Задание Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные



Скачать 71.29 Kb.
НазваниеЗадание Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные
Дата15.04.2013
Размер71.29 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Индивидуальные задания/Психологии групповых отношений.docx
2. /Индивидуальные задания/Психология внимания.docx
3. /Индивидуальные задания/Психология воли.docx
4. /Индивидуальные задания/Психология воображения и творчества.docx
5. /Индивидуальные задания/Психология восприятия.docx
6. /Индивидуальные задания/Психология личности.docx
7. /Индивидуальные задания/Психология мышления.docx
8. /Индивидуальные задания/Психология общения.docx
9. /Индивидуальные задания/Психология памяти.docx
10. /Индивидуальные задания/Психология способностей.docx
11. /Индивидуальные задания/Психология темперамента.docx
12. /Индивидуальные задания/Психология характера.docx
13. /Индивидуальные задания/Психология эмоций.docx
Задание Продолжите следующие высказывания
Задание Проанализируйте примеры рассеянности. Попытайтесь объяснить, что происходит с вниманием рассеянного человека в каждом случае. Как вы считаете, одинаковые ли формы рассеянности описаны писателями? С чем они связаны?
Задание Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли
Задание Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них кажутся вам верными, неверными, спорными?
Задание С. Л. Рубинштейн приводит пример патологического восприятия. Объясните, в чем дефект цветоощущения больного. С чем он связан? Что является основной особенностью нормального восприятия?
Задание Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные
Задание Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности
Задание Ниже приведен список утверждений. Оцените их с точки зрения правильности и неправильности
Задание Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие — к представлениям?
Задание Прочтите следующую притчу и ответьте на вопрос: каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?
Задание Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В. Н. Мясищев, Э. Кречмер, У. Шеддон, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов). Определите автора каждого из них
Задание Когда-то О. В. Кербиков сказал, что «правдиво отражающее искусство может способствовать развитию науки». Так, один из клинических терминов вошел в обиход во многом благодаря писателям, журналистам и судебным деятелям.
Задание Познакомьтесь с приведенными примерами. Какое эмоциональное состояние в них описано? Чем, на ваш взгляд, отличается правонарушение, совершенное в этом состоянии, от «обычного» преступления?

Задание 1. Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные.

1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

2. Личность — это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.

3. Личность — это индивидуально выраженное всеобщее.

4. Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.

5. Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

6. Личность — ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.


Задание 2. Что вы можете сказать об особенностях личности близнецов? Согласны ли вы с участниками приведенного диалога?

Лиз, чтобы поддержать разговор, снова нарушила воцарившееся за столом молчание.

— А близнецы действительно представляют интерес для науки? — спросила она доктора.

— А мать близнецов всегда может отличить одного от другого? — спросила Лиз.

— Обычно ей удается это сделать сразу после их рождения, хотя и не всегда. Обычно при рождении близнецов родители надевают на ручки своим чадам браслеты с опознавательными знаками, чтобы можно было отличить одного ребенка от другого. Но с возрастом у каждого из близнецов появляется достаточно отличительных признаков, благодаря которым значительно облегчается участь окружающих людей. У одного может появиться какая-нибудь отметинка на теле или шрам, другой может сильно прибавить в весе, ну и все такое прочее.

...Жермен... повернулась к доктору.

— Близнецы очень палиндромичны. (С. Вудз)


Задание 3. Много ли можно сказать об особенностях личности человека на основании анализа его внешности и поведения? Проанализируйте отрывки и сделайте предположения о тех личностных особенностях, которые могут стоять за приведенными описаниями.

1. Среди еврейских лиц, ежедневно встречавшихся мне на Ханпасгас-се, я четко распознавал различные колена Израилевы, которые даже благодаря близкому родству так же мало позволяли затушевывать непохожесть отдельных личностей, как смешивать масло с водой. Когда нельзя сказать: вон те, что там, братья или отец с сыном.

Тот принадлежал к одному колену, этот — к другому, вот и все, что можно прочесть на их лицах.

И если бы даже Розина была вылитый старьевщик, это бы еще ничего не доказывало!

...Розина принадлежит к тому колену, рыжеволосый тип которого еще более отталкивающ, чем другие. Мужчины этого типа узкогруды, у них длинные куриные шеи с выступающими кадыками.

Должно быть, они усыпаны веснушками с головы до ног и всю жизнь страдают в муках похоти и тайно ведут непрерывную безуспешную борьбу против своих страстей, испытывая вечный страх за свое здоровье. (Г. Мей-ринк)

2. Вера, 28-летняя процветающая журналистка. Вера пользуется успехом у мужчин, неоднократно собиралась выйти замуж, но каждый раз ей что-либо мешало, то она вдруг устраивала скандал перед самой свадьбой, то в последний момент узнавала о неверности жениха... В ее жизни было два больших романа, и оба с женатыми мужчинами, которых она не пыталась увести из семьи. К психотерапевту обратилась потому, что в очередной раз без всякой причины охладела к человеку, за которого собралась выходить замуж. В беседе Вера утверждает, что ей нужно выйти замуж, что она не желает оставаться «старой девой» или рожать без мужа, не хочет огорчать мать, ей совсем не нравится снисходительное отношение некоторых коллег.

А с другой стороны, ей очень нравится ее работа, нравится, что в любой момент она может сорваться в интересную поездку, ее ничто не держит дома и она может «закрутить роман» с любым понравившимся ей мужчиной. Но такое поведение не одобряется ни ее близкими, ни ее окружением, ни ею самой. (По О. Р. Арнольд)

3. ...По общему мнению односельчан он был человек недоразвитый, придурковатый... с длинными руками, горбоносый, с вытянутыми, как у лошади, лицом. Ходил, раскачиваясь взад-вперед, медленно, посматривал вокруг бездумно и ласково. (В. М. Шукшин)


Задание 4. Прокомментируйте текст и поясните, как самооценка влияет на процессы социальной перцепции и самовосприятие.

В экспериментах Готтшальдта испытуемым-подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии самих испытуемых, их родителей, одноклассников, учителей. Фотографии были неискаженные и искаженные — несколько суженные или расширенные. Во всех случаях надо было выбрать «правильный» (похожий) портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки.

При выборе фотографии одноклассника предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное — в случае пренебрежительного к нему отношения.

При выборе испытуемыми 10 и 16 лет своих фотографий и портретов родителей обнаруживалось, что дети 10 лет выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотографий родителей — расширенные. Испытуемые 16 лет выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей — в суженном.


Задание 5. Проанализируйте фрагмент и поясните, какими путями человек стремится достичь уверенности и самоуважения. Почему это так важно? Почему личностную стратегию Е. Масло-вой Л. Н. Толстой называет «уловками разума»? Можно ли вообще обойтись без подобных уловок?

Удивляло его [Нехлюдова] то, что Маслова не стыдилась своего положения — не арестантки (этого своего положения она стыдилась), а своего положения проститутки, — но как будто даже была довольна, почти гордилась им. А между тем это и не могло быть иначе. ...В продолжение десяти лет везде, где бы она ни была, начиная с Нехлюдова и старика-станового и кончая острожными надзирателями, видела, что все мужчины нуждались в ней. И потому весь мир представлялся ей собранием обуреваемых похотью людей, со всех сторон стороживших ее... Так понимала жизнь Маслова, и при таком понимании жизни она была не только не последний, а очень важный человек. И Маслова дорожила этим пониманием больше всего на свете. Чуя же, что Нехлюдов хочет вывести ее в другой мир, она противилась ему, предвидя, что в том мире, в который он привлекай ее, она должна будет потерять это свое место в жизни, дававшее ей уверенность и самоуважение.


Задание 6. Проанализируйте текст, выдвиньте гипотезы, способные объяснить явление личностной множественности. Согласны ли вы с Ф. Ницше, считающим, что «допущение единого субъекта не является необходимым», что «субъект есть множественность»?

Каждый читал рассказ Р. Л. Стивенсона «Странный случай с доктором Джекилом и мистером Хайдом» — одно из наиболее известных описаний личностной раздвоенности. Психиатр В. П. Осипов подробно проанализировал описанные в мировой практике и литературе случаи такого раздвоения. Оно проявляется в двойной жизни человека, т.е. в двух состояниях, сильно отличающихся одно от другого по психическому складу, чертам характера, актуализируемых в поведении. В каждом из них сохраняются воспоминания о предшествующем опыте, событиях, переживаниях в этом состоянии, но, находясь в одном из состояний, человек не помнит, не знает, что с ним было в другом.

В литературе описаны более сложные случаи множественной личности, когда больные переживают до пяти различных состояний (например, книга У. Ф. Принса «Дорис — случай множественной личности»). Современные психомодифицирующие средства позволяют «производить» множественную личность, разумеется, не в интересах самой личности. Пример такого рода описан в книге А. Л. Толкунова «Похитители разума»: в 1967 г. на Филиппинах по обвинению в подготовке покушения на президента Маркоса был арестован некий американец, назвавший себя Луисом Анджело Кастильо. С помощью допросов и специальной медицинской экспертизы было установлено, что данный агент был психически запрограммирован на четыре разных личности, не знающих и не помнящих одна другую. Непроизвольная же реализация каждой из них должна была осуществляться по строго установленным сигналам. Любопытно, что в каждом из состояний у него менялся пульс, частота дыхания, потовыделение, манеры поведения, стиль разговора. Агент после усилий психиатров в конце концов вспомнил, что проходил подготовку в специальной оперативной группе в ЦРУ в лагере, где его обучали диверсионной деятельности.


Задание 7. Ниже приведены выделенные И. С. Коном механизмы самооценивания. Объясните, для каких возрастных этапов характерно включение тех или иных механизмов. Имеют ли механизмы самооценки личностную окраску или они универсальны?

1. Усвоение субъектом оценки его другими людьми (как непосредственное отражение чужих оценок, так и ориентация на то, как индивид представляет себе эти оценки, а также равнение на генерализованного другого).

2. Социальное сравнение — индивид осознает и оценивает себя путем сравнивания с другими людьми.

3. Самоатрибуция — индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях.


Задание 8. Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?

1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика — событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.

2. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум осеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.

3. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться.

4. У ребенка, которому запрещали играть своими экскрементами, развивается преувеличенная чистоплотность.

5. Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой.

6. Студенту, который с удовольствием «смошенничал» бы на экзамене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он «мошенничал» взаправду.

7. Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола.

8. Маленькая девочка так сильно «любит» своего младшего братца, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет» дышать.

9. Агрессивность женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи.

10. Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей.

11. Некто, воспитанный властным отцом, становится активистом одного из общественных движений протеста.

12. Агрессивный человек часто ведет себя слишком вежливо или слишком слащаво по отношению к другим.

13. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже и думать не хотела.

14. Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью и ему кажется, что все недовольны его работой.

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru