Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»



Скачать 190.69 Kb.
НазваниеТема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Дата15.04.2013
Размер190.69 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты




ЭКСПЕРИМЕНТ

Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы».


Формулирование проблемы, цели эксперимента.

Цель: определить влияния активизации сознания на психические познавательные процессы.

Объект: когнитивная сфера личности.

Предмет: психические познавательные процессы (память, внимание, мышление)

Проблема: динамика изменения психических познавательных процессов посредством активизации сознания.


Операционализация понятий.

Память – психический познавательный процесс запечптления, сохранения и воспроизведения информации; связан с деятельностью ЦНС.

Виды: эмоциональная, двигательная, словестно-логическая, наглядно-образная, произвольная, непроизвольная, оперативная, долговременная.

Характеристики: объем, скорость, точность. Измеряеся методиками: зрительная память, вербальная память, подбор слов.

Оперативная память – сохранение материала после его запечатления на время необходимое для выполнения задачи.

Внимание – форма организации психических процессов, проявляющихся в направленности сознания на те или иные явления действительности; связаны с проявлением очагов оптимальной возбудимости в коре головного мозга.

Виды: произволное, непроизвольное, внешнее, внутреннее.

Характеристики: направленность, интенсивность, объем, распределяемость, переключаемость, устойчивость. Измеряются: корректуальная проба, численно-буквенные сочетания, установление закономерностей.

Распределение внимания – возможность удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же способность выполнять сложную деятельность, состоящую из множества операций.

Мышление – психический процесс отражения в сознании предметов и явлений внешнего мира в их существенных свойствах и отношениях; связаны с интегративной деятельностью головного мозга, формируемой на основе понятий и представлений речи.

Виды: понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.

Характеристики: скорость, точность, глубина, самостоятельность, критичность, гибкость. Измеряется: аналогии, фигуры, арифметический счет, числовые ряды.

Сознание – высший уровень психической активности, обеспечивающий целенаправленное поведение человека. Признаками сознания являются: наличие идеалов, нравственных и эстетических ценностей; осознание своей сущности, сущности других людей и отношений между ними; способность к абстрактному мышлению, к языку, как способу выражения мыслей; способность к прогнозированию в любых видах поведения; наличие внимания.

Активность – генетически предопределенное свойство организма как целенаправленной системы вступать во взаимодействие со средой. Активность определяет поведение организма и проявляется в его стремлении к организации эффективной деятельности, то есть достижению цели минимальной структурой и минимальным действием.

Активизация сознания – изменение функционального состояния центральных отделов нервной системы, посредством целенаправленного воздействия на организм с целью повышения уровня психической активности.

Продуктивность познавательных психических процессов - динамическая характеристика отражающая результативность функционирования познавательных процессов.


Критерии – память, внимание, мышление.

Показатели- память: оперативная-визуальная; внимание: произвольное визуальное; мышление: абстрактное на аналогии.


Выдвижение гипотез.

Гипотеза: продуктивность психических познавательных процессов повышается вследствие активизации сознания.

Контргипотеза: продуктивность психических познавательных процессов снижается вследствие активизации сознания.

Альтернативная: продуктивность психических познавательных процессов вследствие активизации сознания остается неизменной


Зависимые переменные– память, мышление, внимание.

Независимая переменная– физиологическая составляющая активизации сознания (ноотропил).

Независимая побочная переменная - психофизиологическая составляющая, психологическая состовляющие активизации сознания.


Статистическая нулевая гипотеза – повышения уровня продуктивности психических позновательных процессов без активизации функционального состояния сознания случайно отличается от повышения уровня продуктивности познавательных процессов с его активизацией.

Вывод: связь между повышением продуктивности познавательных процессов и активизации функционального состояния сознания случайна.

Альтернативная – повышение уровня продуктивности психических познавательных процессов без активизации функционального состояния сознания не случайно отличается от повышения уровня продуктивности познавательных процессов с его активизацией.

Вывод: связь между повышением продуктивности познавательных процессов и сознания активизации функционального состояния не случайна.


План проведения эксперемента.

Эксперимент проводился согласно плана с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. (План №4.)

О1 R X O3


O1 R O4


  1. Предварительное тестирование всей выборки по первоме варианту методик исследования психических познавательных процессов.

  2. Обработка результатов предварительного тестирования, подсчет сырых балов и их стандартизация ( расчет среднего, стандартного отклонения для всей выборки).

Рандомизация групп проводилась методом парных сравнений на основе стандартизации данных предварительного тестирования.

  1. Воздействие независимой переменной на эксперементальную группу.

  2. Итоговое тестирование всей выборки по второму варианту методик.

  3. Обработка результатов итогового тестирования (расчет среднего, стандартного отклонения по каждой методике для контрольной и эксерементальной группы)

  4. Определение значимых различий в результатах по тестам в контрольной и эксперементальной группе (t-критерий Стьюдента).

  5. Статистический анализ результатов предварительного и итогового тестирования внутри контрольной и экспериментальной групп по каждой методике (t-критерий Стьюдента).

  6. Интерпретация результатов эксперемента и составление отчета.


Факторами угрожающими внешней валидности являются:

  • взаимодействие тестирования и независимой переменной – (возможное увеличение или уменьшение сензитивности испытуемых к эксперементальному воздействию под влиянием предварительного тестирования). Локализация угрожающего фактора - смена содержания стимульного материала без изменения формы предъявления, (подготовка двух вариантов стимульного материала на каждую методику), контрольная и эксперементальная группы параллельно проходят предварительное тестирование в составе всей выборки.

  • реакция испытуемых на эксперимент (эффект плацебо). Для преодаления планируется следующее. Участники эксперемента не информируются о их пренадлежности к группам. Для контрольной группы предъявляется нейтральное вещество глюконат кальция, для эксперементальной - ноотропил. Для маскировки препаратов используются смеси: ноотропил и аскорбиновая кислота, глюконат кальция и аскорбиновая кислота (порошок желто-белого цвета).

Число опытов – один (активизация коры больших полушарий фармакалогическими средствами).


Разработка методики проведения эксперимента.

Для фиксации зависимой переменной использовались следующие методики:

Для кратковременной образной памяти – методика «образная память». (2 варианта).

Для исследования распределения визуального произвольного внимания – «красно-черные таблицы» (2 варианта).

Для дедуктивного абстрактного мышления – «сложные аналогии». (2 варианта)

Регистрации проводилась посредством интервальной шкалы.

Материально-техническое обеспечение: секундомер; бланки регистрации, карандаши, резинки стерательные, посуда, столы и стулья по количеству участников эксперимента; фармокологические средства – порции смеси ноотропин и аскорбиновая кислота, глюконат кальция и аскорбиновая кислота (порошок желто-белого цвета) по количеству испытуемых из расчета по1 таблетка на человека.

Условия проведения – лабараторные. Эксперимент проводился в учебном классе №300, учебного корпуса Военного университета. Освещение (люменисцентные лампы), объем и чистота воздуха – в норме.

Участники эксперимента: 7 человек, в возрасте 27-32, пол мужской, выборкамоднородная по социальному статусу, образованию, специальности. Уровень слуха, зрения без выраженных паталогий. Все испытуемые проходят службу в 1 отделении 2-го курса военно-психологического факультета Военного университета.


Процедура эксперимента.

Эксперимент проводился в три этапа:

На первом этапе проведено предварительное тестирование всех участников эксперимента по трем методикам: тест-1 – «красно-черные таблицы»; тест-2 – «сложные аналогии»; тест-3 – «оперативная образная память». Испытуемые рассаживались в аудитории. После раздачи бланков соответствующе методики, зачитывалась инструкция и после ее уяснения проводилось тестирование.

тест-1 – «красно-черные таблицы». Инструкция: «вам будет предложена таблица с красными и черными цифрами. Вы должны отыскивать красные числа в убывающем а черные в возрастающем порядке. Причем отыскивание красных и черных чисел должно происходить попеременно. В регистрационный бланк заносятся только буквы соответствующие отыскиваемым вами красным и черным числам. Например: красная цифра 25 – пишем букву «Р», затем черная чифра 1 – пишем букву «Б», красная цифра 24 – пишем букву «И», черная цифра 2 – пишем букву «Н». Таким образом, на бланке ответов получается ряд букв «Р-Б», «И-Н». Какие будут вопросы?» Время работы 5 минут. После исхода установленного времени по сигналу эксперементатора «стоп» работа прекращается, карандаш ложится на стол, бланк переворачивается и ложится на край стола. Эксперементатор собирает бланки и раздает регистрационные бланки очередного теста.

тест-2 – «сложные аналогии». Инструкция: «ВАМ предлагается 20 пар слов, отношения между которыми построены на Абстрактных связях ,на этом же бланке в квадрате ШИФР расположены 6 пар слов с соответствующими цифрами от 1 до 6. определите После того как ВЫ отношения между словами в паре , ему надо найти аналогичную пару слов в квадрате ШИФР и поставить Номер этой пары правее номера задания в регистрационном бланке.»

Время 3 минуты.

тест-3 – «оперативная образная память». Инструкция: «сейчас вашему вниманию на 20 секунд будет представлена таблица с картинками. В течение этого времени вы должны внимательно рассмотреть и запомнить все изображенное. Затем в течение 3 минут вам необходимо вспомнить и написать названия или нарисовать предметы, изображенные на картинках. Порядок воспроизведения и качество на результаты теста не влияют».


Затем проводилась обработка результатов, их стандартизация, рандомизация групп методом парного сравнения. В результате был определен состав эксперементальной (Помазов, Крылов, Чураев, Воробьев) и контрольной групп (Миляев, Пошивалкин, Машков). Формирование эксперементальной и контрольной групп проводилось эксперементатором единолично, что обеспечило преодоление негативного влияния реакции испытуемых на валидность эксперимента (см.таблица 1).


Таблица 1.



фио

тест-1

стэны

тест-2

стэны

тест-3

стэны

1

машков

17

6,85

13

6,31

12

6,70

2

помазов

12

5,57

12

5,90

9

3,90

3

пошивалкин

20

7,61

13

6,31

14

8,57

4

крылов

0

2,51

6

3,49

12

6,70

5

чураев

9

4,81

4

2,68

9

3,90

6

миляев

4

3,53

10

5,10

8

2,96

7

воробьев

20

7,61

19

8,72

11

5,77




d

7,85




4,97




2,14







среднее

11,71




11,00




10,71




. На втором – проводилось воздействие на эксперементальную группу фармокологическим средством. Состав групп не объявлялся. Испытуемые заходили в класс по одному и получали от эксперементатора порцию препарата в зависимости от принадлежности к контрольной или эксперементальной группе. Употребляли лекарство, запивая чаем и рассаживались на свои места. Время на прием лекарства всеми испытуемыми 5 минут. Затем предоставлялось время для усвоения препарата, которое было заполнено беседой эксперементатора с группой на отвлеченные от эксперемента темы. Время на этап 30 минут.


На третьем этапе – проводилось итоговое тестирование по второму варианту тех же методик.

Результаты занесены в сводную таблицу и проведена их статистическая обработка.

На первой стадии анализа устанавливаем статистическую значимость различий между результатами контрольной и эксперементальной группами по итоговому тестированию по каждому тесту. Для этого используется t-критерий Стьюдента для независимых выборок:

t= ()m1^2+m2^2


где Х1 – среднее значение результатов эксперементальной группы в итоговом тестировании по каждому тесту; Х2 - среднее значение результатов контрольной группы группы в итоговом тестировании по каждому тесту; m1 – средняя ошибка в эксперементальной группе по итоговому тестированию по каждому тесту; m2 - средняя ошибка в контрольной группе по итоговому тестированию по каждому тесту.


m= n;

 – стандартное отклонение;

n – количество испытуемых в соответствующей группе.


Результаты:

По тесту 1.2 t=0,06, df=5, p0,05– недостоверно.

По тесту 2.2 t=0,04, df=5, p0,05– недостоверно.

По тесту 3.2 t=0,98, df=5, p0,05– недостоверно.

(при t-критическом 2,57).

Вывод: статистически значимых различий между контрольной и эксперементальной группами не обнаружено, поэтому отвергать нуль-гипотезу нет оснований. Таким образом наша эксперементальная гипотеза о влияния активизации сознания на повышение продуктивности познавательных процессов при данных условиях проведения эксперемента не подтвердилась.

На второй стадии анализа устанавливаем статистическую значимость различий между результатами внутри эксперементальной группы по результатам предварительного и итогового тестирования по каждому тесту, с целью выявления изменений произошедших внутри группы под влиянием созданных эксперементальных условий. Для этого используется t-критерий Стьюдента для зависимых выборок:


t=d/(nd^2-(d)^2)/n-1

Где d – разность между результатами испытуемых по конкретному тесту в предварительном и итоговом тестировании; n – количество испытуемых в группе.

Результаты.

Для эксперементальной группы:

По тесту-1 t=0,66, df=3, p0,05 - недостоверно;

По тесту-2 t=0,66, df=3, p0,05 - недостоверно;

По тесту-3 t=0,73, df=3, p0,05 - недостоверно;

(при t-критическом 3,18)

Вывод: статистически значимых различий внутри эксперементальной группы не обнаружено. Таким образом наша эксперементальная гипотеза о влияния активизации сознания на повышение продуктивности познавательных процессов при данных условиях проведения эксперемента не подтвердилась.


Таблица 2.

контрольная группа







тест-1.1

тест-1.2

тест-2.1

тест-2.2

тест-3.1

тест-3.2

1

машков

17

18

13

11

12

12

2

пошивалкин

20

20

13

15

14

14

3

миляев

4

0

10

12

8

12




среднее

13,67

12,67

12,00

12,67

11,33

12,67




S

8,50

11,02

1,73

2,08

3,06

1,15




t-критерий

между группами




0,06




0,04




0,98






















эксперементальная группа

4

помазов

12

11

12

14

9

13

5

крылов

0

8

6

8

12

12

6

чураев

9

15

4

12

9

10

7

воробьев

20

15

19

17

11

12




среднее

10,25

12,25

10,25

12,75

10,25

11,75




S

8,26

3,40

6,75

3,77

1,50

1,26




t-критерий

внутри группы

0,660

0,66

1,73





Выводы:

  1. Таким образом, в результате эксперимента установлено: при созданных эксперементальных условиях активизации сознания посредством применения фармокологических средств (ноотропил) не привело к изменению продуктивности психических познавательных процессов. Соответственно альтернативная гипотеза об отсутствии изменения продуктивности психических познавательных процессов вследствие активизации сознания может быть принята.

  2. Анализ процедуры проведения эксперимента показал, что данный результат может быть следствием ряда причин:

  • Не удалось преодалеть эффект «плацебо» – в эксперементальной группе испытуемые ощущали специфический горьковатый привкус ноотропила.

  • Дозировка ноотропила в эксперементальной группе оказалась недостаточной.

  • Разовое употребление препарата не оказало значимого влияния.

  • Недостаточная выборка для получения значимых результатов.

  • Часть испытуемых принимала активное участие в подготовке методик и была знакома со стимульным материалом.

  • Все испытуемые принимали участие в планировании, подготовке эксперимента.


Практические рекомендации по усовершенствованию эксперимента:

  • Испытуемые не должны привлекаться к подготовке и планированию эксперемента.

  • В целях получения более достоверной информации необходимо увеличить выборку.

  • При использовании ноотропила в качестве стимулятора активизации сознания рекомендуется употребление данного препарата в течении нескольких дней.

  • Для преодоления эффекта плацебо ноотропил и его имитатор должен предлагаться для употребления в капсулах.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru