Скачать 60.58 Kb.
|
Содержание Рабочая программаПояснительная записка Требования к уровню усвоения курса Содержание обучения Тематическое планирование |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богородская основная общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»
^ Ефремовой Натальи Александровны (первая квалификационная категория) по учебному курсу «Решение задач с помощью графов» 9 класс Базовый уровень 2012г. ^ Как известно, одной из центральных линий математической подготовки учащихся является линия «Уравнения», методы их решения, решение задач с помощью уравнений и систем уравнений. Решения текстовых задач – это деятельность, сложная для учащихся. Сложность ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких-то величин. Каждый из этих этапов – самостоятельная и часто трудно достижимая для учащихся задача. Данная программа составлена для работы с учащимися восьмых классов, которые желают овладеть новым и эффективным способом решения текстовых задач на «движение», «стоимость», «совместную работу», «заполнение резервуара водой» и т. д. Моделирование условия задачи с помощью сетевых графов позволяет ученику устанавливать различные связи и отношения между данными и искомыми величинами задачи, осознать идею решения, его логику, увидеть различные способы решения задачи, обосновывать выбор величин для введения переменных. Составление графов становится для школьников увлекательным занятием и значительно повышает интерес к изучению темы курса алгебры «Решение задач с помощью уравнений». Деятельность учащихся приобретает более целенаправленный характер и, что самое важное, появляется самостоятельность на этапе поиска путей решения задачи, который, как известно, вызывает всегда большие затруднения. Ц е л ь д а н н о й п р о г р а м м ы: 1) познакомить учащихся с новым способом решения текстовых задач – сетевым графом; 2) научить составлять уравнение по условию задачи, описывать выбор переменных уравнения; составлять и обосновывать выбор ответа. З а д а ч и: 1. Приобщить учащихся к работе с математической литературой. 2. Научить составлять математическую модель текстовой задачи, переходить от этой модели к ответам задачи, анализируя жизненную ситуацию текста задачи. Программа предполагает знакомство учащихся с новым методом анализа и записи условия задачи, поиска пути составления уравнения. Включенный в курс материал может применяться для различных категорий учащихся, так как он изложен понятным языком, простой формой записи схемы, обобщенностью и простотой алгоритма работы с текстом. Контроль за степенью усвоения тем осуществляется уже при поэтапной работе по алгоритму, по построению сетевого графа, что позволяет установить степень достижения промежуточных результатов и итогового вывода – непосредственно уравнения, а также увидеть сбой в рассуждениях, в работе по алгоритму в любой момент процесса обучения. ^ Курс предназначен для учащихся 8 классов, рассчитан на 8,5 часов аудиторного времени. Курс призван помочь учащемуся в овладении навыком решения задач с помощью уравнений и систем уравнений, повысить уровень общей математической культуры, оценить свой потенциал для дальнейшего обучения в профильной школе. У ч а щ и е с я б у д у т у м е т ь: 1. Анализировать условие текстовой задачи, выявлять главное в тексте. 2. Обосновывать выбор переменной при составлении уравнения. 3. Решать полученные уравнения рациональным способом. З н а т ь: 1. Соотношения, показывающие связь между элементами в задачах на «движение», «работу». 2. Ориентировочные основы поиска путей решения задачи. ^ Тема: Вводное занятие Осуществляется знакомство с алгоритмом анализа условия и построения сетевого графа; повторяются основные соотношения, используемые в задачах: S = vt, A = pt и т. п., поясняется суть терминов, используемых в алгоритме. Тема: Решение арифметических задач На примере арифметических задач «на движение», «работу», «стоимость» определяются основные приемы построения и работы с сетевым графом. Тема: Решение задач на составление уравнений Рассматриваются алгебраические задачи на движение «в направлении», «по воде», «на совместную работу», «заполнение резервуара водой», «покупку» и т. п. ^
Литература 1. Математика: учебник для 5 кл. сред. шк. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др. – М: Просвещение. 1989. 2. Алгебра: учеб. для 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макаревичев и др.; под ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 1988. 3. Алгебра и начала анализа: учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Колмогоров и др. – М.: Просвещение, 1995. 4. Ткачук, В. В. Математика – абитуриенту. – Т. 1. – М.: МЦ НМО, 1997. 5. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: учеб. пособие / под ред. М. И. Сканави. – М.: Столетие, 1997. 6. Кузнецова, Л. В. Алгебра: сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. – М.: Дрофа, 2002. Д л я у ч а щ и х с я и у ч и т е л е й: 1. Учебные комплекты «Математика-8», «Математика-9» / под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: Дрофа, 1999–2002. 2. Кузнецова, Л. В. Алгебра: сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы – М.: Дрофа, 2002. |