Сбор эмпирических данных



Скачать 153.91 Kb.
НазваниеСбор эмпирических данных
Дата15.04.2013
Размер153.91 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты




  1. СБОР ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ


3.1. Проведение эксперимента

С увеличением объема и сложности эксперимента далеко не всегда увеличивается объем информации, которую можно будет получить.

3.1.1. Подготовка эксперимента.

Разработка инструкции.

В инструкции каждая фраза должна быть продумана с особой тщательностью. Также, как и в тексте вопросников, желательно чтобы в ней не было длинных предложений. По данным И.А. Бутенко (2) предложение в тексте анкеты не должно содержать более 11 слов. Вероятно для устойчивых словосочетаний подсчет может быть несколько другим. В длинной инструкции лучше выделить смысловые блоки, либо с помощью пространственного кодирования (разнесением абзацев на листе), либо ключевыми словами.

До начала основного эксперимента необходимо апробировать составленную инструкцию, чтобы убедиться в ее понятности. Часто это можно сделать и без последующего проведения эксперимента, а лишь продемонстрировать стимульный материал. Желательно, провести апробацию с 5-10 людьми, а сложную инструкцию с 10-15.

При выборе вида шкалы и количества градаций в шкале лучше опираться на результаты исследований», затрагивавших эти вопросы (см. например, 8, 10).

Отладка экспериментальной процедуры.

Целесообразно сделать несколько пробных опытов, экспериментов с теми людьми, которые более доступны в качестве испытуемых. Практически никогда не удается при .мысленном моделировании эксперимента учесть все детали. Одинаковое проведение экспериментальной процедуры с каждым испытуемым - необходимый коэффициент для точных и важных психологических намерений.


3.1.2. Мотивирование испытуемых.

Наименьшее число искажений возникает, если испытуемый имеет личный интерес к результатам эксперимента, но не рассматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает, когда у испытуемого есть желание расширить знания о самом себе, испытать себя, проверить. Хорошим способом мотивации является обещание рассказа после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.

Не следует соглашаться на просьбы дать результаты эксперимента или обследования в письменном виде. «Письменная» характеристика по результатам заказанного психодиагностического обследования - это особая тема. Составление письменной психологической характеристики требует, и квалификации, и опыта. Вероятность того, что при устном сообщении результатов вы нанесете испытуемому или обследуемому психотравму, значительно меньше. При устном сообщении прочнее запоминается то, что понятно. Непонятное в письменном сообщении таит в себе опасность нанести травму, особенно тревожному человеку. Чем более значима информация, тем активнее будут защитные механизмы личности. Одна часть информации после устного сообщения будет "отредактирована", а другая - вытеснена из сознания.

Принудительное участие в эксперименте может сказаться на том, что данные его будут неточны. Если есть опасения о низкой мотивации испытуемых, тогда надо использовать приемы, повышающие мотивацию, например оплачивать участие, вводить соревновательный момент, повысить эстетическое оформление всего экспериментального исследования, включение познавательных и эмоциональных процессов, состояний, психофизиологических решений. Давать эту информацию можно и в свободной форме, но лучше, используя хотя бы краткие шкалы, например графические. Вариантами таких шкал могут быть следующие:

Я пассивный, Я активный

бездеятельный деятельный

Я усталый, Я отдохнувший,

обессиленный полный сил

Я встревожен, Я уверен в себе

раздражён и спокоен

Результаты эксперимента У меня большое

мне безразличны желание достичь

лучших результатов


По устному сообщению В.К. Гайдм наиболее удобной для человека является длина шкалы 14 см. На практике применяется весьма значительное количество разных по длине шкал. Думаю, что даже такие простые методики диагностических состояний испытуемого, его отношения к эксперименту, могут дать важную информацию. Например, могут быть выявлены случаи, когда эксперимент вообще нецелесообразно проводить.

Инструкция к этим шкалам может быть такой: «Оцените свое состояние в настоящий момент с помощью двух (трех, четырех и т.д.) шкал. Чем в большей степени Вы согласны с суждением, находящимся у одного из полюсов шкал, тем ближе к этому полюсу поставьте крестик».


З.1.5. Протокол эксперимента

Для многих экспериментальных ситуаций подойдет такая форма протокола.

Протокол эксперимента

___________________________(название методики, опыта...)

Ф И О (полностью) Дата:

Год рожд., месяц, число. Время начала:

Пол Время окончания:

Образование Должность


Название серии

(если серий проводится несколько)

№ пробы

Результат, ответ
испытуемого

Оценка сырая

Оценка стандартная

Примечание

1

23.3

40

7

-















































В графу Примечание заносятся вопросы, реплики, высказывания испытуемого, описания поведения испытуемого, внешнего вида и т.д. Если первые пробы показали, что в данной графе недостаточно места, то в соответствующем месте графы делается сноска на запись, а записи ведутся на отдельном листе бумаги. После окончания эксперимента надо попросить испытуемого сообщить о своих самонаблюдениях по ходу эксперимента, т.е. о своих мыслях, чувствах, образах, возникавших предположениях, намерениях, вариантах и т.д. Не следует навязчиво просить испытуемого записать отчет в письменной форме. Вы можете получить. от него отчет (далеко не всегда), но очень часто потеряете много ценной информации, если будете исходить из того, что в нем написано все, что испытуемый может сообщить. Для многих людей излагать на бумаге любые свои соображения и воспоминания труднее, чем высказывать в устной форме. Люди при этом нередко переключают основное внимание на форму построения фраз, грамматическую правильность и т.п. Поэтому, лучше самому записать сообщения испытуемого, не редактируя их. Вопросы надо задавать с осторожностью, поскольку ими можно увести испытуемого в свою систему интерпретаций или помешать припоминанию. Целесообразнее, или использовать один и тот же для всех испытуемых набор вопросов (во всяком случае начинать с такого набора), или применять простые вербализации, под которыми я имею в виду, приемы ведения беседы в виде пересказа только что услышанного - дословного или с некоторыми изменениями и сокращениями, для того, чтобы удерживать внимание испытуемого на предмете разговора.

Разрабатывая форму протокола следует учитывать особенности экспериментальной процедуры и, в неменьшей степени, простоту и удобство обработки результатов. Чем меньше операции в ручной обработке данных, тем меньше вероятность ошибок и искажений. Весьма нежелательно большое число переписывании числовых данных из протоколов в таблицы, в следующие таблицы, сводные таблицы и т.п. Лучшей формой обработки в настоящее время является перевод данных непосредственно из протокола в электронную таблицу, создаваемую на компьютере с помощью одной из систем управления базой данных (СУБД).

Для протоколов удобнее листы формата А4, разлинованные в клетку, если нет возможности использовать для размножения копировальную технику. Это обеспечивает одинаковый масштаб записей, облегчает вычерчивание таблиц. Записи надо вести с одной стороны листа. Универсальным мерилом всех видов экономии является экономия времени. Вы его будете терять, ведя записи на двух сторонах листа.

Алгоритм заполнения протокола по ходу эксперимента должен быть заранее продуман и заучен. Очень важно, чтобы была продумана форма записи каждого показателя и определено постоянное для него место в протоколе.


3.1.6. Завершение эксперимента.

Следует помнить, что почти каждый эксперимент таит в себе опасность нанести испытуемому психотравму, хотя бы и небольшую. Если вы не можете осуществить необходимое психокорекционное воздействие, то все-таки позвольте испытуемому высказаться после окончания эксперимента, дайте ему возможность в такой форме освободиться от возможных отрицательных эмоций. Разумеется, при этом вы не должны отвечать ни критикой, ни оправданиями на его высказывания, поскольку это не диалог на научном собрании. Болезненно могут восприниматься, например, выполнение задания в отведенный срок, ошибки, растерянность и т.д. Надо сообщить, что в экспериментах это обычное явление и примерно так же действуют другие испытуемые.

Не забывайте благодарить ваших испытуемых за участие в эксперименте, помните, что часто они по существу, являются нашими соавторами и практически всегда, безымянными.


  1. Психодиагностическое обследование.


3.2.1. Подготовка

Если вы проводите групповое обследование, то необходимо предстоящую работу согласовать с руководителем структурного подразделения, в котором вы будете проводить обследование, или с работником этого подразделения, принимающим на себя ответственность за разрешение на проведение обследования. Это целесообразно сделать по нескольким причинам.

  1. Руководители подразделения имеют право знать какого рода воздействие будет оказано исследователем, психодиагностом на их сотрудников, студентов, учащихся и т.д. Информация из "первых рук" снимет возможные неверные истолкования и искажения.

  2. При групповых, тем более массовых, обследованиях всегда существует вероятность, что в группе обследуемых есть лица с нервно-психическими расстройствами. Спровоцировать обострение в ряде случаев может сам факт контакта с психологом. Необходимо быть готовым выйти из подобной ситуации, не начиная небезопасную психокоррекцию в "полевых" условиях.

  3. Обострение расстройства у кого-либо из обследуемых вами после вашей работы может просто совпасть по времени. Но к сожалению, весьма велика вероятность того, что третьи лица, а нередко и сам данный субъект, усмотрят связь между обследованием и ухудшением состояния. Поэтому, прежде всего, в ваших интересах довести до сведения ответственных лиц цели вашей работы, методы и форму использования полученных результатов. Если вы проводите заказанное обследование (или оно одновременно является инициативам и заказанным), вашу работу облегчит своевременно (за две недели) изданный приказ или распоряжение о проведении обследования, в котором будут перечислены люди, направляемые на обследование. Кроме того, требуется конкретный работник из состава данного подразделения, который будет помогать вам в дни обследования.

Лучше составлять группу не более 20 человек, при условии, что вы используете вопросники или достаточно апробированные методики, не требующие вашего постоянного участия или подсказок и пояснений. В остальных случаях группа должка быть по объему меньше.

Часто желательно встретиться с группой предварительно, объяснить цели (в такой форме, которая не приведет к нежелательному искажению результатов), ответить на вопросы, попросить не позабыть очки тех, кто пользуется ими при чтении, взять авторучки. Попросите, чтобы шариковые авторучки были с пастой черного или синего цвета, достаточной насыщенности. В противном случае неудобство при обработке данных для вас весьма вероятно.

Целесообразно до начала обследования иметь точный список лиц, которые в нем будут участвовать. Очень часто бывает полезной такая информация: фамилия. имя, отчество (полностью), год рождения, должность, стаж работы (класс, курс и т.п.). Если группа большая, лучше составить алфавитный список. Обследование в большинстве случаев проводится с использованием одновременно нескольких методик. На обследовании надо иметь у себя под рукой
таблицу, в которой перечислены все обследуемые и имеется столько столбцов в таблице, сколько вы используете методик. Столбцы должны получить, названия методик. Когда обследуемые будут возвращать, вам листы для ответов: делайте отметку в соответствующей клетке таблицы. Если этим пренебречь, скорее всего, вы не получите полного набора данных по каждому обследованному человеку.


3.2.2. Организация обследования.

Помещение.

Для проведения обследования желательно чтобы:

- помещение было отдельным, изолированным,

- во время вашей работы не заходили посторонние (поместите на дверях предупреждающее объявление),

- находилось вдали от шумных коридоров,

- имело достаточную освещенность,

- проветривалось,

- имелся для каждого человека отдельный стол, хотя бы небольшой.

Оборудование.

Помимо стимульного материала, текстов вопросников с инструкциями и другого инструментария, определяемого конкретными целями, всегда полезно иметь запас писчей бумаги, карандашей, авторучек, стирательных резинок. Удобнее карандаши мягкие (3-4 М), заточенные с двух сторон. Если порядок выполнения методик не имеет значения, то необязательно иметь столько же наборов стимульного материала или вопросников, сколько обследуемых. Стимульный материал обследуемые могут передавать друг другу.

Продолжительность работы.

Предельное время работы 6 часов. Вместе с тем, в большинстве случаев уже три-четыре часа работы приводят к немалому напряжению, поскольку для многих обследуемых данный вид деятельности является весьма непривычным. При возможности начало обследования надо планировать на утренние часы.


3.3 Фактуальное научное описание.

Игнорирование фактов, противоречащих гипотезе подстерегает каждого ученого, начинающего и опытного. Возможность рефлексии этой тенденции должна быть предусмотрена в технологии любого исследования.
Опасность этого обусловлена не только недостатками технологии, но и индивидуальностью ученого, ходом и состоянием его профессиональной карьеры, особенностями актуальной жизненной ситуации и т.д. Велика цена предвзятого отношения. Часто это напрасно растраченная самая большая ценность - время жизни.

Различают факты объективные и научные. Под объективными фактами понимают любые, не зависящие от наблюдателя события, явления, фрагменты реальности. Научный факт - это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е., его описание посредством некоторого - искусственного или естественного языка (17).

Фактуальное описание - упорядоченное представление совокупности научных фактов. Научный факт описывается всегда на каком-либо языке с использованием терминов и понятий. Их выбор определяет и выбор теории, в рамках которой делается описание. Уже на уровне описания происходит некоторое обогащение и включение научного
факта в ту или иную концепцию или теорию.

Рассмотрим некоторые вопросы фактуального описания на примере. В ходе экстрасенсорного лечения у пациента была ликвидирована язва желудка. Существование язвы до начала лечения и отсутствие после подтверждено клиническими данными и результатами аппаратурного обследования. В обычном смысле это факт, достоверность которого доказана достаточно убедительно. Для того, чтобы оценить это событие как научный факт, необходимо рассмотреть это событие с большей широтой.

Прежде всего, изменение одного какого-либо параметра организма в сторону среднестатистических величин (температуры тела, частоты сердечных сокращений и др.) не свидетельствует об успешном ходе выздоравливания. Восстановление нормального статуса одного органа не является свидетельством укрепления здоровья, рассматриваемого на уровне целого организма как сложной психофизиологической организации (саморегулирующейся,
саморазвивающейся и т.д.). Во многих случаях цена локального излечения остается неизвестной. Человек как целостность никогда не заболевает и не выздоравливает какой-либо одной своей частью. Очень часто не удается выяснить направленно и величину изменений в различных сферах психики, в нервной системе, в эндокринной системе и т.д. и во взаимовлияниях между ними. От внимания, направленного на то расстройство, которое явилось поводом для лечения, ускользают многие другие явления в организме и психике. Остаются неизвестными возможные "шрамы" и в системах, функциях тела и в душе как следствие проводившегося лечения. Таким образом, факт исчезновения какого-либо расстройства приравнивается к факту излечения человека в рамках определенной теории, терапевтических принципов.

Достаточно ли в описанном примере оснований; для рассмотрения произошедших изменений как факта, подтверждающего существование и силу экстрасенсорного воздействия. Если рассматривать это событие изолированно от других значимых для изучаемого воздействия факторов, то фактуальное описание нельзя будет считать научным. В данном случае исследователю необходимы сведения о степени внушаемости пациента, об особенностях мотивации и установки на выздоровление, о мистической направленности сознания, об отношении к «официальному» мнению, о предыдущем опыте лечения, о характере знаний об экстрасенсорном воздействии и о данном экстрасенсе, об особенностях влияния близкого социального окружения и средств массовой информации и др. В той степени, в которой перечисленные и другие параметры ситуации могут рассматриваться как значимые, объективный факт исчезновения язвы желудка может рассматриваться как факт влияния совокупности параметров на процесс лечения, а не только исключительно экстрасенсорного воздействия. Если не зафиксирована с использованием научных методов степень виляния различных факторов лечения на состояние пациента, то нет достаточных оснований считать научным фактом излечение язвы желудка результатом экстрасенсорного воздействия.

Фактуальное описание в рамках различных научных напрвлений различно, прежде всего из-за того, что у
каждою своя направленность в поиске фактов и свои основа описания. Предположим, в психологическом исследовании поставлена цель изучения воздействия телевизионных рекламных объявлений на телезрителей. Следует ожидать, что в исследовании, проводящемся а русле когнитивной психологии, основное внимание будет уделено динамике образа рекламной информации, особенностям ее сохранения в памяти, понимания, включения в структуру знаний и опыта и т.д. В русле бихевиорального направления как наиболее важными, вероятно, могут быть рассмотрены данные об изменении покупательского поведения: намерений, целей, планов, выборов, удовлетворенности и т.д. При гештальтпсихологическом подходе не должны быть оставлены без внимания детали перемещения малозначимой или случайной информации к центру сознания, зарождения желания, его трансформации и места в целостной динамике переживаний.

Таким образом, фактуальное описание одного и того же явления будет различным при разных подходах. Без сомнения, разными будут и результаты исследований, и выводы.

При объяснении и интерпретации результатов следует учитывать, что никакое исследование, проведенное в рамках одного научного направления, одной концепции или теории, не может охватить полно предмет изучения. Психические явления многомерны, обусловлены влиянием множества факторов различной природы, а содержательное наполнение - личности в определенной мере отражает богатство всей современной жизни, частью которой человек является.

Факт не существует сам по себе, но всегда только в описании. На описание влияют: содержание принимаемой исследователем теории, особенности процедуры сбора данных и измерительного инструментария, характер целей исследования, уровень глубины анализа и другие факторы. Широту спектра факторов необходимо учитывать при анализе данных, имеющихся в .литературе. В частности, следует иметь ввиду, что цели исследования не всегда бывают только научные. К ним могут присоединяться цели идеологические, религиозные, групповые, .личные. Все это
ведет к определенному искажению достоверности научных фактов.


  1. Компьютерное обеспечение психологического исследования

Можно выделить несколько основных аспектов использования компьютерной техники.

1) Компьютерное представление стимульной информации. Возможности представления информации на дисплее значительно раздвигают возможности проведения разнообразных экспериментов в области исследования познавательных процессов, интеллекта, разработки нового поколения интегральных индикаторов и вообще всех средств отображения информации в автоматизированных системах.

2) Компьютерное управление экспериментом. Применение современной вычислительной техники позволяет разрабатывать процедурные схемы и режимы, которые без ее использования принципиально невозможны. Если скорость обработки информации, идущей от испытуемою или испытуемых (оценка реакции, действий, состояний и т.д.), и выбора варианта программы эксперимента соизмерима со скоростью реакции и изменений в организме и психике человека или превышает их, то управление в реальном масштабе времени даст возможность более точной оценки величины психо-физиологических резервов, актуальной пропускной способности по переработке информации,
диагностике и прогнозированию состоянию человека и многих других параметров.

3) Организация хранения полученных данных. Преимущества компьютерной реализации этих задач.

  • возможность хранения очень больших объемов информации;

  • оперативный доступ к любому элементу хранящейся информации;

  • оперативная селекция информации одновременно по многим критериям:

  • гибкость в переструктуировании объемов и принципов организации.

4) Обработка полученных данных.

Компьютер значительно расширяет возможности исследователя в обработке данных. Многие процедуры математической обработки могут быть реализованы только на вычисли тельной технике. Представление полученных данных с использованием специальных программ делает отображение на дисплее эффективной зрительной опорой для создания наглядности и активизации образного мышления.

5) Компьютерное психологическое моделирование. Компьютер предоставляет новые возможности в имитации жизненных ситуаций (транспортных, производственных, спортивных, боевых) в лабораторной обстановке. Моделирующие устройства, включающие компьютер, могут значительно повысить, также эффективность их использования для обучения н тренировки.

Нельзя отрицать огромное влияние информационных технологий на многие стороны нашей жизни. Но нет основании считать его беспредельным. Без сомнения, центральной фигурой в исследовательской или психодиагностической ситуации остается специалист, а основными ее факторами - личность специалиста, его интеллект, профессиональные знания н опыт, интуиция. Во многих случаях использование компьютера добавляет удобство, что никак не следует умалять, но ничего принципиально, качественно не меняет.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru