Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с



НазваниеУчебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
страница1/49
Дата15.04.2013
Размер4.88 Mb.
ТипУчебное пособие
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49
1. /учебные и наглядные пособия/Белова О.В. Общая психодиагностика.doc
2. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 1.doc
3. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 2.doc
4. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 3.doc
5. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 4.doc
6. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 5.doc
7. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/глава 6.doc
8. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/оглавление.doc
9. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/предисловие.doc
10. /учебные и наглядные пособия/ВПИ Куликов/приложения.doc
11. /учебные и наглядные пособия/Гуревич К.М., Борисова Е.М. ''Психологическая диагностика''.doc
12. /учебные и наглядные пособия/Дзуки_ Введ в методологию соц_псих исследования/Дзуки Введ в методологию соц_псих исследования.rtf
13. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/ЕЛБ-ДУД.DOC
14. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Курс психодиагностики.doc
15. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Обработка теста-психодиагностика.doc
16. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общая психодиагностика Белова.doc
17. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Общее представление о психодиагностке.doc
18. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Пол Клайн.doc
19. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Понятие о психометрии.doc
20. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Применение экспертных оценок при прогн..doc
21. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Теоретическое обоснование методики.doc
22. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/Учеб. пособие Г.С.Абрамова.doc
23. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-практическое занятие.doc
24. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/беседа-рекомендации.doc
25. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/биографический метод изучения личности.doc
26. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/гипотеза.doc
27. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/квалификационные требования к психологу.doc
28. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
29. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/лекция-методика проведения.doc
30. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методология межсистемных взаимодействий.doc
31. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/методы моделирования.doc
32. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение и изучение документов.doc
33. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/наблюдение.doc
34. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/общая характеристика методов.doc
35. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/опрос.doc
36. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/применение методов экспертных оценок в прогнозировании.doc
37. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/псих-экспериментальная-конспект.doc
38. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика НГУ.doc
39. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-конспект.doc
40. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психодиагностика-текст.doc
41. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психологическое исследование Куликов.doc
42. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/психофизиологические методы.doc
43. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическая адаптация.doc
44. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/социально-психологическое изучение документов.doc
45. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/теоретич обоснование методики (Елбаев-Дударев).doc
46. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/тест-психодиагностика.doc
47. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/требования к психологу.doc
48. /учебные и наглядные пособия/Курс лекции и проблемы психодиагностики/этапы и программа ВПИ.doc
49. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Контрольные вопросы по экспер. психологии.doc
50. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекции по эксперементальной психологии.doc
51. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Лекция-методика проведения.doc
52. /учебные и наглядные пособия/Лекции по экспер. психологии/Псих-практикум.doc
53. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Баннистер Репертуар. решетки.doc
54. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ВПИ Дзуки.doc
55. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Выборки в ВПИ.doc
56. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Гипотеза исследования.doc
57. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Задачи и цели прикладного исследования.doc
58. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Исследование психол. явлений в ВК.doc
59. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Качественные методы ВПИ.doc
60. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Методологические проблемы ВПИ.doc
61. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/ПДМ.doc
62. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Перспекивы компьютерного тестирования.doc
63. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Писх. принципы исследования в полку.doc
64. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Понятие методологии научного исслед..doc
65. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Разраб. теста достижений.doc
66. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Типы выборок.doc
67. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент Ноотропил.doc
68. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Эксперимент по изуч. агрессивности.doc
69. /учебные и наглядные пособия/Проблемы экспериментальной психолгии/Этапы и программа ВПИ.doc
70. /учебные и наглядные пособия/Психодиагностика-Кузнецова.doc
71. /учебные и наглядные пособия/Шапарь Практическая психология инструментарий.doc
72. /учебные и наглядные пособия/конструирование тестов (Пол Клайн).doc
73. /учебные и наглядные пособия/эксперименты и квазиэксперименты Кэмпбелл.doc
Методические указания автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии нгу, 1996
I. общая схема и этапы психологического исследования 1 Общая схема исследования
2. разработка концепции и планирование исследования концепция исследования
Сбор эмпирических данных
Обработка эмпирических данных первичная обработка данных
Изложение исследования наглядное представление результатов
Указатель литературы по методам исследования
Протокол эксперимента
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Приложение 1 Значение критерия t для отбраковки выпадающих
Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во урао, 1997. 304 с
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Курс: Основы психодиагностики
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слуша­телям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Файл материалов для изучения
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
2файл материалов для изучения 2I. Общее понятие о психометрии и области ее применения
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Абрамова Г. С. А 16 Практическая психология. Издание третье, стереотипное. — Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 368 с
План-схема проведения практического занятия по теме: беседа (интервью)
Важно умение психолога говорить и задавать вопросы на языке, понятном обследуемому, ориентируясь, на его уровень знаний, на интересы, индивидуальные особенности
Биографический метод изучения личности
Гипотеза исследования
1. 1Наименование военной специальности "психология"
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
1995 г. Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин
Метод ы моделрования
Наблюдение и изучение документов как методы сбора психологической информации
Особенности метода
Общая характеристика методов
Методы опроса
Применение методов экспертных оценок при прогнозировании
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психологам
Психодиагностика как наука и как практическая деятельность
Психодиагностика общее представление о психодиагностике
Методические рекомендации по проведению «наука» Санкт-Петербург 1994 Предисловие
Психофизиологические методы
Социально-психологическая адаптация: содержание, типы, механизмы
Социально-психологическое изучение документов
Название этапов
Регистрационный бланк фамилия И. О. Подраздедение
Требования к специалистам, осуществляющим психологическую и психофизиологическую диагностику 2
Этапы и программа военно-психологического исследования
Учебные-и-наглядные-пособия
Практикум по психологии. Психологический эксперимент. (Методические указания). М. Мгу 1985. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие. Л. Лгу 1990
Методика подготовки и проведения учебной лекции по психологии
Литература: Анцупов Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку (на корабле)
Предисловие теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
Книга представляет собой курс лекций, прочитанный в Новосибирском государственном университете в рамках программы Tempus-Tacis. Рекомендуется студентам, изучающим психологию
Выборка в социально-психологическим исследовании свойство выбоpки отpажать хаpактеpистики изучаемой совокуп
Гипотеза исследования
Цели и задачи исследоваhия цель исследования ориентирует его на конечный результат
Программа изучения психологических явлений в воинском коллективе
З качественные методы в решении практических социально-психологических задач
В. Н. Помогайбин методологические проблемы военно-психологических исследований москва = ву предлагаемое учебное пособие
Военный университет разработка психодиагностической методики определение организаторских способностей личности для прфессионально-психологического отбора младшего командирского звена (сержантов).
Состояние и перспективы развития компьютерного тестирования
1 методологические приhципы исследоваhия психологических
Поhятие методологии hаучhого исследоваhия. Андpеева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во
Д инамика развития современной России требует адекватного обновления основополагающей системы ценностей, целей методов и критериев в образовании. Очевидно, что для применения определенных знаний на практике
Типы выборок 1 Простая случайная Из однородной совокупности, все эле
Тема: «Влияние активизации сознания на психические познавательные процессы»
Программа эксперимента
Этапы и программа военно-психологического исследования
Одобрено утверждаю
Методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии
Пол Клайн глава создание надежных тестов II: личностные опросники. Разработка заданий
Эксперименты и квазиэксперименты

Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I
ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 6

§ 1. ИСТОКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 6

§ 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ 7

§ 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРУППОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 10

§ 4. ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДОСТИЖЕНИЙ 11

§ 5. ДРУГИЕ ВИДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК 12

§ 6. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 14

Глава II
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК 20

§ 1. ТИПЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК 20

§ 2. МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ 20

§ 3. МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ 27

Г л а в а III
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ И ПРОВЕРКЕ МЕТОДИК 32

§ 1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ 32

§ 2. НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ 35

Глава IV
ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 46

§ 1. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ 46

§ 2. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ТЕСТ Д. ВЕКСЛЕРА 47

§ 3. ТЕСТ Р. АМТХАУЭРА 49

§ 4. НЕЯЗЫКОВЫЕ ТЕСТЫ, ТЕСТЫ ДЕЙСТВИЯ И СВОБОДНЫЕ ОТ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРЫ ТЕСТЫ 50

§ 5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ. ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА 53

§ 6. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕСТОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 54

§ 7. ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 56

§ 8. ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ 58

§ 9. ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 59

§ 10. ИЗУЧЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 63

Глава V
ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ 66

§ 1. ЧТО ТАКОЕ СПОСОБНОСТИ 66

§ 2. ДИАГНОСТИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 68

§ 3. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ 77

§ 4. ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ 79

Глава VI
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ 82

§ 1. ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 82

§ 2. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 85

Глава VII
ДИАГНОСТИКА ПРИРОДНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА 88

§ 1. ПОНЯТИЕ О ПРИРОДНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА 88

§ 2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА 90

§ 3. БЛАНКОВЫЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ЛАБИЛЬНОСТИ И СИЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В МЫСЛИТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 92

§ 4. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ 97

Глава VIII
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПАРАМЕТРОВ ЛИЧНОСТИ 100

§ 1. К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИКИ ПАРАМЕТРОВ ЛИЧНОСТИ 100

§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ 101

§ 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ САМОСОЗНАНИЯ 105

§ 4. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 109

§ 5. ИЗУЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА 112

§ 6. ОПРОСНИКИ И ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ 114

§ 7. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОЗРАСТНОМ ПЛАНЕ 119

§ 8. НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗРАБОТКЕ ЛИЧНОСТНЫХ МЕТОДИК 122

Глава IX
ПСИХОДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ И ДОШКОЛЬНИКОВ 124

§ 1. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ 124

§ 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 127

Глава X
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В КЛИНИКО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЕ 132

§ 1. ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 132

§ 2. МЕТОДЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 134

Глава XI
КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ (КОРТ) 138

§ 1. РАЗРАБОТКА МЕТОДИК КОРТ, ДИАГНОСТИРУЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 138

§ 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ 143

§ 3. КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ 146

Глава XII
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 149

Глава XIII
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-ДИАГНОСТА 156

Глава XIV
ПРОСТЕЙШИЕ МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 162

ПРИЛОЖЕНИЕ II
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ЗНАЧИМОСТИ 205



ВВЕДЕНИЕ


Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка — «распознавание». Диагностика понимается как распозна­вание чего-либо (например болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо техни­ческого средства и т.д.).

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая мето­ды выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях чело­веческой психики. Психодиагностика включает в себя так­же и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и пси­хофизиологических особенностей, черт личности.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит со­единительным звеном между общепсихологическими исследования­ми и практикой.

Теоретические основы психодиагностики базируются на соответ­ствующих областях психологической науки (общая, дифференци­альная, возрастная, медицинская психология и др.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изуче­ния индивидуально-психологических особенностей, способы обра­ботки и интерпретации полученных результатов. При этом направ­ления теоретической и методической работы в области психодиаг­ностики определяются главным образом запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специ­фические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практи­ческих психологов (образование, медицина, профотбор и т.д.).

В компетенцию психодиагностики входят конструирование и ап­робация методик, выработка правил проведения обследования, спо­собов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возмож­ностей и ограничений тех или иных методов.

Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.

Во-первых, это диагноз на основе констатации наличия или от­сутствия какого-либо признака. В этом случае полученные при ди­агностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся или с нормой (при определении патологии развития), или с неким заданным критерием.

Во-вторых, это диагноз, позволяющий находить место испытуе­мого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженно­сти тех или иных качеств. Для этого требуется провести сравнение полученных при диагностировании данных внутри обследуемой вы­борки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесе­ния с определенным критерием (например, социально-психологи­ческим нормативом). Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испы­туемом для формулирования психологического диагноза.

В зависимости от целей психодиагностического исследования ре­зультаты его могут быть переданы другим специалистам (врачам, педагогам, дефектологам, практическим психологам и др.), которые сами принимают решение об их использовании в своей работе. По­ставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по раз­витию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиаг­ност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обыч­но работает практический психолог, сочетающий разные виды пси­хологической деятельности).

Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравне­ние, сопоставление полученных данных, на основе которого и мо­жет быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивиду­ально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.

Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологи­ческой службы и появлением новой профессии — практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных уч­реждениях, пунктах профконсультаций, в медицинских учреждени­ях и на предприятиях. Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагности­ческой работы.

Во-первых, психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания. С ее помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками образо­вательно-воспитательных учреждений — от детских садов и школ до интернатов разного типа. Так, например, это определение готов­ности ребенка к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, диффе­ренциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.

Во-вторых, диагностика является важной составляющей дея­тельности специалистов по профотбору, профобучению и профори­ентации, которая проводится в специальных пунктах профконсуль­таций, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в спе­циализированных учебных заведениях. Эта работа призвана помочь каждому выбрать наиболее подходящую профессию или рабочий пост, найти пути быстрого и эффективного овладения профессио­нальными знаниями и навыками, достичь необходимого уровня ква­лификации, стать профессионалом.

В-третьих, областью практического применения результатов психо­диагностических испытаний является клинико-консультационная и пси­хотерапевтическая работа. В данном случае важной задачей психоди­агностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого (сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т.д.) и выбор способов и приемов, способст­вующих их разрешению.

И, наконец, — судебная практика, в которой все больше вни­мания уделяется проведению судебно-психологической экспертизы. В зависимости от конкретного случая психодиагност проводит об­следование потерпевших, подозреваемых или свидетелей и формулиру­ет психологическое заключение о тех или иных качествах личности, уровне интеллектуального развития, психофизиологических особен­ностях и т.д.

Психологическая диагностика — современная, быстро развиваю­щаяся, нужная обществу научная дисциплина и область практики. Данное учебное пособие предназначено в первую очередь практиче­ским психологам и представляет собой достаточно систематичное и полное изложение основных проблем психодиагностики.

В книге представлены сведения об истории возникновения пси­хологической диагностики, этапах ее становления, новых направле­ниях и тенденциях развития. Подробно обсуждаются основные классы методик (тесты, опросники, проективные и психофизиологи­ческие методы), общие требования к ним, их достоинства и недос­татки, возможности и ограничения, особенности интерпретации, во­просы этики психодиагноста.Авторы пособия попытались показать, как за последние два-три де­сятилетия в психодиагностике, считавшейся наукой о ранжировании и классификации людей по измеряемым признакам, произошло за­метное смещение акцента в сторону ее гуманизации. Это нашло от­ражение во введении новых критериев оценки результатов (взамен статистической нормы), реализации принципа коррекционности, по­исках развивающего и психотерапевтического эффектов психодиаг­ностических методик и т.д.

Психологическая диагностика — одно из важнейших звеньев ра­боты практического психолога. Коллектив авторов пособия надеет­ся, что оно поможет специалисту овладеть системой основных по­нятий психодиагностики, ознакомиться с теорией и практикой пси­ходиагностических обследований, сформировать адекватные пред­ставления о роли и месте соответствующих методик в системе пси­хологической работы с детьми и взрослыми, оценить их возможно­сти и ограничения. Цель данной книги — не только ознакомить чи­тателя с наиболее известными методами психодиагностики, прави­лами проведения обследований, способами обработки и интерпрета­ции данных, но и обеспечить усвоение этических норм психодиаг­носта, способствовать развитию гуманистического отношения к ис­пытуемым при проведении обследования и предъявлении результа­тов. Представляется, что изучение основ психодиагностики помо­жет практическому психологу квалифицированно и качественно проводить диагностическую работу и адекватно использовать ее ре­зультаты в своей профессиональной деятельности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru