Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во



Скачать 56.18 Kb.
НазваниеПоhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Дата15.04.2013
Размер56.18 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты


 _ПОHЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ HАУЧHОГО ИССЛЕДОВАHИЯ .


Андpеева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во

МГУ,1988.-2е изд. С.55 -58.


Прежде чем более конкретно говорить о методологических

проблемах в социальной психологии, необходимо уточнить, что же

вообще понимается под методологией (ибо даже этот вопрос здесь

оказывается не таким простым). В современном научном знании в

марксистской традиции термином "методология" обозначаются три

различных уровня научного подхода.

1.  _Общая методология . - некоторый общий философский подход,

общий способ познания, принимаемый исследователем. Для социаль-

ной психологии, развивающейся в рамках марксистской традиции,-

это диалектический и исторический материализм. Общая методология

формулирует некоторые общие принципы. которые - осознанно или

неосознанно - применяются в исследованиях. Так, для социальной

психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотноше-

нии общественного бытия и общественного сознания, взаимоотноше-

ния общества и личности и т. д.

2.  _Частная (или специальная) .  _методология . - совокупность ме-

тодологических принципов, применяемых в данной области знания.

Частная методология есть реализация философских принципов приме-

нительно к специфическому объекту исследования. Это тоже опреде-

ленный способ познания, но способ, адаптированный для более уз-

кой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойс-

твенным происхождением специальная методология формируется при

условии адаптации методологических принципов как психологии, так

и социологии.

В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности,

как он применяется в социальной психологии. В самом широком

смысле слова философский принцип деятельности означает признание

деятельности сущностью способа бытия человека, он есть реализа-

ция еще более общего принципа - принципа отражения, когда созна-

ние рассматривается как высшая форма отражения, предполагающая

активность личности. В социологии деятельность интерпретируется

как способ существования человеческого общества, как реализация

социальных законов, которые и проявляются не иначе как через де-

ятельность людей. Деятельность производит, и изменяет конкретные

условия существования индивидов, а также общества в целом.

Именно через деятельность личность включается в систему общест-

венных отношений. В психологии деятельность рассматривается как

специфический вид человеческой активности, как некоторое субъек-

тно-объектное отношение, в котором человек - субъект - опреде-

ленным образом относится к объекту, овладевает им. Категория де-

ятельности, таким образом, "открывается теперь в своей действи-

тельной полноте в качестве объемлющей оба полюса - и полюс объ-

екта, и полюс субъекта" . В ходе деятельности человек реализует

свой интерес, преобразует предметный мир. При этом человек удов-

летворяет одни потребности, при этом же рождаются новые потреб-

ности. Таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе

которого развивается сама человеческая личность.

Социальная психология, принимая принцип деятельности как

один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его

к основному предмету своего исследования - группе. Поэтому в со-

циальной психологии важнейшее содержание принципа деятельности

раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности

как совместной социальной деятельности людей в ходе которой воз-

никают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) по-

нимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но

и группы, общества, т. е. введение идеи коллективного субъекта

деятельности; это позволяет исследовать реальные социальные

группы как определенные системы деятельности; в) при условии по-

нимания группы как субъекта деятельности открывается возможность

изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности -

потребности, мотивы, цели группы и т. д.; г) в качестве вывода

следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпи-

рическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной

деятельности вне определенного "социального контекста" - данной

системы общественных отношений. Принцип деятельности превращает-

ся, таким образом, в своего рода норматив социально-психологи-

ческого исследования, определяет исследовательскую стратегию. А

это и есть функция специальной методологии.

3. _ Методология как совокупность конкретных методических

 _приемов исследования ., что чаще в русском языке обозначается тер-

мином "методика". Однако в ряде других языков, например в анг-

лийском, нет этого термина, но под методологией сплошь и рядом

понимается именно методика, а иногда только она. (Впрочем, это

последнее обстоятельство объясняется не столь ко особенностями

языка, сколько принципиальной позицией неопозитивистской филосо-

фии, которая более всего распространена в социальной психологии

Запада и которая отказывается от рассмотрения методологических

проблем более высокого уровня.) Конкретные методики (или методы,

если слово метод понимать в этом узком смысле), применяемые в

социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно

независимыми от--более общих методологических соображений. Суть

введения предложенной "иерархии" различных методологических

уровней заключается именно в том чтобы не допускать в социальной

психологии сведения всех методологических проблем только к

третьему значению этого понятия. Главная мысль заключается в

том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики

ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от об-

шей и специальной методологии. Это значит, что любой методологи-

ческий прием - анкета, тест, социометрия - всегда применяется в

определенном "методологическом ключе", т. е. при условии решения

ряда более принципиальных вопросов исследования. Суть дела зак-

лючается также и в том, что философские принципы не могут быть

применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они пре-

ломляются через принципы специальной методологии.

Теперь необходимо уточнить, что же понимается современной

логике и методологии науки под выражением "научное исследова-

ние". Следует помнить при этом, что социальная психология ХХ в.

особенно настаивала на том, что ее отличие от традиции Х1Х в,

состоит именно в опоре на "исследования", а не на "спекуляции".

Противопоставление исследования спекуляции законно, но при усло-

вии, что оно соблюдается точно, а не подменяется противопостав-

лением "исследование - теория". Поэтому, выявляя черты современ-

ного научного исследования, важно корректно ставить эти вопросы.

Обычно называют следующие  _черты научного исследования .:

1) оно имеет дело всегда с конкретными объектами, иными

словами, с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно

собрать средствами, имеющимися в распоряжении науки;

2) в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение

фактов разработка методов измерения), логические (выведение од-

них положений из других, установление связи между ними) и теоре-

тические (поиск причин, выявление принципов, формулирование ги-

потез или законов) познавательные задачи;

3) для него характерно четко разграничение между установ-

ленными фактами и гипотетическими предположениями, поскольку от-

работаны процедуры проверки гипотез;

4) его цель - не только построение объяснений фактов и про-

цессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отли-

чительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно

собранных данных, объединение их в принципы, проверка и исполь-

зование этих принципов в предсказаниях.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru