I информация об опыте Условия возникновения, становления опыта



Скачать 257.01 Kb.
НазваниеI информация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Дата17.07.2013
Размер257.01 Kb.
ТипДокументы
источник


Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район»


Использование технологии проектного обучения на уроках информатики и ИКТ как средства повышения мотивации и креативности мышления


Черных Елена Ивановна, заместитель директора по учебной работе, учитель информатики и математики МБОУ СОШ № 1 с УИОП г. Нового Оскола


Новый Оскол

2012


Содержание:


Информация об опыте ……………………………………………….


3

Технология опыта ……………………………………………………


8

Результативность опыта ……………………………………………..


12

Библиографический список ………………………………………….


14

Приложение к опыту …………………………………………………


15



РАЗДЕЛ I

Информация об опыте

^ Условия возникновения, становления опыта.

МБОУ СОШ № 1 с УИОП находится в центре г. Новый Оскол, является старейшим учебным заведения города, функционирует с 1905 года. Режим работы школы: одна смена, 1-е классы занимаются по пятидневной неделе, 2-11-е – по шестидневной. Количество учащихся 1 – 11-х классов – 521, учащихся 5 – 11-х классов, изучающих информатику и ИКТ, - 225.

С 1996 года школа работает в режиме учебного заведения с углубленным изучением отдельных предметов. С 2005 года в школе реализуется предпрофильная подготовка и многопрофильное обучение. Учащиеся занимаются в классах с углубленным изучением отдельных предметов, в профильных классах и группах, где осуществляется целевая дифференциация на третьей ступени обучения.

Изучение информатики как отдельного предмета начинается с 5-го класса (1 час в неделю), продолжается в 8-9-х классах (в 8 классе – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю), в 10-11-х классах – на базовом уровне 1 час в неделю, на профильном – 4 часа в неделю и 3 часа отводится на изучение элективных курсов по информатике.

Оснащенность школы дидактическим материалом, техническими средствами обучения соответствует современным требованиям. В школе работают два кабинета информатики, оснащенные современной компьютерной техникой, имеется высокоскоростной доступ к сети Интернет. Работа кабинетов информатики организована так, чтобы каждый учащийся имел доступ к компьютеру в течение учебного дня как для подготовки к урокам информатики, так и для работы над проектами, в которых используются новые информационные технологии. Последнее обстоятельство позволяет увеличить объем внеурочной деятельности учителя для индивидуальной работы с учащимися по проектной методике, которая позволяет раскрыть творческий потенциал учеников, осуществить дифференцированный подход к личности, повысить мотивацию обучения, компенсировать недостающее учебное время и как результат сформировать высокий уровень знаний и умений по информатике, повысить результативность обучения.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели. Для определения уровня мотивации учащихся была применена методика определения направленности интереса школьников к содержательной и процессуальной стороне учения. Анкетирование проводилось в начале учебного года в 8 Б классе. В результате были получены следующие данные:

Таблица 1

Направленность ориентации школьников

Процент от числа опрошенных

8 Б

^ Содержательная сторона:

Занимательность

Факты

Суть явлений


87

62

51

Процессуальная сторона:

Процесс действий

Поисково-исполнительская

Творческая деятельность


67

49

40

Для определения уровня креативности была использована методика Джонсона. Опросник креативности фокусирует внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. В результате были получены следующие данные:

Таблица 2

Уровень креативности (%)

8 Б

Очень высокий

5

Высокий

18

Нормальный, средний

47

Низкий

24

Очень низкий

6

В результате проведенной предварительной диагностики было выявлено, что в содержательной стороне учения учащихся больше привлекает занимательность, чем факты и суть явлений, в процессуальной стороне - процесс действий, чем поисково-исполнительская и творческая деятельность; уровень креативности преобладает средний. На основании полученных данных было начато внедрение технологии проектного обучения в образовательный процесс, способствующей повышению мотивации и результативности обучения.

^ Актуальность опыта.

Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создавать условия для формирования такой личности. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым и относится технология проектного обучения.

Проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ:

  • создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;

  • формирует чувство ответственности за выполняемую работу;

  • создает условия для отношений сотрудничества между учащимися;

  • формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях;

  • способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;

  • позволяет создать реальный продукт.

Можно высказать предположение, что данная технология просто незаменима на уроках информатики и ИКТ. Проблема применения технологии проектного обучения в таком аспекте еще не до конца изучена и постоянно возникает множество вопросов и споров. Этим и продиктован выбор данной темы.

Опыт направлен на решение следующих задач:

    1. Формирование у учащихся основных компетентностей: информационной, коммуникативной, учебно-познавательной.

    2. Формирование мотива учения – важнейшего компонента деятельности учащихся.

    3. Создание благоприятных условий для развития творческой личности ученика.

    4. Повышение результативности обучения на уроках информатики и ИКТ через проектную деятельность.

Практическая ценность работы состоит в том, что приведенные примеры и результаты исследований могут быть использованы учителями в процессе преподавания информатики и ИКТ.

^ Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для повышения результативности обучения учащихся, развития их творческих способностей, эффективного применения технологии проектного обучения при решении интеллектуальных задач из любой сферы учебной деятельности.

Данная технология в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи развивающего обучения: учащийся из объекта познавательной деятельности превращается в субъект.

^ Длительность работы над опытом.

Методика работы по технологии проектного обучения отрабатывается пятый год. Работа над опытом ведется поэтапно с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности учащихся, их умением добывать самостоятельно знания и использовать их в своей повседневной жизни до момента выявления результативности.

^ Диапазон опыта.

Представленный опыт работы является единой системой урочной и внеурочной деятельности. Проектная технология применяется в 8 – 11-х классах на отдельном уроке, в системе уроков, в системе интегрированных уроков, в организации исследовательской деятельности учащихся и творческих проектов. Исполнение проектов может быть индивидуальным, парным, групповым, состав исполнителей проекта зависит от характера и объема проекта. Темы проектов могут быть интегрированными с любыми предметными дисциплинами или быть монопредметными, независимо от количества участников и типа проекта.


^ Теоретическая база опыта.

Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов в 20 – е годы прошедшего столетия в США был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Х. Кильпатриком. В России идея проектного обучения возникла практически параллельно с разработками американских педагогов.

При работе над темой опыта использовались идеи доктора педагогических наук Е. С. Полат [2], система развивающего обучения Л.А. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова [4], система проблемного обучения М. М. Махмутова, А. М. Матюшкина[5].

Теоретической базой данного опыта является дидактическая теория:

  1. Развивающего обучения. Развитие детей в данной системе понимается как общее развитие личности - развитие ума, воли и чувств.

  2. Проблемного обучения. Оно заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащегося и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющего деятельность учащегося.

Е.С. Полат  обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии  современной дидактики следующим образом:

- в условиях все еще существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;

- это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс  успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

- это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающийхся, их самостоятельность, доброжелательность по  отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией [2, 15-16].

Проектная методика  - это  педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.

Проектная технология предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использование учителем данной технологии делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремлённым. Обязанность учителя – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной, познавательной деятельности.

Преимущества проектной технологии: развитие творческих способностей, уверенности в своих силах, социальных умений, когнитивных умений, системное закрепление знаний по другим предметам.

Внедрение проектной технологии в учебный процесс позволяет:

    • повысить познавательную активность учащихся;

    • поднять имидж учащегося (изготовление проекта самостоятельно: от идеи до воплощения в реальность), учителя (обучение школьников передовой технологии);

    • активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, стремление к созиданию).

Реализация технологии проектного обучения на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

^ Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в комбинировании методик и технологии проектного обучения и информационных технологий, что позволяет совместить решение двух, казалось бы, несовместимых задач: творческую активность индивида в рамках технологического процесса.

Проектная педагогическая технология в настоящее время обеспечена новыми информационными технологиями, которые в полной мере используются участниками проектной деятельности:

- компьютерные коммуникации позволяют получить доступ к любой информации, опубликованной в сети Интернет, то есть решить проблему информационного обеспечения;

- участники проекта общаются между собой с помощью компьютерных сетей;

- результаты работы оформляются в виде интерактивных документов, используются в качестве дидактических средств обучения, автоматизированных систем обработки информации т. п.;

- при создании информационных моделей используются технологии обработки различных видов информации, которые позволяют проводить эксперименты, корректировать модель, делать выводы, прогнозы.

Таким образом, на каждом этапе работы над проектом компьютер используется как эффективное средство обработки информации, как источник информации и как способ коммуникации между участниками проекта.

^ Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

Учебно-методические комплекты и уровни обучения:

- автор Угринович Н. Д.: УМК «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов, УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, базовый уровень, УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, профильный уровень;

- автор Семакин И. Г. и др.: УМК «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов, УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, базовый уровень, УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, профильный уровень;

- автор Макарова Н. В.: УМК «Информатика и ИКТ. Учебник. 8–9 класс», «Информатика и ИКТ. Практикум. 8–9 класс», «Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс. Базовый уровень», УМК «Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень», «Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень», «Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10–11 класс. Базовый уровень».

Возрастные ограничения: 8-11 классы.


^ РАЗДЕЛ II

Технология описания опыта

Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся и повышения результативности обучения через проектную деятельность.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

Задачи:

  1. Ипользование в практике работы системы уроков информатики и ИКТ, построенных на основе проектной технологии.

  2. Создание условий способствующих деятельному освоению учащимися алгоритма работы над индивидуальными, групповыми исследовательскими и творческими проектами.

  3. Внедрение в педагогическую практику исполнение учащимися проектов по другим школьным дисциплинам с использованием новых информационных технологий.

  4. Определение уровня сформированности содержательно-процессуальной мотивации обучаемых.

  5. Изучение уровня креативности учащихся.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность.

Для реализации проектной технологии на уроках информатики и ИКТ используются активные методы обучения: алгоритмический, эвристический, проблемно – иллюстративное изложение нового материала, проведение эксперимента.

Для организации занятий применяются такие формы как: лекция, консультация, презентация (Приложение №1), беседа, зачет, лабораторная работа, самостоятельная исследовательская работа, и педагогические приемы: моделирование, мозговой штурм, деловая игра (Приложение №2), перенос известной модели на новое явление, восстановление неизвестной части информации.

Проектная технология предполагает использование индивидуальной, групповой исследовательской и творческой деятельности учащихся.

^ Исследовательский проект требуют продуманной системы, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Исследовательский проект предполагает: аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы, обозначение целей, определение источников информации, разработку путей решения проблемы, обсуждение результатов каждого этапа, оформление результатов исследования, практическое внедрение.

При создании данного проекта прослеживаются все признаки исследовательской деятельности (Приложение №3).

^ Индивидуальный творческий проект как домашнее задание. Любой проект, выполняемый с использованием компьютерных технологий, является творческим, даже если при выполнении проекта доминирует технологическая или академическая составляющая. При оформлении проекта в виде презентации, при создании графиков, схем, подборе фонов, иллюстраций и т. п. учащиеся проявляют творческие способности, свое видение объекта изучения, свой взгляд на связь этого объекта с другими объектами мира (Приложение №4).

Проект как творческое домашнее задание повсеместно применяется в системе уроков. Для организации такой деятельности учащихся подходит учебная тема, при которой изучение технологии идет по нарастающей. От урока к уроку знания учащихся расширяются и углубляются. Кроме того, изучаемый материал должен позволять разработать индивидуальные творческие задания. Проектная технология обучения применяется при изучении тем «Технология создания презентаций» (Приложение №5), «Технология создания Web – сайтов» (Приложение №6), «Технология создания анимации» (Приложение №7, №8).

^ Групповой творческий проект, как правило, не имеет детально разработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру проекта и конечному результату. Учитель является координатором проекта.

Работа над проектом строится в несколько этапов:

Подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, определением целей и задач. Учитель формулирует тему, цель, задачи проекта.

^ Организационный этап. Учитель организует разбивку на группы. Каждой группе предлагается список состава, чтобы ученики, в соответствии со своими желаниями и возможностями определили свою роль в подготовке проекта и спланировали свою деятельность. Ученики по своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом.

^ Исследовательский этап. На этом этапе осуществляется поиск материала, проводится систематизация собранной информации, оформляются результаты.

Источниками данных для работы над проектом могут быть: ресурсы сети Интернет, вспомогательная литература, лекционный и практический материал уроков.

^ Реализация проекта. На этом этапе ученики оформляют проект с помощью компьютера, готовятся к защите проекта.

Защита проекта. Одна группы защищает проект. Участники других групп задают вопросы. Идет обсуждение проблемы.

^ Оценка результатов. Для оценки проектных работ используются общие критерии: самостоятельность работы над проектом, актуальность и важность темы проекта, полнота раскрытия темы, раскрытие содержания проекта, артистизм и выразительность выступления, использование средств наглядности, новых информационных технологий (Приложение №9).

Далее реализацию проектной технологии на уроках информатики и ИКТ в данном опыте представлена на примерах изучения конкретных тем по УМК Н. В. Макаровой: «Графическая информация. Прикладная среда графического редактора Paint» (8 класс), «Текстовая информация. Прикладная среда текстового процессора Word» (8 класс); по УМК Н. Д. Угриновича «Базы данных. Система управления базами данных Ассess» (11 класс).

На изучение темы «Графическая информация. Прикладная среда графического редактора Paint» в базовом курсе информатики и ИКТ в 8 классе отводится 5 часов. За это время учащиеся должны познакомиться с прошлым и настоящим компьютерной графики, изучить способы представления графической информации в компьютере, получить начальные сведения о назначении и основных возможностях графического редактора, сформировать навык работы в графическом редакторе.

В ходе изучения данной темы после разбора теоретического материала, учащимся предлагается выполнить проект «Чертеж дома вашей мечты». Подготовительным этапом работы над проектом является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе Paint, подготовка чертежа на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе.

На таких уроках целесообразно использовать групповую форму работы. В связи с этим ученикам приходится решать, кроме образовательной, коммуникативную задачу – необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат.

В изучении темы «Графическая информация. Прикладная среда графического редактора Paint» применение проектной методики вполне оправдано. Отработка навыков работы в графическом редакторе Paint с использованием данной технологии позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями.

На освоение темы «Текстовая информация. Прикладная среда текстового процессора Word» в 8 классе по программе выделяется 8 часов. За это время необходимо дать ученикам представление о природе электронного текста, раскрыть положительные и отрицательные стороны электронного текстового документа, объяснить каким образом кодируются символы для хранения в памяти компьютера и сформировать навыки работы в текстовом процессоре. Но простое выполнение тренировочных упражнений не дает высоких результатов, потому что ученик не представляет, где и в каком случае он сможет применить полученные навыки.

Поскольку изучается текстовый процессор Word, предназначенный для работы с текстом, надо работать с текстом, подобранным самими учениками, интересным для них и познавательным. В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому.

На уроках информатики они должны набрать заранее подготовленный текст на компьютере, отформатировать его, подобрать и вставить подходящие иллюстрации. Так же это задание дает возможность учащимся усовершенствовать свои навыки работы с клавиатурой. Итогом работы с данными проектами становится выставка работ учащихся.

Сравнивая работу с текстовым процессором в «режиме упражнений» и в «режиме выполнения проекта» можно сказать, что подобная работа позволяет ученикам осознать преимущества работы с электронным текстом, и увидеть возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике (Приложение №10).

На первом уроке изучения темы «Базы данных. Система управления базами данных Ассess» в 11 классе при постановке целей и актуализации изучения данной темы учащимся объявляется, что результатом изучения этой темы станет создание и защита индивидуальных проектов – баз данных, созданных по любой теме, выбранной самими учениками, исходя из их интересов и требований к данной работе. На первых уроках учащимся рассказывается об этапах создания баз данных, которые они должны пройти для создания своих проектов. На последующих уроках процесс изучения нового материала и получения новых умений происходит с большим интересом и активностью, т. к. ученикам предстоит применить все это при реализации собственного продукта. В процессе изучения данного раздела учитель контролирует, координирует и оценивает промежуточные этапы работы над проектом (структура базы данных, база данных на бумажном носителе, связанные таблицы, возможные запросы, отчеты и т. д.).

Важным шагом при работе с проектом является выбор темы. Учащиеся должны выбрать тему не только интересную себе, но должны предположить интерес других учащихся или возможность заинтересовать учащихся при защите своей работы. Ученики должны учитывать специфику программы и подобрать материал способный реализовать проект по всем предъявляемым требованиям (количество связанных по ключевым полям таблиц, количество полей, записей, наличие числовых, текстовых, логических и OLE полей, количество созданных отчетов, запросов и т. д.).

Другим важным этапом создания проекта является его реализация на компьютере, благодаря этому этапу учащиеся закрепляют, все то, что было изучено на уроках, а некоторые из них изучают и дополнительный материал, они приобретают опыт работы с программой, закрепленный интересом к создаваемому программному продукту.

^ При защите ученики рассказывают о причинах и актуальности выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее оригинальность, описывают проблемы, возникшие при создании проекта и пути их реализации, представляют полученную базу данных. Выслушиваются мнения и рекомендации одноклассников, учителя. Учащиеся тем самым приобретают не только необходимые знания умения и навыки по данной теме, но и возможность самостоятельно пройти все этапы и создать свою индивидуальную базу данных.

^ При изучении тем информатики, не имеющих компьютерной поддержки проектная технология незаменима. Она позволяет более полно, всеобъемлюще рассматривать материал уроков и поддерживать интерес учащихся при изучении данных тем.

Отработка навыков работы в различных программах с использованием проектной технологии позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями. Именно на уроках информатики и ИКТ проектная технология может быть использована в полной мере, т. к. на этих уроках чаще всего используется самостоятельная работа за компьютером, используется метод дифференцированного и индивидуального обучения. Учащиеся всех возрастов с интересом знакомятся с работами других и с помощью учителя учатся оценивать их. В ходе таких просмотров у участников происходит рефлексия относительно своего проекта (Приложение №11).

Все выше перечисленные формы, методы, приемы и средства учебно-воспитательной работы соответствуют указанному возрастному диапазону учащихся.


^ РАЗДЕЛ III

Результативность

Для определения результативности внедрения технологии проектного обучения в образовательный процесс через несколько лет было вторично проведено определение уровня мотивации и уровня креативности учащихся. Для определения уровня мотивации была применена методика определения направленности интереса школьников к содержательной и процессуальной стороне учения. Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что для большинства учащихся важнее стало с содержательной стороны разбираться в сути явлений, а с процессуальной стороны привлекает поисково-исполнительская и творческая деятельность.

Таблица 3

Направленность ориентации школьников

Процент от числа опрошенных учащихся

10-й класс

^ Содержательная сторона:

Занимательность

Факты

Суть явлений


59

77

79

Процессуальная сторона:

Процесс действий

Поисково-исполнительская

Творческая деятельность


53

69

71

По результатам проведения опросника креативности были получены следующие данные:

Таблица 4

Уровень креативности (%)

10-й класс

Очень высокий

16

Высокий

38

Нормальный, средний

46

Низкий

0

Очень низкий

0

Уровень креативности изменился в сторону очень высокого и высокого, низкий и очень низкий отсутствуют.

Эффективность применения проектной технологии обучения подтверждается динамикой показателя качества знаний учащихся и степени обученности за последние несколько лет. Мониторинг качества знаний учащихся и степени обученности по информатике и ИКТ проводился по методике И. Я. Конфедератова.

Таблица 5

Учебный год

Качество знаний (%)

Степень обученности (%)

2007-2008

79

73

2008-2009

80

73

2009-2010

83

77

2010-2011

85

76

2011-2012 (I полугодие)

89

80

Ежегодно в качестве экзамена по выбору выпускники 9-х, 11-х классов в период государственной (итоговой) аттестации отдают предпочтение информатике и ИКТ и показывают следующие результаты:

Таблица 6

Учебный год

Класс

Форма сдачи экзамена

Качество знаний (%)

Успев-ть (%)

Средний балл

Средняя оценка

2007-2008

9 Б

Традиционная

100

100

-

4,1

2009-2010

9 А

Традиционная

100

100

-

4,3

11 Б

ЕГЭ

-

100

68

-

2010-2011

9 Б

Новая форма

100

100

22,50

4,75

Высокий уровень обученности проявляется в успешном участии учеников в олимпиадах и конкурсах по информатике и ИКТ, где они добиваются высоких результатов на протяжении ряда лет(Приложение №12).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что:

  1. Проектная методика является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность и общее интеллектуальное развитие.

  2. В ходе проектной деятельности развиваются основные компетенции: информационная, коммуникативная, учебно-познавательная.

  3. Проектная технология развивает творческие способности учащихся и дает возможность для самовыражения.

  4. Использование технологии проектного обучения на уроках информатики и ИКТ способствует повышению результативности обучения.

Библиографический список:


  1. Питерсон Л. Г. Дидактические принципы развивающего обучения/ Л. Г. Питерсон. - М.: Школа, 2006. – 220 с.

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, в 2-х томах/ В.Г. Бочарова, К. Я. Вазина, А.М. Кушнир, О. Г. Левина и др. - М.: НИИ школьных технологий образования, 2006. – 816 с.

  4. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения/ Селевко Г. К. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 180 с.

  5. Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основания образовательных технологии/ Бершадский М. Е., В. В. Гузеев.- М.: Педагогический поиск, 2003. – 250 с.

  6. Макарова Н.В. Практикум. 8-9 класс/ Под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПБ.: Питер, 2010. – 384 с.

  7. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Изд. 2-е, испр./ Н. Д. Угринович, л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2004. - 394 с.

  8. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 187 с.

  9. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/ Л. А. Залогова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с.

  10. Угринович Н. Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс: Учебное пособие/ Н. Д. Угринович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 200 с.

  11. Монахов М. Ю. Создаем школьный сайт в Интернете. Элективный курс: Учебное пособие/ М. Ю. Монахов, А. А. Воронин. – 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 128 с.

  12. Дубов В.М. Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках информатики // Профильная школа. - 2006. - №6. – с. 10-12.

  13. Информатика. Еженедельная методическая газета для учителей информатики: www.1september.ru.



Приложение


  1. Приложение №1 – Компьютерная презентация «Файлы и файловая система» (электронное приложение к уроку).

  2. Приложение №2 – Разработка занятия элективного курса «Технология создания сайтов» по теме «Основы HTML» (электронное приложение).

  3. Приложение №3 – Исследовательский проект «Социологический опрос».

  4. Приложение №4 – Индивидуальный творческий проект «Модель процесса».

  5. Приложение №5 – Проект - компьютерная презентация «Интернет – глобальная телекоммуникационная сеть» (электронное приложение).

  6. Приложение №6 – Проект – web – сайт «Быть молодым – быть здоровым!» (электронное приложение).

  7. Приложение №7 – Проект в Corel R. A. V. E. – «Фотоальбом» (электронное приложение).

  8. Приложение №8 – Проект на Delphi «Графика + Анимация» (электронное приложение).

  9. Приложение №9 – Групповой творческий проект - компьютерная презентация «Наша Родина – наше Белогорье» (электронное приложение).

  10. Приложение №10 – Разработка урока информатики и ИКТ «Прикладная среда текстового процессора Word» в 8 классе.

  11. Приложение №11 – Статья «Метод проектов как средство реализации личностно-ориентированного обучения в преподавании информатики и ИКТ в профильных классах» //Секреты мастерства: Из опыта работы педагогов Белгородской области. Выпуск 1/Отв. Редактор Н. С. Сердюкова. – Белгород: Изд-во Бел РИПКППС, 2011 – 263 с.

  12. Приложение №12 – Результативность участия школьников в олимпиадах и конкурсах по информатике и ИКТ.



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru