Информация об опыте



НазваниеИнформация об опыте
страница1/4
Дата17.07.2013
Размер0.57 Mb.
ТипИнформация
источник
  1   2   3   4

Незнамова Елена Александровна

Содержание:


1. Информация об опыте…………………………………...3

2. Технология опыта………………………………………..6

3. Результативность опыта………………………………..13

4. Библиографический список……………………………16

5. Приложения к опыту…………………………………...17


Информация об опыте

Явление нравственного составляет

главную задачу воспитания, гораздо

более важную, чем развитие ума вообще,

наполнение головы познаниями.

К.Д.Ушинский

Школа как учреждение, обучающее и воспитывающее детей и молодежь, существует сегодня в тяжелейших условиях. «Знаками беды» нашего сегодняшнего дня, по мнению политологов, психологов и педагогов, являются складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижения престижа и уровня знаний и образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и особенно американской культуры. В этой ситуации у детей и молодежи формируется неприятие таких извечных нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданство и патриотизм.

В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, - в быту, во дворе, на улице, в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребенку сегодня эти нравственные опоры и образцы. Дома и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного, слышит недостойные людей слова, а с экранов «телеящиков», которые стали для многих наших детей единственным «окном» в мир, его «учат жить» туповатые уродцы и, в лучшем случае, Бэтмэн.

Наша школа расположена в центре города, в благоприятном социально–культурном окружении. Воспитательное пространство является необходимым и эффективным механизмом личностного развития школьников.

Наблюдая поведение детей, их взаимоотношения, отношение к старшим, анализируя результаты анкетирования учащихся и их родителей, я пришла к выводу, что при планировании и организации своей работы следует больше внимания уделять нравственному воспитанию.

Таким образом, обозначились социальные предпосылки обратить внимание на нравственное воспитание учащихся.

В соответствии с «Концепцией модернизации образования», многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языка, формировании российского самосознания и самоиндентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечение устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

Таким образом, формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действия в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и правил. Исходя из этого, важное психолого-педагогическое значение приобретает развитие у детей нравственных качеств. В дошкольном детстве большинство детей методом проб и ошибок учатся отличать хорошие поступки от поступков дурных, различать сердечность и бессердечность, великодушие и себялюбие.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает придавать повышенное значение выполнению нравственных норм и правил. Одной из причин этого выступает тот факт, что в игре дошкольник учится действовать по правилам и выполнять их. С приходом в школу это умение совершенствуется и начинает касаться не только игровых и учебных ситуаций, но и отношений между людьми, правил морали. Это подтверждает актуальность опыта.

В младшем школьном возрасте формируется одно из самых главных представлений о человеческих отношениях – представление о дружбе. Способность строить предположения относительно мыслей, ожиданий, чувств и намерений других людей играет главную роль в понимании того, что значит быть другом.

Решение проблемы нравственного воспитания младших школьников я решила через обращение к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений. Дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное «отрубание» своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.

^ Поэтому главной задачей своей деятельности вижу в совершенствовании нравственного воспитания через обогащение детей знаниями о народных традициях. Потому, что русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы-идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян.

Таким образом, определилась тема работы: «Нравственное воспитание младших школьников через использование народных традиций во внеурочной деятельности».

^ Ведущей идеей опыта является изучение трудов известных ученых – педагогов и методистов по нравственному воспитанию младших школьников. На основе их учений разработать технологию организации воспитательной работы во внеурочной деятельности младших школьников, направленную на совершенствование нравственного воспитания. Особенностью разработки данной технологии является использование народных традиций.

Над данной проблемой я работаю пять лет. Постоянно отслеживаю результативность, заинтересованность детей и взрослых. Сравниваю результативность работы с разным контингентом учащихся.

^ Диапазон опыта. Опыт проходит через систему внеклассной работы. Формы проведения внеклассных мероприятий носят традиционную народную направленность, чаще всего связанную с обрядами, народными традициями.

Великие русские педагоги высоко ценили роль народного творчества, фольклора в воспитании. ^ Теоретической базой опыта являются учения К.Д.Ушинского. Ученый – педагог указывает на необходимость использования в нравственном воспитании младших школьников произведений устного народного творчества, включение детей в самостоятельную творческую деятельность. Так, К.Д. Ушинский в «Родном слове» приводит множество текстов народных пословиц, поговорок, колядок, подблюдных песен. В учебных книгах К.Д. Ушинского фольклорные образы (например, дед, баба, река, береза и другие) обладают особой ассоциативностью. Они раскрываются в контексте всего жизненного опыта ребенка, информации, получаемой им от учителя, родителей, бабушек и дедушек. Эти образы вводят детей в мир традиционных отношений человека с природой, с другими людьми, со сверстниками и старшими поколениями.

По определению В.А. Сухомлинского «Нравственное воспитание - это любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу»

«Народные традиции - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы, воспитывающие в ребенке любовь к родной культуре, родному языку, к любимой Отчизне»,- писал К.Д. Ушинский в свой работе «О народности в общественном воспитании». Как мы видим в основе определений народных традиций и нравственного воспитания заложены одни и те же ценностные ориентиры, на основе которых и базируется представляемый опыт.

^ Степень новизны заключается в том, что при организации работы по совершенствованию нравственного воспитания младших школьников с использованием народных традиций, расширяется содержание образования младших школьников. Вводится этно–культурологический аспект в содержательную линию воспитательных мероприятий.


^ Технология опыта.

При работе над данной проблемой была поставлена цель:

- Разработать приемы совершенствования нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности с использованием народных традиций.

Для реализации цели определились следующие задачи:

      • Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания. Осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

      • Развивать у детей желание поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

      • Опираясь на интерес ребенка, пробуждать желание узнавать о многовековых традициях русского народа.

      • Показывать неповторимость русской народной культуры, научить понимать художественный язык народного искусства.

Тяготение ребёнка к народному творчеству велико потому, что оно есть сама жизнь. Народная культура глубока и многосемейна, но она воплощена во вполне доступных формах - в детских играх, песнях, сказках, загадках, пословицах, поговорках, обрядах и обычаях и. т. д. Мы сами ещё недостаточно владеем этим сложным материалом. Понять смысл жизни, да ещё в контексте традиционной культуры, от которой мы оторвались, нелегко и взрослому человеку, поэтому основать его надо с той областью, которая нам ближе по способностям и возможностям.

Основным приемом работы по нравственному воспитанию является включение детей в различные виды творческой деятельности.

В своей работе я выбираю те виды творческой деятельности, которые больше нравиться детям, доступны в наших условиях. Для одного это может быть изобразительная или трудовая деятельность. Для другого - музыкально - поэтическая и хореографическая. Для третьего - чисто бытовая деятельность и т.д. Изобразительное искусство и трудовое воспитание представляют широкие возможности познакомиться с народным искусством, позволяют сохранить живое наследие народа, сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. При ознакомлении с народной художественной культурой важно, чтобы у детей сложилась определённая система знаний о народном искусстве. И во взаимосвязи с этими знаниями вырабатывались приёмы ремесла. Не так важно конкретное изделие, как важно то, ради чего это изделие выполняется. Для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Стержнем в этой работе является беседа. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они будут руководствоваться в своей практической деятельности. Ведущую роль в этих беседах выполняют образцы изделий. Рассматривая образцы, учащиеся непосредственно ощущает это дыхание времени, видят бережное, уважительное отношение народного мастера к культуре своих предков. Ребёнку полезно узнать значение всех этих образцов - символов чтобы смысл изображений был ему более понятен. С огромным интересом ребята знакомятся с работой великих мастеров Богородской, Филимоновской игрушки, Хохломской посуды, Вологодских кружев. (Приложение 1)

Следующим приемом формирования нравственности учащихся является использование устного народного творчества.

Очень близок изобразительному фольклору, а порой даже отражён в нём мир устного фольклора. Трудно представить себе человека выросшего в народной среде, не словесного творчества. Сказки, колыбельные ребёнок слышал в детстве. Фольклорное творчество естественно и просто входило в его жизнь. Произведение русского народного творчества дают нам возможность узнать о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших далеких предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, к чему стремились и чем боролись. Издавна песни, обряды, поверья были связаны с земледельческим календарем наших предков. На занятиях мы с ребятами говорим о том, что Снегурочка, Весна, идущая по полям и оживляющая землю, говорящие птицы, волшебные травы и цветы - это вымыслы - народной фантазии. Но в этих вымыслах много поэзии, прекрасной и глубокой.

Обычно принято считать, что сказка - это отдых, развлечение. Но умная и глубокая сказка развлекает и веселит, в сказках русского народа издавна отражались свои наблюдения над жизнью свои души, чувства и надежды. Сказки учили и воспитывали, заставляли задуматься сложными вопросами жизни. Ребёнок, вступающий в жизнь, должен чувствовать и понимать, что для того чтобы стать культурным человеком, нужно очень многое. Сказка - это урок на всю жизнь. Дети любят сказки, с удовольствием читают, рассказывают их, рисуют иллюстрации к ним. Сказочные герои - верные спутники ребят. В сказке как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Мир сказки - это мир, которым он должен быть по народным представлениям - справедливый и прекрасный. (Приложение 2)

Кроме сказок, песен, живут в народе пословицы и поговорки. В них обобщение, житейская мудрость, выработанная веками и закреплённая краткой меткой в словесной форме. Пословица судит о человеческом достоинстве, недостатках, острым словом клеймит злых, жадных утверждает правду, честь, мужество, дружбу. Тысячи русских народных пословиц раскрывают нам духовный мир, идеалы, взгляды на жизнь наших предков. Использование пословиц в работе развивает наглядно-образное мышление младших школьников.

К занятию подбирается одна картина, изображающая работу человека или какую-либо деятельность его, например, рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. д. К одной картинке берется ряд пословиц, синонимических по значению и смыслу:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.

А можно взять одну пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих ее смысл, например:

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

В большом деле и маленькая помощь дорога.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознается ее обобщенность и многозначность. Кроме того, использование пословиц и иллюстраций к ним расширяет зрительные представления детей, развивает образное мышление, творческое воображение.

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при закреплении правил по русскому языку, способствуют расширению словарного запаса. (Приложение 3)

В глубокой древности, вероятно, ещё раньше, чем пословицы, возникло такое народное творчество - загадки. Русские загадки очень разнообразны и по содержанию и по происхождению. В основе древнейших загадок лежало желание человека познавать мир, объяснять себе явление природы. Гром, молния, дождь, радуга всё это было непонятно, пугало и радовало человека своим величием, всему этому нужно было найти какое - то объяснение. И пытливый ум человека старался в художественных образах представить себе сущность этих явлений. Сегодня загадка служит для развлечения, для веселой игры ума. Средствами загадки формируется любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Младшие школьники только начинают познавать окружающий мир и себя в этом мире. Поэтому они с удовольствием читают и отгадывают загадки во внеурочное время и любят различные тематические конкурсы загадок. Они сами учатся сочинять загадки. Это им очень нравится. (Приложение 4)

Немаловажную роль при воспитании детей на народных традициях играют и народные праздничные обряды. Праздники как средство выражения национального характера, как традиционный элемент народной жизни, как яркая форма отдыха взрослых и детей, объединённых совместными действиями, общим переживанием. Они включают в себя национальные и региональные традиции. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания является проведение сезонных музыкально-игровых праздников. Дети, больше, чем взрослые ждут праздника. Они ждут веселья и музыки. С ребятами мы исследуем особенности таких праздников. Поиск материала и разработка мероприятий сопровождается более глубоким приобщением к языку, чтобы ярче подчеркнуть национальную особенность праздника.

При подготовке к этим праздникам дети узнают о древних народных обычаях и обрядах, эмоционально приобщаются к истории народа. Издавна зародились на Руси обрядовые празднества Проводы зимы и встреча весны - красны, а позднее благодаря блинам масляным, которыми непременно угощали, праздник получил название Масленицы. Это один из древнейших праздников на Руси. Всю неделю веселились и стар и мал, провожая зиму, торопя приход весны. Сейчас этот праздник носит тоже массовый характер. Празднуют его везде: и в городах, и в сёлах. Дети его очень любят и с нетерпением ждут, с радостью к нему готовятся. Цель таких праздников - познакомить детей с эпизодами народных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника. Разучиваются обрядовые песни - хороводы, готовятся программы народных игр, потех, театрализованных представлений. Во время проведения праздников происходит радостное и светлое общение детей и взрослых. В нашем классе с детьми я проводила праздник Масленицу (Приложение 5). Дети нарядились в русские народные костюмы, как обязательные атрибуты праздника. Главное на масленице - это блины. Все гуляют и обильно друг друга ими угощают. Почему блины? Блин - это символ Солнца, чтобы растопить снежные заносы. Моя задача заключалась в том, чтобы дать детям представление о народном празднике, русском народном костюме, промыслах, обрядовой кухне и русском гостеприимстве.

Усвоение поэтических образов народного творчества лучше всего организовывать в игре. Усвоенные детьми, они сделают игру интересной, обогатят её содержание. В играх все равны: мама, папа, бабушка, дедушка, учителя, воспитатели. Не случайно психологи считают, что подлинное демократическое отношения между родителями и детьми возможно только в игре. И, прежде всего, положительное влияние на взаимоотношения оказывают игры с правилами традиционное средство народной педагогики.

Подвижные игры - не только увлекательное занятие. Они очень полезны для здоровья, так как развивают и укрепляют мышцы, воспитывают выносливость, улучшают обмен веществ. Они оказывают большое воздействие на умственное развитие детей и на развитие внимания. Играя, ребята должны запомнить правила, осмысленно и точно действовать, ведь во многих играх есть своя тактика! Подвижные игры служат и целям нравственного воспитания. Они способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Например, игра «Салки-пересекалки». Играющие дети выбирают водящего - салку. Салка считает до трёх, после чего все разбегаются, а салка ловит убегающих. Когда водящий ловит кого-либо, любой игрок, находящийся вблизи и желающий выручить товарища, может перебежать между водящим и убегающим. После этого водящий должен догнать перебежавшего или кого-либо из игроков. Таким образом, каждый из игроков, подвергая себя опасности, вместе с тем может выручить своего товарища. Чем больше человек знакомится с окружающим миром, взаимоотношениями людей, героями книг, тем он глубже познаёт себя. Оценка товарищей, самооценка помогает в познании того, что хорошо, что плохо. Усвоить всё хорошее помогает ребёнку правила честной игры, которые надо соблюдать в любой игре.

Правила эти таковы:

    • -Играй честно.

    • -Обидно, когда проиграешь, но не злись.

    • -Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

    • -Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся.

    • -Научи других тому, что умеешь сам.

    • -Будь стойким, не унывай при неудачах.

    • -Учись у других.

    • -Будь настойчивым, если что-то не получается; терпеливо добивайся успеха.

Эти правила дают возможность каждому сравнить свое поведение с поведением товарищей и с существующей нормой.

Большое воспитательное значение имеет коллективный анализ игры. При этом важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнение игровых действий. Анализ и оценка должны касаться не только техники выполнения, но и таких проявлении личности, как выдержка, настойчивость достижение цели, справедливость, взаимная выручка

В детских играх с правилами наиболее ярко прослеживается любовь русского человека к веселью, удальству. Среди них много игр, цель которых – развеселить, позабавить. Это игры - шутки, забавы с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами, выкупом фантов.

Исследователи русских народных игр отмечают, что во все времена они выполняют важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку развеселиться, развеяться, отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу.

Однако основная функция народных игр заключается в воспитании. Они способствуют в развитии мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу. Умение постоять за себя. Дети учатся преобразовывать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передаётся из поколения в поколение.

Характеризуя возраст младших школьников, педагоги, психологи и физиологи отличают огромную потребность детей в игре. Учитывая все особенности, мною организован кружок «Народные игры».

(Приложение 6)

Задачами нашего кружка стали:

  • -накопление детьми материала по устному народному творчеству (заучивание считалок, песенок, скороговорок, загадок и т. д.);

  • - умение детей рассказывать содержание и объяснить игру;

  • - воспитание у учащихся в процессе игры таких нравственных качеств, как любовь к родине и её народу, коллективизм, дружеское отношение к товарищам, а также развитие организаторских способностей.

Если мы вспомним игры детей лет 20 назад, то отметим их большее разнообразие и значимость в детской жизни. То, что народные игры почти исчезли из детства, имеет достаточно глубокие объективные причины. Но, помня, что народные игры как жанр устного народного творчества являются нашим национальным богатством, мы должны сделать их достоянием наших детей.

На вводном занятии кружка детям был задан вопрос: « Любите ли вы играть в народные игры?» Дети дружно отвечали: « Да!» На вопрос: « Какие игры вы знаете, в какие особенно любите играть?». Были названы жмурки, кошки - мышки, салочки. Предложение научиться играть в несколько народных игр, в которые, возможно, играли их дедушки и бабушки, папы и мамы, чтобы затем обучить этим играм своих друзей, было встречено восторгом.

Детям было предложено самим находить новые считалки, песенки, игры.

При любой выработанной форме работы по нравственному воспитанию хлопот, конечно, много. Нужна хорошая организация, общая, увлечённость целью, но дело стоит того, потому что достоинство народной культуры состоит в том, что в ней заключены устойчивые ориентации для формирования лучших черт национального характера, трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к отчей земли. Трудно переоценить благотворное воздействие этих идеи на сохранение душевного здоровья ребёнка - будущего взрослого, воспитателя следующего поколения детей

Трудно «замерить» результаты нравственного развития учащихся, да еще в таком возрасте. Но трудности в замерах не означают, что нам, педагогам, этим не надо заниматься. Надо помнить, что нравственные убеждения, которые психологи считают главным результатом нравственного воспитания, складываются у человека в мировоззренческую систему в юности. Но формирование нравственных представлений ребенка начинается в детстве. Система нравственных убеждений складывается иногда всю жизнь, ведь человека можно переубедить, разубедить в том, в чем он, казалось, был уверен. Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека. Как отслеживать этот внутренний процесс педагогу? Учитель имеет интуитивные представления о нравственном уровне своих учеников, и они по большей части соответствуют действительности, ведь учителя, воспитатели в начальной школе очень близки и открыты детям – общаясь с детьми, они сохраняют и культивируют в себе детскость и творчество, без чего нельзя работать с детьми этого возраста. И, самое главное, они видят учеников своих не только на уроках, а ведь поведение ребенка, его поступки, их мотивы, если учитель их наблюдает и анализирует, говорят педагогу об уровне нравственной убежденности, дефектах нравственного воспитания и нравственных представлениях детей гораздо точнее и серьезнее, чем слова.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru