Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Специальность: 031000 «Педагогика и психология»



НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Специальность: 031000 «Педагогика и психология»
страница1/3
Дата11.04.2013
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
источник
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


Кафедра психологии


Согласовано Утверждено

на заседании кафедры

психологии

Протокол №___ завкафедрой Ткач Е.Н.

от_____________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


По дисциплине «Психология стресса»


Специальность: 031000 «Педагогика и психология»


Хабаровск

2008


Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами - «Анатомия и физиология ЦНС», «Общая психология», «Психология труда», «Психология здоровья».

Отправным пунктом при разработке учебного курса по психологии стресса явились идеи отечественных и зарубежных исследователей Ю.В. Щербатых, В.А. Бодрова, Г. Селье, К.В. Судакова, Л.А. Китаева-Смыка.

Программа и методические материалы составлены в соответствии с общими требованиями к психологическим программам. Программа включает в себя тематический план и рабочую программу.

^ Цель изучения дисциплины – усвоение студентами знаний о психологической сущности стресса, механизмах его развития и основных методах его психопрофилактики. Данный курс направлен на подробное знакомство студентов с классическими, а также современными подходами к стрессу.

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счёт универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Курс способствует углублению понимания стресса и профессионально-психологического подхода в работе с ним.

Актуальность курса «Психология стресса» связана с возрастанием темпа и напряжённости жизни в современных условиях и многообразием социально-политических предпосылок его возникновения. В настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний. В этих условиях существенно возрастает роль психолога, который должен уметь вовремя выявить у своих клиентов первые признаки начинающегося стресса и принять соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции.

В процессе изучения курса «Психология стресса» студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.


Студент, изучивший дисциплину, должен:

  • знать историю учения о стрессе;

  • иметь представление об особенностях развития стресса;

  • знать теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса;

  • знать формы и методы работы со стрессом, уметь их использовать в практической работе.


Технология проведения занятий включает лекционные и семинарские занятия, направленные на изучение теоретико-методологических основ проблемы стресса, на освоение студентами методов и форм работы со стрессом.

В качестве формы итогового контроля знаний студентов предусмотрен зачет в восьмом семестре. «Зачет» ставится при представлении студентом: выполненных диагностических заданий; написании проверочных работ по содержанию теоретического материала; выполненных заданий для самостоятельной работы; выполнении и защиты реферата по выбранной студентом теме.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


Кафедра психологии


«Утверждаю»:

завкафедрой Ткач Е.Н.

____________________

«____»____________2008


^ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Психология стресса»


Специальность: 031000 «Педагогика и психология»


Курс 4

Семестр 8


2008

Разработчик


Старший преподаватель _____________ К.В. Краева

кафедры психологии


РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии

____________ протокол № ________


^ Задачи учебной дисциплины:

В ходе освоения учебной дисциплины студент должен:

  • усвоить основные категории и понятия психологии стресса;

  • получить системные представления об особенностях, видах и развитии стресса;

  • усвоить теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса;

  • усвоить приёмы индивидуальной и групповой профилактики стресса; приёмы регуляции стресса.


^ Содержание дисциплины по видам учебных занятий




^ Виды учебной работы

Объём в часах по формам обучения

ДО

ОЗО

1

Общая трудоёмкость

88

88

2

Аудиторные занятия

44

8

3

Лекции

14

4

4

Семинары/практические занятия

30

4

5

Курсовые работы

-

-

6

Самостоятельная работа

44

80

7

Вид итоговой аттестации

зачет

зачет


^ Тематическое планирование дисциплины (ДО)




Тема

Всего часов

Лекции

Сем.

Пр.

С/р

Продукт с/р

Раздел 1. Теоретико-методологические основы психологии стресса

1

Подходы и теории стресса

4

4

-

-

-

Конспект лекции

2


Формы проявления, признаки стресса

4

2

-

-

2

Конспект лекции

3

Особенности развития стресса

4

2

-

-

2

Конспект лекции

4

Стресс как фактор развития личности

4

2

-

-

2

Конспект лекции

5

Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса

6

4

-

-

2

Конспект лекции

^ Раздел 2. Методы оценки и оптимизации уровня стресса


6

Объективные методы оценки уровня стресса

10

-

4

-

6

Конспект

7

Субъективные методы оценки уровня стресса

10

-

4

-

6

Конспект

8

Подходы к прогнозированию стресса

8

-

2

-

6

Конспект

9

Методы оптимизации уровня стресса

16

-

10

-

6

Конспект

10

Нейтрализация стресса при помощи психотерапии

11

-

5

-

6

Конспект

11

Защита реферативных работ

11

-

5

-

6

Реферат


^ Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)




Тема

Всего часов

Лекции

Сем.

Пр.

С/р

Продукт с/р.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы психологии стресса

1

Подходы и теории стресса

6

2

-

-

4

Конспект лекции

2


Формы проявления, признаки стресса

6

-

-

-

6

Конспект

3

Особенности развития стресса

6

-

-

-

6

Конспект

4

Стресс как фактор развития личности

6

-

-

-

6

Конспект

5

Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса

6

2

-

-

4

Конспект лекции


^ Раздел 2. Методы оценки и оптимизации уровня стресса


6

Объективные методы оценки уровня стресса

8

-

-

-

8

Конспект

7

Субъективные методы оценки уровня стресса

8

-

-

-

8

Конспект

8

Подходы к прогнозированию стресса

8

-

-

-

8

Конспект

9

Методы оптимизации уровня стресса

10

-

2

-

8

Конспект

10

Нейтрализация стресса при помощи психотерапии

10

-

2

-

8

Конспект

11

Защита реферативных работ

14

-

-

-

14

Реферат


^ Краткое содержание каждой темы


Раздел 1. Теоретико-методологические основы психологии стресса

Тема 1. Подходы и теории стресса

Классическая характеристика стресса как общего адаптационного синдрома (Г. Селье). Особенности влияния стрессового состояния на сознание и поведение человека. Особенности информационного и эмоционального стресса. Понятие эустресса и дистресса.


^ Тема 2. Формы проявления, признаки стресса

Изменение поведенческих реакций при стрессе. Изменение интеллектуальных процессов при стрессе. Изменение физиологических процессов при стрессе. Признаки стресса: интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие, физиологические признаки.


^ Тема 3. Особенности развития стресса


Общие закономерности развития стресса. Динамика стрессовых состояний. Факторы, влияющие на развитие стресса: врождённые особенности организма; родительские сценарии; личностные особенности, уровень тревожности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.


^ Тема 4. Стресс как фактор развития личности


Стресс как стимул физиологического развития. Стресс как стимул психосоциального развития.


Тема 5. Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса

Понятие «преодоление стресса». Преодоление стресса и адаптация. Методологические особенности исследований преодоления стресса. Классификация способов преодоления. Модели и ресурсы преодоления стресса.


^ Тема 6. Методы оценки и оптимизации уровня стресса


Оценка уровня стресса: объективные и субъективные методы оценки уровня стресса. Прогноз уровня стресса. Методы оптимизации уровня стресса: аутогенная тренировка, дыхательные техники, мышечная релаксация, визуализация, медитация.


^ Раздел 2. Методы оценки и оптимизации уровня стресса


Тема 7. Объективные методы оценки уровня стресса


Показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; анализ активности вегетативной нервной системы; оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе.


^ Тема 8. Субъективные методы оценки уровня стресса


Психологические тесты (бланковые, проективные) и интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе).


^ Тема 9. Подходы к прогнозированию стресса


Использование идентичных стрессоров; использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях; мысленное моделирование стрессорных ситуаций; прогнозы на основе психологических тестов и опросников; математические модели; создание при помощи различных устройств модельной стрессорной ситуации.


^ Тема 10. Методы оптимизации уровня стресса


Дыхательные техники, аутогенная тренировка, мышечная релаксация, визуализация, медитация


Тема 11. Нейтрализация стресса при помощи психотерапии


Нейролингвистическое программирование, рациональная психотерапия

^ Тема 12. Защита реферативных работ


Стрессоустойчивость личности, личностный адаптационный потенциал в экстремальных условиях, гендерный аспект стресса (женщины, мужчины и стресс), личностные особенности и стресс, стихийные бедствия и стресс, стресс у учителей, педагогов, стресс у военнослужащих, стресс у пожарных, стресс у медиков, студенческий стресс (экзаменационный стресс), стресс в школьной жизни, алкоголизм / курение и стресс, наркомания и стресс, профессиональное выгорание и стресс, суицид и стресс, личность руководителя и стресс, организационный стресс, возрастные особенности стресса, стресс и раковые заболевания, стресс во время полёта/стресс у авиаторов, стресс во время беременности, боль и стресс, психосоматические заболевания и посттравматический синдром как последствия стресса.


^ Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Перечень учебной литературы




Автор

Название

Вид издания

Место издания

Основная литература

1

Абабков В.А., Перре М.

Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии

Научное издание

СПб.: Речь, 2004. – 166 с.

2

Березин Ф.Б.

Психическая и психофизиологическая адаптация человека

Учебное пособие

Л., 1988, 270с.

3

Бодров В.А.

Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы

Научное издание

М., ИП РАН, 1995, 136 с.

4

Василюк Ф.Е.

Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций

Научное издание

М.: МГУ, 1984. - 200 с.

5

Дикая Л. Г.

Психическая саморегуляция функционального состояния человека

Научное издание

М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003.

6

Китаев-Смык Л.А.

Психология стресса

Учебное пособие

М., 1983.

7

Лазарус Р.С.

Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред.Л.Леви

Статья

Л.: Медицина, 1970.

8

Леонова А.Б., Кузнецова А.С.

Психопрофилактика стрессов

Учебное пособие

М., 1993.

9

Леонтьев Д.А.

Личностное в личности: Личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1/ Под общей ред. Б.С.Братуся, Д.А. Леонтьева

Статья

М.: Смысл, 2002.- 407 с.

10

Селье Г.

Стресс без дистресса

Учебное пособие

М., 1979, 125 с.

11

Гремлинг С., Ауэрбах С.

Практикум по управлению стрессом

Учебное пособие

СПб., 2002.

^ Дополнительная литература

1

Апчел В.Я., Цыган В.Н.

Стрессоустойчивость человека

Учебное пособие

СПб.: ВМедА, 1999.

2

Бодров В.А.


Информационный стресс

Учебное пособие

М.: ПЕР СЭ, 2000.

3

Маклаков А.Г.

Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16 – 24.

Статья

Москва, 2001.

4

Маросанова В.И.

Индивидуальный стиль саморегуляции

Учебное пособие

М.: Наука, 2001.

5

Наенко Н.И.

Психическая напряженность

Учебное пособие

М.: Изд-во МГУ, 1976.

6

Селье Г.

Очерки об адаптационном синдроме

Учебное пособие

М.: Медицина, 1960.



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ


по дисциплине «Психология стресса»


Специальность 031000 «Педагогика и психология»


Раздел 2. Методы оценки и оптимизации уровня стресса

^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru