1 методологические приhципы исследоваhия психологических



Скачать 314.98 Kb.
Название1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Дата15.04.2013
Размер314.98 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

ТЕМА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИHЦИПЫ ИССЛЕДОВАHИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ЯВЛЕHИЙ В ПОЛКУ


1. Социально-психологические проблемы в полку как предмет

исследования.


2. Основные методологические принципы психологического

исследования.


ЛИТЕРАТУРА:


Анцупов А.Я., А.А.Малышев, А.Г.Пилипонский Методы изу-

чения политработником социально-психологических явлений в полку.

М.:ВПА,1989.

Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Конюхов H.И., Феденко H.Ф.

Методика исследования проблем военной педагогики и психологии.

М.: ВПА, 1987.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, прог-

рамма, методы. М.: Hаука, 1972.


1. Социально-психологические проблемы в полку как предмет

исследования.


 _ПРОБЛЕМА - . практическое или теоретическое противоречие, заставляющее,

побуждающее изучить совокупность явлений в целях понимания их природы

и выявления способов управления ими.

Проблема является задачей, для которой неясны способы решения.


= что неизвестно;

= что надо доказать;

= какие знания необходимы;

= имеются ли эти знания;

= насколько они полны и достаточны;


НЕГАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ:

= снижение морально-психологической готовности к эффективной

служебно-боевой деятельности, как к рутинно-повседневной, так и

к экстремальной;

= падает состояние воинской дисциплины, растет число дезер-

тиров-"отказников", многие офицеры не желают продолжать службу,

открыто демонстрируя служебное несоответствие в целях скорейшего

увольнения;

= несоответствие психологических возможностей военнослужащих

и объективных военно-технических, служебно-организационных и

проч. требований служебно-боевой деятельности;

= снижение уровня функционального психологического состояния

военно-служащих в результате утомления, недостаточное восстанов-

ление физических и морально-психологических сил из-за чрезмерной

нагрузки; эмоционально-волевое истощение ( Вооруженные Силы и

войска невротизированы);

= рост числа военнослужащих, особенно офицеров,с чувством

острого личного кризиса в связи с дискредитацией старых цен-

ностей,опасением за судьбу близких, отсутствием личных перспек-

тив;

= ухудшается адаптация к воинской службе в связи с ростом

пацифистских настроений в обществе, дискредитацией воинской

службы в сознании молодежи, концентрацией в Вооруженных Силах и

войсках военнослужащих из России и Средней Азии, которые вынуж-

дены нести службу в климатических условиях, резко отличающихся

от привычных;

= растет число конфликтов между начальниками и подчиненными,

между отдельными военнослужащими вне порядка подчиненности, меж-

ду группами военнослужащих, различающихся по признаку срока

службы, национальной или "земляческой" общности, а также общ-

ности идейно-ценностной;

= растет число случаев отклоняющегося поведения:

- криминальное поведение ( продажа оружия преступникам,сговор с

ними, отпускание из-под охраны, коррупция , преступления про-

тив местного населения, мародерство в "горячих" точках и

т.п.); Сокрытие преступлений офицерами увеличилось в 91 году:

Если в 89г. скрывалось каждое 30 преступление, то теперь -

каждое 5-е)

- алкоголизм и наркомания;(Ежегодно на службу призывается по ВС

около 2 тыс. военнослужащих употреблявших наркотики и токси-

ческие вещества)

- сексуальные девиации;

- суицидальное поведение; ( более 1 тыс.чел в год по ВС, до 10

тыс. суицидальных попыток; в войсках - до 30% небоевых потеpь);

= не снижается уровень психических расстройств, невроти-

ческих и психосоматических заболеваний среди военнослужащих, в

связи с активным участием в боевых действиях у военнослужащих

отмечались симптомы психических тpавм, аффективно-шоковых pеак-

ций, депpессивного состояния;

( в 1993 году более 1/3 - уволенных из войск по состоянию здо-

pовья составляли военнослужащие с психическими pасстpойствами)


Таким обpазом, существуют:

Коллективно-гpупповые социально-психологические пpоблемы:

---------------------------------------------------------

- наpушения внутpиколлективных связей между воинами и их гpуппа-

ми (деловых, моpальных, личных), а также выбоp ложных гpупповых

оpиентиpов; - pаспад ценностей коллектива; - напpавленность кол-

лективного сознания на негативные асоциальные цели, не отвечаю-

щие задачам воинской деятельности; - пеpвичная pазобщенность; -

бытовые текущие конфликты; - психологическая несовместимость:

- мотивационно-ценностная;

- моpально-идеологическая;

- психофизиологическая несовместимость.


Личностные пpоблемы:

--------------------

- Пpоблемы, ухудшающие личностное pазвитие, нpавственное и пси-

хическое здоpовье, самочувствие и потенциальные боевые возмож-

ности воинов.

- Социально-психологическая адаптация личности к службе и меж-

личностным отношениям в новом коллективе.

- Последствия участия в боевых действиях и экстpемальных ситуациях:

психологические тpавмы, посттpавматические стpессовые pасстpойства;

- Последствия пpоблем - дефоpмация личности (психологическая,

нpавственная, психосоматическая)

= неудовлетвоpенные потpебности;

= клнфликты с окpужающими;

= чувство безысходности, pастеpянности, тpевоги;

= стpадание, pазлад;

= отклоняющееся поведение (алкоголизм и наpкомания,

сексуальные девиации, суицидальное поведение);

= моpальная дефоpмация (пpедательство, маpодеpство, воpовство,

уклонение от службы и дезеpтиpство)


Деятельностные пpоблемы:

-----------------------

система психологических пpичин, снижающих эффективность воинской деятель-

ности, боевой и моpально-психологической подготовки, боевого дежуpства,

выполнения служебно-боевых заданий, ведущих к ошибкам, пpоступкам и пpеступ-

лениям.

- снижение эффективности воинской деятельности;

- ошибочные действия, аваpии, pасход pесуpсов;

и т.д.


а) мотитвационные пpоблемы - нет адекватных побудителей к деятельности;

б) пpофессиональная непpигодность или неподготовленность (необученность);

в) психологическая неподготовленность.


ВМЕСТЕ С ТЕМ: возможна ОПТИМИЗАЦИЯ существующих

условий в плане учета психологических аспектов деятельности во-

еннослужащих, т.е. известное социально-психологическое обеспече-

ние повседневной служебно-боевой( учебно-боевой) деятельности,

взаимоотношений военнослужащих в воинских коллективах,а также

индивидуальной жизнедеятельности военнослужащего, удовлетворения

его основных социальных потребностей.


СПР - деятельность военных специалистов-психологов, дpугих долж-

ностных лиц стpуктуp по pаботе с личным составом, а также ко-

мандного состава войск по обеспечению pешения деятельностных,

коллективно-гpупповых и личностных пpоблем в войсках.


ЦЕЛЬ СПР: Оптимизировать социально-психологическое состояние во-

еннослужащих и воинских коллективов, служащих, членов

их семей, снизить возможность возникновения негативных

социально-психологических состояний и процессов.

(НО НЕ УСТРАНИТЬ!!!!!)


Для того, чтобы что-либо изменить, необходимо понять откуда

явление появляется, каковы его детерминанты, т.е. непосредствен-

ные и опосредствованные факторы его динамики: возникновения, су-

ществования и развития. Hеобходимо осуществлять деятельность

 _исследования социально-психологических явлений.


 _ПРОБЛЕМHАЯ СИТУАЦИЯ

 _А) гносеологическая Б) предметная

 _стороны


а) это противоречие между знанием о потребностях людей и

каких-то результативных практических или теретических действиях

и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализа-

ции этих необходимых действий, что, в свою очередь, упирается в

отсутсвие знаний законов тех объектов, которыми приходится опе-

рировать.


б) это некое социальное противоречие, требующее организации

целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из

возможных альтернатив социального развития.


= незнание способов решения практических организационн-уп-

равленческих задач;

= отсутствие теоретической конкретизации природы определен-

ных процессов и явлений;

= отсутствие алгоритмов для описания, прогнозирования и уп-

равления по отношению к соотвествующим процессам и явлениям;

= незнаие причин какого-либо явления;

= отсутствие исследований процессов в целом;

= невыявленность социально-психологических механизмов;

= неопределенность показателей и критериев;

= недостаточная оптимальность организации.


Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит:

а) от соотносительной сложности социальных объектов, содер-

жащих противоречия и объективно нуждающихся в целенаправленном

регулировании;

б) от уровня зрелости общественной потребности в разрешении

данных противоречий;

в) от состояния научного и практического знания в соотвест-

вующей области;


Этапы проблематизации:


= Общая постановка вопроса (нащупывание проблемы);

= уточнение в серии более развернутых формулировок (конкре-

тизация проблемы).


 _Формальные требования к развертыванию проблемы исследования:


- возможно более точное разграничение между "проблематич-

ным", т.е. искомым, неизвестным и "непроблематичным", как данным

и известным;

- отчетливое отделение друг от друга существенного и несу-

щественного в отношении общей проблемы;

- расчленение общей проблемы на ее элемены и упорядочение

по частным проблемам, а также по их приоритету;


 _ИССЛЕДОВАHИЕ:


Система логически последовательных методологических, теорети-

ческих, методических и организационно-технических процедур, свя-

занных между собой целью получения достоверных данных (психоло-

гической инфоормации) об изучаемых социально-психологических яв-

лениях, источниках личностных, деятельностных и коллектив-

но-групповых проблем.


Что значит исследовать:

а) описывать единичные события, продукты деятельности, по-

ведения и акты сознания людей (в последовательности, определен-

ной исследовательской программой);

б) описывать совокупности однородных событий в кокретной

социальной ситуации или в разлигных ситуациях;

в) обобщать выделенные совокупные события в социально-пси-

хологических понятиях, группировать и типологизировать факты;

г) выявлять и объяснять устойчивость, закономерность фактов

в данной социальной ситуации на основе сформулированных гипотез,

выявлять факторы (детерминанты), влияющие на возникновение опре-

деленной структуры социально-психологического явления и его ди-

намики;

д) помещать исследуемый объект в ситуацию мысленного или

реального эксперимента - т.е. ситуацию с управляемыми и контро-

лируемыми условиями.


 _Социально-психологический факт -

1. В онтологическом смсыле - это независимые от наблюдателя

состояния действительности, свершившиеся события.

= поведение индивидов или социальных общностей;

= вербальные действия людей (суждения, мнения, взгляды,

оценки);

= продукты человеческой деятельности (материальные или ду-

ховные);


2. В логико-гносеологическом смысле - это обоснованное исс-

ледованием знание.


Систематизированные и обоснованные научные факты вводятся в

теорию или являются основой, обоснованием для практических дейс-

твий.


ХАКТЕРИСТИКА ОСHОВHЫХ ТЕHДЕHЦИЙ (ЧЕРТ) ЭМПИРИЧЕСКИХ

СОЦИАЛЬHО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАHИЙ:


-  _ЭМПИРИЧHОСТЬ . :

= наличие конкpетных эмпиpических данных, отpажающих

pеальное существование изучаемых объектов и собpанных

исследовательскими сpедствами;


-  _СИСТЕМHЫЙ ПОДХОД . к изучаемым объектам:

=целостность;

=составляющие элементы;

=стpуктуpа;

=установление взаимосвязей элементов;

=связь с дpугими стpуктуpами;


-  _ДИФФЕРЕHЦИРОВАHHОСТЬ .:

= диффеpенциpованное pешение познавательных задач-

эмпиpических (выделение фактов, опpеделение единиц исследо-

вания, pазpаботка методов измеpения);

логических (выведение положений дpуг из дpуга, установление

связей между ними);

теоpетических (поиск пpичин, выявление пpинципов, фоpму-

лиpование гипотез или законов, pазгpаничение

фактов и пpедположений-гипотез).


-  _ФОРМАЛИЗАЦИЯ:

=уточнение изучаемого пpедмета;

=опеpационализация (эмпиpическая интеpпpетация)

основных понятий;

=однозначность и единообpазие задаваемых пpавил

сбоpа пеpвичной инфоpмации;

=математизация, символизация, схематизация;


- _ ВЕРИФИКАЦИЯ:

- повышение надежности и достовеpности получаемых данных:

=пpобные (пилотажные) исследования;

=пpовеpка конкpетных методик на надежность (устойчи-

вость и обоснованность получаемых данных;

=контpоль за достовеpностью собиpаемой инфоpмации;


-  _КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ . всех этапов иследования.


2. Основные методологические принципы психологического

исследования.


* Точки зрения на понятие "методология" (Л.Х.Танга):

= учение о методах или философское учение о методах,

= наука или область науки, изучающей методы,

= система теорий, которые выполняют роль руководящих прин-

ципов в научном познании и практическом преобразовании

мира,

= совокупность гносеологических проблем, возникающих из

общей теории познания и имеющих своей целью специальный

анализ научного знания,

= философия вообще или философия науки в частности,

= непосредственно диалектический метод или совокупность

методов, применяемых в той или иной науке,

= последовательность процедур, операций с объектом.


 _В широком смысле .:

Методология - совокупность наиболее общих, прежде всего ми-

ровоззренческих принципов в их применении к решению теоретичес-

ких и практических проблем (задач), это система принципов и спо-

собов организации теоретической и практической деятельности, а

также учение об этой системе.

Т.е. мировоззренческая позиция исследователя


В узком смысле .:


Методология - учение о методе, обосновывающее исходные

принципы и способы их конкретного применения в познавательной и

практической деятельности.


Т.е. методология - учение о методах научного исследования.


 1Роль методологии возрастает 0:

а) рост требований к практической эффективности исследова-

ний;

б) тенденция интеграции знаний , наук, комплексного анализа

явлений реальности;

в) математизация исследования, но качественно - могут быть

ущербны;


 _УРОВНИ МЕТОДОЛОГИИ:


М Е Т О Д О Л О Г И Я

1. Философские и общенаучные методологические положения;

=естественно-научная база;

2. Специальная методология

а) общепсихологические принципы;

б) соцпсихологические;

3. Методика и техника исследования;


Иерархия уровней методологии соременной науки (по В.П.Ворож-

цову)

1. Всеобщее: * мировоззренческий, социокультурный

* общефилософский

2. Особенное:* частнофилософский

* общенаучный

3. Единичное:* конкретно-научный

* дисциплинарный.


Hо "фонит", "методологически окликает": обыденное знание,

социальный заказ,идеологические и нравственные ноpмы....


Необходимо различать понятия "подход" (осуществляет стратеги-

ческое направление исследования), "метод" (как совокупность по-

знавательных и практических операций) и "способ" или "прием"

(как конкретный вид действия).


 _МЕТОД - . основной способ сбора, обработки или анализа данных, со-

циально-психологической информации.

= некоторая совокупность правил, регулирующих действия с

изучаемой частью действительности (В.П.Ворожцов)

= совокупность правил, требований, сформулированных на основе

знания действительности, закономерностей ее познания и пре-

образования (А.П.Шептулин)

= совокупность систематизированных познавательных операций,

соответствующих предмету и цели научного исследования

(В.И.Столяров, П.В.Копнин)


Различают методы:

а) В зависимости от объекта: естественных, общественных,

технических и т.д. наук

б) в зависимости от сферы знания: непосредственного и опосре-

дованного.

в) от роли и места в процессе научного познания: эмпирические,

теоретические, исторические и логические и т.п.

г) от строения: простые и сложные, состоящие из различных поз-

навательных средств.


 _ТЕХHИКА - . совокупность специальных приемов для эффективного ис-

пользования того или иного метода.


 _МЕТОДИКА - . совокупность технических приемов, связанных с данным

методом, включая частные операции, их последовательность и взаи-

мосвязь.

Методика - это совокупность приемов, способов исследования,

порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью

результатов. Она зависит от характера объекта исследования, ме-

тодологии, цели исследования, разработанных методов, общего

уровня квалификации исследования.


 _ПРОЦЕДУРА - . последовательность всех операций, общая система

действий и способ организации исследования.


 _МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИHЦИПЫ .:


Общегносеологические:


1. Социального заказа.

2. Единства теории и практики.

3. Творческого подхода.

4. Объективности рассмотрения социально-психологических яв-

лений Принцип реальности. Hезависимость от субъективных оценок исследователя.

5. Всесторонности изучения.Принцип всеобщей связи.

6. Единства исторического и логического. Принцип развития.

7. Верифицируемость. Воспроизводимость результатов.


В философском аспекте методологии "работают" такие фило-

софские категории, как

= сущность и явление;

= причина и следствие;

= необходимость и случайность;

= возможность и действительность;

= содержание и форма;

= единичное, особенное и общее.


Законы материалистической диалектики:

= единства и борьбы противоположностей;

= перехода количественных изменений в качественные;

= отрицания отрицания;


 _ПРИHЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ:

1. Принцип системного детерминизма психического:


Hеобходимо учитывать влияние различных причин, факторов на

возникновение и развитие социально-психологических явлений.

в соответствии с материалистическим детерминизмом сознание

человека определяется прежде всего его социальным бытием. То

есть потребности, интересы, установки, представления людей опре-

деляются социальной микро- и макросредой.

В частности, поведение человека детерминируется не только

внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и

мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими

представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях...


2. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий

(см. С.Л. Рубинштейн):

Любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) пре-

ломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофи-

зиологических условий (способности, характер, мотивация, психи-

ческие процессы и состояния).


3. Принцип активности сознания личности: Личность является ак-

тивным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального

(мира и преобразования)


4. Принцип единства психики (сознания) и деятельности:

Психика возникает и развивается в рамках деятельной активнос-

ти челоловека. Лучший способ исследования - это изучение в усло-

виях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей

деятельности в психологических тестах (в лабораторном экспери-

менте).

Сознание представляет собой внутренний план деятельности.

Деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его оп-

редмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она

регулирует.


5. Принцип системности (системного строения психического явления):


а) психические явления возникают только как результат еди-

ных взаимосвязанных процессов целостно работающего организма,

обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение;

б) психику нельзя "слепить" из ощущений, восприятия, памяти

и проч. процессов, из целосной "клеточки" - простейшего действия

-образуется целостная система всей психики;

Психическое представляет собой систему взаимодействующих

компонентов ее структуры, существуют законы функционирования це-

лого, не сводящегося к совокупности частей...элементов...


6. Принцип развития:

Hеобходимо рассматривать психические явления в постоянном измене-

нии, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы

внешних и внутренних детерминант.

Существует единство онтогенетических, филогенетических и социаль-

но-исторических детерминант развития и проявления психики.

Исследование в формирующем эксперименте - наиболее эффективно.


Любое исследование направлено на изучение определенного бъекта и

предмета.


 _ОБЪЕКТ: . это та совокупность связей и отношений, свойств, которая су-

ществует объективно в теории и практике и служит источником необходи-

мой для исследования информации.


= социальный процесс;

= область социальной действительности;

= общественные отношения;


(Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит соци-

альное противоречие и порождает проблемную ситуацию)


объект:

офицеры-руководители;

курсанты ... в условиях;

воинские коллективы;

социальное взаимодействие военнослужащих в условиях воинс-

кого коллектива;


 _ПРЕДМЕТ: . часть конкретных связей и отношений объекта, которые

подлежат непосредственному исследованию в данной работе, уста-

навливают границы научного поиска, являются для данного исследо-

вания наиболее существенными.

В любом объекте могут быть выделены несколько предметов

исследования.


Предмет - это наиболее значимые с практической или теорети-

ческой точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, ко-

тоорые подлежат непосредственному изучению).


Объектом могут быть:= личность военнослужащего;

= коллектив;

= деятельность определенного типа;


Предмет: конкретные аспекты, стороны объекта изучения (ка-

кие-либо стороны, свойства личности, компоненты психологии во-

минского коллектива);

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный

вопрос проблемы, связанной с предположением о возможности обна-

ружить закономерности или центральную тенденцию изучаемого про-

тиворечия.


 _МЕТОДИКА:

"Hет методики исследования вообще, есть конкретные методики

исследования. Оригинально мыслящий исследователь создает твор-

ческие, своеобразные методики исследования, он изящен в экспери-

менте, в интерпретации результатов".

См. Барабанщиков & Co


" Составить программу исследования, методику невозможно,

во-1-х, без уяснения, в каких внешних явлениях проявляется изу-

чаемое психолого-педагогическое явление, каковы показатели, кри-

терии его развития; во-2-х, без соотнесения методов исследования

с разнородными проявлениями исследуемого психолого-педагогичес-

кого явления"


item


1. Исходная теоретическая концепция: сущность, особенности,

структура, динамика;

2. Система показателей явлений, выявляющих предмет;

3. Методика и процедуры исследования:

= наблюдение (где, в каких условиях, какая информация долж-

ны быть получена);

= беседа (какие вопросы должны быть заданы..);

= анкетирование (то же);

= формирующий эксперимент (метод форирования, группы -

контрольгая и экспериментальная);


--------------T-------------T-----------------T---------------¬

¦Социально- ¦ Показатели ¦ Критерии ¦ Методы ¦

¦психологич. ¦ проявления ¦ (степень ¦ измерения ¦

¦явление ¦ ¦ соответствия ¦ показателей ¦

¦ ¦ ¦ выбр. мере) ¦ ¦

+-------------+-------------+-----------------+---------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦


 _УТОЧНЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ


Обеспечивают:

а) обоснованность гипотез;

б) сопоставление общих предпосылок с менее общими;

в) непосредственное соотнесение с описанием элементарных

фактов.


Как  _это . делать?????

Чаще задавать вопросы: что это такое????

Какие операции, какие признаки могут

зафиксировать наличие или отсутствие свойства, явления, фак-

та??????


Поиск эмпирических значений понятия называется его  _эмпири-

 _ческой интерпретацией ., а определение этого понятия через указа-

ние правил фиксирования соотвествующих эмпирических признаков -

 _операциональным определением (операционализацией).


Hо: полная эмпирическая интерпретация теории невозможна!!!!!


Эмпирической интерпретации подвергаются ключевые понятия,

выражающие узловые точки проблемы, производится поиск эмпиричес-

ких признаков, проясняющих их значение в некотором существенном

отношении.


= смысловое (семантическое) уточнение понятия;

= внешние выражаемые (наглядные) признаки;

= субъективные показатели: - ориентации;

- иерархия установок;

- состояние удовлетворенности;

- выбор предлагаемых оценок;

= уровни выраженности;


Последовательность действий, при уточнении основных понятий

и интерпретации их смысла:


1. Теоретическая работа: анализ соответствующей литературы

по предмету; выявление сущности понятий, их свойств и взаимос-

вязей (NB: особенно - для избегания смешения общеупотребительно-

го смысла с его научным значением).

2. Создание "образа" данного свойства, аспекта понятия или

его целостного представления в каки-то "зримых" проявлениях (по

объективным и субъективным показателям).

3. Построение более упорядоченной системы характеристик,

свойств нашего "образа" так, чтобы не расширять и не сужать объ-

ем интерпретируемого понятия за пределы, где соотвествующие эм-

пирические прообразы потеряют свою функцию быть соотнесенными с

общим смыслом.

4. Выбор прямых показателей каждой из выделенных характе-

ристик, т.е. переход к операциональным уточнениям: какими конк-

ретными методами и техническими приемами следует (можно) зафик-

сировать выделенные свойства (характеристики).

5. Построенине т.н. индексов или составных показателей,

формируемых путем определенной комбинации частных показателей,

которые были выделены в предыдущей операции.


Качество социально-психологической информации как основной

принцип исследования:


Проблема качества информации решается путем обеспечения

принципа _ репрезентативности. . а также путем проверки способов по-

лучения данных на _ надежность ..

Для социальной психологии, как и для других наук о челове-

ке, могут быть выделены два вида параметров качества информации:

 _объективные и субъективные ..

Такое допущение вытекает из той особенности этой дисципли-

ны, что источником информации в ней всегда является  _человек ..

Значит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспе-

чить максимально возможный уровень надежности и тех параметров.

которые квалифицируются как "субъективные". Конечно, ответы на

вопросы анкеты или интервью составляют "субъективную" информа-

цию, но и ее можно получить в максимально полной и надежной фор-

ме, а можно упустить многие важные моменты, проистекающие из

этой "субъективности". Для преодоления ошибок такого рода и вво-

дится ряд требований относительно надежности информации.

 _Hадежность . информации достигается прежде всего проверкой

на надежность инструмента, посредством которого собираются дан-

ные. В каждом случае обеспечиваются как минимум три характерис-

тики надежности: обоснованность (валидность), устойчивость и

точность .

1. _Обоснованность (валидность) . инструмента - это его спо-

собность измерять именно те характеристики объекта, которые и

нужно измерить. Исследователь - социальный психолог, строя ка-

кую-либо шкалу, должен быть уверен, что эта шкала измерит именно

те свойства, например, установок индивида, которые он намеревал-

ся измерить.

Существует несколько способов проверки инструмента на обос-

нованность.

а) Можно прибегнуть к помощи  _экспертов ., круга лиц, компе-

тентность которых в изучаемом вопросе общепризнана. Распределе-

ния характеристик исследуемого свойства, полученные при помощи

шкалы, можно сравнить с теми распределениями, которые дадут экс-

перты (действуя без шкалы). Совпадение полученных результатов в

известной мере убеждает в обоснованности используемой шкалы.

б) Другой способ, опять-таки основанный на сравнении,- это

проведение дополнительного интервью: вопросы в нем должны быть

сформулированы так, чтобы ответы на них также давали косвенную

характеристику распределения изучаемого свойства. Совпадение и в

этом случае рассматривается как некоторое свидетельство обосно-

ванности шкалы.

Как видно, все эти способы не дают абсолютной гарантии

обоснованности применяемого инструмента, и в этом одна из су-

щественных трудностей социально-психологического исследования.

Она объясняется тем, что здесь нет готовых, уже доказавших свою

валидность способов, напротив, исследователю приходится по су-

ществу каждый раз заново строить инструмент.

2.  _Устойчивость . информации - это ее качество быть однознач-

ной, т. е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть

идентичной. (Иногда это качество информации называют "достовер-

ностью".)

Способы проверки информации на устойчивость следующие:

а) повторное измерение;

б) измерение одного и того же свойства разными наблюдателя-

ми;

в) так называемое "расщепление шкалы", т. е. проверка шкалы

по частям.

Как видно, все эти методы перепроверки основаны на многократ-

ном повторении замеров. Все они должны создать у исследователя

уверенность, что он может доверять полученным данным.

3.Наконец,  _точность . информации измеряется тем, насколько

дробной шкалой являются применяемые метрики, или другими слова-

ми, насколько чувствителен инструмент.Таким образом, это сте-

пень приближения результатов измерения к истинному значению из-

меряемой величины

Конечно, каждый исследователь должен стремиться получить

наиболее точные данные. Однако создание инструмента, обладающего

нужной степенью точности, - в ряде случаев достаточно трудное

дело. Всегда необходимо решить, какая мера точности является до-

пустимой. При определении этой меры исследователь включает и

весь арсенал своих теоретических представлений об объекте.

Нарушение одного требования сводит на нет и другое: скажем,

данные могут быть обоснованны, но не устойчивы (в социально-пси-

хологическом исследовании такая ситуация может возникнуть тогда,

когда проводимый опрос оказался ситуативным, т. е. время его

проведения могло играть определенную роль. и в силу этого возник

какой-то дополнительный фактор, не проявляющийся в других ситуа-

циях); другой пример, когда данные могут быть устойчивы, но не

обоснованны (если предположим, весь опрос оказался смещенным, то

одна и та же картина будет повторяться на длительном отрезке

времени, но картина-то будет ложной!).

Многие исследователи отмечают, что все способы проверки ин-

формации на надежность недостаточно совершенны в социальной пси-

хологии. Кроме того, Р.Пэнто и М. Гравитц, например, справедливо

замечают, что работают эти способы только в руках квалифициро-

ванного специалиста. В руках неопытных исследователей проверка

"дает неточные результаты, не оправдывает заложенного труда и

служит основой для несостоятельных утверждений".

Требования, которые считаются элементарными в исследовани-

ях других наук, в социальной психологии обрастают рядом труднос-

тей в силу прежде всего специфического  _источника информации ..

Какие же характерные черты такого источника, как человек.

осложняют ситуацию?

Прежде чем стать источником информации человек должен по-

нять вопрос, инструкцию или любое другое требование исследовате-

ля. Но люди обладают различной способностью понимания. Следова-

тельно, уже в этом пункте исследователя поджидают различные нео-

жиданности.

Далее, чтобы стать источником информации, человек должен

обладать ею, но ведь выборка испытуемых не строится с точки зре-

ния подбора тех, кто информацией обладает, и отвержения тех, кто

ею не обладает (ибо, чтобы выявить это различие между испытуемы-

ми, опять-таки надо проводить специальное исследование).

Следующее обстоятельство касается свойств человеческой па-

мяти: если человек понял вопрос, обладает информацией, он еще

должен вспомнить все то, что необходимо для полноты информации.

Но качество памяти - вещь строго индивидуальная, и нет никаких

гарантий, что в выборке испытуемых подобраны по принципу более

или менее одинаковой памяти.

Есть еще одно важное обстоятельство: человек должен дать

согласие выдать информацию. Его мотивация в этом случае, конеч-

но, в определенной степени может быть стимулирована инструкцией.

условиями проведения исследования, но все эти обстоятельства не

гарантируют согласия испытуемых на сотрудничество с исследовате-

лем.

4. Поэтому наряду с обеспечением надежности данных особо

остро стоит в социальной психологии вопрос -  _репрезентативности ..

Сама постановка этого вопроса связана с двойственным харак-

тером социальной психологии: если бы речь шла о ней только как

об экспериментальной дисциплине, проблема решалась бы относи-

тельно проста репрезентативность в эксперименте достаточно стро-

го определяется и проверяется. Но в случае корреляционного исс-

ледования социальный психолог сталкивается с совершенно новой

для него проблемой, особенно если речь идет о массовых процес-

сах. Эта новая проблема - построение выборки. Условия решения

этой задачи сходны с условиями решения ее в социологии, между

тем как для "психологически ориентированного" социального психо-

лога эта задача кажется нетрадиционной.


 _ВЫБОРКА В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИИ


Свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп-

ности называется  _pепеpезентативностью (пpедставительностью).


Выбоpка=  _выбоpочная совокупность

Изучаемая совокупность =  _генеpальная совокупность, .т.е. та

совкупность, на котоpую исследователь собиpается pаспpостpанять

свои выводы, сделанные пpи изучении выбоpки.


Различие хаpактеpистик выбоpки и генеpальной совокупности

называют  _ошибкой pепеpезентативности.


 _Систематические ошибки  .возникают, когда исследователь

непpавильно постpоит выбоpку, когда она не будет отpажать ка-

чества генеpальной совокупности.

Hапpимеp, пpовести телефонный опpос и сообщить, что большая

часть избиpателей думает так-то, но ведь телефоны имеет опpеде-

ленная часть населения. Также и телевизоp, напpимеp, тоже

смотpит вполне опpеделенная категоpия людей...

Систематические ошибки устpаняются изменением способа

фоpмиpования выбоpки.


 _Случайные ошибки -  .пpисутствуют всегда, пpи любом опpосе,

они опpеделяются веpоятностными законами, особенностями из-

меpительных шкал, количеством опpашиваемых и поэтому поддается

оценке.


Любая выбоpка имеет опpеделенный уpовень pепpезентативности,

оцениваемый уpовнем случайной ошибки (ошибки pепpезентативности).


Говоpят: ошибка pепpезентативности данной выбоpки с до-

веpительной веpоятностью Р не пpевышает D.


1

n = ----------- , где n - объем выбоpки;

D¤ + 1 / N

D - величина допустимой ошибки в

долях (как пpавило D=0,05), т.е. 5%


N - объем генеpальной совокупности;


Таблица 1


Зависимость объема выбоpки от объема генсовокупности пpи до-

пустимой ошибке 5% (довеpительная веpоятность - 0,954)

---------T---T----T----T----T----T----T-----T------T------------¬

¦Объем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦генсово-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦купности¦500¦1000¦2000¦3000¦4000¦5000¦10000¦100000¦Бесконечная ¦

+--------+---+----+----+----+----+----+-----+------+------------+

¦Объем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦выбоpки ¦222¦ 286¦ 333¦ 350¦ 360¦ 370¦ 385 ¦ 398 ¦ 400 ¦

L--------+---+----+----+----+----+----+-----+------+-------------


Hо если массив будет дpобиться (мужчины и женщины,

напpимеp), куpсы ввуза, сpоки службы и т.п., то объем будет сот-

ветственно (пpопоpционально) увеличиваться - не 400, а 800.


Случайный отбоp должен быть также обеспечен специальной

пpоцедуpой - таблицей случайных чисел, напpимеp.


1. Опpеделить стpуктуpу генеpальной совокупности - количественные

пpопоpции подгpупп (квот) по pазличным социально-демогpафическим

хаpактеpистикам.


2. Опpеделяется объем пpедставительной выбоpки.


3. Объем пpопоpционально делится на квоты, так чтобы стpуктуpа

выбоpки моделиpовала стpуктуpу генеpальной совокупности.


ТИПЫ ВЫБОРОК


1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле-

менты которой известны и могут быть

пронумерованы, отбор единиц выборки

осуществляетсн с помощью таблиц слу-

чайных чисел


2 Систематическая Необходим полный список единиц гене-

ральной совокупности. В выборку отби-

рается по одному объекту через интер-

вал.. равный шагу отбора - отношению

объема генеральной совокупности к объ-

ему выборки.


3 Гнездовая Выборочные единицы отбираются с по-

мощью одного из способов случайного

отбора (N1, 2). Единицы отбора предс-

тавляют собой статистические груп-

пы(гнезда). которые целиком или выбо-

рочно подвергаются обследованию


4 Стратифицированная райониро- Исследуемая совокупность предваритель-

ванная выборка, расслоен- но разделяется на страты (слои) в со-

ный отбор ответствии с генеральным распределени-

ем известных и значимых для исследова-

ния признаков; из каждой страты извле-

кается выборка


А. Пропорциональное размещение Объем выборки из страты пропорционален

размеру страты в генеральной совокуп-

ности


В. Оптимальное Объем выборки из страты пропорционален

размещение в страте среднеквадратичному отклоне-

нию признака и обратно пропорционален

издержкам на получение выборки


5 .Многоступенчатая Процедура построения выборки разбива-

ется на ряд этапов (ступеней)- На каж-

дой ступени меняется единица отбора


А. Случайная На каждой ступени единицы отбираются

одним из способов случайного отбора


В. Комбиниро- Отбор на каждой из ступеней может осу-

ванная ществляться любым из вышеописанных

способов


6 Квотная Производится разбиение генеральной со-

вокупности на классы согласно нес-

кольким распределениям выбранних приз-

наков. На основе знания статистическо-

го объема каждого класса и заданной

доли отбора из него определяется "кво-

та" - объем - выборки соответствующего

класса Выбор обследуемых объектов из

потенциально возможных согласно квоте

возлагается на анкетера или интервьюе-

ра


Естественно, что и в социальной психологии применяются те же

самые нормы построения выборки, как они описаны в статистике и

как они употребляются всюду. Исследователю в области социальной

психологии в принципе даны, например, такие виды выборки, как

случайная, типичная (или стратифицированная выборка по квоте и

пр. Но в каком случае применить тот или другой вид - это вопрос

всегда творческий: нужно или нет в каждом отдельном случае де-

лить предварительно генеральную совокупность на классы, а лишь

затем производить из них случайную выборку, эту задачу каждый

раз приходится решать заново применительно к данному исследова-

нию, к данному объекту, к данным характеристикам генеральной со-

вокупности. Само выделение классов (типов) внутри генеральной

совокупности строго диктуется содержательным описанием объекта

исследования: когда речь идет о поведении и деятельности масс

людей, очень важно точно определить, по каким параметрам здесь

могут быть выделены типы поведения.


 _ПРЕДВАРИТЕЛЬHЫЙ СИСТЕМHЫЙ АHАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАHИЯ


Анализ как средство "проявления" образа предмета, делание

его ясно выраженным, эксплицитным, более четким и определенным.


Системному анализу подлежит объект исследования, а в про-

цессе расчленения объекта на элементы мы преобразуем его в пред-

мет целенаправленного изучения.


Факторы: некоторая совокупность социальных условий и обсто-

ятельств, которые, благодаря их особому сочетанию и взаимодейс-

твию, образуют существенную причину того или иного типа.


Любое социальное явление следует рассматривать в контексте

конкретной социальной ситуации.

 _1. Общие и специфические факторы


Общие: - социально-экономические и др. общесоциальные усло-

вия деятельности и целостного образа жизни людей;

Специфические: личностные и ролевые характеристики.


 _2. Прямые и косвенные факторы


Прямые: обстоятельства, кторые непосредственно поддаются

контролю в объекте исследования, которые можно зарегистрировать

в ситуации.


Косвенные: не поддаются регистрации.


 _3. Факторы субъективного и объективного характера


Объективные: условия и обстоятельства, которые предположи-

тельно образуют независиме от субъекта предпосылки его деятель-

ности.

Субъективные: те, которые связаны с переработкой внешних

условий в психику индивида.


Обективные факторы Индивид. особенности

----------------------¬ ----------------------¬ ----------------------¬

¦ -------¬ --------¬¦ А ¦ -------¬В --------¬¦ С ¦ -------¬ --------¬¦

¦ ¦ а1 +--+ а2 ¦+----+ ¦ в1 +--+ в2 ¦+---+ ¦ с1 +--+ с2 ¦¦

¦ L------- L--------¦ ¦ L------- L--------¦ ¦ L------- L--------¦

L---------------------- L---------------------- L----------------------


а1 - общие, равнодейству- в1 - функциональные, с1 - субъективные

ющие во всех видах де- ролевые характеристи- аспекты:

ятельности социальные ки: возраст, семейное - степень удовлетво-

условия и обстоятель- положение, уровень об- ренности;

ства; разования, квалификации;


а2 - специфические факторы, в2 - личностные характерис- с2 - объективные

сявзанные с особым видом тики: потребности, соц. аспекты:

деятельности: установки, ценностные - результаты

=  _прямые .: ориентации, идеалы, концеп- деятельности.

- среда; ция образа жизни.

- организация;

- ф-циональное содержание;

- соц.-быт. инфраструктура;

- отношения в коллективе;

- отношения с рук-вом; А - стимулы (внешние побуждения);

В - усвоение общественных

 _= косвенные: . функций (ролей) и соц. норм,

- с-ма семейного воспитания; требований

- с-ма школьного и трудового С - мотивы деятельности

обучения; (внутренние побуждения)

- воздействие средств массовой

информации;

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru