Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана и реализуется на основе следующих документов: Закон РФ от 10. 07. 1992 n 3266-1 статьи 9,15,32 (ред от 27. 12. 2009)"Об образовании"



Скачать 343.5 Kb.
НазваниеРабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана и реализуется на основе следующих документов: Закон РФ от 10. 07. 1992 n 3266-1 статьи 9,15,32 (ред от 27. 12. 2009)"Об образовании"
Дата17.07.2013
Размер343.5 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Пояснительная записка


Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана и реализуется на основе следующих документов:

  • Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 статьи 9,15,32 (ред. от 27.12.2009)"Об образовании".

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г №2783;

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.04 № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся";

  • Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Примерные программы по предметам.

  • Закон Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

  • Закон Белгородской области от 4.06. 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

  • Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;

  • Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году» от 13.05.2010 г. №9-06/2729-ВА.


Изучение русского языка на профильном уровне (10-11 классы) направлено на достижение следующих целей:


  • Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • Углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, её функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • Овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.



Программа рассчитана на 207 учебных часов (10-11 класс). Из них 105 ч. В 10 кл.

(3 часа в неделю)

Используемый учебник: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. «Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М. «Вербум-М, 2007»

Контрольное тестирование в 10-м классе – 4 часа, в 11-м классе – 4 часа;

Сочинение в 10-м классе – 4 часа, в 11-м классе – 4 часа;

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

^ Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения русского языка ученик должен знать и понимать:

  • функции языка;

  • строение текста, соотношение языка, речи и слова;

  • основные сведения о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

  • строение текста, средства, создающие его цельность и связность;

  • понятие языковой нормы, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;


уметь:

  • правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы русского литературного языка;

  • анализировать и строить тексты разных жанров, типов речи и стилей;

  • уместно употреблять синонимы и фразеологизмы;

  • различать паронимы и употреблять их в речи;

  • производить все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, орфографический, морфологический, синтаксический, пунктуационный); производить анализ текста;

  • пользоваться разными типами словарей и справочников;

  • принимать участие в дискуссиях на различные актуальные темы, в том числе лингвистические; аргументировать свою точку зрения;

  • редактировать тексты;

  • составлять конспекты (подробные и сжатые), составлять планы разного характера (краткие, подробные, цитатные, тезисные).



^ Содержание программы русского языка и распределение учебных часов


Раздел в учебнике

10 класс

11 класс

Вводный урок

1

1

О русском языке, о русской речи

11

12

Текст как речевое произведение.

Понимание текста – процесс творческий.

От анализа текста к изложению.

Сочинение – это тоже текст.


16


16

Система языка

4

3

Фонетика, орфоэпия, графика

9

4

Лексика, фразеология

15

8

Словообразование, состав слова, орфография

5

7

Морфология

28

-

Синтаксис

-

22

Пунктуация

-

17

Повторение, контрольные упражнения

13

12


^ Формы и средства контроля

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
^ Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, тестовые работы, проверочные работы разных видов…

^ Содержание программы

Введение в науку о языке. Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире. Языковая норма, её основные признаки и функции. Основные виды норм современного русского языка. Языковая система языка. Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицам.

Фонетика. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Изобразительные средства фонетики русского языка.

^ Лексика и лексикология. Слово - основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления. Фразеологические единицы русского языка. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи.

^ Морфемика и словообразование. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфология. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи.

Орфография. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем;

2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов;

5) правила графического сокращения слов. Трудные случаи орфографии.

^ Содержание, обеспечивающее формирование Коммуникативной компетенции. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Правила успешного речевого общения. Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Овладение приёмами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста. Культура речи и её основные аспекты. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Список литературы

Литература для учителя

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000
2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.
4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988
5. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.
6. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994
7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.—М., 1994.
8. Степанова Л.С. Система работы с текстом. – М., Вербум-М, 2005.

9. Шанский Н.М. Лингвистический анализ текста. – М.: Просвещение, 2003.

10. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. – М., КомКнига, 2006.

11. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М.: КомКнига, 2006.

12. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: Едиториал УРСС, 2004.
13. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. — М.,1995
14. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999

15. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В., и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.

16. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009.

17. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс/НП «РОСТ» авторы-составители Пасичник И.В.
Литература для учащихся

1. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. — М., 1998.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 1998.
3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. — М., 1990.
5. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений (10-11 кл.).—М., 1996.
6. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — М., 1997.
7. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. — М., 1998.

Календарные сроки

Уроки




Тема учебного занятия

Основные компетенции филологического образования (содержание и виды работы учащихся) // Формирование универсальных учебных действий

^

Диагно

стика




Подготовка к ГИА, ЕГЭ


Использование

ресурсов кабинета, ИКТ

Коммуникативная

Лингвис-

тическая

Культуровед-

ческая





1

^ Вводный урок.

Роль языка в обществе и в жизни каждого человека.













Общие сведения о форме итоговой аттестации.

Демонстрация КИМов.




2

^ О русском языке, о русской речи.

Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа.













Упр. 1,2,3,5,10,39;

А12, А31, А29, А23, А26.









3


Русский язык в жизни современного человека.














Текст – рассуждение.

Демонстрация матер:

« Язык деловых бумаг», «Язык рекламы», «Язык телефон. общения», «Язык SMS»…






4


Культура речи. Языковая норма. Качество хорошей речи.













Упр. 6,9,14, 15; А29, А30, В6. Т.Я.Фролова «Русский язык. Практикум»,с.19,80

Таблица «Основные признаки и функции языков. нормы»




5

Словари как отражение истории и культуры русского народа.













Словари.В8; Упр: 22,23,32,37.







6

Урок-практикум. Типы и стили речи.













Упр.11,12,25,27,28;

А30,А3,А9,А12;В2.

Примерные характеристики





7-8


Уроки-семинары по теме: «Язык и речь».













Материал для задания С. (к ЕГЭ)

Рефераты и презентации учащихся




9-10

Р.р. Сочинение о русском языке.

Анализ сочинения.













Сочинение-рассуждение

Упр.39; демонстрация тем на экране.




11-12

^ Контрольная работа по теме «Язык и речь».

Анализ контрольной работы по теме «Язык и речь»













Заглавие, микротемы текста








13

^ Текст как речевое произведение.

Урок-беседа. Что такое текст?













А7,А8, задание С

(критерии К1,К3)

Таблица «Признаки текста»




14

Основные средства связи между предложениями в тексте.













А12,А31,А10,А26;В6, В7.

Демонстрация текста.




15

Понимание текста – процесс творческий. Диалог с текстом. Ключевые слова в тексте.













У.42,45,47,50, 51; А13,А9,С (К1-К3)

Демонстрация текста.




16-17

Урок-практикум. Комплексная работа с текстом.






















18-19

^ Контрольная работа (комплексная работа с текстами-миниатюрами).















Упр.63.

Печатные тексты-миниатюры








20


От анализа текста к изложению.













Упр.66,67,68,69;

А12,А31,А14,А6.

Т.Я.Фролова,с.34,38, 40-46



План анализа




21

Сочинение – это тоже текст: от авторского замысла к тексту.














Упр.82,85,89,90.

План сочинения




22

Особенности зачина. Как сделать цитату частью текста. Как самостоятельно сформулировать тему сочинения.













Упр.94-97; А22,А10,А26,А27;

В5.

Демонстрация зачинов сочинений.






23-24

Урок-практикум. Подготовка к сочинению (анализ темы, составление плана, выбор эпиграфа, вариантов зачина, работа над ключевыми словами, отбор цитат).















Упр.62,82.


Демонстрация рабочих материалов




25-27

Редактирование черновиков, саморедактирование, взаиморецензирование.













Упр.40,41,94,97.







28

Система языка.

Урок-семинар. Система русского языка: её единицы, их функция и иерархия.

















таблица




29

Значение понятий языковой системы. Уровни языковой системы.













Упр.100,101, А1,А2,А11,А12,А31, В1,В2.

таблица




30

Разные виды языкового разбора.
















Печатный вариант всех видов разбора (1,2,3,4,5)




31

^ Контрольная работа по теме «Виды языкового разбора».













А1,А2,А11,А12,А31; В1,В2

Печатный вариант всех разборов






32

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Урок-семинар «Звуки русского языка».















Стр. 96,98

Карточки «Звуки речи»




33

Урок-семинар «Особенности русской графики».













Стр. 96,98







34

Урок-практикум. Фонетический разбор. Фонетическая транскрипция.














А1,А2; В1

примерный вариант разбора (цифра 1)




35

Орфоэпия. Орфоэпический словарь. Слог и ударение.













Упр.120,121,128;

А1,А2,А12,А31







36-37

Звуковые особенности поэтического текста. Аллитерация и ассонанс. Звуковая гармония.














А12,А31; В8







38-

39

^ Контрольное тестирование по теме «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика».















А1 –А6

Варианты тестов






40-

41

Лексика. Фразеология.

Слово как единица языка. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики.















А12,А31,А3,А29

Схема «Основные понятия лексики»»




42

Слово в словаре. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость.













работа с разными словарями








43-

44


Многозначность и омонимия. Переносное значение как основа тропов.













работа с толковыми словарями и со словарём омонимов

Демонстрация текста




45-

46

Синонимы и антонимы. Стилистическая окраска слов. Контекстуальные синонимы и антонимы.













Работа со словарями синонимов и антонимов

Демонстрация текста





47-48


Урок-практикум. Паронимы. Употребление их в речи.













Работа с КИМами 2008,2009,2010г. (задания А3)

Схема-определение «Паронимы»




49

Урок-практикум. Лексический разбор слова.













Задание А3

план лексического разбора (цифра 5)




50

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.













Работа с текстом

Печатные варианты текста




51-52

Лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте.













Работа с текстом

Демонстрация текста









53-54



Фразеологизмы. Фразеологические словари.













Работа фразеологич. слов-ми; написание соч.- миниатюры с испол. фразеолог-в

Демонстрация фразеологических оборотов по группам их значений






55

^ Контрольная работа по темам «Лексика» и «Фразеология».













Работа с тестовыми заданиями в контр.

работе

Печатные варианты контр. работы






56

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение по тексту В.Абраменковой («Детская игрушка во все времена….»)














Написание сочин.- рассуждения (КИМ –

2006-2007 г.г.)

План сочинения-

рассуждения







57

Морфемика. Словообразование.

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие. Актуализация ключевых понятий по теме.













А13, А15, А16;

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», с.10,13,61,65.

Перечень ключевых понятий по разделу «Морфемика»






58

Многозначность и омонимичность морфем. Характер использования исконных и заимствованных морфем.













Разные типы заданий А

Демонстрация иноязычных приставок и их значений




59-60

Словообразование. Способы словообразования.













Задание В1

Таблица «Способы словообразования»






61

Урок-семинар по темам «Морфемика» и «Словообразование».














Работа с КИМами

Задания для отработки






62

^ Тестирование по темам «Морфемика» и «Словообразование».













Отработка заданий

по данным темам

Печатные варианты тестов






63

Морфология.

Ключевые понятия раздела «Морфология». Знаменательные и служебные части речи.














Задания А13, А11,

В2, В8

Таблица «Знаменательные и служебные части речи»





64-65

Практикум. Морфологический принцип написания. Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи.













Словарные диктанты по данным темам


Демонстрация

примеров




66-67

Практикум. Язык в действии. Имя существительное. Понимание слова в действии.













Материал по теме «Имя сущ-ное»

Работа с текстом





68-69

Практикум. Имя прилагательное, функционирование его в тексте.













Материал по теме «Имя прил-ное»


Работа с текстами




70-71

Практикум. Имя числительное, функционирование его в речи.













Материал по теме «Имя числит-ое»

Таблица «Склонение числ.»





72-73


Местоимение. Текстообразующая роль местоимений.













Комплексный анализ текста; задания В3,В8

Демонстрация текста






74

Глагол. Многообразие грамматических форм. Типы спряжения.













Т.Я.Фролова «Русский язык. Практикум», с.102

Таблица

«Спряжения

глагола»






75

Категория вида, возвратности, переходности, наклонения, времени.














Задания типа В3



таблицы






76

Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте.













Стили и типы речи; видовые пары глаголов


Мини-тексты для анализа






77

^ Проверочный тест по теме «Знаменательные части речи».













Задания по типу А и В в КИМах

Печатные варианты тестов





78-79

Причастия действительные и страдательные. Словоизменение полных и кратких причастий. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.














Упр.268, 269, 270, 271, 272 (учебник)


Работа с текстами





80-81

Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.














Упр. 275, 276, 277

(учебник)


Работа с текстами






82

Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения.















Упр. 278-296



таблицы






83

Словообразование наречий. Текстообразующая роль наречий.














Задания типа В1

Материал для отработки




84

Слова категории состояния.













Задания типа В1

Таблица «Разряды имен состояния»






85

Служебные части речи. Непроизводные и производные предлоги. Функции предлогов.













Т.Я. Фролова «Русский язык.

Практикум»

Материал для отработки




86

Многообразие модальных оттенков частиц.
















Таблица «Разряды частиц»




87

Междометие. Эстетическая ценность междометий и звукоподражательных слов.























88-89

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфология».













Тренировочные

мини-тесты

Демонстрация отдельных заданий






90

^ Контрольное тестирование по разделу «Морфология».













Задания по типу заданий в КИМах

Печатные варианты тестов




91

Анализ контрольного тестирования по разделу «Морфология».













Работа с бланком ответов №1

Задания для работы над ошибками






92

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение по

тексту З.Паперного «Наедине с толпой».













Написание сочинения-рассуждения

План-сочинения-рассуждения




93

Повторение.

Орфографический разбор текста.














Задания А14-А20

Примерный вариант разбора

(цифра 6)




94

Пунктуационный разбор текста.













Задания типа А и

В (выборочно)

Демонстрация

текста





95

Повторение и обобщение по разделам «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика».













повторительно







96

Повторение и обобщение по разделам «Лексика» и «Фразеология».













Материал для

повторения

Задания по

разделам




97

Повторение и обобщение по разделам «Морфемика» и «Словообразование».













Задание В1








98-99

Повторение и обобщение по разделу «Морфология»

Комплексный анализ текста














Знание частей речи

Схемы морфол. разбора частей речи





100-101

Повторение и обобщение по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация».













Задание В3

Цифры 4 и 7 в предложениях




102-103

^ Итоговое контрольное тестирование.
























104

Контрольное сочинение-рассуждение по тексту

Д.Гранина. («Упражняется ли милосердие в нашей жизни?»























105

Анализ контрольных работ.



















Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru