Скачать 0.52 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии Согласовано Утверждено на заседании кафедры психологии Протокол №___ завкафедрой Ткач Е.Н. от_____________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС По дисциплине «Психология стресса» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами - «Анатомия и физиология ЦНС», «Общая психология», «Психология труда», «Психология здоровья». Отправным пунктом при разработке учебного курса по психологии стресса явились идеи отечественных и зарубежных исследователей Ю.В. Щербатых, В.А. Бодрова, Г. Селье, К.В. Судакова, Л.А. Китаева-Смыка. Программа и методические материалы составлены в соответствии с общими требованиями к психологическим программам. Программа включает в себя тематический план и рабочую программу. ^ – усвоение студентами знаний о психологической сущности стресса, механизмах его развития и основных методах его психопрофилактики. Данный курс направлен на подробное знакомство студентов с классическими, а также современными подходами к стрессу. Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счёт универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Курс способствует углублению понимания стресса и профессионально-психологического подхода в работе с ним. Актуальность курса «Психология стресса» связана с возрастанием темпа и напряжённости жизни в современных условиях и многообразием социально-политических предпосылок его возникновения. В настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний. В этих условиях существенно возрастает роль психолога, который должен уметь вовремя выявить у своих клиентов первые признаки начинающегося стресса и принять соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции. В процессе изучения курса «Психология стресса» студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть. По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии. Студент, изучивший дисциплину, должен:
Технология проведения занятий включает лекционные и семинарские занятия, направленные на изучение теоретико-методологических основ проблемы стресса, на освоение студентами методов и форм работы со стрессом. В качестве формы итогового контроля знаний студентов предусмотрен зачет в восьмом семестре. «Зачет» ставится при представлении студентом: выполненных диагностических заданий; написании проверочных работ по содержанию теоретического материала; выполненных заданий для самостоятельной работы; выполнении и защиты реферата по выбранной студентом теме. ^ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» Кафедра психологии «Утверждаю»: завкафедрой Ткач Е.Н. ____________________ «____»____________2008 ^ «Психология стресса» Специальность: 031000 «Педагогика и психология» Курс 4 Семестр 8 2008 Разработчик Старший преподаватель _____________ К.В. Краева кафедры психологии РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии ____________ протокол № ________ ^ В ходе освоения учебной дисциплины студент должен:
^
^
^
^ Раздел 1. Теоретико-методологические основы психологии стресса Тема 1. Подходы и теории стресса Классическая характеристика стресса как общего адаптационного синдрома (Г. Селье). Особенности влияния стрессового состояния на сознание и поведение человека. Особенности информационного и эмоционального стресса. Понятие эустресса и дистресса. ^ Изменение поведенческих реакций при стрессе. Изменение интеллектуальных процессов при стрессе. Изменение физиологических процессов при стрессе. Признаки стресса: интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие, физиологические признаки. ^ Общие закономерности развития стресса. Динамика стрессовых состояний. Факторы, влияющие на развитие стресса: врождённые особенности организма; родительские сценарии; личностные особенности, уровень тревожности; факторы социальной среды; когнитивные факторы. ^ Стресс как стимул физиологического развития. Стресс как стимул психосоциального развития. Тема 5. Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса Понятие «преодоление стресса». Преодоление стресса и адаптация. Методологические особенности исследований преодоления стресса. Классификация способов преодоления. Модели и ресурсы преодоления стресса. ^ Оценка уровня стресса: объективные и субъективные методы оценки уровня стресса. Прогноз уровня стресса. Методы оптимизации уровня стресса: аутогенная тренировка, дыхательные техники, мышечная релаксация, визуализация, медитация. ^ Тема 7. Объективные методы оценки уровня стресса Показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; анализ активности вегетативной нервной системы; оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе. ^ Психологические тесты (бланковые, проективные) и интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе). ^ Использование идентичных стрессоров; использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях; мысленное моделирование стрессорных ситуаций; прогнозы на основе психологических тестов и опросников; математические модели; создание при помощи различных устройств модельной стрессорной ситуации. ^ Дыхательные техники, аутогенная тренировка, мышечная релаксация, визуализация, медитация Тема 11. Нейтрализация стресса при помощи психотерапии Нейролингвистическое программирование, рациональная психотерапия ^ Стрессоустойчивость личности, личностный адаптационный потенциал в экстремальных условиях, гендерный аспект стресса (женщины, мужчины и стресс), личностные особенности и стресс, стихийные бедствия и стресс, стресс у учителей, педагогов, стресс у военнослужащих, стресс у пожарных, стресс у медиков, студенческий стресс (экзаменационный стресс), стресс в школьной жизни, алкоголизм / курение и стресс, наркомания и стресс, профессиональное выгорание и стресс, суицид и стресс, личность руководителя и стресс, организационный стресс, возрастные особенности стресса, стресс и раковые заболевания, стресс во время полёта/стресс у авиаторов, стресс во время беременности, боль и стресс, психосоматические заболевания и посттравматический синдром как последствия стресса. ^ Перечень учебной литературы
^ по дисциплине «Психология стресса» Специальность 031000 «Педагогика и психология» Раздел 2. Методы оценки и оптимизации уровня стресса ^ |
Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами Анатомия цнс», «Физиология... | Учебная дисциплина «Методы сказкотерапии» предполагает использование межпредметных связей: «Методы арт-терапии», «Возрастная психология»,... |
«Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания... | Педагогическая психология – одна из важнейших дисциплин в сфере подготовки специалистов по практической психологии и педагогов-психологов.... |
Дисциплина позволяет сформировать первоначальные представления и навыки в овладении научно-исследовательской деятельностью. Зачет... | Цели и задачи учебной дисциплины. Дисциплина «Основы общей психологии», наряду с другими базовыми предметами учебного плана, обеспечивает... |
Определить стратегию психодиагностического процесса, исходя из первоначальной гипотезы. Если в результате гипотеза подтверждается... | Вооружить студентов психологическими методами обследования и критериями оценки психического развития человека на разных возрастных... |
В связи с этим основной целью курса является освещение психологических аспектов проблематики «Личность и общество», «Психология группы»,... | Цели и задачи учебной дисциплины. Программа дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» составлена в соответствии... |