Дошкольный возраст



Скачать 47.69 Kb.
НазваниеДошкольный возраст
Дата15.04.2013
Размер47.69 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Материалы к лекциям/Возрастная психология/Дошкольный возраст.docx
2. /Материалы к лекциям/Возрастная психология/Младенчество.docx
3. /Материалы к лекциям/Возрастная психология/Новорожденность.docx
4. /Материалы к лекциям/Возрастная психология/Подростковый возраст.docx
5. /Материалы к лекциям/Возрастная психология/Предмет и основные понятия возрастной психологии.docx
6. /Материалы к лекциям/Возрастная психология/Психологическая готовность к школе.docx
7. /Материалы к лекциям/Возрастная психология/Психология младшего школьника.docx
8. /Материалы к лекциям/Возрастная психология/Ранний детский возраст.docx
9. /Материалы к лекциям/Возрастная психология/Юношеский возраст.docx
10. /Материалы к лекциям/Общая психология/История психологии.docx
11. /Материалы к лекциям/Общая психология/Ощущения. Ввосприятие. Внимание.docx
12. /Материалы к лекциям/Общая психология/Память. Воображение. Мышление.docx
13. /Материалы к лекциям/Общая психология/Предмет и методы психологии.docx
14. /Материалы к лекциям/Общая психология/Психология личности.docx
15. /Материалы к лекциям/Общая психология/Речь.docx
16. /Материалы к лекциям/Общая психология/Способности.docx
17. /Материалы к лекциям/Общая психология/Темперамент.docx
18. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Личностно-развивающее обучение.docx
19. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Мотивация учения.docx
20. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Педагогическая деятельность.docx
21. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Педагогические способности.docx
22. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Проблемы компьютеризации обучения.docx
23. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Проблемы неуспеваемости.docx
24. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Проблемы школьной отметки и оценки.docx
25. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Профессионально-личностный рост учителя.docx
26. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Профессионально-психологическая компетентность.docx
27. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Психология личности учителя.docx
28. /Материалы к лекциям/Педагогическая психология/Учитель как субъект педагогической деятельности.docx
29. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Групповая поляризация. Огруппление мышления.docx
30. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Динамические процессы в малой группе.docx
31. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Исследования малой группы.docx
32. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Конфликт.docx
33. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Конформизм.docx
34. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Методы социальной психологии.docx
35. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Нормативно-ролевые феномены малой группы.docx
36. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Понятие группы в социальной психологии.docx
37. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Предмет и проблемы социальной психологии.docx
38. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Психология агрессии.docx
39. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Руководство и лидерство.docx
40. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Словарь.doc
41. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Совместимость и срабатываемость.docx
42. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Социализация.docx
43. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Социальная установка.docx
44. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Социальная фасилитация. Социальная ленность.docx
45. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Социометрия и референтометрия.docx
46. /Материалы к лекциям/Социальная психология/Феномены больших социальных групп.docx
Дошкольный возраст
Младенчество (1 мес. – 1 год)
Новорожденность (0-1-2 мес.)
Подростковый возраст
Предмет и основные понятия возрастной психологии
Психологическая готовность ребенка к школе
Психология младшего школьника
Ранний возраст (1 – 3 года)
Юношеский возраст (17–18 – 23 года) Социальная ситуация развития
История развития психологического знания и основные направления в психологии
Понятие об ощущениях, их измерение и изменение Понятие об ощущениях
Понятие о памяти. Виды и их особенности. Индивидуальные различия памяти у людей. Теории и законы памяти
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук Психология как наука
Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психология личности Понятие личности в психологии. Соотношение понятий личность, человек, индивидуальность
Речь, ее функции, средство общения и инструмент мышления Речь и ее функции
Понятие о способностях, их природе Способности, задатки и индивидуальные различия людей
Понятие о темпераменте, его свойствах. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности Темперамент, его виды и свойства
Структура и механизмы педагогической деятельности в парадигме личностно-развивающего обучения Парадигма
Мотивация учения. Формирование учебно-познавательных мотивов
Из Зимней: Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание
Педагогические способности: понятие, структура, проблемы формирования
Психологические проблемы компьютеризации обучения
Психологические проблемы неуспеваемости
Психологические проблемы школьной отметки и оценки
Становлением, ростом и преобразованием личностных качеств и способностей
Проблемы профессионально-психологической компетентности учителя. Основные педагогические функции и умения
Психология личности учителя. Мотивация, центрация деятельности, стиль общения
Учитель как субъект педагогической деятельности (организатор, фасилитатор, носитель культуры, эффективный коммуникатор) Фаслитация
Социально-психологические феномены группы – групповая поляризация, огруппление мышление Групповая поляризация Групповая поляризация
Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности Термином «групповая динамика»
Понятие малой группы. Основные направления исследований малой группы
Конфликт: функции, структура, динамика. Причины конфликтов
Конформизм и групповое давление
Методы исследования в социальной психологии
Нормативное влияние в группе
Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп. Формальная и неформальная структура малой группы Понятие социальной группы
Предмет и методы социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания
Психология агрессивного поведения. Причины агрессии. Управление агрессивным поведением
Руководство и лидерство в малой группе. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства. Влияние меньшинства в группе
Авторитарная личность
Групповая совместимость и срабатываемость. Проблемы эффективности групповой деятельности
Понятие социализации. Содержание и механизмы социализации. Стадии и институты процесса социализации
Социальная установка личности
Социально-психологические феномены группы – социальная фасилитация, социальная леность Социальная фасилитация
Структура предпочтений и коммуникаций в малой группе. Социометрия и референтометрия Структура малой группы Структура малой группы
Феномены больших социальных групп. Виды больших социальных групп Большая социальная группа

Дошкольный возраст


Социальная ситуация развития ребенка характеризуется распадом прежде совместной его деятельности со взрослым. За человеческими действиями ребенок открывает мир человеческих отношений. Возникает направленность на ориентацию и овладение этими отношениями, усиливается тенденция быть как взрослый.

Мир взрослых людей, мир их отношений так интересует ребенка, что в своем изучении этого мира он не может ограничиться только его созерцанием. Он хочет активно действовать в этом мире, но напрямую это невозможно, и ребенок находит способ действовать, но не в прямой, а в опосредованной связи с этим миром, через особый вид деятельности – сюжетно-ролевую игру, которая позволяет смоделировать отношения взрослых. Предмет этой деятельности – взрослый человек как носитель общественных функций и отношений, потому социальная ситуация, характерная для дошкольного возраста, называется «ребенок – общественный взрослый».

Таким образом, ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре ребенок получает возможность реализации этих нереализуемых в реальности тенденций быть и действовать как взрослый. Соответственно, расширяется круг общения и значимым становится круг сверстников как партнеров по игре. В дальнейшем из игры вырастают творческие продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование, восприятие сказки, направленные на моделирование различных сторон действительности. Возникают и развиваются новые формы общения – внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

В сюжетно-ролевой игре формируются все основные психологические новообразования дошкольного возраста. Она оказывает влияние на развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка-дошкольника, развитие высших форм перцептивной деятельности и наглядно-образного мышления, формирование внутреннего плана действий и воображения, произвольности поведения и деятельности.

Дошкольный возраст – это период фактического складывания личности ребенка (А. Н. Леонтьев). Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать даже неодушевленные предметы. Прослушав историю о мальчике, который заблудился в лесу и был спасен крестьянином-дровосеком, ребенок пяти лет говорит: «Дядя хороший: он мальчика нашел, а лес плохой: он его заблудил».

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы.

В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость ребенка от взрослого.

В условиях эмоционально положительного отношения со стороны взрослого ребенок доверительно относится к этому взрослому, стремится быть успешным в деятельности и выполнять известные ему правила поведения. Общительность и доброжелательность взрослого выступают как условия развития положительных социальных качеств у ребенка.

Отчуждение, раздражительность и даже невнимание со стороны взрослого приводят к тому, что ребенок стремится избежать неприятных эмоций и замыкается. Отчуждение взрослого может спровоцировать развитие таких отрицательных качеств, как скрытность, агрессия, ложь, лесть, угодничество и покорность.

Наиболее важное значение для развития личности ребенка имеет игра. Беря на себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой. Так, выполняя роль врача, ребенок учится быть заботливым и внимательным по отношению к больному и т. п.

Особенности эмоционально-волевой сферы

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Появляются представления, а вместе с ними и эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения. Усложняются и осознаются переживания. Развиваются воля, произвольность действий, любознательность (возраст «почемучек»). Формируются инициативность, целеустремленность, активность, самостоятельность, а также: пассивность, чувство вины, склонность к подражанию образцам. Осваиваются нравственные нормы.

Особенности познавательной сферы

Восприятие, память, внимание в дошкольном детстве характеризуются нарастанием произвольности. Мышление наглядно-образное, осваиваются элементы понятийного. Завершается процесс усвоения речи. Она начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности. Активно развивается воображение. Дифференцируются внешний и внутренний мир. Доминирует память.

Социальная ситуация развития

До семи лет взрослый остается центром мира детей. Появляется потребность в сотрудничестве с другими детьми. После пяти лет общение становится внеситуативно-личностным.

Ведущая деятельность

Игра как освоение норм поведения и деятельности людей.

Основные новообразования

Появление внутренней позиции. Соподчинение мотивов. Потребность в общезначимой и оцениваемой деятельности. Наглядно-образное мышление, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений. Центральное новообразование – соподчинение мотивов, самосознание, произвольность.

Кризис семи лет


Завершается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет.

Основные симптомы: переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, смысловая ориентировочная основа поступка, утрата детской непосредственности. Внешне он проявляется в демонстративности, манерничании, кривлянии. Этот кризис называют рождением социального «Я» в ребенке.

Игра, которая на протяжении всего школьного возраста заполняла жизнь ребенка иллюзорным участием в общественно значимой жизни взрослых, к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и порождает кризис семи лет.

Кризис семи лет связан с появлением нового, центрального для личности системного образования, который обозначается термином «внутренняя позиция». Ребенок на рубеже 7 и 8 лет начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru