Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии



Скачать 192.13 Kb.
НазваниеМетодика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Дата15.04.2013
Размер192.13 Kb.
ТипЛекции
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии


Лекционный метод преподавания возник еще в средние века. В то время лекция сводилась к публичному чтению определенного труда, сопровождаемому лишь комментариями самого лектора. Рост производительных сил общества и связанные с ним успехи научной мысли, развитие методики преподавания в высшей школе обусловили эволюцию лекции как метода преподавания. Уже в середине XVIII века лекции приобрели характер систематического изложения учебного материала в четкой форме. В дальнейшем, в XIX и особенно в XX в.в., в связи с возникновением ряда гуманитарных наук, совершенствованием системы подготовки специалистов появляются новые методы преподавания. Дополнительно к лекциям начинается применение семинаров, лабораторных работ и т.п. Однако лекция остается важнейшим средством донесения научных знаний до обучаемых. Лекция – это развернутое теоретическое рассуждение, сочетающее в себе элементы рассказа и объяснения.

Психологические особенности лекции.

Анализ её как вида деятельности преподавания (содержание и структура этой деятельности, функционирования познавательных, эмоциональных и других психических процессов, применяемых способов и приемов управления поведением обучаемых и т.д.)

Анализ лекции как вида учебной деятельности слушателей (курсантов):её цели, мотивы, способы, проявляемые психические процессы, психические состояния, их динамика и т.д.

Анализ лекции как совместной деятельности преподавания и обучаемых (согласованность, активность, психические состояния преподавателя и аудитории, контакт и взаимопонимание, взаимоотношения и взаимовлияния и т.д.)

С учетом этих трех направления анализа рассмотрим особенности лекции как формы обучения военнослужащих психологическим знаниям.

Лекция по психологии должна отличатся содержательностью и научностью, логичностью и доказательностью, информативностью (новизной информации), выразительностью речи, доступностью. Лекция призвана побудить и укрепить интерес к психологии, помочь обучаемому сориентироваться в её проблемах, вооружить его фундаментальными знаниями. Другими словами, лекция должна выполнить не только функцию сообщения знаний, но и учить думать, добывать знания, воспитывать личностные качества.

Современные требования к лекции таковые: она должна носить проблемный характер, отражать актуальные вопросы теории и практики, способствовать углубленной самостоятельной работе.

Для лучших лекций характерна четкость их структуры и расчленения, вскрытие преподавателем причинно-следственных связей, присущих рассматриваемым явлениям, фактам, процесса, отбор иллюстраций с учетом интересов аудитории, выделение и завершенность характеристик главного, полнота разъяснений без перегрузки информацией, обоснование путей и средств теоретического и практического использования получаемых знаний.

Следовательно, лекция выполняет информационно-ориентирующую, воспитательную, методологическую и побуждающую функции.

Как вид деятельности преподавателя лекция с психологической стороны характеризуется целями, мотивами, способами, функционированием познавательных процессов, напряжением сил и т.д.

Цели лекции – это представляемые результаты, т.е. то чего хочет достигнуть преподаватель: чему научить, что воспитать, дать больше нового материала, поставить ряд проблем или наметить ориентиры для самостоятельного его изучения обучаемыми. Определение целей лекции зависит от её вида: одно дело установочная лекция для сержантов, совсем иное обзорная лекция или лекция по отдельной научной проблеме для офицеров. Своеобразной по своим целям является вводная лекция: в ней обучаемые знакомятся с программой, порядком изучения предмета, основной литературой и т.д. Лекции спецкурсов об текущих лекций систематического курса отличаются более углубленным анализом различных научных школ, концепций, направлений.

Уяснение образовательных и воспитательных целей лекции по той или иной теме помогают преподавателю определить план её изложения, отображать нужный материал, учить особенности аудитории, целеустремленно рассмотреть основные вопросы, направить самостоятельную работу обучаемых.

Мотивы подготовки и чтения лекции преподавателем это побудители его активности, придающие тот или иной смысл его деятельности. Такими мотивами могут быть: чувство ответственности за качество лекции, интерес преподавателя к предмету, процессу объяснения и передаче знаний, желание помочь воинам овладеть сложным материалом, желание помочь воинам овладеть сложным материалом и т.д.

Немало значат мотивы: постоянно действующие (чувство долга, чувство ответственности и др.) и ситуативные (ясное понимание задач очередной лекции, необходимости тщательной подготовки к ней и др.)

Способы подготовки и чтения лекции определяются на основе соотношения её целей с конкретными условиями и задачами деятельности преподавателя (кому и какая читается лекция, желаемое её содержание, учебные и воспитательный результаты и т.д.)

В зависимости от этого в одном случае преподаватель избирает способ теоретического анализа литературы: сочетает исторический и логический подходы при изложении вопросов темы, в другом – прежде всего подбирает яркие факты и пользуется индуктивным способом изложения, переходит от простого к сложному, от известного к неизвестному и т.д.

Особые значения имеет проблемное изложение, лектор не дает готовых выводов, но рассуждает, анализирует отдельные положения и факты, раскрывает зависимость между ними, высказывает научные предположения, осуществляет из логическую проверку, обоснование, подводит слушателей к формулировке выводов. При таком способе изложения, познавательные процессы значительно активируются.

Во время чтения лекции преподаватель говорит громче, быстрее, тише и т.д. видоизменяет внешнее выражение своих эмоций, чувств, отношений включает элемент полемики и т.п.

Подготовка и особенно чтения лекции – это сложная деятельность преподавателя, требующая большого напряжения всех его сил и мастерства.

Преподаватель обдумывает и вырабатывает установки, способы, как делая вступление, заинтересовать, настроить аудиторию на слушание лекции, как доказательно и глубоко изложить основную её часть и логически завершить лекцию, сделать заключение. Мысленно готовясь к лекции и настраивая себя на творческое её чтение, преподаватель представляет себе аудиторию, её возможное поведение и отношение. Как бы ни был опытен преподаватель, ему нельзя быть беспечным, несамокритичным, он должен всегда помнить об условиях коллективного внимания слушателей, курсантов. Их внимание в процессе восприятия лекций является преимущественно интеллектуальным. Отличительная особенность интеллектуального внимания – его познавательная направленность, основу которой составляет единство мышления и сосредоточения.

Коллективное внимание возникает в процессе выполнения учебным коллективом единой деятельности при наличии общих для всех участников целей и задач.

Восприятие учебного материала зависит от его содержания, методов преподавания, индивидуальных особенностей преподавателя, слушателей (обучаемых).

Преподавателю нельзя не считаться с динамикой работоспособности: оптимальной она является в средние часы и в средние дни недели. Полная устойчивость внимания сохраняется в течении 15-18 мин., следовательно далее нужна эмоциональная разрядка. В течении двух часовой лекции 130-140 сек. Уходят на колебание внимания и поэтому нужно повторить важные положения и т.д.

Практика преподавания свидетельствует, что лучше отработать текст лекции, завершить её подготовку за несколько дней до выступления. В это время мышление на осознанном и неосознанном уровнях продолжит работу, усилится самокритичность, Возникнут уточнения. добавления, изменения к тексту.

Преподаватель, читая лекцию пользуется монологической речью – самым трудным видом речи. В отличие о диалогической речи она требует более строгой логической последовательности, законченности предложений стилистической точности. В отличии от письменной речи она не допускает исправления, нельзя делать оговорки, длинные паузы и т.д. Неожиданно затянутые паузы влекут за собой ослабление интеллектуальной активности обучаемых на лекции.

Встав за кафедру, преподаватель вступает в непосредственное общение с аудиторией, помня о психическом заражении и подражании – сохраняет и демонстрирует бодрость, деловитость, уверенность, сосредоточенность. Это важно для настройки аудитории. Озабоченность, расстроенность несобранность, неряшливость влияют на аудиторию отрицательно. Творческая взволнованность, энергичность, состояния ответственности за ход и исход выступления сразу же создают у аудитории деловой настрой.

По – разному строится деятельность преподаватель по мере развертывания лекции. Если в начале лекции преподавателю необходимо привлечь к ней внимания обучаемых, то затем по мере изложения материала не только поддерживать, но и через интерес интеллектуальные чувства усиливать их внимание, добиваться активного восприятия и осмысливания основного её содержания. Для этого надо рационально использовать силу голоса, темп речи, обращаться к опыту и знаниям обучаемых, ставить проблемные вопросы, прослеживать историю тех или иных концепций.

В основной части лекции оправдывают себя следующие причины активизации познавательной деятельности обучаемых:

логико-композиционные (инверсия, контрастное сопоставление, “интригующее” начало, прерывистое изложение тезиса, экспрессивное заключение);

психолого-педагогические (привлекательная форма объявления лекции; проблемный ввод в неё; вопросно-ответный ход рассуждений; рассмотрение проблемных ситуаций; опора на неопровержимые факты и убедительные примеры);

речевые (использование литературных образов и цитат; лексико-семантический перевод понятий и цифр; использование разносторонней лексики; художественность изложения; интонационная выразительность);

аудиовизуальные (использование структурно-логических схем, таблиц, графиков, кинофрагментов, картин, плакатов, звуко – видеозаписей).

Наблюдая за психическими состояниями обучаемых преподавателю важно сохранять взаимопонимание и контакт с аудиторией. Этого можно достичь путем обеспечения синхронности своей деятельности и деятельности обучаемых, активной перестройки своих действий с целью вызова положительных эмоций и усиления мотивов обучаемых, способствующих усвоению материала. Здесь нужны смысловые паузы, четкое выделение главного, свободное владение материалом, ясность изложения, интересные причины, факты.

Поддержать атмосферу интеллектуального поиска преподаватель может освещением дискуссионных проблем, путей нахождения теоретических положений и открытий в психологии. Интеллектуальная активность слушателей поддерживается также культурой речи, её понятностью и правильностью.

Преподавателю не следует переполнять лекцию эмоциями. Усиление аргументации, обоснование положений, убеждение должны идти двум направлениям: рациональному и эмоциональному. Не стоит эмоциональными приемами, нажимом на голое пытаться преодолеть “информационную пустоту”, научную и логическую несостоятельность выдвигаемых положений, недостаток своей подготовленности. Однако доказано, что “положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения”.

Ни деланное спокойствие, ни сложный пафос не могут дать положительных результатов, для этого нужна высокая культура, эрудиция, интеллигентность.

Оптимальной деятельность преподавателя во время чтения лекции будет тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов обучаемых.

Из сказанного вытекает, что успех лекции в значительной степени зависит от учета преподавателем психологических факторов. Одни из них действуют преимущественно при её подготовке (составление “модели” лекции, продумывание её плана и подбор материала с таким расчетом, чтобы заинтересовать обучаемых, вызвать у них определенные эмоции, чувства, убедить в чем-то и т.д.), другие – при её чтении (учет психологии аудитории, особенностей восприятия и осмысливания информации обучаемыми, применение приемов поддержания внимания и т.д.) Таким образом успех лекции и достижение её целей во многом зависит от активизации учено-познавательной деятельности обучаемых в ходе проводимого занятия.

Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых в диалоговых формах лекционных занятий


Существуют различные способы перевода одного и того же метода из разряда пассивного (созерцательного) в разряд активного. Лекция становится активной, если в ней имеет место диалог со слушателями. В свою очередь, диалог имеет свое предназначение: обеспечить обмен со слушателями мнениями, оценками и суждениями: развить критическое отношение к получаемой информации; повысить эмоциональность обучения; оперативно изучить реакцию воинов на те или иные факты и события; обеспечить обратную связь с аудиторией с целью выяснения степени и уровня понимания его существа поставленных вопросов.

Что же такое диалог в процессе чтения лекции?

Диалог это:

А) совместный поиск истины “сомышление”, причем совсем не обязательно, чтобы кто-то выступал из аудитории, опытный лектор способен своими вопросами, рассуждениями, логикой доказательства “втянуть” в этот процесс всех присутствующих;

Б) спор лектора с оппонентами, представителями других течений и концепций психологии, причем опять без выступлений с мест;

В) реакция на реплики и использование этих реплик для утверждения своей позиции;

Г) приглашение к разговору на интересную для слушателей тему;

Д) выяснение глубины понимания преподнесенного содержания, с последующим уточнением отдельных не понятных вопросов;

Е) представление слушателям возможности до начала лекции подать вопросы и построение лекции как последовательного ответа на них;

Ж) постановка на лекции вопросов, на которые наука еще не дала однозначные ответы, но к которым можно приблизиться используя “мозговой штурм”. В ряде случаев этот метод активизирует мысль обучаемых, когда в начале лекций совместно определяется её структура.

З) проведение “комбинированного” занятия, когда лекция сочетается с элементами самостоятельной работы, обсуждения, консультацией, дискуссией и др. Такой вид занятия целесообразен при необходимости быстро овладеть учебным содержанием до уровня применения знаний на практике и одновременно при небольшом времени и наличии дидактических материалов, ТСО, ЭВМ и других средств интенсификации учебного процесса.

Уже это, далеко не полное перечисление форм диалога в процессе чтения лекций говорит о богатых возможностях активизировать данный вид учебных занятий. Далее мы подробнее рассмотрим некоторые диалоговые формы лекционных занятий: лекция – беседа, лекция – дискуссия, проблемная лекция, лекция с применением техники обратной связи, лекция – консультация, письменная программированная лекция.

Лекция беседа.

Наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения обучаемых в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Её преимущественно перед обычным чтением лекции состоит в том, что она позволяет привлечь внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, определять содержание, методы и темы изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории.

Эффективность этой формы в условиях группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого слушателя вовлечь в процесс обмена мнениями. В тоже время групповая беседа позволяет расширить круг мнений, привлечь коллективный опыт и знания.

Активные участия слушателей в лекции – беседе можно обеспечить различными приемами.

Вопросы к аудитории. В начале лекции и по ходу её преподаватель задает обучаемым вопросы, которые предназначены не для проверки знаний, а для выяснения мнений и уровня осведомленности слушателей по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Адресуются вопросы всей аудитории. Слушатели отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы.

С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, получая при этом возможность наиболее доказательно изложить очередной тезис выступления.

Вопросы могут быть как элементарные, так и проблемного характера. Обучаемые, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять глубину и важность обсуждаемой проблемы, что в свою очередь повышает их интерес и степень восприятия материала.

При такой форме занятий преподаватель должен следить за тем, чтобы его вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить риторический характер и не обеспечат достаточной активизации мышления обучаемых.

Приглашение к коллективному исследованию (беглая мозговая атака).

Лектор предлагает обучаемым совместно вывести комплекс требований или закономерностей процесса, явления. При этом он обращается к опыту и знаниям аудитории. Уточняя и дополняя внесенным предложения он тем самым подводит под комплексный опыт теоретическую базу, систематизирует её и “возвращает” обучаемым уже в виде совместно выработанного тезиса. Таким образом, удается не только сообщить слушателям полезную информацию, но и убедить их в необходимости сделать её для себя руководством к действию.

Лекция дискуссия.

В отличии от предыдущей формы проведения занятий преподаватель или изложении лекционного материала не только использует ответы обучаемых на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между её логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением аудитории, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучаемых. Разумеется эффект достигается лишь при соответствующем подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении его.

Выбор вопросов для обсуждения должен осуществляться преподавателем в зависимости от степени подготовленности обучаемых и тех конкретных дидактических задач, которые он ставит перед собой в данной аудитории.

Проблемная лекция.

Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявление проблемных задач. Проблемная ситуация – это сложная противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучаемых для её правильной оценки и разрешения.

Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для его решения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения новых знаний.

Проблемная задача в отличие от проблемного вопроса содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска её решения.

Понятие “проблемный вопрос” и “проблемная задача” разграничиваются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут перерастать в задачи, а задача – расчленяться на вопросы и подвопросы. Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовки обучаемых, изучаемой темы и других обстоятельств.

Решение проблемных задач, ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи обучаемых, организуя обмен мнениями). Он должен не только разрешить противоречие, но и показать логику и методику этого процесса, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это требует значительного времени. Поэтому от преподавателя требуется значительная работа по отбору содержания учебного материала и подготовки “сценария” лекции. В самом общем виде это могут быть следующие ступени:

Анализ и отбор “ключевого”, основного материала, который составляет логический костяк курса,

Выбор основных проблем и трансформация их в проблемные ситуации (опыт показал, что таких проблем в лекции не должно быть больше 3-4);

Продумывание логики и методики разрешения каждой проблемной ситуации;

Компоновка всего лекционного содержания в целостную систему знаний и методического обеспечения;

“Проигрывание” лекции в слух или про “себя”, прогнозирование успешного применения методических приемов активизации внимания и мышления обучаемых;

Коррекция и окончательная подготовка содержания и методического арсенала лекции.

Таким образом, на лекции проблемного характера обучаемые находятся в постоянном процессе “сомышления” с лектором и в конечном итоге “соавторами” в решении проблемных задач. Это приводит к значительным результатам: знания усвоения таким образом являются собственным достоянием обучаемых, т. е. в какой-то степени знаниями – убеждениями (воспитательный эффект). Знания, усвоенные активно, глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект). Решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект). Знания усвоенные активно, более глубоки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития, творческого мышления). Наконец, подобного рода усвоение повышает интерес к усваиваемому содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности).

Лекция консультация.

Эта форма занятий предпочтительна при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения лекции – консультации.

занятия начинаются со вступительной части, где преподаватель акцентирует внимание обучаемых на ряде проблем, связанной с практикой применения рассматриваемого положения. Затем обучаемые задают вопросы. Основная часть занятия ( до 50 % учебного времени) отводится на вопросы обучаемых. В конце занятия проводится небольшая дискуссия, свободный обмен мнениями, завершающиеся заключительным словом лектора.

За несколько дней до занятия преподаватель собирает вопросы слушателей в письменном виде. Первая часть занятий проводится в виде лекции, в которой преподаватель отвечает на эти вопросы, дополняя и развивая их по своему усмотрению. Вторая часть проходит в форме ответов на дополнительные вопросы обучаемых, свободного обмена мнениями и завершается заключительным словом лектора.

Обучаемые заблаговременно получают материал к занятию. Как правило, он должен носить не только учебный, но инструктивный характер, т. е. Представлять собой методическое руководство к практическому использованию. Обучаемые должны изучить материал и подготовить свои вопросы к консультанту. Занятия проводится в форме ответов на вопросы и свободного обмена мнениями. завершить занятие преподаватель может простым подведением итогов консультации или заключительной лекцией, в которой обобщается практика применения рассматриваемых материалов.

Первая часть занятия поводится в форме краткого сообщения о передовом опыте работы определенного должностного лица или коллектива, просмотра кино, видео фильма. Обучаемые могут заранее получить материал более подробного освещения этого опыта (брошюра, файл и т.д. ). Вторая часть занятий строится в форме ответов на вопросы обучаемых.

Занятия проводится в форме групповой консультации, в которой принимают участие несколько высококвалифицированных специалистов – психологов. Использование такой формы групповой консультации эффективно при рассмотрении проблем наиболее актуальных и комплексных.

Занятия в форме лекции – консультации проходят тем активнее, чем больше вопросов задают обучаемым и чем шире и предметнее их содержание. Когда вопросов поступает мало или их нет, то это объясняется:

практическое применение изучаемого материала не вызывает трудностей. В таком случае достаточно традиционной лекции;

тема настолько нова, что обучаемые еще не представляют себе тех трудностей, с которыми могут столкнуться в практике.

Обучаемые недооценивают глубину и сложность рассматриваемой проблемы, излишне доверяя своему прошлому опыту.

Программированная лекция – консультация.

Эта форма занятий отличается от обычной групповой консультации тем, что преподаватель сам составляет и предлагает вопросы слушателям.

На подготовленные вопросы преподаватель сначала просит ответить обучаемых, а затем проводиться анализ и обсуждения неправильных ответов.

Преподаватель дает разъяснения по возникающим вопросам в связи с их ошибочными ответами.

Групповая консультация проводится, как правило, после лекции или цикла занятий, посвященных данной теме. Такиим образом, отвечая на поставленные вопросы, слушатели анализируют полученные знания, привлекая свой опыт и показывают тем самым понимание проблемы и умение правильно применять то или иное положение в конкретном случае.

Преимущественно лекции – консультации перед другими формами проведения лекционного занятия в том ,что она позволяет в большей степени приболизить содержание занятия к практическим интересам обучаемых, в какой – то степени индивидуализировать процесс обучения с учетом уровня понимания и восприятия материала каждым обучаемым. Наряду с этим такая форма позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых в ходе лекционного занятия.

Письменная программированная лекция.

Она позволяет освободить преподавателей от необходимости объяснения элементарных вопросов и направлять внимание обучаемых на новейшую проблематику. В первой половине лекционного занятия обучаемые знакомятся с запрограммированным определенным образом теоретическим материалом, во второй половине прочитанное комментируется, дополняется преподавателем, проводятся дискуссии по некоторым вопросам. В конце лекции обобщается самое существенное, намечаются направления для самостоятельной работы обучаемых.

Лекция с применением техники обратной связи.

При проведении такой лекции используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где имеется возможность с помощью технических средств получать сведения всей группы обучаемых на поставленный вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Первый – для того, чтобы узнать, насколько обучаемые осведомлены об излагаемой проблеме. Второй – для контроля усвоения материала. В дальнейшем от количества правильных ответов преподаватель строит порядок изложения материала.

Рассмотрим некоторые психологические приемы управления вниманием обучаемых в ходе лекции.

Задача сосредоточения внимания решается прежде всего во вступительной части лекции, но главное – удержать его на протяжении всего выступления. Для этого прежде всего необходимо, чтобы содержание лекции соответственно интересам и установкам аудитории. В тоже время устойчивость внимания зависит от качеств речи и мастерства преподавателя.

Голосовые приемы. Для того, чтобы активизировать внимание аудитории, достаточно усилить речи или изменить тон. Но после восстановления внимания – возвратится к нормальному тону, так как резкое и длительное повышение голоса может быть расценено как свидетельство нервозности преподавателя.

Иногда используется обратный прием: понижение голоса до шепота.

Восстановить внимание можно применением темпа речи, особенно замедлением, а также “укрупнением” речи, т.е. увеличением значительности слов и фраз путем произношением “вразрядку”, сохраняя при этом логическую стойкость фразы.

Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза в середине лекции способна оказать “гипнотизирующее” воздействие, сосредотачивая внимание аудитории на нужном месте.

Жест и движение. Эмоциональный или указывающий жест помогает сосредоточить внимание, особенно в сочетании с другими приемами.

Поднятая в нужный момент рука, сжатая в кулак и др. жест помогает сосредоточить внимание, особенно в сочетании с другими приемами.

Усиливает внимание движение оратора вперед по направлению к обучаемым, тогда как шаг назад дает определенную разрядку.

Вопросы, которыми прерывается речь, также вносят разрядку, активизируют восприятие, заставляют думать вместе с преподавателем.

Обращение к аудитории, повторяемые время от времени, помогают переключению и удержанию внимания.

Неожиданное прерывание начатой мысли – этот прием дает толчок вниманию слушателей, а затем, когда, поговорить о другом, оратор возвращается к недоговоренному – новый толчок. Подобный прием может быть использован и для того, чтобы возвратиться к случайно пропущенному месту (да, чуть не забыл).

Наглядные средства, обладал собственной научно-познавательной значимостью, являются также прекрасным способом переключением или восстановления внимания, также как смена слухового восприятия зрительным непроизвольно возбуждает внимание.

Хороший эффект дает чтение небольшой выдержки из какого-либо документа, который преподаватель вынимает из папки (портфеля) или разворачивает на глазах аудитории.

Юмор – одно из наиболее эффективных средств разрядки.

Диалог. Если позволяет время, можно перейти к диалогу с обучаемыми, ставя перед ними вопросы и вовлекая их в обсуждение.

Таковы некоторые психологические приемы управления вниманием обучаемых в ходе изложения лекционного материала.

Рассмотренные формы лекционных занятий, на наш взгляд, позволят активизировать учебно-познавательную деятельность обучаемых. Важно помнить, что выбор той или иной формы лекции зависит от многих факторов: целей занятия, подготовленности аудитории к восприятию учебного материала, наличия времени и т.п. Бесспорно одно – владение различными приемами и методами активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых позволит оптимизировать процесс психологического просвещения в части, преподавания психологии в ВВУЗе.

Литература:

Военная педагогика: учебное пособие для высших военно-политических училищ. Коллектив авторов. – М: Воен. Издат., 1973 с.148-152.

Военная психология и педагогика: Учебное пособие/ под редакцией П.А.Корчемного, Л.Г. Михайловского. – М.: Издательство “Совершенство”, 1998 с. 167 –170

Давидов Н.А., Бойченко Н.А., Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. – Симферополь, Таврия, 1992.- с.4-16.

Давыдов Н.А. Педагогика: Учебное пособие. – М.ИЭП,1997. – с. 51-54.

Дьяченко М.И. Психология высшей военной школы: Учебное пособие. – М. ВПА, 1983. – с. 95-101.

Калашников А.Г. Методы преподавания общественных наук и пути повышения их эффективности. – М: Процесс, 1989.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, выступая публично. – М. Прогресс,1989.

8. Коротков Э.Н. Современные методы в учебном процесс академии. – М. ВПА, 1988. – с. 65-75.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru