Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации



Скачать 99.46 Kb.
НазваниеНаблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Дата15.04.2013
Размер99.46 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации


Рамачарака "Раджа йога" ("Культура восприятия")

Мы закончим эту главу анекдотом о методах знаменитого естествоиспытателя Агассиса, применявшихся им при обучении своих учеников. Они были известны своим умением точно наблюдать и воспринимать вытекающую из него способность "размышлять" о виденных ими вещах. Многие из них заняли выдающееся положение, что они приписывали в значительной мере полученной ими тщательной подготовке.

Рассказывают, что однажды Агассису представился студент-новичок, прося дать ему работу. Ученый взял рыбу из сосуда и, положив ее перед студентом, велел ему тщательно рассмотреть ее и рассказать ему затем о своих наблюдениях. Затем он оставил его одного с рыбой. Она ничего особенно интересного из себя не представляла, походя на многих рыб, виденных студентом раньше. Он отметил, что у нее были плавники, чешуя, рот, глаза, даже хвост. Через полчаса он был убежден, что рассмотрел все, что только можно было рассмотреть. Но Агассис все не приходил.

Время шло, и юноша, которому нечего было больше делать, стал скучать и чувствовать нетерпение. Он пошел искать учителя, но не нашел его, и ему пришлось вернуться и снова созерцать несносную рыбу. Прошло несколько часов, и он знал про рыбу немногим более чем узнал о ней сначала.

Он ушел завтракать и, вернувшись, снова принялся изучать рыбу. Он начинал ощущать неудовольствие и разочарование и пожалел, что пришел к Агассису, представлявшемуся ему теперь нелепым стариком, далеко отставшим от современности. Затем, чтобы убить время, он принялся считать чешуйки. Потом сосчитал иглы в плавниках; нарисовал рыбу и, рисуя ее, заметил, что у нее не было век.

Таким образом он открыл то, о чем его учитель так часто -упоминал на своих лекциях, а именно, что "карандаш лучше всяких глаз". Вскоре после этого учитель вернулся и, ознакомившись с наблюдениями ученика, оставил юношу несколько разочарованным, сказав ему, чтобы он продолжал смотреть и, может быть, что-нибудь и увидит. Это уязвило самолюбие юноши, и он стал работать карандашом, отмечая мелкие подробности, раньше ускользнувшие от его внимания, но теперь казавшиеся ему совершенно очевидными. Он начинал проникать в тайну наблюдения. Мало-помалу он стал открывать в рыбе новые интересные стороны. Но это не удовлетворило учителя, продержавшего его на работе над рыбой в течение целых трех дней. К этому времени студент действительно знал кое-что о -рыбе и, главным образом, распознал секрет и приобрел привычку тщательного наблюдения и восприятия подробностей.

Много лет спустя юноша, достигнув известности, говорил: "То был лучший урок по зоологии, который я когда либо имел; влияние его распространилось на подробности всех последних изысканий; то было наследство, оставленное профессором мне, как и многим другим – наследство огромной ценности, которое мы не могли бы купить которым не можем расстаться".

HАБЛЮДЕHИЕ – целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта, на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления (проявления поведения личности, коллектива, отдельные акты, психические реакции, речевые действия, операции деятельности и т. п. ) Умение наблюдать за собеседником в процессе беседы приравнивается к подлинному искусству. Разработчики методики наблюдения: М. Я. Басов, П. П. Блонский, А. С. Залужный, В. Штерн и др. (20-30е гг) Д. Томас, Э. Мэйо, К. Левин, В. Б. Ольшанский и др. Особенности метода:

1. Состав процедуры: а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью? ) б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать? ) в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать? ) г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления? ) д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации; е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? какие выводы следуют из полученной информации? )

2. Возможные задачи наблюдения: – предварительная ориентировка в объекте; – выдвижение рабочих гипотез и их проверка; – уточнение результатов, полученных с помощью других методов; – иллюстрация концептуальных положений.

3. Объект наблюдения: – отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия; – большие и малые группы, общности.

4. Ситуации наблюдения: – естественные и искусственные (лабораторные, экспериментальные); – управляемые и неуправляемые наблюдателем; – спонтанные и организованные; – стандартные и нестандартные; – нормальные и экстремальные; – различающиеся по видам деятельностии общения.

5. Предмет наблюдения: вербальные и невербальные акты поведения – отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации: а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики,

грамматики, фонетики, синхронизация; б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков; в) движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения; г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка; д) сочетание перечисленных признаков.

6. Типы наблюдения: НАБЛЮДЕНИЕ бывает чисто житейское, бессистемное и целенаправленное. В управленческой деятельности под наблюдением понимают научное наблюдение. В научных исследованиях применяются дистантное (невключенное) и включенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает наблюдение "изнутри" социальной группы, когда наблюдатель становится полноправным её членом. Такое наблюдение уже давно применяется в социологических исследованиях. Включённое наблюдение обладает большими достоинствами. Оно даёт возможность вскрывать многие сокровенные стороны изучаемого человека. Однако включённое наблюдение не всегда возможно и уместно. Наряду с ним активно используется и дистантное наблюдение, т. е. наблюдение со стороны. При таком наблюдении субькт деятельности не становится участником группы, где он изучает какую-нибудь личность. Своё поведение он организует значительно проще: главное, что от него требуется – это остаться незамеченным состороны изучаемого лица. Наблюдение может быть: – открытое и скрытое (инкогнито); – стандартизированное и нестандартизированное (дневниковое); – полевое (естественные условия) и лабораторное; – случайное и систематическое; – ограниченное и длительное; – сплошное и выборочное; – констатирующее и оценивающее; – внешнее и внутреннее (самонаблюдение); – смешанного типа. – контролируемое (регистрация по заранее отработанной процедуре) и неконтролируемое;

7. Результаты могут быть обработаны: – классификация; – группировка; – контент-анализ; – сопоставление с другими наблюдениями.

8. Основные принципы:

четкая формулировка цели;

выбор единиц наблюдения;

выбор способов наблюдения в зависимости от характера изучаемых действий людей и типа социальной ситуации;

разработка соответствующей схемы наблюдения;

разработка способов фиксации наблюдаемых единиц – использование технических, стенографических, символьно-графических средств;

выражение воспринимаемых фактов на операциональном языке, доступном другим наблюдателям;

возможность проверки объективности и надежности наблюдения другими исследователями и другими методами;

сочетание качественных и квантифицированных характеристик наблюдаемого объекта;

9. Единицы квантификации:

общее число контактов в течение определенного времени;

длительность контактов;

частота контактов;

количество высказываний или невербальных актов в течение оп

ределенного времени;

10. Преимущества и недостатки наблюдения:

Достоинства:

непосредственное восприятие и фиксация актов социального поведения;

отражение конкретных процессов в конкретных ситуациях;

более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;

возможность проверки опосредованных способов (анкет и опросников).

снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соотв. форм психол. защиты;

возможность целостной оценки социальной ситуации.

Недостатки:

сильное влияние установок и психич. состояний наблюдателя;

перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;

утомление вследствие монотонии;

влияние наблюдаемых лиц;

трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;

значительные затраты времени;

ошибки личностного и психологического происхождения:

а). гало-эффект, основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, оценке в "черно-белых красках";

б). эффект снисхождения, который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему;

в). ошибка центральной тенденции, к-рая заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов, т. к.

крайние признаки поведения встречаются реже;

г). логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека ("любезность"= "добродушие");

д). ошибка контраста, т. е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя.

е). стереотипы первого впечатления, профессионального, этнического, возрастного планов.

Для руководителя наиболее характерно наблюдение за собеседником в ходе делового общения. Наблюдение – это всегда восприятие действий и операций воспринимаемого лица. В процессе наблюдения на нас каждую секунду обрушивается очень обширная информация, однако схватываем мы лишь незначительную часть.

Из всей возможной информации мы неизменно производим отбор, который зависит от нашей направленности и особенностей нашей личности. Мы часто воспринимаем то, что думаем воспринять и интерпретируем воспринятое так, как нам хочется. Это закономерность наблюдения, которую руководитель обязан учитывать, чтобы избежать субъективности.

Он должен:

а)знать особенности своей личности по наблюдению за людьми; б)вести наблюдение различными способами; в)планировать наблюдение.

По способности наблюдать всех людей делят на три группы:

а)те, кто правильно оценивает самих себя. Эти люди обладают высоким интеллектом и чувством человечности;

б)те, кто правильно оценивает своих друзей и знакомых. Эти люди менее общительны, чем предыдущие, но обладают более артистичной натурой;

в)те, кто лучше оценивает незнакомых людей. Эти люди умны, художественно одарены, но не вполне приспособлены к социальной жизни.

В целом считается, что сходство в деятельности собеседников ведёт к более точному взаимопониманию. Однако это правило имеет и свои границы: объективнее оценивает человек, обладающий более высоким уровнем эмпатии (оптимум уровня знакомства!

В качестве пояснения к таблице необходимо заметить, что регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки предмета наблюдения являются категориями наблюдения. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Описательные категории наблюдения фиксируют конкретные фактические проявления количественно-качественных показателей объекта, например, количество проступков, совершенных военнослужащим за определенный период. Оценочные категории наблюдения фиксируют оценку наблюдателем состояния проявляемых свойств. Так, реакция сослуживцев на высказывание воина (положительная, отрицательная или нейтральная) может служить косвенным показателем его авторитета.

Данные категории конкретно проявляются в единицах наблюдения. Единицами наблюдения принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения, например: каждый факт пререкания, грубых действий, уклонений от выполнения хозяйственных работ и т. д.

Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы:

а) карточка наблюдения предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, закодированном виде. В ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек (по одной на каждую единицу наблюдения);

б) протокол наблюдения предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. он отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдения – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

Примерный перечень вопросов, фиксируемых в регистрационных документах:

Наблюдаемые. Кто они, сколько их? Род занятий, характер взаимоотношений? Структура коллектива?

Обстановка. Где? В каких условиях проходят действия наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в ситуациях ? Чем могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными?

Цели действий наблюдаемых. В чем состоят основные функции участников действий? Какие цели преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами коллектива, с целями других участников, какие не совпадают?

Поведение. Что и как конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы, вызывающие участие в действии, ту или иную форму поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы: напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за ним и как он воспринимается самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?

Частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальная или повторяемая? Часто возникает? В каких показателях может быть зафиксирована? Что вызывает ее и что сдерживает ее возникновение? Насколько типична?

Данные о процедурах наблюдения и оценка их эффективность

Краткие сведения о наблюдателе, в том числе сколько раз проводил наблюдение ранее?

Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно).

Выполнение требований программы. Отклонения условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования удалось выполнить?

Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения.

Оценка включенности наблюдаемой ситуации. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова реакция на факт наблюдения? Какова степень общения с наблюдаемыми военнослужащими ? Какого рода контакты возникали с ними в ходе наблюдения?

Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения для решения данной исследовательской задачи.

При записи результатов наблюдения наряду с вышеописанным инструментарием может использоваться также кино и видеоаппаратура. Запись производится чаще всего в ходе наблюдения В отдельных случаях, когда по условиям обстановки это невозможно, запись производится по свежим впечатлениям сразу же после наблюдаемых событий

В заключение следует отметить, что непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности При этом ряд существенных психологических компонентов. определяющих поведение, не имеет внешних проявлении и, следовательно, не может быть выделен методом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют ряд форм метода опроса, другие дополнительные методы.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru