План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)



НазваниеПлан-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Дата15.04.2013
Размер72 Kb.
ТипИнтервью
источник
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

ПЛАН-СХЕМА проведения практического занятия по теме: "БЕСЕДА (ИНТЕРВЬЮ), как метод психологического исследования".

ЦЕЛИ:

1. Изучить концептуальную и процедурную модели метода, познакомиться с его инструментарием.

2. Выработать подходы к использованию метода в процессе служебно-боевой деятельности войск.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Сущность метода и его концептуальная модель.

2. Особенности взаимодействия исследователя и респондента.

3. Процедура.

4. Этапы подготовки и проведения.

5. Факторы повышения эффективности метода.

6. Достоинства и недостатки.

А1. БЕСЕДА – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Широко используется в различных сферах психологии, являясь основным способом введения испытуемого в ситуацию психологического экспериментирования – от строгой инструкции в психофизическом эксперименте до свободного общения в психотерапии.

Далее см. специфические виды беседы.

ИНТЕРВЬЮ – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ:

применение И. в области психотерапии и психотехники (психологич. консультации)

использование И. в конкретных социологических и социально-психологических исследованиях

современный – координация практических, теоретических и методологических проблем И. для использования его как особого метода

получения информации на основе вербальной коммуникации.

АП. Концептуальная модель метода: идеи, лежащие в его основе.

АП. а. коммуникатор (исследователь, интервьюер)

АП R. респондент (реципиент, объект интервьюирования).

АП g. инструментарий (вопросник, искусство коммуникатора)

АП д среда (условия интервьюирования в частности)

АП а. Коммуникатор (интервьюер, исследователь)

Исполняет роль оператора, опосредующего связь между исследовательским инструментарием (вопросником) и источником информации (респондентом).

От него требуется:

соблюдение точности выборочных процедур (см. выборка и требования к ней),

установление контакта с респондентом (ситуация общения)

адаптация вопросника к особенностям респондента

сочетание профессионализма и творчества

умение ориентироваться в нестандартных ситуациях и т. д.

Коммуникатор (интервьюер) влияет на процесс получения информации по многим направлениям, при этом влияние его, получившее название "эффекта интервьюера" может быть как позитивным, так и негативным.

Так при равноценной подготовке больших результатов в общении с респондентом – мужчиной достигает интервьюер – женщина и наоборот, а при работе с представителями различных рас – лучше выбирать интервьюера одной расы с респондентом и т. д.

АП в. Респондент (объект интервьюирования, источник информации).

Внешний облик респондента – огромный объем информации (от одежды до мимики к пантомимики).

Информированность респондента об исследуемой проблеме (вопросы-фильтры или отсеивающие вопросы для выявления, степени информированности респондента).

Языковые возможности респондента, достаточен ли словарный запас, каковы предикаты его речи.

Искренность респондента важнейшая проблема интервью. Успех достигается полной анонимностью или твердыми гарантиями защищенности респондента от возможных последствий.

В психологии только полная тайна результатов и доверие респондента к исследователю.

Интерес респондента к проблеме.

Средствами повышения заинтересованности респондента могут быть:

объяснение ему значения исследования

подчеркивание его личной роли, ценности его ответов

создание атмосферы равноправного сотрудничества

-сочетание в интервьюере мастерства общения и исследования.

Особенности взаимодействия исследователя и респондента

1. Создание ситуации общения.

вступительное слово интервьюера должно быть ярким, убедительным и кратким.

Мотивирование респондента к сотрудничеству.

Гарантийные обязательства сторон.

2. Основная фаза

постоянное поддержание контакта

доброжелательность и внимание

четкое выполнение намеченного плана

3. Завершение интервью

Логическое завершение вопросов исследования

Благодарность за сотрудничество

Подтверждение добрых отношений и гарантий

РАЗНОВИДНОСТИ ИНТЕРВЬЮ:

А. Стандартизированное – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они не меняются в процессе работы со всеми респондентами.

Б. Нестандартизированное – интервьюер руководствуется лишь общим планом, гибко и широко варьирует вопросы и порядок их предъявления в соответствии с ходом интервью.

Преимущества стандартизированного интервью:

сравнимость данных с результатами других респондентов

более удобно для больших групп респондентов

минимизированы ошибки интервьюера (четкий план)

доступность для неспециалиста.

Преимущества нестандартизированного интервью:

гибкость реагирования на ответы респондента, маневр

большая глубина информации, ее детализация

большая естественность ситуации общения

ВШ. Процедурная характеристика

В интервью исследователь исполняет ведущую роль, однако он не должен ею злоупотреблять дабы не превратить интервью в допрос.

В. Гуд и П. Хэтт считают, что интервью, это "псевдобеседа", один из собеседников должен постоянно помнить, что он исследователь. Он не может упускать из виду плана беседы. Оставаясь доброжелательным и внимательным к словам партнера, он должен твердо вести беседу по заданному руслу, чтобы собеседнику порой казалось, что он сам предлагает этот путь разговора".

З. Фрейд дает классическое описание интервью (врач-психоаналитик – больной).

"Пациент говорит, рассказывает о своих прошлых переживаниях и нынешних впечатлениях, жалуется, признается в своих желаниях и чувствах. Врач же слушает, старается управлять ходом мыслей больного, кое о чем напоминает ему, удерживает его внимание в определенном направлении, дает объяснения и наблюдает за реакциями приятия и неприятия, которые он таким образом вызывает у больного".

Исключительно важно сохранение нейтральной позиции интервьюера, он не должен выражать своего отношения к предмету исследования.

Регистрация данных интервью.

1. Дословная запись.

Трудоемкий процесс, требующий навыка стенографирования.

Деловые тексты используются для иллюстрации различных оттенков информации.

2. Запись по памяти.

Теряется значительная часть информации, меняются акценты и т. д. Часто используется в сочетании с дословной записью (в случае если последняя вызывает беспокойство респондента).

3. Механическая звукозапись.

Весь ход интервью фиксируется на ленту магнитофона. Полная информация, освобождает исследователя для наблюдения за респондентом.

Могут быть неожиданные трудности:

звук, расположение микрофона и т. д.

реакция респондента.

обязательное согласие респондента.

4. Классификация.

Используется специальный бланк, в котором приведены образцы возможных оценок. Исследователь не записывает ответов, а на основе образцов дает оценку тем переменным, которые получает в ответах.

5. Кодирование.

Используется при применении закрытых вопросов – выбор одного из предложенных вариантов ответа. (ближе к опросному методу).

СШ. Инструментарий метода.

Основные этапы работы исследователя по построению вопросника:

1. определение характера информации, которую необходимо получить;

2. составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

3. составление первого плана вопросника;

4. проверка этого плана пробным интервьюированием (пилотаж);

5. доработка, исправление и окончательное редактирование вопросника.

Правила формулирования вопросов:

каждый вопрос должен быть логически отдельным;

следует избегать узкоспециальных терминов и иностранных

слов;

вопросы должны быть сформулированы предельно ясно и кратко;

каждый вопрос должен быть конкретным;

если предлагаются варианты ответов, то указываются все возможные;

формулировка вопроса не должна наталкивать на шаблонный ответ;

вопрос не должен иметь внушающего характера, и т. д.

Выбор формы вопросов.

Закрытые вопросы чаще используются в стандартизированных интервью, открытые вопросы нестандартизированных.

Последовательность вопросов.

Интервью – это процесс социально-психологического взаимодействия, имеющий свои фазы развития. К вопросам, стоящим в начале интервью предъявляются одни требования, в середине – другие, стоящие в конце – третьи.

Требования к последовательности вопросов интервью (по В. Гуду и Г. Хэтту):

1. По мере развертывания интервью интерес респондента должен расти.

2. Более сложные вопросы должны следовать за более простыми, чем далее опрашиваемый вовлекается в интервью, тем труднее ему отказаться от продолжения ответов на вопросы.

3. Нельзя слишком поспешно задавать опрашиваемому сугубо интимных вопросов.

4. В смысловом отношении вопросы должны спокойно следовать один за другим, так чтобы предыдущие вопросы уточнялись последующими.

5. Необходимо варьирование структурными и неструктурными вопросами.

6. Выяснение фактических данных респондента (возраст, образование. должно приходиться на конец интервью.

Предварительная проверка вопросника.

Цель этой работы заключается в том, чтобы проверить:

а) ясность формулировок вопросов;

б) обеспечивают ли эти вопросы получение всех требуемых данных;

в) правильность определения последовательности вопросов с целью устранения нежелательных влияний;

г) не упущены ли какие-либо важные аспекты изучаемой проблемы;

д) способствует ли данный вопросник хорошему мотивированию респондента на сотрудничество.

Результаты пилотажного исследования анализируются и принимаются меры по редактированию вопросника.

Окончательный вариант вопросника может тоже быть подвергнут проверке – экспертному опросу.

Последняя редакция вопросника завершается детальной проработкой каждой формулировки, порядок и схемы работы с респондентом.

СП. Достоинства метода.

высокая информативность

многовариантность

мобильность

достаточная надежность

доступность

Несмотря на то, что другие методы выигрывают у интервью в достоверности данных, никакой опросник или тест не нарисуют картины переживаний человека. Личное общение исследователя с респондентом дает возможности получения как прямой, так и косвенной информации, многократной ее проверки и перепроверки.

С1. Недостатки и ограничения.

1. Данные, полученные от респондентов во многом основаны на самонаблюдении (субъективны).

2. Метод требует высокой компетентности исследователя.

3. Сложность обработки данных и использования оргтехники.

4. Полученные в ходе исследования данные должны быть проверены другими методами.

5. Исследователь должен твердо придерживаться моральных правил, ничто не должно быть использовано во вред респонденту.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru