Скачать 270.15 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богородская основная общеобразовательная школа»
^ Швечикова Татьяна Анатольевна первая квалификационная категория по учебному курсу « Математика и конструирование» 3 класс Базовый уровень 2012 г. ^ Рабочая программа по учебному курсу «Математика и конструирование» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и интегрированного курса «Математика и Конструирование»(авторы С.И.Волкова, О.Л. Пчелкина). Программа интегрированного курса «Математика и конструирование» направлена на формирование у школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения. Это обеспечивается логикой построения содержания курса, методами и формами организации учебной деятельности учащихся, направленной на усвоение геометрических понятий, свойств геометрических фигур и системой заданий, выполняя которые младшие школьники осознают различные учебные задачи, овладевают способами их решения и учатся контролировать свои действия. Направленность процесса обучения пропедевтическому курсу геометрии начальных классов на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего, с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоций и речи ребенка. Основные задачи курса: • формирование осознанных геометрических знаний; • формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом: рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности. • Формирование элементов конструкторских умений и конструкторского мышления; • обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой. • становление элементов учебной самостоятельности; • развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях; • развитие творческого потенциала, активности, самостоятельности учащихся; • воспитание взаимовыручки, уважительных отношений друг к другу. • воспитание добросовестного отношения к труду и результатам труда. В основу программы положено: 1. Знакомство и изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур. 2. Включение упражнений, направленных на развитие памяти и внимания. 3. Включение упражнений, связанных с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение. 4. Использование математических знаний, умений и навыков в новых, нестандартных ситуациях, их закрепление и совершенствование. 5. Конструктивно — практическая деятельность, обеспечивающая умение изобразить на бумаге конструктивную модель и, наоборот, по чертежу собрать объект, изменить его в соответствии с изменениями, внесенными в чертеж, способствующая формированию трудовых умений и навыков работы с различными материалами. Основные линии курса «Конструирование» определяются исходя из трактовки общего развития. Общее развитие может быть охарактеризовано данными о развитии таких сторон психики: деятельность наблюдения, деятельность мышления, практические действия. Эти три стороны психики отражают собой три линии отношения человека к действительности: встреча с ней лицом к лицу и получение данных о действительности с помощью собственных органов чувств, с помощью наблюдений; абстрагирование, отвлечение от непосредственных данных, их обобщение — эти процессы обнаруживаются при изучении мыслительной деятельности; материальное воздействие на материальный мир с целью его изменения, что достигается практическими действиями. Основными линиями курса являются наблюдение, мыслительная деятельность и практические действия. Эти три линии курса лежат в основе алгоритма изучения геометрических фигур: 1. Знакома ли тебе эта фигура? Как она называется? Или как ты думаешь, как она называется? Как бы ты ее назвал?. 2. Встречался ли ты в жизни с этой геометрической фигурой? Где ее можно увидеть? Что напоминает эту геометрическую фигуру? 3. Есть ли у нее сходства с ранее изученными? Какие? Есть ли отличия? Какие? 4. Можно ли получить эту фигуру из ранее изученных? Попробуй это нарисовать или сконструировать. 5. Как ты думаешь, какими свойствами может обладать эта фигура?. Исследуй их и постарайся запомнить. б. Начерти с помощью чертежных инструментов эту фигуру различных размеров. Раскрась их в соответствии со своим настроением. 7. Для чего нужно изучение этой геометрической фигуры и ее свойств? Преобразуй геометрическую фигуру в реальные предметы, окружающие тебя. Для успешного усвоения пропедевтического курса геометрии в начальной школе ученики сначала имеют дело не с абстрактными понятиями, а с реальными прообразами геометрических фигур, учатся распознавать их на различных моделях (рисунках, чертежах) и в окружающих предметах. Знакомство с геометрическим материалом на основе анализа пространственных фигур и тел в окружающем мире соответствует естественной логике познания и создаёт более прочный фундамент усвоения геометрии. В связи с этим в программе курса «Конструирование» можно выделить 2 блока: • «Что такое геометрия?» - изучение основных свойств геометрических фигур. • «Геометрия вокруг нас» - формирование конструкторских умений и графической грамотности. В рамках каждого блока реализуются цели, перечисленные выше, причем на каждом занятии предполагается единство мыслительной и практической деятельности детей. Каждая тема курса завершается конструкторско-практической деятельностью, которая в свою очередь направлена не только на формирование элементов конструкторских умений, но и на закрепление и использование полученных теоретических знаний. Кроме того, проводимая на занятиях конструирования практическая деятельность включает в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характер. ![]() В 3-ем классе особое место занимают упражнения по преобразованию геометрических фигур. Продолжается работа по расширению геометрических знаний: идет знакомство с симметрией, более широко дается понятие периметра и площади фигур. Дети знакомятся с понятиями: симметрично, ось симметрии. Находят ось (оси) симметрии различных геометрических фигур практическим путем. Учатся строить точки и отрезки, симметричные данным. При изучении темы «Периметр» дети вначале практическим путем находят периметр геометрических фигур, затем, опираясь на свойства геометрических фигур, выводят формулы нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, а также находят периметры более сложных по форме геометрических фигур. Для формирования представлений о площади сначала уточняются представления детей о площади, затем площади фигур сравниваются с помощью различных мерок. Затем идет знакомство с единицами площади (Iсм2, Iдм2, 1м2), учатся измерять площадь прямоугольника и вычислять ее косвенным путем, который заключается в измерении длин сторон данной фигуры и в нахождении произведения полученных чисел. Стержневым моментом урока становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выявляют закономерности. Основными методами обучения курсу «Математика и конструирование» являются: • частично — поисковый; • исследовательский; • деятельностно — творческий; • наблюдения; • наглядности. Все они направлены на поддержку индивидуального развития ребенка, на предоставление учащимися свободы для творчества, для принятия самостоятельных решений. Основным средством обучения являются конструкторско-практические задания. Это задание на зарисовку фигур, полученных при практическом конструировании, и, наоборот, конструирование по предварительно выполненному рисунку, на доконструирование или переконструирование объекта с сохранением числа составляющих элементов и с изменением их числа. Учащиеся учатся анализировать форму, пространственное и взаимное расположение фигур на плоскости, овладевают навыками выполнения и чтения чертежа. В методике проведения уроков по конструированию учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Существенным компонентом познавательной деятельности детей младшего школьного возраста является игра. Поэтому очень часто используются игры и игровые ситуации, сказочные сюжеты. Созданию положительной мотивации в процессе изучения учащимися начальных классов геометрического материала способствуют ситуации занимательности, познавательной новизны, дидактические игры, диалог, проблемное изложение материала, коллективный поиск на основе собственных наблюдений. Для контроля знаний, умений и навыков используются тесты по конструированию, позволяющие установить, что ребенок не усвоил, какие трудности возникли при изучении того или иного вопроса. Кроме того, тесты позволяют экономить время, ведь большую часть времени дети тратят на осмысление, обдумывание задания. Тем самым тесты позволяют эффективнее проводить дифференциацию и индивидуализацию обучения. Содержание программы Линейные геометрические фигуры, их сходство и отличие. (2 часа) • Построение прямой, кривой линий, луча, отрезка. • Моделирование этих фигур из различных материалов. ^ - термины: прямая, луч, отрезок; - правила построения прямой, кривой линий, луча, отрезка. Обучающиеся должны уметь: -строить прямую, кривые линии, луч, отрезок; - моделировать фигуры из различных материалов. ^ • Угол и его виды. Определение типа угла с помощью угольника. Развернутый угол. ^ -виды углов; -правила построения углов. Обучающиеся должны уметь: -различать виды углов; - строить углы; -определять типы углов с помощью угольника. ^ • Построение ломаных заданной длины, с определенными видами углов и определенным числом звеньев. ^ -термины: замкнутые и незамкнутые ломаные Обучающиеся должны уметь: -строить ломаную заданной длины, с определенными видами углов и определенным числом звеньев. ^ • Правильный и неправильный многоугольник. • Ромб и квадрат, их сходство и отличие. • Трапеция, равнобедренная трапеция. • Построение правильного многоугольника. • Неправильный четырехугольник. • Параллелограмм, свойства противоположных сторон. ^ - термины: правильный и неправильный многоугольник, ромб и квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция, параллелограмм; - сходства и различия ромба и квадрата; -свойства противоположных сторон. ^ - находить сходства и различия ромба и квадрата; -различать правильный и неправильный многоугольник; -строить многоугольники. ^ • Симметричные фигуры. • Ось и центр симметрии. • Свойства симметричных фигур. • Построение симметричных фигур, отыскание осей симметрии у геометрических фигур. ^ -термины: симметричные фигуры; ось и центр симметрии; - свойства симметричных фигур. Обучающиеся должны уметь: -находить ось симметрии; - строить симметричные фигуры; -находить оси симметрии у геометрических фигур. ^ • Нахождение периметра практическим путем. • Периметр прямоугольника, квадрата, треугольника. • Нахождение стороны прямоугольника, квадрата, треугольника по известному периметру. • Нахождение периметра более сложных по форме геометрических фигур. ^ -периметр геометрических фигур; -правила нахождения периметра геометрических фигур. Обучающиеся должны уметь: -находить периметр практическим путем; - находить периметр прямоугольника, квадрата, треугольника. -находить стороны прямоугольника, квадрата, треугольника по известному периметру. -находить периметр более сложных по форме геометрических фигур. ^ ) • Понятие о площади. • Сравнение площадей с помощью различных мерок. • Измерение площади с помощью палетки. • Равные и неравные площади. • Формулы для нахождения площади прямоугольника, квадрата, треугольника. • Нахождение стороны данных фигур по известной площади. • Квадратный сантиметр, дециметр, метр. • Единицы площади и соотношение между ними. • Знакомство с техническим рисунком и эскизом. Правила чтения технического рисунка. • Основные чертежные линии. Чтение чертежа. • Изготовление различных предметов по техническому рисунку. ^ - единицы площади и соотношение между ними; - основные чертежные линии; - формулы для нахождения площади прямоугольника, квадрата, треугольника; ^ - сравнивать площади с помощью различных мерок; - измерять площади с помощью палетки; - находить стороны данных фигур по известной площади; - читать технический рисунок; - изготовлять различные предметы по техническому рисунку. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу 3 класса. К концу третьего года обучения учащиеся должны знать: термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник; • элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов; • названия простейших многоугольников; • названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник; • свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей; • виды треугольников; • термины: круг, окружность, радиус, диаметр; • единицы длины и соотношения между изученными единицам длины; • термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия; • способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля); • единицы измерения площади; уметь: • изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур; • использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий; • находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника; • находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне; • рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки; • выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу; • прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие; • внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке. Перечень учебно-методических средств обучения 1. Тетрадь «Математика и Конструирование», Волкова, О.Л.Пчёлкина, Москва, Просвещение, 2011. 2. Белошистая А. Наглядная геометрия. Газета «Начальная школа»№ 27—28, 2004. 3. Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас. Начальная школа.-2001.- Х25. 4. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах.- Москва. Школьная Пресса,2002. 5. С.И.Волкова. Математика и конструирование. М.; Просвещение. 2006г. Учебно-тематический план
^ Математика и конструирование
|