества. Второй раздел «Ответственность за правонарушения» рассматривает виды правонарушений и ответственность за правонарушения. Третий раздел «Защити себя сам» направлен на изучение тем, направленных на получение знаний о правах защищающих личность человека.

^ Цель курса: воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.

Задачи курса:

● формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;

● развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;

● профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;

● формирование активной гражданской позиции и осознание прав личности.

Курс позволяет учащимся оценить свои способности и сделать осознанный жизненный выбор, получить знания, выходящие за рамки базовых программ, и приобрести опыт использования российского законодательства в практической деятельности.

^ В ходе изучения курса учащиеся должны:

● усвоить комплекс общетеоретических знаний, узнать о причинах совершения правонарушений и об ответственности за них;

● научиться применять правовые знания на практике, а также участвовать в дискуссии, выдвигать аргументы


^ Календарно - тематическое планирование


п\п

Дата план.

Дата факт.

Название тем курса

Формы контроля

Домашнее задание

1.







^ Введение. Что изучает курс «Подросток и закон».

Раздел I. Человек и его мир (20 ч.)

Загадка и природа человека.

Анализ высказывания (пр. работа)



Творческое задание

2.







^ Человек в поисках смысла жизни.

Индивид. самостоятельная работа

Подобрать пословицы и поговорки о смысле жизни

3.







^ Мировоззрение человека.

Творч. работа

Индивидуальное задание

4.







^ Потребности и возможности человека

Анализ текстов

Ответить на вопросы на с. 44

5.







^ Человек и общество.

Практ. занятие

Выработать правила общения.

6.







^ Социальные регуляторы поведения человека.

Практ. задания

Разработать «Кодекс ученика» своего класса

7.







^ Как и почему возникает право.

Практ. занятие

Заполнить таблицу «Суждения о праве».

8.







^ Правовая культура и правовое поведение личности.

Семинар

Заполнить таблицу»Мораль и право».

9.







^ Государство и право.

пр. работа

Прочитать строки гимна ответить на вопросы

10.







^ Гражданин и государство.

пр. работа

Написать сочинение

11.







^ Личность гражданина.

Беседа

Написать сочинение-эссе «Я – личность…»

12.







^ Личность среди сверстников.

Практ. задания

Заполнить таблицу «Бюджет времени»

13.







^ Личность в семье.

Творч. задания

Составить формулу семейного счастья.

14.







^ Личность и образование.

пр. работа

Сочинение-эссе «Мое положение в классе».

15.







^ Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги.

Семинар

Творческое задание.

16.







^ Предпринимательство и закон.

Тренинг

Творческое задание.

17.







^ Личность и труд.

пр. работа

Выскажи свое мнение…

18.







^ Личность и власть. Я будущий избиратель.

пр. работа

Индивидуальное задание

19.







^ Личность и защита Отечества.

Семинар

Творческое задание.

20.







^ Личность и закон.

Тренинг

Прочитать главу 5 Конституции РФ



21.







^ Раздел II. Ответственность за правонарушения (8 ч.)

Правонарушение и преступление.



Составление схем




22.







^ Причины правонарушений.

Беседа (ответы на вопросы)

Индивидуальное задание

23.







^ Вина и ответственность.

пр. работа

Индивидуальное задание

24.







^ Ответственность за правонарушения против собственности.

Работа с УК

Индивидуальное задание

25.







^ Ответственность за правонарушения против личности.

Сочинение

Написать сочинение-эссе «Ценность человеческой жизни»

26.







^ Групповые правонарушения несовершеннолетних.

пр. работа

Индивидуальное задание

27.







^ Правопорядок и милиция.

Семинар

Подготовить сообщения о деятельности милиции.

28.







^ Суд и прокуратура.




Подготовить сообщения о деятельности прокурора.

29.







^ Урок обобщающего повторения по темам: «Человек и его мир» и «Ответственность за правонарушения «


Тест






30.







^ Раздел III. Защити себя сам (6 ч)

Я выбираю жизнь. Наркотики и закон.



Составление рекламы.



Творческое задание.

31- 32.







^ Как не стать жертвой преступлений.

пр. работа

Составить список подозрительных поступков

33.







^ Если тебя задержала милиция.

Семинар

Подготовиться к игре.

34.







^ Ролевая игра «Трудное решение»

Проведение судебного заседания.




35.







^ Итоговое занятие.









Распределение материала по содержательным линиям.

Раздел I. Человек и его мир (20 ч.)



^ Элементы обязательного минимума образования

Тема 1. Загадка и природа человека. Мифы о сотворении человека. Человек – существо биосоциальное. Человек и животное. Основные виды деятельности. Потребности, возможности и способности человека. Сущность человеческого бытия. Взгляды мыслителей на природу человека. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Человек его права и обязанности. Я и другие. Ответственность за судьбу и безопасность близких и друзей. Влияние человека на окружающую среду. Кто мы и какие мы? Что значит быть человеком? Человеческое познание. Чувственное и рациональное познание. Врожденные особенности – темперамент. Характер человека.

^ Тема 2. Человек в поисках смысла жизни. Жизненные цели и задачи. Мудрость веков о смысле жизни. Жизненная позиция человека. Идеалы, ценности, нормы. Фатализм, гедонизм, пессимизм, скептицизм, оптимизм. Человек в поисках смысла жизни.

^ Тема 3. Мировоззрение человека. Умение жить среди людей. Социализация. Мировоззрение: научное, ненаучное, религиозное, атеистическое, гуманистическое, революционное, консервативное. Толерантность, консенсус, компромисс. Связь поколений. Время человеческой жизни. Три вида восприятия времени – время, состоящее из коротких интервалов, время биографическое, время историческое. Место жительства и среда обитания. Влияние времени и пространства на человека. Патриотизм, патриот.Кого можно считать настоящим патриотом.

^ Тема 4. Потребности и возможности человека. Наши потребности: биологические, потребность в безопасности, социальные и духовные. Классификация потребностей: материальные, духовные, низшие, высшие, повседневные, особенные. Реализация потребностей и выбор профессии. Способности человека и, от чего они зависят. Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим – эгоцентризм, альтруизм.

^ Тема 5. Человек и общество. Понятие «Общество» в узком и широком смысле. Основные характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Взаимодействие людей в обществе. Коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество. Общение, Как мы общаемся. Общественные группы. Неравенство людей в обществе. Социальные роли, статусы.

^ Тема 6. Социальные регуляторы поведения человека. Социальные нормы. Моральные, экономические, семейные, политические, корпоративные, религиозные нормы. Деловой этикет и карьера.

^ Тема 7. Как и почему возникает право. Право – регулятор отношений между людьми. Теории возникновения права. Юридические нормы. Правовые нормы. Система права. Отрасли права. Институт права. Источник и форма права. Нормативно-правовые акты.

^ Тема 8. Правовая культура и правовое поведение личности. От чего зависит правовая культура человека. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско-правовая ответственность.

^ Тема 9. Государство и право. Государство, его основные признаки и функции. Понятие права. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство. История возникновения государства и права. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Закон как форма выражения права, его роль в жизни общества. Конституция – основной закон страны.

^ Тема 10. Гражданин и государство. Кто такой гражданин и как им стать? Представления о честном человеке и гражданине. Честность и порядочность – общечеловеческие ценности. Общество. Общественное участие. Государство и его роль в жизни человека. Ценностные основы государственной символики. Гражданин – достойный сын своего Отечества. Граждански долг. Гражданин в произведениях литературы и истории. Гражданское поведение. Понятие высокой гражданственности. Гражданин и благо страны.

^ Тема 11. Личность гражданина. Личность. Понятие индивидуальности личности. Особенности личности гражданина. Характер и воля: их значение в жизни человека. Особенности гражданских чувств и мотивов.

^ Тема 12. Личность среди сверстников. Ты на улице. Общение. Неформальное общение. Официальное формальное общение. Причины стремления к неформальному общению. Роль общения в развитии личности. Особенности группового сознания. Психологические предпосылки в совершении правонарушений. Роль лидера в группе. Подражание. Особенности влияния преступной группы на личность.

^ Тема 14. Личность и образование. Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Что мне дает образование. Школа – место самоопределения личности. Деятельность ученик – учитель. Толерантное отношение. Психологический климат в классе. Закон «Об образовании». Устав школы. Поведение ученика в школе. Права и обязанности школьника.

^ Тема 15. Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги. Экономика и общество. Ресурсы и потребности. Факторы производства. Производство. Основные тенденции в развитии производства. Экономический рост и его типы. Рынок. Конкуренция. Мир денег. Предприятие и предпринимательство. Налоги. Ответственность в налоговом праве. Правовая культура в сфере бизнеса.

^ Тема 16. Предпринимательство и закон. Что такое предприимчивость. Бережливость, расчетливость и предприимчивость. Предпринимательство и бизнес. Общественная и личная польза от предпринимательства. Цель предпринимателя – прибыль. Особенности уголовно-правовой гражданско-правовой защиты. Права потребителей. Защита прав потребителей. Государственная регистрация предпринимательской деятельности. Патент. Права и обязанности предпринимателя. Виды предпринимательской деятельности.

^ Тема 17. Личность и труд. Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Трудовой договор. Права и обязанности работника. Особенности правового статуса несовершеннолетних по современному трудовому законодательству. Ограничение на применение труда несовершеннолетних. Особенности регулирования труда детей, не достигших 18 лет. Рабочее время и время отдыха. Ответственность несовершеннолетних. Льготы несовершеннолетним работникам. Условия расторжения трудового договора.

^ Тема 18. Личность и власть. Власть. Элементы властных отношений. Условия возникновения власти. Средства осуществления власти. Должностная и высшая государственная власть. Диктатура и демократия. Избиратель. Избирательное право. Выборы в демократическом обществе. Закон «О выборах». Необходимость участия граждан в выборах. Опасность политической апатии граждан.

^ Тема 19. Личность и защита Отечества. Для чего нужна армия? Назначение армии. Сущность службы в армии кА исполнение гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. Альтернативная гражданская служба. Основные направления подготовки к армейской службе. Основные требования морали в сфере отношений человека к службе в армии.

^ Тема 20. Личность и закон. Для чего принимаются законы. Склонность – стремление заниматься определенной деятельностью. Закон. Правонарушение. Виды правонарушений. Преступление. Психология правонарушителя. Мотив. Закон и его назначение. Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности. Преступление – особо важное правонарушение. Организация правосудия в нашей стране. Если тебя задержала милиция, твои действия, Права задержанного несовершеннолетнего.



^ Раздел II. Ответственность за правонарушения.

Элементы обязательного минимума образования

^ Тема 21. Правонарушение и преступление. Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Административный поступок. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Понятие преступления.

^ Тема 22. Причины правонарушений. Понятие криминологии. Социальные причины преступности: безработица, невысокий материальный достаток, жилищная проблема, недостаток воспитания. Психологические причины преступности. Моральная распущенность и ее влияние на совершение преступлений. Духовная нищета. Неуважение к закону. Незнание закона и ответственность. Чувство безнаказанности. Отсутствие чувства личной ответственности. Попустительство по отношению к несовершеннолетним правонарушителям со стороны школы. Отношение милиции к ранним правонарушителям. Гуманность суда и повторные преступления.

^ Тема 23. Вина и ответственность. Что такое вина. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по неосторожности. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению, за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства.

^ Тема 24. Ответственность за правонарушения против собственности. Имущественные правонарушения. Влияние телевидения, СМИ на рост преступности. Юридическое определение кражи. Уголовная ответственность за кражу. Понятие грабежа. Ответственность за грабеж. Разбой и ответственность за это преступление. Ответственность за мошенничество. Умышленное или неосторожное уничтожение или повреждение имущества. Вандализм, поджоги, другие имущественные преступления и ответственность за них. Вымогательство. Вымогательство в школе. Личность вымогателя-школьника. Действия по самозащите от вымогательства. Общественная опасность вымогательства. Ответственность за вымогательство.

^ Тема 25. Ответственность за правонарушение против личности. Ответственность за преступление против достоинства личности. Ответственность за оскорбление или клевету. Хулиганство и его признаки. Изнасилование – тяжкое преступление против личности. Ответственность за изнасилование. Провоцирующее поведение потерпевших. Ответственность за преступления против жизни и здоровья. Человеческая самоотверженность. Бесчеловечность. Преступления против жизни и здоровья. Нанесение телесных повреждений. Умысел и неосторожность в совершении этих преступлений. Ответственность за нанесение телесных повреждений. Убийство - тягчайшее преступление. Умышленное и неосторожное убийство. Ответственность за убийство.

^ Тема 26. Групповые правонарушения несовершеннолетних. Как попадают в преступную группу. Данные науки о групповых преступлениях. Стремлению к общению и самоутверждению. Антисоциальная ориентация группы. Причины ухода подростков в преступную группу сверстников. Подросток в группе взрослых преступников. Причины преступного поведения подростка в группе: система групповых норм и ценностей; авторитет лидера. Ответственность за групповые преступления. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Степень ответственности за различные формы соучастия в преступлении. Отказ от совершения преступления. Укрывательство преступлений.

^ Тема 27. Правопорядок и полиция. Понятие правопорядка. Факторы, влияющие на состояние правопорядка. Понятие общественного порядка. Участие граждан в укреплении правопорядка. Правоохранительные органы государства. Задачи полиции. Органы внутренних дел. Структура ОВД. Задачи полиции общественной безопасности. Патрульно-постовая служба. Административное задержание и порядок наложения взыскания за него. Отделение дознания и его функции. Изолятор временного содержания. Отделение организации работы участковых инспекторов. Задачи участкового инспектора Добровольные дружины. Отделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Задачи криминальной полиции. Работа отделения уголовного розыска. Действия полиции в отношении подозреваемого в преступлении. Задачи следственного отделения ОВД. Проведение предварительного следствия. Обвинительное заключение.

^ Тема 28. Суд и прокуратура. Работа суда. Назначение суда. Рассмотрение гражданских споров. Наложение взысканий. Судебная коллегия. Ответственность судей. Независимость суда. Суд присяжных заседателей. Полномочия присяжных. Вердикт суда присяжных. Роль прокурора в суде. Роль адвоката. Роль свидетелей. Ответственность за дачу заведомо ложных показаний. Педагог в суде по делу несовершеннолетних. Законные представители несовершеннолетнего в суде. Ход судебного разбирательства.

Задачи прокуратуры. Надзорная функция прокуратуры. Общий надзор. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор при рассмотрении дел в судах, надзор в местах содержания задержанных.

Судьи. Особенности профессиональной деятельности адвокатов. Особенности профессии следователей. Профессия нотариуса. Деятельность юрисконсультантов.


^ Раздел III. Защити себя сам.

Элементы обязательного минимума образования

^ Тема 29. Я выбираю жизнь. Наркотики и закон. Курение, пьянство, наркомания – это, что мешает укреплению здоровья. Доходы государства от продажи табака и спиртного. Государственное регулирование в сфере сбыта и потребления алкоголя. Личность наркомана. Ответственность за потребление и распространение наркотиков. СПИД – чума XI в. Как избежать заболевания. Государственная политика в сфере предупреждения и распространения СПИДа. Путь к здоровью. Юридическая ответственность. Уголовная ответственность.

^ Тема 31-32. Как не стать жертвой преступления. Что такое вина. Что такое виктимология? Закон «О безопасности». Особенности виктимной личности. Виктимология – наука о жертве правонарушений. Два типа виктимности: личностная, ролевая. Виктимное поведение. Жертва преступных посягательств – центральная фигура. Типы личности с отклоняющимся поведением. Насилие и его виды. Для чего нужны законы? Что такое провоцирующее, неосмотрительное, аморальное и преступное поведение. Группа и риск. Безопасность.

Фиксация вины обвиняемого в приговоре по уголовному делу. Понятие вины. Вменяемость и невменяемость. Судебно-психиатрическая экспертиза. Необходимая оборона и ее пределы. Состояние крайней необходимости. Умысел. Преступление по неосторожности. Преступная самонадеянность. Преступная небрежность. Презумпция невиновности.

Юридическая ответственность. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Покушение на преступление и ответственность за него. Ответственность за приготовление к преступлению. Ответственность за соучастие в преступлении. Смягчающие ответственность обстоятельства.

^ Тема 32. Если тебя задержала полиция. Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности.: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Преступление – особо важное правонарушение. Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.


^ Основные методы работы на уроке: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.


Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.


Формы и средства контроля: тестирование, семинар, практические занятия.


Учебно- методический комплекс:

  1. Учебник. Обществознание. Элективный курс «Подросток и закон». 8-9 класс. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Поурочные планы для 8 класса под редакцией С.Н. Степанько.

  3. Кишенкова О.В. Основы гражданских знаний. М., Дрофа, 1998 г.

  4. Максудов Р., Антропов О.И.. Знай свои права. Ты и милиция: пособие для подростков и их родителей. – М.: Москов. школа прав человека, 1997

  5. Интернет-ресурс.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru