Общая характеристика методов



Скачать 99.74 Kb.
НазваниеОбщая характеристика методов
Дата15.04.2013
Размер99.74 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

Общая характеристика методов


Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда.

Формирование пригодности к профессии обусловлено природными свойствами человека, его мотивацией к профессии и профессиональной подготовленностью. Профессиональную подготовленность психологи определяют как совокупность специальных знаний, умений, навыков, обуславливающих способность человека выполнять определенную профессиональную деятельность с тем или иным качеством. Профпригодность нельзя отождествлять с профессиональными способностями, с подготовленностью, ибо она кроме способностей включает мотивацию, удовлетворенность трудом.

Профпригодность - это гибкое, динамичное образование, которое складывается и шлифуется в ходе самой профессиональной деятельности, это не простое соответствие некоторых свойств организма определенным требованиям профессии, а результат некоторого процесса, в ходе которого психологические качества человека, сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений, так или иначе формирующих профессиональный тип; если профпригодность рассматривать как категорию динамическую, то она оказывается близка к понятию профприспособляемость.

Климов Е.А. (128,129) выделяет четыре степени выраженности профессиональной пригодности:

1) непригодность к профессии - временная или практически непреодолимая, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с точки зрения медицины с работой в данной области;

2) годность к профессии (или группе профессий) - в этом случае говорят: нет противопоказаний, но нет и показаний;

3) соответствие данной области деятельности - противопоказаний к профессии нет, присутствуют некоторые личностные качества и интересы, способности;

4) призвание - налицо явные признаки соответствия человека всем основным требованиям профессии деятельности. В этом случае говорят: "В этой и именно в этой области деятельности ты будешь наиболее нужным людям".

Различают абсолютную профпригодность, когда человек должен соответствовать жестким требованиям профессии, и относительную профпригодность, что характерно для большинства профессий. Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний (соматических или психологических к данной профессии).

В некоторых профессиях требования к профпригодности велики, если имеют место некоторые абсолютные противопоказания к профессии. Например, абсолютно противопоказаны водительские профессии всех видов транспорта людям с повышенной сонливостью в монотонной обстановке. Противопоказаны профессии, требующие самообладания, людям неуравновешенным, забывчивым и т.д. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности.

Изучить профессионально важные свойства личности, обеспечить математический расчет и анализ результатов тестирования пополнения, унифицированные приемы обобщения диагностической информации и соблюсти правила распределения военнослужащих по основным штатным воинским должностям можно только при разумном сочетании обоснованных и экспериментально проверенных методов и конкретных методик профессионального отбора, в основу применения которых должен быть положен системный подход и стандартизированная схема получения данных о деятельности военнослужащего.

В этих целях специалисты подразделений профотбора пользуются широким ассортиментом методических приемов, сложившихся в психологической науке, а также в других, смежных с нею областях (в кибернетике, физиологии человека, математике и др.). Эти приемы и операции, выработанные усилиями всех или некоторых больших групп наук и которые применяются для решения отдельных обще познавательных задач принято называть общенаучными методами.(Слово метод греческого происхождения и в переводе на русский язык означает исследование, способ. "Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность", - пишется в философском словаре).

К таким методам принадлежат: наблюдение, эксперимент, опрос, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, формализация и некоторые другие. Общенаучные методы обычно конкретизируются, приобретают специфическую форму в каждой науке и дополняются некоторыми характерными приемами, которые отражают особенности исследуемых объектов и решаемых при этом задач.

Специфические формы общенаучных методов и дополняющие их специальные приемы образуют группу специфических методов частной науки. К ним относятся, например, военная разведка, опытные учения, стратегические, оперативные, тактические игры, специальные методы исторического исследования, экономико-математическое моделирование, методы конкретных социальных исследований и т.п. Их эффективность зависит от того, насколько точно они отражают специфику исследуемых объектов, насколько полно в них учтены основное содержание общенаучных методов и принципиальные требования основных законов и принципов диалектики.

Все общие и специальные методы будут применяться с некоторыми особенностями и выполнять своеобразные функции в зависимости от того, какие исследования и в каких условиях проводятся, какие стороны и характеристики объекта должны быть вскрыты. Так, они могут применяться в рамках исторического или логического, качественного или количественного, натурного или модельного, системно-структурного или функционального подходов к объекту. Каждая из этих пар исследовательских подходов взаимно скоординирована, то есть дополняет друг друга и диалектически проникает одна в другую.

Целостное изучение проблем комплектования войск, оценка профессиональной пригодности и прогнозирование возможности развития психических функций человека в дальнейшем предполагают широкое привлечение разнообразных методов добывания, обработки, анализа и обобщения научных данных. Сложность методологической структуры современных исследований вызывает потребность в классификации методов, которая охватила бы всю систему операций в целом. Наиболее приемлемой с этой точки зрения является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым (1976). Он предлагает планировать и программировать систему методов и порядок их применения в связи с гипотезами и концепциями исследования, основанными на критическом анализе истории вопроса, обобщения итогов предшествующих исследований. Согласно его классификации все методы исследования разделены на четыре больших группы:

организационные;

эмпирические;

методы обработки данных и

интерпретационные методы.

С помощью первой группы методов строится цикл исследования и регулируется взаимодействие других методов, вводимых в тот или иной момент. К ним относятся:

сравнительный,

лонгитюдный;

комплексный.

Эти методы действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам (теоретические или практические рекомендации по диагностике, управлению и др.).

Сравнительный метод как способ организации исследования часто используется при изучении эффективности тех или иных психологических воздействий, при сопоставлении уровней сформированности знаний, умений, навыков, профессионального мастерства в различных видах деятельности, при определении учебной успеваемости различных групп военнослужащих, курсантов учебных подразделений и др. Сравнительный метод может выступать в виде метода поперечных срезов. С помощью метода поперечных срезов удается установить характер психических изменений на разных стадиях обучения и воспитания, степень развития профессионально значимых качеств и свойств личности в определенные периоды обучения, динамику успеваемости военнослужащих в разных группах или на разных этапах обучения.

Метод поперечных срезов дает возможность получить усредненные показатели, характеризующие данную изучаемую выборку (возрастную, демографическую, учебную и т.д.).

Лонгитюдный метод связан с многократным обследованием одних и тех же лиц в течение продолжительного времени. Он довольно трудоемок, и как правило, применяется при целостном изучении личности в ее включенности в микросоциальное окружение, профессиональный коллектив (экипаж) и профессиональную деятельность. Лонгитюдный характер исследования использовался, в частности, при изучении проблемы психологического обеспечения профессионального долголетия космонавтов. Методика включала в себя как количественные измерения с помощью регулярного посрезового психологического тестирования, так и качественный анализ личностных переменных на протяжении многолетних отрезков жизненного пути космонавта.

Комплексный способ организации исследования предполагает при едином объеме исследования известное разделение функций между исследователями по изучению отдельных сторон изучаемого объекта. Это эффективный способ организации системных исследований, призванных раскрывать структурно-функциональные связи сложного целостного объекта.

Вторую, самую обширную группу составляют эмпирические методы. К этой группе относят все способы получения и добывания научных фактов.

обсервационные методы (объективное наблюдение (прямое - метод анализа взаимодействия и косвенное - метод оценивания, сплошное и выборочное, включенное и невключенное) и самонаблюдение (в форме метода самооценки);

экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный (формирующий или психолого-педагогический);

психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты и опросники, социометрия, интервью и беседы...: см. Таблицы)


ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

основания для классификации

По учету правильности ответов

По включенности репрезентативной системы

По основному методическому принципу, лежащему в основе данного приема

Предполагают правильный ответ

Правильного ответа не предусматривают

Вербальные: опосредованы речевой активностью обследуемых

Объективные тесты Стандартизированные самоотчеты:

Невербальные

Проективные техники

тесты интеллекта

тесты спец. Способностей

некоторые личностные тесты (Равена, т. ригидности Лучинса)

личностные оп росники т.16 PF Р.Кэттелла)

аппелируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме

тесты-опросники

открытые опросники

шкальные техники и методики классификации

индивидуально-ориентированные техники(типа ролевых репертуарных решеток)

вкл. речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само выполнение задания опирается на невербальные способности:

перцептивные

моторные.


Диалогические (интерактивные) техники: беседы

интервью

диагностические игры

Таблица . Классификация психодиагностических методик.

КОНСТИТУТИВНЫЕ

Методики структурирования.

оформления стимулов, придания им смысла;

(См. тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции...)

КОНСТРУКТИВНЫЕ

Методики конструирования.

конструирование из оформленных деталей осмысленного целого;

(Тест МИРА и его разнообразные модификации, MAPS...)

ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЕ

Методики интерпретации.

истолкование какого-либо события, ситуации;

(Тематической апперцепции тест, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сцонди...)

КАТАРТИЧЕСКИЕ

Методики катарзиса.

осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

(психодрама, проективная игра...)

ЭКСПРЕССИВНЫЕ

Методики изучения экспрессии.

рисование на свободную или заданную тему;

("Дом-дерево-человек", анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира - и - Лопеца...)

ИМПРЕССИВНЫЕ

Методики изучения продуктов творчества предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим;

(Цветовой тест Люшера, тест Сонди, тест рисования фигуры человека, тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем...)

АДДИТИВНЫЕ

Методики дополнения.

завершение предложения, рассказа, истории;

(Неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга...)

Структурное содержание проективных методик.

праксиметрические методы приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка изделий, выполненных работ и т.д.), которые можно назвать праксиметрическими методами; моделирование (математическое, кибернетическое и т.д.) с помощью ЭВМ изучаемых процессов, деятельности военнослужащего (см. Главу 5).

биографический метод (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).

Использование отдельных методов или их констелляций зависит от того, каким организационным методом (сравнительным, лонгитюдным или комплексным) пользуется исследователь.

Третью группу. методов составляют приемы обработки данных. К этим методам относятся количественный (математико-статистический) анализ (шкалирование, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ и т.п.) с одной стороны, качественный - с другой (дифференциация материала по типам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями).

Четвертую группу. - интерпретационную - составляют различные вари- анты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический. Генетический метод может охватывать все уровни развития - от нейронного до поведенческого. Взаимосвязи между частями и целым, т.е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни, устанавливаются структурными методами (психографией, типологической классификацией, психологическим профилем).

Таким образом, классификация методов психологического исследования Ананьева, охватывающая весь цикл - от организационных до интерпретационных методов, может быть положена в основу профессионального от- бора граждан для органов пограничной службы России. Для обеспечения комплексного, системного подхода к применению методов психологического отбора представляется полезным деление их на четыре основных группы.

I. Беседа:

1) развернутая; 2) сокращенная.

II. Эксперимент:

1) психологический:

а)групповой, б) индивидуальный;

2) психофизиологический:

а)электрофизиологический, б) клинико-физиологический,

в) физическая подготовка.

III. Наблюдение:

1) внешнее:

а)пассивное (косвенное), б) активное (прямое);

2) самонаблюдение (самоотчет).

IV. Анализ документов:

1) успешность обучения и трудовая деятельность;

2) социально-биографические данные из личного дела;

3) характеристики, "путевки";

4) результаты военно-врачебной комиссии, экзаменов, мандатной комиссии и др.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru