Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Специальность: 020400 «Психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка



Скачать 355.85 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Специальность: 020400 «Психология» Хабаровск 2008 Пояснительная записка
Дата11.04.2013
Размер355.85 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
источник


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


Кафедра психологии


Согласовано Утверждено

на заседании кафедры

психологии

Протокол №___ завкафедрой Ткач Е.Н.

от_____________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


По дисциплине «Психология стресса»


Специальность: 020400 «Психология»


Хабаровск

2008


Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами - Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД», «Общая психология», «Психология труда», «Психология здоровья».

Отправным пунктом при разработке учебного курса по психологии стресса явились идеи отечественных и зарубежных исследователей Ю.В. Щербатых, В.А. Бодрова, Г. Селье, К.В. Судакова, Л.А. Китаева-Смыка.

Программа и методические материалы составлены в соответствии с общими требованиями к психологическим программам. Программа включает в себя тематический план и рабочую программу.

^ Цель изучения дисциплины – усвоение студентами знаний о психологической сущности стресса, механизмах его развития и основных методах его психопрофилактики. Данный курс направлен на подробное знакомство студентов с классическими, а также современными подходами к стрессу.

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счёт универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Курс способствует углублению понимания стресса и профессионально-психологического подхода в работе с ним.

Актуальность курса «Психология стресса» связана с возрастанием темпа и напряжённости жизни в современных условиях и многообразием социально-политических предпосылок его возникновения. В настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний. В этих условиях существенно возрастает роль психолога, который должен уметь вовремя выявить у своих клиентов первые признаки начинающегося стресса и принять соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции.

В процессе изучения курса «Психология стресса» студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.


Студент, изучивший дисциплину, должен:

  • знать историю учения о стрессе;

  • иметь представление об особенностях развития стресса;

  • знать теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса;

  • знать формы и методы работы со стрессом, уметь их использовать в практической работе.


Технология проведения занятий включает лекционные занятия, направленные на изучение теоретико-методологических основ проблемы стресса, на освоение студентами методов и форм работы со стрессом.

В качестве формы итогового контроля знаний студентов предусмотрен зачет в седьмом семестре. «Зачет» ставится при представлении студентом: выполненных диагностических заданий; написаний проверочных работ по содержанию теоретического материала; выполненных заданий для самостоятельной работы; выполнении и защиты реферата по выбранной студентом теме.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


Кафедра психологии


«Утверждаю»:

завкафедрой Ткач Е.Н.

____________________

«____»____________2008


^ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


По дисциплине «Психология стресса»


Специальность: 020400 «Психология»


Курс 4

Семестр 7


2008

Разработчик


Старший преподаватель _____________ К.В. Краева

кафедры психологии


РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии

____________ протокол № ________


^ Задачи учебной дисциплины:

В ходе освоения учебной дисциплины студент должен:

  • усвоить основные категории и понятия психологии стресса;

  • получить системные представления об особенностях, видах и развитии стресса;

  • усвоить теоретико-методологические основы проблемы преодоления стресса;

  • усвоить приёмы индивидуальной и групповой профилактики стресса; приёмы регуляции стресса.


^ Содержание дисциплины по видам учебных занятий




^ Виды учебной работы

Объём в часах по формам обучения

ДО

ОЗО

1

Общая трудоёмкость

30

30

2

Аудиторные занятия

14

4

3

Лекции

14

4

4

Семинары/практические занятия

-

-

5

Курсовые работы

-

-

6

Самостоятельная работа

14

26

7

Вид итоговой аттестации

зачет

зачет


^ Тематическое планирование дисциплины (ДО)




Тема

Всего часов

Лекции

Сем.

Пр.

С/р

Продукт с/р

1

Подходы и теории стресса

4

2

-

-

2

Конспект лекции

2


Формы проявления, признаки стресса

4

2

-

-

2

Конспект лекции

3

Особенности развития стресса

4

2

-

-

2

Конспект лекции

4

Стресс как фактор развития личности

4

2

-

-

2

Конспект лекции

5

Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса

8

4

-

-

4

Конспект лекции

6

Методы оценки и оптимизации уровня стресса

4

2

-

-

2

Конспект

лекции


^ Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)




Тема

Всего часов

Лекции

Сем.

Пр.

С/р

Продукт с/р.

1

Подходы и теории стресса

6

2

-

-

4

Конспект лекции

2


Формы проявления, признаки стресса

4

-

-

-

4

Конспект

3

Особенности развития стресса

4

-

-

-

4

Конспект

4

Стресс как фактор развития личности

4

-

-

-

4

Конспект

5

Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса

6

2

-

-

4

Конспект лекции

6

Методы оценки и оптимизации уровня стресса

6

-

-

-

6

Конспект



^ Содержание программы курса по темам


Тема 1. Подходы и теории стресса

Классическая характеристика стресса как общего адаптационного синдрома (Г. Селье). Особенности влияния стрессового состояния на сознание и поведение человека. Особенности информационного и эмоционального стресса. Понятие эустресса и дистресса.


^ Тема 2. Формы проявления, признаки стресса

Изменение поведенческих реакций при стрессе. Изменение интеллектуальных процессов при стрессе. Изменение физиологических процессов при стрессе. Признаки стресса: интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие, физиологические признаки.


^ Тема 3. Особенности развития стресса


Общие закономерности развития стресса. Динамика стрессовых состояний. Факторы, влияющие на развитие стресса: врождённые особенности организма; родительские сценарии; личностные особенности, уровень тревожности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.


^ Тема 4. Стресс как фактор развития личности

Стресс как стимул физиологического развития. Стресс как стимул психосоциального развития.

Тема 5. Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса

Понятие «преодоление стресса». Преодоление стресса и адаптация. Методологические особенности исследований преодоления стресса. Классификация способов преодоления. Модели и ресурсы преодоления стресса.


^ Тема 6. Методы оценки и оптимизации уровня стресса


Оценка уровня стресса: объективные и субъективные методы оценки уровня стресса. Прогноз уровня стресса. Методы оптимизации уровня стресса: аутогенная тренировка, дыхательные техники, мышечная релаксация, визуализация, медитация.


^ Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Перечень учебной литературы




Автор

Название

Вид издания

Место издания

Основная литература

1

Абабков В.А., Перре М.

Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии

Научное издание

СПб.: Речь, 2004. – 166 с.

2

Березин Ф.Б.

Психическая и психофизиологическая адаптация человека

Учебное пособие

Л., 1988, 270с.

3

Бодров В.А.

Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы

Научное издание

М., ИП РАН, 1995, 136 с.

4

Василюк Ф.Е.

Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций

Научное издание

М.: МГУ, 1984. - 200 с.

5

Дикая Л. Г.

Психическая саморегуляция функционального состояния человека

Научное издание

М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003.

6

Китаев-Смык Л.А.

Психология стресса

Учебное пособие

М., 1983.

7

Лазарус Р.С.

Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред.Л.Леви

Статья

Л.: Медицина, 1970.

8

Леонова А.Б., Кузнецова А.С.

Психопрофилактика стрессов

Учебное пособие

М., 1993.

9

Леонтьев Д.А.

Личностное в личности: Личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1/ Под общей ред. Б.С.Братуся, Д.А. Леонтьева

Статья

М.: Смысл, 2002.- 407 с.

10

Селье Г.

Стресс без дистресса

Учебное пособие

М., 1979, 125 с.

11

Гремлинг С., Ауэрбах С.

Практикум по управлению стрессом

Учебное пособие

СПб., 2002.

^ Дополнительная литература

1

Апчел В.Я., Цыган В.Н.


Стрессоустойчивость человека

Учебное пособие

СПб.: ВМедА, 1999.

2

Бодров В.А.


Информационный стресс

Учебное пособие

М.: ПЕР СЭ, 2000.

3

Маклаков А.Г.

Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16 – 24.

Статья

Москва, 2001.

4

Маросанова В.И.

Индивидуальный стиль саморегуляции

Учебное пособие

М.: Наука, 2001.

5

Наенко Н.И.

Психическая напряженность

Учебное пособие

М.: Изд-во МГУ, 1976.

6

Селье Г.

Очерки об адаптационном синдроме

Учебное пособие

М.: Медицина, 1960.


Зачётное занятие проходит в форме защиты студентом реферата по одной из тем.


Перечень тем рефератов к зачётному заданию


  1. Стрессоустойчивость личности

  2. Личностный адаптационный потенциал в экстремальных условиях

  3. Гендерный аспект стресса (женщины, мужчины и стресс)

  4. Личностные особенности и стресс

  5. Стихийные бедствия и стресс

  6. Особенности стресса у учителей / педагогов

  7. Стресс у военнослужащих

  8. Особенности стресса у пожарных

  9. Стресс у медиков

  10. Студенческий стресс (экзаменационный стресс)

  11. Стресс школьной жизни у детей

  12. Взаимосвязь алкоголизма / курения со стрессом

  13. Взаимосвязь наркомании и стресса

  14. Профессиональное выгорание и стресс

  15. Взаимосвязь суицида и стресса

  16. Личность руководителя и стресс

  17. Особенности организационного стресса

  18. Возрастные особенности стресса (возраст и стресс)

  19. Зависимость раковых заболеваний от стресса

  20. Стресс во время полёта/стресс у авиаторов

  21. Стресс во время беременности

  22. Методы оптимизации уровня стресса

  23. Взаимосвязь боли и стресса

  24. Методы оценки уровня стресса (объективные и субъективные методы)

  25. Психосоматические заболевания как последствия стресса


Перечень учебной литературы для подготовки реферата


  1. Абрамова Г.С. О боли и стрессе // Медицинская психология. М. 1998.

  2. Бодров В.А. Психосоматический стресс. М., 1995.

  3. Ветер Т.В. Стресс в школьной жизни// Образование в современной школе. – 2003. №3.

  4. Виткин Дж. Женщина и стресс / Дж. Виткин. - СПб, 1996.

  5. Виткин Дж. Мужчина и стресс. / Дж. Виткин. - СПб, 1995.

  6. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремлинг, С. Ауэрбах. - СПб., 2002, с. 37-44.

  7. Жариков Е.С. Психология управления / Е.С. Жариков. - М., МЦФЭР, 2002. – 512 с.

  8. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. - СПб.: Питер, 2003. – 400 с. (Профилактика организационного стресса).

  9. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 2001, том 22 №1.

  10. Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. - СПб., 2001, с. 81-101.

  11. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс / Ю. В. Щербатых. - Воронеж, 2000, с. 18-55.


Методические рекомендации по составлению реферата


Структура реферата:


  1. Титульный лист (по образцу);

  2. Введение (актуальность);

  3. Теоретический блок (раскрываются основные понятия, цель, задачи по теме, теоретическое обоснование проблемы);

  4. Практический блок (содержатся прикладные техники и упражнения по теме);

  5. Список использованной литературы.



^ Образец титульного листа

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Институт психологии и управления


Кафедра психологии


РЕФЕРАТ


по курсу «Психология стресса»


на тему: «________________________________________________»


Выполнила:

Студент(ка) __ курса

группы ______

специальности «Психология»

_________

Проверила:

старший преподаватель

каф. психологии

Краева Ксения Владимировна


Хабаровск

2008


Тестовые задания


Тест № 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

  1. Стресс - это ____________________________________________________

  2. Основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды заключалась в _______________________________________________________________

  3. С сердечно-сосудистой системой человека во вре­мя стресса происходит ______________________________________________________________

  4. Значение гипоталамуса в развитии стрессорных реакций заключается в ________________________________________________________________

  5. Основные отличия психологического стресса от стрес­са биологического________________________________________________

  6. Эустресс – это _________________________________________________

  7. Начальный стресс может принимать форму дист­ресса в случаях________________________________________________________


Выберите правильный вариант ответа


8. Стресс начинается со стадии

а) адаптации;

б) тревоги;

в) резистентности;

г) истощения.


9. Наиболее важную роль в формировании ответных
реакций организма во время стресса играют железы

а) щитовидная железа;

б) поджелудочная железа;

в) мозговое вещество надпочечников;

г) корковое вещество надпочечников.


10. Способствует переходу стресса в дистресс

а) положительный эмоциональный фон;

б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса;

в) опыт решения подобных проблем в прошлом;

г) негативный прогноз на будущее.


11. Способствует переходу стресса в эустресс

а) чрезмерная сила стресса;

б) большая продолжительность стрессорного воздействия;

в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

г) недостаток нужной информации.

12. У биологического и психологического стресса общее

а) участие гормонов надпочечников;

б) преимущественное влияние на социальный статус человека;

в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;

г) «размытые» временные рамки.


13. Примером «психологического» стресса является

а) воспалительная реакция после ожога;

б) болезнь, вызванная вирусной инфекцией;

в) повышение артериального давления после семейной ссоры;

г) травма, связанная с падением.


Тест №2. Формы проявления стресса


  1. Четыре возможные формы проявления стресса__________________________

  2. Поведенческие нарушения при стрессе проявляются в __________________


Выберите правильный вариант ответа


3. Нарушение концентрации внимания относится к _____ форме проявления стресса

а) к поведенческой;

б) к эмоциональной;

в) к интеллектуальной;

г) к физиологической.


4. Головная боль относится к _____ форме проявления стресса

а) к поведенческой;

б) к эмоциональной;

в) к интеллектуальной;

г) к физиологической.


5. Снижение самооценки при психологическом стрессе относится к

а) изменению обшего эмоционального фона;

б) выраженным негативным эмоциональным реакциям;

в) изменениям в характере;

г) невротическим состояниям.


6. Показатель 57 баллов по методике Ч.Спилбергера относятся к _____ уровню ситуативной тревожности

а) к низкому;

б) к среднему;

в) к высокому;

г) к сверхвысокому.

7. Не входит в состав триады поведения при структурном анализе стресса

а) мысли;

б) действия;

в) чувства;

г) последствия.


Тест №3. Особенности развития стресса

  1. Стадиями развития стресса, согласно концепции Ганса Селье являются ________________________________________________________________

  2. Характер влияния стресса на человека больше всего зависит от следующих трех факторов ___________________________________________________

  3. Тип высшей нервной деятельности человека влияет на характер стресса тем, что _________________________________________________________

  4. Когнитивные факторы, влияющие на уровень стресса___________________

  5. Основными психосоматическими заболеваниями, наиболее часто возникающие после переживания человеком силь­ного стресса являются ________________________________________________________________

  6. Клиническими симптомами посттравматического стрес­сового расстройства являются ____________________________________________


Выберите правильный вариант ответа


7. Переход стресса в болезнь наиболее вероятен на стадии

а) тревоги;

б) адаптации;

в) истошения;

г) на любой из перечисленных.


8. Наиболее вреден для организма человека (при прочих
равных особенностях) следующий характер стресса

а) слабый и короткий;

б) слабый и длительный;

в) сильный и короткий.


9. Больше всего влияют на формирование стрессоустойчивости человека следующие врожденные факторы / события первых лет жизни:

а) уровень самооценки;

б) характер человека;

в) направленность психики;

г) характер протекания беременности у матери.


10. К когнитивным факторам, влияющим на развитие стресса, относится:

а) тип высшей нервной деятельности;

б) родительские сценарии;

в) условия труда;

г) прогноз будущего.


11. К социальным факторам, влияющим на развитие стресса, не относится

а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги);

б) общественный статус;

в) условия труда;

г) установки и ценности человека.


12. Позже всего формируется элемент, влияющий на развитие стресса

а) наследственные особенности стрессоустойчивости;

б) характер протекания беременности у матери;

в) черты личности;

г) ранний детский опыт;

г) тип высшей нервной деятельности.


13. Люди типа «А» (обладающие повышенной уязвимостью к стрессу) - это

а) вспыльчивые, энергичные и честолюбивые;

б) аккуратные и добродушные;

в) спокойные и рассудительные;

г) быстро принимающие решения и не стремящиеся к карьерному росту.


14. На уровень сензитивности человека напрямую не влияет

а) чувствительность рецепторов;

б) тип высшей нервной деятельности;

в) легкость образования условно-рефлекторных связей в коре мозга;

г) особенность процессов мышления;

д) изменение чувствительности в процессе индивидуального опыта.


15. Психосоматические болезни возникают в результате ослабления защит­ных сил организма и срыва работы органов по принципу «слабого звена»
после

а) стресса;

б) внутреннего конфликта;

в) депрессии.


16. Застойный очаг возбуждения в коре больших полушарий мозга является причиной ПТСР в рамках:

а) физиологической концепции;

б) биохимической концепции;

в) психоаналитической концепции;

г) когнитивной концепции;

д) информационной концепции?

Тест № 4. Методы оценки и оптимизации уровня стресса


  1. Житейскими методами снятия стресса, являются ______________________

  2. Физиологические методы снятия стресса _____________________________

  3. Организационные методы, которые применяются в психологии труда и инженерной психологии для уменьшения уровня профессионального стресса – это ____________________________________________________

  4. Сущность аутогенной тренировки состоит в _________________________

  5. Уникальные особенности дыхания в плане саморе­гуляции и антистрессорного воздействия состоят в _____________________________


Выберите правильный вариант ответа


6. Аутотренинг относится к _______ группе антистрессорного воздействия

а) к физической;

б) к физиологической;

в) к биохимической;

г) к психологической.


7. Алкоголь относится к _______ группе антистрессорного воздействия

а) к физической;

б) к физиологической;

в) к биохимической;

г) к психологической.


8. Массаж относится к _______ группе антистрессорного воздействия

а) к физической;

б) к физиологической;

в) к биохимической;

г) к психологической.


9. Биологиче­ская обратная связь относится к

а) к методам самопомощи;

б) к методам, требуюшим участия другого человека;

в) к техническим методам.


10. Основатель аутогенной тренировки

а) И. Шульц;

б) У. Джеймс;

в) А. Ромен;

г) Э. Джекобсон.


11. На совершенствовании поведенческих навыков основан метод:

а) аутогенной тренировки;

б) медитации;

в) визуализации;

г) активное слушание.


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


Кафедра психологии


«Утверждаю»:

завкафедрой Ткач Е.Н.

____________________

«____»____________2008


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«Психология стресса»


Специальность: 020400 «Психология»


Курс 4

Семестр 7


2008

Тематическое планирование дисциплины (ДО) на 2008-2009 учебный год




Тема

Всего часов

Лекции

Сем.

Пр.

С/р

Продукт с/р

1

Подходы и теории стресса

4

2

-

-

2

Конспект лекции

2


Формы проявления, признаки стресса

4

2

-

-

2

Конспект лекции

3

Особенности развития стресса

4

2

-

-

2

Конспект лекции и семинара

4

Стресс как фактор развития личности

4

2

-

-

2

Конспект лекции

5

Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса

8

4

-

-

4

Конспект лекции

6

Методы оценки и оптимизации уровня стресса

4

2

-

-

2

Конспект

лекции


^ Тематическое планирование дисциплины (ОЗО) на 2008-2009 учебный год




Тема

Всего часов

Лекции

Сем.

Пр.

С/р

Продукт с/р

1

Подходы и теории стресса

6

2

-

-

4

Конспект лекции

2


Формы проявления, признаки стресса

4

-

-

-

4

Конспект лекции

3

Особенности развития стресса

4

-

-

-

4

Конспект лекции и семинара

4

Стресс как фактор развития личности

4

-

-

-

4

Конспект лекции

5

Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса

6

2

-

-

4

Конспект лекции

6

Методы оценки и оптимизации уровня стресса

6

-

-

-

6

Конспект

лекции



^ Уточненный список учебной литературы в 2008-2009 учебном году




Автор

Название

Вид издания

Место издания

Основная литература

1

Абабков В.А., Перре М.

Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии

Научное издание

СПб.: Речь, 2004. – 166 с.

2

Березин Ф.Б.

Психическая и психофизиологическая адаптация человека.

Учебное пособие

Л., 1988, 270с.

3

Бодров В.А.

Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы

Научное издание

М., ИП РАН, 1995, 136 с.

4

Василюк Ф.Е.

Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций

Научное издание

М.: МГУ, 1984. - 200 с.

5

Дикая Л. Г.

Психическая саморегуляция функционального состояния человека

Научное издание

М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2003.

6

Китаев-Смык Л.А.

Психология стресса.

Учебное пособие

М., 1983.

7

Лазарус Р.С.

Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред.Л.Леви

Статья

Л.: Медицина, 1970.

8

Леонова А.Б., Кузнецова А.С.

Психопрофилактика стрессов

Учебное пособие

М., 1993.

9

Леонтьев Д.А.

Личностное в личности: Личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1/ Под общей ред. Б.С.Братуся, Д.А. Леонтьева

Статья

М.: Смысл, 2002.- 407 с.

10

Селье Г.

Стресс без дистресса

Учебное пособие

М., 1979, 125 с.

11

Гремлинг С., Ауэрбах С.

Практикум по управлению стрессом

Учебное пособие

СПб., 2002.

^ Дополнительная литература

1

Апчел В.Я., Цыган В.Н.

Стрессоустойчивость человека

Учебное пособие

СПб.: ВМедА, 1999.

2

Бодров В.А.


Информационный стресс

Учебное пособие

М.: ПЕР СЭ, 2000.

3

Маклаков А.Г.

Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16 – 24.

Статья

Москва, 2001.

4

Маросанова В.И.

Индивидуальный стиль саморегуляции

Учебное пособие

М.: Наука, 2001.

5

Наенко Н.И.

Психическая напряженность

Учебное пособие

М.: Изд-во МГУ, 1976.

6

Селье Г.

Очерки об адаптационном синдроме

Учебное пособие

М.: Медицина, 1960.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru