Психодиагностика как наука и как практическая деятельность



НазваниеПсиходиагностика как наука и как практическая деятельность
страница1/4
Дата15.04.2013
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

психодиагностика как наука и как практическая деятельность

Предмет общей психодиагностики


Психологическая диагностика – (греч. душа и способный распознавать) – область психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. (словарь… Бурлачук, Морозов стр. 268…).

В зарубежной литературе понятие психодиагностики используется:

  1. как синоним психологического тестирования,

  2. как получение данных о личности с помощью проективных методик (а также их разработка),

  3. как теория и практика оценки психического состояния больных с помощью психологических тестов.

Объект психодиагностики

Основные принципы, категории и понятия психодиагностики

анкета


(от фр. enquete – список вопросов) – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. А. представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.

анкетирование


(от франц. enguete – cписок вопросов) метод исследования, предусматривающий письменные ответы на систему поставленных в анкетах вопросов, каждый из которых связан с центральной задачей исследования.

анкетный метод


метод психологической науки: письменная постановка вопросов, предусматривающих письменные ответы об объективных или субъективных фактах психической деятельности опрашиваемого. Ответы даются в предусмотренной форме и затем анализируются для выяснения суждения.

валидность


(от англ. valid – пригодный) – комплексная характеристика теста, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности исследуемой по отношению к ней диагностической процедуры; один из основных критериев качества теста, понятие, указывающее нам, 1 – что тест измеряет и 2 – насколько хорошо он это делает.

  • дифференциальная . (differential validiti) – один из компонентов прогностической валидности, отражающий способностью методики дифференцировать испытуемых по отдельным областям проявления исследуемых свойств.

  • инкрементная . (incremental validiti) – один из компонентов прогностической валидности, отражающий практическую ценность методики при проведении отбора.

  • конкурентная . (concurrent validiti) – характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике; измеряется корреляцией результатов данного теста с измерениями при помощи других тестов, предназначенных для измерения той же самой переменной.

  • конструктная . (construct validiti) – один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста; чем больше результаты теста соответствуют теоретической гипотезе о природе измеряемой переменной, тем выше конструктная валидность теста.

  • очевидная . (face validiti) – представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики. Чем более тест выглядит измеряющим то, для измерения чего он предназначен, тем выше его очевидная валидность.

  • прогностическая . (predictive validiti) – информация о тесте, характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения; чем лучше тест может прогнозировать критерий, тем выше его прогностическая валидность.

  • содержательная . (content validiti) – один из основных типов валидности, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста по отношению к измеряемой области психических свойств.

валидность теста


(от англ. valid – пригодный) – критерий качества теста, используемый при выяснении степени достоверности измерения того психического свойства, качества, явления, которое хотят измерить с помощью данного теста. Различают несколько видов в.т.: в.т. конструктивная, в.т. по критерию, в.т. по содержанию, прогностическая в.т. и др. Валидность лучших тестов, выраженная коэффициентами корреляции (линейными, ранговыми и др.) составляет 0,3-0,8. К сожалению, есть случаи, когда тесты применяются без проверки их на в. В результате оказывается, что они бесполезны или даже вредны. В. т. – это показатель степени его эффективности. Она, естественно, меняется в зависимости от контингента людей, которые подвергаются тестированию, и характера их будущей деятельности. Один и тот же тест может быть высоковалидным для одной ситуации, бесполезным для другой и вредным для третьей.

валидность теста конструктивная


критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру, измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно. Так, психодиагностика интеллекта невозможна без предварительного определения понятия "интеллект", его структуры. Степень соответсвия нашего предварительного понимания и определения интеллекта реальной возможности конкретного теста, степень соответствия структуры интеллеткта структуре теста и есть в.т.к. Она нацелена на определение точности измерения сложных, устойчивых типов поведения, качеств личности, психических явлений.

валидность теста по критерию


критерий качества теста, с помощью которого можно судить об интересующем нас аспекте психики индивида в настоящем и будущем. Для его определения необходимо сопоставить результаты тестирования с уровнем развития измеряемого признака, качества личности на практике. Например, для теста на технические способности основным критерием их определения будет выступать техническая деятельность конкретных специалистов, оценка их технических способностей с помощью экспертов, хорошо знающих испытуемых на протяжении достаточно продолжительного времени в интересующем нас аспекте. Оценка должна даваться по шкале порядковой, интервальной или отношений. В лучших тестах в. по критерию, измеренная коэффициентом корреляции, составляет от 0,3 до 0,8. Применение теста оправдано, если валидность по критерию оставляет 0,2-0,25.

валидность теста по содержанию


критерий качества теста, используемый при вывяснении соответствия его области измеряемых психических явлений. В.т.к. показывает, насколько полно тест охватывает исследуемое множество измеряемых параметров. Если, например, нужно проверить с помощью теста математическую подготовку абитуриента вуза, то в предлагаемый тест должны быть включены математические задания, для решения которых необходимы знания по всем разделам математики, изучаемым в средней школе. Таким образом, степень соответствия структуры данного теста структуре программы математических дисциплин, изучаемых в школе, и является валидностью данного теста по содержанию. Естественно, что для обследования лиц, окончивших вузы, предназначаются тесты с иной вялидностью по содержанию.

валидность теста прогностическая


критерий качества теста, используемый при предсказании характера развития измеряемого параметра в будущем. Одним из самых существенных недостатков подобных тестов является то, что они не учитывают неравномерность развития измеряемого параметра у различных людей в будущем. Данный вид валидности является особо ценным с практической точки зрения.

валидность эксперимента


критерий качества эксперимента, степень его точности, в зависимости от которой выводы, полученные в его ходе могут быть распространены на всю генеральную совокупность. В.э. позволяет определить насколько всеобщими могут быть выводы, полученные путем исследования ограниченной по времени и обьему выборки. Различают внутреннюю и внешнюю валидность эксперимента.

валидность эксперимента внешняя


критерий качества эксперимента, в зависимости от которого выводы об определенной тенденции, закономерности развития конкретных психических явлений, личностей, видов деятельности и т.д. могут быть распространены на другие явления и т.д. в данной или иной сфере. Языком математики это можно сформулировать так: насколько закономерности данного подмножества характерны для всего множества. Для определения границ применения экспериментальных выводов и необходимо определять в.э.в.

валидность эксперимента внутренняя


критерий качества эксперимента, используемый при выяснении степени достоверности выявленной в результате эксперимента тенденции, закономерности, характерной для данной единицы множества или для всего подмножества элементов генеральной совокупности. Допустим, исследуя степень влияния освещенности на эффективность производственной деятельности ткачих, психологи обнаружили статистическую зависимость их эффективности работы от частоты смены освещения. Что является основным фактором повышения эффективности деятельности: смена освещения, внимание экспериментаторов, особое поведение руководителей в период эксперимента или другие факторы? В данном случае психологи пришли к выводу: появление молодых мужчин-исследователй в цехе, где работали женщины, и послужило причиной повышения производительности их труда. Но ведь могла быть и принята гипотеза о росте производительности ткацкого труда в зависимости от смены освещенности. В.э.в. показывает в какой степени независимая переменная (производительность труда) связана с зависимой (освещенность). Строго научное проведение психологического эксперимента предполагает определение его валидности.

верификация


(от лат. verus истинный и facere – делать) – точное, экспериментально подтвержденное определение объема конкретного понятия, конкретной категории. Особенностью психологических категорий является то, что многие из них не поддаются точной верификации.

выборка


часть генеральной совокупности, элементов изучаемого объекта являющаяся предметом исследования.

выборка вероятностная


в., основанная на ряде важнейших теорем теории вероятностей, составляющих закон больших чисел, при учете которого возникает объективная возможность оценить степень точности полученного научного результата на основании самих выборочных данных и получить результаты по точности мало уступающие результатам сплошного наблюдения, исследования всех элементов генеральной совокупности. В.в. воспроизводит закон распределения генеральной совокупности с достаточной степенью точности. Различают простую, систематическую и серийную (гнездовую) вероятностные в.

выборка вероятностная простая


в. в., в соответствии с которой исследователь судит о соответствии выборки генеральной совокупности по стабилизации дисперсии исследуемого явления. Стабилизация дисперсии служит индикатором достаточности достигнутой выборки для вероятностной оценки по ней исследуемых свойств генеральной совокупности.

выборка вероятностная серийная


в.в., в соответствии с которой отбираются не отдельные испытуемые, а определенные группы их, в которых они обьединяются по качественному признаку (например, по национальной принадлежности; по образованию; по результатам тестирования интеллектуальными тестами и др.)

выборка вероятностная систематическая


в.в., в соответствии с которой исследуемые отбираются по определенному формализованному количественному признаку. (Например, каждый второй в списке фамилий, составленных в алфавитном порядке). Отбор единиц выборки осуществляется в этом случае через один и тот же интервал из исходного алфавитного или пронумерованного списка. Это отбор уже не по личному наитию исследователя (выборка стихийная), а по определенному обьективному признаку, что повышает точность полученных результатов исследования.

выборка квотная


(от лат. guota часть, приходящаяся на каждого) – в., воспроизводящая структуру генеральной совокупности, элементов обьекта исследования в виде квот (пропорций) распределения по этим элементам рассматриваемого качества. Например, нам известен процент лиц в стране, имеющих высшее, среднее специальное, среднее, неполное среднее образование и т.д. Изучая проблему связи образования людей со степенью акцентуации их характера, мы должны отобрать для исследования группу лиц, уровень образованности которых адекватно отражает уровень образованности всей генеральной совокупности исследуемых. Нередко такую выборку называют типической (типологической, стратифицированной).

выборка малая (непредставительная)


в., в которой представлено статистически недостаточное количество информации для получения выводов заданной точности и достоверности в проводимом исследовании. В количественном отношении она зависит от генеральной совокупности и колеблется от 5-10 до 50.

выборка стихийная


в., в которой не учитывается соответствие структуры выборочной совокупности испытуемых генеральной их совокупности. Это, так сказать, выборка первых встречных, в процессе которой исследователь нередко бессознательно руководствуется личной симпатией или антипатией, тем самым снижая обьективность результатов исследования.

выборочная совокупность


часть обьектов наблюдения, исследования, входящих в генеральную совокупность, изучение свойств которых позволяет характеризовать по определенным признакам и с определенной степенью вероятности всю генеральную совокупность.

диагноз психологический


(от греч. diagnosis – распознание) конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет Д.п.установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии.

диагноз психологический


(от греч. diagnosis – распознание) – заключение психолога (группы психологов) об индивидуально-психических и социально-психических особенностях личности, как в норме, так и в патологии, выявленных в результате ее изучения, психодиагностики. Д.п., согласно классификации Л.С. Выготского, бывает симптоматическим (или эмпирическим), констатирующим определенные индивидуально-психические особенности; этиологическим – не только констатирующим индивидуально-психические особенности, но и указывающим на их причины; типологическим – кроме того указывающий место и значение полученных данных в целостной, динамической структуре личности, в системе ее деятельности.

диагностика социально-психологическая


теория и практика выявления и измерения социально-психических особенностей личности, групп людей с помощью специальных психодиагностических методик; раздел психодиагностики.

дисперсионный анализ


(в психологии) (от лат. dispersio – рассеивание) – статистический метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов (признаков) на исследуемую (зависимую) переменную. Метод был разработан Р. Фишером (195) и применялся первоначально для оценки экспериментов в растениеводстве. В дальнейшем выяснилась общенаучная значимость Д.а. для экспериментов в психологии, педагогике, медицине и др. Суть Д.а. заключается в разложении (дисперсии) измеряемого признака на независимые слагаемые, каждое из которых характеризует влияние того или иного фактора или их взаимодействие. Последующее сравнение таких слагаемых позволяет оценить значимость каждого изучаемого фактора, а также их комбинации.

дисперсионный анализ


статистический метод выявления влияния отдельных факторов на исследуемую переменную – результат эксперимента. Термин предложен английским ученым Р. Фишером в 1926 г. Д.а. широко используется в психологии.

дисперсия


(от лат. dispersio – рассеяние) наиболее употребительная мера рассеивания, то есть отклонения от среднего.

измерение (квантификация) (в психологии)


фиксация количественных характеристик, количественная оценка различных психических явлений. И. допускает использование математических методов. Наиболее широко и. используется в психофизике, при тестировании. И. проводится в шкалах наименования, порядка, интервалов, отношений.

кластерный анализ


математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов (например испытуемых), сгруппировать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в другие классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояние между ними, которые могут выражаться как в эвклидовой метрике (наиболее употребимой), так и в других метриках.

кластерный анализ


разновидность многомерного математического анализа, позволяющего на основе многочисленных показателей вероятностных психических процессов, явлений сгруппировать их в классы (кластеры) по степени их однородности.

контент-анализ


(от англ. contents – содержание) (в психологии) – метод анализа и оценки информации (содержащейся в документах, видеозаписи, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. К.а., как метод исследования, отвечает таким требованиям как объективность, надежность, валидность, он позволяет использовать методы многомерного статистического анализа, в том числе и факторный анализ.

корреляции коэффициент


показатель степени взаимозависимости двух переменных; изменяется в пределах от -1 до +1. Значение коэффициента корреляции указывает на возможное отсутствие зависимости, значение +1 свидетельствует о согласованности переменных (стат.).

  • дихотомический

  • произведения моментов Пирсона

  • ранговой корреляции Пирсона

  • точечно-бисериальной корреляции

  • коэффициент 7 f

  • четырехпольный.

корреляционный анализ


комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями (стат.).

бисериальная (biserial correlation) – метод корреляционного анализа отношения переменных, одна из которых измерена в дихотомической шкале наименований, а другая – в интервальной шкале отношений или порядковой шкале (то есть является континуальной) (стат.).

корреляционный анализ


статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов, их вероятностные зависимости с помощью поиска и интерпретации различных коэффициентов корреляции. К.а. широко применяется в психологических исследованиях.

корреляция


(от лат. correlatio – соотношение ) – соотношение, соответствие, взаимосвязь взаимозависимость (предметов, событий, явлений или понятий).

корреляция


(от лат. correlatio – соотношение) – взаимное соответствие, взаимосвязь явлений. В математической статистике – вероятностная или статистическая зависимость, не имеющая строго функционального характера. В отличие от функциональной, корреляционная зависимость возникает тогда, когда один из признаков зависит не только от данного второго, но и от ряда случайных факторов или же от наличия условий, от которых зависят и тот и другой признаки. К. обычно выражается коэффициентами корреляции Пирсона, Спирмена, Кэндалла и др.

коэффициент интеллектуальности


(англ. intelltctual quotient) – обозначаемое символом IQ отношение так называемого умственного возраста (УВ) к истинному, хронологическому возрасту (ИВ) данного лица по формуле; (УВ/ИВ)*100%=IQ& Умственный возраст определяется результатами тестирования с помощью одной из возрастных шкал интеллекта. В большинство тестов, включенных в разные возрастные шкалы, входят задания, выполнение которых предполагает владение логическими, логико-перцептивными и арифметическими действиями, общую осведомленность, ориентировку в практических ситуациях, произвольную память и пр.

коэффициент интеллектуальности


(от англ. Intellectual Quotient, сокращенно IQ) – показатель умственного развития, получаемый на основе различных тестовых методик. Идея количественного определения интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит французскому психологу А. Бине (19О3 г.), сам термин введен австрийским психологом В. Штерном (1911 г.). Показатель IQ используется в армии США и других стран в методической системе профессионального психологического отбора, при оценке умственных способностей.

коэффициент корреляции Пирсона


коэффициент выражающий линейную статистическую зависимость, взаимосвязь двух параметров. Он меняется от -1 (обратная прямая связь) до +1 (прямая противоположная связь), является главным инструментом факторного анализа. Однако последние психологические исследования показывают его ограниченность: во-первых, он выражает статистическую связь только между параметрами, выраженными в шкале отношений, интервалов; во-вторых, психические закономерности нельзя выразить с помощью линейной зависимости. К.к.П. находится по формуле:

к
оэффициент корреляции Спирмена (коэффициент ранговой корреляции)


к
оэффициент, отражающий статистическую связь между двумя параметрами, выраженными по степени предпочтительности (шкала порядка). К.к. С. находится по формуле:

кривая распределения


графическое отображение данного статистического распределения. Наиболее часто исследователь в психологии встречается с кривыми нормального распределения.

Пример кривых нормального распределения

Пример кривой логнормального распределения

Пример кривой полунормального распределения

критерий


(от греч. kriterion – средство для суждения, мерило) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.

мода (в теории вероятностей и математической статистике)


одна из характеристик распределения случайной величины: точка в которой распределение принимает максимальное значение. М. менее употребительная характеристика распределения, чем математическое ожидание или медиана.

надежность теста


один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Н.т., тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. Н.т. рассматривается при одном подходе: как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании; при другом, как проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) тестов.

надежность теста


фундаментальная характеристика теста, которая показывает в какой степени стабильны результаты тестирования при неоднократном обследовании. Н.т. может определяться путем повторного тестирования (через строго определенный отрезок времени) и вычисления коэффициента корреляции между результатами первого и повторного тестирования. Н.т. может определяться и путем тестирования с помощью нескольких вариантов одного и того же теста, деления теста на две половины и т.д. Надежность результатов тестирования зависит не только от качества самого теста, но и от процедуры проведения тестирования (она должна быть абсолютно идентичной в первом и во втором случае), социально-психологической однородности выборки (н. т. будет различной для детей, мужчин, женщин, солдат первого года – службы, старослужащих солдат и т.д.). И может получиться, что будучи надежным для одной группы людей, тест окажется ненадежным для другой, результаты тестирования в последнем случае будут неверны. Таким образом, н.т., выражая степень неточности, возможность ошибки, возникающей неизбежно при любом тестировании, заставляет искать пути уменьшения этой ошибки, более конкретного, целеустремленного применения теста. Надежность лучших тестов составляет 0,8-0,9.

надежность эксперимента


устойчивость результатов эксперимента при его проведении второй, третий, четвертый и т.д. раз.

ненадежность эксперимента


некорректность при проведении эксперимента, в процессе которого при большом разбросе данных проводится неоправданно мало проб, замеров.

непараметрические методы (в математической статистике)


методы непосредственой оценки теоретического распределения вероятностей, когда заранее не известно, к какому семейству принадлежит данное распределение вероятностей. До недавнего времени в психологии применялись главным образом параметрические методы, когда исследователи исходили из предположения нормального распределения исследуемых вероятностных процессов, явлений.

нормальное распределение


одно из важнейших и наиболее распространенных распределений вероятностей, для которого характерна симметричная кривая распределения (см.: распределение вероятностей).

параметрические методы (в математической статистике)


методы непосредственной оценки теоретического распределения вероятностей, при условии, что известна принадлежность данного распределения к какому-либо хорошо исследованному семейству. П.м. в большинстве случаев базируются на предположении о нормальном распределении исследуемого явления.

Пауссона распределение


одно из важнейших распределений вероятностей случайных величин, принимающих целочисленные значения. Ввиду того, что п.р. описывает распределение дискретных случайных величин, то его можно отображать графически с помощью гистограмм.

Пример распределения Пауссона

p i o,3 i

,где p(k) – вероятность появления события;

k – случайные дискретные события, принимаюшие только положительные значения;

проективные методики (тесты)


(от лат. projectio – выбрасывание вперед) методики исследования личности, построенные главным образом на интерпретации ответов личности на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. По этим реакциям исследователь пытается понять глубинную сущность, психические особенности личности, например специфику мотивации или систему личностных смыслов и т.д. Наиболее известные проективные тесты – тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест анализа продуктов творчества и др.

психодиагностика


(от греч. psyche – душа и diagnostikos – способный распознавать) – направление психологических исследований, определяющее уровень и характер развития личности или ее отдельных функций в данный момент. П. имеет ближнюю сферу предвидения развития исследуемых явлений.

психологическая оценка


соотношение полученных данных в результате психологического обследования с установленными нормами необходимыми и достаточными для достижения приемлемой эффективности в той или иной профессии.

психопрогностика


(от греч. prognosis – предвидение) – направление психологических исследований, заключающееся в научном предвидении тенденций развития тех или иных психических процессов, протекающих в структуре как отдельной личности, так и групп людей. В настоящее время наметилась тенденция отпочковывания п. от психодиагностики.

ранг матрицы


наибольшее число линейно-независимых строк (или столбцов) матрицы.

распределение в математической статистике


одно из основных понятий теории вероятностей, отражающее вероятность принятия какой-либо случайной величины того или иного конкретного значения.

регрессионный анализ


метод математической статистики, исследующий регрессионные зависимости. Цель р.а. состоит в определении общего вида уравнения регрессии, построения оценок независимых параметров, входящих в уравнение регрессии, и проверке статистических гипотез о регрессии.

рейтинг


(от англ. rating – оценка, порядок, классификация) – оценка явления субьектом по заданной шкале. Если в качестве субьектов выступают эксперты – имеет место метод экспертных оценок.

рейтинг-шкала


шкала для количественной фиксации степени выраженности явления на основе экспертных оценок.

репрезентативность


(от франц. representatif – представляющий собой что-либо, показательный) – в статистике – главное свойство выборочной совокупности, состоящее в близости ее характеристик (состава, средних величин, дисперсии и др.) соответствующим характеристикам генеральной совокупности, которую она представляет.

респондент


(от англ. respondent – отвечающий) – участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от характера исследования р. выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др.

ряды распределения


результат группировки единиц выборочной совокупности по одному количественному признаку с указанием численности каждой группы. Р.р. называются дискретными, если они основаны на прерывно меняющемся группировочном признаке, и интервальными (редуцированными, сведенными в группы), если они основаны на непрерывно изменяющемся признаке. Графическое отображение рядов распределения осуществляется с помощью гистограмм.

смещение выборки


отклонение структуры выборки от реальной структуры генеральной совокупности.

статистическая группировка


распределение единиц изучаемого обьекта по однородным группам исходя из существенного для него признака.

(от лат. test – проба, испытание) – кратковременное задание, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить соответствие психологических качеств и способностей человека некоторым "нормам", полученным путем усреднения данных достаточно большой совокупности людей. Теоретически необоснованные Т. могут стать причиной серьезных ошибок, причинить значительный ущерб педагогической практике.

тест


Система заданий,позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.

тест


(от англ. test – задача, проба) – метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

тестирование


Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа:

  • выбор теста,

  • проведение тестирования,

  • интерпретация результатов.

тестовая батарея


совокупность субтестов (тестовых заданий), направленных на диагностику относительно однородных психических явлений, процессов, обьединенных в один тест, который измеряет различные стороны психики. Наиболее известными тестовыми батареями являются: тест Векслера, батарея тестов общих способностей (GATB), тест интеллекта Амтхауэра (TSI) и др.

шкала наименований (номинальная шкала)


одна из основных шкал в социальных науках, психологии, допускающая группировку разнокачественных явлений, поиск их процентных, вероятностных зависимостей. Пример ш.н. – квантификация типов темпераментов:

1 – сангвиник;

2 – флегматик;

3 – холерик;

4 – меланхолик;

5 – иные значения.

Эта шкала не допускает проведения арифметических, алгебраических действий. Для поиска зависимостей, например, между типами темпераментов и национальностью обследуемых (они также квантифицируются в шкале наименований) могут быть использованы только процентные (вероятностные) зависимости и коэффициенты сопряженности. Эти зависимости бывают содержательны и весьма полезны: связь типов темперамента с национальной принадлежностью, с уровнем дисциплинированности и др.

шкала отношений


одна из основных шкал измерения, квантификации в психологии, которая отличается от интервальной шкалы точным, вполне конкретным, соизмеримым значением между показателями шкалы, наличием нулевой точки отсчета; ш.о. аналогична шкале натуральных чисел. Квантификация показателей в ш.о. допускает наиболее широкий диапазон применения математических методов. Пример ш.о. – время реакции обследуемого на стимулы, его возраст, количество выполненных однотипных заданий в тесте и др.

шкала порядка


одна из основных шкал квантификации в социальных науках, психологии, допускающая ранжирование обьектов по степени выраженности у них того или иного свойства, качества. Например, можно ранжировать обследуемых по быстроте выполнения ими тестовых заданий, по степени их дисциплинированности, по выраженности других черт характера. Для поиска количественных связей между параметрами, выраженными в ш.п., применяются коэффициенты ранговой корреляции (Спирмена, Кендалла и др.).

этика психолога профессиональная


реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения, как во взаимоотношении с коллегами , научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. Наряду с универсальными этическими принципами и нормами, значимых для всех категорий ученых 9научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных; отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований, от поспешных выводов на основе непроверенных данных; отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами в науке и т.д.), ученый психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство личности испытуемого, их интересы; ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности неразглашения сообщенных респондентами сведений, следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. В том случае, если во избежание сознательного или не осознаваемого искажения даваемых испытуемым требуется скрыть от него научные цели, то о них должно быть сообщено по завершению эксперимента. Если участие в исследовании предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому должна быть предоставлена безоговорочная возможность при желании отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения. Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права слагать с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.


Области применения психодиагностики

Психодиагностические ситуации – ситуации, в которых осуществляется совместная деятельность экспериментатора и обследуемого, целью которой является получение каких-либо данных о личности с помощью психологических тестов.

Классификации Шмелева А.Г. и соавторов (1987).

В основе первой лежит критерий использования психодиагностической информации. Выделяется четыре основных типа психодиагностических ситуаций:

  1. Диагностические данные используются специалистом-смежником для постановки психологического диагноза ил формулировки административного решения. Психодиагност не несет ответственности за диагноз. Области применения: Диагноз в медицине, диагностика по запросу суда и т.д.

  2. Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза, но вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Область применения: диагностика причин низкой успеваемости, профессиональных успехов и т.д.

  3. Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза в процессе психологической консультации.

  4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, самокоррекции и т.д.

Вторая классификация базируется на условиях, в которых производилась разработка теста и «добровольности-принудительности» участия в обследовании.

  1. Добровольное участие обследуемых, бескорыстное сотрудничество.

  2. Участие оплачиваемых обследуемых.

  3. Использование теста в условиях запроса обследуемого о помощи.

  4. Использование теста в условиях принудительного административного обследования.

Более эвристичной (творческой) представляется классификация, разработанная В.И. Дружининым (1990). Выделяется четыре варианта психодиагностических ситуаций:

Добровольное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения.

Принудительное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения.

Принудительное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.

Добровольное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.

В соответствии с этими вариантами определена типология психодиагностических ситуаций:

Тип 1. Ситуация добровольной психологической консультации, например по проблемам семьи и брака. Другой вариант ситуаций этого типа – психологическая профессиональная консультация школьников, третий – консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения.

Тип 2. Ситуации профессионального отбора (за исключением тех случаев, когда отбор осуществляется без желания обследуемого).

Тип 3. Ситуации массовых обследований, от которых никак нельзя уклониться.

Тип 4. Множество ситуаций, характеризующихся высоким уровнем социального контроля за поведением обследуемого, принуждением его к участию в обследовании.
Психодиагностические задачи

Исходя из выше перечисленных классификаций психодиагностических ситуаций можно выделить основные психодиагностические задачи:

  • Создание психодиагностических методик.

  • Психологическая диагностика индивидуальных особенностей и различий личности для индивидуальной коррекции и самокоррекции.

  • Психологическая диагностика профессиональных качеств – профессиональный отбор.

  • Психологическая диагностика для постановки психологического диагноза в клинической практике.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru