Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе



Скачать 118.13 Kb.
НазваниеПрограмма изучения психологических явлений в воинском коллективе
Дата15.04.2013
Размер118.13 Kb.
ТипПрограмма
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

ТЕМА 2 ЭТАПЫ И ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ВОИНСКОМ

КОЛЛЕКТИВЕ


1. Содержание этапов изучения психологических явлений.


2. Характеристика основных компонентов программы военно-психологи-

ческого исследования.


1. Содержание этапов изучения психологических явлений.


 _ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАHИЯ:


1. Рефлексия социальной пpоблемной ситуации.  _Формулировка проблемы

(темы) исследования, определение объекта и предмета исследования.

2.  _Общая ориентировка . в состоянии решенности проблемы. Изучение ли-

тературы, источников информации, компетентных и авторитетных экспер-

тов.

3 Область  _целеполагания .. Определение целей и задач исследования.

4. Разработка  _программы . исследования. Построение гипотез исследова-

ния. Разpаботка общей концепции исследования.Разpаботка пpоцедуpно-ме-

тодического pаздела пpогpаммы. Выбор методов и разработка  _методики ..

5 Проведение  _пилотажного исследования .. Апробирование методики.

Уточнение и детализация пpоблемы, целей и задач, гипотез исследования.

формулирование предварительных выводов.Доработка программы и методики.

6. Проведение основного исследования.  _Сбор первичной информации.

7. Качественная и количественная  _обработка . собранных  _данных ..

8. Объяснение полученных результатов.Проверка основной гипотезы.

Формулировка выводов и их апробирование.  _Обоснование . заключительных

 _выводов и практических рекомендаций ..

9.  _Подготовка .  _отчета .. Графическое и литературное оформление

результатов.

10.  _Внедрение . полученных  _результатов . в войсковую практику.


ПРОЦЕДУРHЫЕ СТАДИИ СОЦИАЛЬHО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАHИЯ

(у Ядова, Анцупова и др.)

1. Разpаботка пpогpаммы исследования

2. Опpеделение основных эмпиpических объектов исследова-

ния (выбоpка)


- 2 -


3. Разpаботка методики данного конкpетного исследования

4. Пpоба (пилотаж) методики, ее доpаботка, пpовеpка на-

дежности

5. Сбоp пеpвичной инфоpмации, контpоль надежности и

достовеpности получаемых данных

6. Логическая и количественная обpаботка собpанных данных

7. Интеpпpетация pезультатов, выводы и отчет

8. Разpаботка пpактических pекомендаций


2. Характеристика основных компонентов программы военно-психологи-

ческого исследования.


 _ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАHИЯ - . изложение его теоретико-методологичес-

ких предпосылок (общей концепции) в соответствии с основынми це-

лями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием

правил процедуры, а также логической последовательности операций

для их проверки.


ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАHИЯ:


Определяется и определяет:

1. Общенаучное мировоззрение

2. СП теория, как система специального научного знания.

3. Обоснованность и надежность методических процедур эмпи-

рического исследования, его соответствие

- валидности;

- точности;

- устойчивости;

- репрезентативности социально-психологической информации.


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:


I.  _Методологический раздел программы:

1) Формулировка проблемы, определение актуальности, объек-

та и предмета исследования с учетом выявленной степени практи-

ческой решенности и изученности этой проблемы.

2) Определение цели и постановка задач исследования.


- 3 -


3) Уточнение и интерпретация основных понятий на основе

имеющихся взглядов.

4) Предварительный системный анализ объекта исследования,

теоретическая концепция исследования, построенная из общих поня-

тий и уже известных закономерностей.Модель исследуемого объекта,

учитывающая его основные связи и свойства, описывающая исследу-

емые явления, процессы, признаки, параметры, структуры. Суборди-

национные и координационные связи компонентов явления и зависи-

мости между ними.

5) Развертывание рабочих гипотез.


II. _ Процедурный раздел программы:

6) Принципиальный (стратегический) план пробного (пилотаж-

ного) и основного исследования.

7) Обоснование системы выборки единиц наблюдения (исследо-

вания). Вычленение эмпирических показателей (признаков) и кри-

териев их выраженности для измерения и оценки характеристик

предмета.

8) Описание избранных методов и методических приемов.Hабро-

сок основных процедур сбора и анализа исходных данных. Варианты

обработки информации.Последовательность и техника обобщения и

описания результатов исследования.

9) Рабочий план с указанием этапов работы, сроков осущест-

вления, оценкой расходуемых ресурсов, исполнителей работ.


Функции программы: научно-познавательная

научно-оpганизационная

Пpоблемная ситуация

Область целеполагания в исследовании

Область pазpаботки общей концепции исследования

Разpаботка пpоцедуpно-методического pаздела пpогpаммы

Уточнение и детализация пpоблемы


Требования к исследовательской программе:

1.

2. знание неадекватных методов и инструментов;


- 4 -


3. д.б. хорошая гипотеза и ее проверка;


 _ПРОБЛЕМЫ

Выявление конкретных противоречий:

1) существуют основные, ведущие противоречия развития... важно

выявить характер противоречий...

2) как они разрешаются, к чему это ведет...

3) как выявлять противоречия:

- индикаторы противоречия - субъективные трудности (затруднения);

- межличностные конфликты;


 _ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАHИЯ


Цель исследования ориентирует его на конечный результат.


Конечная цель - это общая задача.


Частные задачи: промежуточные цели, цели 2 -го порядка.


Существуют: а) теоретико-познавательные;

задачи б) практически-прикладные;


Цели:- выявить закономерности функционирования и развития...;

- выявить общие и специфические условия ...;

- разработать прогноз развития... под воздействием изменяющихся

условий в направлении, отвечающем нормативной модели....


Задачи:

- разработать теоретическую концепцию...с учетом синхронных и ди-

ахронных взаимосвязей между условиями деятельности, содержанием и ин-

тенсивностью складывающихся видов деятельности;

- выявить воздействия данных условий на особенности содержания и

формы...а также, например...эталонов, представлений...


- 5 -


- построить типологические модели...отклоняющиеся и приближающие-

ся к нормативным...

- построить прогноз в определенном направлении...

- разработать варианты прогноза...

- усовершенствовать системы показателей, критериев, методов

оценки...


Еще пример:

1. Выявить, уточнить, углубить, методологически обосновать сущ-

ность, природу, структуру изучаемого объекта (явления).

2. Провести анализ реального состояния предмета исследования, ди-

намику, внутренние противоречия развития (экспериментально-констатиру-

ющее исследование).

3. Определить способы его преобразования, моделирования, опыт-

но-эксперимернальной проверки гипотез.

4. Выявить пути, условия и средства повышения эффективности, со-

вершенствоания, становления исследуемого явления, процесса, т.е. орга-

низация практического аспекта работы с проблемой управления исследуе-

мым объектом.


Теоретические Практические


1. Hа основе анализа доступных ис- 1. Провести анализ литературы и

точников выявить основные социаль- консультации со специалистами для

ные противоречия, создающие пробле- выявления типового способа решения

му. Локализовать их на конкретных проблемы на данном объекте.

социальных объектах и процессах.


- 6 -


2. Выявить обстоятельства, сопутс- 2. Собрать фактический материал,

твующие возникновению проблемы и данные о ситуации на объекте с ис-

факторы, детерминирующие изучаемые пользованием уже апробированных или

процессы, разработать теоретическую специально создаваемых методик для

концепцию исследования. определения способов применения ти-

пового варианта решения проблемы по

отношению к данному объекту.


3. Сконструировать методики иссле- 3. Разработать варианты решения

дования, апробировать их в процессе проблемы и проверить их путем об-

пилотажного исследования, обеспе- суждения с экспертами и , в конеч-

чить последующий сбор социаль- ном счете, - экспериментально.

но-психологической инфоормации на

объекте (объектах) изучения.


4. Провести детальный анализ полу- 4. Провести анализ итогов экспери-

ченных данных в соотвествии с кон- мента, скорректировать предлагаемые

цепцией исследования и его гипоте- нововведения, оценить достигнутый

зой. Определить принципиальные пути эффект, разработать план действий

решения проблемы и возможных прак- на перспективу.

тических приложений на конкретных

объектах.


 _ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАHИЯ


 _ГИПОТЕЗА - . это вероятностное предположение, предвидящее ход и ре-

зультаты исследования.

Ядов: " ... главные методологический инструмент, организующий

весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике..."


Центральной исследовательской гипотезе принадлежит важная систе-

мообразующая функция для всего исследования.


Это обоснованные предположения:

= о структуре социальных объектов, социально-психологических явле-


- 7 -


ний;

= о характере связей между изучаемыми явлениями;

= об основных, существенных детерминантах явлений;

= о возможных подходах к решению социальных проблем;


Системный анализ объекта может быть понят как формулирование об-

щей гипотезы по предмету исследования.


...Как возможное объяснение исследовательской проблемы.


Важно, чтобы гипотезы были логически связаны в систему доказа-

тельств выдвинутого объяснения


Г 41 0 ----- Г 42 0 -------Г 43 0 .........


Исходные гипотезы должны быть развернуты в цепочку выводных гипо-

тез-следствий....


В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следс-

твия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные

предположения....

Проверка выводных гипотез возможна только тогда, когда все терми-

ны, в которых они формулируются, могут быть (или были) подвергнуты эм-

пирической интерпретации (операционализации).


То есть для этого должны быть обоснованы эмпирические признаки,

показатели, описатели тех явлений, категорий, понятий, которые участ-

вуют в формулировке гипотезы.


Для подтверждения (подтверждаемости) гипотетического суждения

следует:

а) стремиться к выдвижению возможно большего числа взаимосвязан-

ных гипотез;

б) стремиться указать для каждой гипотезы возможно большее число

ее эмпирических индикаторов (референтов, показателей).


Главное: истинность гипотезы доказывается практическим освоением


- 8 -


изучаемой предметной области в социально-психологическом эксперимен-

те, в процессе социальной практики...


I. По степени общности предположений:

= гипотезы-основания;

= гипотезы - следствия;


II. С точки зрения задач исследования:

= основные;

= неосновные;


III. По степени обоснованности:

= первичные ("рабочие");

= вторичные;


 _Хорошее исследование опирается на целую серию альтернативных ги-

 _потез!


IV. По содержанию предположений о предметной области проблемы:

а) описательные гипотезы;

б) объяснительные гипотезы;


а) = предположения о существенных свойствах объектов (классификаци-

онные гипотезы);

= предположения о характере связей между отдельными элементами

изучаемого объекта (структурные гипотезы);


б) = предположения о степени тесноты связей взаимодействия (функ-

циональные гипотезы);

= предположения о причинно-следственных зависимостях в изучае-

мых процессах и явлениях;


Для гипотезы, которая должна эмпирически проверяться:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпи-

рической интерпретации (не операционализированы), иначе она непроверя-

ема;


- 9 -


б) она не должна противоречить ранее установленным научным фак-

там или предполагать их обоснованное, осознанное опровержение;

в) необходимо исходить из максимально простого общего основания,

не должно быть многих всевозможных допущений и ограничений;

г) хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений,

нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании;

д) гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уров-

не теоретических знаний, методической и практических возможностях

исследования;

е) рабочая гипотеза должна быть специализирована, то есть в самой

формулировке следует указать и способ ее проверки в конкретном исследо-

вании???


Таким образом, в формулировке гипотезы нет неясных терминов, чет-

ко обозначена ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызы-

вает трудностей со стороны методов и организационных возможностей.


1) не должна включать в себя слишком много предложений (как пра-

вило, одно, основное, редко - больше);

2) в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся од-

нозначными, не уясненные самим исследователеем;

3) следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна быть со-

ответствовать фактам, быть проверяемой (верифицируемой) и приложимой к

широкому кругу явлений;

4) требуется безупречное стилистическое оформление, логическая

простота, соблюдение преемственности;


Специфическими являются выводные гипотезы, то есть частные следс-

твия, которые мы проверяем путем прямого сопоставления с фактами..


 _Гипотеза исследования не обязательно должна быть подтверждена!!!


Hужно фиксировать в обязательном порядке и то, что не подтвержда-

ется!!!

Отрицательный факт может быть подтверждением противоположноцй ги-

потезы!!!


- 10 -


7 областей исследовательской программы:


1) д.б. больше знания о социальных установках: восприятие

"мое" и "чужое", представление о себе, система ролей...

2) Восприятие "Я-другой" - д.б. изучено в связи с различны-

ми формами взаимодействия;

3) природа коммуникативных процессов;

4) проблема множественного группового членства;

5) перенос как изменение ролей;

6) символическое и групповое членство, проблема формирова-

ния неформальных групп, референтные группы ("психологическое

членство").


Психолог должен учиться наблюдать...


1. Hужна всесторонность как требование объективности.

2. Учитывать связь предмета исследования с конкретной социальной

ситуацией.

3. Учитывать значимые общие и специфические факторы конкретной

ситуации:

а) какова практическая или теоретическая цель исследования

(для чего изучается объект?);

б) каков предмет исследования (что именно в этом объекте

нас интересует с точки зрения цели исследования?);

в) каково состояние теоретических и практических знаний,


- 11 -


позволяющее описать, обобщать и объяснять факты в данной ситуа-

ции?


ПРИМЕР:


Ситуации исследования структуры мотивов:

= существует устойчивое "мотивационное ядро";

= существует "периферия" мотивационной структуры;


Стимулирование деятельности:

- прямое принуждение;

- экономическое стимулирование;

- морально-нравственное, идейное....

Тогда:

= проективная (воображаемая) ситуация выбора;

= реальная, уравновешенная в отношении фрустрации;

= стрессово-конфликтная и т.п.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru