Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы



Скачать 202.13 Kb.
НазваниеСоциально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Дата15.04.2013
Размер202.13 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

Яблонко В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения. Дис. канд. психол. наук. М. , 1982.

Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации// Методология и методы социальной психологии. М. , 1977. С. 173-188.

Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) Ереван: АН АрмССР, 1988.

Каширин В.П. Самоутверждение курсантов (социально-психологический анализ). М.: ВПА, 1983.

Кабеле С. Психолого-педагогическое исследование адаптации молодых солдат на пограничных заставах чехословацких пограничных войск: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. , 1975.

Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопр. психологии. 1989. №1. С. 92-100.

Адаптация человека: Указатель литературы на русском языке (1970-1990гг. ). /Сост. Н.П. Балыков, Ж.Г. Сенокосов. М.: ВПА, 1991.

Леонгард К. Акцентуации личности. К.: Вища школа, 1981.

Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М. , 1989.

Сенокосов Ж.Г. К проблеме адаптации молодых воинов к воинской службе// Материалы третьей научной конференции по советской военной психологии. М.: ВПА, 1991. С. 105-110. 2. Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы

Адаптация – [лат. adaрtatio
1) приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования;

2) социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде;

Основное направление процесса адаптации – сохранение гомеостаза (динамического равновесного состояния адаптирующейся системы) (греч. – нomoios -подобный, statis – состояние).

Адаптация:

а) изменение внутреннего текущего ситуативного состояния, а также стереотипов, программ и эталонов-регуляторов под воздействием меняющейся среды;

б) изменение внешних реакций (способов поведения);

в) активное изменение, преобразование внешней среды в соответствии с внутренними состояниями;

г) все вместе. Процесс активного приспособления – адаптация. Результат процесса – адаптированность.

Типы адаптации:

= биофизиологическая (в т. ч. психофизиологическая) – акклиматизация, приспособление организма, органов чувств к новым условиям существования;

= общепсихологическая; Но – Жизнь – это реализация или изменение социального статуса:

= социальная, в т. ч. учебная, профессиональная, социально-психологическая.

Механизмы адаптации:

а) организменные;

б) поведенческие;

в) интеллектуальные;

г) защитные;

В концепциях гештальтпсихологии, теории интеллектуального развития (Ж. Пиаже) – процессы взаимоотношения индивида и среды как процессы гомеостатического, адаптационного уравновешивания. Социальная адаптация – это перестройка сложившегося стиля дея тельности (общения) для обеспечения приспособления (гомеостаза) внутренних свойств личности и внешних социальных условий. Дулов А. В. (Судебная психология. Минск: Вышэйшая школа, 1975. 464 с. )

"Любое общение всегда связано с параллельно проходящим процессом адаптации к новому объектусубъекту. В этом общем процессе можно выделить социальную адаптацию (осознание и привыкание к новой социальной роли в общении), личностную адаптацию. (познание и привыкание к личности субъекта общения), ситуативную адаптацию. (привыкание к условиям, предмету, цели общения). (с. 107)

ПОДХОДЫ:

А. Необихевиоризм:

Айзенк Г. , Хэнки Р. и др.:

Адаптация (adjustment) – а) состояние, в котором потребности индивида и требования среды полностью удовлетворены, это состояние гармонии между индивидом и средой;

б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Социальная адаптация – процесс (состояние) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически групповом поведении, социальных отношениях или культуре.

= Адаптивный характер модификации поведения через учение.

= Адаптация – состояние равновесия, отсутствие переживания

конфликта со средой.

Б) Интеракционизм:

Филипс Л. :

эффективная адаптация личности личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества в процессе социализации.

а) принятие и эффективный ответ на социальные ожидания в соответствии со своим полом и возрастом – выражение конформности к нормам;

б) не просто принятие, гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями: успешное принятие решений, проявление инициативы и ясное определение собственного будущего.

Идея активности личности

адаптированность в сфере "внеличностной", социально-экономической активности;

адаптированность в сфере личных отношений.

Различают общую адаптацию (adaрtation)комбинация приемов, стабильных решений и приспособление(adjustment) – ситуативную адаптацию (см. Шибутани Т. )

В) "Теория ролей" (А. Бандура, Шеффильд, Росс)

процесс приобретения ролей.

Г) Психоанализ:

З. Фрейд, Анна Фрейд, Г. Гартманн:

Адаптация включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.

Внутрипсихическая адаптация происходит с помощью бессознательных механизмов психической защиты.

Д) Отечественная социальная психология:

только в активной приспособительно-преобразующей деятельности, связанной с постоянной ориентировкой в новых условиях жизни, с формированием оптимальных способов действий при наличии выраженных мотивов достижения происходит выработка индивидуального стиля деятельности, общения и переживания, способствующих оптимальному социальному балансу, т. е. адаптации.

Адаптационный синдром ( от греч. syndrome – стечение) – совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры).

(В 1936 – Ганс Селье):

Стадии:

= стадия тревоги (фазы – шока и противошока – мобилизация защитных механизмов);

= стадия

сопротивляемости (резистентности) – повышение устойчивости организма к различным воздействиям;

= стадия стабилизации состояния либо –

= стадия истощения;

Шафранская К. Д. Адаптивные реакции при психических состояниях человека:

Стадии адаптационного процесса:

1) деструктивная реактивность – рассогласование функций и процессов за счет гипери гипоэффектов физиологических, когнитивных и регуляторных параметров, которые по интенсивности неадекватны ситуации;

2) стабилизация – устойчивая структура взаимосвязанных показателей, обеспечивающая успешность психической деятельности в состоянии напряжения и оптимально энергетические траты организма;

3) функциональная регрессия – чрезмерная реактивность отдельных психофизиологических

функций и процессов, снижение продуктивности интеллектуальной деятельности, сужение диапазона приспособительных форм поведения;

4) перестройка структуры личности за счет формирования новых свойств или коррекции ранее сформированных черт.

Внутригрупповая, собственно социально-психологическая адаптация: Свиридов Н. А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: Дис. канд. психол. наук. Л. , 1974. С. 68. :

" Социально-психологическую адаптацию можно определить как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного производственного коллектива (группы), приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения в этом коллективе"

Зотова, Кряжева – область содержания явлений СПА:

= социальный статус;

= профессионально самоопределение;

= сформированность социально значимых способностей, качеств;

= положение в коллективе, в системе межличностных отношений

ближайшего социального окружения, удовлетворяющий личность статус;

= характерологические особенности и качества личности;

=
возможность проявления индивидуальности.

По Налчаджяну: Социально-психическая адаптированность –

такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, уджовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Адаптация – тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ:

Онтогенетическая социализация есть процесс интернализации групповых норм, ценностей и типичных форм поведения, имеющий место в ходе индивидуального психического развития индивида. Она может осуществляться на уровнях малых групп, организации и всего общества.

Адаптированность личности в группе – это такое ее состояние, которое позволяет ей без длительных конфликтов и фрустраций с возможной полнотой проявлять свои творческие и конструктивные возможности, переживать состояния самоутверждения и собственной ценности, значительности.

NB!

Личность может быть социализированной, но дезадаптированной.

В некоторых типах групп основным условием достижения состояния адаптированности является отказ от прогрессивных ценностей всего развивающегося общества.

ТИПЫ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА:

"Прогрессивный" тип адаптации.

"Регрессивный" тип адаптации. По Налчаджяну:

Разновидности (типология) социально-психической адаптации личности:

А. НОРМАЛЬНАЯ адаптация;

Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность.

а) нормальная защитная адаптация ( агрессия, рационализация, проекция, регрессия, сублимация и т. п. );

б) нормальная незащитная адаптация (познавательные процессы, целеполагание, целеобразование, социальная уступчивость, конформные реакции, самосознание);

в) смешанный тип (защита от фрустрированности и необходимость решения конструктивных задач);

Существуют адаптивные гиперкомплексы механизмов.

Б. ДЕВИАНТНАЯ адаптация.

Девиантными или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде в то время, как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Девиантное в данной групповой среде поведение может быть в высшей степени нормально-адаптивным и продуктивным для той организации или целого общества, в состав которых входит эта малая группа.

а) неконформистская адаптация ( преодоление внутригрупповой проблемной ситуации необычными для членов этой группы способами и путями и, вследствие этого, оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями.

Преступное поведение, гомосексуальное поведение.

б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация.

NB: адаптировность или неадаптивность поведения относительны!

В. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ адаптация – это такой социально-психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.

Активная адаптация;

Пассивная (конформная) социальная адаптация;

а) Гомеостатический вариант (цель – достижение равновесия);

б) Гедонистический вариант (достижение наслаждения, избегание страданий);

в) Прагматический вариант (практическая польза, успех).

г) надситуативная неадаптивная активность – специфическая привлекательность действий с заранее непредрешенным исходом.

Критерии социально-психологической адаптированности личности:

1) качество, эффективность деятельности;

2) положение (статус, роль) в коллективе;

3) удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, собой ("Я"-концепция).

Объективные и субъективные критерии социально-психологической адаптированности курсантов:

1. Объективные критерии:

а) Учебная адаптированность – эффективность, успешность учебно-профессиональной деятельности;

б) служебно-дисциплинарная адаптированность – успешность выполнения служебных задач, выполнение требований уставов, приказов командиров и начальников;

в) микросоциальная адаптированность – авторитетное положение в коллективе как результат самоутверждения, достаточно высокий статус, отсутствие конфликтов с сослуживцами,

2. Субъективные критерии:

а) удовлетворенность курсанта своим учебно-профессиональным статусом, сохранность интереса к профессии, деятельности офицера, развитие профессиональных интересов – мотивационная адаптированность;

б) позитивно-конструктивное отношение к взаимоотношениям в коллективе, отсутствие агрессивно-конфликтного или пассивно-подчиненного отношения к окружающим;

в) наличие адекватной, достаточно высокой самооценки при позитивном "Я-образе" ("Я-концепции").

Может быть: творческая, мобилизующая или тревожная, тягостная неудовлетворенность, а также неосознаваемая неудовлетворенность (вытесненная).

Источники дезадаптации:

относительная социально-культурная депривация (изоляция от привычных условий);

гиперстимуляция новыми по содержанию социальными стимулами;

недостаточная подготовленность к саморегуляции;

утрата сложившихся форм наставничества;

потеря привычного коллектива;

низкий уровень психологической готовности к освоению профессии;

ломка динамических стереотипов;

когнитивный диссонанс, вызванный несовпадением представлений о курсантской жизни реальному положению дел;

СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И ГРУППОВОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ

высокий групп. статус

внутренние конфликты

OB авторитетность

разражительность

успешность СБД

деперсонализация,

активный поиск, инициатива

отчужденность

конструктивные реакции

эмоц. истощение

конформные реакции

КОМПЕНСАЦИЯ И ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ

КОНФОРМИЗМ, СОТРУДНИЧЕСТВО ЛИДЕРСКАЯ ДЕВИАНТНОСТЬ

SB –

SB

неудовлетворенность МЛО

удовлетворенность МЛО

низкая самооценка, -Я-образ

высокая самооценка, Я-образ

АГРЕССИЯ И АУТОАГРЕССИЯ

ВЫТЕСНЕНИЕ, НОНКОНФОРМИЗМ

депрессия,

истеричность, демонстративность

апатия

инфантильность, регрессия

раздражительность

OB неавторитетность, неэффективность СБД

низкий групп. статус

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ.

Механизмы адаптации:

а) организменные;

б) поведенческие;

в) психологические

"Психический механизм" – структура определенным образом взаимосвязанных психических действий, осуществление которых приводит к специфическому результату. (Налчаджян)

Психологический словарь:

Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Функцией защиты является "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.

В широком смысле – все типы адаптивного поведения.

В узком – процессы специфического изменения содержания сознания, устраняющие психологический дискомфорт и, как правило неосознаваемые человеком.

"Психологическая защита – это сформировавшиеся как правило на ранних этапах социализации индивидуальная форма переработки представлений, индивидуальный способ разрешения фрустрации и связанной с ней тревоги, осуществляемая бессознательно, автоматически и обеспечивающая индивидуальные формы удовлетворения потребностей, психологическую стабильность, гомеостаз, адаптацию. "

Аутопластическая адаптация – адаптация с помощью механизмов интрапсихической защиты. Виды защитного поведения в фрустрирующих (дезадаптирующих) ситуациях: А.

Конструктивное поведение: а) интенсификация усилий; б) замена средств достижения цели; в) замена цели; г) переоценка ситуации; Б. Непосредственное неконструктивное поведение (в т. ч. деструктивное): а) двигательное напряжение, напряженность; б) прямая агрессия; в) уход или бегство – апатия и беспомощность; г) психическая регрессия (ретрорегрессивное поведение и примитивизация); д) адаптивная активность воображения (фантазирование); е) уход или бегство – реакция "битника-хиппи" или номадизм (смена жизни); ж) стереотипия поведения; В. Формы психологических защит (как средства интрапсихической адаптации):

"Прошлое, настоящее и будущее нанизано на нить пробегающего желания". З. Фрейд

1) ВЫТЕСНЕНИЕ (подавление) инактивация, неполное вытеснение

2) ИЗОЛЯЦИЯ – (разрыв ситуации на части):

= смещение (перенос эмоций на другой источник) – "побей диван" Поиск "козла отпущения", осуществление разрядки в навязчивых действиях – компульсивные действия.

= интеллектуализация (отрыв от эмоций – преувеличение когнитивного, мыслительного компонента) – "все умрут".

3) РЕГРЕССИЯ (инфантилизация)

а) хаотические движения;

б) энурез;

в) "впал в детство";

4) ИДЕНТИФИКАЦИЯ – принятие шаблонов поведения другого; отношение к одному, как другому; отношение к другому как к себе.

= единство с другим ("Я – Наполеон")

= перенос ("суррогат любимой женщины")

5) КОМПЕНСАЦИЯ – замена блокированного поведения другим.

= фантазирование ("не могу напасть – облизываюсь")

= гиперкомпенсация ("я смогу лучше в другом деле") 6) РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ("умное объяснение")

" Силен задним умом" – "немотивированное поведение"

Самообман.

"И в молодые наши лета,

Даем поспешные обеты

Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

7) ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ("зеленый виноград")

8) ВОЗМЕЩЕНИЕ (реституция) ("искупление грехов") –

гипертрофия морали. Ханженство как показатель скрытой порочности. Гиперопека при скрытой враждебности.

9) РЕВЕРСИЯ (полярная перемена) ("от любви до ненависти – один шаг")

Смелость как реверсированная трусость.

10) ОБРАЗОВАНИЕ РИГИДНЫХ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ:

= акцентуация сильная выраженность личностных черт (синдрома) при социальной адаптации.

= психопатия – прогрессирующая дезадаптивность.

= невроз – нарушение адаптивных возможностей как следствие психотравмы или длительной фрустрации.

11) УХОД

= ("я болен")

= ("бегство от свободы")

12) ОТРИЦАНИЕ ("этого не может быть, потому что этого не может быть никогда")

а) "измышляет и сам же этому верит.

б) "все равно я сильнее"

в) "не вижу" – перцептивные пустоты.

13) ПРОЕКЦИЯ ("приписывание своих свойств и проблем другому")

14) СУБЛИМАЦИЯ ("превращение негативного состояния в пользу"), "сладкий лимон" "Ты это сделал", – говорит память. "Я этого не мог сделать", – говорит и повторяет совесть. память отступает.

Система факторов, влияющих на эффективность деятельности воинского коллектива

С учетом результатов социально-психологических исследований в отечественной и зарубежной науке ( Д. Креч, Р. Кратчифлд, Э. Беллчи, Н. Н. Обозов, Р.С. Немов, Петровский А.В., Донцов А.И. и др. ), могут быть выделены несколько групп факторов эффективности совместной деятельности:

Первичные факторы: (Выступают как независимые переменные для военно-психологического эксперимента, контролируются легче всего, прямое варьирование ими может привести к повышению эффективности деятельности без дополнительных специальных социально-психологических нововведений).

1.1 Количество членов в группе;

1.2 Длительность существования группы;

1.3 композиция (социально-демографический, индивидуально-личностный состав) группы;

1.4 особенности групповой организации, определяющей соподчиненность военнослужащих, иерархия ролевых статусов;

1.5. Обеспечение группы материально-техническими ресурсами;

1.6 Состояние каналов коммуникации, особенности информационно-коммуникативных процессов и структуры коммуникаций;

1.7 окружающая обстановка, физическая, климатическая, эргономическая среда;

1.8 Функциональное место, положение группы в организации, определяющее ее взаимосвязь с другими группами;

1.9 Уровень изолированности (автономности) группы в организации;

1.10 тип групповой задачи (делимость, неделимость, насыщенность сенсомоторными, перцептивными, мыслительными операциями), степень ее трудности (новизна, неопределенность, экстремальность, монотонность);

1.11 Нормативные (организационно-штатные, уставные, табельные, инструктивные и проч. ) требования, предъявляемые к структуре взаимодействия (совместных действий и общения).

Вторичные факторы: (Выступают как промежуточные переменные, контролируются с помощью социально-психологических диагностических средств и изменяются, формируются с помощью специальных нововведений в структуре деятельности, общения и воздействия на личность).

2.1 стиль руководства (типичные способы управления и общения официального руководителя);

2.2 Индивидуально-групповой уровень военно-профессиональной подготовленности и служебно-боевого опыта;

2.3 стиль неофициального (позитивного и негативного) лидерства;

2.4 Индивидуальная и групповая доминирующая мотивация (служебная, боевая, учебная);

2.5 Структура социально-психологических ролей (внутригрупповых, межличностных, индивидуальных);

2.6 Межличностные отношения (характер взаимоотношений, общения или морально-психологический климат, определяющийся доминирующими эмоциональными состояниями, нормативно-ценностными представлениями и реальным обращением военнослужащих друг к другу, т. е. групповыми настроениями, мнениями, традициями и поведением);

2.7 Сработанность и совместимость членов группы;

Зависимые переменные:

3.1 Эффективность деятельности (продуктивность, качество, ресурсозатраты, надежность).

3.2 Удовлетворенность членов группы деятельностью и взаимоотношениями, а также своим положением в группе (самим собой).

3.3 Профессиональное и социально-психологическое развитие (рост) отдельных военнослужащих и коллектива в целом.

(По мнению Р. С. Немова (1984) – главный критерий эффективности группы – соблюдение норм и сверхнормативная активность в идеологической (ценностной), профессиональной и образовательной сферах ее деятельности).

В этом смысле предпосылками. возникновения конфликтов могут быть названы:

I. Организационно-деятельностные предпосылки:

Во-первых, сюда могут быть отнесены и внешние социальные, социально-политические и социально-экономические факторы, порождающие противоречия в военной системе.

Эти предпосылки выражаются во форме обострения социальной напряженности. В общем виде социальная напряженность в Вооруженных Силах представляет собой качественную и количественную характеристику состояния военно-социальных отношений, степени их конфликтности. Источниками ее возникновения и развития являются противоречия и конфликты в различных сферах жизнедеятельности общества, элементах его социальной структуры и порожденные ими процессы и явления.

Социальную напряженность в Вооруженных Силах можно представить как особое социально-психологическое состояние масс военнослужащих, характеризующееся и обусловленное наличием и степенью их неудовлетворенности своим положением и статусом Вооруженных Сил в обществе.

Воздействие политических факторов на социальную напряженность в Вооруженных Силах, а, следовательно, и на частоту конфликтов в воинских коллективах, связано прежде всего с деятельностью органов государственной власти, политических партий и общественных движений в сферах, затрагивающих вопросы безопасности страны и военного строительства, использования армии и флота для решения как внешнеполитических, так и внутренних задач, оценкой этого самими военнослужащими.

Во-вторых, военно-организационные факторы, специфические для конкретного вида или рода войск;

В-третьих, конкретные противоречия, определяющиеся субъективным фактором в виде действий конкретных руководителей, организующих деятельность военнослужащих.

К этому уровню детерминант могут быть также отнесены:

неорганизованность ведущей деятельности, прежде всего – военно-профессиональной, дефекты в организации воинского труда;

неэффективный стиль руководства и общения военного руководителя;

нехватка правдивой информации о служебной ситуации, порождающая возникновение слухов;

однообразная, монотонная работа, низкая содержательность воинской деятельности;

снижение интеллектуальной насыщенности действий, отсутствие необходимости решать мыслительные задачи;

неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности;

неквалифицированная деятельность, не соответствующая специальности военнослужащего. Например, нехватка личного состава в частях вынуждает командиров привлекать офицеров для несения караульной службы часовыми и разводящими, для погрузочно-разгрузочных работ, обслуживания котельных и т. п. , что сегодня становится обыденным явлением для Вооруженных Сил. 44% из числа опрошенных кадровых военнослужащих назвали выполнение работ, не входящих в круг их должностных обязанностей, одной из основных причин конфликтов в их воинских коллективах.

II. Коллективно-групповые предпосылки:

сложившиеся традиции внутригрупповых взаимоотношений, норм общения, доминирование норм и ценностей, определяющих незаинтересованность большинства в обеспечении эффективности основного вида деятельности и подлинной социально-психологической сплоченности;

сохранение негативных установок во взаимоотношениях, реализующих принципы пресловутой "дедовщины".

этнокультурные стереотипы и установки, определяющие конфликты на основе национальной розни и антипатии;

несовпадение взглядов на происходящие события внутригрупповой и внегрупповой жизни;

грубость, открытая и скрытая агрессивность по отношению друг к другу как форма реализации внутригрупповых норм отношений ( демонстрация своего превосходства по отношению друг к другу, ложное самоутверждение, обращение по кличкам и т. п. );

различные формы межличностной несовместимости (психофизиологической, психологической, социально-психологической, мировоззренческой).

дефекты внутригрупповой коммуникативной связи, искажение служебной и другой информации в процессе ее передачи.

III. Индивидуально-личностные предпосылки:

особенности личной и служебной мотивации: ("любовь к позиции на вершине горы", самомнение, потребность "реванша");

грубость, как форма разрядки негативных мотивационных и эмоциональных состояний;

потребность в демонстрации силы, эгоизма, самоуверенности, зазнайства;

нечестность, паразитирование;

ложные направления завоевания авторитета, стремление к лидерству;

бесхарактерность, вздорность, эмоциональная несдержанность, агрессивность;

акцентуации характера, иногда – психопатии различных типов;

идеологические и межличностные ценностные установки.

отсутствие навыков эффективного общения, нефункциональная речь военнослужащего.

Так как конфликт предполагает столкновение личных целей, позиций, отношений военнослужащих в форме их взаимного противодействия, то причина. такого поведения лежит в противоречиях между различными субъективными и объективными предпосылками. Причина – взаимодействие предпосылок, порождающее индивидуальный. образ такого противоречия,

мотивирующий. соответствующее поведение личности, конкретного военнослужащего, который связывает это осознаваемое им противоречие с действиями другой личности, "персонифицируя" те или иные объективные детерминанты. .

Данные противоречия

порождают

социально-психологические проблемы во всех сферах жизнедеятельности Вооруженных Сил, прежде всего на личностном и коллективно-групповом уровнях.

К личностным проблемам. относятся проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности воинов. Это прежде всего: трудности социально-психологической адаптации личности к службе и межличностным отношениям в новом коллективе; последствия участия в боевых действиях и экстремальных ситуациях (психологические травмы, посттравматические стрессовые расстройства). Следствием является деформация личности военнослужащего как в нравственном, так и психологическом планах. В содержательном отношении она переживается как неудовлетворенные потребности,

чувство безысходности, растерянности, тревоги, страдания, разлада, а также проявляется в виде конфликтов с окружающими или в формах отклоняющегося поведения (алкоголизм и наркомания, сексуальные девиации, суицидальное поведение), нравственная деформация (предательство, мародерство, воровство, уклонение от службы и дезертирство).

К коллективно-групповым проблемам. относятся: нарушения внутриколлективных (деловых, моральных, личных) связей между воинами и их группами; рост негативных стремлений к выбору ими ложных асоциальных и антиармейских групповых ориентиров; распад позитивных ценностей коллектива; разобщенность военнослужащих, выражающаяся в бытовых текущих конфликтах; различные формы психологической несовместимости (мотивационно-ценностная, морально-идеологическая и психофизиологическая несовместимость); ухудшение коммуникации в процессе совместной воинской деятельности.

Личностные и коллективно-групповые проблемы проявляются в образовании деятельностных. проблем, присущих процессам служебной, учебно-боевой и боевой деятельностей. В связи с этим снижается их эффективность, возникают ошибки и аварии, совершаются проступки и преступления в ситуациях боевого дежурства, выполнения служебно-боевых задач. В структурно-психологическом плане различаются мотивационные. проблемы (отсутствие соответствующих современным задачам Вооруженных Сил побудителей к деятельности); профессионально-квалификационные (непригодность, ограниченная пригодность и неподготовленность части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей) и функционально-психологические. , связанные с негативными психофизиологическими состояниями военнослужащих непосредственно в процессе деятельности.

Таким образом, социально-психологическая работа направлена на решение текущих социально-психологических проблем на личностном, коллективно-групповом и деятельностном уровнях, что и является ее основным содержанием.

1. Изучить объективные и субъективные факторы, приводящие к различным уровням профессиональной адаптированности военных психологов.

2. Установить типы (стили), показатели, критерии, психологические механизмы профессиональной адаптации военных психологов.

3. Выявить типы и факторы профессиональной дезадаптации военных психологов в войсках.

4. Изучить динамику профессионально-важных качеств военного психолога в процессе его адаптации в должности.

5. Исследовать взаимосвязь

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru