Скачать 379.78 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богородская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Уроки докторов Здоровья» Швечиковой Виктории Викторовны первая квалификационная категория 2011г. ^ Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья». ^ Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи:
Особенности программы Данная программа строится на принципах:
При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни. Занятия носят научно-образовательный характер. Основные виды деятельности учащихся:
Режим проведения занятий: 1-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц. 2-й год обучения 1 час в неделю, 4 часа в месяц. 3-й год обучения 1час в неделю, 4часа в месяц. 4-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц. Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества». ^ Программа рассчитана на 4 года, 138 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 35 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет до 10 человек. ^ В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать:
1 год обучения - (33 часа)
^ Тема 1. Советы доктора Воды. (1час) Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко». Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час) Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа. Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час) Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению. Тема 4. Подвижные игры. (1час) Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час) Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха. Тема 6. Почему болят зубы. (1час) Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование. Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час) Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест. Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час) Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. Тема 9. «Рабочие инструменты» человека. (1час) Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа. Тема 10. Подвижные игры. (1час) Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч». Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час) Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей. Тема 12. Надёжная защита организма. (1час) Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест. Тема 13. Если кожа повреждена. (1час) Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» Тема 14. Подвижные игры. (1час) Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд». Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час) Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку». Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час) Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания. Тема 17. Сон – лучшее лекарство. (1час) Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо». Тема 18. Как настроение? (1час) Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест. Тема 19. Я пришёл из школы. (1час) Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». ^ . Подвижные игры по выбору детей. (1час) Тема 21-22. Я – ученик. (2 часа) Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой». Тема 23-24. Вредные привычки. (2 часа) Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах. Тема 25. Подвижные игры. (1час) Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня». Тема 26. Скелет – наша опора. (1час) Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи. Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час) Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения. Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час) Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…» Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час) Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца. Тема 30-31. Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа) Тема 32-33 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа) Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе. 2 год обучения - (35ч)
|
«Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками... | Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности |
Программа внеурочной деятельности: модифицированная программа внеурочной деятельности «В ритме танца», художественно-эстетическое... | Программа внеурочной деятельности: модифицированная программа внеурочной деятельности «Театральная академия», художественно-эстетическое... |
Курс «Школа вежливых наук» реализует духовно нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках введения федерального... | Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность... |
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства... | Журнал внеурочной деятельности заполняется классным руководителем (страницы «Оглавление», списки учащихся, «Учет посещаемости внеурочной... |
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов города Новый Оскол» | Программа внеурочной деятельности: «Я – гражданин», комплексный тип программы, социальное направление внеурочной деятельности |