Задание Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности



Скачать 75.65 Kb.
НазваниеЗадание Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности
Дата15.04.2013
Размер75.65 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Индивидуальные задания/Психологии групповых отношений.docx
2. /Индивидуальные задания/Психология внимания.docx
3. /Индивидуальные задания/Психология воли.docx
4. /Индивидуальные задания/Психология воображения и творчества.docx
5. /Индивидуальные задания/Психология восприятия.docx
6. /Индивидуальные задания/Психология личности.docx
7. /Индивидуальные задания/Психология мышления.docx
8. /Индивидуальные задания/Психология общения.docx
9. /Индивидуальные задания/Психология памяти.docx
10. /Индивидуальные задания/Психология способностей.docx
11. /Индивидуальные задания/Психология темперамента.docx
12. /Индивидуальные задания/Психология характера.docx
13. /Индивидуальные задания/Психология эмоций.docx
Задание Продолжите следующие высказывания
Задание Проанализируйте примеры рассеянности. Попытайтесь объяснить, что происходит с вниманием рассеянного человека в каждом случае. Как вы считаете, одинаковые ли формы рассеянности описаны писателями? С чем они связаны?
Задание Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли
Задание Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них кажутся вам верными, неверными, спорными?
Задание С. Л. Рубинштейн приводит пример патологического восприятия. Объясните, в чем дефект цветоощущения больного. С чем он связан? Что является основной особенностью нормального восприятия?
Задание Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные
Задание Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности
Задание Ниже приведен список утверждений. Оцените их с точки зрения правильности и неправильности
Задание Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие — к представлениям?
Задание Прочтите следующую притчу и ответьте на вопрос: каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?
Задание Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В. Н. Мясищев, Э. Кречмер, У. Шеддон, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов). Определите автора каждого из них
Задание Когда-то О. В. Кербиков сказал, что «правдиво отражающее искусство может способствовать развитию науки». Так, один из клинических терминов вошел в обиход во многом благодаря писателям, журналистам и судебным деятелям.
Задание Познакомьтесь с приведенными примерами. Какое эмоциональное состояние в них описано? Чем, на ваш взгляд, отличается правонарушение, совершенное в этом состоянии, от «обычного» преступления?

Задание 1. Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности.

1. Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем выводы о другом (о топке печи, об аварии).

2. Удивление перед тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания, а именно — посредством наибольшего знания достигнуть подлинного незнания, вместо того чтобы позволить бытию исчезнуть в абсолютизации замкнутого в себе предмета познания. (К. Ясперс)

3. — Где Италия? — спрашивал ее Лихонин.

— Вот он. Сапог, — говорила Любка и торжествующе тыкала в Апеннинский полуостров.

— Швеция и Норвегия?

— Это собака, которая прыгает с крыши.

— Балтийское море?

— Вдова стоит на коленях.

— Черное море?

— Башмак.

— Испания?

— Толстяк в фуражке. (А. И. Куприн)

4. — Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, — сказала девочка и взяла кусочек мела. — Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...

Буратино хитро подмигнул:

— Врете, ни одного...

— Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

— Два.

— Подумайте хорошенько.

Буратино сморщился, — так здорово подумал.

— Два...

— Почему?

— Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

— У вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка. — Займемся диктантом. {А. Толстой)

5. Школьникам была предложена задача: уравновесить свечу на чашке весов так, чтобы это равновесие через некоторое время само собой нарушилось. Предлагался целый ряд предметов, в том числе и коробка спичек.

Дети долго и безуспешно пытались найти решение. И только подсказка учителя помогла делу.

6. В ответ на шутку друзей, заявлявших, что открытие Америки было, по сути дела, не такой уж трудной задачей, поскольку от Колумба требовалось только одно — держать курс все время на запад, он предложил им поставить яйцо на попа. Друзья взялись за дело, но, несмотря на все их усилия, яйцо неизменно валилось набок. Тогда Колумб взял яйцо, слегка расплющил с одного конца и поставил. Друзья, естественно, запротестовали, полагая, что яйцо разбивать нельзя, установив, таким образом, пределы решения проблемы, которых фактически не существовало. Но ведь они также считали безрассудством, взяв курс на запад, придерживаться его в течение всего плавания. (Э. де Боно)


Задание 2. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

1. Мышление — процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.

2. Мышление — это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

3. Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

4. Мышление — это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.

5. Мышление — это процесс переработки информации.

6. Мысль — это биотоки мозга.

7. История мысли = история языка.


Задание 3. Проанализируйте приведенные высказывания. С какими из них вы согласны, с какими — нет и почему?

1. Мысль о вещи есть отражение вещи, но не просто отражение, а такое, которое, будучи обработано средствами абстрактного мышления, пройдя через чистилище опыта, вновь возвращается к этой вещи, но уже дает ее в расчлененном и обобщенном виде. (А. Г. Спиркин)

2. Мышление есть процесс чистой активности сознания.

3. Мышление есть проявление особой духовной способности человека.

4. Все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут ей быть сообщены чувствами. (Г. В. Лейбниц)

5. Разум и постигаемое разумом — одно и то же. (Гегель)

6. С помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. (В. С. Кузин)

7. Мышление есть поведение, двигательная активность, совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия.


Задание 4. Одинаковы ли по значению и употреблению перечисленные ниже термины?

Интеллект, мышление, разум, рассудок, менталитет, знание, ум, мудрость, образованность, информация, интеллигентность, понимание, осведомленность, эрудиция.


Задание 5. Обобщите приведенные высказывания. Выделите на их основе сущностные характеристики мышления.

1. Мышление и сознание... суть продукты человеческого мозга... функция мозга, отражение внешнего мира. (В. И. Ленин)

2. Мышление — это такая ступень сознания, которая заключается в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном отражении человеком существенных свойств и отношений вещей, в творческом созидании новых идей, в постановке проблем и их решении. (А. Г. Спиркин)

3. Мышление не существует вне общества, вне накопленных им знаний и выработанных логических способов умственной деятельности. Человек не рождается, а становится субъектом мышления, овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт всей всемирной истории. (А. Г. Спиркин)

4. Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является... изменение природы человеком, а не природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу. (Ф. Энгельс)


Задание 6. Сравните приведенные точки зрения. Какие стороны мышления они характеризуют?

1. Мыслить — значит изобретать, конструировать «в уме» идеализированный (соответствующий цели деятельности, ее идее) проект того реального предмета, который должен явиться результатом предполагаемого трудового процесса. (А. А. Арсеньев, В. С. Библер, Б. М. Кедров)

2. Мышление — это «комбинирование, воспроизведение, репродуцирование, «перебирание» и сочетание в разных пропорциях одних и тех же готовых «атомов» (представлений), чисто внешне связанных друг с другом». (А. В. Брушлинский)

3. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции...

Шаблонное мышление оперирует высокими вероятностями; без этого повседневная жизнь была бы невозможной... Нешаблонное мышление оперирует малыми вероятностями... Когда маловероятностное направление мысли приводит к новой, более действенной идее, наступает эвристический момент, в результате которого маловероятностный подход к решению задачи мгновенно приобретает наивысшую вероятность,,. При шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она его обслуживает. (Э. де Бона)


Задание 7. Попытайтесь продолжить следующие мысли.

1. Умный — значит хорошо...

2. Мысль реальна. Но это не объективная, а...

3. Мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным...

4. Мышление служит мощным средством преодоления границ восприятия...

5. Преодолевая ограниченность представлений личным опытом, понятие дает человеку возможность...

6. Благодаря обобщениям человек получает возможность познать то, что...

7. Мышление как высшая форма познания позволяет человеку отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно. Обобщенности способствует...

8. Л. Н. Толстой говорил, что всегда непонятно не само слово, а...

9. Единство мышления и речи особенно проявляется в онтогенезе в процессе...

10. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно одной чувственной ступени, потому что...


Задание 8. Какие из приведенных высказываний ошибочны и почему?

1. Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей.

2. Систему интеллекта составляют мыслительные способности (системообразующий фактор), аттенционные, мнемические, имажинатив-ные и др.

3. Интеллект человека нельзя оценить на основе наблюдений за результативностью его деятельности или успешностью выполнения умственных тестов.

4. Мышление — процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком действительности, непосредственно не связанный с ощущением и восприятием.

5. Мышление человека можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.

6. Творческое образное мышление дает хотя и абстрактное, но точное и обобщенное отражение действительности.

7. Теоретическое понятийное мышление позволяет получить конкретно-субъективное отражение действительности.

8. И теоретическое, и практическое мышление одинаковым образом связаны с практикой.

9. Мышление характеризуется как процесс решения задач.

10. Рефлексивно-личностная регуляция содержательного (предметно-операционального) плана мышления может протекать как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне.


Задание 9. Познакомьтесь с краткой историей видоизменения значения понятия «интеллект». Обобщите исторические попытки обозначить границы этого понятия, сформулируйте современное определение интеллекта.

Смысловой образ интеллекта задан в концепции Платона. Согласно Платону, интеллект — это то, что отличает человеческую душу от животной. Нус — надындивидуальное по природе творческое начало, включающее интуицию и приобщающее человека к божественному миру. Аристотель наряду с таким интеллектом допускает существование пассивного, преходящего смертного интеллекта. В дальнейшем ранг интеллекта как бы все время понижается. Он начинает рассматриваться как способность человека к познанию (врожденная или благоприобретенная). Функции интеллекта операционализируются, становятся все более и более земными, чтобы не сказать утилитарными. Делаются попытки низвести интеллект к частной способности приспособления, к решению лишь практических задач. В психологии начинается полоса измерений интеллекта как некоей операционально-технической функции, и ученые, осознающие ограниченность, а порой бессмысленность этих процедур, не без ехидства определяют интеллект как то, что измеряется с помощью тестов на интеллект (число таких тестов уже много более ста). В зоопсихологии и этологии сейчас ведутся поиски интеллекта даже внутри инстинктивных форм поведения. (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов)


Задание 10. Поясните приведенные высказывания. Согласны ли вы с авторами и почему? Какие грани социоисторического характера человеческого мышления раскрываются великими мыслителями?

1. Познание не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое, нравственное обшение личностей, из которых каждая для каждой служит и объектом, и субъектом. В собственном смысле слова познаваема только личность и только личностью... {П. А. Флоренский)

2. Наука... отнюдь не является логическим построением, ищущим истину аппаратом. Познать научную истину нельзя логикой — можно лишь жизнью. Действие — характерная черта научной мысли... (Б. И. Вернадский)

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru