Задание Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них кажутся вам верными, неверными, спорными?



НазваниеЗадание Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них кажутся вам верными, неверными, спорными?
Дата15.04.2013
Размер87 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Индивидуальные задания/Психологии групповых отношений.docx
2. /Индивидуальные задания/Психология внимания.docx
3. /Индивидуальные задания/Психология воли.docx
4. /Индивидуальные задания/Психология воображения и творчества.docx
5. /Индивидуальные задания/Психология восприятия.docx
6. /Индивидуальные задания/Психология личности.docx
7. /Индивидуальные задания/Психология мышления.docx
8. /Индивидуальные задания/Психология общения.docx
9. /Индивидуальные задания/Психология памяти.docx
10. /Индивидуальные задания/Психология способностей.docx
11. /Индивидуальные задания/Психология темперамента.docx
12. /Индивидуальные задания/Психология характера.docx
13. /Индивидуальные задания/Психология эмоций.docx
Задание Продолжите следующие высказывания
Задание Проанализируйте примеры рассеянности. Попытайтесь объяснить, что происходит с вниманием рассеянного человека в каждом случае. Как вы считаете, одинаковые ли формы рассеянности описаны писателями? С чем они связаны?
Задание Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а где — с тормозной функцией воли
Задание Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них кажутся вам верными, неверными, спорными?
Задание С. Л. Рубинштейн приводит пример патологического восприятия. Объясните, в чем дефект цветоощущения больного. С чем он связан? Что является основной особенностью нормального восприятия?
Задание Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные
Задание Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности
Задание Ниже приведен список утверждений. Оцените их с точки зрения правильности и неправильности
Задание Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие — к представлениям?
Задание Прочтите следующую притчу и ответьте на вопрос: каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?
Задание Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В. Н. Мясищев, Э. Кречмер, У. Шеддон, И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, Б. Г. Ананьев, В. М. Русалов). Определите автора каждого из них
Задание Когда-то О. В. Кербиков сказал, что «правдиво отражающее искусство может способствовать развитию науки». Так, один из клинических терминов вошел в обиход во многом благодаря писателям, журналистам и судебным деятелям.
Задание Познакомьтесь с приведенными примерами. Какое эмоциональное состояние в них описано? Чем, на ваш взгляд, отличается правонарушение, совершенное в этом состоянии, от «обычного» преступления?

Задание 1. Прокомментируйте следующие тезисы. Какие из них кажутся вам верными, неверными, спорными?

1. По Г. Мюррею, характер художественного или литературного творчества определяется доминирующей потребностью.

2. Стендалю принадлежит афоризм: «Для искусства нужны люди, немного меланхоличные и достаточно несчастные».

3. Согласно концепции Н. Дракулидеса, творческий потенциал и талант художника стимулируются фрустрацией и глубокими психотравмами. Когда травмирующие переживания исчезают, ослабевают и стимулы к творчеству. Художественное творчество — это особая форма изживания психических конфликтов, и потому оно имеет приспособительное значение.

4. По А. Маслоу, творческая личность — это личность, приспособившаяся жить со своим бессознательным ребячеством, фантазией, со своим безумством.

5. По А. Маслоу, можно выделить две группы творческих личностей. Первые характеризуются импровизацией и вдохновением. Это те, кто способен играть, мечтать, смеяться и бездельничать. Это те, кто импульсивен, умеет быть спонтанным и открытым для бессознательных побуждений. Они остро интересуются искусством и эстетикой. Вторые — те, чье творчество исходит из сознания. Такие люди суровы и практичны, боятся порывов, исходящих от бессознательного, осторожны во всем. Сознательное творчество исходит от тех, кто не умеет играть, кто контролирует свои эмоции, не любит поэзию и подавляет свою ребячливость. В зрелой творческой личности должны соединиться оба вида творчества.

6. По 3. Фрейду, процессами воображения (сновидения, грез) управляет «принцип удовольствия», реализующий разрядку энергии либидоз-ных влечений независимо от социальных запретов и сознательных целей. Воображение — самовыражение личности и прежде всего ее нереализованных бессознательных потребностей и мотивов. Оно выполняет две функции: компенсация неудовлетворенных желаний галлюцинаторным удовлетворением и катарсис («очищение»), благодаря объективации желаний в продуктах воображения.


Задание 2. Прокомментируйте следующие утверждения с точки зрения их правильности или ошибочности.

1. Образное мышление представляет собой генетически раннюю форму воображения.

2. В процессе образного мышления происходит сотворение нового продукта — образного обобщения — эквивалентного логическому рассуждению.

3. Возможность выбора комбинации образов лежит в основе воображения, а организованной системы понятий — в основе теоретического мышления.

4. С помощью воображения человек постигает сущность предмета или явления в ситуации неопределенности, при отсутствии необходимой полноты знаний.

5. Продуктами творческого воображения являются крупные достижения в технике или искусстве.

6. Организующие силы творческого процесса приводит в движение единство эмоций, восприятия и воображения.

7. Эмоции выступают фактором, который активизирует и направляет фантазию, воображение, ассоциативное мышление.

8. Единственной формой связи между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь.

9. Творческая деятельность начинается с готовности, установки, в формировании которой участвуют ценности и личностные смыслы.

10. Творческие личности в основе своей конформны и полезависимы.

11. Решительно все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природа — все это является продуктом человеческого воображения и творчества.


Задание 3. Обобщите следующие текстовые отрывки, выделив из них основные характеристики воображения и фантазии.

1. И. И. Левитан часто повторял: «Из непосредственного снимка с природы выйдет жалкая, бессильная копия. Она позволяет приблизиться к себе только путем творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником».

2. Федерико Феллини говорил: «Я думаю, что автор фильма может показывать вещи лучше, чем показывает сама жизнь. Может и должен. А единственный способ полностью воплотить в жизнь свою фантазию — это полностью ее контролировать, сознательно прорисовывая ее во всех деталях. Короче говоря, вещь придуманная всегда более правдоподобна, чем вещь, насильно вырванная из действительности».

3. Ф. Гарсиа Лорка в лекции «О воображении и вдохновении» писал: «Для меня воображение — синоним способности к открытиям. Воображение поэтическое странствует и преображает вещи, наполняет их особым, сугубо своим смыслом и выявляет связи, которые даже не подозревались, но всегда, всегда, всегда оно явно и неизбежно оперирует явлениями действительности, оно никогда не могло погрузить руки в пылающий жар алогизма и безрассудности, где рождается вольное и ничем не скованное вдохновение...».


Задание 4. Проанализируйте приведенные определения воображения. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее полно отражает его сущность? Обобщите эти определения и сформулируйте комплексное понятие воображения.

1. Э. В. Ильенков характеризовал воображение как «постоянное индивидуальное уклонение от уже найденной и узаконенной формы».

2. Суть воображения связывается с переработкой во внутреннем плане сознания реальных связей, отношений, свойств объектов и явлений действительности, с отысканием в них новой структуры или смысла, скрытых связей и сторон.

3. Л. С. Выготский, давая характеристику воображению, писал, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

4. Л. М. Веккер считал, что воображение есть тот процесс, природе которого соответствует «психическая реальность, скрывающаяся за разными уровнями экстраполяции, антиципации или вероятностного прогнозирования».

5. С. Л. Рубинштейн связывал воображение с нашей способностью и необходимостью творить новое: воображение он описывал как «преобразование данного, осуществляемое в образной форме»: «Определение воображения можно уточнить как создание нового образа из материалов, сохранившихся в виде представлений от прошлых восприятий, как создание нового в форме идеального».

6. Воображение описывается как активная деятельность продуктивно-творческого, конструктивного характера.

7. К. С. Станиславский в беседе с Н. И. Сац сказал: «Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия — то, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет».


Задание 5. Сравните приведенные позиции в отношении творчества. Какая из них кажется вам более обоснованной и почему?

1. Согласно американскому психологу Л. С. Кюби, неспособность сознания быть творческим связана с тем, что оно логично и ограничено строго упорядоченными символами и понятиями, которые исключают возможность создания новых порядков и сочетаний, т.е. подавляют фантазию и воображение. Там же, где воображение свободно от оков логики, имеет место творчество. Именно вследствие скованности фантазии многие высокоинтеллектуальные люди с энциклопедическими знаниями оказываются малоспособными к творчеству.

2. А. А. Налчаджан считает, что роль бессознательного в творчестве сводится в основном к предоставлению в распоряжение подсознательных творческих механизмов необходимой энергии, эмоциональных компонентов и ощущения органического благополучия или неблагополучия. Само же бессознательное мало приспособлено для осуществления творческих процессов.

3. Согласно американскому психологу Г. Parry, в решении творческих задач участвуют и логическая, и эвристическая формы мышления. Логическое мышление хорошо поддается анализу и с достаточной полнотой выражается математико-кибернетическим аппаратом. Эвристическое мышление имеет место в тех случаях, когда не только мозг, но и весь организм человека начинает функционировать в режиме аналоговой системы («идентификация с изучаемым явлением»). Этот тип мышления различали уже древние восточные мудрецы, установив, что плодотворнее всего человек работает в условиях крайнего сосредоточения на объекте мысли и отключения от всех внешних воздействий.


Задание 6. А. В. Брушлинский отрицает специфику воображения как особой формы отражения и предлагает сводить его к мышлению. Ему принадлежит формулировка парадокса взаимоотношений мышления и воображения: «Если воображение заключается в "создании новых мыслей", то чем тогда должно заниматься собственно мышление? ...Если же воображение создает "новые чувственные образы", то неизбежен вывод, что в ощущениях, восприятиях и представлениях, как и в мышлении, человеку не открывается ничего нового, что, очевидно, абсурдно». Предложите свой вариант разрешения парадокса А. В. Брушлинского.


Задание 7. Прокомментируйте приведенные тексты и сформулируйте современную научную позицию в отношении роли интуиции в творческом процессе.

1. «Однажды вечером, — рассказывает изобретатель структурной формулы бензола Ф. Кекуле, — я сидел в омнибусе и раздумывал о том, каким образом можно изобразить молекулу бензола С6Н6 в виде структурной формулы, отвечающей свойствам бензола. В это время я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собою, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Каждая одною заднею рукой держалась за клетку, а следующая держалась за другую ее заднюю руку обеими передними, хвостами же они весело размахивали по воздуху. Таким образом, пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола. Так возникла вышеприведенная формула, она нам объясняет прочность бензольного кольца».

2. Каждый школьник знает легенду о том, что свой периодический закон химических элементов Д. И, Менделеев увидел во сне. Б. М. Кедров в книге «День великого открытия», руководствуясь документальными материалами, показал, что все этапы творческого процесса Д. И. Менделеева были максимально сознательными. Роль интуиции в данном случае сохраняется лишь на уровне «нащупывания» идеи, которая бы объединила в систему результаты ранее полученных частных решений. Именно этот момент сам Д. И. Менделеев выразил известными словами: «Все в голове сложилось, а выразить таблицей не могу». Своеобразной формой интуитивного «озарения» явился тот факт, что к концу рабочего дня Д. И. Менделеев уснул и увидел таблицу во сне. Б. М. Кедров вполне допускает возможность появления подсознательной мысли во время сна: «Дмитрий Иванович действительно мог увидеть во сне свою систему переписанной с черновика набело, иначе говоря, ему действительно могло присниться, будто он переписывает созданную уже им таблицу элементов в обратном порядке: в черновике элементы располагались так, что более легкие стояли под более тяжелыми; в беловом экземпляре, напротив, более легкие стояли над более тяжелыми».


Задание 8. Прочитайте отрывок из воспоминаний К. Паустовского. Оцените эффективность метода учителя Черпунова для развития воображения детей. Какой механизм здесь срабатывает?

На столе в классе стояли залитые сургучом бутылки с желтоватой водой. На каждой бутылке была наклейка. На наклейках неровным старческим почерком было написано: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря»...

Но сколько мы ни разглядывали эту воду, во всех бутылках она была одинаково желтая и скучная на вид. Мы приставали к учителю географии Черпунову, чтобы он разрешил нам попробовать воду из Мертвого моря... Но пробовать воду Черпунов не позволял...

Когда я был уже в старшем классе, преподаватель психологии, говоря нам о плодотворной силе воображения, неожиданно спросил:

— Вы помните Черпунова с его водой из разных рек и морей? Так вот, могу вам сообщить, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода. Вы спросите, зачем Черпунов вас обманывал? Он справедливо полагал, что таким путем дает толчок развитию вашего воображения. Несколько раз он упоминал при мне, что человек отличается от животного способностью к воображению.


Задание 9. Обобщите данные рекомендации, дайте им психологическое обоснование.

1. Лучший способ изучить что-либо — открыть самому. Для того чтобы изучение было наиболее эффективным, учащийся должен самостоятельно открыть настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно. (Д. Пойа)

2. То, что вы были принуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы сможете снова воспользоваться, когда в том возникнет необходимость. (Д. Пойа)


Задание 10. Проанализируйте цитаты и сформулируйте общую для них точку зрения на процесс творчества. Почему широкая эрудиция не всегда является гарантией плодотворного творчества?

1. Принцип каждого научного исследования — это «универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи». (К. Маркс)

2. Наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием. (Л. де Бройлъ)

3. Ум человека зачастую бывает скован предварительными точками зрения, привычными понятиями. Находясь под их властью, человек не может творить новое... Эйнштейн подметил это обстоятельство и высказал его в нарочито парадоксальной форме: открытие совершает «невежда», который «не знает», что именно этого сделать невозможно, между тем как такая возможность не вызывает сомнений у эрудитов. {А. Г. Спиркж)

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:



Если Вам понравился наш сайт, Вы можеть разместить кнопку на своём сайте или блоге:
refdt.ru


©refdt.ru 2000-2013
условием копирования является указание активной ссылки
обратиться к администрации
refdt.ru