Психодиагностика общее представление о психодиагностике



НазваниеПсиходиагностика общее представление о психодиагностике
страница1/3
Дата15.04.2013
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты




ПСИХОДИАГНОСТИКА

  1. Общее представление о психодиагностике.


Значение термина "психологическая диагностика"

Сам по себе термин "диагностика" образован от известных греческих корней ("диа" и "гнозис") и буквально рассматривается как "различительное познание". Этот термин активно используется во многих областях науки и общественной практики. В самом общем виде под диагностикой понимается распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров.

История психологической диагностики, возникновение которой относится к концу XIX века, связана с именами Ч.Гальтона, Дж.Кеттела, Г.Эббингаузена, Э.Крепелина, Г.Россолимо, Г.Роршаха. Первые упоминания термина "психодиагностика" встречаются в совместной работе А.Бине и врача Т.Симона "Новые методы для диагностики интеллектуального уровня аномальных", выпущенной в 1905 году во Франции.

Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного заключения о наличном психологическом состоянии человека (группы людей) в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству. Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей).

Место психодиагностики в системе психологического знания.

При определении места психодиагностики в системе психологического знания сложилось два его понимания: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность.

В первом понимании психодиагностика выступает непосредственной теоретической основой диагностической деятельности психолога-практика. Как научная дисциплина она: изучает и рассматривает природу психологических явлений и принципиальную возможность их научной оценки, соответствие применяемых психодиагностических средств принятым общенаучным и методологическим требованиям; разрабатывает основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики и процедуре их применения; изучает основания достоверности результатов практической психодиагностики, изучает и разрабатывает основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты.

Психодиагностика как практическая деятельность включает в себя:

- определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, а также к условиям проведения психодиагностической работы;

- выявление и оценка психологических особенностей личности и группы.

Таким образом, психодиагностика как сфера науки включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека (группы). Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая показывает, как это следует правильно и надежно.

Предмет психодиагностики составляют принципы диагностирования и заключения, методы и методики психодиагностики, дифференциальная психометрика, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик.

Психодиагностика делится на научно-исследовательскую и научно-практическую. В основе этого деления - задачи, стоящие перед практическими психологами и психологами-исследователями. Психолог-исследователь ориентирован на обнаружение неизвестных закономерностей, движение познания идет в направлении от реального объекта к идеальному, а результатом является выделение общих закономерностей, присущих различным индивидам. Психолог-практик ориентирован на поиск известных закономерностей в неизвестных обследуемых. Основные отличия методов практической диагностики от исследовательских:

- краткость, простота, экономичность (вследствие ограниченного времени на их проведение, обработку и интерпретацию результатов);

- они включают в себя способы соотнесения полученных результатов с соответствующими нормами;

- основные задачи их применения связаны с решением конкретных, практических вопросов, выявлением множества факторов у единичного объекта измерения (для исследовательских наоборот - получение нового знания, выявление отдельных фактов у множества единичных объектов).

Психодиагностическое обследование (практическое) - это процесс применения уже готового, разработанного теста, а его результат - сведения о психических свойствах конкретного испытуемого. Диагностическое исследование - это комплекс работ, направленных на формулирование концепции измеряемого свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.


  1. Из истории психодиагностики.


Предыстория психодиагностики.

О психодигностике можно сказать, что это одновременно и очень древняя и, вместе с тем, очень молодая наука. Одно из самых первых упоминаний об отборе людей на основе испытания мы находим в Библии, где говорится о том, что Бог повелел Гедеону осуществить двухступенчатый отбор воинов в войне Израиля против медиатян.

Ряд психодиагностических наблюдений содержится в народных пословицах и сказках. Если посмотреть на поговорки, например: "Глаза - зеркало души", "У кого что болит, тот о том и говорит" и другие, то видно, что и здесь народ обобщал свой опыт применительно к показателям различных особенностей личности.

Необходимо отметить также некоторые психодиагностические наблюдения в истории философской мысли. Наряду с Аристотелем можно назвать Гиппократа, Демокрита, Галена, которые также оставили целый ряд ценных психодиагностических показателей различных особенностей личности.

В области характерологической диагностики до сих пор интересным является сочинение Теофраста "Описания характеров".

В физиогномике давно существует представление о том, что в выражениях лица человека находят отражение некоторые особенности личности. Аналогично френология исходит из примитивной теории о непосредственной локализации духовных свойств в определенных частях его мозга и отсюда постулирует возможность диагностики особенностей личности на основе выступов на черепе.

Уже 350 лет продолжаются попытки объяснить и понять особенности личности по почерку (графология). Так, в 1622 году итальянский врач издал работу, в которой описал способ определения по почерку особенностей личности. Сегодня некоторые ее аспекты нужно, видимо, считать одним из методов психодиагностики, потому что почерк можно рассматривать в качестве фиксированного выразительного движения.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии и одним из первых ее источников стала экспериментальная психология.

Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 год, так как в этом году Вильгельм Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии, в которой изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты - реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и т.п.

По образцу лаборатории В.Вундта создаются подобные лаборатории и кабинеты в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке, России). Ф. Гальтон впервые предложил термин "тест", проводя особые измерительные испытания остроты зрения, слуха, время моторной и ассоциативной реакции и т.п.

Тестовые методики тесно связаны с теоретическими принципами бихевиоризма (психологии поведения). Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение является единственно доступным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по наблюдаемым поведенческим реакциям. Отсюда - цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.

Корни клинического подхода к психодиагностике уходят своим основанием в ассоциативную психологию и психоанализ.

Из истории применения тестов.

Предыстория тестов уходит в глубину веков, она связана с испытаниями различных способностей, знаний, умений и навыков. Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации, благодаря обширным по тем временам знаниям. Он был обязан знать все четыре арифметических действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах. Кроме того, проверялось умение разбираться в тканях, металлах, растениях и др.

В Древнем Египте только тот обучался искусству жреца, кто был способен выдержать систему определенных испытаний. Вначале кандидат в жрецы проходил собеседование, в процессе которого выяснялись его биографические данные, уровень образованности. Кроме того, оценивались внешность, умение вести беседу. Затем следовала проверка умения трудиться, слушать и молчать, испытания огнем, водой, страхом преодоления мрачных подземелий в полном одиночестве и др. (Аванесов В. С., 1982).

Все эти жестокие испытания дополнялись угрозой смерти для тех, кто не был уверен в своих способностях к учению и в том, что сумеет выдержать все тяготы длительного периода образования. Поэтому каждому кандидату предлагалось еще раз подумать и, тщательно взвесив, решить, с какой стороны закрыть за собой дверь в храм - с внутренней или с внешней. Сообщается, что эту суровую систему испытаний успешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись позже в Грецию, он основал школу, допуск в которую открывал только для тех, кто был способен преодолеть серию различных испытаний, похожих на те, которые он выдержал сам.

Сообщается (Dubois P., 1970), что за 2200 лет до н. э. в Древнем Китае уже существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников. Каждые три года чиновники повторно экзаменовались лично у императора по шести "искусствам" : музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать, знанию ритуалов и церемоний. Для государства система экзаменов была важным средством отбора достаточно способных, в меру эрудированных, и главное, лояльных по отношению к власти людей для последующего их использования на административной службе.

Нередко результаты испытания интеллектуальных способностей становились предметом гордости того или иного народа, а иногда служили даже для извлечения доходов.

Хотя средства проверки некоторых cвойств личноcти существовали еще в древние времена, история тестов как научно обоснованного метода измерения началась лишь c конца ХIХ в. Родоначальником тестов считается Д. Кэттелл, который разработал до 50 тестов. В 1890 году впервые в статье Кэттелла появился термин "умственный тест". Кеттелл писал о том, что научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их проведения будут однообразными. Так впервые была провозглашена идея необходимости стандартизации тестов, для того чтобы стало возможным сравнение их результатов.

Большой вклад в развитие тестов внес английский ученый Ф. Гальтон. В течение 1884-1885 годов он провел серию испытаний, в которых приняло участие 9337 человек. До сих пор существуют: линейка Гальтона для различения длины, свисток Гальтона для определения предела восприятия высоты звука и градулированная серия разновесов для измерения кинестетического различения.

Новый шаг в развитии метода тестирования был сделан французским врачом и психологом Альфредом Бине (1857 - 1911). Первая батарея тестов Бине (в сотрудничестве с Анри Симоном) появилась в 1905 году. Задания в тесте Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Эти задания считались соответствующими определенной возрастной ступени. По числу решенных задач определялся "умственный возраст" ребенка, который мог расходиться с хронологическим.

Во втором варианте этих тестов (шкала Стэнфорд-Бине, 1916) были введены коэффициент интеллектуальности (IQ) и статистическая тестовая норма. Коэффициент интеллектуальности определялся как частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический и умноженное на 100. Данная шкала рассчитана на детей от 2,5 до 18 лет. Для каждого возраста средний показатель выполнения заданий равен 100, а стандартное отклонение 16. Таким образом, ребенок, набравший более 116 баллов считался одаренным, а менее 84 - умственно отсталым.

В период первой мировой войны в США появилась новая форма тестовых испытаний - групповое тестирование. Появились армейские тесты "Альфа" и "Бета", с помощью которых распределялись рекруты по специальностям, школам и училищам.

В нашей стране для психодиагностики значительными оказались 30-е годы: это и расцвет тестологии и время ее заката. Не миновали сложности становления психодиагностики и США. Она пережила период широкой критики тестов, а в 1966 году сенат США даже обсуждал вопрос о запрещении тестов.

В настоящее время существует достаточно развитая теория тестов. На первом этапе ее создания основное внимание - уделялось повышению качества психологических измерений на основе главным образом классического аппарата теории погрешностей измерений. В последние годы теория психологических тестов стала развиваться на базе латентно-структурного анализа (П. Лазарсфельд и др.) и, связанного с этим, анализом ряда математических моделей измерения.

На смену классической теории тестов пришла математическая теория оценки качества заданий и параметров личности. На ее основе делаются все современные тесты. Использование этой теории позволяет построить характеристические кривые заданий теста, отражающие эффективность их работы применительно к каждому испытуемому. Это обусловливает широкое применение адаптивного тестирования в зависимости от целей исследования и возможностей испытуемого.

Из истории проективных методов.

Одним из первых проективных тестов считается тест словесных ассоциаций (К.Юнг, 1904-1905). Основой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека ("комплексы") вызывать пертрубации в экспериментальной деятельности. Юнг показал, что бессознательные переживания личности доступны объективной диагностике.

В качестве примеров использования проективных техник можно назвать: детекторы лжи (Вертгеймер и Лурия), асоциальные вытесненные влечения (Брунер, Лазарус, Постмен), отграничение нормы от патологии (Кент, Розанов, Эриксон).

Одним из признанных основоположников проективных методик является Г. Роршах. Его работа "Психодиагностика" (1921 г.) - один из наиболее известных трудов в области проективных методов. Диссертация Г.Роршаха была посвящена изучению механизмов галлюцинаций. В ней он ссылается на однажды пережитое им состояние: во время первой в его жизни медицинской практике аутопсии он явственно "видел", как ему пласт за пластом разрезают мозг и эти пласты падают перед ним один за другим. Переживание было ясным, живым и не только зрительным. Оно сопровождалось явственными тактильными и моторными ощущениями.

Исходя из этого Роршах предположил, что в наших мечтах и фантазиях наряду со зрительными образами присутствует память и о пережитых движениях - кинестетические образы. Впоследствии он предположил, что чернильные пятна, адресованные зрительному воображению, растормаживают, оживляют моторные фантазии. Так возник тест на основе чернильных пятен, к которому и ныне не падает интерес. Тест Роршаха - методика предназначенная для изучения неосознаваемых склонностей и побуждений человека. Представляет собой серию симметричных цветных пятен, интерпретация которых человеком позволяет судить о его мотивации.

Другой не менее известный тест - ТАТ (1935 г.). ТАТ - проективная методика, разработнная американским психологом Г.Марреем. В ней испытуемому предлагаются сюжетно неопределенные картинки, по которым он должен придумать в соответствии с инструкцией свои рассказы. В этих рассказах отражаются фрустрируемые или отвергаемые "Я"- потребности. Если потребность не имеет "моторной разрядки", она находит свое удовлетворение в рассказах ТАТ. Неопределенность стимульных условий позволяет испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства.

ТАТ широко используется для диагностики мотивации достижения. Известны его варианты для пожилых людей и детей, для подростков, для исследования семейных установок, для национальных меньшинств.

В последнее время появились новые проективные техники: совместный тест Роршаха, кинетический тест рисования семьи. Предпринимаются попытки совместить проективные техники и психометрику (ТАТ В.Столина и М.Кальвиньо, методика косвенного исследования самооценок Е.Соколовой и Е.Федотовой).

Из истории контент-анализа.

Под контент-анализом понимают качественно-количественное изучение документов. Еще в 20-х годах количественные методы при изучении документов использовали психологи Н.А.Рыбников, И.Н.Шпильрейн, П.П.Блонский, социологи А.Н.Алексеев, Б.А. Грушин и др. За рубежом известно использование квантификации в исследованиях материалов массовой коммуникации Б. Берельсоном, Х.Лассуэллом.

Сущность контент-анализа заключается в систематической надежной фиксации единиц изучаемого содержания (текста), их квантификации (подсчете частот) и осуществлении на этой основе выводов о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых в них говорится. Делаться это может в самых разнообразных целях: для нужд психодиагностики, для исследования межличностных и межгрупповых различий, их специфики и динамики во времени.

Качественно-количественный анализ содержания использовал в своих работах известный исследователь Н.А.Рыбников, который рассматривал автобиографии как психологические документы, документирующие личность и ее историю.

Им были проанализированы более 500 автобиографических сочинений детей рабочих, написанных в 1926-1928 годах. При этом исследователь предлагал школьникам описать свою жизнь, давая тему: "Как я живу теперь". В ходе анализа сочинений прослеживалось, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола.

Автор делает вывод, что в среднем девочки дают более высокий процент положительных оценок, но этот перевес над мальчиками у них приходится на младшие группы. В старших же группах они уступают мальчикам. Причиной этого являются возрастные нагрузки на девочек в семье в старшем школьном возрасте.

П.Блонский проанализировал 190 собранных им "первых воспоминаний" учителей и студентов, а также 83 письменные работы школьников (в основном 11-13 лет) на тему "Мое самое раннее воспоминание детства" в целях выявления характера первых воспоминаний.

Исследователь делает вывод, что основным воспоминанием взрослых и школьников является несчастье. "Несчастье и страх - таковы основные мнемонические факторы", что противоречит фрейдовской теории забывания как вытеснения неприятного. Простой количественный анализ содержания позволил П.Блонскому сделать весьма важное заключение. Однако процедура такого анализа ни Н.Рыбниковым, ни П.Блонским не изложена.

В социолого-журналистких целях В.А.Кузьмичев провел тематический анализ 12 еженедельных советских газет. В.Н.Касаткиным было проанализировано содержание 4000 записанных здоровых и больных людей.

Контент-анализ использовался для определения психологических особенностей, психических состояний личности и группы Г.Олпортом и А.Болдуином, Дж.Доллардом, Ч.Осгудом, Е.Уолкером. К.Левин анализировал американскую и немецко-фашистскую литературу для юношества, Х.Себалд - песенники этих же стран.

Опыт применения качественно-количественного анализа различных документов демонстрирует его значительные возможности для психодиагностики, причем как на уровне личности, так и на уровне малых и больших групп. В качестве эмпирических объектов изучения могут быть использованы личные документы (письма, фотографии, дневники, автобиографии и т.п.), материалы групповой, коллективной и массовой коммуникации (записи разговоров, дискуссий, совещаний, всевозможные уставы, приказы, объявления, газеты, реклама и т.д.), а также продукты деятельности людей, включая литературу и искусство.

Из истории психодиагностики в России.

Особенностью развития отечественной психологии в последней четверти прошлого века было внесение в нее экспериментальных методов исследования, идущих от физиологии высшей нервной деятельности (И.М.Сеченов, И.П.Павлов), а также из лоборатории В.Вундта, в которой проходили стажировку первые русские психологи-экспериментаторы.

В 1885 году в России при клинике нервных и душевных болезней казанского университета была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория. В 18895 году была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета (зав. Лабораторией А.А.Токарский).

В этих и других лабораториях изучались объективные признаки тех или иных психических процессов (например, изменение пульса и дыхания как отражение эмоций), доказывалась предметность, объективность наших восприятий, выяснялась зависимость памяти и внимания от условий опыта и т.п.

Одной из первых отечественных работ по психологическому тестированию было исследование Г.И.Россолимо (1909 г.). Разработанная им методика была направлена на измерение умственной одаренности, показатели которой были сгруппированы в три группы: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Результаты представлялись в виде графического профиля. Положительным в этом подходе было стремление к целостной оценке личности.

Примерно в это же время А.Ф.Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии - научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий.

Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники.

Так, А.П.Болтуновым (1928) была предпринята попытка, на основе шкалы Бине-Симона разработать собственную методику для испытания умственной одаренности.

Значительное развитие в эти годы получила психология труда и психотехника (И.Н.Шпильрейн, С.Г.Геллерштейн, Н.Д.Левитов, А.А.Толчинский). В рамках этих отраслей развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, в системе профессионального обучения и профотбора.

В 30-е годы педология и психотехника были подвергнуты во многом обоснованной критике за формальное использование теоретически не обоснованных тестов. В 1936 году вышло постановление ЦК ВКПб "О педологических извращениях в системе "Наркомпроса", которое более чем на 40 лет остановило не только практику применения тестов, но и научные разработки в области психодиагностики.

Разработанная в трудах Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина и их учеников отечественная дифференциальная психофизиология на долгие годы оказалась единственной легальной формой существования психодиагностики в России.

В период "оттепели" 50-60-х годов относительно свободные условия для развития психодиагностики появились скорее в таких городах, как Ленинград, Киев, Пермь, Казань, Ярославль, Курск, чем в Москве, где "табу" на сам термин "тест" поддерживалось вплоть до 70-х годов.

Первые специализированные научные конференции по психодиагностике были организованы только в 70-е годы. Начали появляться вполне современные работы по клинической психодиагностике (Е.Т. Соколова, Б.Ф. Бурлачук), по психометрике (В.С. Аванесов, В.М. Блейхер, В.К. Гайда, Ю.З. Гильбух, А.Г. Шмелев, Л.Т. Ямпольский), первые частично адаптированные версии западных тестов (Ф.Б. Березин, Л.Н. Собчик, И.Н. Гильяшева), оригинальные методики диагностики одаренности и интеллектуального развития (Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Я.А. Пономарев), психологической совместимости (Ф.Д. Горбов, Н.Н. Обозов), мотивации (Ю.М. Орлов), характера (А.Е.Личко) и самосознания личности (В.В. Столин), социально-психологических отношений в коллективе (А.В. Петровский).



  1. Области применения психодиагностики и ее основные задачи.


Ситуации, связанные с применением психодиагностики.

Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизу, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д. В повседневной жизнедеятельности наиболее часто встречаются следующие типы эмпирических психодиагностических ситуаций:

а) Консультация. В данном случае испытуемый по собственной воле обращается к психологу, принимая обязательство быть откровенным и активно участвовать в выработке решения, а консультант берет на себя ответственность оказания помощи испытуемому в решении его жизненных проблем.

Различают следующие виды консультаций: консультация по проблемам семьи и брака; психологическая профессиональная консультация; консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения; психологическая консультация обучаемых (в школе, вузе).

б) Отбор. Обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, курсы и т.п., а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических заданий, зависит от других лиц (членов приемной комиссии, комиссии профотбора, сотрудника отдела кадров).

в) Принудительное обследование. К нему относятся массовые социологические и демографические опросы, а также проводимые по решению администрации или общественных организаций психологические информационные обследования, классные и домашние работы в школе, выполнение тестовых заданий студентами-психологами при разработке психодиагностических методик.

г) Аттестация. Проводится при аттестации руководящих и инженерно-технических кадров, в судебной экспертизе, на экзаменах в выпускных классах школы, сессиях в вузах и характеризуется высоким уровнем контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследовании, принятием решения о судьбе обследуемого другими людьми помимо его желания.

Кроме вышеперечисленных имеется четыре типа психодиагностических ситуаций, выделенных на основании трех признаков: субъекта, цели использования полученных данных и ответственности психолога за выбор способов вмешательства в судьбу обследуемого. В ситуациях данного типа использование полученных данных осуществляется:

а) Непсихологом (специалистом-смежником) для постановки непсихологического диагноза или формулировки административного решения. Ответственность за отрицательные последствия вмешательства в судьбу обследуемого несет непсихолог. К этому типу относятся диагнозы в медицине, по запросу суда, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, оценка профессиональной пригодности по запросу администрации.

б) Психологом для постановки психологического диагноза при ответственности непсихолога за практические действия в отношении обследуемого (например, психодиагностика причин школьной неуспеваемости - диагноз ставит психолог, а коррекцию осуществляет учитель).

в) Психологом для постановки психологического диагноза при осуществлении им же коррекционного или профилактического воздействия (постановка диагноза в условиях психологической консультации).

г) Непсихологом (обследуемым) в целях саморазвития, коррекции поведения при ответственности психолога за результаты изменения судьбы обследуемого.

Типология психодиагностических задач.

Психодиагностические задачи - задачи, возникающие перед практическим психологом при установлении психологических причин, обусловивших определенные параметры деятельности или психического состояния, а также определение места (положения) испытуемого по оцениваемому свойству среди других людей. Психодиагностическая задача характеризуются особенностями объекта, методов и результатов решения. В структуре психодиагностической задачи выделяются: цель, условия и проблемная ситуация.

Целью психодиагностической задачи является ответ на вопрос о причинах, обусловивших определенное состояние объекта психодиагностики, оцениваемых с точки зрения нормы, а также определение его места (положения) по оцениваемому качеству среди других людей.

Специфика условий состоит в том, что отражая реальное отклонение диагностического объекта от нормы или его гипотетическую возможность, они не заданы эксплицитным образом (т.е. явно и в полном объеме) в самом начале решения задачи. Они устанавливаются и формулируются психологом в ходе проведения обследования.

Проблемная ситуация возникает при соотнесении условий психодиагностической задачи с ее целью и характеризуется неполнотой эмпирических сведений, полученных при обследовании, наличием разновероятных причин, обусловивших в качестве факторов то или иное состояние индивида.

В этой связи деятельность психодиагноста будет направлена на решение основных типов задач:

- получение диагноза на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака у обследуемого человека (группы людей);

- постановка диагноза, позволяющего находить место испытуемого или группы испытуемых среди других по выраженности тех или иных качеств.

- прогноз дальнейшего развития объекта обследования;

- определение наиболее эффективных способов работы с обследуемым.


  1. Структура психодиагностического процесса.


Понятие о психодиагностическом процессе.

Психодиагностический процесс, характеризуя постановку психологического диагноза практическим психологом, представляет собой сложную процедуру, требующую специальной подготовки диагноста. Сложность психодиагностической процедуры заключается в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводят к возникновению диагностических ошибок, и обусловливаются иерархическим строением объекта психодиагностики и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами разных уровней.

Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности.

А) В содержательном плане он характеризуется как выбор ограниченного количества из множества гипотез о причинах состояния параметров деятельности или психического дискомфорта.

Б) По форме осуществления он представляет собой опосредованное психодиагностическими методиками взаимодействие с обследуемым, направленное на установление психологического диагноза.

В) По степени сложности психодиагностический процесс выступает как обусловленная иерархическим строением объекта и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами.

Этапы психодиагностического процесса.

Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, имеющихся в распоряжении практического психолога психодиагностических средств и уровня его подготовки. Основными этапами психодиагностического процесса являются:

- принятие заказа (осознание проблемной, неблагополучной ситуации);

- постановка задачи исследования, выбор методик;

- сбор данных об объекте на феноменологическом уровне;

- обработка и интерпретация данных;

- выдвижение гипотезы о причинных основаниях, обусловивших данное состояние объекта;

- уточнение гипотезы в ходе дополнительного обследования, обобщение результатов;

- построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуемым и коллегами.

Объект психодиагностики и его структура.

Объектом диагностического познания являются, наделенные психикой, конкретные люди. В основе решения задач психодиагностики лежит представление о многоуровневом строении объекта психодиагностики. В.В.Столин, полагая, что человек представляет собой три целостные системы - организм, социальный индивид и личность, различает три уровня психической регуляции: организмический (низший уровень), индивидный (средний) и личностный (высший) [Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.]. Каждый из уровней имеет свою природу, отношения между ними определяются тем, что нижележащие уровни являются условием развития нижележащих, а вышестоящие управляют нижележащими.

В соответствии с этим психодиагностика имеет дело с психическими проявлениями различных уровней. Эти проявления (признаки) можно непосредственно наблюдать, выявлять. Учитывая имеющиеся нормы, по этим признакам становится возможным отнесение объекта к определенной диагностической категории. Факторы же, выступающие в качестве психологических причин, механизмов проявления данных признаков, скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому их принято называть "латентными переменными", или "диагностическими факторами".

В этой связи различаются такие виды психодиагностики, как описательно-симптоматическая и причинная.

Описательно-симптоматическая диагностика - диагностика, которая регистрирует относительно поверхностные психические свойства, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий. Их регистрация позволяет делать прогноз с некоторой вероятностной точностью, но не позволяет понять и скорректировать истинных причин развития, что особенно важно в случае нарушений развития, отклонений в поведении или личностно-эмоциональной дезадаптации.

Причинная диагностика - диагностика, которая регистрирует относительно более глубокие психические свойства или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин. Их регистрация позволяет понять, можно ли вообще произвести коррекцию хода развития и как конкретно можно скорректировать это развитие.

Диагностический вывод, в этой связи, представляет переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых факторов (например, по покраснению кожи можно догадаться о проявлении чувства стыда, по бледности лица - о чувстве волнения, тревожности, страха и т.п.). Особая трудность, однако, для однозначного вывода заключается в том, что между признаками и факторами не существует однозначного взаимосоответствия. Например, один и тот же внешний поступок может быть обусловлен различными психологическими причинами.

На основании выявления признаков и факторов у различных испытуемых возможно их отнесение к определенным диагностическим категориям. Диагностические категории - это широкий класс объектов (классы людей), которым выносится единый диагноз - диагностическое заключение (например, об уровне умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т.п.).

Состояние объекта психодиагностики.

Объект психодиагностики, обладая способностью к изменению, находится в одном из состояний, каждое из которых характеризуется множеством переменных. По отношению к норме объект имеет два состояния - нормальное и отклоняющееся.

В понятии нормы выделяются следующие аспекты:

А) Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования). С точки зрения данного аспекта в качестве нормального выступает состояние, обеспечивающее либо выживание человека, либо соответствие его поведения социальным нормам.

Б) Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования (как результаты, представляющие из себя исходное основание для сравнения различных испытуемых). Зачастую в этих целях используется формальный критерий, связанный со статистическим подходом к пониманию нормы, выведенный на основе сравнения результатов и их распределения у большого количества людей. Однако, чрезвычайно трудно определить положение человека относительно нормы, если взять за основание для сравнения не один, а систему показателей. Получится, что "нормальных" людей будет меньшинство.

В) Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). В соответствии с этим подходом нормальным будет признан тот человек, у которого в результате обследования будет установлено отсутствие признаков, относимых в психологии к различного рода отклонениям и психическим заболеваниям.

Г) Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий).

Выделяются профессиональные, социальные, учебные и другие типы норм. Все они характеризуют определенную культуру конкретного общества на данном этапе его развития. Нормой в психологии считаются принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека

Описание нормы через положительный логический критерий предполагает установление набора признаков психического здоровья, основанием для выделения которых служат как общечеловеческие ценности, так и признаки продуктивной деятельности здоровой самоактуализирующейся личности. В качестве критерия нормы называют достаточно обширный перечень признаков психически здорового человека, который включает в себя:

- причинную обусловленность психических явлений;

- максимальную приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношениям человека к ней;

- соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;

- критический подход к обстоятельствам жизни;

- адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);

- чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

- способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций;

- самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;

- способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

Психодиагностические средства.

Среди психодиагностических средств, представляющих собой то, с помощью чего осуществляется психодиагностическая деятельность, различают три вида:

а) Средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психодиагностики;

б) Средства психодиагностического описания объекта практической деятельности психолога;

в) Средства описания психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения (к ним относятся: психодиагностограммы, диагностические алгоритмы, ЭВМ, а также логические методы постановки психологического диагноза).

В наиболее строгой, обобщенно-формализованной форме логико-методические принципы и технологические приемы получения первичных данных об объекте отражены в психометрии - математизированной технологии создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик. Под психометрией (от греч. мetron - мера) понимается технологическая научная дисциплина, содержащая научное обоснование и описание определенных методов измерения психических свойств, в частности методов конструирования психологических тестов. Психометрия - частный случай тестологии.

Важнейшим признаком психометрических процедур является их стандартизированность, предполагающая проведение исследований при возможно более постоянных внешних условиях. Стандартизированность является результатом процесса - стандартизации.

Стандартизация теста - это совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). В частном случае под стандартизацией понимается сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы тестовых баллов. При этом, в процессе апробации методики, используя довольно большую выборку, полученные сырые баллы (очки, оценки) переводятся в систему стандартизированных баллов, выступающих впоследствии в качестве тестовых норм, позволяющих соотносить отдельные результаты разных людей между собой.

На основании полученных данных строятся различные шкалы индивидуальных свойств и делается вывод о надежности и валидности конкретной методики (теста).

Психологический диагноз.

Психологический диагноз представляет собой результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. Как результат деятельности практического психолога он представляет собой соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или психического состояния обследуемого в понятиях современной психологической науки, позволяющее предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.

Психологический диагноз носит комплексный и системный характер и содержит:

- на симптоматическом уровне - описание структуры выявленных свойств (в виде профиля, в частности);

- на этиологическом уровне - возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида;

- на типологическом - осуществляется переход от описательных обобщений и гипотетических конструктов к теории личности, служащей основой для определения места и значения полученных данных и осуществление прогноза его будущего поведения или возможных событий в его жизни, а также разработка программы действий по оказанию психологической помощи (если это необходимо)

Предметом психодиагностического заключения являются: психические расстройства, отклонения от нормы, психологические переменные индивида и группы, причины, факторы, влияющие на особенности поведения.



  1. Профессионально-этические аспекты психодиагностики.


Практическая психодиагностика - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (когда, например, ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). В этой связи к психодиагностике и психодиагностам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований. Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. Данные требования сформулированы в ряде принципов, к которым относятся:

1. Принцип соблюдения тайны. Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

3. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбор или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

4. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат.

Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный "принципу" презумпции невиновности" в судопроизводстве.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

6. Принцип комплексной диагностики - принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик. Психолог - пользователь психодиагностических средств должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

Важнейшими личностными качествами психодиагноста являются: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность к обследуемому, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить клиента, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов.

Обязательным при проведении психодиагностических мероприятий является соблюдение следующих морально-этических норм:

а) Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной, медицинской практики, оговоренных законом);

б) Перед проведением психологического обследования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает;

в) Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы;

г) Результаты психологического обследования предоставляются испытуемому тем, кто проводил обследование, в доступной для правильного понимания форме;

д) При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка;

е) Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования;

ж) Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующимися ими.

Психолог обязан сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.


  1. Методы психодиагностики, их классификация.


Общее представление о методах практической психодиагностики.

В самом общем смысле под методами понимается широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется "техникой". Метод следует отличать от методик. Методика - это конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

Под методами психодиагностики понимаются приемы оценки индивидуальных психологических различий и определения с точки зрения нормы в конкретных жизненных ситуациях деятельности и общения состояния психологических переменных, характеризующих конкретную личность или коллектив.

Основания и критерии классификации психодиагностических методов.

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику (психологу) выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация должна отражать связь методов, с одной стороны - с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны - с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются.

Наиболее общими критериями, по которым можно разделить методы практической психодиагностики на отдельные группы, являются:

А) Тип применяемых в методике тестовых задач:

- опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым);

- утверждающие (употребляются некоторые суждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие);

- продуктивные (применяется тот или иной вид собственной творческой активности испытуемого: вербальной, образной, материальной);

- действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии);

- физиологические (диагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

Б) По адресату тестового материала:

- сознательные (апеллируют к сознанию испытуемого);

- бессознательные (направлены на неосознаваемые реакции человека).

В) По форме представления тестового материала:

- бланковые (представляют тестовый материал в письменной форме, либо в форме рисунков, схем и т.п.);

- технические (презентируют материал в аудио-, видео- или киноформе, а также через иные технические устройства);

- сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

Г) По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов:

- объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого);

- субъективные (данные зависят от особенностей экспериментатора или испытуемого).

Д) По критерию наличия тестовых норм: имеющие и не имеющие подобные нормы.

Е) По внутренней структуре:

- мономерные (диагностируется и оценивается единственное качество или свойство);

- многомерные (предназначены для выявления и оценки сразу нескольких психологических качеств).

Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по различным критериям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам. Наиболее часто употребляется подход, при котором все психодиагностические методики делятся на стандартизированные (формализованные) и экспертные (малоформализованные, клинические).

Методы психодиагностики должны удовлетворять следующим требованиям.

Стандартизированные (тесты):

а) должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;

б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;

в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим и критериальным тестовым нормам) Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность;

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью;

Экспертные:

а) инструкция по применению конкретного метода (методики) снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;

б) инструкции к проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т.п.);

в) процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы передавать конечный результат другому эксперту;

г) пользователи - разработчики должны иметь возможность воспроизвести (повторить) нормативные исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru