Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана и реализуется на основе следующих документов: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 статьи 9,15,32 (ред. от 27.12.2009)"Об образовании". Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г №2783; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312; Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.04 № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся"; Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Примерные программы по предметам. Закон Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»; Закон Белгородской области от 4.06. 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»; Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»; Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»; Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году» от 13.05.2010 г. №9-06/2729-ВА.
Изучение русского языка на профильном уровне (10-11 классы) направлено на достижение следующих целей:
Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования; Углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, её функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; Овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Программа рассчитана на 207 учебных часов (10-11 класс). Из них 105 ч. В 10 кл. (3 часа в неделю) Используемый учебник: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. «Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М. «Вербум-М, 2007» Контрольное тестирование в 10-м классе – 4 часа, в 11-м классе – 4 часа; Сочинение в 10-м классе – 4 часа, в 11-м классе – 4 часа; Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи. ^
В результате изучения русского языка ученик должен знать и понимать: строение текста, соотношение языка, речи и слова; основные сведения о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках; системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; строение текста, средства, создающие его цельность и связность; понятие языковой нормы, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка; компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь: правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы русского литературного языка; анализировать и строить тексты разных жанров, типов речи и стилей; уместно употреблять синонимы и фразеологизмы; различать паронимы и употреблять их в речи; производить все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, орфографический, морфологический, синтаксический, пунктуационный); производить анализ текста; пользоваться разными типами словарей и справочников; принимать участие в дискуссиях на различные актуальные темы, в том числе лингвистические; аргументировать свою точку зрения; редактировать тексты; составлять конспекты (подробные и сжатые), составлять планы разного характера (краткие, подробные, цитатные, тезисные).
^
Раздел в учебнике | 10 класс | 11 класс | Вводный урок | 1 | 1 | О русском языке, о русской речи | 11 | 12 | Текст как речевое произведение. Понимание текста – процесс творческий. От анализа текста к изложению. Сочинение – это тоже текст. |
16 |
16 | Система языка | 4 | 3 | Фонетика, орфоэпия, графика | 9 | 4 | Лексика, фразеология | 15 | 8 | Словообразование, состав слова, орфография | 5 | 7 | Морфология | 28 | - | Синтаксис | - | 22 | Пунктуация | - | 17 | Повторение, контрольные упражнения | 13 | 12 |
^ Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям: - учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя; - учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации; - учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. ^ , выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, тестовые работы, проверочные работы разных видов… ^ Введение в науку о языке. Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире. Языковая норма, её основные признаки и функции. Основные виды норм современного русского языка. Языковая система языка. Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицам. Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Изобразительные средства фонетики русского языка. ^ Слово - основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления. Фразеологические единицы русского языка. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи. ^ Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Словообразовательные средства выразительности речи. Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи. Орфография. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Трудные случаи орфографии. ^ Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Правила успешного речевого общения. Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Овладение приёмами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста. Культура речи и её основные аспекты. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Список литературы Литература для учителя 1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000 2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978. 3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. 4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988 5. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003. 6. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994 7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.—М., 1994. 8. Степанова Л.С. Система работы с текстом. – М., Вербум-М, 2005. 9. Шанский Н.М. Лингвистический анализ текста. – М.: Просвещение, 2003. 10. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. – М., КомКнига, 2006. 11. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М.: КомКнига, 2006. 12. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: Едиториал УРСС, 2004. 13. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. — М.,1995 14. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999 15. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В., и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009. 16. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009. 17. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс/НП «РОСТ» авторы-составители Пасичник И.В. Литература для учащихся 1. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. — М., 1998. 2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 1998. 3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997. 4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. — М., 1990. 5. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.).—М., 1996. 6. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — М., 1997. 7. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. — М., 1998. Календарные сроки | Уроки
| Тема учебного занятия | Основные компетенции филологического образования (содержание и виды работы учащихся) // Формирование универсальных учебных действий | ^ |
Подготовка к ГИА, ЕГЭ |
Использование ресурсов кабинета, ИКТ | Коммуникативная | Лингвис- тическая | Культуровед- ческая | | | |
| 1 | ^ Роль языка в обществе и в жизни каждого человека. |
|
|
|
| Общие сведения о форме итоговой аттестации. | Демонстрация КИМов. |
| 2 | ^ Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа. |
|
|
|
| Упр. 1,2,3,5,10,39; А12, А31, А29, А23, А26. |
|
| 3 |
Русский язык в жизни современного человека. |
|
|
|
|
Текст – рассуждение. | Демонстрация матер: « Язык деловых бумаг», «Язык рекламы», «Язык телефон. общения», «Язык SMS»… |
| 4 |
Культура речи. Языковая норма. Качество хорошей речи. |
|
|
|
| Упр. 6,9,14, 15; А29, А30, В6. Т.Я.Фролова «Русский язык. Практикум»,с.19,80 | Таблица «Основные признаки и функции языков. нормы» |
| 5 | Словари как отражение истории и культуры русского народа. |
|
|
| | Словари.В8; Упр: 22,23,32,37. |
|
| 6 | Урок-практикум. Типы и стили речи. |
|
|
|
| Упр.11,12,25,27,28; А30,А3,А9,А12;В2. | Примерные характеристики |
|
7-8 |
Уроки-семинары по теме: «Язык и речь». |
|
|
|
| Материал для задания С. (к ЕГЭ) | Рефераты и презентации учащихся |
| 9-10 | Р.р. Сочинение о русском языке. Анализ сочинения. |
|
|
|
| Сочинение-рассуждение | Упр.39; демонстрация тем на экране. |
| 11-12 | ^ Анализ контрольной работы по теме «Язык и речь» |
|
|
|
| Заглавие, микротемы текста |
|
|
13 | ^ Урок-беседа. Что такое текст? |
|
|
|
| А7,А8, задание С (критерии К1,К3) | Таблица «Признаки текста» |
| 14 | Основные средства связи между предложениями в тексте. |
|
|
|
| А12,А31,А10,А26;В6, В7. | Демонстрация текста. |
| 15 | Понимание текста – процесс творческий. Диалог с текстом. Ключевые слова в тексте. |
|
|
|
| У.42,45,47,50, 51; А13,А9,С (К1-К3) | Демонстрация текста. |
| 16-17 | Урок-практикум. Комплексная работа с текстом. |
|
|
|
|
|
|
| 18-19 | ^ |
|
|
|
| Упр.63. | Печатные тексты-миниатюры |
| 20 |
От анализа текста к изложению. |
|
|
|
| Упр.66,67,68,69; А12,А31,А14,А6. Т.Я.Фролова,с.34,38, 40-46 | План анализа |
| 21 | Сочинение – это тоже текст: от авторского замысла к тексту. |
|
|
|
|
Упр.82,85,89,90. | План сочинения |
| 22 | Особенности зачина. Как сделать цитату частью текста. Как самостоятельно сформулировать тему сочинения. |
|
|
|
| Упр.94-97; А22,А10,А26,А27; В5. | Демонстрация зачинов сочинений. |
|
23-24 | Урок-практикум. Подготовка к сочинению (анализ темы, составление плана, выбор эпиграфа, вариантов зачина, работа над ключевыми словами, отбор цитат). |
|
|
|
|
Упр.62,82. |
Демонстрация рабочих материалов |
| 25-27 | Редактирование черновиков, саморедактирование, взаиморецензирование. |
|
|
|
| Упр.40,41,94,97. |
|
| 28 | Система языка. Урок-семинар. Система русского языка: её единицы, их функция и иерархия. |
|
|
|
|
|
таблица |
| 29 | Значение понятий языковой системы. Уровни языковой системы. |
|
|
|
| Упр.100,101, А1,А2,А11,А12,А31, В1,В2. | таблица |
| 30 | Разные виды языкового разбора. |
|
|
|
|
| Печатный вариант всех видов разбора (1,2,3,4,5) |
| 31 | ^ |
|
|
|
| А1,А2,А11,А12,А31; В1,В2 | Печатный вариант всех разборов |
| 32 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Урок-семинар «Звуки русского языка». |
|
|
|
| Стр. 96,98 | Карточки «Звуки речи» |
| 33 | Урок-семинар «Особенности русской графики». |
|
|
|
| Стр. 96,98 |
|
| 34 | Урок-практикум. Фонетический разбор. Фонетическая транскрипция. |
|
|
|
|
А1,А2; В1 | примерный вариант разбора (цифра 1) |
| 35 | Орфоэпия. Орфоэпический словарь. Слог и ударение. |
|
|
|
| Упр.120,121,128; А1,А2,А12,А31 |
|
| 36-37 | Звуковые особенности поэтического текста. Аллитерация и ассонанс. Звуковая гармония. |
|
|
|
|
А12,А31; В8 |
|
| 38- 39 | ^ , «Орфоэпия», «Графика». |
|
|
|
| А1 –А6 | Варианты тестов |
| 40- 41 | Лексика. Фразеология. Слово как единица языка. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики. |
|
|
|
| А12,А31,А3,А29 | Схема «Основные понятия лексики»» |
| 42 | Слово в словаре. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. |
|
|
|
| работа с разными словарями |
|
|
43- 44 |
Многозначность и омонимия. Переносное значение как основа тропов. |
|
|
|
| работа с толковыми словарями и со словарём омонимов | Демонстрация текста |
| 45- 46 | Синонимы и антонимы. Стилистическая окраска слов. Контекстуальные синонимы и антонимы. |
|
|
|
| Работа со словарями синонимов и антонимов | Демонстрация текста |
|
47-48 |
Урок-практикум. Паронимы. Употребление их в речи. |
|
|
|
| Работа с КИМами 2008,2009,2010г. (задания А3) | Схема-определение «Паронимы» |
| 49 | Урок-практикум. Лексический разбор слова. |
|
|
|
| Задание А3 | план лексического разбора (цифра 5) |
| 50 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. |
|
|
|
| Работа с текстом | Печатные варианты текста |
| 51-52 | Лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте. |
|
|
|
| Работа с текстом | Демонстрация текста |
|
53-54 |
Фразеологизмы. Фразеологические словари. |
|
|
|
| Работа фразеологич. слов-ми; написание соч.- миниатюры с испол. фразеолог-в | Демонстрация фразеологических оборотов по группам их значений |
| 55 | ^ |
|
|
|
| Работа с тестовыми заданиями в контр. работе | Печатные варианты контр. работы |
| 56 | Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение по тексту В.Абраменковой («Детская игрушка во все времена….»)
|
|
|
|
| Написание сочин.- рассуждения (КИМ – 2006-2007 г.г.) | План сочинения- рассуждения
|
|
57 | Морфемика. Словообразование. Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие. Актуализация ключевых понятий по теме. |
|
|
|
| А13, А15, А16; Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», с.10,13,61,65. | Перечень ключевых понятий по разделу «Морфемика» |
| 58 | Многозначность и омонимичность морфем. Характер использования исконных и заимствованных морфем. |
|
|
|
| Разные типы заданий А | Демонстрация иноязычных приставок и их значений |
| 59-60 | Словообразование. Способы словообразования. |
|
|
|
| Задание В1 | Таблица «Способы словообразования» |
| 61 | Урок-семинар по темам «Морфемика» и «Словообразование». |
|
|
|
|
Работа с КИМами | Задания для отработки |
| 62 | ^ |
|
|
|
| Отработка заданий по данным темам | Печатные варианты тестов |
| 63 | Морфология. Ключевые понятия раздела «Морфология». Знаменательные и служебные части речи. |
|
|
|
|
Задания А13, А11, В2, В8 | Таблица «Знаменательные и служебные части речи» |
|
64-65 | Практикум. Морфологический принцип написания. Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи. |
|
|
|
| Словарные диктанты по данным темам |
Демонстрация примеров |
| 66-67 | Практикум. Язык в действии. Имя существительное. Понимание слова в действии. |
|
|
|
| Материал по теме «Имя сущ-ное» | Работа с текстом |
|
68-69 | Практикум. Имя прилагательное, функционирование его в тексте. |
|
|
|
| Материал по теме «Имя прил-ное» |
Работа с текстами |
| 70-71 | Практикум. Имя числительное, функционирование его в речи. |
|
|
|
| Материал по теме «Имя числит-ое» | Таблица «Склонение числ.» |
|
72-73 |
Местоимение. Текстообразующая роль местоимений. |
|
|
|
| Комплексный анализ текста; задания В3,В8 | Демонстрация текста |
| 74 | Глагол. Многообразие грамматических форм. Типы спряжения. |
|
|
|
| Т.Я.Фролова «Русский язык. Практикум», с.102 | Таблица «Спряжения глагола» |
| 75 | Категория вида, возвратности, переходности, наклонения, времени. |
|
|
|
|
Задания типа В3 | таблицы |
| 76 | Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте. |
|
|
|
| Стили и типы речи; видовые пары глаголов |
Мини-тексты для анализа |
| 77 | ^ |
|
|
|
| Задания по типу А и В в КИМах | Печатные варианты тестов |
|
78-79 | Причастия действительные и страдательные. Словоизменение полных и кратких причастий. Роль причастий и причастных оборотов в тексте. |
|
|
|
|
Упр.268, 269, 270, 271, 272 (учебник) |
Работа с текстами |
|
80-81 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте. |
|
|
|
|
Упр. 275, 276, 277 (учебник) |
Работа с текстами |
| 82 | Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения. |
|
|
|
| Упр. 278-296 | таблицы |
| 83 | Словообразование наречий. Текстообразующая роль наречий. |
|
|
|
|
Задания типа В1 | Материал для отработки |
| 84 | Слова категории состояния. |
|
|
|
| Задания типа В1 | Таблица «Разряды имен состояния» |
| 85 | Служебные части речи. Непроизводные и производные предлоги. Функции предлогов. |
|
|
|
| Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум» | Материал для отработки |
| 86 | Многообразие модальных оттенков частиц. |
|
|
|
|
| Таблица «Разряды частиц» |
| 87 | Междометие. Эстетическая ценность междометий и звукоподражательных слов. |
|
|
|
|
|
|
|
88-89 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфология». |
|
|
|
| Тренировочные мини-тесты | Демонстрация отдельных заданий |
| 90 | ^ |
|
|
|
| Задания по типу заданий в КИМах | Печатные варианты тестов |
| 91 | Анализ контрольного тестирования по разделу «Морфология». |
|
|
|
| Работа с бланком ответов №1 | Задания для работы над ошибками |
| 92 | Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение по тексту З.Паперного «Наедине с толпой». |
|
|
|
| Написание сочинения-рассуждения | План-сочинения-рассуждения |
| 93 | Повторение. Орфографический разбор текста. |
|
|
|
|
Задания А14-А20 | Примерный вариант разбора (цифра 6) |
| 94 | Пунктуационный разбор текста. |
|
|
|
| Задания типа А и В (выборочно) | Демонстрация текста |
|
95 | Повторение и обобщение по разделам «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика». |
|
|
|
| повторительно |
|
| 96 | Повторение и обобщение по разделам «Лексика» и «Фразеология». |
|
|
|
| Материал для повторения | Задания по разделам |
| 97 | Повторение и обобщение по разделам «Морфемика» и «Словообразование». |
|
|
|
| Задание В1 |
|
|
98-99 | Повторение и обобщение по разделу «Морфология» Комплексный анализ текста |
|
|
|
|
Знание частей речи | Схемы морфол. разбора частей речи |
|
100-101 | Повторение и обобщение по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация». |
|
|
|
| Задание В3 | Цифры 4 и 7 в предложениях |
| 102-103 | ^ |
|
|
|
|
|
|
| 104 | Контрольное сочинение-рассуждение по тексту Д.Гранина. («Упражняется ли милосердие в нашей жизни?»
|
|
|
|
|
|
|
| 105 | Анализ контрольных работ. |
|
|
|
|
|
| |