Протокол №1 от 16. 09. 2008 г. Программа развития



НазваниеПротокол №1 от 16. 09. 2008 г. Программа развития
страница1/3
Дата17.04.2013
Размер0.59 Mb.
ТипПротокол
источник
  1   2   3

УТВЕРЖДЕНА


Управляющим советом общеобразовательного учреждения «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Новый Оскол Белгородской области»

Протокол №1 от 16.09.2008 г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


муниципального общеобразовательного учреждения

« Средняя общеобразовательная школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов

г. Новый Оскол Белгородской области»

на 2008 – 2013 гг.


Тема: «Развитие личности школьника в условиях базовой школы - ресурсного центра»


1. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Новый Оскол Белгородской области» как образовательное учреждение.
^

Единство всеобщего, особенного и единичного в его характеристике.


Всеобщим является то, что МОУ «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов» является образовательным учреждением полного среднего образования, дающим цензовое образование своим выпускникам.

Особенное состоит в том, школа осуществляет углубленное преподавание предметов как уникальное образовательное учреждение.

Единичным является её деятельность в качестве базовой школы и одновременно – ресурсного центра, впервые созданных на территории города Новый Оскол. Здесь же завершается формирующий эксперимент по теме: «Развитие исследовательской культуры учащихся как средство повышения качества знаний и творческого развития личности»
Сочетая всеобщее, особенное и единичное, это образовательное учреждение представляет собой уникальное явление в современной педагогической действительности, обеспечивая не только воспитание, образование и развитие, но и социально-педагогическую защиту обучающихся.

2. Ведущие идеи концепции. От школы с углубленным изучением предметов (2008 - 2011 гг.) к многопрофильной школе (2012 – 2013гг.)

    1. ^ Идея системного понимания педагогической действительности.

Эту действительность в ее наиболее сущностных характеристиках и связях призвана отражать всеобщая педагогическая теория. Что такое действительность? Это объективная реальность, реальный мир, данный нам в ощущение. Одна из сфер реального мира - педагогическая действительность. Педагогическая действительность это реальность, включающая в себя все многообразие явлений воспитания. В педагогической действительности выделяются два тесно связанных между собой уровня:

  • объективно-идеальная педагогическая действительность или педагогическое сознание людей;

  • материально-предметная педагогическая действительность. Формой существования педагогической действительности являются воспитательные пространства.

Педагогическое сознание членов общества и, прежде всего профессионалов-педагогов во многом предопределяет задачи, которые мы ставим в воспитании, его содержание, организацию, результаты. Воспитание есть процесс целенаправленный, и в то же время объективный, вероятностный, он происходит под влиянием множества факторов, часть из которых мы не знаем и, может быть, не узнаем никогда.

Воспитание существует и как процесс, и как порождающие его воспитательные системы. В свете концепции системного понимания воспитания школа, как и семья, и любое образовательное учреждение, является воспитательной системой. Точнее, педагогической системой как одним из видов таких систем, непосредственно порождающих воспитательный процесс.

Педагогический коллектив школы рассматривает воспитание как создание условий в образовательном пространстве, при которых будут востребованы личностные функции; как процесс, результатом которого должна стать самореализация личности.

Самореализация – это процесс и результат осуществления, реализации человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в процессе своей жизни (по Г.К. Селевко).

Самореализация составляет сущность жизни, является важнейшей стороной человеческого счастья. Потребность в ней заложена в человеке природой, в процессе развития она проявляется в форме интересов, стремлений, ценностных ориентаций и социальных установок, целей жизни.

Особенностью воспитательной системы школы с углубленным изучением предметов, осуществляющей саморазвитие личности является ее направленность на самовоспитание и самосовершенствование школьников, переход от воспитания к самовоспитанию.

Внеурочная (внеклассная, клубная, досуговая) деятельность детей в школе саморазвития должна удовлетворять их потребности в самопознании, самовыражении, самоопределении, самоуправлении, самореализации с помощью специфического содержания, методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию.

Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. На это и был направлен формирующий эксперимент по теме: «Развитие исследовательской культуры учащихся как средство повышения качества знаний и творческого развития личности».
^

Цели деятельности:


  • формирование и развитие адаптивной системы управления школой в режиме развития нововведений.

  • развитие нововведений в школе, направленных на личностно ориентированное обучение в условиях работы школы с углубленным изучением предметов, являющейся базовой (с ресурсным центром) и далее - в новом статусе как профильной школы.

Условием достижения этих целей является сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей.

Предполагаемые результаты состоят в том, что развитие школы, перешедшей на построение образовательного процесса с углубленным изучением предметов (с переходом к профильному), способствующие потенциальному развитию личности как учителя, так и ученика, сориентированы на личностно ориентированное обучение школьников возможно при наличии следующих условий:

  • отработка и практическая реализация в ближайшие 5 лет системы, обеспечивающей сознательный выбор учащимися направлений профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию обучения, социализацию обучаемого, возможность дальнейшей профессиональной подготовки;

  • выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развития, а в случае необходимости - переориентация школьника с одного профиля на другой;

  • обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования;

  • наряду с традиционными формами обучения широкое использование новых педагогических технологий, построенных на интеграции и «коммуникативно-познавательной основе через общение, культуру и любовь»;

  • введение новых интегрированных курсов, спецкурсов, способствующих развитию логического, художественно-образного, творческого мышления учащихся;

  • выявление и реализацию путей и форм оказания педагогической помощи учащимся в адекватном профессиональном самоопределении;

  • совершенствование педмастерства коллектива в результате функционирования новой модели методической службы;

  • регулярное диагностирование всей работы школы, её прогнозирование, корректировка (на основе обновляющихся комплексных целевых программ «КЦП»).

Повседневное решение этих задач требует от педагогического коллектива организации постоянного творческого поиска, в ходе которого опыт образовательного учреждения постоянно анализируется, совершенствуется и оценивается с позиций системного понимания воспитания.

2.2. Идея гуманизма и гуманитаризации образования.

Суть ее в признании человека высшей социальной ценностью, в признании творчески-деятельностной сущности личности, в учете природных основ формирования ее - генетического общечеловеческого фонда, ее индивидуальности, неповторимости. Реализация этого принципа предполагает постоянный учет потребностей и интересов воспитанников, в постоянном развитии их как социально-ценных. Эта идея будет реализовываться путем постоянного поощрения самостоятельности и самодеятельности школьников, их способности к интеллектуальному усилию, готовности к свободе выбора, в развитии таких качеств как уважение к себе и, как следствие, уважение к другим людям. Идея гуманизма будет реализоваться в повседневной практике, в проявлении заботливого отношения к каждому воспитаннику и в то же время в формировании у каждого из них такого же отношения к окружающим людям, к окружающей среде. Она будет проявляться в опоре на интересы воспитанников при организации их деятельности и в тоже время в постоянном их развитии как социально-значимых личностей.

Идея гуманизма предполагает гуманитаризацию образования. Под ней понимается система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых, «возвращение к реалистическому, ценностно-подлинному образу человека, наследуемому из культурной традиции и вживе ощущаемому каждым в себе самом». (Иванова Е.О. Индивидуализация обучения как средство его гуманитаризации //Завуч №5 М.; 1998 с.8)

Процесс гуманитаризации затрагивает все стороны жизни человека и общества. Основные его направления могут оказать существенное влияние на развитие системы образования. В первую очередь к ним относится изменившаяся иерархия ценностей. Ценностные ориентации общества являются одним из факторов изменения системы образования, определяя направления его развития. Важнейшей ценностью является человеческая жизнь. Без нее теряют смысл такие ценности, как свобода, истина, добро, могущество. Только природа в состоянии существовать сама по себе, но и ее любой частью можно пожертвовать ради сохранения человеческой жизни. За долгие годы потребительские действия человека привели к пределу использования жизненных сил природы, за которыми стоит глобальная экологическая катастрофа. Признание разнообразия форм жизни природы в качестве одной из ведущих ценностей «позволяет поставить барьеры на пути к безумному ее истреблению» и сохранению человечества.

С особой остротой встают вопросы о гуманитаризации социальных отношений, о причинах и путях преодоления отчуждения и духовного оскудения. Гуманитаризация образования приобретает особое значение, так как школа - единственный общественный институт, который охватывает всех членов социума на том этапе их жизни, когда происходит становление личности. Гуманитаризация предполагает усиление внимания к тем знаниям, умениям, в основе которых лежат гуманитарные методы познания действительности. Именно гуманитарные методы формируют «человека духовного», внутренне ориентированную личность, способную противостоять давлению среды, сложившимся стереотипам мышления и поведения. Гуманитаризация направлена на поворот образования к целостной картине мира, мира культуры, мира человека, на очеловечивание знания, на формирование гуманитарного мировоззрения как основы нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой.

2.3. Идея демократизации общества и его системы образования.

Сегодня наша страна переживает трудности, связанные с проведением исторически необходимых рыночных и демократических преобразовании в условиях мирового экономического кризиса. Осуществление этих преобразований требует перестройки воспитательной системы школы на принципах системного подхода как общеметодологического принципа науки, гуманизма и подлинной демократии, они требуют обновления школы, ее открытости, усиления связи школы с окружающей не только материальной, но и духовной средой, преодоления ее нередко отрицательного влияния. Реальная жизнь подвержена инерции, но это не исключает стремления к идеалу и борьбы за него. Сложная многогранная картина воспитания предстала перед педагогическим коллективом как «хаотическое представление о целом», его же задача - дать ее «целостное теоретическое воспроизведение».

Ведущей идеей при решении этой задачи выступает идея системности воспитания. Беря эту идею на вооружение для ее последовательной реализации, педагогический коллектив видит ее суть в широком привлечении к управлению школой всех членов ее коллектива - и педагогов, и учащихся, и их родителей, и общественности в развитии их самодеятельности и в подготовке на этой основе школьников к участию в демократизации управления обществом.

Огромное значение в свете этой идеи приобретает участие обучающихся в соуправлении школой, развитие ученического самоуправления. Педагогическое руководство самоуправлением должно направляться на формирование у школьников ответственности за порученное им дело, за дела класса, школы, страны в целом, на тактичное побуждение их к проявлению активности, инициативы, самостоятельности, взаимной заботы и взаимной требовательности. Перед единым коллективом педагогов и школьников будет настойчиво и системно выдвигаться задача: беречь друг друга, заботиться о каждом из членов коллектива.

В качестве одной из предпосылок ее успешного решения и обеспечения эффективности деятельности школы педагогический коллектив рассматривает повышение ответственности каждого педагога за выполнение своих профессиональных обязанностей, за выполнение принятых коллективом решений, повышение роли в его жизни педагогического совета и управляющего совета школы, других коллективных органов, сочетание коллегиальности и единоначалия в руководстве.

2.4. Предполагаемые результаты (переход в новое качество)

На основании настоящей концепции будет осуществлена программа дальнейшего развития школы с углубленным изучением предметов, будет создан новый плацдарм для ее последующего перевода на новый уровень развития. МОУ «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов» становится базовой, многопрофильной школой в воспитательном и образовательном пространстве Новооскольского района. Благодаря укреплению связей с коллективами ученых и преподавателей Белгородского государственного университета и другими ВУЗами, здесь станет возможной профильная подготовка сельских школьников к поступлению в ВУЗы региона и страны.

По результатам ЕГЭ (а для победителей предметных олимпиад по их результатам), станет возможным целевой прием выпускников школы в высшие учебные заведения по избранному профилю Предприятия всех форм собственности, расположенные в регионе, смогут заключить договоры о направлении на учебу сельских школьников. И, что очень важно, обеспечить их рабочими местами в периоды производственных практик. Дать возможность выполнить курсовые и дипломные проекты на своей «малой Родине» - чтобы быть полезными ей уже в новом качестве, как специалистов!

Будущие учителя наконец смогут получать первичные педагогические навыки в своих же школах, под руководством своих же бывших учителей.

В выигрыше окажутся все: родители – так как дети вернутся домой после окончания ВУЗа; предприятия, которые получат подготовленного к работе и жизни в сельской местности специалиста (а то и магистра!); образовательные учреждения, наконец дождавшиеся «тех, кто им необходим и имеет педагогическое призвание!»; сами выпускники, которые вернутся туда, «где родились, где пригодились», где будет ждать «и кров, и дом», и хорошая работа, где можно будет создать свою семью!

3 Деятельность педагогического коллектива как ведущий фактор функционирования и развития.

3.1. Характеристика МОУ «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов», как педагогической системы.

Перед коллективом педагогов стоит задача - овладеть пониманием школы как педагогической системы. Ее решение предполагает развитие у педагогов системного понимания воспитания и действительности в целом. Только это позволяет педагогам приблизиться к пониманию сложнейших явлений воспитания, схватить специфику целостного воспитательного процесса и его закономерностей. Преодолеть его чисто эмпирическое видение, при котором внешние приметы педагогических явлений принимаются за их действительную сущность. Коллективу педагогов предстоит исходить из того, что научное представление о воспитании является тем исходным, на котором должна строиться и педагогическая наука, и педагогическая практика. Нам педагогам, необходимо сосредоточить усилия на познании тех воспитательных систем, в структуре которых происходит формирование их воспитанников.

Нужна научно-обоснованная организация воспитательных коллективов, выступающих естественной формой функционирования воспитательных систем и важнейшим фактором формирования личности. Общеметодологическим принципом должен стать системный подход, суть которого - в постоянном учете специфики и использовании закономерных связей, характерных для органических систем, как в процессе познания, так и в практической деятельности. Для понимания сущности системного подхода к воспитанию имеет принципиальное значение тот факт, что «в познании явлений реальной действительности существует три аспекта. Это - познание явления взятого самого по себе; рассмотрение явления в определенной системе, в подчинении ее закономерностям; рассмотрение явления и его закономерностей как продукта всей совокупности действующих условий, внутренних и внешних». (Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания // Прометей, М.; 1993 с.35).

Разработка концепции школы предполагает изучение воспитания как его процесса, так и как порождающих его систем, знание его закономерностей. Анализ должен осуществляться по восходящей линии:

  • характеристика и классификация воспитательных действий как их «элементарной» клетки воспитания и воспитательных взаимоотношений и как их материальной основы: показ единства личности и ее деятельности, анализ предметно-практической деятельности и общения личности как сферы ее воспитания;

  • характеристика воспитания как процесса, совокупности последовательно развертывающихся управляемых, полууправляемых и неуправляемых воспитательных взаимодействий;

  • характеристика воспитательных систем, порождающих процесс воспитания;

  • анализ таких педагогических категорий, как «средства», «факторы», «методы» воспитания;

  • характеристика взаимосвязи воспитания и общества, выделение типичных черт системы воспитания в обществе как критериев, характеризующих ее развитие на любом историческом этапе.

Главным компонентом воспитательной системы МОУ «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов» являются воспитанники. Компонентом системы являются также и средства воспитания. Сложным и недостаточно изученным является вопрос взаимодействия воспитанников, воспитателей и воспитательных средств. Мы понимаем также, что воспитательная система в целом, и входящие в нее основополагающие компоненты (воспитанники и воспитатели) будут подвергаться разнообразным стихийным влияниям; влияниям случайным, несистемных элементов этой системы. «Поэтому мы должны принять как необходимое условие присутствие и влияние посторонних факторов». Сложность воспитательной системы обусловлена и другим обстоятельством. Воспитанники и воспитатели могут выступать в реальной жизни « как бы многочленом различных и разнопорядковых систем». Эти системы, специально создаваемые в воспитательных целях, - семья и школа, учреждения дополнительного образования и различные культурно - просветительные учреждения, детские и юношеские общественные организации, спортивные и художественные коллективы в городе и районе.

Могут быть и другие системы, это - так называемые разнообразные неформальные объединения. В любой из этих систем воспитанник будет занимать свое место, оказываться в различной социальной роли, выполнять в чем-то специфические функции, постоянно вступать в самые различные и динамичные воспитательные отношения. Функционирование этих отношений и составляет многообразный, постоянно развивающийся процесс воспитания, целостный и в чем-то неповторимый. Доминирующую роль здесь должны играть воспитатели, деятельность которых является ведущим фактором, обеспечивающим функционирование воспитательных систем.

При выявлении и характеристике факторов, обеспечивающих функционирование системы воспитания, мы понимаем под ними все явления, силы, вещи, связи и отношения, которые приводят к образованию систем. Воспитательные отношения должны опираться на открытое развивающее воздействие воспитателей на воспитанников, на их содружество. Сами виды деятельности воспитанников и воспитателей существуют в их сопряжении. Это учение – преподавание; игра - педагогическое руководство ею; общественная, трудовая, эстетическая, спортивная и иная деятельность воспитанников - педагогическое руководство ею.

Коллектив является и фактором и формой функционирования воспитательных систем как целенаправленно воспитывающая среда. В качестве основного критерия выделения системы из среды выступает ее целевое назначение. Наша школа с углубленным изучением предметов призвана осуществлять как общее, так и свое специфическое назначение. Ее общее назначение можно выразить таким образом:

- школа призвана организовывать разностороннюю, развивающуюся и, следовательно, развивающую деятельность своих питомцев как решающий фактор всестороннего развития; она призвана, прежде всего, организовать планомерное, систематическое обучение своих воспитанников как важнейшее средство их воспитания;

- вместе с тем она призвана опосредовать, регулировать другие влияния, которым подвергаются воспитанники, и тем самым создавать условия для их оптимального духовного и физического развития;

- школа может и должна решать эту задачу путем организации педагогически целесообразной среды для воспитанников, определенных отношений и общения в этой среде – на основе социально – развивающейся деятельности школьников.

Опираясь на изложенное, можно утверждать: оптимальное функционирование школы с углубленным изучением предметов, как педагогической системы, - это такое ее функционирование, которое обеспечивает повседневное выполнение школой своего назначения. Обеспечить его призван педагогический коллектив, и осуществить это он может путем выполнения ряда взаимосвязанных функций:

организаторской, информационной, управленческой, диагностической, конструктивно-прогностической, педагогического самосовершенствования.

Способом выполнения воспитателями своих функций выступает решение педагогических задач. В учении Сокольникова Ю.П. о логике педагогической деятельности дается понимание этих задач о ее предвосхищаемых результатах и одновременно те изменения, которые педагоги планируют достигнуть в окружающей их педагогической действительности и в самих себе. В этом учении педагоги найдут требования к задачам своей деятельности, их рабочую классификацию, механизм их решения и т.д.

Специфическое назначение нашей школы предопределяется в том, что она направлена на самореализацию, саморазвитие, самовоспитание учащихся.

В предлагаемой концепции школы, в ее образовательном пространстве, педагогам дается возможность вести поиск ответа на два основных вопроса. Первое - чего мы хотим достичь в результате образования, направленного на формирование самоуправляющих механизмов личности. Второе - как этого можно достичь с учетом сложившейся системы в последние годы в воспитательном пространстве учебно-воспитательной работы.

Не менее важно обеспечить создание научно организованного воспитательного коллектива школы с углубленным изучением предметов. Именно он должен стать средой, благоприятной для развития детской личности - творческой, самостоятельной, вместе с тем ощущающей свой долг, свою ответственность перед обществом и Родиной. Создание такого коллектива особенно важно в наши дни, когда отрицательное влияние среды усилилось, и школа самим временем призвана стать бастионом защиты подлинной культуры и демократии. Формирование воспитательного коллектива школы с углубленным изучением предметов, и в дальнейшем - многопрофильной, потребует больших усилий. Но иного пути обеспечения эффективности ее деятельности, да и любого педагогического учреждения, как показывает опыт, нет. Создание его лежит в основе обеспечения системы в учебно-воспитательной работе школы, в установлении педагогически целесообразных в ней связей, необходимых для ее успешного функционирования. Важность и сложность создания воспитательного коллектива обусловлена тем, что в работе по его организации синтезируется множество педагогических проблем, и в то же время решение многих из них в значительной мере обусловлено уровнем организации и функционирования ее коллектива.

Педагоги МОУ «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов», исходят из того, что устройство ее как воспитательного коллектива, как системы педагогически целесообразных связей и отношений выступает первой необходимой предпосылкой эффективности ее деятельности. При этом в педагогической науке выделяются следующие аспекты работы на этом важнейшем направлении деятельности школы:

а) постоянное развитие целей школьного коллектива, реализация основного закона его жизни - «постоянного движения вперед» (А.С. Макаренко);

б) систематическое включение всех воспитанников в разнообразную социально-ценную деятельность коллектива;

в) обеспечение действенной работы органов коллектива и развитие отношений взаимной ответственности, взаимопонимания и творческого содружества учащихся и педагогов;

г) разнообразные связи коллектива с обществом.

Огромна роль первичных коллективов. Они выступают средством непосредственного соприкосновения с личностью, а их организация составляет необходимую предпосылку эффективности воспитания. В качестве таких коллективов рассматриваются обычно классы, но, учитывая их одновозрастный состав и опасность замыкания в них учащихся на типичных для того или иного возраста интересах, выдвигается задача, обеспечения их сочетания в жизни школы с разновозрастными коллективами воспитанников. Принципиальное значение имеет использование в ней, особенно в младших и средних классах, микроколлективов, ибо именно в них создаются наилучшие возможности для проявления учащимися самостоятельности и инициативы.

3.2. Общая характеристика оптимального социального развития коллективной деятельности МОУ «СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов».

Передовой опыт деятельности образовательных учреждений показывает, что такое развитие коллективной деятельности является необходимым условием эффективного функционирования любой воспитательной системы, для которой характерны:

- направленность коллективной деятельности на удовлетворение насущных потребностей самих воспитанников, их коллективов, других социальных объединений и т.д.;

- последовательное усложнение их деятельности, движение детских коллективов вперед и всемерное развитие на этой основе духовных и физических сил воспитанников, их социально-оправданных потребностей и способностей;

- учет возрастных особенностей детей и подростков, их интересов, способностей.

Оно возможно лишь в единстве с формированием у детей и подростков на всех этапах положительного отношения к учебной и общественной деятельности, к коллективу как ее субъекту, к его целям, его планам, его материальным ценностям. Его формирование выступает ведущей задачей деятельности педагогического коллектива, эта задача должна последовательно и на все более высоком уровне решаться в каждом объединении воспитанников, по отношению к каждому воспитаннику. На фоне научно-обоснованного решения этой ведущей задачей воспитательной работы возможно решение, других и, в первую очередь, учебных задач. Организация оптимально социального развития коллективной деятельности воспитанников в единстве с формированием у них положительного отношения к этой деятельности, как проявления правильного, гуманистического отношения к людям, к окружающему миру, есть главное звено в работе, направленной на обеспечение эффективного функционирования и развития школы, ее подразделений как педагогических систем.

Деятельность школы направлена на всестороннее развитие воспитанников, на формирование их творческой индивидуальности, на основе активизации и интенсификации их деятельности. Формирование потребностей ученика - стержневая линия в духовном и физическом развитии воспитанника, но обеспечено оно может быть лишь как результат удовлетворения уже имеющихся у личности потребностей, и именно способы и средства их удовлетворения предопределяют, как будут развиваться у воспитанников новые потребности. Из этого следует вывод: необходим подбор средств и способов удовлетворения потребностей с целью их развития как все более социально ценными. Детям в силу их природных данных or рождения присущи кардинальные потребности, которые составляют его сущностные характеристики. Это потребности в познании, в движении, в общении, тяге к красоте и одухотворенности. Педагогический коллектив должен направить свои усилия на обеспечение полноценного развития этих и других, социально-ценных потребностей.

Оптимальное социальное развитие коллективной деятельности - это, прежде всего, развитие ее целей. Для их развития предполагается использовать хорошо себя зарекомендовавшую идею «ключевых» дел. Вокруг них будет строиться разнообразная организаторская, познавательная, исследовательская и иная деятельность обучающихся. При этом выдвигаемые цели должны восприниматься большинством членов коллектива как собственные. Это одно из кардинальных требований к организации деятельности воспитанников и всей учебно-воспитательной работы школы. Разрыв между предлагаемыми воспитанниками делами и их собственными личными устремлениями - одно из зол в работе школ, резко снижающих эффективность их деятельности, сводящие на нет усилия педагогов, какими бы они ни были большими.

Разнообразие целей, выдвигаемых педагогическим коллективом, есть предпосылка разнообразия деятельности ее воспитанников. Оно позволяет найти каждому из них « дело по душе», в котором он мог бы проявить себя, утвердиться в глазах окружающих, развить свои склонности и способности. Не менее важна и другая задача - находить среди разнообразных коллективных целей главные, ведущие, достижение которых позволит уже на этом этапе заметно улучшить жизнь в самих первичных коллективах школы и продвинуться вперед на путях совершенствования его деятельности.

Систематическое выдвижение и достижение таких целей служит необходимым условием объединения ее воспитанников в единый коллектив. Оно позволяет включить их в систему социально-ценных отношений «личность - первичный коллектив - коллектив школы - общество». Включение обучающихся в них содействует осознанию ими себя членами коллектива, формированию воспитанников как активных и ответственных граждан своей родины - России. Поэтому педагогическому коллективу нашей школы предстоит в ходе научно-педагогического поиска разработать и апробировать на практике методику реализации этих требований.

В качестве элементов оптимального социального развития коллективной деятельности обучающе-воспитательной, светской, базовой общеобразовательной, гуманистической школы с углубленным изучением предметов, проектируется:

  • обеспечение высокого уровня учебного процесса, соответствия его обучающе-воспитательному содержанию, требованиям, предъявляемым статусом и уставом такого типа образовательного учреждения;

  • постоянное совершенствование содержания и методики организации воспитательно-образовательного процесса на основе использования новейших дидактических технологии;

  • создание каждому из обучающихся условий для достижения ощутимого успеха в учебном процессе.



Концепция предполагает:

  • развитие новых дидактических технологий, получение дополнительного «надбазисного образования» путем углубленного изучения отдельных предметов;

  • компьютеризацию учебного процесса, придачу ему исследовательского характера;

  • широкого использования проблемного обучения;

  • развитие межпредметных связей;

  • укрепление здоровья обучающихся.

Здоровье - высшее благо, как известно, важнейшая ценность жизни, поэтому развитие у воспитанников потребностей в здоровом образе жизни, должно быть необходимым элементом оптимального социального развития деятельности гимназии. Опыт второй половины XX века убедительно свидетельствует: состояние здоровья человека зависит не только от условий его жизни и наследственных задатков, но также от его собственного отношения к здоровью. В настоящее время особое внимание должно быть уделено изучению возможностей школьника в формировании своего здоровья и разработке критериев предотвращения его перехода из приспособительных реакций в патологические. Предстоит создать систему школы с углубленным изучением предметов в городе Новый Оскол в этом направлении с учетом:

  • предполагаемой умственной нагрузки на воспитанников в учебной и внеучебной работе;

  • организации обучения массовым профессиям на базе ресурсного центра при школе;

  • организации системы разнообразной внеклассной работы воспитанников на всех ступенях их обучения, что вместе с учебным процессом должно явиться основой всестороннего развития учащихся;

  • обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения каждого ребенка, выработке совместно с ним и родителем индивидуального образовательного маршрута.


3.3. Всемерное развитие в школе с углубленным изучением предметов самоуправления и соуправления.

Педагогический коллектив школы исходит из того, что самоуправление и соуправление должны быть неотъемлемым элементом функционирования любого педагогического учреждения как подлинно демократического и гуманистического. Вне их развития педагогический коллектив учреждения неизбежно оказывается на позициях авторитарности - со всеми ее отрицательными последствиями. Оказывается невозможной организация коллективов школы, ее классов, других объединений воспитанников как важного и необходимого фактора воспитания, как микросред, благоприятных для развития обучающегося, повседневно и целенаправленно его воспитывающих. Переход учителей на позиции «парной педагогики» (А.С. Макаренко.) резко сужает возможности их воспитательною влияния, усиливает непринятие их воздействий воспитанниками.

Ученическое самоуправление является соуправлением, т.е. совместной деятельностью педагогов и учащихся по управлению коллективами школы, ее классов, других объединений учащихся (см. об этом: Шамова, Т.И. Воспитательая система школы: сущность…ю содержание, управление / Т.И. Шамова, Г.Н. Шабанова - М.: ЦГЛ, 2005. – 200 с.). Педагогам важно видеть на каждом этапе развития этих коллективов, в какой мере управленческая деятельность школьников в тех или иных делах может быть самостоятельной, какая помощь им нужна. Содержание этой педагогически целесообразной помощи может быть различным. Это может быть напоминание о данном ученику поручении, совет, как лучше его выполнить, показ как это сделать, а то и совместное выполнение школьником и педагогом какой-то части поручения (см. об этом: Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 144 с.)

Важно при этом, чтобы оказываемая помощь обеспечивала выполнение учащимися обязанностей в системе самоуправления и в то же время предоставляла им возможность проявить самостоятельность, доступную им на данный момент. Такое оказание помощи должно сочетаться с обучением школьников организаторской работе, постепенным уменьшением этой помощи и тем самым повышением требований к их самостоятельности, с побуждением к их проявлению. Необходимо, чтобы обучающиеся приходили к пониманию того, что их активное участие в самоуправлении необходимо не только для успешной работы коллектива, но и для их собственного развития как граждан нашего Отечества.

Развитие самоуправления в школе с углубленным изучением предметов и предполагает устройство ее коллектива как «определенной организации» (А.С. Макаренко), и в то же время требует от воспитателей педагогического мастерства. Школа подлинного демократического общества не может успешно функционировать вне организации соуправления педагогов и учащихся, и те, особенно большие усилия, которые потребуются на первых этапах для его организации, позднее окупятся сторицей.

Развитие самоуправления в школе с углубленным изучением предметов неразрывно связано с формированием в ней отношений сотрудничества педагогов и учащихся, с проявлением к воспитанникам уважения, доверия, с проявлением о них повседневной заботы. Оно предполагает единый подход педагогов и руководителей школы к организации ее деятельности, к проблемам демократизации, гуманизации. На формирование такого научно-обоснованного подхода должна быть направлена методическая и исследовательская работа педагогов.

Организация самоуправления в школе предполагает функционирование системы ею взаимосвязанных органов.

^ Конференция школы с углубленным изучением предметов, учащихся, их родителей, педагогов. Эта конференция является наиболее широким и представительным органом самоуправления в школе. Ее состав формируется из делегатов, избираемых на конференциях каждой из групп участников самоуправления. Такой общественный форум, собираемый не реже одного раза в 2-а года, обсуждает и решает наиболее общие, важнейшие проблемы. Он принимает программу развития образовательного учреждения, обсуждает ход ее выполнения, другие важные для него проблемы, избирает Управляющий совет школы как исполнительный орган, объединяющий усилия педагогов, обучающихся, их родителей, и общественности заслушивает отчеты о его работе, оценивает ее. Выборы на такие конференции проводятся на основе норм, устанавливаемых Управляющим советом.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru