Этапы и программа военно-психологического исследования



Скачать 137.27 Kb.
НазваниеЭтапы и программа военно-психологического исследования
Дата15.04.2013
Размер137.27 Kb.
ТипПрограмма
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

Этапы и программа военно-психологического исследования


Психолог не сможет предложить действенных рекомендаций по управлению любыми психологическими явлениями в полку, если он не будет хорошо понимать сущность этих явлений, знать их полную характеристику. Информация о психологических явлениях, позволяющих управлять ими, может быть получена в результате исследования этих явлений.

Глубина, достоверность, всесторонность и затраты времени на изучение психологических явлений прямо зависят от того, насколько грамотно психолог решит методологические проблемы исследования.

"Методология- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности , а также учения об этой системе"1. Важнейшим элементом методологии являются исходные методологические принципы познания процессов и явлений окружающего нас мира.

К числу общенаучных принципов на основе которых осуществляется процесс познания любых в том числе и психологических явлений можно отнести принципы: развития, всеобщей связи, диалектического единства теории, эксперимента и практики в процессе познания, научности, системного и конкретно-исторического подходов. Методологическую роль в процессе изучения психологических явлений выполняют основные законы и парные категории диалектики.

В процессе анализа психологических явлений важно, опираясь на общенаучные принципы проведения исследования, учитывать и методологические принципы самой психологической науки: материалистического детерминизма психических явлений, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности, принцип личностного подхода и другие.

Вместе с тем для получения достоверных и практически полезных результатов соблюдение методологических принципов исследования является необходимым, но недостаточным условием. Не менее важна и последовательность деятельности психолога, в процессе исследования, ее логика, правильная организация. Получить истину можно только в результате продуманного и правильного организованного исследования. Вот почему психологу важно иметь четкое представление об основных этапах и программе изучения психологических явлений. Практика показывает, что в самом процессе изучения того или иного психологического явления можно выделить ряд этапов:

1.Составление программы, которая представляет собой достаточно подробное, всестороннее и завершенное теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов анализа явления2.

2. Программа является стратегическим документом изучения, его начальным этапом и играет исключительно важную роль в достижении тех целей, которые ставит психолог. Любое серьезное исследование должно начинаться с разработки его программы3.

Этапы изучения социально-психологических явлений.

I ЭТАП

Составление программы

II ЭТАП

Определение конкретного объекта изучения (выборки)

III ЭТАП

Разработка методики анализа явления

IV ЭТАП

Пробное исследование, доработка программы и методики

V ЭТАП

Сбор первичной информации

VI ЭТАП

Качественная и количественная

обработка собранных данных

VII ЭТАП

Объяснение полученных результатов, выводы, практические рекомендации

2. Определение конкретного объекта (выборки)4. Психолог как правило, не может изучить все множество социальных объектов, которое является носителем интересующего его социально- психологического процесса. Если, например, его интересует состояние взаимоотношений воинов срочной службы в полку (на корабле) , то он просто не имеет возможности изучить взаимоотношения между всеми без исключения воинами. Да это и не нужно делать для того, чтобы представить истинное положение дел. Состояние взаимоотношений в полку (на корабле) можно достаточно объективно оценить на основе их изучения в нескольких подразделениях полка (корабля).

Все то множество социальных объектов, которое является предметом изучения и теоретически должно быть изучено, образует генеральную совокупность. В нашем примере генеральную совокупность представляет весь личный состав полка (корабля).

Выборка- часть генеральной совокупности, которая реально изучается. В рассматриваемом примере выборку составляют те конкретные подразделения, в которых политработник реально анализирует состояние взаимоотношений. Очевидно, с одной стороны, для получения наиболее достоверной информации выборка должна по объему как можно меньше отличаться от генеральной совокупности. С другой стороны, в интересах максимального сокращения времени, которого потребуется изучение, а также материальных затрат, выборка должна быть наименьшей.

Важным свойством выборки является ее репрезентативность, то есть способность воспроизводить основные характеристики генеральной совокупности. Определение выборки- ответственный этап в изучении социально- психологического явления. Если нет научного обоснования выборки, то полученные на произвольной выборке данные могут только исказить истинное положение дел. Для того чтобы этого не случилось, выборка должна моделировать свойства генеральной совокупности возможно более полно и обязательно учитывать те ее характеристики, которые существенны для решения поставленных в ходе изучения задач.

3. Разработка методики анализа данного конкретного явления.

Методика представляет собою систему методов и процедур, используемых в процессе изучения психики воинов и психологии воинского коллектива. Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно полной и достоверной информации.

4. Пробное изучение социально- психологических явлений на не большой выборке, оценка достоверности получаемой информации, доработка программы и методики. Практика изучения социально-психологических явлений показывает, что трудно сразу разработать такую методику, которая позволила бы в полном объеме решить все задачи изучения. Невозможно сразу предусмотреть все организационные проблемы; особенности поведения изучаемых воинов в ходе исследования; понимание адресованных к ним вопросов; побочные факторы, которые могут оказать значительное влияние на результаты, и способы их нейтрализации; достаточно точно определить силы, средства и время, необходимые для изучения; выявить возможные трудности в обработке данных и другие проблемы. На все эти вопросы можно получить ответ только в практике самого изучения. Вот почему необходимо пробное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее "узкие" места и устранить их. Пробное изучение дает возможность повысить достоверность получаемой информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить всю организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации. Практика показывает, что экономить время, необходимое для проведения исследования , за счет исключения пробного изучения нецелесообразно. Оно особенно необходимо в тех случаях, когда изучаются сложные социально- психологические явления, используются сложные методики, офицер имеет незначительный опыт научного анализа социально-психологических явлений.

5. Сбор первичной социально-психологической информации, сопровождающийся контролем достоверности и надежности получаемых данных. На этом этапе важно как можно более полно реализовать программу анализа, изучить все то, что планировалось подвергнуть изучению, не допустить искажения информации.

6. Качественная и количественная обработка собранных данных проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами, а также может выходить за их рамки. На данном этапе основным методом изучения является содержательный теоретический психологический анализ. Значительно расширяет его возможности обоснованное и грамотное использование математических методов , компьютерной техники.

7. Объяснение полученных результатов , выводы, практические рекомендации завершают изучение.

Каждый из рассматриваемых этапов по-своему важен для достижения конечной цели анализа: получение новых важных и достоверных знаний о воинах и воинском коллективе, выработки на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы положение дел. Тем не менее сегодня качество изучения в первую очередь определяется добротностью его программы. Недостаточно добросовестно разработанная программа изучения может привести к ложным выводам, даже если психолог будет отлично действовать на всех остальных этапах. Это вызывает необходимость более подробного рассмотрения порядка разработки программы исследования. Опыт показывает, что составление программы нередко вызывает наибольшее затруднение у психолога. И это естественно. Ведь четкая формулировка проблемы, логический анализ понятий, выдвижение гипотез и составление плана изучения требует большой вдумчивости и кропотливой работы, важность которой , на первый взгляд, можно недооценить.

Программа представляет собой изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез анализа тех или иных явлений (процессов) с указанием правил, процедур и логической последовательности операций по проверке гипотез.

Программа изучения обычно включает в себя кратко сформулированные результаты теоретической проработки психологом следующих вопросов5.

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ.

1.Методологическая часть

Основание и формулировка проблемы

Определение объекта и предмета

Определение цели изучения

Логический анализ основных понятий

– по каким направлениям;

– о чем;

– как и в какой форме следует собирать информацию

Выдвижение рабочих гипотез

Определение задач изучения

Процедурная часть

Составление ориентировочного плана исследования

Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных

Основание и формулировка проблемы анализа. Психолог должен выбирать для изучения реальные проблемы, имеющие наибольшее значение для повышения боевой готовности полка (корабля), совершенствования процесса боевой и общественно-государственной подготовки, воспитательной работы, актуальные в сложившейся конкретной ситуации.

В процессе формулировки проблемы анализа стремятся к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и реальное противоречие, определяющее ее. При этом важно избежать постановки мнимых, решенных и второстепенных проблем. Проблема не должна быть слишком широкой. Если не удается сразу придать формулировке проблемы достаточную ясность и четкость, то это может быть сделано в дальнейшем, по мере разработки других частей программы. Изучать несколько проблем в рамках одного исследования обычно нецелесообразно.

Определение объекта и предмета анализа.

Психологическая проблема не существует сама по себе , а всегда предполагает своего носителя воинов, воинские коллективы, их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом изучения для психолога чаще всего выступают отдельные категории военнослужащих, воинские коллективы.

Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета анализа. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают изучаемую проблему (скрывающееся в ней противоречие).

Определение цели анализа.

Конечной целью изучения должна быть выработка практических рекомендаций, направленных на улучшение положения дел, повышение эффективности боевой подготовки и воспитательной работы в полку (на корабле), вооружение этими рекомендациями офицеров. Очень важно помнить о том, что изучение проводится в конечном счете для повышения боевой готовности части, для решения тех реальных проблем, которые возникают в процессе боевой и общественно-государственной подготовки. Поэтому и ценность анализа определяется не объемом выполняемой работы, а реальной пользой, которую изучение принесло для решения задач, стоящих перед коллективом полка (корабля).

Логический анализ основных понятий предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, уяснение на этой основе соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.

При изучении, например ,неуставных взаимоотношений среди личного состава срочной службы логический анализ основного понятия " неуставных взаимоотношений " предполагает прежде всего определение того, какие именно взаимоотношения считать неуставными, какие самые " мелкие "нарушения отношений между воинами мы уже относим к неуставным, то есть установление "границ" неуставных взаимоотношений. Кроме того, необходимо четко определить, каково должно быть содержание взаимоотношений для того, чтобы мы имели право считать их неуставными. Здесь же важно выявить структуру понятия неуставных взаимоотношений, их виды, то есть проанализировать те понятия, которые входят в его структуру. Необходимо выявить основные факторы, которые влияют на наличие и характер неуставных взаимоотношений как явление в целом.

Таким образом, процесс логического анализа основных понятий состоит из двух этапов:

1) выявление главных сторон предмета изучения, наиболее полное и точное определение его сущности;

2) выявление совокупности подчиненных понятий, на которые "раскладывается" основное понятие.

По сути дела , на данном этапе разработки программы психолог должен помимо логического анализа основных понятий осуществить и предварительный системный ( системно структурный и системно-функциональный) анализ объекта исследования.

Выдвижение рабочих гипотез.

"Гипотеза это система умозаключений, посредством которых на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным ".33. Понятно, что предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса изучения. Грамотно сформулированные гипотезы подсказывают правильный выбор объекта анализа, повышают его оперативность, определяют в общих чертах методики, которые целесообразно использовать. Исследование, проводимое без достаточно проработанных гипотез, обычно бывает малоэффективным, поскольку психолог в этом случае не имеет четкого представления о том, какие конкретно связи он хочет установить. Выявить важные связи и отношения здесь помогает только случай.

Вместе с тем важно, чтобы при всей своей четкости гипотезы не сковывали мысль психолога, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.

Определение задач социально-психологического анализа включает в себя поиск ответов на его основные вопросы: каковы пути и средства решения изучаемой проблемы? Каковы цели, достигаемые на промежуточных этапах анализа?

Составление принципиального (стратегического) плана изучения необходимо для более эффективной работы на последующих после составления программы этапах. Уже в начале изучения важно представить весь ход его до получения конечного результата, хотя бы в самых общих чертах. В процессе предварительного планирования можно выявить проблемы, которые легко решить на начальном этапе исследования, но трудно или вообще невозможно -в ходе него.

Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных призван решить практически те же задачи, что и предварительное планирование. Отличие заключается в том, что здесь предварительно планируется порядок сбора и анализа первичной социально психологической информации. Это является важным для решения задач определения выборки и разработки методики данного конкретного исследования.

Даже та сравнительно краткая характеристика программы, которую мы рассмотрели, показывает, что ее составление сложное и ответственное дело. "Практика показывает, то на разработку программы уходит гораздо больше времени, чем на проведение самого исследования Однако жалеть сил на это не следует, так как тщательно продуманная программа исследования – непременное условие осуществления его на высоком научном уровне"6.

На наш взгляд, самой распространенной и серьезной ошибкой, допускаемой при подготовке и проведении исследований, является недостаточно глубокая, всесторонняя и подробная разработка их программы. Именно этот недостаток является важнейшей причиной получения данных и выводов, не соответствующих реальному положению дел, имеющих незначительную практическую ценность.

Это, конечно, не означает, что изучение социально-психологических явлений невозможно без предварительной скрупулезной многонедельной разработки его обширной программы. Программа в зависимости от целей, которые ставит перед собой психолог, может быть относительно короткой и в зависимости от его подготовленности потребовать для разработки небольшое время. Важно подчеркнуть, что , проводя любое изучение, необходимо с достаточной для данного конкретного исследования полнотой и четкостью решить те вопросы, которые содержатся в каждом пункте программы. Это необходимое условие получения в результате анализа информации, которая былf бы пригодна для каких-либо практических нужд.

После разработки программы изучения социально психологического явления и определения эмпирических объектов исследования (выборки) психолог приступает к разработке методики проведения конкретного исследования, которая базируется на знании и умении применять на практике методы психологии.

Современная психологическая наука располагает достаточным количеством методов для изучения таких сложных объектов, какими являются психика человека, психологические явления и процессы в коллективах. На первый взгляд, эти методы, по крайней мере многие из них, довольно просты и широко используются в других науках. такие методы, как наблюдение и эксперимент, используются для познания окружающего нас мира и самого человека уже на протяжении многих веков. Вместе с тем проблема методов исследования, дальнейшая их теоретическая разработка, совершенствование методик проведения конкретных социально-психологических исследований являются весьма актуальными. Важность данной проблемы определяется также той особой ролью, которую играет научный метод в развитии самой науки, достоверности и практической ценности получаемых ею знаний" / Наука движется толчками в зависимости от успехов, делаемых методикой "7,писал И.П. Павлов.

Характеризуя эти методы , необходимо отметить следующее.

Вся совокупность методов представляет собою систему, с помощью которой можно всесторонне и глубоко изучать все проявления психологии воинского коллектива. Система методов дает возможность оценить деятельность и поведение воинов и воинских коллективов, выявить динамику психологических явлений и определить оценку воинами своей деятельности, окружающих и самих себя, познать внутренний мир личности и т.д.

Методы изучения социально-психологических явлений.

Наблюдение

Изучение документов

ЭКСПЕРИМЕНТ

Анализ результатов деятельности

В системе методов можно выделить группы методов, которые в известной мере считаются специализированными для оценки определенных сторон социально-психологических явлений и процессов. Так, наблюдение, анализ результатов деятельности и эксперимент ориентированы прежде всего на изучение деятельности и поведения воинов. Опрос нацелен в основном на выявление знаний, оценок и мнений воинов по той или иной проблеме. Изучение документов используют для анализа деятельности и поведения воинов, оценки их индивидуально-психологических особенностей.

Методы отличаются друг от друга по качественным и количественным характеристиками получаемой с их помощью информации, трудоемкости. Для решения конкретной частной задачи не все методы могут быть в одинаковой степени предпочтительными;

В интересах более глубокого, всестороннего и достоверного изучения социально-психологических явлений целесообразно использовать по возможности большее число методов. Если есть необходимость, то информация, полученная с помощью одного метода, должна проверяться, уточняться и дополняться в результате использования другого метода. Это повысит надежность и достоверность получаемой информации и в конечном счете практическую ценность всего анализа.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте основные положения, вытекающие из методологических принципов анализа социально-психологических явлений, которыми необходимо руководствоваться при оценке:

  • качества боевой подготовки в полку (на корабле);

  • качества общественно-государственной подготовки в полку (на корабле);

  • состояния воинской дисциплины в полку (на корабле);

  • общественного мнения воинского коллектива по какой-либо проблеме.

2. Обоснуйте необходимость каждого этапа изучения социально-психологических явлений.

3. Обоснуйте необходимость каждого пункта программы изучения социально-психологических явлений.

Практические задания

Разработайте вариант программы для оценки:

Военно-профессиональных качеств воина (офицера, прапорщика, военнослужащего срочной службы);

психологической устойчивости воина;

неуставных взаимоотношений;

общественного мнения воинского коллектива по какой-либо проблеме.

1 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. с.365.

2 См.: Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат,1985.с.23.

3 См.: Методы социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.С.12.

4 См: Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1977. с.258.

5 Структура программы дается в основном в соответствии с разработкой, предлагаемой в кн.: Как провести социологическое исследование. с.23-30.

6 Как провести социологическое исследование.с.30.

7 Павлов И.П. Полн.собр. соч. т.11.ч.2.с.22

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru