Конкурс в славную страну Словаринку! Обобщение знаний о значимых частях слова. (Урок русского языка, 2 класс)



Скачать 86.67 Kb.
НазваниеКонкурс в славную страну Словаринку! Обобщение знаний о значимых частях слова. (Урок русского языка, 2 класс)
Дата16.04.2013
Размер86.67 Kb.
ТипУрок
источник

МОУ «Львовская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»


На конкурс в славную страну Словаринку!

Обобщение знаний о значимых частях слова.

(Урок русского языка, 2 класс)


Подготовила:

Артемова Любовь Петровна учитель начальных

классов МОУ «Львовская СОШ»

2008 год


Пояснительная записка.

Данный урок проводится во 2 классе. Его можно модифицировать и проводить для других классов. Добавив грамматический материал, более сложные задания, урок можно проводить в 3 4 классах.

Урок стоит последним в изучаемой теме, но тесно взаимосвязан с ранее изученными темами. Тип урока комбинированный. Данный урок не требует специальной подготовки. Для проведения урока необходимо иметь наглядный

и раздаточный материал.

Урок составлен с использованием следующей литературы:

  1. Учебник «Русский язык» 2 кл. (С.В. Иванов и др.)

  2. «Учусь работать самостоятельно» (дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах, В.П. Канакина)

  3. «Нетрадиционные уроки в начальных классах» (С.В. Кульневич)

  4. «Радость познания в слове» (В.П. Канакина)



Тема урока: Обобщение знаний о значимых частях слова.


Цели урока: Использование нетрадиционной формы проведения урока для развития орфографической зоркости учащихся. Определение наличия в слове значимых частей. Отработка умения определять способ образования слов. Различие формы одного и того же слова и однокоренных слов.


Дополнительные пособия:

  1. Раздаточный материал.

  2. Короны с названием морфеи.

  3. Рисунок с изображением дерева.



Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

-Сегодня у нас урок-конкурс, который проходит в стране Словаринке и который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова». В лингвистике этот раздел называют « Словообразование». Как вы думаете, почему этот раздел так назвали? Что он изучает? Из чего же состоят слова? Да, строительных блоков для слов четыре: корень, приставка, суффикс и окончание,

2. Части слова рассказывают о себе. (Дети в коронах с названием частей слова выходят к доске и читают стихи.)

Корень.

Корень слова - главная,

Значимая часть.

Родственные связи дарит

Корню власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.


Приставка.

У Корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - Приставка.

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.


Суффикс.

За корнем Суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

Лес – в лесника,

А печь всего лишь в печку.


Окончание.

Та слова часть, что изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основа.

Ребята, какая часть слова является сердцевиной слова, его смысловым центром? Правильно, корень. Именно от него «растут», как ветки на дереве, слова. Издревле о самом важном, главном говорили: «Смотри в корень!» или

«Зри в корень!»

Мы продолжаем исследование и отправляемся в небольшое путешествие. На остановках нас ожидают испытания и нужны смельчаки.

3. 1-я остановка – столица КОРЕНЬ.

В каком основном значении употребляется в нашей речи слово корень?

(Корень - подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами.)

-А почему ученые использовали именно это слово для обозначения одной из частей слова? (Да , сердцевиной слова, его смысловым центром является корень, от него «растут» слова, как ветки на дереве.)

-Какие слова могли бы вырасти на этом дереве? (На доске изображено дерево , в корнях которого дано слово лес .)Напишите эти слова в тетрадь.(Работа выполняется за определенное время, примерно за 1-2 мин. Победителем становится тот, у кого больше подобрано слов и слова подобраны правильно.)

Прочитайте записанные слова.(По мере называния слов учитель помещает слова- карточки на ветки «словесного» дерева.)

-Что объединяет эти слова: лес, лесок, лесочек, лесник…?

(Смысл , заключенный в корне лес-: «лес- большая площадь земли, заросшая деревьями».)

-А теперь прочитайте слова, записанные на доске: родник, Родина, родит, народ, родня, родинка, родитель, родной.

-Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.

-А вот как об этом размышлял лесник из произведения К. Паустовского

«Золотая роза»: «Родник родит реку, а река льется – течет через …всю родину, кормит народ…И все эти слова как бы родня между собой.» Лесник правильно подсказал: у всех этих слов есть общий объединяющий смысл. Общая часть- корень- род-.

Упражнение в различении корня слов.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, как найти в слове его корень, затем записать под диктовку предложение и самостоятельно выделить в словах корень.

^ Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет. (И.Бунин)

После выполнения самостоятельной работы проверяется и оценивается правильность написания слов и выделения в них корня; уточняется значение словосочетания березовый лес, выясняется, какой еще бывает лес; обсуждается, можно ли считать однокоренными слова лес, бор, чаща.


Упражнение в различении и подборе однокоренных слов.

Слово учителя: сейчас мы поиграем в игру «Зоркий глаз, острое ухо!» Я вам прочитаю предложения-скороговорки. Как вы думаете, почему эти предложения называются скороговорками? А теперь послушайте скороговорки и ответьте на вопрос: есть ли в скороговорке однокоренные слова?


  1. Перепел перепелку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

2)Кашевар кашу варил,

Подваривал да не доваривал.


3)Заяц косой

Сидит за осокой-травой

Смотрит косой,

Как девушка с косой

Косит траву косой.


4)Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.


Чем интересны предложенные скороговорки? В первой- детям легко узнать однокоренные слова; во второй-две группы однокоренных слов, причем одно из слов, кашевар, будет однокоренным для обеих групп слов с корнями каш-, вар-; в третьей- необходимо дифференцировать группы однокоренных слов с омонимичным корнем кос-; в четвертой- нет однокоренных слов.

Варианты выполнения задания 1) учитель называет скороговорки, ученики устно отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свой ответ; 2) учитель называет скороговорки, учащиеся записывают в тетради группы однокоренных слов соответственно каждой скороговорке: перепел, перепелку, перепелят; кашевар, кашу; кашевар, варил, подваривал, не доваривал; косой, косой; косит, косой.

В процессе проверки уточняются значения слов: перепел, перелесок, кашевар, косой; подбираются однокоренные слова к словам: Сеня, сени, сено, коса (прядь волос).

Определяется ученик, почетный гость города Корнеслова Страны Словаринки, у которого «зоркий глаз» и «острый слух».


4. 2-я остановка – город Приставкин. Упражнение в различении приставок, их смысла и в подборе слов с различными приставками.

-Подготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова?

Далее проводится конкурс-задание: «Все ли приставки вы знаете? Кто больше?»

-Мы – гости города приставок. А знаете ли вы сколько всего живет в этом городе приставок?...Итак, вспомните и назовите (напишите) приставки, которые вы знаете. (За определенное время дети записывают знакомые приставки. Побеждает тот, кто написал большее количество приставок)

-Оказывается, что знать и вспомнить - это не совсем одно и то же. Вы прекрасно знаете и понимаете слова с приставками, свободно говорите с их помощью. Но когда пачинаете специально вспоминать приставки, они « приходят» в голову с большим трудом. Посмотрите на этот список приставок. Здесь 49 приставок и их вариантов ( варианты заключены в скобки).А сколько вам удалось вспомнить? Есть ли в списке такие приставки , которые вы никогда не слышали и не видели? С многими приставками вам предстоит познакомиться в 5 классе и узнать об их правильном написании в словах.

(Далее проводится выборочный диктант. Учитель читает стихотворение)

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

--Каким вы представляете лес? Как вы понимаете выражение лес зашевелил-

ся, лес озолотился?

-Как автор сказал о ландыше? О незабудке?

(Затем учащимся предлагается еще раз послушать стихотворение, заметить в предложениях слова с приставками, записать эти слова по памяти.

-Назовите записанные слова. Как вы думаете, какое значение в слово вносит приставка за-?

-На что может указывать приставка вы-?

-Подберите к слову открылись слово, противоположное по значению. При помощи какой части слова вы образовали слово, противоположное по значению?

-А сейчас проведем блицтурнир «Кто быстрее и правильнее ответит на « прис-тавкины» вопросы!»

1.Выскажите предположение, почему ученые придумали такое имя приставке.

2.Как найти приставку в слове?

3.Может ли в слове быть 2 приставки? 3 приставки?

4.Найдите слова с приставками: укажите, сколько в них приставок и какие ?

1)Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.


5.Есть в словах приставка или нет?


Собрать, сосна, сонный;

Поездка, полоса, полено;

Нарыть, нары, наряд.

6.Куда спряталась приставка в словах?


  1. Водовоз вез воду из водопровода.

  2. Столы белодубовые, гладкотесовыструганные


7.Назовите одним словом.

1)Присоединить с помощью веревки. (Привязать.)

2)Присоединить с помощью иголки с ниткой. (Пришить.)

3)Очень добрый. (Предобрый.)

4)Как называли Кощея в русских сказках? (Бессмертный.)

5)Лес, где растут различные породы деревьев? (Смешанный.)

8. Назовите одинаковые приставки и предлоги. Приведите примеры словосочетаний с одинаковыми предлогами и приставками.

9. Что надо помнить о написании предлогов и приставок? Как различить предлог и приставку?

(Победители блицтурнира и других конкурсов становятся почетными гостями этого города.)


5.Город Суффиксград. Упражнение в различении и образовании слов с различными суффиксами, определение «смыслиночек» суффиксов.

-Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую « строительную « работу они выполняют? ( Образуют новые слова; придают словам различные смысловые оттенки.)

1) Учитель предлагает послушать и записать по памяти строки из стихотворения Т. Белозерова.

Жил в озерке золотистый карасик…..

Ласково звали карасика Васик.

(После записи дети находят в словах суффиксы.)


--Ребята, у нас случилась беда, разрушился мостик через овраг: по одну сторону остались суффиксы, по другую - слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться.


К- , -ИК- , -ОНК-, река, путь,

Рука, диван. Огурец, заяц, летать

Лес, паркет

НИК -, ЧИК-

-ЕНЬК -, -ИЩ-

6.Город Окончание. Определение роли окончаний в слове , упражнение в различении окончаний.

-Что вы знаете об окончании как части слова.

-О чем нам могут сообщить окончания – ешь, - ишь?

-Назовите окончания, которые сообщают, что предмет один. (-а, -о ,-е, -я .)

-Приведите примеры слов с нулевым окончанием. Напишите два таких слова.


6.Работа в парах. ( Каждой паре учеников даются карточки с заданиями .)

Карточка №1.

Найдите однокоренные слова и формы одного и того же слова.

1)еж, ежик, ежи, ежовый,

2) вера, верный, верой, верить.

Карточка №2.

Найдите «лишнее « слово.

  1. Рисунок, рисовый, зарисовка. рисую.

  2. Столик, застольная, столица.

Карточка №3.

Найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

*мальчик

*хорошенький

*подводник

Карточка №4.

Найдите слово с суффиксом, указывающим на профессию.

*зайчик

*водный

*плотник


7.Итак, наш урок подходит к концу. Из каких же « кирпичиков» построено слово? Давайте еще раз назовем их.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru