Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик



НазваниеПредисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
страница1/15
Дата15.04.2013
Размер3.09 Mb.
ТипРешение
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

ПРЕДИСЛОВИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И НАЗНАЧЕНИЕ РЕПЕРТУАРНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ МЕТОДИК

Одна из отличительных черт современной эпохи— решение роли человеческого фактора, возрастания всех проблем, связанных с человеком. Это условлено и тем, что мир, в котором мы живем, становится с каждым годом все сложнее, увеличивается поток информации, растут нагрузки на психику человека, и тем, что сам человек, если можно так сказать, становится сложнее. Этот процесс объективен—чем более сложные и ответственные задачи приходится решать человеку, чем в более сложную систему общественных, межличностных отношений он включен, чем больше факторов приходится ему учитывать в своей деятельности—тем более многомерным и многоуровневым должны быть и становятся его мышление и восприятие, его мировоззрение. Увеличивается значение личного опыта, личного вклада людей. Повышается их личная ответственность, а вместе с этим и значение личности, человеческой индивидуальности.

Современный человек не терпит обезличенности и уравниловки, он включается в общественный процесс не просто в силу необходимости, а сознательно. Такой человек требует и особого, бережного отношения к себе, индивидуального, в прямом и полном смысле этогo слова, подхода.

Личностный принцип, индивидуальный субъектный подход являются важными положениями и достижениями советской психологии. Вместе с тем, как показывают первый опыт психологических служб в нашей стране, психологи, выйдя из лабораторий и академических кабинетов в жизнь, остро ощутили нехватку адекватных психодиагностических методов и средств, необходимых для реализации этих положений на практике. Психологи сегодня больше знают о мышлении вообще, чем могут разобраться в мышлении конкретного человека; больше знают о развитии и формировании личности вообще, чем могут описать и объяснить поведение или отношения данного конкретного человека.

Надо сказать прямо, что современная психодиагностика отстает от теории. Так, если на теоретическом уровне, на уровне фундаментальных исследований, развиваются принципы и методы системного подхода1, целостного многостороннего и многоуровневого анализа, то практическая психодиагностика пока лучше приспособлена к работе с отдельными функциями, «выборками», нормами, чем с человеком, как с целостной личностью. В частности, мы лучше умеем выявлять и измерять установки, предпочтения и личностные особенности (отличия), чем реконструировать систему целостных представлений конкретного человека. Между тем, как следует из принципов того же системного подхода, одна и та же установка или один и тот же мотив в разных системах представлений и отношений могут иметь противоположный смысл. Применительно к этому перед практической психологией встает проблема изучения того, как конкретный человек познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного человека. Другими словами, необходимо разработать подходы и средства, позволяющие включить в научный анализ не только общее и типичное, но и единичное и уникальное в личности человека. Важные шаги в этом направлении уже сделаны2, теперь дело за практическими диагностическими и прогностическими индивидуально-ориентированными методами.

Предлагаемая вниманию советских читателей книга английских психологов Ф. Франселлы и Д. Баннистера посвящена описанию именно такого индивидуально-ориентированного метода личностной психодиагностики—метода репертуарных решеток3. Этот термин предложен автором метода и теории конструктов, являющейся теоретической и методологической базой всего направления Джорджем Келли. Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования или беседы. Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов (называемых в данной традиции элементами). В качестве объектов могут выступать люди, предметы, понятия, отношения, звуки, цвета—все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы представляют собой конструкты— биполярные признаки, параметры, шкалы. Конструкты либо задаются исследователем, либо выявляются у испытуемого с помощью специальных приемов и процедур выявления. В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каждый объект по каждому конструкту или каким-то другим образом поставить в соответствие элементы конструктам. Определение репертуарная означает, что элементы выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом) аналогично репертуару ролей в пьесе. Предполагается, что, изменяя репертуар элементов, можно «настраивать» методики на выявление конструктов разного уровня общности и относящихся к разным подсистемам. Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике репертуарных решеток часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций («мужчина, ровесник, к которому вы относитесь положительно», «человек, оказавший сильное влияние на ваши взгляды»), репертуара ролей, на место которых каждый конкретный человек мысленно подставляет своих знакомых людей или конкретные предметы, если в качестве элементов заданы названия предметов.

Анализ репертуарной решетки позволяет оценить силу и направленность связей между конструктами заполнившего ее человека, выявить наиболее важные и значимые параметры (глубинные конструкты), лежащие в основе конкретных оценок и отношений, построить целостную подсистему конструктов, позволяющую описывать и предсказывать оценки и отношения человека.
(индивидуальную семантическую карту)

Некоторые типы репертуарных решеток позволяют выявлять иерархические отношения между конструктами. Анализ серии репертуарных решеток, заполняемых одним и тем же человеком в разные моменты времени, позволяет следить за динамикой конструктов и оценок, строить траектории изменения состояния человека в системе его собственных субъективных шкал.

Несмотря на разнообразие типов методик, способов получения первичных оценок и приемов анализа, это единое направление, развивающееся на основе теории Дж. Келли, называемое техника репертуарных решеток. В оригинале название книги— «Руководство по технике репертуарных решеток». Тем самым авторы подчеркивают ее методическую направленность. Действительно, книга представляет собой полное и подробное методическое пособие по разработке и применению репертуарных методик. Однако мы не случайно с самого начала выделили слово метод. Этим мы стремимся побудить читателя прочесть данную книгу не просто как описание (еще одной) группы психологических личностных методик, а постараться уловить содержательную суть оригинального подхода к исследованию и анализу личности человека. Сегодня это целое направление в экспериментальной психологии4. Гибкость и эффективность репертуарных методик, качество и количество получаемой информации делают их пригодными для решения широкого круга задач. Методики этого типа используются в самых разных областях практической деятельности: в педагогике и социологии, в медицине, рекламе и дизайне, в таких областях практической психологии, как психологическое консультирование, педагогические, клинические и организационные психологические службы. Репертуарные решетки оказались методом, идеально приспособленным для реализации в виде диалоговых программ на персональных компьютерах, что также во многом способствовало их широкому распространению. Популярность этих методик, продолжает расти с каждым годом.

Метод репертуарных решеток является наиболее общим и универсальным методом. Это «родовой» метод, вобравший в себя и преимущества свободной беседы и структурированного интервью, и положительные черты стандартизированных оценочных и самооценочных техник. Вместе с тем метод репертуарных решеток—один из наиболее гибких методов. Он может быть «настроен» на реконструкцию самых разных областей субъективного опыта человека, на выявление смысловых конструктов различного уровня обобщенности и значимости. Это один из немногих методов, который позволяет использовать в исследовательской и диагностической работе не только общегрупповые нормативные шкалы (параметры, характеристики), но и уникальные, свойственные только данному конкретному человеку. Знание некоторых положений, развиваемых в русле данного направления, позволяет осознать и преодолеть целый ряд методических проблем и трудностей, сделать методики более корректными, а результаты—психологически адекватными.

Авторы настоящего руководства—известные английские психологи и психотерапевты Фей Франселла и Дональд Баннистер—являются, пожалуй, самыми последовательными сторонниками и продолжателями направления в психологии личности, открытого Дж. Келли. Им принадлежит ряд оригинальных методических разработок, получивших признание далеко за пределами Англии. Некоторые из них, такие, как методика изучения влияния экспериментальной валидизации/инвалидизации (подтверждения или неподтверждения ожиданий испытуемого в ходе эксперимента на динамику систем конструктов, ставшие уже классическими, привели к возникновению новых областей исследования. Вместе с тем во всех своих работах (а их перу принадлежит несколько монографий и большое количество статей), в том числе и в данной книге, авторам удается сохранить разумное соотношение между психологическим и «технологическим» при разработке и применении репертуарных методик. Это важное достоинство настоящего руководства. Дело в том, что техника репертуарных решеток в силу больших конструктивных возможностей, заложенных в ней, рискует превратиться в своеобразную «технологию по производству» различных вариантов репертуарных решеток, всевозможных «индексов и показателей». Технологию, порождающую собственные технологические проблемы и методы их разрешения, которые в свою очередь порождают еще большие технологические проблемы и т. д. Этот процесс увлекателен, поскольку репертуарные методики, являясь гибким и универсальным методом субъективного шкалирования, позволяют использовать бесчисленное количество способов получения первичных оценок, применять весь арсенал современных алгоритмов многомерного анализа данных и строить сложные геометрические и топологические модели. В этой области каждый легко может стать изобретателем. Однако здесь, как и в любой другой области, важно не допустить, чтобы этот процесс превратился в самодостаточную деятельность, важно сохранить чувство меры.

В данной книге основной акцент сделан на методиках исследования личности. Читатель найдет в книге много различных вариантов репертуарных решеток, предназначенных как для индивидуальных, так и для групповых обследований; познакомится с конкретными примерами анализа и интерпретации результатов, получаемых с помощью репертуарных решеток. В частности, в приложении, написанном Брендой Моррис, описывается применение репертуарных методик для оценки изменений, происходящих в процессе групповой психотерапии с каждым из участников группы. Вместе с тем в обширной библиографии к книге читатель найдет ссылки на примеры использования репертуарных методик и в других областях.

Репертуарные решетки могут применяться и применяются в качестве эффективного инструмента в экспертной оценке, где они позволяют не только классифицировать объекты оценки или получать шкалы предпочтений, но и, реконструировав систему субъективных шкал, понять и объяснить возникновение каждой оценки и учесть индивидуальную точку зрения каждого эксперта. В редагогике репертуарные решетки с успехом могут применяться для изучения и диагностики отношений учащихся к различным предметам и методам преподавания, в качестве средства выявления параметров восприятия учителями своих учеников и в качестве метода повышения точности и адекватности оценок и самооценок.

Этот метод сулит большие перспективы в качестве эффективного средства самоанализа и самопознания. Он позволяет выявить противоречия в оценках, конфликты ценностей и установок человека.

Можно использовать репертуарные решетки и для оценки динамики состояния человека, например в процессе рабочего дня или в процессе выполнения какой-либо сложной или утомительной деятельности.

Репертуарные решетки—незаменимый метод для задач профориентации и профконсультирования. С их помощью легко выявить индивидуальную систему представлений человека о различных профессиях, разобраться в причинах предпочтения данным конкретным человеком той или иной профессии, выявить конфликтные представления и неадекватные оценки. При работе с коллективом этот метод можно использовать в качестве средства получения взаимооценок, исследования точности межличностного восприятия, изучения различий понимания членами группы групповых целей и задач.

Метод репертуарных решеток—современный метод, ориентированный на использование ЭВМ. Несмотря на то что существуют различные типы обработки репертуарных решеток «вручную», без применения ЭВМ (некоторые из которых приведены и в настоящем руководстве), ориентироваться на них нецелесообразно. Достоинства и преимущества этого метода полностью раскрываются тогда, когда есть возможность, проведя исследование, быстро обработать результаты и проанализировать их, с тем чтобы уже при следующей встрече с испытуемым можно было уточнить и проверить возникшие предположения, составить и провести репертуарную решетку другого типа, а если это необходимо, и дополнить прежнюю, изменив репертуар элементов или выборку конструктов. Сегодня в связи с широким распространением персональных компьютеров, когда практически каждый исследователь может получить доступ к прикладным статистическим пакетам
программ, метод репертуарных решеток становится особенно перспективным5.

Теория конструктов содержит целый ряд положений, близких советской психологической традиции: Требование целостности и системности, акцент на ведущей роли активности и практической деятельности в развитии личности, стремление к реализации субъектного подхода и личностного принципа в научных и прикладных исследованиях. Вместе с тем ей свойственны и серьезные недостатки. Важным для понимания как достоинств, так и недостатков этого направления является знание исторического контекста, в котором появились и развивались концепция Келли и его метод. Поэтому основную задачу нашего предисловия мы видим в том, чтобы сориентировать читателя в теоретических и методологических предпосылках теории конструктов и тем самым подготовить его к восприятию и к критическому осмыслению новой экспериментальной парадигмы исследования личности—техники репертуарных решеток.

Джордж Келли-- автор оригинальной теории личности и нового метода исследования личности. Для него самого концепция и метод были органично взаимосвязаны, представляли собой нерасторжимое единство. Однако судьба их сложилась по-разному. Метод Келли— репертуарные решетки—в гораздо большей степени известен и популярен, чем его концепция. Читатель найдет в книге ряд довольно резких высказываний авторов, выражающих недовольство наметившейся тенденцией отделить метод репертуарных решеток от теории конструктов. Эта тенденция тем не менее закономерна, и отражает ряд особенностей теории Келли, о которых мы скажем ниже. Вместе с тем в последние годы интерес к его концепции сильно возрос. Теория начинает «догонять» метод. Почему так произошло? Одна из причин этого заключается в том, что теория Келли появилась намного раньше, чем поставленные в ней проблемы и задачи стали осознаваться как насущно необходимые сциентистски ориентированной психологией на западе.

Книга Дж. Келли «Психология личных конструктов»6 вышла в свет в США в 1955 году. Это было сложное для американской психологии время, период разочарований в антименталистских направлениях «объективной» психологии, прежде всего бихевиоризма и необихевиоризма, что проявилось, с одной стороны, в возрождении интереса к феноменологическим и иррационалистическим «толкованиям» личности и сознания и, с другой стороны, в появлении тенденции отказа от, «теоретических спекуляций» и обращении многих психологов к чисто прикладным задачам. Пройдет несколько лет, и умы многих психологов захватит новое направление когнитивной психологии. В целом уже ощущается начало крутого поворота к рационализму и когнитивизму. Все это, безусловно, повлияло на Дж. Келли и так или иначе отразилось в его концепции.

Дж. Келли—предшественник когнитивной психологии. Вместе с тем его концепция мало повлияла на ее позникновение. Скорее общий дух времени отразился и на теории конструктов, и на появлении первой когнитивной модели человека, как «канала переработки информации с ограниченной пропускной способностью». Дж. Келли в отличие, скажем, от Д. Бродбента (книга которого «Восприятие и коммуникация» вышла одновременно с книгой Келли) поставил перед собой задачу не изучения процессов переработки поступающей извне информации, а объяснения того, как человек строит целостный интегрированный образ мира, помогающий ему предсказывать и контролировать события, свое поведение и поведение других людей. Это была задача, которая только в последнее время осмыслена в рамках когнитивной психологии. Келли интересовали не детали, не частности, а проблема целостного анализа активно познающей и действующей личности.

Его концепция—это попытка объединить сциентические и гуманистические подходы в психологии личности. Келли глубоко пережинал несоответствие теоретических концепций личности проблемам реального человека. Стремление преодолеть это несоответствие привело его к идее метатеории, то есть теории, которая одинаково приложима и к научному познанию, и к познанию мира конкретным человеком. Он предложил «уравнять в правах» испытуемых и психологов, выдвинув следующую метафорическую формулу, выражающую пафос его подхода к исследованию личности: каждый человек—это ученый, исследователь, который не просто реагирует на стимулы, не просто усваивает поступающую извне информацию, а выдвигает обоснованные гипотезы, проверяет их на практике, строит свою маленькую «теорию мира» и человеческих отношений. Уже в этой формуле намечается переход от объектного подхода к субъектному, подчеркивается принцип активности человека и роль практической деятельности в возникновении и формировании человеческих представлений.

Отметим, что имеются определенные черты сходства представлений о познании Дж. Келли с положениями диалектико-материалистической теории познания: активность отражения, роль практики как критерия оценки истинности или ложности знаний. Вместе с тем существует и серьезное различие в самой постановке проблемы. Как и многие психологи на Западе, Келли ставит во главу угла индивидуальное познание и индивидуальную практику, отводя при этом незначительную роль общественному сознанию, общественно-историческому опыту и общественной деятельности. Исторически, такой подход можно оправдать—Келли противопоставляет свою теорию концепциям научения, господствовавшим в западной психологии в середине XX века. Однако при этом он совершает методологическую ошибку, свойственную, как указывает М. Г. Ярошевский, многим феноменологическим теориям: подменяет психологическую онтологию психологической гносеологией. Келли сам неоднократно признавал, что он строит своеобразную психологическую гносеологию, индивидуально-ориентированную теорию познания. Вместе с тем ему безусловно принадлежит заслуга в том, что он обратил внимание психологов на ряд важных особенностей индивидуального познания мира человеком, открыл существенные механизмы формирования целостных систем субъективных представлений человека.

Заслуга Келли и в том, что он противопоставил свою теорию представлениям о человеке как об «игрушке» неподвластных ему внешних сил, «жертве» случайных обстоятельств или «проводнике» внутренних неосознаваемых иррациональных влечений — представлениям, лишающим человека ответственности, объясняющим, а фактически оправдывающим любые -поступки и переживания действием различных «сил». «Человек-ученый», «человек-исследователь» видит свою главную задачу не просто в объяснении мира, а пытается предсказывать и контролировать события и свое поведение, учитывать последствия различных действий и поступков'.

Основное понятие в теории Келли—понятие конструкта. Это же понятие легло в основу метода репертуарных решеток, точнее, репертуарные решетки


появились в результате попыток операционализации понятият конструкта. С ним же связаны и особенности терминологии, принятой в данной психологической традиции. Конструкт—это особое субъективное средство, созданное (сконструированное) самим человеком, проверенное (валидизированное) им на практике, помогающее ему воспринимать и понимать (конструировать) окружающую действительность, прогнозировать и оценивать события. В самом общем виде конструкт - это биполярный признак, альтернатива, противоположные отношения или способы поведения.

Вводя понятие конструкта, Келли объединяет две функции: функцию обобщения (установления сходства, абстрагирования) и функцию противопоставления. Келли подметил одну очень важную особенность функционирования индивидуальных значений: когда мы что-то выделяем, называем, утверждаем, мы всегда имеем в виду и нечто конкретное, противоположное данному, актуализированное в настоящий момент. Например, когда мы ожидаем увидеть в каком-то помещении стул, для правильного понимания этого важно знать и то, что мы не предполагаем там увидеть; так, это может быть кресло или табуретка. В зависимости от этого изменяется и «смысл нашего ожидания».

Представления Келли о важности принципа биполярности имеют ряд параллелей с некоторыми лингвистическими и психолингвистическими концепциями. Так, советский психолингвист А. А. Брудный предложил оппозиционарную концепцию значения7, суть которой заключается в том, что значение слова определяется не только и даже не столько отношениями сходства, сколько конституируется системой противопоставлений. В его работе приводится хороший пример, доказывающий важную роль смысловой оппозиции. Так, в дословном переводе с русского на осетинский язык понятия железная дисциплина смысл его изменяется на противоположный, так как в русском языке железо, как более твердое, неявно противопоставляется дереву, меди, тогда как в осетинском железо, как более мягкое, неявно противопоставляется стали.8

Вместе с тем в теории Келли конструкт - это не просто аспект значения. Это самостоятельное смыслообразование—способ дифференциации объектов. Возникнув на одних элементах, он может быть распространен (перенесен, если воспользоваться этим термином гештальт-психологии) на другие элементы. Более того, элементы, которые в одном контексте были на одном полюсе, в другом могут оказаться на противоположном. Авторы приводят такой образ конструкта—это референтная ось типа «север—юг».

Возможности конструкта ограниченны. Он может ныть применен только к некоторым объектам. Это нашло свое отражение в понятии «диапазона пригодности» конструкта. Авторы настоящего руководства считают правило «диапазона пригодности» отличительной чертой техники репертуарных решеток. Это действительно так. Психологически осмысленный результат получится только в том случае, если элементы, используемые в репертуарной решетке, будут попадать в диапазон пригодности конструктов испытуемого. Правило «диапазона пригодности» часто не учитывается в методиках субъективного шкалирования. Несмотря на то что человек в принципе может оценить и взаимно соотнести любые объекты по любому параметру, при нарушении правила диапазона пригодности психолог получит не более чем экспериментальные артефакты, конструкты, которые испытуемый никогда не использует в жизни. Отсюда и еще одно важное положение гехники репертуарных решеток: ориентация на выявление собственных конструктов испытуемого, а не навязывание их ему извне.

Конструкт—это не обязательно дискретная оппозиция. Как правило, это более или менее дробная шкала. Этим конструкт отличается от концепта. Концепт задает номинальную шкалу (класс, понятие), конструкт как, минимум шкалу порядка, а фактически и шкалы более высоких уровней.

Понятие конструкта имеет ряд сходных черт с которыми понятиями современных лингвистических и психолингвистических теорий, такими, как семантичекий признак, семантический компонент и т. п. Однако понятие конструкта Келли гораздо глубже и несводимо только к языковым или производным от языковых образованиям. Это и способ поведения, и канал движения, и форма отношения. Понятие конструкта отражает представления Келли о единстве и целостности человеческой психики. Последнее позволяет исследовать конструкты посредством их проявления на уровне значений, но не сводит их к значениям. На наш взгляд, снятие конструкта сопоставимо с тем более глубоким пониманием смысловых признаков, которое существует в современной экспериментальной психосемаитике9.

Келли иногда упрекают в субъективизме. Это не совсем верно. Во всяком случае, подход Келли нельзя назвать субъективистским в традиционном смысле это-то слова. Подход Келли скорее субъектный. Вводя понятие конструкта Келли по-своему пытается преодолеть постулат непосредственности. В его теории это понятие играет такую же роль, как понятие установки в теории Узнадзе или понятие внутренних условий деятельности в теории С. Л. Рубинштейна. Другими словами, Келли показывает, что человек воспринимает мир не непосредственно, снимая слепки или отпечатки с действительности, а опосредовано, пытаясь реконструировать, смоделировать эту действительность. Конструкты в его теории—это не порождения «чистого сознания», но практически освоенные человеком, проверенные в реальной деятельности способы дифференциации объектов. (Подчеркивание роли практики, правда практики индивидуальной, как мы уже отмечали выше, важная черта теории Келли.) Таким образом, Келли нельзя обвинить в субъективизме, но скорее в гипертрофировании роли индивидуального познания и индивидуальной деятельности. Вместе с тем такая концентрация внимания на индивидуальном и уникальном в человеке, попытка разработки научного подхода к анализу конкретных личностей позволили ему осветить ряд важных аспектов процесса формирования и функционирования представлений людей.

В противоположность фрагментарным концепциям (психологии «переменных») Келли развивал представление о единстве и целостности личности человека. Определяющее понятие в теории Келли—понятие системы конструктов. Этим он подчеркивает то, что конструкты—не изолированные образования. Они взаимодействуют друг с другом, взаимоопределяют друг друга. Причем характер этого взаимодействия не случаен, а носит целостный, системный характер. Конструкты в силу этого приобретают ряд системных качеств, которых не было бы у них, если бы они существовали как изолированные образования.

Системное понимание конструктов обусловило появление целого ряда специфических терминов, которые могут создать определенные трудности при освоении теоретических и методических основ техники репертуарных решеток. Между тем знание того, что эти термины описывают системные качества, позволяет разобраться в их содержательной сути.

Первая группа системных терминов описывает горизонтальные отношения между конструктами в системе, то есть связи между конструктами одного уровня. Сюда относятся, например, понятия констеллятивных и пропозициональных конструктов. Констеллятивные конструкты (от слова «созвездие»)—это конструкты строго определенным образом связанные с другими конструктами. Пропозициональные конструкты—это конструкты, неоднозначно, нежестко связанные с другими конструктами, допускающие в зависимости от контекста множество вариантов конкретных связей. Для описания отношений между конструктами этого типа (горизонтальных отношений) применяются как простые оценочные и ранговые решетки, позволяющие определять силу и направленность корреляций между конструктами, так и более сложные типы решеток.

Вторая группа системных терминов описывает вертикальные отношения между конструктами. К ней относятся такие понятия, как понятия суперординатных и субординатных конструктов. Суперординатные конструкты—это конструкты высокого уровня общности, обобщающие целые подсистемы конструктов. Субординатные—это конструкты подчиненные, обобщаемые другими конструктами, более высокого уровня общности. К этой же группе относится и такая характеристика иерархических отношений, как импликация (от логической импликации: «Если А, то Б»). Некоторые конструкты имплицируют (наводят, предполагают) другие конструкты. Это своеобразная иерархия управления, следования. Для выявления таких вертикальных отношений между конструктами разработаны более сложные типы репертуарных решеток: решетка сопротивления изменениям (позволяющая в ситуации жесткого выбора сравнить конструкты и выявить иерархию их предпочтения человеком), импликативная решетка (позволяющая оценить то, как изменение оценок по одним конструктам, влияет на оценки по другим конструктам).

Третья группа системных терминов описывает отношения между подсистемами конструктов. Сюда относятся такие понятия, как артикуляция, дифференциация и интеграция. Артикулирующие конструкты—это конструкты соединительные, обеспечивающие организацию в одно целое подсистем. С этим понятием

связано представление об артикулированных (хорошо структурированных), монолитных и фрагментарных системах конструктов. В книге приводится и описание некоторых методов, позволяющих оценить степень артикулированности, дифференцированности и интегриро-ванности подсистем конструктов.

Выделяется также понятие ядерных конструктов, образующих ядро системы или подсистемы. Это наиболее значимые конструкты человека (смыслообразующие, если воспользоваться этим термином А. Н. Леонтьева применительно к данной задаче). Читатель встретит на страницах данной книги и ряд других терминов, также отражающих системные качества конструктов. Мы надеемся, что, опираясь на аппарат системных представлений, он легко разберется с ними самостоятельно.

Теория Келли, как уже отмечалось, рефлексивна. Это метатеория, которую сам Келли рассматривал как своеобразную психологическую гносеологию. В основу концепции положен философский прицип, который Келли формулировал как «конструктивистский альтернативизм». За этим термином стоит довольно простая мысль: одно и то же событие, одно и то же явление можно рассматривать сквозь сетку различных конструктов. Причем в той степени, в которой такие «альтернативные конструкции» позволяют хорошо предсказывать и контролировать события, они имеют равное право на существование. Этот принцип нашел свое отражение и в психологической практике. Так, задача психолога—проникнуть в «личную теорию» мира испытуемого, реконструировать его собственную систему представлений, попытаться «взглянуть на мир глазами другого», не навязывая и не приписывая ему своих собственных конструктов. Бережное отношение к конструктам человека, стремление исключить саму возможность навязывания не свойственных ему представлений—отличительная черта техники репертуарных решеток.

Этот же принцип распространяется и на психологические теории. На первый взгляд это точка зрения предельного прагматизма и релятивизма. Однако это далеко не так. Келли не ограничивается критерием полезности. Задолго до выхода в свет книги Т. Куна «Структура научных революций» Келли выступил против представлений о фрагментарном «накоплении истины». При этом процесс познания характеризуется Келли, как «асимптотическое приближение к истине». В своиx положениях отразилась оппозиция Келли позитивизму. И это же нашло свое выражение и в технике репертуарных решеток. Репертуарные решетки— метод, который не только служит инструментом исследователю, но и является эффективным средством самопознания и развития человека.

Келли строит свою теорию аксиоматико-дедуктивным способом, в лучших традициях сциентистской психологии, последовательно и логично выводя каждое положение фактически из одного фундаментального постулата10. Однако в силу своей рефлексивности, как и любая метатеория, она парадоксальна— содержит в себе самой потенциальное самоотрицание. Так, утверждая в качестве философского принципа альтернативизм конструкций, он должен был рассматривать и свою теорию как одну из возможных альтернативных конструкций. И Келли последовательно проводил в жизнь этот взгляд, доказывая свою теорию своей деятельностью как ученого. У него всегда было много аспирантов и слушателей. Его любили за оригинальность мышления (знаменитые максимы Келли, некоторые из которых читатель найдет на страницах данной книги), остроту и тонкость наблюдений. Его семинар всегда пользовался большим успехом. Однако у Келли практически не было непосредственных последователей11 из числа тех, кто имел с ним длительный личный контакт или работал под его руководством. Он никогда и никому не навязывал своей концепции, но, напротив, побуждал каждого развивать собственную теорию, опирающуюся на личный опыт, а не на полученную из книг информацию. Такой подход приводил к двум противоположным результатам. Многие считают его своим учителем, человеком, глубоко повлиявшим на их собственную жизнь, но не считают себя последователями и приверженцами его теории конструктов. Келли принимал такое отношение к своей концепции. В этом проявилась гуманистическая направленность Келли как человека и как ученого.

Надо сказать, что Келли долгое время работал в Университете штата Огайо, где его непосредственным предшественником был Карл Роджерс. Многие студенгы и аспиранты были слушателями и у того, и у другого. Возможно, общая атмосфера этого университета, а возможно, и непосредственное влияние сказались на том, что основы «центрированной на клиенте терапии» К. Роджерса и теория и практика Дж. Келли имеют значительные параллели. Дж. Келли некоторое время работал и совместно с А. Маслоу. Трудно, конечно, говорить о каком-либо сильном влиянии этих. двух психологов друг на друга, однако выделение «личного опыта» в качестве основного компонента развития человека, безусловно, общая черта и теории самоактуализации А. Маслоу, и теории конструктов Дж. Келли.

Подход Келли—идеографический подход (ориентированный на описание личности как особой уникальной целостности), продолжающий традиции понимающей психологии. Вместе с тем это уже не та традиционная идеографическая психология, которая строилась на интуитивном познании «другого» и самого себя, апеллировала к особой проницательной способности психолога-исследователя (основной тезис понимающей психологии). Это подход, вооруженный научным методом, позволяющий «взглянуть на мир глазами другого», и не просто понять, но и объяснить и научиться предсказывать оценки и отношения конкретных людей. Вместе с тем и для этого направления свойственна (традиционная для понимающей психологии в целом) тенденция противопоставления номотетическим подходам (т. е. подходам, ориентированным на выявление общих закономерностей и универсальных механизмов развития и формирования личности).

Авторы настоящего руководства вслед за Келли также склонны противопоставлять метод репертуарных решеток другим, более традиционным тестовым подходам. Надо сказать, что противопоставление номотети-ческих и идеографических подходов—черта, вообще характерная для западной психологии личности. Особенно сильно эта оппозиция выражена в психодиагностике. Номотетическая психодиагностика является нормографической по сути. Конкретная личность представляется как точка в нормативном пространстве универсальных характеристик. Индивидуальность при этом фактически сводится к индивидуальному набору значений по нормативным, общегрупповым шкалам. Понятно, что такой подход не может ни рассматриваться в качестве исчерпывающего всю диагностическую проблематику, ни удовлетворить все запросы практики.

С другой стороны, идеографически ориентированная психодиагностика, предполагающая реконструкцию и анализ личности человека как особой неповторимой целостности, кажется сциентистски ориентированным психологам на Западе трудно совместимой с принципами научного познания. Уже много лет тянется дискуссия о том, какой же должна быть психология и психодиагностика личности: номотетической или идеографической..

Между тем эти направления не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Последнее сразу же становится понятным, если обратиться к таким категориям диалектического материализма, как общее, особенное и единичное. Применительно к психодиагностике можно скачать, что существует не альтернатива: только общее или только единичное,—а своеобразная шкала психодиагностических задач. Мюррей и Клакхорн предложили хороший образ, которым можно воспользоваться для иллюстрации этого положения: «Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых людей, а в чем-то не похож ни на кого другого». Целостная психодиагностика должна быть способна описывать и общее, и особенное, и единичное в личности человека. Для наглядности на рис.1 мы построили двумерный классификатор психодиагностических задач, где этому параметру соответствует ось абсцисс.

Авторам настоящего руководства также свойственна (несколько в меньшей степени выраженная, чем предыдущая) тенденция противопоставления подходов, ориентированных на диагностику устойчивых личностных особенностей (таких, как, например, личностные черты), подходам, направленным на изучение изменчивых, динамичных характеристик и личностных качеств. Традиционная психометрика, как известно, больше ориентирована на диагностику устойчивых личностных особенностей. Это нашло свое отражение в формулировании требования надежности (в смысле воспроизводимости результатов во времени) психометрических инструментов. С другой стороны, например, Дж. Келли, высказывает противоположную точку зрения: «Человек—это форма движения», а «надежность - это мера нечувствительности теста к изменениям».
С точки зрения диалектико-материалистической психологии ориентации на диагностику устойчивых и изменчивых характеристик личности тоже не являются взаимоисключающими. Если перефразировать приведенное выше высказывание об общем, особенном и единичном, применительно к обсуждаемой проблеме устойчивости и изменчивости, то можно сказать, что человек в чем-то не меняется никогда (или меняется крайне медленно), в чем-то меняется довольно часто, в чем-то не бывает постоянным никогда. Таким образом, и в данном случае мы имеем дело не с альтернативными подходами, а также с некоторой шкалой психодиагностических задач. На рисунке этой шкале психодиагностических задач соответствует ось ординат.

Стабильные свойства



1

4


Уникальные свойства

Общие свойства


3

2



Изменчивые свойства

Рис. 1 Двумерный классификатор психодиагностических методик, позволяющий выделить четыре больших класса психодиагностических задач и показывающий непротиворечивость и дополнительность номотетических и идеографических методов.


 1 класс - психодиагностика стабильных и устойчивых черт личности—область, наиболее разработанная на сегодняшний день. В то же время III класс— диагностика уникальных и изменчивых личностных качеств—наименее разработанная область. Именно для решения в первую очередь этих задач и предназначены репертуарные методики.

Конечно, этим назначение метода репертуарных исшеток не исчерпывается. Вслед за авторами книги подчеркнем, что это экспериментальный метод, позволяющий на практике реализовать субъектный подход в психодиагностике, дающий возможность не только описывать уникальные свойства и характеристики человека, но и реконструировать его целостные системы представлений о различных сферах реального мира и о самом себе.

Метод репертуарных решеток может применяться в качестве самостоятельного метода. Однако, как следует из проведенного выше анализа психодиагностических задач, лучше всего применять репертуарные решетки совместно с другими методиками, такими, как, например, личностные опросники, проективные тесты, самооценочные стандартные шкалы. Это позволит объединить в одном подходе и преимущества нормативных стандартизованных и индивидуально-определенных описаний личности и проанализировать взаимоотношения между ними. Такое совмещение даст возможность реализовать на практике один из важных принципов системного подхода—многоуровневость анализа и построить целый ряд описаний: личность с точки зрения конкретных групп, группы с точки зрения конкретных личностей, личность с точки зрения конкретного «другого» и самой себя. На этом пути возможно экспериментальное исследование проблемы взаимодействия групповых и индивидуальных смысловых конструктов, субъективных шкал.

Возвращаясь к оценке книги Ф. Франселлы и Д. Баннистера, мы считаем необходимым подчеркнуть следующее. Принципы, положенные в основу техники репертуарных решеток
(пусть не всегда верные и окончательные, с нашей точки зрения), четко сформулированы, что позволяет как осознанно применять репертуарные решетки на практике, так и содержательно критиковать и развивать этот метод.

В заключение один совет тем, кто впервые знакомится с методом репертуарных решеток. Лучше всего, если читатель не ограничится простым чтением настоящего руководства, а по мере изучения конкретных методик попробует поработать с ними практически, например попытается сам заполнить и самостоятельно проанализировать каждую репертуарную решетку. Такая работа не только будет способствовать более глубокому пониманию и освоению нового метода, но и позволит ему лучше узнать самого себя.

Мы надеемся, что книга Ф. Франселлы и Д. Баннистера окажется практически полезна всем тем, кто занимается или собирается заняться разработкой и применением исследовательских и диагностических методик на основе процедур субъективного шкалирования, а знакомство с многолетним опытом применения репертуарных решеток позволит избежать многих ошибок и преодолеть целый ряд методических трудностей.

Ю. М. Забродин

В. И. Похилько


ВВЕДЕНИЕ

Репертуарные методики чем-то похожи на людей. Они задают вопросы и отвечают на них; они различается по виду и размерам; их можно применять группами и анализировать индивидуально; с их помощью можно проводить одноразовые или многократные обследования; ими можно пользоваться правильно, а можно исказить до неузнаваемости. Целью нашей работы не является получение ответов на все возможные вопросы, мы хотим лишь дать новые сведения о репертуарных личностных методиках и тем читателям, кто уже знаком с этой техникой и хочет узнать ее лучше, и тем, кто только начинает интересоваться новым методом, но плохо представляет себе, что это такое. Мы приводим как общие данные о репертуарных методиках (развитие метода, его надежность и валидность), так и специфические сведения (типы методик, операциональные меры, основные теоретические предположения, наиболее распространенные ошибки). Для чтения книги не нужны специальные знания, необходимо лишь желание разобраться в нескольких простых статистических понятиях, поскольку метод, предложенный Джорджем Келли в 1955 году для «исследования того, что стоит за словами», действительно весьма прост. Его репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК) позволяет увидеть, как связаны между собой различные представления, и в чем данный конкретный человек похож на других людей, и чем он от них отличается. Репертуарные методики дают возможность выявлять и такие связи, которые отнюдь не всегда можно выразить словами.

В первой части книги прослеживается развитие техники репертуарных методик с момента их рождения до настоящего времени. Описываются методики различных типов, рассматриваются отличия репертуарных методик как инструментов психологического измерения от традиционных и более распространенных в настоящее время методов.

Может показаться странным, что глава, написанная Брендой Моррис, помещена в приложении. Мы поместили ее отдельно, чтобы еще раз подчеркнуть тот факт, что репертуарные методики—это эффективный инструмент исследования, а не просто интересный предмет для рассуждений.

Главная цель нашей книги - дать читателям достаточно знаний, чтобы они могли разрабатывать собственные репертуарные методики для своих специальных задач, учитывая при этом лежащие в основе данной техники теоретические допущения и ограничения. Надеемся, что обширная библиография даст возможность все тем, кто заинтересуется новым методом, изучить его в дальнейшем более полно. Временами может показаться, что мы придаем слишком большое значение и даже одержимы некоторыми идеями (как, например, идеей о диапазоне пригодности конструкта). Вероятно, это так и есть. Однако наша уверенность в важности многих положений появилась в результате многолетнего консультирования студентов и профессионалов, работающих с репертуарными методиками и испытывающих определенные трудности вследствие неосведомленности об основных требованиях, предъявляемых к этому методу. Мы надеемся, что тот, кто внимательно прочтет нашу книгу, избежит многих проблем и получит возможность раскрыть для себя внутренний мир других людей. А это в конечном итоге приведет и к лучшему пониманию самого себя.

Фей Франселла Март 1977 г


ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПОСТРОЕНИЯ РЕПЕРТУАРНЫХ


ЛИЧНОСТНЫХ МЕТОДИК


Ученый в своей работе создает средства двух видов: одни дают ему возможность предугадывать событие— теоретические, другие помогают заметить это событие, когда оно происходит,—инструментальные. Они всегда взаимосвязаны и, как правило, имеют в своей основе одни и те же отправные точки. Без подобных исследовательских средств, как теоретических, так и инструментальных, ученый будет блуждать в потемках: он не будет знать, где искать и как искать.

Дж. Келли (105, 94)


Предположим, что Фред считает, что люди с холодным взглядом, как правило, скупы. Предположим так же, что Фред—психолог, причем один из тех, кто верит в существование врожденных фиксированных личностных черт. Он, несомненно, постарается обосновать свои взгляды статистически. Поэтому естественно, что он для проверки своих предположений попробует Оценивать каждого человека в терминах холодный взгляд—теплый взгляд и скупой—щедрый. Результаты своих наблюдений над выборкой, скажем, из ста человек он может представить в виде следующей четырехклеточной таблицы и вычислить затем коэффициент  :





холодный взгляд

теплый взгляд

скупой

28

19

щедрый

2

51

.

теплый взгляд 19
Эти данные можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, мы можем действительно полагать, что они дают возможность судить о взаимосвязи выражения глаз и скупости или щедрости людей. Иными словами (отдавая дань строгим требованиям к терминологии в традиционной практике планирования эксперимен, можно сказать, что на данном уровне значимости параметр холодный—теплый взгляд коррелирует с параметром скупость—щедрость. Затем можно попытаться обосновать эту связь, сформулировать новые гипотезы и спланировать эксперименты по их проверке.

С другой стороны, можно рассматривать эти данные как информацию о психологии Фреда. Обнаруженную зависимость можно интерпретировать как показатель того, что для Фреда конструкты теплый взгляд— холодный взгляд и скупой—щедрый связаны между собой. Продолжая рассуждать подобным образом, мы можем обнаружить иные взаимосвязанные конструкты, являющиеся частью общей системы конструктов, а также предположить, каким образом подобные представления о людях отразятся на поведении Фреда и какого рода положительный или отрицательный опыт способен усилить или изменить его способ восприятия и оценки людей.

Один подход отнюдь не отрицает другой. В теории конструктов используются принципы первого подхода при решении задач валидизации, поскольку то, что мы называем конструированием или порождением конструктов,—это не что-то замкнутое в себе, а живой процесс, с помощью которого человек пытается предугадывать развитие событий—реальных событий во внешнем мире.

Однако, если мы встанем на позиции второго подхода и рассмотрим полученные результаты как данные о системе личных конструктов Фреда, тогда в составленной им четырехклеточной таблице мы сможем увидеть основы техники репертуарных методик. Множество таких четырехклеточных таблиц составит решетку12. За каждым единичным актом оценки—сознательной или неосознаваемой—у каждого человека скрывается собственная имплицитная теория причин и следствий реальных событий, в рамках которой он выносит суждения. Техника репертуарных решеток (во всем многообразии ее форм) и представляет собой способ изучения структуры и содержания таких имплицитных теорий. У каждого из нас имеется множество подобных имплицитных теоретических представлений, скажем о бильярде, о любви, о бухгалтерском деле, о детях или родителях. В свою очередь наши частные теории (или, иными словами, подсистемы конструктов) объединяются в общую теорию, которую мы называем системой личных конструктов.

Используя метафору «теория», мы отнюдь не берем утверждать, что такие теории четко сформулированы и структурированы: они могут быть вербализованными, невербальными или превербальными, с жесткой и гибкой структурой, легко или с трудом поддающимися проверке, и, наконец, они могут быть идиосинкретическими или общепринятыми. Тем не менее это теории   том смысле, что они представляют собой сеть значений, посредством которой человек воспринимает окружающее, пытается управлять событиями и действовать в соответствии с ситуацией. В этом смысле  личные теории человека, то есть его система личных  конструктов, могут быть соотнесены с тем, что в рамках других психологических подходов называется «личностью», «установками», «привычками», «системой подкреплений», «системой кодирования информации», «психодинамикой», «концептами», «философией» или даже «центральной нервной системой».

Келли (102; 105) показал, что систему личных конструктов целесообразно и удобно представить в виде находящихся в иерархических отношениях совокупностей биполярных конструктов: приятный—противный, здесь—там, уродливый—красивый, щелочь— кислота, прошлое—будущее, хозяин—слуга, четный-нечетный и т. д. и т.п. Так, например, словарь является наглядным отображением общепринятой взаимосвязи вербализованных конструктов. Трудности изучения системы конструктов, будь то при помощи решеток или других методов, вынуждают нас исследовать в первую очередь более доступные, вербализованные конструкты. При этом, однако, нельзя допускать смешения понятий «конструкт» и «вербальный ярлык». Конструкт—это отличительный признак, а не вербальный ярлык. Мы должны постоянно помнить, что, говоря об индивидуальной системе конструктов, мы имеем в виду отношения и установки человека к миру, его позицию в мире, рассматриваем его как личность. Келли (105) следующим образом описывает конструкт:

«Конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки, зачастую невербализованный и не нашедший отражения в символе, иногда вообще ничем не означенный, кроме как стихийными процессами, им управляемыми. На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения; система же конструктов обеспечивает каждого человека его собственной сеткой поведенческих тропинок, не только ограничивающих его действия, но и открывающих перед ним свободу, которая в противном случае оказалась бы для него психологически несуществующей».

Предположим, меня преследует чувство, что чем больше людей будет знать мои секреты, тем меньше меня будут любить. Это можно представить в виде диаграммы:


Знает мои секреты – не знает моих секретов

Не любит меня – любит меня.


С помощью статистической обработки можно показать, что эти конструкты в моем представлении действительно связаны. Но сказать так, даже с опорой на статистическое доказательство,—значит чрезвычайно упростить действительное положение дел; ведь мы «вырываем» пару конструктов из системы, в которой все взаимосвязано. Смысл и значение этих конструктов можно точно определить, только учитывая их положение в целостной системе, которая в свою очередь может изменяться различными способами. Предположим, однако, что использование решетки дало возможность установить, что в моем представлении действительно существует связь между этими конструктами; тогда вы можете использовать свои собственные наблюдения как источник информации обо мне, рассматривать эту связь либо саму по себе, либо в вашей собственной системе конструктов более высокого порядка (например, определяя ее как «невротическую» в отличие от «нормальной»).

Вместе с тем я могу использовать это открытие и для того, чтобы выяснить, какие ограничения накладывает на меня такой тип предсказания реакций других людей (то есть мой способ конструирования событий) на мои межличностные отношения. У меня может появиться желание продолжить изучение своей собственной системы конструктов для того, чтобы выявить те из них, которые противоречат или сводят на нет мое непоколебимое убеждение в том, что чем больше людей знает мои секреты, тем хуже они ко мне относятся. Может оказаться и так, что, даже будучи твердо уверен в этом, я тем не менее делаю исключение для психотерапевтов и некоторых женщин. Может оказаться и так, что, когда я делюсь своими секретами, они кажутся мне не такими уж предосудительными. Наконец, я могу перестать относиться к данному типу конструирования событий как к самодостаточному пророчеству, и мне откроется что-то такое, что радикально изменит мои взгляды на эту проблему. Цель применения решеток — показать нам направления развития нашей системы конструктов, ее ограничения и возможности. Получаемые при помощи репертуарных решеток результаты можно рассмотреть как своеобразную карту системы конструктов индивида—вроде идеографической картографии в противоположность скажем, номотетической13 картографии семантического дифференциала  (160). В той степени, в которой репертуарные решетки дают возможность получить карту системы конструктов человека, они являются настолько же информативными, насколько аккуратными и подробными были карты американского побережья, составленные Колумбом. В этом смысле решетка является гораздо более тонким инструментом психологического исследования, чем те, которые мы используем в настоящее время.

По всей видимости, решетку лучше считать специфической разновидностью структурированного интервью. Обычно мы исследуем систему конструктов другого человека в ходе разговора с ним. В процессе беседы мы постепенно начинаем понимать, как он видит мир, что с чем связано, что из чего следует, что для него важно, а что нет, как он оценивает других людей, события и ситуации. Решетка формализует этот процесс и дает математическое обоснование связей между конструктами данного человека, позволяет более детально изучить отдельные подсистемы конструктов, подметить индивидуальное, специфическое в структуре и содержании мировоззрения человека. Однако информация, которую дает нам решетка, не является неким специфическим порождением нашего «научного метода». Это формализованный вариант той информации; которую мы всегда стремимся получить о другом, того понимания каждого человека, которого мы постоянно добиваемся.


Решетка как составляющая часть теории личных конструктов

Психологи часто считают, что для эффективной теоретической или экспериментальной работы достаточно точно одной какой-то идеи или метода. При этом они забывают о том, что за каждой конкретной идеей стоит множество предположений и еще больше таких предположений стоит за методом. Предположения, положенные в основу создания «метода», могут противоречить допущениям, лежащим в основе «идеи». Так, психологи нередко используют метод решеток вне контекста породившей его теории. Этот метод зачастую рассматривается как некий способ измерения «установок», «значений», «личности» или «концептов», получивший статус дорогостоящей разновидности семантического дифференциала для богатых исследователей14.

Однако психологи, вдумчиво применяющие метод решеток, вынуждены будут признать истинность многих допущений теории личных конструктов, даже если они не знакомы с этой теорией как таковой. Ниже мы рассмотрим лишь те ее аспекты, на которые непосредственно опирается техника репертуарных решеток и где взаимосвязь теории и практики особенно важна.

Что измеряют решетки?

В основе теории конструктов эксплицитно содержится идея о том, что «каждый человек представляет собой исследователя». Келли резонно полагал, что мы стремимся найти смысл во вселенной, в самих себе и тех ситуациях, в которые мы попадаем. Для этого каждый из нас вновь и вновь создает и перестраивает различные имплицитные теории, которые, хорошие ли, плохие ли, и составляют нашу систему личных конструктов. Сообразуясь с этой системой, мы живем, предугадываем события, строим свое поведение, задаем себе и другим различные вопросы. Исходя из этой же системы, мы оцениваем результаты наших действий и корректируем наши способы интерпретации. Таким образом, мы являемся «исследователями», выдвигающими гипотезы (предположения) на основе собственных теорий (собственной системы конструктов). Мы подвергаем эти гипотезы экспериментальной проверке (подстраиваем под них свое поведение, так сказать, активно рискуем, опираясь на них). Мы можем наглядно увидеть результаты наших экспериментов (ощутить последствия нашего поведения).

Решетки выявляют конструкты Келли разработал технику репертуарных решеток в качестве метода изучения систем личных конструктов, как способ «влезть в шкуру другого», увидеть мир его глазами, войти в его положение.


Келли предлагал несколько определений понятия «конструкт». Вот одно из них: конструкт—это то, «чем один или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов». Это определение нашло свое непосредственное отражение в одной из процедур выявления конструктов для построения решеток. В другом месте Келли называл конструктом «способ выхода за границы очевидного». В этом определении особо подчеркнут тот факт, что при порождении новой абстракции' мы получаем возможность замечать новые «факты», которые не существовали для нас в старой системе абстракций.

Во всех своих определениях Келли настойчиво подчеркивал биполярность конструктов. Он считал, что, утверждая что-нибудь, мы всегда одновременно что-то отрицаем. Этим понятие «конструкт» отличается от понятия «концепт». Когда мы говорим: «Билл Блоггс «честен», мы не имеем в виду, что Билл Блоггс обладает этим качеством вследствие того, что он не хризантема, не линейный крейсер, не квадратный корень из минус единицы. Когда мы говорим, что Билл честен, мы подразумеваем, что он не плут. Мы всегда, скорее даже редко, определяем для себя противоположный полюс, но, согласно Келли, в поисках смысла в окружающей действительности мы отмечаем и сходство и различие одновременно. Польза конструкта—именно в контрасте. Биполярность заключена в нем самом, а не в двух совокупностях элементов, различающихся по данному конструкту. Север—юг—это референтная ось: элементы, которые в одном контексте являются «севером», в другом становятся «югом». Сущность конструкта заключается в его подвижности: это средство, при помощи которого мы переходим от одной ситуации к другой. Именно биполярность конструктов и делает возможным построение репертуарных решеток. Что получится если мы попытаемся использовать для построения решетки «понятия»? Возьмем, к примеру, понятие честность. Некоторых своих знакомых мы можем назвать честными, оставив других за рамками объема данного понятия. Проделаем то же самое с понятием жестокость: и опять мы назовем жестокими часть своих знакомых, также оставив остальных за рамками объема понятия жестокость. В результате мы сможем судить лишь о включенности или невключенности в класс и сделать вывод о количестве людей, попавших в первую категорию и попавших или не попавших во вторую. При этом нам не удастся установить взаимоотношения между концептами, мы сможем говорить только об их частичном совпадении.

Вместе с тем можно использовать простую биполярную решетку и отнести каждый из данных элементов к тому или другому полюсу конструкта, или проранжировать элементы от одного полюса к другому, или, скажем, оценить их по семибалльной шкале. В каждом случае именно мерность, биполярность кокструктов даст нам возможность так или иначе получить матрицу взаимоотношений между ними.

Благодаря способности решеток выявлять именно взаимоотношения конструктов мы можем снять проблему оценки того, насколько «правомерной» или «неправомерной» является система конструктов данного человека. Если мы ограничимся работой с однополюсными понятиями, то нам придется довольствоваться выводами типа «сверхвключение» или «недовключение». Но сказать, что понятия человека включают в себя слишком много или слишком мало, означает допустить, что существует истинный уровень включенности объектов в понятие, (определяется ли он нормативными стандартами или какой-то системой логики). Работая с решетками, мы можем сравнить при желании выявленные в каждом конкретном случае реальные взаимосвязи между конструктами с нормативными стандартами или с любыми другими стандартами, установленными нами. Однако совсем не обязательно ограничиваться только этим: мы можем рассматривать систему конструктов человека саму по себе, перейдя затем к изучению более сложных проблем.

Диапазон пригодности

Понятие «решетка» тесно связано с понятием «диапазон пригодности». Келли считал, что конструкт (или подсистема конструктов) всегда работает в контексте и данный человек в данный момент может применить его к ограниченному набору элементов. Это явление можно легко обнаружить в разговорной речи: о мебели мы говорим, что она старинная или современная, а о числах—что они простые или составные, однако мы не рассуждаем о старинных или современных числах ни о простой и составной мебели. Конечно, бывают случаи расширения диапазона пригодности, например в поэзии, но, как правило, диапазон пригодности наших конструктов весьма ограничен. Из этого положения о природе конструирования Келли вывел главное правило построения решеток: все элементы должны находиться пределах диапазона пригодности данного конструкта для человека, заполняющего решетку. В противном елучае заполнение решетки превратится в абсурдную деятельность. Например, человек делит своих знакомых на привлекательных и непривлекательных. Однако мы не дали ему возможности сообщить нам, что для него привлекательный—непривлекательный—это конструкт, диапазон пригодности которого включает только женщин, и единственное, что ему остается,— это часть знакомых женщин отнести к привлекательным, а остальных женщин и всех мужчин—к непривлекательным. Мы вынудили его к этому, так как не оставили ему возможности выбора. В результате при соотнесении конструкта привлекательный с другими конструктами решетки мы неизбежно получим искаженное представление о системе его конструктов.

Надо отметить, что при создании семантического дифференциала Осгуд не принимал во внимание правило о диапазоне пригодности, что позволило ему сделать любопытные выводы именно о конструктах, имеющих неограниченный диапазон пригодности. Его знаменитая триада хороший—плохой, активный—пассивный, слабый—сильный, по существу, не что иное, как основные, суперординатные конструкты в терминологии Келли. Работы Осгуда, таким образом, породили бесконечные вопросы о том, что же происходит со значением в процессе его определения (например, вопрос Брауна (39) «Камень—сладкий или кислый?»), а также споры относительно проблем типа взаимодействия между шкалой и понятием (126).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru