Одобрено утверждаю



Скачать 257.53 Kb.
НазваниеОдобрено утверждаю
Дата15.04.2013
Размер257.53 Kb.
ТипОбразовательная программа
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты


Министерство образования и науки РФ

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ХАБАРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ


Методической комиссией Директор института

института (декан факультета)

____________________ __________________

“____” ________ 200__г . “____” ________ 200__г .


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины


Психодиагностика

Образовательная программа

_020400 «Психология» _




Разработана в соответствии с государственным


образовательным стандартом высшего

профессионального образования «Государственные

требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы по

направлению подготовки дипломированного

специалиста

020400 Психолог. Преподаватель психологии.


Заведующий кафедрой__________




Разработал: Кузнецова Д.С., ст. препод.




1. Цель и задачи курса

Цель: обеспечить усвоение студентами базовых понятий, методов и процедур психологической диагностики, являющихся наиболее универсальными и широко используемыми в различных областях научной и прикладной (практической) психологии.

Задачи курса:

- обеспечить освоение студентами основных теоретических понятий и методологических подходов в области психодиагностики, включая классическую и современную (основанную на IRT) тестологию;

- освоение наиболее универсальной классификации методов психодиагностики;

- освоение психометрических (измерительно-статистических) основ психодиагностики, включая представления и методы проверки надежности, валидности, репрезентативности и достоверности психодиагностических измерительных методик (тестов); знакомство с элементами IRT;

- ознакомление с наиболее популярными и универсальными методиками психологической диагностики и их практическим применением, включая диагностику личностных черт, интеллекта, мотивации, самооценки, индивидуального сознания и межличностных отношений;

- знакомство с основными компьютерными (информационными) технологиями, применяемыми в настоящее время в психодиагностике.


2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Настоящий курс предполагает овладение студентами такими дисциплинами федерального компонента, как «Общая психология», «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии», Курс рассчитан на студентов всех специализаций и обеспечивает овладение основными, наиболее универсальными, методами психодиагностики, необходимыми как в работе психолога-исследователя, так и психолога-практика в любой отрасли прикладной психологии.

Курс подготавливает студентов к овладению такими дисциплинами, как «Дифференциальная психология», «Консультативная психология», а также к усвоению содержания специальных практикумов по дисциплинам специализаций.

3. Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты должны:

- знать основные понятия психологической диагностики;

- различать научные и псевдонаучные подходы в психодиагностике;

- знать статистические (психометрические) свойства методик (тестов);

- понимать операциональный смысл процедур, направленных на проверку психометрических свойств методик;

- разбираться в требованиях к уровню подготовки разработчиков методик;

- знать предметную и операциональную классификации методик;

- знать сферы применения наиболее универсальных методик;

- уметь практически проводить основные (универсальные) методики;

- уметь самостоятельно выполнять проверку репрезентативности тестовых норм и надежности отдельных задания простого теста-опросника;

- уметь интерпретировать результаты методик в вероятностно-статистическом смысле;

- уметь интерпретировать результаты методик в консультативной форме - с учетом интересов и прав заказчиков и клиентов.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Общая трудоёмкость дисциплины

220













*

*

*

*













Аудиторные занятия

40













*

*

*

*













Лекции

32













*

*

*

*













Практ. занятия

8













*

*

*

*













Самост. работа

180













*

*

*

*













Вид итогового контроля

зачет

экзамен
















З




Э















5. Содержание дисциплины

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудит занят

СР

лекц

сем

1


Основные понятия

9

1

8

2


Краткая история психодиагностики

9

1

8

3


Операциональная классификация методик

9

1

8

4


Предметная классификация методик

9

1

8

5

Тестовые нормы и проверка их репризентативности

9

1

8

6

Надежность теста

9

1

8

7

Валидность теста

9

1

8

8

Достоверность теста

9

1

8

9

Анализ пунктов (тестовых заданий)

9

1

8

10

Новые технологии

9

1

8

11

Компьютерные психодиагностические системы

10

2

8

12

Профессионально-этические принципы и нормы

10

2

8

13

Диагностика структуры интеллектуальных особенностей

11

2

1

8




14

Общая характерологическая диагностика

10

2

8

15

Патохарактерологическая диагностика

11

2

1

8

16

Диагностика явных и скрытых ценностно-мотивационных структур

13

2

1

10

17

Психодиагностика в исследовательской практике

13

2

1

10

18

Педагогическая диагностика

13

2

1

10

19

Управленческая диагностика

13

2

1

10

20

Медико-психологическая диагностика

13

2

1

10

21

Консультативная психодиагностика

13

2

1

10

Итого

220

32

8

180




6. Содержание занятий

Раздел I. Введение

Тема 1. Основные понятия

Понятие психодиагностики. Понятие психологического диагноза.

Соотношение психодиагностики с дифференциальной психологией, психометрикой, тестологией, практической психологией, распознаванием образов. Различение задач исследования и обследования. Тестовые (измерительные) и экспертные (клинические) методы в психодиагностике. Научные и прикладные функции психодиагностики.

Экспертиза и консультирование клиента — два типа психодиагностических ситуаций. Признаки отличия научной психодиагностики от оккультных и паранаучных учений и подходов. Соотношение психодиагностики и медицинской, педагогической, профессиональной диагностики.

Тема 2. Краткая история психодиагпостики

Биометрика Ф. Гальтона. Первые зарубежные тесты интеллекта (Бине, Термен). Армейские батареи. Психологические профили Россолимо. Первые проективные тесты (Роршаха и Мюррея). Психотехника и педология в Советской России. Запрет отечественной психодиагностики (постановление ВКПб 1936 г.). Статистические основания современной психодиагностики. Возрождение отечественной психодиагностики: проблемы и трудности.

Раздел II. Классификация психодиагностических методик

Тема 3. Операциональная классификация методик

Психофизиологические измерения. Аппаратурная регистрация поведенческих реакций. Объективные тесты решения задач. Стандартизованный самоотчет: тест-опросники, оценочные рейтинг-процедуры, субъективная классификация и оценка сходства — различия. Проективные техники: стимульные и рисуночные. Наблюдение: свободное и категориальное (стандартизованное) наблюдение. Контент-анализ документов. Диалоговые техники: беседа, интерактивные игры. Возможности автоматизации различных методик. Требования к квалификации пользователя для методик разного операционального статуса. Операциональный статус методик: MMPI, 16PF, тесты Г.Айзенка, Амтхауэра, Г.Роршаха, Сонди, М.Люшера, Торранса, Розенцвейга, Лачинза, Струппа, Дж.Равена, ТАТ Мюррея, «семантического дифференциала» Ч.Осгуда, «теста личностных конструктов» Дж.Келли, методики СМР А.Р. Лурия, «гомеостата» Ф.Д.Горбова, компьютерных игровых и адаптивных тестов.

Тема 4. Предметная классификация методик

Психические функции: когнитивные (восприятие, внимание, память, мышление) и регулятивные (моторные программы, эмоциональная и волевая регуляция). Общие способности и проблема диагностики умственного развития. Критика биологизаторских подходов к оценке умственного развития. Диагностика функциональных и эмоциональных состояний. Диагностика конституциональных (темперамент), индивидуально-стилевых (характер) и ценностно-мотивационных (личность) черт. Критика механистических, статистических представлений об иерархической классификации черт личности и способностей (Вернон, Р. Кэттэлл). Взаимодействия черт в процессе развития личности (компенсаторные соотношения). Диагностика общих и специальных способностей (Векслер). Диагностика психических состояний: функциональных и эмоциональных. Диагностика когнитивного стиля (Титкин). Диагностика сознания и самосознания (Дж. Келли, В.Ф. Петренко, В.В. Столин). Диагностика социально-психологических свойств личности, межличностных отношений, стиля общения, группового взаимодействия (М.Рокич, BeAm, А.В.Петровский). Психодиагностика и диагностика организаций. Раздел Ш. Психометрические основы психодиагностики

Тема 5. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности

Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные. Статистическое обоснование тестовых норм: мера статистической достоверности отнесения испытуемых к диагностической категории. Норма как критическая точка на шкале тестовых баллов. Квантили, квартили, децили, процентили, промилли.

Процентильные нормы на порядковых тестовых шкалах. Параметрические нормы на интервальных (стандартизированных) тестовых шкалах. Конверсионные таблицы. Критериальные нормы. Представление о нормах в рамках IRT. Получение репрезентативных норм на базе эмпирического распределения тестовых баллов. Табличная нормализация и линейная стандартизация шкалы. Кумулятивная кривая распределения и гистограмма. Проверка нормальности и проверка устойчивости норм.

Конкретные примеры стандартных шкал в психодиагностике: Z-шкала, IQ-шкала, Т-шкала, шкала стеков.

Тема 6. Надежность теста

Надежность как устойчивость к побочным факторам. Точность измерительной процедуры. Дисперсионное определение надежности.

Формула Рюлона. Корреляционный подход к измерению надежности.

Виды надежности: ретестовая и синхронная надежность (гомогенность, консистентность). Измерение методом расщепления теста. Надежность целого составного теста и его отдельных пунктов. Формула Кьюдера-Ричардсона и альфа-коэффициент Л.Кронбаха. Фи-коэффициент Гилфорда. Точечно-бисериальный коэффициент.

Тема 7. Валидность теста

Валидность как соответствие результатов диагносцируемому свойству. Виды валидности: внешняя, эмпирическая, конструктная. Валидность по содержанию. Соотношение валидности и надежности: основное неравенство психометрики. Способы эмпирического измерения валидности: метод контрастных (известных) групп, согласованность с экспертной оценкой. Валидность критериальных тестов. Проспективная (прогностическая) и ретроспективная валидность. Отличие процедуры прогностической валидизации теста от метода контрастных групп. Конверегентная и дискриминантная валидность. Матрица Кэмпбелла — Фиске для многофакторных тестов.

Тема 8. Достоверность теста

Достоверность как специальная разновидность валидности применительно к тестовым самоотчетам. Понятие тенденции социально желательного ответа. Мотивационные искажения. Шкалы лжи. Внутренняя согласованность. Достоверность на уровне методики и на уровне протокола. Шкалы лжи, истинности и коррекции в MMPI. Компьютерный контроль достоверности. Четырехполюсная модель личностной черты и стратегия балансирования «социальной желательности» в личностном опроснике.

Тема 9. Анализ пунктов (тестовых заданий)

Информативность (трудность), дискриминативность, надежность, валидность, достоверность пунктов. Проверка ключа к пунктам с помощью эксплораторного и конфирматорного подхода в факторном анализе. Принципы анализа пунктов в IRT.

Раздел IU. Современное состояние пснходиагностикн

Тема 10. Новые технологии

Теория IRT («Вопрос-ответ», Item-Response Theory) как базис современной тестологии на Западе (Лорд, Раш). Эксплоративный и конфирмативный подходы в факторном анализе. Новые перспективы в условиях микрокомпьютерной и телекоммуникационой революции. Адаптивное тестирование и Интернет. Взаимодействие пользователей и методических центров по психодиагностике. Банки данных. Картотеки и банки методик. Типовое описание методики в картотеке. Экономическая эффективность психодиагностических программ.

Тема П. Компьютерные психодиагностические системы

Автоматизация этапов психодиагностического обследования:

— поиск критериев и системы принятия решений;

— формирование выборки и базы данных; списки рассылки и базы пользователей в Интернете;

— компьютерная подготовка тестовых данных, системы генерации тестовых заданий, графические и текстовые редакторы;

— тестирование в диалоге с компьютером, адаптивное тестирование, тестирование и компьютерное обучение;

— офф-лайн тестирование и он-лайн тестирование в Интернете;

— автоматизированная интерпретация, обратная связь и постдиагностический диалог;

— автоматизированная интеграция экспертных оценок и тестовых данных;

— психометрический анализ и специализированные системы обработки данных.

Тема 12. Профессионально-этические принципы и нормы

Профессиональная тайна, правила распространения и опубликования методик. Принцип «не повреди». Конфиденциальность психодиагностической информации. Стандартизованные и экспертные методики: подготовка и квалификационная аттестация пользователей.

Раздел V. Универсальные психодиагностические методики

Тема 13. Диагностика структуры интеллектуальных особенностей

Батареи Векслера, Амтхауэра, Вандерлика, Айзенка, тест Слоссона. Состав субшкал и субтестов. Ограничения применения. Относительность диагностических норм. Зависимость от уровня развития вербального интеллекта. Возможности компьютеризации. Тесты на сложность и скорость.

Тема 14. Общая характерологическая диагностика

Теории черт и теории типов. Основные психологические (патохарактерологические) типы: педантичный (психастенический), застревающий (паранойяльный), демонстративный (истерический), гипертимный (гипоманиакальный), дистимический (депрессивный), ипохондрический (конверсионный), эксплозивный (эпилептоидный), шизоидный.

Тест-опросник 16ЛФ. История построения теста. Структура и интерпретация 16 личностных факторов. Правила проведения и подсчета тестовых баллов. Шкалы стенов. Типовые профили и их интерпретация. Национальные и специализированные популяционные нормы.

Уравнения эффективности для прогноза профессиональной успешности. Возможности компьютеризации. Особенности русскоязычной версии 16РФ: различия англо- и русскоязычного тезаурусов личностных черт.

Тема 15. Патохарактерологическяя диагностика

Тест-опросник MMPI. Основные и служебные шкалы. История построения теста и адаптации его в отечественных условиях: версии СМИЛ и ММИЛ. Западная версия MMPI-2. Правила коррекции тестовых баллов в зависимости от защиты (тактики) испьгтуемого. Невротические и психотические нарушения и их проявления в профиле MMPI. Сравнение с ПДО Личко. Ограничения в применении MMPI. Ипсативные нормы и относительный анализ пиков на профиле MMPI. Удобства и опасности автоматизированной интерпретации профиля.

Тема 16. Диагностика явных и скрытых ценностно-мотивационных структур

Методика измерения ценностных ориентаций Рокича — Ядова. Списки терминальных и инструментальных ценностей. Устойчивость ранжирования. Артефакт социальной желательности. ТАТ в диагностике скрытых мотивов. Классификация мотивов по Мюррею и анализ текстов ТАТ. Проблемы валидизации ТАТ и метод согласования экспертных оценок. Другие подходы (тесты юмористических фраз, неоконченных предложений, свободных самоописаний и т.п.

Раздел И; Сферы применения психодиагностических методик

Тема 17. Психодиагностика в исследовательской практике

Возможность использования нестандартизованных методик в исследовательской работе. Задачи практического психолога и психодиагностика.

Тема 18. Педагогическая диагностика

Готовность к школе. Диагностика обучаемости и формирование учебных групп. Диагностика интеллектуального потенциала, одаренности и умственной отсталости. Профориентация. Контроль усвоения знаний и умений в средней и высшей школе.

Тема 19. Управленческая диагностика

Профотбор. Диагностика и прогноз эффективности руководителя. Диагностика и прогноз эффективности производственного коллектива и управленческого персонала компании. Конфликтологическая диагностика. Психодиагностика в центрах занятости. Базы данных и кадровый менеджмент. Рейтинг-аттестация и системы принятия решений.

Теми 20. Медико-психологическая диагностика

Диагностика в профилактической медицине, соматической и психоневрологической клинике. Диагностика для оценки эффективности медикаментозной и нелекарственной терапии.

Тема 21. Консультативная диагностика

Диагностика в индивидуально-личностной и семейной психологической консультации; при отборе в группу социально-психологического тренинга; при анализе супружеской совместимости и супружеских конфликтов. Диагностика родительско-детского общения.


Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Чем отличается психологическая диагностика от технической, медицинской, профессиональной диагностики?

2. В каких отношениях между собой находятся диагностические признаки и диагностические категории?

3. В чем разница между «обследованием» и «исследованием»?

4. Какое понятие шире: психодиагностика или психологическое тестирование?

5. В чем разница между «измерительными» и «клиническими» (экспертными) методами в психодиагностике?

6. Чем научная диагностика отличается от магии и колдовства?

7. Чем научная диагностика отличается от паранаучной диагностики?

8. Как используется корреляционный эксперимент при создании тестовых заданий в ходе конструирования научного теста?

9. Как может быть использован метод независимых судей при анализе результатов проективных методик?

10. Что такое стандартная ошибка измерения?

11. Какие новые направления в психологии, возникшие на рубеже XIX — XX вв., предшествовали появлению психодиагностики?

12. Какой вклад в становление тестологии внесли Гальтон, Кэттелл и Бине?

13. Что такое шкала IQ и каковы ее параметры — среднее и стандартное отклонение?

14. Что такое «генеральный» фактор интеллекта и как он проявляется в различных тестах общих и специальных способностей?

15. Что такое факторный анализ и какова его роль в психодиагностике?

16. Дайте поведенческое определение «черты личности».

17. Чем различаются стилевые и мотивационные черты?

18. В чем сходство «большой пятерки» факторов характера и типологии темперамента по Гиппократу?

19. В чем разница между глобальными и локальными факторами характера?

20. Чем различаются между собой общие, частные и специальные способности?

21. В чем различие в двух подходах к выработке профессиональных норм и стандартов — ведомственном и профессионально-корпоративном (основанном на нормотворческой функции Психологического общества)?

22. Каким образом процедуры профессиональной аттестации специалистов обеспечивают квалификационные стандарты в психодиагностической практике?

23. Все ли психолого-педагогические методики требуют одинаково высокой квалификации исполнителя?

24. Каким образом сертификация методик способствует сохранению профессиональной тайны?

25. Почему предупреждение о целях и задачах психодиагностического обследования является главным условием обеспечения суверенных прав личности?

26. Что такое критериальное поведение, или эффективность критериальной деятельности?

27. Что такое операциональная классификация методик, какие основания в нее заложены?

28. Чем различаются аппаратурные (поведенческие) и приборные (психофизиологические) методики?

29. Чем отличаются объективные тесты от тест-опросников?

30. Чем методики шкалирования отличаются от тест-опросников и проективных методик?

31. Перечислите достоинства и недостатки метода тестов.

32. Почему тестирование можно считать более надежным методом, чем традиционные формы выборочного контроля знаний?

33. Каким образом осуществляется проверка надежности теста, с помощью какой статистической процедуры устанавливается индекс надежности?

34. Как соотносятся между собой валидность и надежность теста?

35. Чем проверка прогностической валидности теста отличается от проверки методом «известных групп»?

36. Как явление «проекции» связано с открытой психоанализом сферой бессознательного в психической жизни человека?

37. Назовите примеры спонтанной проекции в обыденной жизни ребенка.

38. Какие ограничения в использовании вербальных и графических проективных методик обусловлены уровнем и структурой умственного развития ребенка?

39. Как проективные методики помогают определить зону внутреннего конфликта и причину эмоциональной дезадаптации (приведите конкретные примеры)?

40. Какие требования к профессиональным и личностным качествам исполнителя предъявляют проективные методики и ролевые проективные игры?

41. Как конкретно можно реализовать принцип информационного сотрудничества научно-методических центров и практических центров в области психодиагностики?

42. Что такое общефедеральные и региональные тестовые нормы и чем они отличаются друг от друга?

43. В чем достоинства и недостатки варианта полной компьютеризации всех этапов психодиагностической работы?

44. Как технически можно совместить тестирование на бланках и компьютерную обработку и хранение психодиагностической информации?

150 45. В чем заключаются выгоды от использования компьютерных баз данных в психодиагностике?

46. Достоинства и недостатки метода тестов.

47. Достоинства и недостатки экспертных (клинических) методов в психодиагностике.

48. Классификация психодиагностических методик по характеру прикладных задач.

49. Принципы и методы конструирования надежных и валидных тестов.

50. Отбор пунктов при создании личностного тест-опросника.

51. Отбор пунктов при создании теста способностей и знаний.

52. Адаптивное тестирование.

53. Компьютерные игры в психодиагностике.

54. Тесты в Интернете: новые перспективы и проблемы.

55. Гипертекстовый словарь-тезаурус психодиагностических понятий.

56. Многофакторные личностные тест-опросники.

57. Методы шкалирования (психосемантические методы) в психодиагностике.


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

I. Как относятся диагностические концепты (тестируемые психические свойства) к критериям?

2. Когда краткие измерительные психодиагностические методы дают более полезный эффект?

3. Что дает знание психометрики практическому психологу?

4. Чем различаются эксплораторный и конфирматорный факторный анализ при проверке ключа к тесту?

5. Как подсчитывается суммарный балл по тесту?

6. Как измеряется ретестовая надежность?

7. Что такое метод «контрастных групп» при проверке валидности?

8. Чем ситуация клиента отличается от ситуации экспертизы?

9. Как проинтерпретировать результаты произвольного (конкретного) профиля по тесту 16ЛФ?

10. Как проинтерпретировать результаты произвольного (конкретного) профиля по тесту ММИЛ?

11. В каких случаях применяются тесты интеллектуального развития?

12. Как осуществляется проверка прогностической валидности?

13. Как с помощью четырехклеточной таблицы сопряженности проверить надежность и направленность ключа к пункту (заданию) теста?


7. Учебно-методическое обеспечение курса

7.1. Основная литература

  1. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика: учебник/А.А.Бодалев, В.В.Столин.-СПб.,2002.-440 с.

  2. Болотова, А.К. Прикладная психология:Учебник/А.К.Болотова, И.В.Макарова. - М.,2001.-383 с.

  3. Глуханюк Н.С. Рабочая тетрадь по психодиагностике: учеб. пособие / Н,С. Глуханюк. -М.; Воронеж ,2003.-32 с.

  4. Глуханюк, Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие / Н.С. Глуханюк.-М.,2003.-192 с.

  5. Лаак, Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.-М.,1996.-384 с.

  6. Немов, Р.С. Психология:в 3-х кн.Кн. 3:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики .-4-е изд.-М.,2003.-640 с.




  1. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности. Теория и практика: учеб. пособие / Н.И. Непомнящая.-М.,2001.-192 с.

  2. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: учеб. пособие/ В.Б. Никишина; Т.Д. Василенко.-М.:,2004.-208 с..

  3. Носс, И.Н. Введение в технологию психодиагностики / И.Н. Носс.-М.,2003.-251 с.

  4. Прыгин, Г.С. Основы психодиагностики:Принципы и методы. История развития. Основы психометрики / Г.С. Прыгин.-М.,2003.-198 с.

  5. Психологическая диагностика: учеб. пособие /под ред. К.М.Гуревич, Е.М.Борисовой. - М.;Воронеж, ,2001.-368 с.

  6. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: тексты и метод. пособие / ред.-сост. Г.В.Берменская.-М.,2003.-352 с.

  7. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психоадигностики /Л.Н. Собчик.-СПб.,2003.-624 с.:ил.



7.2. Дополнительная литература

  1. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности/А.В. Батаршев.-М.,1999.-176 с.

  2. Бурлакова, Н.С. Проективные методы: Теория, практика применения к исследованию личности ребенка.-М.,2001.-352 с.

  3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. - СПб.,1999.-528 с.

Глуханюк, Н.

  1. Гордеев, В.И. Методы исследования развития ребенка: Качество жизни (QOL) - новый инструментарий оценки развития детей/В.И.Гордеев, Ю.С.Александрович.-СПб.,2001.-200 с.

  2. Реан, А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие/А.А. Реан. - СПб., 1999.-288 с.

  3. Тест дерева в психодиагностике/Сост. С.Л. Соловьева.-Б.м.,Б.г.-54 с.

  4. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коорекция и развитие личности: учебник / Н.И. Шевандрин. - 2-е изд. - М.,2001. - 512 с.:ил.

  5. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт/А.Г. Шмелев.- СПб.,2002.-480 с.:ил.

  6. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, результаты исследований и практика/Е.И. Щебланова.-М.;Воронеж,2004.






12

2

11

3

10


4

9


5

8

6

7

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru