Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)



Скачать 247.78 Kb.
НазваниеЛитература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Дата15.04.2013
Размер247.78 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

Тема: Психологический эксперимент.


Литература:

Анцупов .... Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле).

Методы социальной психологии ЛГУ,1977 стр 123-175

Рабочая книга социолога М., Наука 1983 г.

Теория и практика психологического эксперимента.

Теория и эксперимент ... М.,наука 1983 г.

Экспериментальная психология под редакцией С.Стивеса

Морозов, Паповян Об операциональном определении понятии лидерства в социальной психологии. Вопросы психологии 1973 г №1

Налимов , Голикова Логические основания планирования эксперимента М.,1976 г

Л.В. Куликов Психологическое исследование. Методические рекомендаци по проведению Ст-Птб.


1 вопрос

Эксперимент развивался в основном в естествознании. В середине прошлого века эксперимент формируется для изучения психофизических и психохимических качеств.

Исследуются общие но и индивидуальные черты.

Сегодня психология - экспериментальная наука.

Научное познание - дает информацию о связях и состояниях.

Эксперимент даёт информацию о фактах.

Основные методы получения научных фактов:

  • непосредственное и опосредованое наблюдение;

  • эксперимент;

  • моделирование.


Эксперимент - способ получения информации, научного знания о свойствах связях изучаемого объекта (явления) ненаблюдаемых в обычных условиях.

Эксперимент психологический (лат. - проба, опыт) - основной метод психологической науки оприрающийся на точный учет изменяемых, независимых переменных, влияющих на зависимую переменную (объек эксперимента). /К.К.Платонов Краткий словарь...)


Качество и эффективность определяется наличием многих факторов.


Суть эксперимента заключается в чтобы изменять и наблюдать направление, величину и устойчивость зависимость и сь.

Основные признаки эксперимента:

  1. непосредственная связь с гипотезой,

т
эксперимент

процесс
.е. нужна не просто крелляция (связь), а связь причинно-следственная;

  1. в
    гипотеза
    эксперименте исследователь сам вызывает изменение условий;

  2. повторимость данных эксперимента.


Процедурная модель эксперимента:


переменная -

независимая переменная главная - ее влияние на зависимую переменную нас интересует


независимые побочные переменные - известны экспериментатору но их влияние не интересно.


Независимые переменные мешающие - которые могут оказать влияние, сами по себе неинтересные, но учитываемые.


Условия проведения эксперимента:

  1. манипулирование по крайней мере одной НПГ,

  2. постоянный контроль НПП,

  3. минимизация НПМ,

  4. обстоятельный замер ЗП.

Главным требованием к любому эксперименту является наличие причинной связи между независимой переменной и зависимой переменной./три условия:

  • причина должна предшествовать эффекту,

  • воздействие должно быть статистически связано с эффектом,

  • не должно быть альтернативного изменения поведения НПГ помимо воздействия независимой переменной.

Если все условия соблюдены делают выводы:

  1. от НП к ЗП - направление причинности,

  2. отношение НП к ЗП причинно.


Идеальный эксперимент - изменяются только НП и ЗП.


Особенности психологического эксперимента:

  • большая сложность управления псих переменными и условиями их вызывающими,

  • т.к. слишком НП влияет на Э, поэтому абстрагирование от них ведет к неповторяемости

  • пониженная естественным экспериментом в воинской деятельности:

  • любое вмешательство чревато последствиями,

  • пониженная управляемость лабораторным экспериментом,

  • ограниченное количество испытаний /дорогостоящие или дискомфорт/.


Логика эксперимента и его формализация:

  1. постановка задачи

  2. выбор зп,

  3. выбор нп (изменяемых факторов),

  4. выбор уровней измеряемых хфактов.


Общий цикл эксперимента:

  • планирование действий

  • протоколирование Э,

  • методика проведения,

  • проведение Э,

  • обсуждение(интерпретация),

  • оформление результатов.


Экспериментальная схема - предъявляемый план для адекватного исследованич.

Оформление отчета:

  • название,

  • что сделано

  • ради чего проводится



Тема: Тесты как специальные методы военно-психологического исследования.


1.общее понятие теста. Классификация тестов.

2. концептуальный анализ некоторых тестовых методик.


Литература:

Анастази Психологическое тестирование М.1982 2т.

Березин Ф.Б. Мирошников М.П. Рожанец Методика многостороннего исследования личности. М. Медицина 1976

Кабонов м.м Личко смиронов Методы психологической диагностики и коррекции в клинике М.Медицина 1983

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков МюМедицина 1972

Личко А.Е. Иванов А.Я. Патохарактеродлогический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования М. 1976г.

Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте М.Просвещение 1984г.

Личность воина. Методики. М. ВПА 1990г.

Мельников в. М. Ямпольский М.Г. Введение в экспериментальную психологию личности М. Просвещение 1984

Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов М. МО 1984 под редакцией Пухова В.А. приложение - отбор и распределение военных специалистов по результатам психофизиологического исследования М МО 1983

Общая психодиагностика М.МГУ 1987г гл.4

приложение: Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы М.МГУ 1988

Психологические методы исследования личности в клинике - под редакцией Кабанова М. Медицина 1978 г.

Психологическая диагностика ( проблемы и исследования) под редакцией Гуревича К.М. 1981

Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь справочник по психологической диагностике Киев 1989.

Собчик Л.Н. Пособие по присмененнию MMPI М.1971

Ханин Ю.Л. Краткое руководство по применению шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера Л.1976г.


1 вопрос

ТЕСТ - (англ. Проба испытание проверка)

форма психодиагностического метода.

Исследовательские методы в психологии подразделяются на:

  1. неэкспериментальные (описательные); - традиционные методы в психологии

  2. экспериментальные. - нетрадиционные (чисто психолгические) к ним и относится психодиагностические методы


ТЕСТЫ - (в психодиагностике) - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Тесты - основной инструмент психодиагностического исследования с помощью которого осуществляется диагноз психический.

Современное содержание термин тест получил в конце 19 нач20 века . в психологические исследования введен Кеттелом, а создателем первых тестов следует считать Ф.Гальтона.

отличие тестом от др мет иссл их стандартизация. В основе станд лежит норма, в основе которой можно измер исслед чел. Сопоставляя с нормой можно измерить изучаемое явление (черту личности).

В психодиагностике существует разнообразная классиф тестов:

  1. по предъявляемой задаче - на вербальные и невербальные;

  2. по процедуре измерительной - индивидуальные и групповые (коллективные);

  3. по форме предъявления - бланковые (карандашно-бланковые) и аппаратурные;

  4. по направленности - тесты личности, тесты интеллекта...


Тесты личности - группа методик (тестов), направленных на измерение

тесты личности - понятие собирательное вкл в себя: проективные методики, опросники личности, любые др мет , предназнач для диагностики эмоционадьных мотивационных и межлтичностных свойств индивила.

В психодиагностике традиц закрепидлось разделение тестов на две группы:

-тесты личности;

-тесты интеллекта.

В соответствии с принятой классификацией тесты личности - тесты образованные в рамках объективного подхода или психодиагностического метода, что позволяет отличать их от проективных методик и личностных опросников.

Примечание Психодиагностический метод - исследоватнельский метод совр науки. Основной особенностью психодиагн мет является его измер испытательн направленность за счет которой достиг коллич и кач квалификация изуч явления этостановится возможным в рез выполнения определ требоаний: -стандартизации инструмента измерения в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка например успешность выполнения того или иного задания может быть получена только путем сопоставления с результатами других исследований; -не менее для психодиагностического метода существенны требования для надежности и валидности инструмента измерения, а также регламентация процедуры обследования. /надежность -один из критериев, относящийся к точности измерения, заключается в возможности повтора результатов в ходе повторного исследования - стр 229; валидность-соответсвие измеряемого качества тому, что желаете измерить - стр47 словарь/.

Задача, стоящая перед психодиагностическим методом, не ограничивается только квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация с дигнозом психологическим. В таком случае тесты личности подразделяются:

-объективные тесты действия - представляют собой простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какой - либо задачи /например - тест замаскированных фигур/;

-ситуационные - особенность: помещение обследуемого в ситуации, близкие к реальности.

Источники информации о личности:

  1. L-данные - запись жизненных данных - полученные в результате оценки реального поведения в повседневной жизни; (чаще применяется метод экспертного опроса) - внешний критерий оценки психологического явления;

  2. Q-данные - данные полученные с помощью опросников и других методов самооценки (MMPI, 16-факторный опросник Кеттела ...) меньшие погрешности;

  3. T-данные - данные объективных тестов с контролируемых испытаний, объективность достигается: 1.ограничение искажений тестовых оценок; 2.применение объективного способа получения оценок по реакции испытуемого;

Применяемые приемы достижения объективности:

Первое требование: -маскировка истинных целей исследований; -неожиданная постановка задачи, -неопределенность и нечеткость целей тестирования, -отвлечение внимания, -создание эмоциональной ситуации при тестировании, -эмоциональное содержание тестов, -анализ автоматизированных реакций (почерк, матеры...), -непроизвольные индикаторы, т.е. регистрация функций неподдающихся контролю (руки, пот, глаза...), -использование фоновых индикаторов (физических и физиологических параметров).

Второе требование - уменьшить ошибки самого исследования.


Классификация объективных тестов:

  1. тесты способностей (тип интеллекта);

  2. тесты умений и навыков;

  3. тесты восприятия (от зрительных до обонятельных);

  4. опросники (в виде анкет);

  5. на выявление мнений;

  6. эстетические;

  7. проективные;

  8. ситуационные;

  9. игровые тесты;

  10. физиологические тесты (ЭКГ...)

  11. физические (вес, рост...)

  12. случайные наблюдения и т.д.

2 вопрос

Два подхода к исследованию личности:

  • на основании выделения черт личности;

  • на основании объединяющих групп признаков.



Тема: Метод экспертного оценивания.

1.Организация проведения экспертного оценивания методика проведения экспертного оценивания

2.Методики обработки данных экспертного оценивания повышение достоверности исследования.

Литература:

Мешалкин Прикладная статистика ; исследование зависимостей М.1985 стр. 99-122

Баландин В.И. Блудов Ю.М. Плавтиенко В.А. Прогнозирование в спорте М. Ф.и С. 1986 г. Гл.4 стр.62-79

Бешелев С.Д. Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок

Социологическое исследование: методы, методика матетматика и статистика М. Н. Т.4 стр 167-173

Анцупов А.Я. Малышев А.А. Методы анализа соц-псих явлений в полку (на корабле ) альбом М.ВПА стр.9

Евланов Л.Г. Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении М.Экономика !1978 г.

Чеоредниченко В.В. Применнение экспертных иссиледований Соц исслед №3 1987

Съедин Пррименение некоторых колическтвенных методов в конкретных М.ВПА 1974 г.


1.Метод экспертных оценок (лат.-опытный) - специфический метод получения информации об объекте или предметет с помощью знаний специалистов экспертов в определ области

Применяется:

1.в прогнозированиии

2.при принятии решений

3.при проверке качеств примен методик


Повышение результатов и объективности достигается рядом логических процедур:

1 тщат подбором спец экспертов

2.организацией их опроса

3.обработкой результатов экспертизы

это и есть метод экспертных оценок


Прежде чем приступить к МЭО необходимо сформировать рабочую группу специалистов организаторов которая должна обеспечить условия эффективной деятельности экспертов

Задача группы организаторов экспертного оценивания:

1.постановка проблемы, определение цели и задач экспертизы

2.разработкапроцедуры экспертизы

3.отбор экспертов проверка их компетентности и формирование групп

4.проведение опроса и согласование оценок

5.формализация полученной информации ее обработка анализ и интерпретация


Формулирование проблемы, постановка цели и задач должны базироваться на методологии системного анализа

Разработка процедуры экспертизы включает в себя определение методов опроса:

а)по характеру взаимосвязей экспертов между собой:

-личные (очные);

-заочные;

б)по численности:

-индивидуальные;

-групповые;

в)по форме:

-устные;

-письменные.


В основе ЭО лежит опросник (структурно организованный подбор вопросов; вопросы делятся:

-данные о самом эксперте (возраст. должность, выслуга, образование, правительственные награды, срок в должности, и т.д.);

-вопросы по существу исследуемой проблемы;

-вопросы, позволяющие определить мотивы, которых придерживается эксперт в ответах.


По форме вопросы могут быть открытыми, закрытыми или полузакрытыми прямыми и косвенными.


Различают 3 вида вопросов:

  1. вопросы ответы на которые содержат кол оценку

  2. вопросы требующие содержательного ответа в сжатой форме

  3. вопросы требующие содержательного ответа в развернутой форме


Перед тем как распространить анкету среди экспертов в форме личного интервью с «разноплановыми экспертами»


В качестве экспертов целесообразно привлекать опытных специалистов.

При этом необходимо изучить их экспертные качества с помощью:

-самооценки;

-оценки каждого специалиста группой;

-оценки на основе результатов прошлой деятельности эксперта;

-методов определения компетентности кандидатов в эксперты.


Формы работы с экспертами:

-индивидуальные (прогноз разрабатывается специалистами независимо от других специалистов)

-групповые (коллективные) формы (прогноз разрабатывается специалистами путем обмена мнениями)


В индивидуальных формах работах используются оценки типа:

-интервью (очно);

-аналитические оценки, например в форме докладной записки (заочно);

-методика сбора мнений с помощью анкет.


В групповых формах работы используются :

-методы «мозговой атаки»;

-методы обычной дискуссии;

-метод опроса;

-метод «Дельфы» или дельфийская техника (многократный анкетный опрос одной и той же группы экспертов);

-метод «Паттер»;

-метод многоступенчатого опроса (смотри источник 2 стр. 67-68 источник 5 стр.)


Существует 4 основных метода экспертного оценивания:

1.метод простой ранжировки (метод предпочтения);

каждого эксперта просят разложить признаки в порядке предпочтения,

преимущества:

-простота;

-получение меньшего количества оценок.

Недостатки:

-распределение оценок заведомо считается равномерной;

-важность признаков считается равномерной.

2.метод задания весовых коэфициентов;

признакам присваиваются весовые коэфициенты:

-всем признакам назначают весовые коэфициенты так, чтобы сумма была равна какому-то фиксированному числу (1,10,100)

-наиболее важному признаку придают коэфициент равный фиксированному числу, а остальным доли этого числа.

3.метод последовательных сравнений;

эксперт упорядочивает все признаки в порядке уменьшения их значимости;

-присваивает первому признаку значение равное 1, остальным признакам назначает весовые коэфициенты в долях 1;

-сравнивает значение первого признака с суммой всех последующих;

-сравнивает значение первого признака с суммой всех последующих за вычетом самого последнего;

-процедура повторяется до сравнения первого с суммой 1 и 2 признаков

-после этого оценка второго признака по такой же схеме

Преимущества:

-эксперт в процессе обследования признаков сам анализирует свои оценки. Вместо назначения коэфициентов возникает творческий процесс создания этих коэфициентов.

Недостатки:

-сложность;

-громоздкость;

-отсутствие статистически обоснованных способов оценки согласованности мнений экспертов.

4.метод парных сравнений

предусматривает сравнение всех признаков прогнозируемого явления между собой

-для этого заполняется таблица в клетках которой ставятся цифры: 1 - преобладание; 0 - проигрыш признака.

Из всех названых методов метод парных сравнений позволяет провести строгий, статистически обоснованный, анализ согласованности мнений экспертов, выявить причины получения выборов.

Показатели компетентности

Высокий - 1 / к1

Средний- 0.5 / к2

Низкий- 0 / к3

степень знакомства с проблемой

=







практический опыт




=




способность к прогнозу




=




Кк= (к1+к2+к3):3 Кк больше 0.5

Личная компетентность - 0.66

Тема: Военно-психологическое исследование.


Литература:

  • Анцупов В.Я. Методы изучения

  • Ядов В.А. Социологическое исследование, Самарский ГУ, 1995.

  • Военно-социологическое исследование, Институт военной истории, 1987.

  • Как организовать и провести военно-социологическое исследование, М., 1994.

  • Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, М., Инфра, 1997.


Основные виды исследований:

  • экспериментальное,

  • обзорно-аналитическое,

  • обзорно-практическое,

  • теоретическое,

  • эмпирическое описательное,

  • эмпирическое объяснительное,

  • методическое.


Этапы ВПИ:

/Немов/

  • подготовка ВПИ,

  • проведение эксперимента,

  • анализ результатов эксперимента,

  • практические рекомендации и программа их внедрения,

/Анцупов, Малышев/

  • составление программы,

  • определение конкретного объекта изучения (выборки),

  • разработка методики анализа явления,

  • пробное (пилотажное) исследование,

  • сбор первичной информации,

  • качественная и количественная обработка данных,

  • объяснение полученных результатов, выводы, практические рекомендации.

/Куликов/

  • изучение состояния проблемы (литературный обзор), постановка проблемы, выбор объекта, предмета исследования,

  • разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции (построение модели интересующего явления), выдвижение гипотез,

  • планирование исследования, определение целей и задач, выбор методов и методик,

  • сбор данных и фактуальное описание, в теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения,

  • обработка данных,

  • оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции,

  • соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями, формулирование общих выводов, оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.


Последовательность работы при составлении библиографического анализа:

  • ознакомиться с определениями основных понятий, используя словари и энциклопедии,

  • составить библиографию по интересующей теме с помощью доступного систематического каталога,

  • осуществить предварительное знакомство с предметом исследования, ознакомившись со специальными выпусками реферативного журнала ВИНИТИ,

  • ознакомиться со справочными и библиографическими изданиями по психологии и общественным наукам.


Структура литературного обзора:

  • феноменологическое описание, т.е. описание проявлений, область проявлений, частота проявлений, временные, модальные, интенсивные характеристики,

  • место данного явления среди других психических явлений, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, факторы его обуславливающие, явления на которые оно оказывает влияние,

  • рассмотрение с опорой на систему, целостный, комплексный, видовой подход,

  • сущность, природа явления, имеющиеся определения данного явления, характеристика степени разнообразия в его понимании,

  • закономерности которым подчиняется явление,

  • прикладное, практическое использование явления.


Этапы ВПИ:

  1. программа ВПИ - изложение основных задач, методических предпосылок и явлений, анализа тех или иных явлений с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотезы.

  • методологическая часть:

  • обоснование и формулировка проблемы:

  • постановка научной проблемы предполагает обнаружение существования дефицита знаний по данной проблеме, осознания потребности в устранении этого дефицита,

  • описание проблемы на научном языке,

  • формулирование проблемы в научных терминах,

  • определение объекта и предмета, /объект - фрагмент мира существующий независимо от исследователя, возможные объекты: индивид, группа индивидов, общность индивидов, животное, обладающее психикой, общность животных, предмет - свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях.

  • определение цели исследования, желаемый конечный результат, цели могут быть: теоретические, практические, прикладные, виды целей:

  • определение характеристики явления,

  • выявление психологических особенностей,

  • изучение возрастной динамики явления,

  • открытие новой природы явления,

  • обобщение.

  • создание классификации,

  • адаптация к психодиагностической методике,

  • создание методики,

  • логический анализ основных понятий, по каким направлениям, как и в какой форме следует собирать информацию,

  • выделение рабочей гипотезы /гипотеза - обоснованные предположения о структуре объекта, характере связи между изучаемыми явлениями и процессами, предполагается выдвижение ряда гипотез, в процессе исследования они могут подтверждаться или не подтверждаться. Исходные гипотезы должны быть развернуты в цепочку гипотез-следствий. В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия которые формулируются в менее общих понятиях, чем исходные предположения. Проверка гипотез возможна лишь в том случае, если все термины, в которых они формулируются были подвержены эмпирической интерпретации. Правила повышения подтверждения гипотез:

  • стремиться к выдвижению как можно большего числа гипотез,

  • указать для каждой гипотезы возможно большее число гипотез.

Гипотезы различаются:

  • по степени общности предположения: основания, следствия,

  • по степени времени задач исследования: основные, неосновные,

  • по степени разработанности и обоснованности: первичные (рабочие) и вторичные,

  • по содержанию предположений о предметной области проблемы:

  • объяснительная /предположение о степени тесноты связи, причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях,

  • описательная /предположение о существующих свойствах обстоятельств, характере связи между отдельными элементами изучаемых объектов.


Общие требования к гипотезе:

  • не должна содержать понятий, которые не получили эмпирических интерпретаций,

  • она не должна противоречить ранее установленным научным факторам, иными словами, гипотеза объясняет все известные факты, не допуская исключений из общего предположения,

  • гипотеза должна быть простой, она не должна обрастать целым лесом возможных допущений и ограничений, лучше исходить из максимально простого и общего основания,

  • гипотеза приложима к более широкому кругу явлений нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании,

  • гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практическом оснащении,

  • рабочая гипотеза должна быть специфизирована в том смысле, что в самой формулировке следует указать и способ ее проверки в данном исследовании.




  • процедурная часть

  • составление ориентировочного плана исследования /основной предпосылкой для выбора плана является состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда - возможность работы/, виды планов:

  • формулятивный (разведывательный) применяется если об объекте исследования имеется самое смутное представление и психолог не в состоянии выдвинуть ни каких гипотез, цель: выявление проблем и формулировка гипотез, разделы:

  • изучение имеющейся литературы,

  • беседы с компетентными лицами, специалистами работающими над аналогичной проблемой и практиками,

  • разведывательное наблюдение,

  • описательный (лат. дескриптивный) применяется когда знание объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез, цель: строгое описание качественных и количественных особенностей структур процессов и явлений,

  • аналитико-экспериментальный применяется при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительную гипотезу, цель: исследование функциональных взаимосвязей, казуальных отношений.

  • план повторно-сравнительного исследования применяется для выявления тенденций изучаемых процессов, он предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале.

  • набросок основных процедур сбора и обработки основных данных.


Функции программы:

  1. научно-познавательная - обеспечение научно-методической целостности исследования,

  2. научно-организационная - обеспечивает наиболее эффективное сотрудничество участников исследования.


Требования к программе:

  1. необходимость программы,

  2. эксплицитность программы, т.е. все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы,

  3. логическая последовательность всех элементов программы,

  4. гибкость программы.


Главная задача последнего этапа ВПИ обобщение выводов и выдача рекомендаций по совершенствованию или изменение работы изучаемого объекта.

Можно выделить:

  1. логические методы анализа (обобщение, индукция...);

  2. методы содержательного анализа;

  3. математические методы анализа исследовательской информации.


Условно можно выделить следующие этапы организации процесса анализа эмпирических данных исследования:

  • упорядочение, классификация, группировка полученных данных в соответствии с исследовательскими гипотезами; описание складывается из трех компонентов: -эмпирических данных системы; -системы обозначений, придающую описанию наглядность; - понятий науки, связанной с этими системами обозначений. В соответствии с этим можно выделить несколько методов описания: -группировка /классификация или упорядочение данных по признаку подобия или различия/, -построение типологий /группировка единиц наблюдения по признакам - первый и простейший прием, типологизация же - поиск устойчивых сочетаний свойств психологических объектов (явлений) в целостной системе переменных, относящихся к этому объекту (явлению), различают теоретическую /описание признаков социальных явлений на основе определенных теоретических концепций (концептуальной модели)/ и эмпирическую /типология не имеющая достаточного теоретического основания/ типологизацию.

  • объяснение - раскрытие на основе эмпирических данных и общепсихологической теории сущности объекта исследования, показ его подчиненности определенному объективному закону или совокупности законов.

  • обобщение данных значимости и достоверности числовых характеристик; на данном этапе происходит сжатие эмпирических данных с помощью числовых характеристик, проверяется достоверность числовых характеристик. При использовании математического формализма - формирование априорной /строящейся до применения математического метода/ формальной модели, лежащей в основе применяемого метода.

Интерпретация результатов применения математического метода - процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям и т.д.

Принято выделять:

  • описательные гипотезы /констатирующие состояние проблемы/;

  • аналитические гипотезы.

Наиболее эффективный способ проверки гипотезы - общественная практика.

Одним из самых сильных способов проверки гипотез является - эксперимент.

Наиболее широко в настоящее время для проверки гипотезы используются статистические методы, позволяющие получить некоторые вероятностные характеристики.


2 вопрос

Итоги психологического исследования - в виде отчета:

-пояснительная записка о решении поставленных задач,

-приложения:

  • материалы иллюстрирующие положения всех предыдущих разделов, включая обоснования выборки,

  • основные методические материалы, с помощью которых проводились исследования,

  • основные таблицы распределений.

Отчет - исходный документ в подготовке директивных решений и разного рода литературных материалов. Структура отчета определяется типом исследования:

  • научным /обращается внимание: -на постановку проблем, их концептуальную разработку и формулировку задач исследования, -освещается состояние проблемы на сегодняшний день и подходы к ней, специальный раздел отводится проблемам методологии: выбору и обоснованию инструментария исследования, типологии выборки, методам сбора информации, оговариваются очевидные недостатки, заключает отдельный раздел в котором дается содержательный анализ, дается ответ были ли решены пост задачи и каким образом при этом нерешенные задачи рассматриваются наряду с рассмотренными, завершается указанием на практические результаты исследования и конкретные выводы/.

  • прикладным /главной целью является решение вопросов выдвинутых практикой/



Тема: Разработка концепции и планирование исследования.


Каждый исследователь прежде всего при изучении явления создает для себя теоретическую базу, другими словами концепция - «теория на входе».


Концепция - исходное теоретическое представление об изучаемом процессе, тот уровень знаний, который может служить основой для проведения исследований.

При разработке концепции дается описание:

  • степени изученности данной проблемы,

  • достигнутых результатов,

  • решенных и нерешенных задач,

  • возможных направлений научного поиска,

  • общая характеристика выбранного направления и обоснование этого выбора.


Концептуальная схема /теоретическая концепция/ позволяет вычленить и определить критерии эффективности изучаемого процесса, разработать систему показателей для их измерения и оценки. Теоретическая концепция содержит в себе основные элементы исследовательской программы. На ее основе разрабатывается примерная проблема ВПИ, цели и задачи, объект и предмет и рабочая гипотеза.


Теоретическая концепция составляется до составления программы ВПИ.


Задачи исследования. /количество задач - количество глав + 1 - негласное правило/.

  • анализ теоретической информации,

  • эмпирическое исследование,

  • обобщение полученной информации,

  • выдача рекомендаций и выводов.


Актуальность исследования. При разработке проблемы, одним из пунктов методологического обоснования исследования будет актуальность исследования.


  • необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению,

  • потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения,

  • потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных,

  • потребность в способах, технологиях, имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, лечения, адаптации, применения в труде,

  • потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.


Объем и состав выборки.


Генеральная совокупность - все то множество объектов, которые являются предметом изучения и теоретически должно быть изучено.


Выборка - часть генеральной совокупности, которая реально изучается.


Репрезентативность выборки - способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности.


Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследования и гипотез. Чем конкретнее цель и гипотезы тем точнее выборка.

Основные стратегии построения групп /выборки/:

  1. рандомизация /создание эквивалентных групп/ - процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных испытуемых,

  2. рандомизация с выделением страт - генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп - страт, в экспериментальную выборку отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками так, чтобы в ней были равно представлены лица из разных страт,

  3. приближенное моделирование,

  4. репрезентативное моделирование,

  5. привлечение реальных групп,

  6. по парный отбор.


Правила формирования выборки:

  1. содержательный критерий /критерий операциональной валидности/ - операциональная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе,

  2. критерий эквивалентности испытуемых /критерий внутренней валидности/ - результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки должны распространяться на каждого ее члена,

  3. критерий репрезентативности /критерий внешней валидности/



Практические рекомендации это документ, который отражает накопленный положительный опыт работы в войсках по решению той ил иной проблемы, а также возможные подходы.

Требования к практическим рекомендациям:

  • четкое определение кому они предназначены,

  • рекомендации должны опираться на реальные возможности их внедрения,

  • значимость рекомендаций возрастает, если в них указаны механизмы реализации,


АЛГОРИТМ

разработки практических рекомендаций





Формы проверки практических рекомендаций:

  • военно-психологический эксперимент,

  • экспертно-оценочная процедура,

  • научно-практическая конференция.




  1. Отчет о результатах исследования - документ, который в установленной форме документирует важнейшую информацию и полученные результаты.

  2. Аналитическая записка (объем 5-10 страниц), состоит из 2-х частей:

  • характеристика исследования, вопросы, категории исследования, репрезентативность.

  • изложение полученных результатов, сгруппированных в смысловые блоки,

- материал, сочетающий в себе особенности служебного и научно-исследовательского документа:

  • сухой, формализованный стиль изложения,

  • жесткая логика распределения материала,

  • внимание концентрируется на главных результатах,

  • все выводы и предложения должны основываться на результатах проведенного исследования.


3. Справка-доклад - структура аналитической записки в сжатом виде.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru