Предмет клинической психологии



Скачать 351.01 Kb.
НазваниеПредмет клинической психологии
Дата15.04.2013
Размер351.01 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Краткие конспекты лекций/Клиническая психология.doc
2. /Краткие конспекты лекций/Психодиагностика.doc
3. /Краткие конспекты лекций/Психология сексуальности (лекции).doc
4. /Краткие конспекты лекций/Этническая психология (лекции).doc
Предмет клинической психологии
Тема Ведение в психодиагностику. Психологическая диагностика направлена на измерение, оценку и анализ индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека,
Психология сексуальности: предмет, задачи, основная терминология. «Житейское»
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение

Предмет клинической психологии


В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.

Объект клинической психологии: человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и психологическим состоянием.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические процессы и состояния

  • Психические проявления различных расстройств.

  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.

  • Влияние различных расстройств на психику.

  • Нарушения развития психики.

  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.

  • Психотерапия, проведение и разработка методов.

  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение.[2] Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях.[3]

Разделы клинической психологии

Патопсихология и клиническая патопсихология


Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.[1]

Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология


Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.

Психосоматика


Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).

Психологическая коррекция


Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза экспертиза трудоспособности.

Клиническая психология и психиатрия


Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4—5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами). Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

По уставу ВОЗ, «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физического недостатка, а состояние хорошего общего физического, умственного и социального самочувствия».[1] Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.


Внутренняя картина болезни


Советский психолог А.Р.Лурия ввел термин – «внутренняя картина болезни», который обозначает все мысли, переживания, чувства, которые имеет заболевший человек по поводу своего телесного недуга. От того, КАКОЙ будет эта картина, зависит очень многое…

Внутренняя картина болезни (ВКБ) имеет свою структуру, универсальную у всех людей, независимо от их заболевания. Она состоит из четырех уровней.

  1. Сенсорный уровень (уровень ощущений).Обычно динамика

становления ВКБ начинается с ощущений, которые появляются в два этапа. На первом этапе ощущения возникают в виде первичного осознания какого-то неблагополучия, дискомфорта. Человек еще не может сказать, что с ним не так («что-то со мной не то»), так как его ощущения еще не определены. Заканчивается этот этап тогда, когда они получают свое название и обозначение. Наступает второй этап сенсорного уровня, когда ощущения становятся знаками болезни человека («я чувствую сильную слабость и головокружение»).

  1. Когнитивный уровень (уровень познания и понимания).Чтобы

ощущения в теле были восприняты как симптом болезни, должна существовать когнитивная модель болезни. Когнитивная модель решает, какой болезни приписать ощущения и производит выбор ярлыка болезни, под которую будут подстраиваться соматические ощущения. Важнейшим моментом на этом уровне является оценка угрозы болезни. Чем сильнее будет оценка угрозы, тем острее может быть эмоциональная реакция человека.

  1. Эмоциональный уровень. Спектр возможных эмоциональных реакций

человека очень широк. От анозогнозии (отрицания болезни – «Нет, этого не может быть, я ничем не болен») до ипохондрических реакций (поиск и нахождение признаков своей болезни во всех своих ощущениях – «Сегодня я кашлянул три раза - у меня рак легких»).

  1. Уровень мотиваций. Здесь речь идет о смысле, который человек

вкладывает в свою болезнь. Смысл болезни может изменить образ «Я» человека, его самоотношение, отношения с другими людьми и миром вообще. Болезнь может стать препятствием в воплощении основных жизненных мотивов человека, и тогда человек очень хочет избавиться от болезни. Но иногда болезнь может получить смысл некого «помощника» в решении более сложных жизненных задач (вторичная выгода болезни), например, если болезнь не дает развалиться семье или не позволяет почувствовать сложности и проблемы в какой-то иной сфере. Чаще всего встречается амбивалентное отношение к болезни: с одной стороны, человек хочет от нее избавиться, а с другой стороны, в чем-то находит выгоду. В данной ситуации можно выделить два развития событий: мотивация приводит к образованию симптомов (рухнувшую карьеру легко объяснить болезнью)


Патопсихологические синдромы


Синдром – обусловленное общим патогенезом устойчивое сочетание взаимосвязанных позитивных и негативных симптомов.


Патопсихологическая симптоматика условно может быть разделена на поизитвную и негативную.

  • Позитивная (продуктивная, +симптоматика) – возникает в связи с патологической продукцией психики. Галлюцинации, бред, навязчивость, сверхценные идеи и др.

  • Негативная (дефицитарная) – выпадение психических функций, следствие нарушения, утраты, недоразвития каких-то звеньев психической деятельности. Выпадение памяти, слабоумие и др.

Позитивная симптоматика более динамична, чем негативная (изменчива, способная усложняться и обратима).


Позитивные (продуктивные) психопатологические синдромы – невротические, аффективные, деперсонализационно-дереализационный, синдром растерянности, галлюцинаторно-бредовые синдромы, синдром двигательных расстройств и др.


Синдром психотической дезорганизации (психоз)

  • Встречается практически во всех психотических расстройствах, независимо от нозологической принадлежности

  • Психоз – качественное нарушение психической деятельности, ярко выраженное в виде синдромов помраченного сознания, кататонических, аффективно-бредовых синдромов и их сочетаний.

  • Главный признак психоза – дезорганизация, дисгармония психической деятельности.

Структура психотической дезорганизации (по Г.Н.Носачеву и Д.Романову)

  1. Когнитивная сфера

    1. Сужение или расширение объема восприятия

    2. Неустойчивость внимания либо его прикованность к иллюзорно-галлюцинаторным переживаниям

    3. Ригидность или высокая непродуктивная лабильность внимания

    4. Снижение оперативной памяти

    5. Низкий объем кратковременной и долговременной памяти, хаотичность запоминания

    6. Непродуктивность мыслительной деятельности, ее нецеленаправленность

    7. Крайне низкая или чрезмерно высокая продуктивность

    8. Речь: логорея (в ситуации сильного возбуждения), монологичность речи

  2. Эмоциональная сфера

    1. Неадекватность эмоций ситуации (их необусловленность)

    2. Либо чрезмерно сильная, либо очень слабая эмоциональная реакция

    3. Снижение аффективного контроля

    4. В экспериментальной ситуации доминируют тревога и страх

  3. Мотивационно-потребностная сфера

    1. Неустойчивость мотивов

    2. Парадоксальность мотивов

  4. Внешние проявления поведения

    1. Неадекватность мимики испытываемым состояниям

    2. Поведение ориентировано на внутренние переживания (слабый контакт с внешним миром)

    3. Сложность взаимодействия с психологом


Обязательные условия синдрома психотической дезорганизации:

  1. Наличие одного или нескольких патологических факторов психотического характера

  2. Выраженное дезорганизующее влияние на когнитивную сферу в целом.


Шизофренический синдром


Шизофрения – психическое заболевание с тенденцией к длительному непрерывному волнообразному или приступообразному течению, приводящее к особым, отличным от органических изменениям личности, проявляющимся в виде снижения энергетического потенциала, эмоционального обеднения и нарастающей интровертированности. Неспецифическими для шизофрении являются бред, галлюцинации, кататонические расстройства, депрессия или мания.


Симтоматология шизофрении: включает облигатные (наиболее характерные для болезни) симптомы, и нозологически неспецифичные симптомы.


Облигатные симптомы: расстройства мышления, эмоций, поведенческих реакций, психической активности.

  1. Мышление

    1. Утрата целенаправленности, логичности, последовательности

    2. Отчуждения от процесса мышления (сам процесс мышления становится объектом изучения)

    3. Резонерство (витиеватость, сложность речи)

    4. Обрывы мыслительной деятельности

    5. В тяжелых случаях речь при сохранении грамматических форм теряет всякий смысл; обилие неологизмов

  2. Эмоции

    1. Обеднение эмоциональной жизни

    2. Парадоксальность, неадекватность эмоций

    3. Прогрессирующая интровертность. Обеднение высших эмоций, направленных на других людей (сострадание и др.)

    4. В тяжелых случаях – апатия, равнодушие к себе и внешнему миру. «Деревянный голос».

    5. Эмоциональная амбивалентность

  3. Общее снижение психической активности (любая деятельность требует сильного напряжения)



Аффективно-эндогенный синдром


Маниакально-депрессивный психоз (в психиатрии): группа психических расстройств с фазовым течением, ведущим симптомом которых является повышенное или пониженное настроение. Характерно чередование фаз психоза и временной ремиссии. МДП как целостное заболевание складывается из двух синдромов – эндогенный депрессивный и эндогенный маникальный синдромы.


Эндогенный депрессивный синдром

  1. Снижение настроения

  2. Инертность эмоциональный реакций

  3. Беспричинность снижения эмоций

  4. Феноменология: жалобы на отсутствие инициативы, энергии, внезапное чувство усталости.

Все психические процессы замедляются.


Эндогенный маниакальный синдром

  1. Эйфория

  2. Бодрствование, нехватка сна

  3. Гипердинамика мимики, жестов

Данный синдром встречается в следующих нозологических формах:

- маниакальная фаза МДП

- шизофрения с периодическим течением

- органические поражения головного мозга


Олигофренический синдром


ОС – группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности.


Дебильность – легкая степень умственной отсталости (ИК от 50-70 по Векслеру). Достаточное развитие обиходной речи, способность к усвоению материала, основанного на конкретно-наглядном обучении, относительная самостоятельность в поведении. Удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни.

Имбецильность – средняя степень (20-49) – конкретность и ситуационный характер мышления, неспособность к образованию отвлеченных понятий, недостаточное развитие речи, аграмматизм и косноязычие. Доступны навыки самообслуживания.

Идиотия (меньше 20) – мышление и речь практически не развиты, реакции на внешние раздражители снижены и неадекватны, эмоции ограничены удовольствием и недовольством, навыки самообслуживания недоступны. Многие больные не могут самостоятельно стоять или ходить. Малоподвижность или склонность к однообразному двигательному возбуждению, агрессия и аутоагрессия


Психосоматика: лекция 1.


План.

  1. Понятие, направления, цели и задачи психосоматики.

  • Понятие

В 1818 г. немецкий психиатр Иоганн Хайнрот ввел термин «психосоматика» в научный оборот, имея в виду психическое происхождение телесных болезней, делая при этом акцент на этическом аспекте. Так, причины туберкулеза, рака и эпилепсии он рассматривал как результат переживания чувства злобы и стыда, особенно при наличии сексуальных страданий. В своем двухтомном «Руководстве по психическим расстройствам» он писал: «Если бы органы брюшной полости могли рассказать историю своих страданий, то мы с удивлением узнали бы, с какой силой душа может разрушать принадлежащее ей тело. В истории окончательно расшатанного пищеварения, пораженной в своих тканях печени или селезенки, в истории заболевания воротной вены или больной матки с ее яичниками мы могли бы найти свидетельства долгой порочной жизни, врезавшей все свои преступления как бы неизгладимыми буквами в строение важнейших органов, необходимых для человека»

Психосоматика – отрасль медицинской психологии, изучающая влияние психологических факторов на возникновение медицинских заболеваний.

Психосоматика рассматривает взаимосвязь между телом и психикой по нескольким направлениям:

А) Собственно психосоматика: влияние психологических факторов на возникновение и течение заболеваний. Подходы: изучение личности (типы личности А, В и С; пессимисты и оптимисты, ипохондрики и др.)

Б) Соматопсихика – влияние перенесенных (или продолжающихся хронических заболеваний) на психическое состояние человека. Отношение человека к своему заболеванию. Р. Мэй (заболевание туберкулёзом, принятие ответственности за своё заболевание)

В) Танатология: влияние смертельного заболевания на психологическое состояние человека. Психологическое состояние умирающих.


Цель: выявление психологических факторов, ответственных за возникновение или осложнение болезней.

Задачи:

А) Изучение особенностей личности здоровых и больных людей.

Б) Изучение психологических механизмов возникновения болезней, внешняя причина которых не обнаружена.

В) Разработка психотерапевтических методов сопровождения больных психосоматическими и другими болезнями.

  • Чем может помочь психолог и психотерапевт?
    поддержать и успокоить человека в тяжелой кризисной ситуации – болезни

  • помочь осознать и как следствие изменить бессознательные мотивации человека, препятствующие его выздоровлению

  • помочь осознать внутренние конфликты, влияющие на мотивационную сферу

  • помочь изменить отношение к болезни, не позволить болезни захватить всю внутреннюю и внешнюю жизнь человека

Главный вопрос психолога в данной ситуации: «Зачем мне нужна болезнь» и «Зачем мне нужно здоровье».

Опрос: кто ведёт здоровый образ жизни? Что включает в себя здоровый образ жизни? Часто люди, столкнувшись с ограничениями (например, в пище), не желают себя ограничивать и говорят: лучше прожить жизнь полную наслаждениями, чем тоскливую и унылую, полную лишений. Т.е. отрицание ценности здоровья. Другой защитный механизм – отрицание вреда, который наносит вредная привычка или болезнь.


Советский психолог А.Р.Лурия ввел термин – «внутренняя картина болезни», который обозначает все мысли, переживания, чувства, которые имеет заболевший человек по поводу своего телесного недуга. От того, КАКОЙ будет эта картина, зависит очень многое…

Внутренняя картина болезни (ВКБ) имеет свою структуру, универсальную у всех людей, независимо от их заболевания. Она состоит из четырех уровней.
1. сенсорный уровень (уровень ощущений).Обычно динамика становления ВКБ начинается с ощущений, которые появляются в два этапа. На первом этапе ощущения возникают в виде первичного осознания какого-то неблагополучия, дискомфорта. Человек еще не может сказать, что с ним не так («что-то со мной не то»), так как его ощущения еще не определены. Заканчивается этот этап тогда, когда они получают свое название и обозначение. Наступает второй этап сенсорного уровня, когда ощущения становятся знаками болезни человека («я чувствую сильную слабость и головокружение»).
2. когнитивный уровень (уровень познания и понимания).Чтобы ощущения в теле были восприняты как симптом болезни, должна существовать когнитивная модель болезни. Когнитивная модель решает, какой болезни приписать ощущения и производит выбор ярлыка болезни, под которую будут подстраиваться соматические ощущения. Важнейшим моментом на этом уровне является оценка угрозы болезни. Чем сильнее будет оценка угрозы, тем острее может быть эмоциональная реакция человека.
3. эмоциональный уровень. Спектр возможных эмоциональных реакций человека очень широк. От анозогнозии (отрицания болезни – «Нет, этого не может быть, я ничем не болен») до ипохондрических реакций (поиск и нахождение признаков своей болезни во всех своих ощущениях – «Сегодня я кашлянул три раза - у меня рак легких»).
4. уровень мотиваций. Здесь речь идет о смысле, который человек вкладывает в свою болезнь. Смысл болезни может изменить образ «Я» человека, его самоотношение, отношения с другими людьми и миром вообще. Болезнь может стать препятствием в воплощении основных жизненных мотивов человека, и тогда человек очень хочет избавиться от болезни. Но иногда болезнь может получить смысл некого «помощника» в решении более сложных жизненных задач (вторичная выгода болезни), например, если болезнь не дает развалиться семье или не позволяет почувствовать сложности и проблемы в какой-то иной сфере. Чаще всего встречается амбивалентное отношение к болезни: с одной стороны, человек хочет от нее избавиться, а с другой стороны, в чем-то находит выгоду. В данной ситуации можно выделить два развития событий: мотивация приводит к образованию симптомов (рухнувшую карьеру легко объяснить болезнью)


  1. Проблемное поле психосоматики.

Психосоматика имеет ряд очень серьёзных проблем.

  • Картезианский дуализм медицины (отрицание влияние «нервов» на психику).

Развести материальное и нематериальное (пример Р. Уилсона с книгой как материальным и идеальным объектом одновременно). Современная медицина – это, в первую очередь, ремесло.

Проблема эффекта плацебо: Психосоматика= плацебо.

- Норманн Казинс

- Раковые больные: новое лекарство; случаи с моими знакомыми

- Источник в Лурде (случай с итальянским раковым больным).

- Святые иконы, прикосновение короля и т.п.


  • Проблема определения психосоматической болезни. Психологические факторы

оказывают влияние на возникновение следующих заболеваний: аллергии, бронхиальной астмы, гипертонии, заболеваний сердца, 12-перстной кишки, язвенного колита, нейродермита, псориаза, неспецифического полиартрита, а также мигрени, заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета, злокачественных новообразований. Но некоторые в перечень вставляют все болезни (Луиза Хей, Лиз Бурбо и др. псевдопсихологи), а врачи вообще исключают всё.

  • Проблема развития общества

Техносфера и экосфера.

Характеристики техносферы:

  • Скорость

  • Зависимость от техники. Примеры: телевизор, мобильный телефон (невроз оставленного телефона), автомобиль, компьютер. Малоподвижность.

  • Чрезмерное облегчение удовлетворения потребностей (стремление к простым решениям сложных проблем). Отказ от ответственности за себя (бегство от свободы). Надежда на новые технологии, правительство и т.п.

  • Аритмичность жизни и оторванность от биологического цикла

  • Перенаселённость (стресс общения)

  • Шумовое загрязнение (постоянный шум; музыка в плейере; радио в автобусах и автомобилях; музыка на пляже и т.п.).

  • Ориентация на материальный достаток (потребительская психология). «Иметь» или «Быть» Э. Фромма. Соматические заболевания (материальные) оцениваются как более важные. Детей учат игнорировать свои душевные переживания.

В целом выработанные эволюцией механизмы адаптации человека к среде дали сбой, они не в состоянии справиться с огромной нагрузкой, что проявляется в болезни как особой формы адаптации организма. Примеры ситуации, когда болезни возникали «в нужный момент».


Историческое развитие представлений о взаимосвязи тела и души.


  • Архаические племена: с психологическими проблемами не сталкиваются. При этом развиты представления о взаимосвязи тела и души (напр., манна). Магия – важнейшее средство психосоматического воздействия. Наследники этой традиции – Индия и Китай (через даосизм, индуизм и буддизм).

  1. Техники медитации и релаксации.

  2. Йога: опыт управления телом.

  3. Даосская медицина: в идеале – достижение бессмертия.

  4. Управление сексуальностью.

  • Др. Греция и Др. Рим. Начало классической медицины (Гиппократ, Гален). Болезнь рассматривается как нарушение баланса жидкостей в организме (знаменитые 4 типа темперамента). Принцип калокагатии: в некрасивом теле живёт некрасивый дух. Соматические нарушения признаки порочности души (крайнее воплощение – в Спарте). Рим: дух преодолевает тело, т.е. некрасивое тело не является препятствием для развития духа. Пример – Сенека и стоицизм в целом.

  • Христианская Европа. Болезнь – наказание божье за грехи. Наиболее страшной болезнью (из не распространявшихся воздушно-капельным путём) считалась проказа. В монастырях для них создавались специальные «лечебницы». Другая сторона религиозности – «чудесные исцеления» и стигматы, подтверждающие воздействие души на тело. Подавление сексуальности, особенно сильно начавшееся с конца XV века – времени распространения венерических заболеваний.

  • XVI-XVIII вв. Время рационализма. Тело воспринимается как механизм, на который душа не оказывает существенного внимания. Интенсивное развитие медицины (в т.ч. хирургии).

  • XIX в. – возрождение интереса к взаимодействию тела и души. 1818 г. – Хайнрот вводит термин Психосоматика. 1822. – немецкий психиатр М. Якоби вводит понятие соматопсихика. Однако с успехами медицины в XIX веке вновь возобладал механицистский подход, когда больной рассматривался исключительно как носитель больного органа или вирусов.


Классификация психосоматических расстройств.

  1. Функциональные синдромы. Это симптомы, каждый из которых по отдельности не является признаком заболевания, а в совокупности не соответствуют известному заболеванию, д.е. не поддаётся диагностике.

  2. Конверсионные симптомы. Соматическое выражение психологического или психического расстройства. Истерические параличи, рвота, боль и т.п.

  3. Психосоматозы: болезнь, возникающая в ответ на конфликтное переживание, и выражающаяся в заболеваниях органов, которые обладают определёнными органическими нарушениями, не переходящими в болезнь до конфликтного переживания. «Святая семёрка»: бронхиальная астма, язвенный колит, гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатипёрстной кишки, гипертиреоз. Позднее добавлены некоторые виды рака, постоянные простудные инфекции (частые ОРЗ и ОРВИ) и т.п.


Патогенез психосоматических расстройств:

  1. Наследственность: соматическая и психологическая

- Хеллингеровская модель наследования патологий: накопление негатива и солидарность с родителями.

- Трансактная (сценарная) модель наследования (повторение сценариев).

- Системно-семейная модель наследования (система себя воспроизводит).

  1. Нарушения деятельности ЦНС

- Кортико-висцеральная концепция (все беды – от нарушения функционирования коры головного мозга).

  1. Особенности личности:

- Концепции типов личности (т.е. личности присущи определённые черт, способствующие развитию психосоматики)

- Позитивная психотерапия (особенности личностного реагирования на конфликт: бегство в болезнь, бегство в работу, бегство в общение или одиночество, бегство в фантазии).

Упражнение на подход к стулу (стрессоустойчивость и отношение к угрозе).

  1. Травмирующая ситуация

- Теория стресса (Г. Селье).

Важными понятиями для теории стресса являются «смещённая активность» и «синдром приобретённой беспомощности» (М. Селигман).

Смещённая активность – ситуация, при которой энергия, накопленная внутри одной мотивации, разряжается в виде действий другой мотивации. Т.е. у каждого человека в памяти есть свой набор копинг-стратегий (по А. Маслоу), по которым он привык действовать в случае стрессовой ситуации. Когда она наступает, то человек использует готовые стратегии. Но если стрессовая ситуация новая, то готовых шаблонов поведения нет, и возникает смещённая активность – деятельность, не направленная на разрешение ситуации, но направленная на разрядку энергии. (пример с матерью и 13-летним сыном).

Признаки смещённой активности:

  • Отсутствие биологической целесообразности (бессмысленность)

  • Возникновение её в отсутствие пусковых стимулов

  • Использование форм поведения, специфических для данного вида.

Условия возникновения:

  • Борьба мотивов

  • Конкуренция стереотипов действия

  • Отсутствие готовых стереотипов действия

Хронический стресс.

  1. Невозможно приспособиться к воздействию

  2. Невозможно избавиться от воздействия

  3. Невозможно избежать воздействия

  4. Невозможно предсказать начало воздействия

  5. Невозможно предсказать конец воздействия.

Пример: эксперимент Шенгер-Крестовниковой (круг и эллипс).

В итоге хронический стресс приводит к синдрому выученной беспомощности:

1. Агедония

2. Снижение агрессивности

3. Потеря веса

4. Имуннодефицит

5. Нарушенный обмен витамина С

6. Неофобия

7. Повышенная стереотипия поведения

- Теория алекситимии.

  1. Физическое и психическое состояние во время психотравмирующей ситуации

- Общая ослабленность организма

- Невроз (что такое невроз?) К. Хорни: неспособность пересматривать стратегии поведения.

  1. Неблагоприятные семейные и социальные факторы

- Пример с экспериментом в Перми (приводит Г. Мурсалиева) и отношением к детям бомжам и т.п.


Диагностика психосоматических больных.

Два подхода к диагностике психосоматики: клинический медицинский и психологический.

Основной принцип диагностики психосоматических больных: мультимодальность (многофакторность).

Классификация болезней:

  1. МКБ-10 (международная классификация болезней). Класс V (психические расстройства и расстройства поведения), блок F. Психосоматические заболевания в этой классификации называются соматоформными.

  2. DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, Справочник по диагностике и статистике психических расстройств) –


Согласно DSM при формулировке полного диагноза учитывают:

  • наличие или отсутствие психического заболевания (ось I),

  • фоновой психопатии (ось II),

  • соматического заболевания (ось III),

  • усугубляющие психосоциальные факторы (ось IV),

  • общий уровень адаптации (ось V).


1. Анамнез (история болезни).


  1. Жалобы, основные

проявления (симптомы)




5. Картина личности 2. Точное время

и ее конфликты появления жалоб


4. Анамнестическая 3. Жизненная ситуация

ретроспектива (детство, к началу жалоб

отношение к родителям, профессия, (все изменения, срывы),

сексуальность и др.) ситуация при рецидивах


В прояснении общей проблемной ситуации очень может помочь мультимодальный опросник Лазаруса.


2. Генограмма.

Составление генограмм практикуется в трансактном сценарном анализе, при изучении наследственных психосоматических заболеваний (для выявление психологической наследственности), для выявления предрасположенности к психосоматическим заболеваниям.

Задание: составить свою генограмму


3. Специальные тестовые, опросные и проективные методики.


Елена Н.

Основные факты:

  • дед и дядя по отцовской линии – алкоголики.

  • Дед погиб после очередной выпивки (утонул).

  • Отец – кандидат технических наук, инженер. Полный трезвенник, но слабый и зависимый от жены человек.

  • Мать из неблагополучной семьи. Часто кричала и ругала детей – двух сыновей и младшую дочь, Елену.

  • Бабушек никогда не знала и не видела (умерли до рождения, от чего – не знает).

  • Дети чаще всего были предоставлены самим себе, старшие браться заботились о сестре.

  • Мать умерла, когда Лене было 10 лет. Воспитывал отец. Позволял практически всё.

  • Первый сексуальный контакт был в 12 лет.

  • В 14 лет – беременность, аборт.

  • По её утверждениям, наркотиков не принимала.

  • Братья стали алкоголиками, один сидит в тюрьме, другой погиб (утонул).

  • Закончила школу, кулинарный техникум.

  • Замуж вышла за однокурсника. Очень сильный и жёсткий человек.

Стиль поведения:

  • Любимые выражения: «Это всё пустяки», «неважно», «проехали», «ерунда».


Жалобы:

  • Иногда рвёт без причины.

  • Боли в животе (считает последствиями выкидыша).

  • Кружится голова (в детстве упала с лестницы).

  • Головные боли по вечерам (считает, что из-за давления).



Методика незаконченных предложений Сакса-Сиднея (модификация для психосоматических больных).


Прочитайте внимательно эти незаконченные предложения, дополнив их первой пришедшей в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если вы не можете закончить какое-либо предложение, оставьте его, обведя кружком номер, и вернитесь к нему позже. Будьте правдивы. Ваши ответы никому, кроме психотерапевта, не будут известны.


  1. Думаю, что мой отец редко…

  2. Если все против меня, то…

  3. Я всегда хотел…

  4. Если бы я занимал руководящий пост…

  5. Будущее кажется мне…

  6. Если бы не болезнь…

  7. Моё начальство…

  8. Знаю, что глупо, но боюсь…

  9. Думаю, настоящий друг…

  10. Когда я был ребёнком…

  11. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…

  12. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…

  13. По сравнению с большинством других семей моя семья…

  14. Лучше всего мне работается с…

  15. Моя мать и я…

  16. Всё-таки здоровые люди…

  17. Сделал бы всё, чтобы забыть…

  18. Если бы только мой отец захотел…

  19. Думаю, что я достаточно свободен, чтобы…

  20. Я мог бы быть очень счастливым, если бы…

  21. Если кто-нибудь работает под моим руководством…

  22. Надеюсь на…

  23. В школе мои учителя…

  24. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь…

  25. Не люблю людей, которые…

  26. Раньше я…

  27. Считаю, что юношей (девушек)…

  28. Супружеская жизнь кажется мне…

  29. Моя семья обращается со мной как с…

  30. Люди, с которыми я работаю…

  31. Моя мать…

  32. Моей самой большой ошибкой было…

  33. Я хотел бы, чтобы мой отец…

  34. Моя наибольшая слабость заключается в том…

  35. Моя болезнь…

  36. Моим скрытым желанием в жизни…

  37. Мои подчинённые…

  38. Наступит тот день, когда…

  39. Когда ко мне приближается мой начальник…

  40. Хотелось бы мне перестать бояться…

  41. Больше всего люблю тех людей, которые…

  42. Если бы я снова стал молодым…

  43. Считаю, что большинство женщин (мужчин)…

  44. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…

  45. Большинство известных мне семей…

  46. Люблю работать с людьми, которые…

  47. Считаю, что большинство матерей…

  48. Когда я был молодым, то чувствовал себя виноватым, если…

  49. Думаю, что мой отец…

  50. Когда мне начинает не везти, я…

  51. Когда я даю другим поручение…

  52. Больше всего я хотел бы в жизни…

  53. Когда я буду старым…

  54. Люди, превосходство которых я над собой признаю…

  55. Мои опасения не раз заставляли меня…

  56. Когда меня нет, мои друзья…

  57. Из-за болезни…

  58. Моим самым живым детским воспоминанием является…

  59. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)…

  60. Моя половая жизнь…

  61. Когда я был ребёнком, моя семья…

  62. Люди, которые работают со мной…

  63. Я люблю свою мать, но…

  64. Самое худшее, что мне случилось совершить, это…



Ключ к методике Сакса-Сиднея.


  1. Отношение к матери: 15, 31, 47, 63.

  2. Отношение к отцу: 1, 18, 36, 49.

  3. Отношение к семье: 13, 29, 45, 61.

  4. Отношение к женщинам (мужчинам): 11, 27, 43, 59.

  5. Отношение к сексуальной жизни: 12, 28, 44, 60.

  6. Отношение к друзьям и знакомым: 9, 25, 41, 56

  7. Отношение к вышестоящим лицам на работе, в школе: 7, 23, 39, 54.

  8. Отношение к подчинённым: 4, 21, 37, 51.

  9. Отношение к товарищам по работе: 14, 30, 43, 62.

  10. Страхи и опасения: 8, 24, 40, 55

  11. Сознание вины: 17, 32, 48, 64.

  12. Отношение к себе: 2, 19, 37, 50.

  13. Отношение к прошлому: 10, 26, 42, 58.

  14. Отношение к будущему: 5, 22, 38, 53

  15. Цели: 3, 19, 36, 52.

  16. Отношение к болезни: 6, 16, 35, 57.


Обработка результатов:

Учитывается качество ответа (смысл законченного предложения), латентный период (время, затрачиваемое на обдумывание ответа), эмоциональная реакция испытуемого.

Каждый ответ оценивается по 3-х балльной системе (0, 1, 2).

0 баллов ставится в том случае, если адаптация не нарушена, конфликт не выявлен;

1 — если конфликт на субклиническом уровне, испытуемый сам видит пути разрешения конфликта;

2 — когда адаптация нарушена, требует психотерапевтической коррекции.

Анализируя ответы испытуемого, удается выявить его отношение к себе, своему прошлому, настоящему, будущему, окружающей среде и др.

Часть ответов бывает формального характера, соответствуя по содержанию началу фразы. Эмоционально значимые предложения даже при формальном соответствии ответа сопровождаются задержкой (удлинением латентного периода), мимико-вегетативной реакцией.

У пациентов с истерической акцентуацией, как правило, выявляется множество конфликтов, выражена демонстративность, вычурность ответов.

У пациентов со страхами и болезненными переживаниями выявляется неуверенность в будущем.

Чем категоричнее и ярче даже отрицательные ответы, свидетельствующие о конфликте, тем больше они свидетельствуют о социальной дезадаптации испытуемого.

Методика помогает сориентироваться в многообразной системе отношений личности пациента, выявить нарушения этих отношений, определить точки приложения психотерапевтической коррекции и реабилитации пациентов.

Включение четырех дополнительных предложений (№ 6, 16, 35, 57) позволяет оценить степень выраженности психо-травмирующего воздействия на соматическое заболевание.

При этом следует иметь в виду, что заболевание как психотравма может находить свое отражение и в высказываниях пациентов по другим вопросам, прямо не связанным с болезнью.


Рак как психосоматика.


  • Онкология: рост в 2 раза за период с 1999 по 2020 год: с 10 до 20 млн. новых случаев и с 6 до 12 млн. регистрируемых смертей в год.

  • Факторы внешней и внутренней среды, которые могут быть причинами

возникновения опухолей и способствовать их развитию, называются канцерогенными. Современная наука активно изучает их. 

  • По данным Комитета по профилактике рака ВОЗ, 90% опухолей связано с

воздействием внешних факторов, а 10% зависят от генетических факторов и вирусов. Но такое мнение весьма спорно. Наиболее обширной группой опухолей являются так называемые "спонтанные" опухоли неустановленной этиологии, возникающие вне явной зависимости от вирусных или других внешних онкогенных факторов.


Примеры спонтанной ремиссии:

  • Плацебо-эффект




Более 50% всех случаев рака выявляются у людей в возрасте б5 лет и старше. Статистические данные показывают, что если принять смертность от рака в 20-летнем возрасте за единицу, то в 50—59 лет риск умереть от этого заболевания увеличится в 50 раз, а в 60 лет и старше вероятность этого возрастет еще больше: для мужчин — в 119, для женщин — в 78 раз.


. В основе возникновения опухолей лежит появление и размножение в организме опухолевой клетки, способной передавать приобретенные ею свойства в бесконечном ряду поколений. Поэтому опухолевые клетки рассматриваются как генетически измененные. Начало росту опухоли дает одна-единственная клетка, ее деление и деление возникающих при этом новых клеток - основной способ роста опухоли. Перенос и размножение опухолевых клеток в других органах и тканях приводит к образованию метастазов. Таким образом, налицо два фактора в возникновении опухолей: возникновение измененной клетки и наличие условий для ее беспрепятственного роста и размножения в организме.


  1. На протяжении 90х годов ежегодно от рака в мире умирало 8 млн человек. Наиболее частыми формами злокачественных опухолей были рак легкого (1,3 млн.-16%), желудка (1,0 млн.-12,5%), верхнего пищеварительного тракта (0,9 млн.-11%, в основном за счет рака пищевода), рак печени (0,7 млн.-9%). Основными причинами возникновения рака легкого, полости рта, гортани и в отдельных случаях пищевода и желудка по мнению докладчика является курение, в то время как гепатит B является основной причиной рака печени. Методы ранней диагностики и лечения этих заболеваний крайне неудовлетворительны. Поэтому докладчиком предлагается сосредоточить усилия на их профилактике. Отказ от курения и вакцинация от гепатита В способны, по его мнению, значительно снизить заболеваемость и, следовательно, смертность рака легкого, верхних дыхательных путей и печени. 

 

  1. Еще 4 млн. смертей обусловлены раком кишечника (0,6 млн.7,5%), молочной железы (0,4 млн.-5%), простаты (0,3 млн.-4%), шейки матки (0,3 млн.-4%), поджелудочной железы (0,2 млн.-2,5%) и мочевого пузыря (0,2 млн.2,5%). Основными причинами этих заболевания называются гормональные нарушения (рак молочной железы и простаты), вирусы папилломы (рак шейки матки), курение (рак поджелудочной железы и мочевого пузыря). Таким образом на курение возлагается ответственность за 20% всех смертей от злокачественных опухолей. Другими причинами докладчиком называются вирусная инфекция (вирус гепатита В, вирус папилломы, вирус Эпштейн-Барра и т.д.), диетические факторы, загрязнение окружающей среды, пребывание на солнце. 


Этиология детской онкологии.

Л.С.Сагидуллина (1973) выявила синдромы поражения нервной системы у 38,8% больных острым лейкозом детей. И.К.Шац (1989), изучавший детей с острым лейкозом, обнаружил у всех психические нарушения: у 82,6% детей они проявлялись на пограничном уровне и были представлены астеническим, дистимическим, тревожным, депрессивным и психорганическим синдромами. У 17,4% больных наблюдались психотические расстройства. С возрастом и длительностью заболевания увеличивался удельный вес депрессивных состояний, психотические расстройства преобладали у подростков. Нами (И.П. Киреева, Т.Э. Лукьяненко, 1992) были обобщены данные обследования 65 детей 2-15 лет с острыми лейкозами. Психические нарушения в виде астении выявлялись у всех больных. У 46 детей (70,8 %) наблюдались более сложные, требующие специальной коррекции психические нарушения.

 

Более чем у трети детей с онкозаболеваниями выявляются состояния невротического и депрессивного типов с почти постоянным снижением настроения. Эти дети всегда плаксивы или угрюмы, утрачивают интерес к играм и общению со сверстниками. Нередко появляется повышенный интерес к своей болезни - больные не по возрасту ориентируются в медицинской терминологии, мероприятиях, связанных с лечением, интересуются ходом лечения, прислушиваются к разговорам окружающих о болезни, высказывают опасение за свое здоровье. Нередко больные находятся в очень сложных отношениях с родителями: ждут их прихода, но все время недовольны тем, как те выполняют их просьбы, конфликтуют с родителями, обвиняют их или себя в своей болезни. Для этих состояний характерны функциональные, не объяснимые основным заболеванием нарушения функций внутренних органов, стойкие нарушения аппетита и сна, ночные страхи, "истерики" по типу аффект-респираторных приступов, истерических припадков. 


Генезис.

  • Юность отмечена чувством одиночества, покинутости, отчаяния. Большая близость с другими людьми вызывает страх.

  • В ранний период зрелости у пациентов были либо очень глубокие, значимые отношения, либо работа, ставшая смыслом жизни.

  • Затем отношения или работа исчезают, что приводит к отчаянию.

  • Отчаяние не имело выхода, оно оставалось «в себе». Раковые больные неспособны излить свою боль, гнев или враждебность на других. Окружающие обычно считают онкологических больных необыкновенно хорошими людьми. «Ах, какой это милый, приятный человек!» или «Она просто святая».


76% больных укладываются в эту общую схему. В контрольной группе здоровых только у 10% выявились признаки, соответствующие этому стереотипу.

Прогноз на заболеваемость раком, данный группе здоровых женщин с вышеперечисленными признаками, сбылся в 73,6% случаев.


Психологические этапы выхода из кризиса болезни:

  1. Человек, узнавая о своей серьёзной болезни, по-другому оценивает свои проблемы. Перед лицом смерти многие проблемы кажутся незначительными и мелкими. Болезнь даёт возможность сказать «нет».

  2. Человек принимает решение изменить своё поведение, стать другим. Человек замечает, что когда старые правила были нарушены, мир не рухнул, и, изменив поведение, человек не потерял своё Я.

  3. Физиологические процессы реагируют на вспыхнувшую надежду и вновь появившееся желание жить. Образуется положительная зависимость физиологических процессов и эмоционального состояния пациента. Этот процесс идёт не гладко, бывают взлёты и падения.

  4. Выздоровевший чувствует себя «лучше, чем хорошо» - психологическое состояние после болезни лучше, чем до.


Негативные психологические установки по отношению к болезни.

  1. Рак означает смерть.

  2. Рак нападает на человека извне, и бороться с ним невозможно.

  3. Лечение – радиотерапия, химиотерапия или операция – всегда переносятся с большим трудом и сопровождаются побочными эффектами.


«Неоправданные надежды».

Опасения, что мы даём неоправданные надежды, неверно. Исходя из этого принципа, мы вообще никогда не должны надеяться на положительный исход в любом деле, если в нём есть хоть малейшая вероятность неудачи. Получается, что чем больше вероятность неудачи, тем сильнее мы себя должны в этом убеждать (мол, даже не надейся…)?!


Психофизиологическая модель развития онкологии.


  1. Стресс.

  2. Депрессия, отчаяние.

  3. Угнетение лимбической системы: она регистрирует стресс и реагирует на него («бежать или драться»).

  4. Гипоталамус. Лимбическая система работает через гипоталамус. Он воздействует на иммунную систему и регулирует гипофиз.

  5. Гипофиз и эндокринная система – изменение гормонального баланса в теле.

  6. Рост атипичных клеток.

  7. Рак.


Требуется запустить обратный цикл – от надежды и веры в будущее до улучшения работы иммунной системы.


Стратегия:

  1. Релаксация.

  2. Работа с воображением.

  3. Выявление стрессовых факторов, предшествующих болезни

  4. Определение «преимуществ» болезни.

  5. Физические упражнения.


Работа с воображением: рисуем лечение и то, как оно помогает нам.

  1. Раковые клетки должны быть слабыми и не иметь жёсткой структуры.

  2. Лечение должно обладать силой и мощью.

  3. Здоровым клеткам легко восстановить небольшие повреждения, которые может нанести им лечение.

  4. Армия лейкоцитов огромная. Они всегда готовы к бою.

  5. Мёртвые раковые клетки выводятся из организма естественным способом.

  6. В конце работы вы здоровы.

  7. Вы видите, как достигаете поставленных целей, выполняете своё жизненное предназначение.


Примеры рисунка:

- Пираньи пожирают большие клетки рака.

- Белый порошок (химиотерапия) убивает раковое чудовище.

- Белые акулы, съедающие слабые раковые клетки.

- Солнце (радиотерапия) растапливает лёд.


Вторичная выгода и личностный смысл болезни
Болезнь – это не просто неприятное состояние, она затрагивает основы существования человека.
Существует целый спектр типов личностного отношения к болезни: болезнь как враг, наказание, слабость, способ решения жизненных проблем и др. Значение болезни для заболевшего формируется прежде всего через преломление ее субъективной картины в структуре его потребностей, мотивов, ценностных ориентаций и пр.
Личностный смысл болезни – это жизненное значение для субъекта обстоятельств болезни в отношении к мотивам его деятельности.
Т.о. многообразие типов личностного отношения к болезни определяется многообразием ее личностных смыслов.
Изменение смысла ощущений возможно из-за того, что сама значение болезни неоднозначно включается в мотивационную систему и может наполняться различным смыслом.
Возможные варианты соотношения болезни и мотива:
1. Болезнь в качестве мотива: такое трудно представить, но если такие случаи и существуют, они требуют специального анализа.
2. Болезнь, как условие, препятствующее достижению мотива.
3. Болезнь как условие, способствующее достижению мотива. Зд. один из основных смыслов болезни – позитивный смысл.
4. Болезнь как условие, способствующее достижению одних мотивов и препятствующее другим.
Существует особый класс больных, извлекающих из своей болезни своеобразную выгоду (это происходит из-за того, что болезнь характеризуется не только психосоматическим страданием, но и формирует особую систему «индивид – общество»).
Вторичная выгода за счет роли больного может реализовываться по-разному.
Типология вторичной выгоды (Арина):
1) Материальная. Полусознательно существование симптома для получения материальной выгоды. В этом плане это почти симулятивная установка. Чем дольше вторичная выгода становится более сознательной, становится формой рентного поведения, формой манипуляции. Исходная вторичная выгода бессознательна и неуправляема.
2) Чаще всего – нематериальные выгоды.
Почти материальная – выгода отказа от деятельности, выгода капитуляции, что-то не делать. Обычно – неделание чего-то в быту. В силу того, что это повседневная обязанность, это не прорывается в быту. Тхостов: «Полы моешь? Мужу носки стираешь?». Здесь нет самолюбования, это не доставляет нарциссического наслаждения. Вторичная выгода полностью раскрывает символическое содержание конфликта у истериков. Любование через ничего неделание.
3) Получение внимания и любви.
Экзистенциализм: болезнь как оправдание (психическая болезнь снимает обвинения в неуспешной адаптации, а физическая может стать средство избавления от унизительного состояние более слабого, более низкого в социальном положении, средством добиться интереса и сочувствия у других людей).
Европейское общество: болезнь как легальная возможность отказа от индивидуальной ответственности за неудачи, возможность сохранения высокой самооценки, несмотря на отсутствие ее адекватного подтверждения. Человек не ответственен за свои болезни, его нужно жалеть (но: одновременно есть и общественная изоляция).
В восточных культурах болезнь не снимает ответственности с человека, демонстрация болезни – демонстрация собственной слабости.
Случаи «условной желательности болезни» очень опасны, плохо коррегируются и требуют своевременной профилактики.
В DSM-IV это явление вошло в виде 3-х пунктов:
• Существование временной связи между психологической проблемой и ухудшением симптома;
• Боль дает пациенту возможность избегнуть нежелательной деятельности;
• Боль дает пациенту право достичь определенной социальной поддержки, которая не может быть достигнута другим способом.
Позитивный смысл имеет именно болезнь, а не ее конкретная симптоматика, и больные обычно ограничиваются усвоением мифа болезни, тогда как система телесных значений остается мало проработанной и непропорционально неразвитой.
Больные с позитивным смыслом болезни составляют основную категорию «трудных больных» и единственный эффективный способ коррекции – лишение болезни приносимых ею вторичных выгод, либо длительная психотерапевтическая работа по демонстрации больному «упущенных из-за болезни возможностей».
Рентные установки, условная желательность болезни приводит к:
• хронификации болезни;
• затруднению лечения (больные не мотивированы на сотрудничество), не усваивают и не принимают конечную цель реабилитационной программы – социальную адаптацию, а требуют постоянного повторения стационарного восстановительного лечения.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru