Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990



Скачать 68.12 Kb.
НазваниеПрактикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Дата15.04.2013
Размер68.12 Kb.
ТипПрактикум
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

Экспериментальное исследование  психологическое исследование  диагностическое исследование

  1. П
    остановка дифференциального диагноза,

  2. Связь между измеряемыми явлениями,

  3. Почему есть связь – эксперимент

    Курс экспериментальной психологии предназначен для решения 3-й задачи.

    1 раздел Теоретико-методологические основы экспериментальной психологии.

    2 раздел Основы организации, планирования и проведения психологического эксперимента.

    3 раздел Проблемы соотношения качественного и количественного знания в психологии.

Тема: Теоретическое и эмпирическое знание в психологии.


Литература:

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. М. 1997.

Куликов Л.В. психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. С-Пб. 1994.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М. 1980.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М. 1982.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. Учебник. М. МГУ. 1998.

Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. МГУ 1985.

Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. ЛГУ 1990.

Практикум по экспериментальной психологии. Учебное пособие. Ярославль ЯГУ 1974.

Экспериментальная психология под редакцией Ж. Пиаже и П. Фрез М. 1966.

Экспериментальная психология под редакцией Стивенса М. 1960

Теоретическое, эмпирическое и практическое исследования.


Наука – сфера человеческой деятельности результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.

Ученный профессионал в области науки.

Результатом может быть:

  • описание реальности,

  • объяснение реальности,

  • предсказание о развитии каких-либо явлений.

Все виды результатов можно разложить шкале

П
ризнаки эмпирического метода: наблюдение, воздействие, план, гипотеза, контроль.


Наука отличается от обыденного действия, других простых способов ненаучного получения знания прежде всего по методу научного исследования.

Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метод – обязательная норма регулирующая поведение исследователя.

Томас Кун выделяет:

Нормальное состояние науки – общепринятое,

Революционное состояние – выход за рамки общепринятого.

Научная парадигма – общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, метод, оборудование и т.д. Правила и стандарты научной деятельности, принятые в науке.

Общенауная парадигма:

  • повторяемость результатов опытов.

Критерий научности – научным признается то знание, которое может быть отвергнуто в процессе эмпирической проверки, если невозможно эмпирически опровергнуть, то знание ненаучно.

В отличие от диагностического и психологического, экспериментальное исследование требует одновременной формулировки альтернативной гипотезы. Отрицательный результат, тоже результат.

Тема: Характеристика экспериментального метода и его специфика.

Эксперимент как метод. Основная и дополнительная гипотеза.




Признаки и особенности экспериментального метода.

Виды экспериментов. Эксперименты и квазиэксперименты. Формирующие и констатирующие эксперименты.


Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. Минск. Харвест. 1997. с. 776-777.

Выделяются такие разновидности эксперимента, как

  • эксперимент лабораторный,

  • эксперимент естественный и

  • эксперимент полевой.

По иному основанию различают:

  • эксперимент констатирующий и

  • эксперимент формирующий.

Правильно поставленный эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи – корреляции – между переменными. Разделяются планы проведения эксперимента:

  1. традиционные – когда меняется лишь одна переменная независимая;

  2. факторные – когда меняется несколько переменных независимых, его достоинство – возможность оценки взаимодействия факторов – изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой; при этом для статистической обработки результата применяется анализ дисперсионный.

Если исследуемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят об эксперименте пилотажном, результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

Когда есть две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят об эксперименте решающем. Эксперимент контрольный осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей.

Особая категория методов психологического исследования и воздействия – эксперименты формирующие, или обучающие. Они позволяют направленно формировать особенности таких процессов психических как восприятие, память мышление и пр.

Определения.

Эксперимент естественный – промежуточный между наблюдением и экспериментом лабораторным метод исследования, при коем психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

Эксперимент констатирующий – к развитию психики можно подходить как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания – тогда задачей эксперимента становится констатация связей, складывающихся в ходе развития.

Эксперимент лабораторный – разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных лабораторий, что обеспечивает особенно строгий контроль переменных независимых и зависимых. Благодаря этому результаты экспериментов отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности. К их недостаткам иногда относят низкую степень «валидности экологической» – соответствия реальным жизненным ситуациям. Достоинство – возможность относительно полного контроля переменных. Другой недостаток – явная исследовательская обстановка для испытуемого в силу чего практически неизбежны его скованность, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и т.д.

Эксперимент формирующий – применяемый в психологии возрастной и педагогической метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы – эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий, метод формирования психики активного. Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого – в ходе формирования его психики. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием; из этого следует, что нельзя игнорировать сам процесс обучения, определяющий это развитие. Эксперимент формирующий позволяет не ограничиваться регистрацией выявленных фактов, а через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко используется в отечественной психологии при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М. Изд-во Моск. Ун-та ЧеРо. 1997. С.232.

Квазиэксперимент – эксперимент с ограниченными формами контроля независимой переменной. Основные типы: использование в качестве экспериментальной и контрольной неэквивалентных групп (здесь учитываются ограничения форм контроля до экспериментального воздействия) и схемы выборов, когда и на ком проводить измерения зависимой переменной (здесь контроль осуществляется после проведения исследования, например как выявление связи аналогов независимых и зависимых переменных с побочными базисными переменными).

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. Пособие. Перевод с англ. М. Издательство МГУ. 1982. С. 452-453.

Эксперимент – проведение исследования в условиях заранее запланированного (в частности, специально созданного) изменения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить: средство проверки экспериментальной гипотезы. Экспериментом называются как реально выполняемы (actual) исследования, так и их мысленные образцы (standards).

Реальные эксперименты подразделяются прежде всего на:

естественные (дублирующие реальный мир),

Основные этапы (фазы) эксперимента.

Зависимые и независимые переменные.

Виды валидности и угрожающие ей факторы.

Тема: Особенности планирования и построения модели эксперимента

Планирование эксперимента при наличии экспериментальных гипотез, их типа, изменения и числа и операционалиозации понятий




Выбор экспериментальной схемы.

Рандомизация состава экспериментальных групп. Эквивалентные группы.

Обеспечение репрезентативности выборки.

Обеспечение внутренней и внешней валидности.

Обоснование необходимого числа опытов и способов сравнений условий.

(28.04.1999)

какие пути приводят к артефактным выводам:


проведение невалидного эксперимента,

ошибки в контроле за формулированием вывода, т.е. неверные умозаключения.

Вывод о психологической гипотезе


Проверяется истинность высказывания о теоретически найденной зависимости с эмпирической.

Схема формулирования вывода о валидности:




Валидность эксперимента (внутренняя и операциональная)

Высокая

Низкая

Эффект воздействия (х)

В пользу воздействия (+)

+

+

+

-

Противоречие воздействию (-)

-

+

-

-

В случае высокой валидности и подтверждения эффекта экспериментального воздействия гипотеза подтверждается.

Исследователь не может подтверждать теорию на основании подтверждения экспериментальной гипотезы.

При низкой валидности и подтверждении гипотезы эксперимент признается неудачным, эффект признается артефактным.

Вывод о подкреплении теории экспериментальными фактами

Проблема возникновения новых гипотез


Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru