Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта



Скачать 434.84 Kb.
НазваниеИнформация об опыте Условия возникновения и становления опыта
страница1/3
Дата17.07.2013
Размер434.84 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3

Светашова Ирина Ивановна

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Возникновение опыта связано с методической темой, над которой работает школа: «Качество образования – приоритетное направление развития школы с углубленным изучением отдельных предметов как школы повышенного типа». Реализация данной педагогической проблемы соответствует современным требованиям профильной школы.            

Согласно концепции профильного образования, под профильным обучением понимается средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования (7). Обучение в профильной школе связано, прежде всего, с деятельностным характером преподавания, сориентировано на реализацию компетентностного подхода. Именно в сочетании расширения материала в выбранной области профессиональных знаний и разнообразии форм работы и приёмов реализуется индивидуальный подход профильного образования.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» – школа-ресурсный центр, в состав которого входят 8 основных и средних школ. Она основана в 1957 году. Коллектив обучающихся составляет 498 человек. Социальный состав учащихся разнообразный: 393 полных семьи, 205 неполных, 11 учащихся – дети-инвалиды. Образовательный процесс осуществляют 32 педагога. Среди них 12 с высшей категорией, 14 с первой квалификационной категорией. Социальный состав экспериментального класса достаточно однородный, 92% от общего состава проживают в полных семьях, среди которых малообеспеченных нет. В то же время, проведённая в начале работы диагностика, показала снижение качества знаний по истории у учащихся 8 «а» класса. В течении 2007-2008 учебного года оно составило 21%: с 80% по итогам первого полугодия упало до 61% в конце второго полугодия (табл.1).

Таблица 1

Качество знаний учащихся по истории.


Учебный год

Класс

Количество учащихся,(чел.)

Качество знаний

I полугодие, %

Качество знаний

II полугодие, %

2007-2008

8 «а»

29

80

61


Снижение качества знаний произошло в результате изменения мотивационной основы в связи с подростковым возрастом и по причине смены учителя.

Необходимость создания условий для повышения качества знаний привела к поиску новых эффективных путей реформирования учебно-познавательной деятельности, учитывающей современные требования к образованию.

Актуальность опыта

Проблема качества знаний в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Окончательно завершился переход на государственную итоговую аттестацию в новой форме (ГИА) (9 класс) и единый государственный экзамен (ЕГЭ) (11 класс). Среди экзаменов, которые учащиеся сдавали по выбору в форме ЕГЭ в Белгородской области, в 2009 году двойки получили 7,4% от числа учащихся, сдававших экзамен по истории. В инструктивно-методическом письме «О преподавании истории и обществознания в 2009-2010 учебном году в образовательных учреждениях Белгородской области» обращается внимание на развитие познавательной деятельности школьников, достижение ими уровня исторической подготовки, предусмотренного образовательным стандартом. Требования к уровню подготовки учащихся задаются в деятельностной форме: категории «знать», «уметь», «использовать в практической деятельности и повседневной жизни». Таким образом, деятельностный подход – важное средство повышения качества знаний.

В последние годы в психике ребёнка произошли большие изменения: резко возрос поток информации, которую ребёнок усваивает, изменилась форма её подачи – множество часто сменяющихся ярких картинок. В. В. Рубцов пишет об отрицательном влиянии компьютерной и информационной среды на развитие личности: адинамия, нарушение общения, обеднение знаний (12). Современный подросток увлечён виртуальной реальностью, у него отсутствуют адаптационные механизмы психики. По словам Э. Фромма, развивается «автоматический конформизм» – уничтожение своего «я», происходит растворение человека в массовом сознании (15). В 1990-х годах в средствах массовой информации появился термин «клиповое сознание». Содержание информации преподносится не в виде целостного образа, а клипом, монтажом ярких эпизодов, картинок, логически не связанных между собой. Развивается клиповое мышление, которое отрицательно влияет на успеваемость, качество знаний. Педагоги стремятся выдать огромное количество информации, что приводит к «утрированному развитию словесного мышления», о вредных последствиях которого писал П. П. Блонский: «Школьник мыслит общими словесными формулировками, при этом, не будучи в состоянии вложить в них какое-либо конкретное содержание» (1). Сам экзамен в новой форме не что иное, как «мозаика» из вопросов и заданий. Таким образом, анализ опыта работы педагогов, анализ образовательного стандарта по истории и школьных программ, позволили выявить объективное противоречие между необходимостью постоянного повышения качества знаний школьников и действующей сегодня системой обучения, не достаточно использующей возможности деятельностного подхода. Объектом деятельности стала организация образовательного процесса по истории, позволяющая максимально использовать деятельностный подход, предметом – условия организации образовательного процесса по истории в ходе которого будет реализовываться деятельностный подход, Решение данной проблемы в изменении учебной деятельности. Учебный процесс должен соответствовать восприятию учеников, учащихся нужно научить мыслить своим способом, развивать эмоции, чувства.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения направлена на формирование в ходе системы действий у учащихся стойких ассоциаций, которые с помощью кластеров формируют систему знаний и умений. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании этапов ассоциативного мышления во взаимосвязи с приёмом критического мышления кластером, формирующих деятельностный подход в обучении истории, который является средством повышения качества знаний.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2007 по март 2010 года. Методы обучения складывались у автора постепенно, на протяжении его педагогической деятельности.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен единой системой учебной деятельности по истории с 5 по 11 классы. В то же время, являясь реализацией методической темы школы: «Качество образования – приоритетное направление развития школы с углубленным изучением отдельных предметов как школы повышенного типа», опыт тесно связан со школьным образовательным процессом в целом.

Теоретическая база опыта.

В основе опыта лежит теория деятельностного подхода, который опирается на работы отечественных психологов. Он является законченной теорией учения, признанной в мире. Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребёнка. Он подчёркивал, что детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим. Развитие ребёнка происходит путём присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Движущей силой развития у человека выступает обучение. Оно приводит в движение внутренние процессы (2, 3).

А. Н. Леонтьев создал идею о ведущем типе деятельности, как критерии периодизации психического развития ребёнка (13). В исследованиях П.Я.Гальперина была показана зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятельности. В процессе развития ребёнка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционно-технической (4).

Согласно теории деятельностного подхода, целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать (4). Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Система операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, является способом действий. Таким образом, конечной целью обучения выступает формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время предполагает овладение соответствующими умственными действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания (4). Качество знаний выступает результатом, внешним выражением деятельности. Л. С. Выготский писал о важности воспитания чувств: «Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли – всё равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследование показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный. Всякий раз, когда мы сообщаем что-нибудь ученику, нужно позаботиться о том, чтобы поразить его чувство. Это нужно не только как средство для лучшего запоминания и усвоения, но и как цель»(2).

Теория деятельностного подхода к обучению тесно взаимосвязана с ассоциативно-рефлекторной теорией обучения, которая основана на ассоциативной теории мышления. Характерными чертами ассоциативно-рефлекторной теории обучения являются:

- направленность на активизацию познавательной деятельности путём восприятия учебной информации разными органами чувств;

- направленность на умственное развитие учеников,

- формирование у школьников самостоятельного творческого мышления.

Ассоциативное мышление, по мнению С. Л. Рубинштейна, – понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания) (11). Любая связь выводима из действий и ощущений и обуславливающая при актуализации одного элемента связь с ним другого. Аристотель выделял ассоциации по смежности, сходству и контрасту (10). И. П. Павлов доказал, что основой всех видов ассоциаций являются временные нервные связи (энграммы), которые сохраняются при их многократном повторении (9). Он считал ассоциации такими же основными процессами умственной работы как анализ и синтез. В советской психологии изучением данной темы занимался Л. С. Выготский. По его мнению, в основе познавательных закономерностей всех познавательных актов лежат ощущения. Он выделил следующие этапы в формировании ассоциативного мышления: ощущение, восприятие, воображение, представление, речь, мышление (2). С. Л. Рубинштейн признавал, что ассоциативные связи играют значительную роль в элементарных процессах памяти. Ассоциации основываются на чувственных элементах ощущений(11). В советской психологии теория ассоциативного мышления подвергалась критике. Мыслительные процессы регулируются сознанием, а ассоциации бессознательным. Память носит осмысленный характер, а ассоциации лишены смысловых связей. Они строго индивидуальны, поэтому их трудно сформировать в группе. Мы рассматриваем данное понятие как основу для формирования элементарной памяти, на базе которой складываются смысловые связи и развивается абстрактно-логическое мышление. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные учёные психологи, педагоги С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Ю. А. Самарин разработали ассоциативно-рефлекторную теорию обучения (15). Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями.

Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека – есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных.

Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определённую логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

- восприятие учебного материала;

- осмысление, доведённое до понимания внутренних связей и противоречий;

- запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

- применение усвоенного в практической деятельности.

Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

- формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

- подачи учебного материала в определённой последовательности;

- демонстрации и закрепления в упражнениях различных приёмов умственной и практической деятельности;

- применения знаний в учебных целях.

Смысловые связи находят своё внешнее выражение в кластерах. Кластер в переводе с английского языка означает «гроздь». Он является важным приёмом технологии развития критического мышления (ТРКМ), служит графической формой систематизации знаний, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. В её основе находится текст и словесный рассказ учителя. Основателем ТРКМ является Д. Клустер – профессор американской литературы. В нашей стране разработкой данной технологии занимается С. И. Заир-бек.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в комплексном и творческом использовании этапов ассоциативного мышления во взаимосвязи с элементом технологии развития критического мышления – кластером. Автором был разработан алгоритм этапов видов деятельности учащихся для формирования ассоциаций при работе с историческим материалом, алгоритм работы учащихся с текстом для оформления кластера, приёма ТРКМ, авторские приёмы формирования ассоциаций.


^ Технология опыта


Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики качества знаний учащихся при использовании деятельностного подхода в обучении истории.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1.Выявить и экспериментально обосновать условия использования деятельностного подхода, способствующие повышению качества знаний учащихся по истории.

2.Разработать эффективные приёмы работы для учителя на основе деятельностного подхода.

3.Создать алгоритмы деятельности для учащихся в ходе использования различных приёмов работы учителя.

Организация учебно-познавательного процесса строится на деятельностном подходе, в основе которого лежат принципы научности, гуманности, учёта возрастных особенностей учащихся, доступности, использования активных форм обучения.

Самым важным моментом учебной деятельности является мотивация. От него зависит результат всей деятельности. Автор строит свои отношения с детьми на основе педагогики сотрудничества, использует технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Учитель устанавливает с детьми субъектно-субъектное взаимодействие. На данном этапе автор применяет приём «глаза в глаза»: зайти в класс с улыбкой – значит сказать детям как я рада вас видеть. Посмотреть в глаза каждому – значит заметить, принять ребёнка, взять его в команду для совместного дела. Смысл этих отношений передаёт формула: «Мы вместе».

В основе мотивации лежат потребности. На протяжении обучения в школе они не раз меняются в зависимости от возраста и социального окружения. На их формирование оказывает влияние семья, самовоспитание и другие факторы, но не меньшую роль играет и учитель. Он ставит ближайшие цели и перспективные, опредмечивает деятельность, даёт возможность увидеть конкретный результат, создаёт стимулы для реализации перспективных целей, формирует устойчиво позитивное отношение к учебной деятельности, положительное психо-эмоциональное состояние к совместной работе учителя и ученика. Создаётся ситуация успеха. Очень важным на данном этапе является соблюдение одного правила – что бы ни делал ученик, он всегда должен знать для чего он это делает.

Автор на уроках истории использует ассоциативно-рефлекторную теорию обучения. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно задействовать различные органы чувств (анализаторы): слуховые, зрительные, двигательные и др. Чем больше органов чувств участвует в восприятии учебной информации, тем легче она воспринимается.

Важно помнить, что при восприятии учебного материала ученик может удерживать в своём внимании примерно 6-9 различных элементов или информационных блоков (16).

Деятельность по осмыслению учебного материала представляет работу мысли. Мышление работает только тогда, когда в сознании есть необходимый для этого материал в виде определённого количества представлений, понятий, фактов, примеров и т.д.

На основе теории Л.С. Выготского автор сформулировала алгоритм деятельности для формирования ассоциаций, при работе с историческим материалом (табл. 2).


Таблица2

Алгоритм деятельности

для формирования ассоциаций при работе с историческим материалом


Этап формирования ассоциаций

Деятельность ученика

Задания для учащихся

Ассоциация

1. Ощущение

Работа с портретным изображением

Опишите портрет.

Зрительная

2. Восприятие

Работа с текстом, опора на предыдущие знания

Найдите взаимосвязи внешних черт человека с его внутренними качествами, какой он был как личность.

Эмоциональная

3. Воображение

Структуризация знания.

Создание образа государственного деятеля.

Образная

4. Представление

Работа с текстом, рассказом учителя.

Какие события связаны с деятельностью данного исторического деятеля? Оформите ответ письменно.


Предметная

5. Речь

Запоминание и формулировка ключевых фраз и речевых трафаретов, согласование предложений.

Дайте характеристику историческому деятелю.

Слуховая

6. Мышление

Установите взаимосвязи деятельности исторического деятеля и дальнейшего хода исторических событий.

Сделайте выводы о роли исторического деятеля и его деятельности.


Мыслительная


Каждому этапу формирования ассоциативного понятия соответствует определённый вид деятельности, соответствующие ему задания для учащихся и соответствующая ассоциация.

Работа по формированию ассоциативного мышления обычно проходит на этапе изучения нового материала и его первичного закрепления. Закрепление учебного материала происходит в виде беседы с учащимися по вопросам, выполнения различных видов заданий (прил. №1). Учитель разработала следующие авторские приёмы по формированию ассоциаций:

«Скажи мне кто твой друг» – так называется приём на определение связей исторической личности с другими известными людьми изучаемой эпохи. Этот приём позволяет реконструировать историческое время в лицах, актуализировать в новых условиях ранее полученные знания. Он применим в виде тестов на поиск современников, соотнесение современников, а также при работе со словами исторических личностей (прил. №2).

«Эпоха в зеркале искусства» – прием, используемый автором для реализации межпредметных связей с учебным курсом мировой художественной культуры, для формирования социально-мировоззренческой компетенции. При изучении конкретной исторической эпохи, автор всегда обращает внимание, как они отразились в искусстве (прил. №3). Данный приём является важным средством повышения качества знаний по темам культуры.

Наиболее эффективным средством запоминания и систематизации учебной информации является работа с кластером. Она совмещает в себе различные виды деятельности, в ходе которых и происходит запоминание.

Кластеры – вид систематизации исторических событий, явлений, понятий. В учебном материале часто встречаются такие темы, которые сложны для учащихся из-за обилия информации, сложности понимания и запоминания. Учебный материал нужно разложить по полочкам, проанализировать, обобщить, сделать выводы, то есть выделить структурные элементы и найти между ними связи. Каков должен быть алгоритм работы? На этапе изучения и первичного закрепления знаний учитель разработала следующий алгоритм учебно-познавательной деятельности учащихся:

  1. Определить цели и задачи учебной деятельности.

  2. Внимательно прочитать текст или выслушать рассказ учителя, просмотреть слайды электронных образовательных ресурсов.

  3. Выделить из текста события, явления, понятия, исторические личности, которые мы должны знать. Проанализировать текст.

  4. Определить два направления суждений, которые обычно противоположны друг другу.

  5. Найти взаимосвязь между суждениями, соотнести их.

6. Определить ключевые позиции для сравнения.

7. Лаконично сформулировать суть изучаемых явлений, событий, понятий.

8. Письменно оформить работу в виде схемы.

9. Сравнить суждения: выделить общее и различия.

10. Обобщить, сделать выводы. Сформулировать умозаключение.

В ходе деятельностного подхода к изучению истории с помощью использования кластеров, у учащихся формируются очень важные обще-учебные умения: анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал. На этапе закрепления учащиеся переводят схемы в таблицы. Выполняют задания на соотнесение, выделение, распределение исторических фактов. При работе с данным приёмом важно применять следующие принципы:

- чёткость постановки вопросов и конкретности задач;

- лаконичность формулировок;

- отработка каждого элемента системы в ходе закрепления.

Учебные кластеры по истории автор классифицирует:

- по объёму информации на простые – «солнышко» (прил. №4) и сложные – «соты» (прил. №5);

- по виду деятельности на сравнительно-обобщающие – «ступеньки» (прил. №6) и повествовательные – «дорожка» (прил. №7);

- по содержанию информации и изучаемой теме – экономические, политические, социальные, культурные и др.;

- по степени самостоятельности деятельности учащихся кластеры можно разделить на те, которые составляются при активной работе учителя («помоги мне»), учитель демонстрирует пример, а дети выполняют аналогичные виды деятельности («покажи мне»), учитель руководит самостоятельной деятельностью учащихся («спроси у меня»), учащиеся полностью самостоятельно выполняют все виды деятельности («проверь меня»).

Основой процесса овладения знаниями, согласно ассоциативно-рефлекторной теории обучения, является их применение на практике. Оно осуществляется во всех видах деятельности. В ходе работы с кластерами, автор использует классические методы дидактики:

- работа с текстом учебника (комментированное чтение, выделение главной мысли, выборочное чтение)

- беседа по заранее поставленным вопросам, постановка вопросов к тексту;

- сравнение и обобщение элементов учебного материала, формулировка выводов.

В ходе практической деятельности определились и авторские приёмы формирования ассоциаций обучающихся.

- «Вопрос на засыпку». Суть приёма заключается в постановке учащимися различных вопросов по всей изучаемой теме отвечающему ученику, чаще провокационных и интригующих. Этот вид деятельности направлен на формирование умения задавать вопросы, актуализировать знания.

- «Ты мне – я тебе». Работая с текстом, встречаются такие вопросы, которые уходят из зоны внимания, а между тем они являются очень важными для изучения предмета. Учитель задаёт такие вопросы и может за одно, сказанное верно слово поставить отличную оценку. Такой вид деятельности хорошо формирует внимание и тренирует память.

- «Яблочко от яблоньки». История – это жизнь людей в прошлом. А люди связаны между собой разными родственными связями. Такое название получил приём, в ходе которого отрабатываются умения на определение родства. Данный приём развивает память, логику мышления (прил. №8). Важное место в изучении предмета автор отводит внеаудиторным занятиям по предмету и внеклассным воспитательным мероприятиям. Они органически связаны с изучаемым учебным материалом.

Внеурочные занятия по предмету ведутся в системе, один раз в неделю в выпускных классах, направлены на актуализацию, углубление и расширение основных компетенций школьников и ставят задачей успешную подготовку к сдаче итоговой аттестации в новой форме (прил.№9).

Воспитательные мероприятия проходят в форме исторических вечеров, в которых принимают участие учащиеся всех классов, где работает учитель. Они посвящены темам культуры конкретной исторической эпохи. Мероприятия проходят в форме соревнования двух команд, между раундами которого исполняются романсы, танцы, разыгрываются сцены представляемой эпохи (прил.10).

Таким образом, были выявлены условия использования деятельностного подхода и приёмы его реализации на уроках истории, в ходе организации внеклассной работы по истории.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru