2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения



Название2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
страница1/9
Дата15.04.2013
Размер1.13 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

 2ФАЙЛ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ


 2I.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОМЕТРИИ И ОБЛАСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ.


 2Психометрия 0 - это математизированная технология создания

стандартизированных, измерительных психодиагностических мето-

дик.Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять

измерительные психодиагностические методы, обосновывает проце-

дуры и правила их разработки и применения.

Для психологии, как и для других наук о человеке, особое

место занимает вопрос о качестве, получаемой в процессе приме-

нения различных методов и средств, информации. В этой связи мо-

гут быть выделены два вида параметров качества информации: объ-

ективные и субъективные.

Такое допущение вытекает из той особенности психологии,

что источником информации в ней всегда является  _человек .. Зна-

чит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспе-

чить максимально возможный уровень надежности тех параметров.

которые квалифицируются как "субъективные". Конечно, ответы на

вопросы теста или анкеты или составляют "субъективную" информа-

цию, но и ее можно получить в максимально полной и надежной

форме, а можно упустить многие важные моменты, проистекающие из

этой "субъективности". Для преодоления ошибок такого рода и

вводится ряд психометрических требований.

Данные требования в первую очередь касаются качества того

инструмента (теста), посредством которого собираются данные.

Психологический тест может быть охарактеризован как  3эффективный

при условии, что он удовлетворяет определенным требованиям. Ос-

новные из них следующие:

а. использование шкалы интервалов;

б. надежность;

в. валидность;

г. дискриминативность;

д. наличие нормативных данных (либо критериев, установлен-

ных экспертами).


 2Типы шкал.


Шкала - это форма фиксации совокупности признаков изучае-

мого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую сис-

тему.

Применение шкал связывается с необходимостью качественной

и количественной оценки (с задачей последующего сравнения) оп-

ределенных признаков и переменных.  1Признаки и переменные  0- это

измеряемые психологические явления. Такими явлениями могут быть

время решения задачи, количество допущенных ошибок, уровень

тревожности, показатель интеллектуальной лабильности, интенсив-

ность агрессивных реакций, угол поворота корпуса в беседе, по-

казатель социометрического статуса и множество других перемен-

ных.

Понятия признака и переменной могут использоваться как

взаимозаменяемые. Они являются наиболее общими. Иногда вместо

них используются понятия показателя или  1уровня 0, например, уро-

вень настойчивости, показатель вербального интеллекта и др. По-

нятия показателя и уровня указывают на то, что признак может

быть измерен количественно, так как к ним применимы определения

"высокий" ИЛИ НИЗКИЙ, например, высокий уровень интеллекта,

низкие показатели тревожности и др.

Значения признака определяются (измеряются) при помощи

 1специальных шкал измерения 0. Под измерением понимается процеду-


- 2 -


ра, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некото-

рым эталоном и получает числовое выражение в определенном масш-

табе или шкале. Существуют шкалы нескольких уровней, иерархи-

чески упорядоченных по сложности. Это следующие уровни, начиная

с простейшего:

1. _ 1 Номинативные шкалы . 0 (шкалы наименований) - это шкалы,

классифицирующие по названию: 1 nomen 0 (лат.) - имя, название.

Название же не измеряется количественно, оно лишь позволяет от-

личить один объект от другого. Это простейшая классификация ис-

пытуемых: мужчина/женщина - классификация по номинативной шка-

ле.

Пример номинативной шкалы - дихотомическая шкала, состоя-

щая всего из двух ячеек, например: "имеет братьев и сестер -

единственный ребенок в семье"; "иностранец - соотечественник";

"проголосовал "за" - проголосовал "против" и т.п. Признак, ко-

торый изменяется по дихотомической шкале наименований, называ-

ется альтернативным. Он может принимать всего два значения.

Более сложный вариант номинативной шкалы - классификация

из трех и более ячеек, например: "экстрапунитивные - интрапуни-

тивные - импунитивные реакции" или "выбор кандидатуры А - кан-

дидатуры Б - кандидатуры В - кандидатуры Г", или "старший -

средний - младший - единственный ребенок в семье" и др.

Рассклассифицировав все объекты, реакции или всех испытуе-

мых по ячейкам классификации, мы получаем возможность от наиме-

нований перейти к числам, подсчитав количество наблюдений в

каждой из ячеек. Таким образом, номинативная шкала позволяет

нам подсчитывать частоты встречаемости разных "наименований",

или значений признака, и затем работать с этими частотами с по-

мощью математических методов.

Возможными операциями с числами для номинативной шкалы яв-

ляются следующие:

- нахождение частот распределения по пунктам шкалы с по-

мощью процентирования или в натуральных единицах;

- поиск средней тенденции по модальной частоте (модальной

 1(Мо) 0 называют группу с наибольшей численностью);

- установление взаимосвязи между рядами свойств, располо-

женных неупорядоченно (с этой целью составляются специальные

таблицы, посредством которых, помимо простой процентовки в них

можно подсчитать критерий сопряженности признаков по Пирсону

(Х 52 0)).


2. _ 1 Порядковая шкала . 0 - это шкала, классифицирующая по прин-

ципу "больше - меньше". Здесь субъекты ранжированы, например,

по весу или росту. В порядковой шкале должно быть не менее трех

классов, например, "положительная реакция - нейтральная реакция

- отрицательная реакция" или "подходит для занятия вакантной

должности - подходит с оговорками - не подходит".

В порядковой шкале мы не знаем истинного расстояния между

классами, а знаем лишь, что они образуют последовательность.

Например, классы "подходит для занятия вакантной должности" и

"подходит с оговорками" могут быть реально ближе друг к другу,

чем класс "подходит с оговорками" к классу "не подходит".

От классов легко перейти к числам, если мы условимся счи-

тать, что низший класс получает ранг 1, средний класс - 2, а

высший - ранг 3, или наоборот. Например, мы можем легко оценить

различия между двумя выборками испытуемых по преобладанию у них

более высоких или более низких рангов или подсчитать коэффици-

ент ранговой корреляции между двумя переменными, измеренными в


- 3 -


порядковой шкале, допустим, между оценками профессиональной

компетентности руководителя, данными ему разными экспертами.

Под 1 выборкой 0 понимается случайным образом формируемое из

генеральной или выборочной совокупности множество заданий или

испытуемых.

Все психологические методы, использующие ранжирование,

построены на применении шкалы порядка. Если испытуемому предла-

гается упорядочить 18 ценностей по степени их значимости для

него, проранжировать список личностных качеств социального ра-

ботника или 10 претендентов на эту должность по степени их про-

фессиональной пригодности, то во всех этих случаях испытуемый

совершает так называемое  1принудительное ранжирование 0, при кото-

ром количество рангов соответствует количеству ранжируемых

субъектов или объектов (ценностей, качеств и т.п.).

Однако, если у нас имеется всего 3 возможных класса и,

следовательно, 3 ранга, и при этом, скажем, 20 ранжируемых ис-

пытуемых, то некоторые из них неизбежно получат одинаковые ран-

ги. Все многообразие жизни не может уместиться в 3 градации,

поэтому в один и тот же класс могут попасть люди, достаточно

серьезно различающиеся между собой.

С другой стороны, принудительное ранжирование может ис-

кусственно преувеличивать различия между людьми. Кроме того,

данные, полученные в разных группах, могут изначально разли-

чаться по уровню развития исследуемого качества, и испытуемый,

получивший в одной группе высший ранг, в другой получил бы все-

го лишь средний.

Выход из положения может быть найден, если задавать доста-

точно дробную классификационную систему, скажем, из 10 классов,

или градаций признака. В сущности, подавляющее большинство пси-

хологических методик, использующих экспертную оценку, построено

на измерении одним и тем же "аршином" из 10, 20 или даже 100

градаций разных испытуемых в разных выборках.

Итак, единица измерения в шкале порядка - расстояние в 1

класс или в 1 ранг, при этом расстояние между классами и ранга-

ми может быть разным (оно нам не известно).

При операциях с числами порядковой шкалы необходимо пом-

нить, что интервалы в шкале не равны, поэтому числа обозначают

лишь порядок следования признаков. И операции с числами - это

операции с рангами, но не с количественным выражением свойств в

каждом пункте.

Числа поддаются монотонным преобразованиям: их можно заме-

нять другими с сохранением прежнего порядка (например, вместо

ранжирования от 1 до 5 можно упорядочить тот же ряд в числах от

2 до 10 или от (-1) до (+1). Отношения между рангами останутся

неизменными). Кроме этого, возможно использование модальных по-

казателей, поиск средней тенденции с помощью медианы (Ме), ко-

торая делит ранжированный ряд пополам.

Наиболее сильный показатель для таких шкал - корреляции

рангов (по Спирмену - 1 p 0 или по Кендаллу - 1 R 0). Ранговые корреля-

ции указывают на наличие или отсутствие функциональных связей в

двух рядах признаков, измеренных упорядоченными номинальными

шкалами.


3. _ 1 Интервальная шкала . 0 - это шкала, классифицирующая по

принципу "больше на определенное количество единиц - меньше на

определенное количество единиц". Шкала представляет собой пол-

ностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами между пунк-

тами, причем отсчет начинается с произвольно выбранной величи-


- 4 -


ны. Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на

равном расстоянии.

Эквивалентные интервальные шкалы могут быть линейно преоб-

разованы друг в друга, что позволяет приводить результаты тес-

тирования к общим шкалам и таким образом осуществлять сравнение

показателей. Более того, многие статистические процедуры пред-

полагают измерения по шкале интервалов.

Главная трудность в построении таких шкал - обоснование

равенства или разности дистанций между пунктами.

Можно предположить, что если мы измеряем время решения за-

дачи в секундах, то это уже явно шкала интервалов. Однако на

самом деле это не так, поскольку психологически различие в 20

секунд между испытуемым А и Б может отнюдь не равно различию в

20 секунд между испытуемыми Б и Г, если испытуемый А решил за-

дачу за 2 секунды, Б - за 22, В - за 222, а Г - за 242.

Выход может быть найден путем перевода сырых баллов в еди-

ницы стандартного отклонения, при которых определенная часть

результатов будет попадать в тот или иной отрезок, приравненный

к различному уровню развития измеряемого свойства.

Для интервальной шкалы применимы линейные преобразования

чисел, переход от одной шкалы к шкале другой дробности пунтов

или точкой отсчета. Возможно вычисление коэффициента ранговой

корреляции, а также коэффициента парной корреляции по Пирсону

( 1r 0).


4. _ 1Шкала равных отношений . 0 - это шкала, классифицирующая

объекты или субъектов пропорционально степени выраженности из-

меряемого свойства. В отличие от интервальной шкалы она имеют

значимую нулевую точку, которая не произвольна, а указывает на

полное отсутствие измеряемого свойства.

В шкалах отношений классы обозначаются числами, которые

пропорциональны друг другу, 2 так относится к 4, как 4 к 8.

Наличие нулевой точки - проблема для большинства психоло-

гических переменных. Возможности человеческой психики столь ве-

лики, что трудно себе представить абсолютный нуль в какой-либо

измеряемой психологической переменной. Абсолютная глупость и

абсолютная честность - понятия скорее житейской психологии. То

же относится и к установлению равных отношений: только метафора

обыденной речи допускает, чтобы Иванов был в 2 раза (3, 10,

100) умнее Петрова или наоборот.

Абсолютный нуль, правда, может иметь место при подсчете

количества объектов или субъектов. Например, при выборе одной

из 3 альтернатив испытуемые не выбрали альтернативу А ни разу,

альтернативу Б - 14 раз и альтернативу В - 28 раз. В этом слу-

чае мы можем утверждать, что альтернативу В выбирают в два раза

чаще, чем альтернативу Б. Однако при этом не измерено психоло-

гическое свойство человека, а соотношение выборов у 42 человек.

По отношению к показателям частот возможно применять все

арифметические операции, сложение, вычитание, деление и умноже-

ние. Единица измерения в этой шкале отношений - 1 наблюдение, 1

выбор, 1 реакция и т.п.


 2II 0.  2РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКА. ПАРАМЕТРЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.


 1Распределением 0 называется закономерность встречаемости

разных его значений. Статистическое распределение может иметь

графическое представление в виде полигона частот (ломаной ли-

нии, соединяющей точки, соответствующие величинам частот, отк-


- 5 -


ладываемым по оси ординат). Форма распределения является неко-

торой обобщенной характеристикой выборки. Кривые распределения

бывают одновершинные и многовершинные.

В психологических исследованиях чаще всего ссылаются на

нормальное распределение.  1Нормальное распределение 0 характеризу-

ется тем, что крайние значения признака в нем ссылаются доста-

точно редко, а значения, близкие к средней величине - достаточ-

но часто.

Нормальным такое распределение называется потому, что оно

очень часто встречалось в естественно-научных исследованиях и

казалось "нормой" всякого массового проявления признаков. Это

распределение следует закону, открытому в разное время: Муавром

в 1733 г. в Англии, Гауссом в 1809 г. в Германии и Лапласом в

1812 г. во Франции. График нормального распределения представ-

ляет так называемую колоколообразную кривую (верхняя часть ко-

локола).

 1Параметры распределения 0 - это его числовые характеристики,

указывающие, где в "среднем" располагаются значения признака,

насколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущест-

венное появление определенных значений признака. Наиболее прак-

тически важными параметрами являются математическое ожидание,

дисперсия, показатели асимметрии и эксцесса.

 1Среднее арифметическое (оценка математического ожидания) 0 -

это обобщающий показатель положения уровня центра распределе-

ния. Оно вычисляется по формуле:

 1x = M 7  1= 7  _ S 1x 4i

 5n

где 1 х 4i 0- каждое наблюдаемое значение признака;

i - индекс, указывающий на порядковый номер данного

значения признака;

 1n 0 - количество наблюдений;

 7S 0 - знак суммирования.


 1Дисперсия 0 (S) характеризует средний разброс значений по

выборке относительно среднего арифметического, возведенный в

квадрат. На практике, однако, чаще используют другой показатель

-  1стандартное отклонение 0 ( 7s 0)- показатель, представляющий собой

квадратный корень из несмещенной оценки дисперсии.

В тех случаях, когда какие-нибудь причины благоприятствуют

более частому появлению значений, которые выше или, наоборот,

ниже среднего, образуются асимметричные распределения. Показа-

тель  1асимметрии 0 может быть положительным или отрицательным. При

левосторонней, или положительной асимметрии в распределении ча-

ще встречаются более низкие значения признака, а при правосто-

ронней, или отрицательной - более высокие.

В тех случаях, когда какие-нибудь причины способствуют

преимущественному появлению средних или близких к средним зна-

чений, образуется распределение с положительным 1 эксцессом 0 (Е).

Если же в распределении преобладают крайние значения, причем

одновременно и более низкие, и более высокие, то такое распре-

деление характеризуется отрицательным эксцессом и в центре

распределения может образоваться впадина, превращающая его в

двувершинное.

В нормальных распределениях Е и А равны нулю.

Кроме вышеназванных параметров очень часто приходится оце-

нивать и другие показатели:

а)  1Медиана (Ме) 0 - центральное значение переменной: резуль-

тат, находящийся в середине последовательности показателей, ес-


- 6 -


ли их расположить в порядке возрастания или убывания.

б)  1Мода (Мо) 0 - наиболее часто встречающийся результат (са-

мая высокая точка кривой распределения).

в)  1Размах распределения 0 - разность между самым высоким и

самым низким результатом.

г)  1Корреляции 0 - это связанные изменения двух переменных.

Корреляция - связь между статистическими вариациями по различ-

ным признакам. Коэффициент корреляции - математический показа-

тель силы связи между двумя сопоставляемыми статистическими

признаками (при К=1 связь однозначна, при К= -1 связь обратно

пропорциональна, при К=0 связи нет).

Связь отдельных переменных (или совокупности переменных)

между собой может образовывать особые векторы, выступающие в

роли особых оснований общности связи данных переменных. Данные

векторы, или 2 факторы 0, являются предметом многомерного статисти-

ческого анализа -  1факторного анализа 0 -, позволяющего снижать

размерность изучаемых признаков посредством определения (нахож-

дения) общих факторных нагрузок между переменными.

Если фактор имеет нагрузки по всем переменным, он назывется

 1генеральным 0 (соответствует всем элементам рассматриваемого мно-

жества переменных).  1Общий фактор 0 соответствует, по крайней ме-

ре, двум элементам множества переменных. 1 Специфический фактор

имеет нагрузку по одной переменной 1, групповой - 0 на группу пере-

менных. 1 Ортогональные 0 факторы - фактор, которые не коррелируют

между собой.


 2III. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭФФЕКТИВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ.


 2Валидность.


1. _Обоснованность (валидность) . инструмента - это его спо-

собность измерять именно те характеристики объекта, которые и

нужно измерить. Психолог, строя какую-либо шкалу, должен быть

уверен, что эта шкала измерит именно те свойства, например, ус-

тановок индивида, которые он намеревался измерить.

ВАЛИДНОСТЬ (англ. valid - действительный, пригодный, име-

ющий силу) - комплексная характеристика методики (теста). вклю-

чающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентатив-

ности диагностической процедуры по отношению к ним.

В наиболее простой и обшей формулировке валидность теста

это "...понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько

хорошо он это делает" (А. Анастази, 1982). В стандартных требо-

ваниях к педагогическим и психологическим тестам валидность оп-

ределяется как комплекс сведений о том, относительно каких

групп психологических свойств личности могут быть сделаны выво-

ды, а также о степени их обоснованности на основании конкретных

тестовых оценок или других форм оценивания.

В психологической диагностике валидность - обязательная и

наиболее важная часть информации о методике, включающая (наряду

с указанными выше) данные о степени согласованности результатов

теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru