Управление образования администрации муниципального района



Скачать 481.59 Kb.
НазваниеУправление образования администрации муниципального района
страница1/3
Дата17.07.2013
Размер481.59 Kb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3


Управление образования администрации муниципального района

Новооскольский район”


РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ

НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ


Автор опыта:

Трофимова Наталья Николаевна,

воспитатель группы продлённого дня

МОУ “СОШ№1 с углублённым изучением

отдельных предметов г. Нового Оскола

Белгородской области”


г. Новый Оскол

2010


Содержание:


Информация об опыте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3


Технология опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8


Результативность опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17


Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20


Приложение к опыту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21


^ Информация об опыте


Условия возникновения и становления опыта

Школа была и остаётся одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей. Однако, по самооценкам учителей, времени для человеческого общения с ними, для проявления к ним подлинного внимания и заботы не остаётся. И какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий воспитание духовно-нравственного человека.

В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно – политической жизни идёт переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника. В практику внедряются более эффективные методы и приёмы работы, полнее учитывающие психологические закономерности познавательной деятельности.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования отмечено, что духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом “Об образовании”. Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить современный национальный воспитательный идеал - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях российского народа. Возрождение народных традиций – одно из главных дел нашей школьной жизни.

По данной проблеме я начала работать с 2007 года, когда дети только пришли в школу. На начальном этапе мною была проведена предварительная диагностика по сформированности нравственных качеств личности.


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

17,2%

55,1%

27,5%


Как показали результаты диагностики, у детей ещё не вполне сформировались нравственные убеждения. Это обусловлено рядом причин:

- в первом классе только начинает закладываться фундамент будущей личности;

- у детей ещё не сформированы навыки жизни в коллективе, где каждый ребёнок был бы самоценен и гармонизирован с ним;

- у современных детей нет идеалов, к которым они хотели бы стремиться;

- у первоклассников ещё не выработаны определённые поведенческие нормы.

В связи с этим возникла необходимость в работе с детьми использовать целостную систему этнокультурного опыта, направленную на формирование и развитие полноценной личности и способствующую её духовно-нравственному выздоровлению. Прививать нашим детям любовь к народной культуре – дело очень ответственное и благородное. Вот почему приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определяет будущее нашего народа. Всё это в совокупности и послужило основой для написания опыта.

^ Актуальность опыта

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду “связи времён”, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому отмечается необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера. С духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества. В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.” одной из составляющей повышения качества современного образования является духовное развитие личности. Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. Однако сегодня существует противоречие между необходимостью повышать уровень духовно-нравственной компетенции младших школьников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.

К.Д. Ушинский говорил: “Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ…”1. Народ-воспитатель, народ-педагог талантлив во все века. Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов заложены зёрна такой мудрости, что и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.


^ Ведущая педагогическая идея опыта

Формирование духовно-нравственной компетенции младших школьников невозможно без постоянного обращения к истокам народной культуры. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в эффективности внедрения в воспитательную работу с детьми средств народной педагогики, посредством которых осуществлялось бы развитие их духовно-нравственной образованности.

^ Длительность работы над опытом

Над данной проблемой работа ведётся уже третий год. Работа по разрешению противоречий между необходимостью повышения уровня сформированности духовно-нравственных качеств и недостаточной возможностью традиционного подхода к воспитанию была разделена на три этапа.

Первый этап: обнаружение проблемы и выявление уровня сформированности нравственных качеств личности.

Второй этап: апробация форм, методов и средств, способствующих формированию духовно-нравственной компетенции младших школьников.

Третий этап: обобщение опыта работы. Диагностика показала успешность выбранных средств для решения педагогической проблемы.

^ Диапазон опыта

Диапазон педагогического опыта – единая система урок – внеклассная работа, где осуществляется тесное взаимодействие с преподаванием православной культуры на начальном этапе. Внеклассная работа – важная составляющая образовательно-воспитательного процесса, протекающего в школе. Поэтому для успешного решения проблемы необходимо сочетание нетрадиционных уроков с системой внеклассных мероприятий. Если обогатить работу в начальных классах элементами фольклора, народных праздников, игр, традиций, то содержание воспитательной внеурочной работы будет максимально эффективным.

^ Теоретическая база опыта

Обращение к опыту духовно-нравственного образования не является новым для педагогической науки. Проблема духовности во всём её многообразии имеет давнюю традицию. Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности показана в работах И. А. Ильина, Я. А: Коменского, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, А.И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского и др. Огромный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций, в исследование проблем нравственного образования внесли психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

В основе педагогического опыта лежат идеи выдающегося учёного-этнопедагога Г.Н. Волкова, который разработал программу “Человек в народной культуре”. В его работах представлен этнопедагогический подход к духовно-нравственному воспитанию. В рамках этого направления выявлены условия использования народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания, раскрыты пути взаимодействия национальных и общечеловеческих ценностей в решении педагогических задач. Г.Н. Волков писал: “Исследуйте всё, - сохраняйте лучшее! Пока жив народ, будут живы и его духовно-нравственные сокровища, в том числе и педагогические. Они претерпевают изменения и испытывают постоянную эволюцию вместе с народом”1.

К проблеме духовно-нравственного воспитания обращался и великий русский педагог К.Д. Ушинский. В его педагогической системе ведущее место занимает учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, идея народности, которую он обосновал во многих произведениях. Особого внимания заслуживает работа “О народности в общественном воспитании”. К.Д. Ушинский отмечал: “ Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”. “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”2. К.Д.Ушинский указывает на необходимость использования в нравственном воспитании младших школьников произведений устного народного творчества, включение детей в самостоятельную творческую деятельность.

Анализ педагогической литературы позволил разобраться в сущности понятия “этнопедагогика”. Этнопедагогика изучает педагогику семейного быта, пословицы и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки - как средство умственного воспитания, народные сказки - как блестящие создания народного педагогического гения. Исследователи этнопедагогики едины в том, что преемственная связь организационно-воспитательной работы с лучшими традициями воспитания и обучения детей придаёт всей педагогической деятельности, осуществляемой в школе, необходимую стабильность и обеспечивает её эффективность. В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Духовная практика включает целостную систему детской обрядности. Участие в детских обрядах способствует духовному осмыслению ребёнком окружающей среды, формированию у него этико-культурных норм.

Свою деятельность с детьми я строила на основе личностно-ориентированного подхода, так как он содействует развитию индивидуальности ребёнка и позволяет ему оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость, а это в свою очередь требует применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

^ Новизна опыта

Научная новизна исследования состоит в выявлении специфики духовно-нравственного образования, заключающегося в приобщении младших школьников к традициям народной культуры; в создании системы методов и средств, направленных на развитие духовно-нравственной компетентности младших школьников.


^ Технология опыта


Цель работы: Формирование духовно-нравственной личности младших школьников через различные аспекты воспитательной деятельности на основе народных традиций.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • содействие в приобщении учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре наших предков, к глубинному национальному наследию;

  • развитие личности, способной сберечь и приумножить лучшие традиции своего народа;

  • оказание помощи в выработке у младших школьников умения практической деятельности на основе полученных знаний;

  • создание условия для развития у младших школьников интереса к народным традициям через сотрудничество со школой, родителями, социумом.

Для успешной реализации цели и задач работы использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, педагогической и фольклористической литературы по теме исследования; изучение народных традиций воспитания и передового педагогического опыта; педагогические наблюдения в естественных условиях; диагностическое обследование и письменные опросы учащихся; беседы.

В младшем школьном возрасте дети продолжают знакомство с традициями русского народа, однако уже сами способны выделить определённый смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, викторинах, беседах, клубных часах, праздниках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. В нём привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. В младшем школьном возрасте дети осознают половину информации через игру. Учащиеся могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, мастерить, участвовать в театральных постановках и праздниках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Вот почему необходимо такое построение внеурочной работы, при котором осуществлялось бы духовно-нравственное образование учащихся.

Результаты входящей диагностики по сформированности нравственности учащихся показали, что целесообразно продолжить работу в этом направлении. Во втором классе на одном из занятий детям было предложено объяснить категории нравственности. Цель этой проверки заключалась в том, чтобы выяснить, какие понятия нравственности являются для них значимыми, и сравнить полученные данные с диагностикой, проводимой в 1 классе. Ребятам проще всего было объяснить, что такое “добро”, “дружба”, “зло”, “счастье”, “свобода”, “вина”, “долг”, и труднее, “мудрость”, “мужество”, “милосердие”.

Добро в представлении большинства связано с помощью “помогать людям”. В толковании зла можно выделить две группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - ”это когда бьют”, “когда обижают”. Вторая группа представляет только эмоциональную оценку явления: “это плохо”. Раскрывая смысл категории “дружба”, дети говорили, что это “люди дружат между собой, помогают друг другу”. Понятие “счастье” для большинства опрашиваемых представляет эмоциональную оценку “когда хорошо”. Наиболее точно был раскрыт смысл категории “вина” – “когда сделал плохое и стыдно”. Несмотря на то, что категории “свобода” и “долг” объяснили все учащихся, их понимание далеко от действительного. Мудрость для детей олицетворяется в человеке, который “очень умный”, “делает великие дела”.

Анализ содержания этих представлений доказывает, что в начале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса друг к другу, а позднее прослеживается переход от внешних описаний проявления дружбы к внутреннему содержанию отношений. Счастье всё реже связывается с подарками и праздниками и чаще - только с радостным, веселым настроением.

Проведённая работа доказывает, что в процессе жизнедеятельности ребёнка обязательно формируется категориальная структура духовно-нравственного сознания. Чтобы эта структура выровнялась, необходимо систематическое проведение бесед с детьми на такие темы, как “Дорогою добра” (см Приложение № 1), “Мир человеческих отношений” (см Приложение № 2), “Поговорим о вежливости”, “Что такое хорошо и что такое плохо”. В этой связи в план воспитательной работы в группе продлённого дня включена рубрика “Школа вежливых наук”. Посещая “школу”, дети учатся правилам поведения, основам морали; учатся оценивать поступки других людей и свои собственные; воспитывают в себе лучшие духовно-нравственные качества.

Подведя итог вышесказанному, приходим к выводу: необходимо такое построение внеклассной работы, где использование средств народной культуры во многом способствовало бы духовно-нравственному просвещению учащихся. Их предпочтение очевидно по ряду причин: во-первых, они многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. К ним относятся: игры, пословицы, загадки, сказки. Знакомство с ними начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе.

Народная игра имеет развивающую, познавательную, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеётся, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, простота и доступность оснащения) позволяет достаточно быстро включать в неё детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих. Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, мы целенаправленно вводим детей в мир народной культуры.

На одном из клубных часов можно предложить ребятам разучить игры, которые были любимы их прабабушками. Например, игра “Коршун и наседка”. Играющие выбирают “коршуна”. Все остальные – “цыплята”, которые становятся в колонну по одному и держатся за пояс впереди стоящего. Первый игрок в колонне – “наседка”. Задача “коршуна” – схватить последнего “цыплёнка”. “Наседка” может мешать ему руками, двигаться в разные стороны, а вместе с ней и вся колонна. Когда “коршун” поймает “цыплёнка”, стоящего последним, то он становится “наседкой”, а “цыплёнок” – “коршуном”. Данная игра требует от детей слаженности, быстроты, находчивости. Она воспитывает чувство коллективизма, взаимопомощи.

В детских играх с правилами наиболее ярко прослеживается любовь русского человека к веселью, удальству. Их цель – развеселить, позабавить. Это игры - шутки, забавы с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Например, в игре “Горелки” играющие произносят шуточные слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди в поле.

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо: звёзды горят,

Журавли кричат: “Гу, гу, убегу”.

- Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

На прогулке интересны ребятам такие игры как “Колдун боится дерева”, “Гуси”, “Морская фигура”.

Помимо народных игр, в работе с детьми используются и подвижные игры. Они очень полезны для здоровья, так как развивают и укрепляют мышцы, воспитывают выносливость, улучшают обмен веществ. Они способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Примером тому служат игры: “Третий – лишний”, “Жмурки”, “Пятнашки”, “Цепи”. В них присутствует элемент соперничества, тем самым проявляется характер ребёнка.

Дети учатся преобразовывать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передаётся из поколения в поколение.

Как известно, в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей.

В любой пословице всегда присутствует “педагогический момент” - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др. Пословица создаётся всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народное пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными звучаниями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времён выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы.

Наиболее распространенная форма пословиц - наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трёх категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания. В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

Пословицы можно включать в различные виды деятельности. Особенно важно их применение в беседах. Ведя, например, разговор с ребятами о защитниках Отечества, целесообразно обратиться к народной мудрости, заключённой в пословицах. Разбираем с детьми пословицы, где уделяется внимание теме любви к родине, прославляется мужество и сила русского народа. Например:

С родимой земли – умри не сходи.

Один в поле не воин.

Храбрость города берёт.

Далее предлагается ребятам раскрыть смысл этих пословиц, что хотел сказать народ. Что главное мы можем почерпнуть из этой мудрости. Попросить детей вспомнить и назвать похожие пословицы. Тем самым ребята учатся собирать народные изречения, классифицировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер.

Вот примеры некоторых видов работ с пословицами:

1. Распределить пословицы по темам. Перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе? Вместе с ребятами отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей родины, о жизни людей. В пословицах всегда выражались преданность и любовь к родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать, отца.

2. Распределить между тремя рядами детей пословицы. Они их зачитывают и определяют, на какую они тему. После подводится итог.

3. Распределить детей на три группы и дать им пословицы. Ребёнок из первой группы читает начало пословицы, ребёнок из второй группы заканчивает её, а ребёнок из третьей группы раскрывает смысл этой пословицы.

Вызывает интерес у детей и проведение викторины о пословицах.

1) Определим пословицу по началу:

Кончил дело -…

Поспешить -…

2) Определим пословицу по двум словам:

Язык - дело

Труд - лень

3) Игра “Семь и один”. Назови пословицы, чтобы в них были числа 7 и 1:

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

Использовать пословицы можно при проведении самоподготовки в группе продлённого дня по различным предметам (см Приложение № 3).

Следующим средством являются загадки. Они умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причём наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании важно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребёнком в процессе активной мыслительной деятельности. Народ всегда был высокого мнения о загадках: “Загадка - разгадка, да семь вёрст правды”.

На начальном этапе выясняем с детьми, что же такое загадка. Это иносказательное изображение предметов и явлений действительности, которые предлагается отгадать. Например, в загадке “Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает” иносказательно представлен лук. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который воспринимают дети как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке “Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит” нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Отгадывание загадок требует от детей неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Загадки – это тесты на сообразительность. Они активизируют мыслительную деятельность детей, развивают воображение. Разгадывая их, дети учатся выделять главные существенные признаки предметов и явлений. Подробный анализ позволяет детям наиболее полно и ярко представить себе то, о чём идёт речь в загадке.

Сегодня это средство народной педагогики служит для развлечения, весёлой игры ума. Но в древности её роль была более серьёзной. Сведения об этом сохранили мифы и сказки. В одной из бесед ребятам было предложено вспомнить те сказки, где решение загадок было испытанием мудрости человека и могло иметь значение для сохранения его жизни в минуту опасности. Выясняем, что во многих сказках рассказывается о том, что герой или героиня разгадывали загадки и получали в награду жениха, невесту, полцарства и другие желанные сокровища.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребёнка. Например:

Без рук, без ног Черная корова

Под окном стучится, Весь мир поборола,

В избу просится. А белая подняла.

(Ветер) (День и ночь).

Младшие школьники только начинают познавать окружающий мир и себя в нём. Поэтому они с удовольствием читают и разгадывают загадки во внеурочное время и любят тематические конкурсы загадок. Дети сами учатся сочинять загадки. Это им очень нравится.

Ещё одним важным средством, способствующим духовно-нравственной образованности учащихся, являются сказки. Они - сокровищница народной педагогики. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребёнка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Он стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, “чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания”. Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Сегодня остро стоит проблема того, что дети мало знают или вообще не знают русские народные сказки. Они воспитываются на иностранных мультфильмах и компьютерных играх, а истоки народной мудрости, содержащиеся в сказках, недоступны для их понимания. Ведь дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка. Важно не упустить момент, показать детям, что народная сказка учит тому, каким должен быть человек. Радует то, что материал учебников по литературному чтению по-прежнему начинается со знакомства с русскими народными сказками. Читая их, дети видят, что в простодушных и нехитрых историях привлекает острота смысла, неистощимой выдумки, мудрость жизненных наблюдений.

Чтобы всесторонне развить знания детей о сказках во внеурочное время, проводим с ними викторины, путешествия, КВН; посещаем школьную библиотеку; вносим элементы сказок в утренники и праздники, тем самым, способствуя обогащению внутреннего мира ребёнка и развитию его познавательного интереса.

В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых они усваивают социально-исторический опыт, получают представления о другом человеке и себе самом, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причём при разработке плана воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребёнка.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, как традиционный элемент народной жизни, как яркая форма отдыха взрослых и детей, объединённых совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным для духовно-нравственного образования и воспитания является проведение сезонных музыкально-игровых праздников. Дети, больше, чем взрослые ждут праздника, ждут веселья и музыки. Хорошо известны ребятам такие праздники как Новый год, святки, праздник пап, мам, Масленица, праздник Осени и другие. Они глубоко укоренились в нашем классе, и традиционно проводятся каждый год. Поиск материала и разработка мероприятий сопровождается более глубоким приобщением к языку, чтобы ярче подчеркнуть национальную самобытность праздника.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов. Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

В прошлом учебном году в классе интересно прошло мероприятие “Золотая волшебница осень”. В ходе подготовки был использован фольклорный материал (почему осенние месяцы так называются, их черты, приметы). Активную помощь в его организации оказали родители. Вместе с детьми они приготовили костюмы, выучили слова. Праздник прошёл замечательно. Действо сопровождалось песнями, играми. Наличие соответствующего оборудования позволяет сделать праздник максимально ярким и запоминающимся (см Приложение № 4).

Ещё одним замечательным праздником является Масленица. Масленица – переломная пора, любимый народный праздник. Важную роль в масленичной обрядности играет сама продолжительность особых действий – обязательное исполнение длинных песен во время долгих гуляний вдоль села; долгое катание с гор на санях. Во всех праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в его организацию. Перед проведением данного мероприятия с детьми была проведена беседа на тему “Что такое Масленица и как её празднуют” (см Приложение № 5). Дети узнали, что главное на Масленице – это блины. Все гуляют и обильно друг друга ими угощают. Почему блины? Блин – это символ Солнца, чтобы растопить снежные заносы.

После началась подготовка к празднику. Детям подобрали русские народные костюмы: девочкам – сарафаны и платки, мальчикам – расписные рубашки. Класс был соответствующе оформлен. Был организован сладкий стол. Родители испекли блины и другие сладости. Результатом проделанной совместно с детьми работы стало хорошо спланированное и проведённое мероприятие (см Приложение № 6).

Базовые духовно-нравственные ценности должны быть отражены не только в содержании внеурочных воспитательных мероприятий, а также в деятельности кружков, секций. Развитию детей во многом способствует посещение Детской школы искусств, Воскресной школы, Дома культуры.

Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, духовного, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает воспитателю вести работу по сплочению классного коллектива. Поэтому совместная работа школы с учреждениями дополнительного образования, родителями и социумом будет благотворно влиять на представления детей о мире народной культуры.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru