Задание С. Л. Рубинштейн приводит пример патологического восприятия. Объясните, в чем дефект цветоощущения больного. С чем он связан? Что является основной особенностью нормального восприятия?



Скачать 75.86 Kb.
НазваниеЗадание С. Л. Рубинштейн приводит пример патологического восприятия. Объясните, в чем дефект цветоощущения больного. С чем он связан? Что является основной особенностью нормального восприятия?
Дата15.04.2013
Размер75.86 Kb.
ТипИсследование
источник
1. /Индивидуальные задания/Психологии групповых отношений.docx
2. /Индивидуальные задания/Психология внимания.docx
3. /Индивидуальные задания/Психология воли.docx
4. /Индивидуальные задания/Психология воображения и творчества.docx
5. /Индивидуальные задания/Психология восприятия.docx
6. /Индивидуальные задания/Психология личности.docx
7. /Индивидуальные задания/Психология мышления.docx
8. /Индивидуальные задания/Психология общения.docx
9. /Индивидуальные задания/Психология памяти.docx
10. /Индивидуальные задания/Психология способностей.docx
11. /Индивидуальные задания/Психология темперамента.docx
12. /Индивидуальные задания/Психология характера.docx
13. /Индивидуальные задания/Психология эмоций.docx
Задание Продолжите следующие высказывания
Задание Проанализируйте примеры рассеянности. Попытайтесь объяснить, что происходит с вниманием рассеянного человека в каждом случае. Как вы считаете, одинаковые ли формы рассеянности описаны писателями? С чем они связаны?
Задание Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли
Задание Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них кажутся вам верными, неверными, спорными?
Задание С. Л. Рубинштейн приводит пример патологического восприятия. Объясните, в чем дефект цветоощущения больного. С чем он связан? Что является основной особенностью нормального восприятия?
Задание Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные
Задание Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности
Задание Ниже приведен список утверждений. Оцените их с точки зрения правильности и неправильности
Задание Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие — к представлениям?
Задание Прочтите следующую притчу и ответьте на вопрос: каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?
Задание Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В. Н. Мясищев, Э. Кречмер, У. Шеддон, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов). Определите автора каждого из них
Задание Когда-то О. В. Кербиков сказал, что «правдиво отражающее искусство может способствовать развитию науки». Так, один из клинических терминов вошел в обиход во многом благодаря писателям, журналистам и судебным деятелям.
Задание Познакомьтесь с приведенными примерами. Какое эмоциональное состояние в них описано? Чем, на ваш взгляд, отличается правонарушение, совершенное в этом состоянии, от «обычного» преступления?

Задание 1. С. Л. Рубинштейн приводит пример патологического восприятия. Объясните, в чем дефект цветоощущения больного. С чем он связан? Что является основной особенностью нормального восприятия?

А. Гельб и К. Гольдштейн подвергли детальному исследованию больного, который утратил способность называния цветов. Этот больной не мог ни сам употреблять названия цветов, ни понять их значение, когда их употребляли другие. Цвета представлялись ему всегда как цвета определенных предметов, например голубой цвет — как цвет незабудки.

Исследование показало, что собственно цветоощущение у него было совершенно нормальное; он различал все оттенки цветов. И тем не менее отношение его к цветам было своеобразно. При испытании он оказался не в состоянии подобрать к данному ему образцу куска цветной шерсти того же цвета, если их окраска отличалась насыщенностью или яркостью. Всякий образец вызывал у больного особое впечатление, определяемое то оттенком, то яркостью. Поэтому, если два цвета, например, цвет данного образца и одного из кусков цветной шерсти, которые служили для опытов, были объективно одного и того же оттенка, но различной яркости, они не представлялись больному сходными, потому что перевес могло взять впечатление яркости. Для признания двух цветов сходными больному часто требовалось полное тождество их; иногда больной их отождествлял на основании одинаковой яркости, в другой раз — на основании одинаковой насыщенности. Но он никак не мог при сравнении систематически придерживаться одного данного ему принципа и выделить тот же цвет при различной яркости, насыщенности и пр.


Задание 2. Объясните пример, приведенный С. Л. Рубинштейном, с точки зрения гештальттеории.

А. Гельб и К. Гольдштейн проводят клиническое наблюдение за поведением больного.

Во время прогулки, на расстоянии нескольких шагов от себя, больной «видит» человека, который подметает улицу. Больной говорит врачу: «Человек там подметает — я знаю, я вижу его ежедневно». — «Что Вы видите?»— «Длинную черту. Затем что-то вижу — то здесь, то там». По этому поводу больной рассказывает, как он узнает на улице людей и повозки: «Люди — длинные и узкие, повозки — широкие и значительно больше. Это сейчас же можно заметить».


Задание 3. Познакомьтесь с приведенными фактами. Какие характеристики восприятия стоят за ними?

1. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую, в соответствии с отображением на сетчатке, но отображение, которое получается на моей сетчатке от тарелок моих соседей за столом не круглое, а овальное — это эллипсы, удлиненность которых зависит от угла зрения, под которым я их вижу; для тарелки каждого из моих соседей они различны. Тем не менее видимая мною форма предметов остается относительно постоянной — в соответствии с объективной формой самих предметов. (С. Л. Рубинштейн)

2. Человек способен свободно читать текст независимо от шрифта и почерка, которым он написан.

3. По данным Грегори, человеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства по Брайлю, нетрудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только простые короткие слова.

4. Если бы не такое свойство восприятия, не было бы вообще восприятия предметов, а было бы одно непрерывное мерцание непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся и уменьшающихся и растягивающихся пятен и бликов неописуемой пестроты. Ориентировка в мире и практическое воздействие на него на основе такого восприятия были бы невозможны... (С. Л. Рубинштейн)

5. Двое знакомых У. Джемса знали еврейский язык, один — очень основательно, другой — поверхностно; однако последний преподавал еврейский язык в учебном заведении. Когда он однажды обратился к приятелю с просьбой помочь исправить упражнения учеников, выполненные

на еврейском языке, то оказалось, что преподаватель умел гораздо лучше находить мельчайшие ошибки в импровизациях своих учеников, чем его ученый приятель.


Задание 4. Объясните с точки зрения психологии восприятия следующие факты и ответьте на поставленные в текстах вопросы.

1. Однажды И. М. Файгенберг читал лекцию об активности зрительного восприятия преподавателям челюстно-лицевой хирургии мединститутов. В качестве иллюстрации он демонстрировал известный гештальтрисунок Э. Боринга, на котором смотрящий может увидеть либо прелестную молодую женщину, полуотвернувшуюся от зрителя, либо беззубую старуху, уткнувшуюся в меховой воротник. Обычно часть слушателей сразу же видят женщину, часть — старуху. Каково же было его удивление, когда он услышал только «старуха беззубая», «старая бабка». Все увидели только старуху! В первый момент лектор был обескуражен неудачей своего демонстрационного эксперимента, но быстро догадался о причине случившегося. А вы?

2. Вы, наверняка, знаете детские стихи:

— Где ты была сегодня, киска?

— У королевы, у английской.

— Что ты видала при дворе?

— Видала мышку на ковре!

Почему киска С. Я. Маршака увидела так мало?


Задание 5. Познакомьтесь с субмодальными описаниями в языке. Какие системы предикатов (визуальные, аудиальные, кинестетические и т.д.) используются в приведенных высказываниях? Попробуйте сформулировать те же смыслы в терминах психологии восприятия.

«Она выглядит на миллион долларов», «его голос до сих пор звучит во мне», «серый день», «тусклая жизнь», «зазвенел колокольчиком детский смех», «он постоянно дистанцируется», «цветастое прошлое», «сосет под ложечкой», «кричащий лозунг», «это проливает чуть больше света на случившееся», «туманные объяснения», «идея сверкнула во мне, как молния», «словно обухом по голове ударило», «он просто мешок костей», «горячий темперамент», «она — холодная рыба», «скользкий человек», «кровь во мне так и закипела», «это проясняет обстоятельства происшедшего», «он вечно рисуется перед всеми», «я балансирую между тем и другим», «он вогнал меня в краску», «все это плоско и бессмысленно», «черный юмор», «огонь в крови», «во мне будто что-то оборвалось», «легко на сердце», «белая зависть», «будьте выше этого», «мы смотрим на мир разными глазами», «сладкая женщина», «стеклянный взгляд», «голову словно ремешком стянуло», «каменное сердце», «зеленая молодежь», «легкий (тяжелый) характер», «он будто пыльным мешком из-за угла ударенный», «опустились руки, подкосились ноги», «я никак не могу сфокусироваться», «ее образ навечно запечатлен в моей памяти», «он вечно витает в облаках», «они сами построили ему пьедестал», «вы мыслите в правильном направлении», «сладостные звуки», «жаркий холод вдохновения», «жизнь как зебра», «черный понедельник», «это выше моего понимания», «не опускайся до скандала», «золото волос», «сердце так и упало», «стало на душе и пусто, и ясно».


Задание 6. Объясните приведенные факты, используя знания психологии восприятия. На какой феномен восприятия указывают эти примеры?

1. Поздний вечер. Деревня спит. Стук в темное окно. Хозяин неохотно просыпается: «Кто там?»— «Хозяин, а хозяин...»— «Ну, чего надо?»— «Хозяин, дрова нужны?»— «Какие еще дрова? Не нужны мне никакие дрова!» Проснувшись утром, хозяин обнаруживает, что ночные гости вывезли с его двора поленницу дров. «Мерзавцы, — жалуется он соседу, — спросили, хочу ли я купить дрова, а сами украли мои дрова».

2. К. Чапек в «Письмах из Англии» описывает свое посещение лондонского Музея восковых фигур. В одном зале он обратил внимание на сидящего господина с бородой — экспонат № 12. В каталоге значилось: «12. Томас Нейл Крим, казнен в 1892 году. Отравил стрихнином Матильду Кловер. Был обвинен также в убийстве еще трех женщин». Посмотрел на лицо — действительно, очень подозрительное. Через несколько фигур — почтенный священник. А в каталоге: «21. Миссис Дейер, ридингская убийца младенцев». Что-то не то! И вдруг Чапек заметил, что перепутал страницы каталога и читает об экспонатах совсем другого зала. Открыл нужную страницу. Оказывается, сидящий господин под номером 12 — Бернард Шоу!

3. Иллюзия Шарпантье состоит в следующем: перед испытуемым помещают два одинаковых с виду по материалу, но сильно отличающихся по объему предмета (шары, цилиндры и пр.). Испытуемого просят одновременно поднять оба предмета — один правой рукой, а другой — левой и сказать, какой из них тяжелее. На самом деле они одинакового веса, но испытуемый не предупрежден об этом. Меньший предмет ему всегда кажется тяжелее. Если же предложить поднимать эти предметы за веревочные петли и с закрытыми глазами, то иллюзия не возникает. Выходит, глаза мешают рукам правильно сравнивать вес?


Задание 7. Познакомьтесь с приведенным фрагментом и ответьте на вопросы. Под влиянием какой психологической концепции находится Р. Арнхейм? Означает ли сказанное, что искусство никогда не бывает реалистичным?

Широко распространен предрассудок, будто то, что не очерчено точно, полностью и во всех деталях, по необходимости неточно. В противоположность этому мнению мы укажем, что в живописи точно прорисованный портрет Гольбейна или Дюрера не более точен по своей перцептивной форме, чем сплетение мазков или штрихов, которым какой-нибудь Франс Хальс или Оскар Кокошка определяет выражение человеческого лица», — пишет Р. Арнхейм. Это означает, что нецелым предметам художник может придавать такую форму, которая вызывает в памяти следы целых предметов («ромбический параллелограмм воспринимается как наклонный прямоугольник»). Создается интересный эффект, когда фрагментарный образ рассматривается как часть того целого, которое перцептивно присутствует, хотя его и не видно. Наиболее явно, по мнению Р. Арнхейма, этот прием использовали импрессионисты. Вместо деталировки они давали аппроксимацию — небольшое количество мазков, создававших впечатление выписанного предмета. Он даже утверждает, что с приходом импрессионизма эстетическая теория вынуждена была признать, что рисованный образ — это более продукт ума, чем отпечаток физического предмета. Существование художественного образа как особого средства отражения реальности Р. Арнхейм связывает с субъектом и его сознанием, чем с самой реальностью. (По А. С. Мигунову)


Задание 8. Прочитайте следующие высказывания о времени и прокомментируйте их. За счет чего человеку удается воспринимать время?

1. А. Эйнштейн: «В активно движущихся системах время замедляется».

2. Н. Заболоцкий:

Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его.

3. И. Курц: «Время измеряется не по длине, а по глубине».

4. Ж.-Б. Руссо: «Время — движущийся образ неподвижной вечности».

5. Р. У. Эмерсон: «Годы учат многому, чего дни не знают».


Задание 9. Старинная притча рассказывает о дискуссии шести слепых индийских мудрецов относительно того, что есть слон. Каждый из них предварительно ощупал слона. Один ощупывал его бок и решил, что слон — это что-то вроде огромной стены. Другому достался бивень, после чего он заключил, что слон — это что-то вроде копья. Третий слепой старец, держа в руках хобот слона, сказал, что слон похож на змею. Четвертый, ощупывая ногу, предположил, что слон очень похож на дерево. Пятый мудрец, которому досталось ухо, утверждал, что слон похож на веер, опахало. Шестой, ощупав хвост, считал, что слон — это что-то вроде веревки. Какие проблемы психологии восприятия иллюстрирует эта притча?


Задание 10. Закончите следующие утверждения, касающиеся эффективности осязательного восприятия.

Исследования, проведенные Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым, Л. М. Веккером, А. Р. Лурия, показали, что:

1) чтобы выделить наиболее информативные точки объекта, рука должна...

2) осязание максимально эффективно, если в нем участвуют...

3) каждая рука в осязании играет свою роль: у правшей левая рука..., а правая...

4) ощупывающие движения рук осуществляются при ведущей функции...

5) ощупывающие движения рук и пальцев перемежаются с...

6) тактильные движения неоднородны и их неоднородный характер сохраняется, даже если ощупывание осуществляется карандашом или палочкой: в них различают...

7) при ампутации руки ощупывание производится...

8) при ощупывании знакомого предмета достаточно...

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru